чужие письма

Кшесинская Деметра: литературный дневник

Читаю переписку Гоголя со Смирновой-Россет. Если посмотреть на эту манеру общения, то сегодняшние писюльки, кажутся телеграммами. Обстоятельность, глубина анализа, метровые этикетные подтанцовки, чтобы сказать нечто негативное, и все-таки умение говорить его, хотя и опасение обид и холода. Умели они общаться через чистый лист и чернильные пятна...


" А, на поверку, всё это существует, просто, в воображении, иногда в собственном великодушном порыве, словом, в мысли, а не в деле. Самарину вы дайте знать вот что, если он точно чего-нибудь ищет от меня и думает, что я могу быть ему чем-нибудь полезным, то ему следует решиться на то, на что светский человек обыкновенно не решится: писать ко мне письма и не ждать на них ответов. В письмах должен быть почти дневник мыслей, чувств и ощущений, живое понятие о всех людях, с которыми ему случится встретиться, мнения о них свои и мнения других о них, и наконец случаи и стычки с ними. Словом, чтобы я слышал самую жизнь. Без этого я просто глуп и не гожусь ни на что. Вы сами знаете, что я до тех пор, пока не узнаю дела даже в тех подробностях и оттенках, которые в глазах других считаются неважными и посторонними, не возьмусь ни за какое дело; таков уже у меня ум! А потому, если он будет иметь терпение писать ко мне таким образом в продолжение целого года, н е о ж и д а я о т в ет а ни на одно из писем, то по окончании года я, может быть, напишу ему для него точно полезное письмо. И после этого письма мы придем уже оба в состояние быть полезными друг другу. А иначе всякая переписка будет стрельба холостыми зарядами, произойдут куриные дела и куриные умствования. Мне этого нельзя ему сказать в письме, в котором следует только поблагодарить за комплименты, а вы ему изъяснить это можете."


Или вот еще, очень интересное..


"А вам, мой друг, сделаю упрек в пристрастии, которое у вас очень сильно ко всему и ко всем, а в том числе, разумеется, и ко мне. Пристрастие так и торчит, так и выглядывает из разных угликов вашего письма. Вами обладает во всей его силе то свойство, которое почти всегда бывает у лучших женщин: необыкновенный инстинкт узнавать с первого взгляда человека и, заметив в нем несколько хороших качеств, увлекаться ими до того, что уже не замечать ничего в нем дурного и позабыть вдруг все те наблюдения, которые им доставил почти никогда не обманывающий их инстинкт. Это у вас есть в изрядном количестве. Это я вам говорил всегда, и потому вы за собою караульте. Когда вы заметите сами в себе, что вы слишком кого-нибудь или что-нибудь любите, постарайтесь отделить хотя маленькую частичку от этой любви и отдать ее тому, которого вы не любите. Может быть, таким образом восстановится в вас желанное равновесие."


Источник: http://gogol-lit.ru/gogol/pisma-gogolya/letter-730.htm


Но мне ближе телеграммы. Кроме тех, которые пишешь под нажимом чужого желания...Увы...Стало многое яснее с короной, почтой, сегодняшним, после случайного попадания в поле зрения фамилии одного из знакомых автора "Вечеров..."
Писателя, боявшегося женщин...Его искусство самодостаточное, а не тир любви...Чистое..Мужское..Глубинное..У каждого свой Гоголь..Странно...что мы встретились...мимо чужих прочтений...
Почитала критику автора "Лолиты" на образ Чичикова. А хорошо, что он съехал в свое время. База с возу...Однобокое, поверхностное, избыточно эмоциональное обрубочное ярлычное навешивание плюсов и минусов с преобладанием второго. Гоголь, в отличие от своих критиканов, отношения с героем выстраивал не как с образом, а как с живым человеком. И к концу написания "Мертвых..." его отношение уже не напоминало то письмо, почти единственное, где он его ругает и на основании которого советское литературоведение укатало Чичикова в тюрьму негодяев...
"Мертвые..." Гоголя разорвали между Московие и Малороссией...Везде им были недовольны..И там и там..Как интересно пробиваются исторические корни..



"Но и об этом довольно. Скажу вам одно слово насчет того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, служило одно время предметом ваших рассуждений и споров с другими. На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве. На сочинениях же моих не основывайтесь и не выводите оттуда никаких заключений о мне самом. Они все писаны давно, во времена глупой молодости, пользуются пока, незаслуженными похвалами и даже не совсем заслуженными порицаньями, и в них виден покаместь писатель, еще не утвердившийся ни на чем твердом. В них точно есть кое-где хвостики душевного состояния моего тогдашнего, но без моего собственного признания их никто и не заметит и не увидит."


Источник: http://gogol-lit.ru/gogol/pisma-gogolya/letter-730.htm
/Из писем Гоголя Н.В. - А.О.Смирновой. 24 декабря на ст. 1844. Франкфурт/


И какое странное, почти пророческое от нее ..То ли всхлип..то ли вопрос..
"У Ростопчиной при Вяземском, Самарине и Толстом разговорились о духе, в котором написаны ваши «Мертвые души», и Толстой сделал замечание, что вы всех русских представили в отвратительном виде, тогда как всем малороссиянам дали вы что-то вселяющее участие, несмотря на смешные стороны их; что даже и смешные стороны имеют что-то наивно-приятное; что у вас нет ни одного хохла такого подлого, как Ноздрев; что Коробочка не гадка именно потому, что она хохлачка."


"Но ведь и я родилась в Малороссии, воспиталась на галушках и варениках, и как мне ни мила Россия, а все же я не могу забыть ни степей, ни тех звездных ночей, ни крика перепелов, ни журавлей на крышах, ни песен малороссийских бурлаков. Все там лучше, чем на севере, и все чрез Малороссию пройдем мы в Константинополь, чтобы сдружиться и слиться с западными собратьями славянами. А как и когда забудется, что некогда Украина была свободна. Бог весть! Итак, никто более меня не понимает вашего – может быть, вами самими неузнанное чувство и таящееся от вас самих. Я, впрочем, заметила им, что хохлы вас тоже вовсе не любят и вас в том же упрекают, как и русские. "


/Смирнова А.О. - Гоголю, 3 ноября 1844, Петербург/
https://document.wikireading.ru/55255


Мы просто доигрываем чужие игры и письма...пешки..



Другие статьи в литературном дневнике: