Метлов 2. Помыслы времен.

Кшесинская Деметра: литературный дневник

https://stihi.ru/2018/04/26/5206



Осталось найти проем.


Стихотворение заявляет об исследовании ментального поля современности уже названием "Помыслы времен". Из названия следует, что речь пойдет о чистом опыте, "помыслы" , это даже не идеи и не мысли, а то, что идет до них, ментальный порыв, запечатленный и осознанный в момент его возникновения.
Подзаголовок предупреждает, что речь пойдет в антагонистическом ключе (Возвышенное и низменное). Как любое решение, не отягощенное предвзятостью и позиционированием одной темы и одной стороны, это сразу привлекает внимание читателя.


Первый отрывок, похож на экспозицию, где после обращения к клану ушедших из всех времен и сокрушения по поводу опасений быть неуслышанным (хотя как могут слышать те, кто уже не имеет для этого объективных данных в виде органа слуха). Автор дает определения высоким помыслам, но не конкретизирует, кому они принадлежат. Их перечисление имеет семантический ряд, который характеризуется случайным набором последовательностей. Так к высоким помыслам отнесены:
- попытки проницательности и исследования мира вокруг;
- путешествие в Маньчжурию ( что само по себе не может быть отнесено ни к одному из критериев возвышенные/низменные);
- и метафора о кормлении клещей в тайге, которая в переносном смысле как правило обозначает бесцельность и даже ущербность выбранного промысла.


После описания возвышенного автор переходит к "низменной нише". Его упреки направлены к роженице, обозначенной дежурным штампом "матушка-земля". В обобществлении как принципе, можно спрятать любые пустоты собственного сознания, неумение выражать мысли и даже иметь их, лексическую бедность и пустоту образов, отсутствие художественного переосмысления для раскрытия поставленной темы и подведения итогов по ней. По мнению лирического героя все беды из-за того, что рождается все меньше представителей homo sapiens. Эта мысль не уточняется, хотя формально считается, что именно переизбыток населения — одна из реальных проблем планеты. Значит, кроме "сапиенсов" по мнению автора, матушка уже давно рожает что-то побочное. Обобщение продолжается утверждением, что повсюду "шрамы и царапины", завихрения в умах. То есть, причина низменности — это отсутствие целостности и наличие негативного опыта, после которого остаются шрамы.


Почему из-за шрамов и царапин не может быть возвышенных помыслов, остается загадкой. После трех упреков следует итоговое утверждение, опять таки в обобщенном виде, и касается это времени, уже ни дня, ни года, ни месяца, чего мелочиться, 21 века. Лирический герой утверждает, что в этом временном отрезке существуют только низменные порывы. Так из двух отрывков складывается картина антагонизма. Возвышенное осталось прибежищем ушедших, но и оно имеет странный джентльменский набор: поиски истины, путешествия и бесцельность. Низменное — то что досталось 21 веку из-за проблем с рождаемостью, деструкции и объектного функционала и неэффективной работы рациональных сфер.


Негативный опыт автор называет кутерьмой страстей, искренне удивляясь тому, как в период тотального развития письменности в головах у современников такая чума. Если рассматривать явление письменности как атрибутику развитого общества, то этот упрек еще более менее приобретает логическую завершенность. Без этой связки отрывок почти полностью лишен последовательности и умения излагать мысли так, чтобы их можно было анализировать. Хотя, может быть лирический герой стал тем объектом низменности, где шрамы и царапины не дают причаститься к таинствам коммуникаций, и тогда целевое использование стихотворения стоит сместить с художественного повествования, на предмет совмещения семантики с реальностью. В таком использовании слов и объективная выгода и явная польза.


Итоговое четверостишие повергло рецензента в состояние почти каталептического замешательства. Попытка просочиться через многоголосие слов и полисемию смыслов осталась только попыткой. Предложенный совет-вывод автором к теме низменное/возвышенное имеет отношение более топографическое (написаны в одно время, одним шрифтом, одними буквами, одним языком, на одном ресурсе, частью одного текстового файла).
Из того, что стало понятным. Автор пораженчески соглашается на отсутствие рациональной и вдохновляющей частей человеческой личности. "Пусть будет так: ни мыслей и ни грёз".
Дальнейшие три строки могут только смутно проглядываться в контексте "мужей", "этих" и "проемов", в которых гармония всех троих считается компенсаторной платой за отсутствие ума и эмоций.


Пусть будет так: ни мыслей и ни грёз.
Мужам - возможно, всё на стреме.
А этим, нашим, что от "чистых" звезд,
Чтоб тот почаще был в проёме.


Окончательным идиотом рецензент себя почувствовал после чтения комментариев...из натива которых, он смог разделить только одно предложение "задуматься". Осталось найти проем.


Анализ художественной стороны произведения, метафоричность, тропы, звукопись, образная система, фабула, элементы внутреннего психологизма сознательно опущены, чтобы не уподоблять сей разбор элементам наукообразия.


Почти о всех описанных автором реальных действиях автор рецензии знает не по наслышке:
глухота ушедших ( три колбы)
проникновение в суть вещей (теория альтернативной СТО и золота);
путешествие ( Санкт-Петербург, Норильск);
кормить клещей (приходилось вытаскивать);
меньше рожает (две программы);
завихрения в умах ( срок в психушке);
низменность страстей (все время хочется проема);
чума в умах ( просмотр фильма "Мама" о чумах чукч);
письменность (вот, пишу);
чистых звезд (была одна, пришлось погасить);
мужам на стреме (все в ушедших, все на стреме),


но даже это не смогло сделать текст близким и понятным. Видимо у нас разные системы координат.




Другие статьи в литературном дневнике: