Флеша Раевская. Может быть, и там, вдали, наладитс

Кшесинская Деметра: литературный дневник

Соборность поэзии или "ще чи ни"...


https://www.stihi.ru/2015/06/29/5188


Стихотворение тяготеет к стилизации в формате устного творчества. И об этом говорят не только лексические обороты, заимствования из коллекций устойчивых сочетаний, но и сам сюжет работы. Желание убежать от цивилизации, между тем, окрашивается легкой иронией, может быть лирического героя над своим желанием, а может быть, автора над непрезентабельностью загородного существования. Стилизация после употребления "Рядом только тишь и благодать" настраивает восприятие на особую волну, свойственную народным песням и обрядовой поэзии. Так сознание цепляется за детали и присваивает им народные обороты "Теплится под ложечкой сомнение". Так неожиданно смещается вектор голода или страха, обычно с этими чувствами связан фразеологизм "сосет под ложечкой". Переход от страха к сомнению так же работает на снижение фона тревожного состояния, заявленного в начале стихотворения. И если в начале это купировалось с помощью легкой иронии, то после появились другие приемы.


Неожиданна реминисценция с монологом Чацкого, который угадывается только формально по построению фразы " К теще! в Мариуполь! на блины!". Такой параллелизм указывает на наличие внутреннего конфликта, ставшего причиной желания покинуть городские локации. Троекратное прерывание строки знаком восклицания, без употребления начала нового предложения символикой заглавия большой буквы, наполнением графического значения приподнимает задорное побуждение на уровень тревожного крика. Так иногда за юмором и иронией прячут настоящий испуг и глубокую тревогу.


Следующие строки, лишенные и налета народности, и иронии, свидетельствуют, что скрытая эмоция на самом деле имеет глубокие психологические корни. Речь о расставании на мосту идет в такой тональности, что риторические вопросы воспринимаются почти как ответы. Тема закрытых дверей в совокупности с мостом прощаний организует пространство из двух знаковых явлений, которые в жизни любого человека имеют символику встреч и разлук. Их различная направленность при минимальной абстракции позволяет увидеть метафорическое значение вертикали(дверь) и горизонтали (мост), как бы расчеркивая пространство на перспективу и глубину. То, чем в континууме обладает биологическое время человека, невидимая константа творчества, которая позволяет иногда проникнуть через границы обыденного мира в область ментальных проекций.


И в этой символике осей абсцисс и ординат, параллелизм с "Горем от Ума" приобретает новые оттенки. Конфликт между личным и общественным еще не просвечен и не детализируется биографическими подробностями, но по тональности изложения и использованной лексике нетрудно предположить, что речь идет о вещах серьезных.


Аллитерация в последнем эпизоде (стих имеет неравномерную структуру, поэтому назвать его катреном не получается) в средоточии глухих согласных к (8), ш- (3), ч(3) опускает внешнюю форму художественного звучания на уровень сокровенных и тайных знаний. С детства эти звуки являлись способом успокоить ребенка или помочь ему уснуть. С той поры их восприятие на подсознательном уровне связано с областью иррациональных вещей.


"Вслушиваюсь в ноющие сумерки -
Каждый вечер, как последний час.
Как ни странно, мы еще не умерли,
Кто бы нам о смерти не кричал."



Лексическое наполнение итоговых строк вмещает в себя и посильный протест, и уговаривание себя на преодоление, и отрицание чужих наветов.Усиление темы смерти, трижды появившейся и верифицированной в словах, "последний час", "не умерли", "о смерти", говорит с одной стороны о глубине внутреннего кризиса, с другой, как бы продолжая тему аллитерации, символизируют доминанту тревоги, не позволяя расслышать ничего, кроме волнующей темы. И так появляется глухота ко всему остальному.


Самым интересным и неожиданным в стихотворении показался рисунок изменения настроения. Создается впечатление, что экспозиция и финал написаны либо разными авторами, либо между ними произошло какое-то событие, подтолкнувшее к такому резкому переходу от иронии к переживанию. И третье объяснение, значительная продолжительность времени, прошедшего между началом и концом написания. Нисходящая линия эмоции и чувство минора, между тем, отметая первоначальную легкость и поверхностность, придает именно на этом контрасте, строчкам особую наполненность и чувство реального переживания, а не фантазийного воплощения и даже не воспоминания.Синхронное переживание событий оставляет на словах неизгладимый отпечаток, как застывший гипс маски.


Иногда творчество выступает в качестве абразива, позволяющего снять с автора второстепенные проекции, и когда во второй половине своего стиха, он чувствует себя как в крепости своего дома, у него открывается подсознательный канал передачи эмоций напрямую, почти без образности и метафор. Показалось, что именно это и произошло здесь, в этом стихотворении. Сельская идиллия и раньше для человека городского считалась сомнительным местом уединения, да и сейчас, убежать от провайдеров еще можно, но от себя. И тех, с кем ты связан не только словами, задача непосильная.


Перечитав еще несколько кругов текста, стало понятно, почему эта игривость.Зачем такая глубина.За что столько глухих.
В названии объект переживания отмечен как абсолютно абстрактное явление, не только по месту, но и по времени. Понятно только то, что эта местность как-то очень дорога пишущему. "Может быть, и там, вдали, наладится"...


Если писать о дорогом, которое не имеешь права или боишься называть, а даешь ему только обобщенное наименование, это говорит либо об эмоции опасения, либо о нежелании посвящать широкий круг читателей в частные подробности. Оборот, не предполагает активной позиции лирического персонажа, может еще от этого такая внутренняя боль и тоска. То, чем мы не можем управлять, но что является частью глубинных симпатий и интересов, более всего становится причиной внутренней рефлексии. С этих позиций, стихотворение больше становится похоже не на пожелание той дали решения проблем, а на успокаивание себя в том, что невозможность влияния на удаленные процессы зависит не от автора и его лирического героя.


Тогда это можно приравнивать к сеансу автоиммунной психотерапии, где объект и субъект боли гармонично объединяются в одном лице. Может, оттого во второй половине стихотворения и появилось такое новое, совсем другое ощущение автора, фигуры глубокой, а не иронизирующей над овечками и Мариуполем."Нам не дано предугадать".Поэтому очень часто в современной поэзии уровень химер зашкаливает. Хотя, по большому счету, она никому ничего не должна.Поэзия.Особенно авторам.


Чтобы окончательно удостовериться в проблеме, прочитала еще несколько стихов из области гражданской лирики автора.Все стало на свои места. У той дали, появилось абсолютно конкретное название страны, которая вот уже несколько лет содержит огромный аппарат медиа служб бывших союзных.
Своей войной..болью...трагедией...Причастность к которой здесь в кругу своих, являясь проявленностью обозначенной, закроет многие перспективы к пишущим и добавит автору проблем.


Так по касательной соборуясь чужой боли, бывает и добираешься до своей. У рецензента другой взгляд, на презумпцию неприкосновенности чужой боли. Поэтому и стало интересно, о чем можно так переживать, не называя вещи своими именами. Поэты выше политики.Может тогда и не стоит писать об этом, если нет сил называть даже имена нарицательные.Героям Слава? или само наладится...Пусть лучше само...





Другие статьи в литературном дневнике: