Тамара Жужгина - написанные рецензии

Рецензия на «Прощай, Эней!..» (Елена Спичак)

Понравилось все. И стихотворение, и комментарии. Где Вы, Елена? Вас давно не слышно.

Тамара Жужгина   01.10.2023 08:51     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ещё зелёными стояли тополя» (Сергей Павлов 9)

Красиво! И легко, непринужденно ложится стих -

Тамара Жужгина   13.02.2023 23:44     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв, Тамара!

Сергей Павлов 9   14.02.2023 08:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Он создан Богом для стихов!» (Александр Ченин)

Александр, только по этому стиху мне уже понятно, что природа - Ваш друг. Я тоже очень дружу с природой и люблю все естественное, все мало-мальски природное. Природа - гениальна и невозмутима. Что бы ни (на)творил человек, она остается собой.

Тамара Жужгина   21.11.2022 22:06     Заявить о нарушении
Предлагаю продолжить разговор о самовыражении и о ладе на Вашей страничке, если не возражаете. Ведь там мы в гостях.
О ладе и не-ладе я говорю с позиции элегического ироника. Мне понятны Ваши мысли о самовыражении и о рамках приличия, но для меня не в этом главное. Мне сдается, в жизни, то есть в поэзии - именно так я понимаю жизнь - слишком много выстроено границ для самовыражения. Если бы препятствием были только "рамки приличия", то все было бы действительно очень просто.

Тамара Жужгина   21.11.2022 22:10   Заявить о нарушении
Благодарен за оказанную честь продолжить разговор. К сожалению, я не знаком не только с "позицией элегического ироника", но и вообще с Правилами классического стихосложения. По сему я, вряд ли, заинтересую своими рассуждениями. Однако, попытаюсь высказать своё понимание границ самовыражения. "Жизнь, - как поэзия. Поэзия, - как жизнь", - для меня слишком возвышенно, но я не отрицаю и такого взгляда на стихотворчество. Границы самовыражения (опять же, по-моему); - те же, что и границы нравственности и законности государства (народности), на языке которого творит поэт. Всё остальное, - уровень таланта и амбициозности. Зачем, как и о чём. Страдать об оценке со стороны (самовыражения), - не разумно. Либо радуешься тому, что "производишь", либо спокойно относишься к "мнению толпы". В любом случае, - это приносит и удовлетворение, и самоуважение. А упорство, самокритика и критика будут поднимать всё выше и выше к мастерству. Совесть, - это не только Окно к Богу, но и самый честный критик. Она определит ту высоту, на которой будет поэту комфортно во всех отношениях. Я так думаю. Ничего особенного и умного, но готов и уточнить, и продолжить. Только никаких обязательств! С улыбкой, теплом и уважением.

Александр Ченин   21.11.2022 23:12   Заявить о нарушении
"Элегический ироник" - это особенность стиля, интонирования текста, в котором немного печали, немного иронии. Их соотношение неравномерно, произвольно, специально не просчитывается. Это что-то из серии "стихи пишу не я." Как изливается - так и получается. Да, стихи я почти всегда редактирую, но не позже, а когда отлежатся и становятся видны огрехи. Иногда редактирую много раз. Строгий критик, возможно, скажет - это неправильно, это не так, рифма неправильная, жанр нарушен и пр. Меня это мало волнует. Я - не поэт, а - переводчик, никогда поэтом себя не считала и в конкурсах не участвовала. А стихи пишу по наитию, "на случай," "по настроению," когда что-то понравится, удивит красотой, захватит своей эстетической стороной. Например, осенний чистотел в каплях дождя.

Тамара Жужгина   22.11.2022 21:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Великие тайны Поэзии. Последняя дуэль» (Олег Евгеньевич Сметанин)

Спасибо, что зашли на мою страничку. Иначе я не прочитала бы Ваших стихов и не получила бы дозу удовольствия. Прошу прощения за эгоистический подход, но в нем есть большая доля прагматизма и искренности, и это, думаю, должно оправдывать мое эпикурейское отношение к поэзии.

Тамара Жужгина   05.11.2022 16:06     Заявить о нарушении
да, тут много эпикурейцев

всё нормально)

Олег Евгеньевич Сметанин   05.11.2022 20:16   Заявить о нарушении
Вы поверили мне на слово (я об эпикурейском подходе к поэзии) или мои стихи действительно попахивают эпикурейством? Я убеждена в том, что самооценка на 99% бывает ошибочной.

Тамара Жужгина   05.11.2022 21:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Азия» (Лариса Довгая)

Сложный внутренний диалог. Очень интересно. У меня несколько другое представление сложилось, но много сходного. Спасибо.
С уважением

Тамара Жужгина   05.11.2022 15:16     Заявить о нарушении
Благодарю, Тамара. Я не доверяю простым решениям.

Лариса Довгая   05.11.2022 19:40   Заявить о нарушении
Попробую развить Вашу мысль, если правильно ее поняла. Сложные решения интереснее, потому что требуют работы ума. Но не факт, что они дают правильный ответ. Вопрос в том, что считать и называть сложным, а что простым. Я ищу и не нахожу ответа на вопрос, когда речь заходит о поэтическом слове и его содержании: что проще - глубинное или поверхностное, внутреннее или внешнее, выраженное словами или скрытое, не выраженное словами; открытое уму или закрытое, герметичное, завуалированное метафорой и пр.? А в жизни все часто еще запутаннее - сложное и простое постоянно меняются местами и запутывают людей в их решениях, вопросах и ответах. Не сочтите за позерство или пустое умничанье. Дело в том, что я пишу много, но очень немногое выставляю и печатаю как раз потому, что сама себе не могу дать ладу и ответить на вопрос о простоте и сложности самовыражения с помощью слова.

Тамара Жужгина   05.11.2022 23:05   Заявить о нарушении
В технике есть понятие "золотое сечение". Мне думается, что надо находить то соотношение, при котором стихотворение состоится. Иногда кратко и просто, иногда сложно. В конце концов, для того и жанры существуют, чтобы подобрать оптимальное раскрытие темы.

Лариса Довгая   06.11.2022 10:55   Заявить о нарушении
А в философии есть понятие "золотая середина". Но оперировать условностями - дело неблагодарное, потому что возникает множество мнений и точек зрения, порой враждующих и несовместимых. Множественность - непререкаемый закон вселенной. Но как известно из математики, все придуманные понятия - условны, тем более условны технические понятия, приложенные к жизни вообще, и жанры, приложенные к слову, или тексту. Жанры в чистом виде, примерно так, как их понимали классицисты, были сломаны в Новое время, если быть точнее, надломлены в XIX в. и окончательно уничтожены в ХХ-м. Осталась только условность, условные границы жанров. И чтобы увидеть более-менее настоящие границы, опять же условно настоящие, нужно возвращаться к классическим теориям, к истокам. Но не всем это по вкусу, особенно в периоды, когда доминируют настроения ниспровержения истоков и тотального забытья корней. Вот и получается замкнутый круг. Либо ты живешь в придуманном тобой (или коллективом) условном мире, а картины мира множественны, бесконечны, либо... Что либо? И здесь я теряюсь, я теряю нить Ариадны.

Тамара Жужгина   07.11.2022 10:15   Заявить о нарушении
Тамара, я по первой профессии инженер и пользуюсь многим из мира техники. Золотое сечение существует и в цифрах и применяется в расчетах, причем на практике потом все это работает. Не слишком ли гуманитарии увлеклись условностями?

Лариса Довгая   10.11.2022 08:17   Заявить о нарушении
Благодарен Стихирии и ВАМ, многоуважаемые Леди! С интересом прочитал и стих, и ВАШ диалог. Извините за бестактность, но ВЫ подняли такие темы, что касаются всех. Ни на что не претендуя, хочу высказать своё (маленькую часть) миропонимания. "Всё гениальное, - просто!" В моём представлении этот тезис подтверждается Законами Природы (Бога). E = mc2, Семья, Добро и Зло. И так далее... Что касается Личности; - "Познай сам себя до конца, а за других и браться нечего.", "Ищущий, - да обрящет", "Возблагодари и прости" и, так далее ... Просто, понятно, истинно. С уважением.

Александр Ченин   21.11.2022 11:17   Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Все гениальное - просто, а если не гениальное, то как?

Тамара Жужгина   21.11.2022 19:29   Заявить о нарушении
А что не гениальное, то всё повседневное. А повседневное, решается знаниями, опытом, волей и темпераментом. Пожалуй, ещё и ВЕРОЙ. "Вот, как-то так, устроен Мир". Хотя ... "Чем меньше знаешь, тем крепче сон". Право выбора за каждым.
С улыбкой и уважением.

Александр Ченин   21.11.2022 19:57   Заявить о нарушении
Извините. Зацепило вот это: - "... что сама себе не могу дать ладу и ответить на вопрос о простоте и сложности самовыражения с помощью слова." Из собственного опыта, - Необходимо уверенно и чётко определиться, что главное в творчестве; - известность, читаемость или самовыражение. Максимальная свобода ("лад") в самовыражении! Твори, выдумывай и не комплексуй (Разумеется, в рамках приличия)

Александр Ченин   21.11.2022 20:04   Заявить о нарушении
Давайте не путать истинную простоту с примитивностью, неразвитостью. А настоящий поэт пишет по той простой причине, что у него устройство такое, он так создан. Все остальное - шелуха, и к делу отношения не имеет.

Лариса Довгая   26.11.2022 10:11   Заявить о нарушении
"И,всё-таки,Земля круглая!" Уважаю Ваше мнение, но остаюсь при своём. Кстати, примитивизм, - имеет право входить в понятие "Искусство". Если знаете деревенскую жизнь далёких советских времён, то вспомните сельского гармониста и простые душевные песни. Фундамент красивого дворца не виден; - но именно он надёжно бережёт и хранит всю красоту внешней архитектуры. Не обижайтесь; - я не посягаю на Ваше убеждения. Желаю Вам здоровья, радости и понимания. С уважением.

Александр Ченин   26.11.2022 10:58   Заявить о нарушении
Истинная красота русской деревни не для каждого глаза. И это не парень с гармонью. Интересно, что чужой глаз это величие не воспринимает.

Лариса Довгая   08.12.2022 18:57   Заявить о нарушении
Вот и я говорю, что Истина от Высших Сил Вселенной; - заложена в Природе. И мы, постепенно, Её открываем. Деревенский парень с гармошкой, - это часть Природы. Это гармония души и тела по Законам Природы. Как и истинная Красота, - Она тоже в Природе. Я выражаю своё миропонимание и никоим образом не посягаю на Ваше. Не надо сердиться. Высшие Силы не наказывают нас за наши убеждения. Это мы стараемся накать друг друга, и, в основном, - несправедливо. "Ищущий, - да обрящет". Всего Вам доброго, а я пошёл дальше, познавая Мир и в Нём, - себя.
С уважением.

Александр Ченин   08.12.2022 20:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сакральный источник» (Александр Онищенко)

Видно, участь поэта - быть между землей и небом.

Тамара Жужгина   05.11.2022 15:01     Заявить о нарушении
Ну, что за чудо-стих! Магнетический - трудно к нему не вернуться.

Нина Герасименко-Даденкова   05.11.2022 21:48   Заявить о нарушении
Да, похоже на то. Жаль только не всем это удаётся. И даже очень талантливым из них. Многих раздавила сила земной гравитации.
Удачи. С теплом.

Александр Онищенко   06.11.2022 03:53   Заявить о нарушении
Трудно противостоять материи и соблазнам славы.

Тамара Жужгина   07.11.2022 10:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Газель» (Хасан Гаюбов)

У Вас прекрасные стихи, Хасан! В них столько чувств, волнения и искренности!
С уважением

Тамара Жужгина   21.02.2022 15:58     Заявить о нарушении
Рецензия на «Откровение» (Сергей Грущанский)

Спасибо Вам, Сергей, и за Откровение, и за жесткие стихи 2009-2011 гг.
С уважением

Тамара Жужгина   18.02.2022 13:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Тамара.

Сергей Грущанский   06.04.2022 17:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Всё меньше ящиков почтовых» (Сергей Каратов)

Спасибо, Сергей! Ностальгия по традиционному эпистолярному жанру...
Вы подали мне интересную идею - создать литературную страничку с цитатами из старой, доброй переписки с родными и друзьями (из домашнего архива). Возможно, это будет интересно и для молодых людей. Если позволите, я сделаю ссылку на Вашу страничку и вставлю эпиграфом строки из Вашего стихотворения.
С уважением

Тамара Жужгина   18.02.2022 12:13     Заявить о нарушении
Рецензия на «Жан де Спонд. Сонет» (Виктор Жданов 2)

Здравствуйте, Виктор! А не могли бы Вы уточнить, какой именно сонет де Спонда Вы перевели и показать оригинальный текст? Вероятно, это стихотворение из цикла "Сонетов смерти"?

Тамара Жужгина   13.09.2021 14:35     Заявить о нарушении
К сожалению, я не сохраняю черновики, Нашёл в интернете только два фрагмента текста. Скорее всего, это и 13 сонета Jean de Sponde Sonnete «Sur la mort»
E vois ces vermisseaux bastir dedans leurs plaines
Les monts de leurs desseins, dont les cimes hautaines
Semblent presque esgaler leurs cœurs ambitieux.
Géants, où poussez-vous ces beaux amas de poudre ?
Vous les amoncelez ? Vous les verrez dissouldre :
Ils montent de la Terre ? Ils tomberont des Cieux.
С уважением.

Виктор Жданов 2   14.09.2021 00:22   Заявить о нарушении
Большое спасибо за оригинал, по этим строкам возможно выйти на полный текст. Но вряд ли это текст 13-го сонета. И это точно не 2-й, не 9-й и не 12-й (их тексты мне хорошо известны). Французы выделяют всего двенадцать медитаций Ж. де Спонда на тему смерти, в форме сонетов, и называют их "Сонетами смерти" ("Sonnets de la mort"). Возможно, в каких-то популярных источниках их стали называть Сонетами о смерти. Сам де Спонд назвал их по-другому.Но это другая история.
Очень признательна Вам за ответ.

С уважением Т.Ж.

Тамара Жужгина   14.09.2021 12:10   Заявить о нарушении