Л. Трофимова. Стихотворение против самоубийств

Кшесинская Деметра: литературный дневник

https://stihi.ru/2019/12/16/724


О пользе равнодушия


Художественные штампы, видимо как и глагольные рифмы, в отдельных случаях можно считать умелым креативом, если они использованы с каким-то новым значением или глубиной, неожиданным соседством, особым психологическим параллелизмом.
Тема суицида, как пограничная ипостась пребывания на земле, одна из излюбленных поэтических фишек. И прикасание к ней имеет свои ментальные законы и особенности. Есть хорошая восточная практика, которая говорит о том, что никогда не предлагай свою помощь, пока ее не попросят. Если воспринимать предложенное стихотворение как возможность разделить негативный опыт, то и с этой колокольни его действенность представляется сомнительной. Текст написан в стиле поучений, на волне внутреннего неприятия ситуации, без психологической подстройки, а с уровня борьбы за чужую свободу. Попытка повлиять на чье-то решение выйти из игры вряд ли имеет смысл. Достаточно вспомнить опыт классиков. Строки В.Маяковского о поступке С.Есенина, и что потом стало с ним...Личный пример автора, пожалуй самая искренняя часть и честная игра на этом поле, если это не рекламная компания по презентации собственных глубин падений.


Стихотворение начинается с избитого штампа про "потухший огонь" в глазах, продолжаясь "миром, который рушится". Если автор на самом деле к тебе соучастен, с таким богатым поэтическим опытом вводную часть можно было бы и более прочувствованной, нетрадиционной , соответствующей презентации на странице сделать.
Дальнейшее чтение вообщем, это постижение многих других банальных мыслей и клише, используемых в канцелярских оборотах и творениях авторов с обедненным лексическим запасом слов:
"Взлететь в небеса", "ближний путь", "душит слезами", "страх парализует", "резала вены", "небесная лестница", "уснуть и не проснуться", "прервать бег", "ползти по краю", " в клочья разорвана"...все эти обороты миллионами повторов живут в сети и загружают внимание среднестатистического пользователя обыденным восприятием.


Для привлечения внимания автор пользуется не художественными, а топографическими приемами: КАПЛОК, что воспринимается в сети, как крик. Но крик есть скорее показатель бессилия, чем наличия эмоций. Обилие восклицаний, аж три, в конце последнего финального предложения. Это не только безвкусица, но и показатель внутреннего посыла: автор очень нуждается во внимании. Так привыкли одеваться скучающие по сенситиву люди, в яркие одежды, чтобы на них посмотрели. Но, если тема не раскрыта, банально, не цепляет, отсутствует почерк, нет глубины...Обилие знаков вряд ли смогут заменить, если не талант, то хотя бы умение передать боль.


Удивляет и незнание психологии. Если стихотворение пишется для людей, находящихся в критическом состоянии, автор должен помнить, если у него правда имеется такой опыт, что в этом состоянии как раз подобные призывы могут стать стихийным толчком к решимости совершить задуманное...В таком состоянии решившим глубоко равнодушно, что кто-то там чего-то добился. В таком состоянии сопереживание выражается в молчаливом согласии, как при насилии. Нельзя изнасиловать того, кто не боится. Нельзя спасти того, кто этого не хочет...Даже если решить за него его проблемы.
И еще, если автор прошел эту школу, зачем быть регулировщиком в жизни других, на каком основании...


Хорошо, что в тексте так много общих мест, клише, обычных грамматических ошибок. В таком виде этот стих просто не впишется в классическую матрицу эксклюзива и вряд ли кому навредит.


О грамматике и стиле


"Ты хочешь уйти и забыться в другой эфир" , согласование в словосочетании нарушено, это грамматическая ошибка с элементами стилистической, возможно, автор имел хотел сказать "забыться в другом эфире" или "раствориться в другой эфир".


"Закроешь глаза и взлетишь в небеса все выше", — форма "взлетишь" будущего времени не сочетается с уточнением "все выше". Здесь конструкция предложения требует несовершенного вида "Закроешь глаза и взлетаешь в небеса все выше". Или тогда в прежнем варианте, но без уточнения "все" — "взлетишь в небеса выше".


"Тот страх, что парализует от преступления". В словосочетании "парализует от преступления" нарушена синтаксическая связь, так не говорят, глагол требует винительного падежа, "парализует преступление", а если речь идет о том, что страх не дает его совершить, то тогда "удерживает от преступления".


"Я это никому еще не открывала", здесь уместнее будет использование родительного падежа "я этого никому...".
"Да, умирать не случается сразу". Видимо автор имел ввиду, не получается, глагол "случается" это свидетель пассивного процесса, насколько я помню, суицид явление активное, а не случайное, осознанное и подготовленное.


Орфографических ошибок немного, с пунктуацией чуть больше проблем. Но основное, это конечно, лозунго-пафосное обращение к теме, требующей чуткости или в лучшем случае, тишины. Иногда равнодушие помогает намного больше, чем плохо выраженная стихотворная эмоция.



Другие статьи в литературном дневнике: