Покров над Россией...

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

Проповедь на великий праздник Покрова Матери Божией архимандрита Петра (Кучера).


С праздником, дорогие братья и сестры!

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.



Сегодня Русская Православная Церковь совершает празднование события, происшедшего в 910 году в Константинополе, столице Византии. В то время в Константинополе жил Андрей Христа ради юродивый, русский по происхождению. Этот святой был, пожалуй, одним из самых сильных по благодати юродивых, подвизавшихся в Христианской Церкви во все времена.



Днем и ночью, летом и зимой, в жару и мороз он ходил совершенно нагой по городу, обличал людские пороки, проповедовал, и все его чтили, просили его молитв, кланялись ему, потому что знали, что этот человек - великий угодник Божий.



Одна благочестивая женщина, торгуя на рынке продуктами, увидела среди толпы блаженного Андрея, объятого божественным пламенем. За ним ходили бесы в виде эфиопов и запоминали каждого, кто оскорблял или толкал святого, они радовались, что эти люди будут осуждены в судный час за принесенные блаженному обиды и поношения. Но святой, видя ликования бесов, божественной силой обратил их в бегство и стал молиться за обидящих его, чтобы Господь не вменил им это во грех. И в это время отверзлось небо, и белый голубь в клюве принес святому райскую ветвь, как дар блаженному за его милосердие и любовь к людям. Женщина возблагодарила Бога за это дивное видение, а Андрей предупредил ее, чтобы она никому не открывала об этом до его смерти.



Как-то в Константинополе во время сильного мороза Андрей Христа ради юродивый, умирал от холода, люди пинали его, прогоняли от своих жилищ, даже собаки и те от него убегали. Две недели он валялся под забором, а на самом деле он в это время был в райских обителях, у Бога, и видел там неизреченные красоты и жизнь Вечную Царствия Небесного. Таким образом, Господь сохранил Своего угодника, и когда морозы прошли, блаженный возвратился в свое тело, преисполненный неизреченной радости и благодарения Богу.



Святой Андрей продолжал проповедовать слово Божие и нести свой тяжелый подвиг юродства, который, как учит нас Церковь, выше и тяжелее мученичества. Однажды во время Всенощного бдения, когда блаженный Андрей и его ученик, 16-летний отрок Епифаний, будущий Патриарх Константинопольский, молились во Влахернской церкви, то увидели, что с западной стороны храма по воздуху шествовали Пресвятая Богородица, святой Иоанн Креститель, апостолы, великомученики и другие великие святые.



Пройдя под сводами Пресвятая Богородица опустилась на колени перед престолом, и со слезами начала молиться ко Господу о прощении грехов рода человеческого и за град Константинополь, которому в это время угрожала опасность от турок-сарацин. Конечно, Божия Матерь молится и на небе Своему Сыну, но сделала Она так на виду у этих двух святых для того, чтобы они рассказали людям, что Она Защитница и Предстательница пред Господом за весь христианский род. Помолившись так, Пресвятая Богородица поднялась вновь на воздух, повернулась лицом к народу, стоящему в храме, и раскрыла над всеми Свой омофор - покрывало, подобное тому, которое носят архиереи. Среди молящихся был и Византийский император, и вся придворная знать, и духовенство, и простой народ, однако Божию Матерь и сонм святых увидели только Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик - отрок Епифаний.



Блаженный Андрей нес тяжелейший подвиг юродства и был очищен постом и молитвою, он уже при жизни сподобился великих даров Духа Святаго - видеть невидимое, а Епифаний прислуживал и помогал святому, поэтому за свою богоугодную жизнь они были удостоены лицезреть это чудо. Видение пришествия Пресвятой Богородицы в этот день совершилось еще и по следующему поводу. В это время, в начале X века, Византия уже хворала, тяжело болела недугами безнравственности и впадала во многие грехи. Дух ревности, благочестия и страха Божия стал ослабевать в Византии, потому что, начиная с IV века, со времен равноапостольного Константина Великого, и до X века, почти 700 лет, можно сказать, люди жили безбедно. Если бы были битвы, вражеские нападения или какие-нибудь бедствия, то это бы вразумляло, ограждало, предостерегало народ от греха, т.к. скорби тоже необходимы для укрепления веры и спасения. Но вот наступила 1-я пол. X века, и в Византии начались нестроения, престол захватывали недостойные правители. Были распри между придворной знатью, плелись интриги и заговоры. Но для объяснения этой ситуации нам, русским людям, не надо далеко ходить за примером, хотя все это делается сейчас во всем мире, а не только в России, - в большинстве своем правят богоотступники и христоненавистники.



Не лучше обстояло дело и в Константинопольской Церкви, которая была светочем Христовой веры, образцом для подражания всем христианам! До нас дошли свидетельства современников тех лет, что были великие скорби и в самой Церкви. Господь милует и прощает грехи мирянам и более снисходителен к ним, чем к людям, которые посвятили себя на служение Богу: архиереям, монашеству и духовенству. Им много дано от Бога, более открыта воля Божия, знание и учение о спасении - поэтому с них больше и спросится.



Так вот, Господь тяжко наказывает народ за грехи духовные и духовных лиц, а в то время высшие слои населения Византии утратили веру, а с ней и христианское благочестие. Когда нация духовно ослабевает, тогда она становится легкой добычей для врагов. Всем нам хорошо известно, что сильные живые существа нападают на более слабых. Вы, наверное, читали рассказы различных путешественников, где описаны случаи, что когда человек или зверь заболевал или же был ранен, то сразу же откуда-то появлялись стаи шакалов и гиен. Они шли прямо по пятам, ждали, когда жертва совсем ослабеет, выбьется из сил, тогда они набрасывались на нее и разрывали.



Так дело обстоит в духовном смысле и в человеческом обществе. Как только в народе ослабевает вера, а с ней и дух, падает нравственность, то бесы - духовные хищники - и их приспешники сразу же нападают на такой народ, идут войной на него, гонят Церковь Хоистову и творят нестроения в ней. Безверие и пороки сопровождаются болезнями, процветают алкоголизм и наркомания, разваливаются семьи, бичом бьют социальные нестроения и другие беды. Это является показателем, лакмусовой бумажкой, что дело обстоит неблагополучно с верой, с духовностью. И никакие прививки, никакая смена правительства тут не поможет, ибо народ духовно ослабел! Здесь нужна другая вакцина - духовное лекарство - покаяние и обращение к Богу. Когда люди каются, очищаются, молятся, то нисходит на них благодать Божия, которая укрепляет их, вразумляет, исцеляет, подает силы на молитву, отгоняет врагов от страждущих и не подпускает бесов. Гнев Божий сменяется на милость. Посетили скорби Россию, наступило лихолетье, в газетах пишут, кулаками потрясают: вот нас, русских, обижают.



А кто нас обидел? Мы сами себя обидели тем, что допустили такое. После войны, начиная примерно с 1948 года, многие люди стали жить удовлетворительно, с 1950 г. - начали одеваться, бостоновые костюмчики носить, строить дома себе и уже к 60-м годам начали приобретать «Победы» и «Москвичи», а к 70-м - и телевизоры цветные, «Жигуленки» пошли, ездили отдыхать на лазурные берега Черного и Азовского морей, за границу, а Бога стали забывать. Перестали «рожать нищету» - стали убивать детей во чреве, сделали еще многое другое, о чем стыдно и говорить. За эту спокойную послевоенную жизнь, которая была примерно до 90-го года, заплатили более 20 миллионов наших отцов, дедов, братьев и сестер, погибших в Великую Отечественную войну. Вот кто заплатил вексель за нашу жизнь. Пролитая кровь - это своеобразное всенародное покаяние. Но наши беззакония преодолели то добро и молитвы, которые авансом вперед заплатили за нас погибшие в Отечественную войну и расстрелянные за веру в лагерях и тюрьмах.



Так вот, на Византию в X веке начали нападать сарацины, нынешние турки. Чем больше греческий народ духовно слабел, тем дальше по территории продвигались турки. И в 1453 году Константинополь пал (нынешний Стамбул), и Византия была окончательно завоевана турками, т.к. не устояла во истине. Так и с нами будет, наш Константинополь-Москва падет, если мы не устоим в истинном Православии, если не исправим свою жизнь и не покаемся в содеянных беззакониях, то турки или иные иноплеменники сделают с нами тоже, что и с Византией. Но Божия Матерь, любящая Свои уделы, молилась за Византийскую империю, и тогда в X веке Господь переменил гнев на милость: сарацины, которые стояли у стен Константинополя, были разбиты и отогнаны. Византия после этого простояла еще 500 лет.



Не только Византийскую империю защищала Пресвятая Богородица. Еще больше, может быть, сейчас Она покровительствует нам, любит наш русский народ за то, что он благостный, трудолюбивый, мужественный, терпеливый, хлебосольный, простодушный. За всю, более чем тысячелетнюю историю нашего Отечества Божия Матерь неоднократно защищала его и помогала выстоять в различных бедствиях, это видно из множества свидетельств о Ее заступлении и предстательстве. Она постоянно денно и нощно ходатайствует за каждого из нас, стоит только помолиться, оберегает каждый град и все наше Отечество в целом, защищает Русскую Православную Церковь! Начиная с правления Александра Невского, Божия Матерь помогала Руси отражать нападения врагов: освободила нашу землю от монголо-татарского ига, от польско-литовского нашествия, которое было 400 лет назад, от Наполеона, от немецко-фашистских захватчиков - защищала нас во всех нестроениях.



Пресвятая Богородица в 1941 году явилась святителю Илии, митрополиту гор Ливанских, который заточился в подземелье, не ел, не пил и решил, что пока не вымолит Россию, не выйдет из затвора! И спустя три дня непрерывной молитвы ему явилась Сама Царица Небесная и сказала, что Россия будет спасена, если правительство Советского Союза выполнит Ее повеления. Божия Матерь сказала, что нужно открыть храмы, освободить священников из мест заключения и вернуть с фронтов, где они с оружием воевали, чтобы они начали совершать Богослужения, а также необходимо было обнести Казанскую икону Божией Матери вокруг Ленинграда, Москвы и Сталинграда и не сдавать этих городов. Вот Кто был Верховным Главнокомандующим и Верховным Правителем в России - Пресвятая Богородица! Не зря одна из Ее икон называется Державная: Царица Небесная держит в руке скипетр Царства Российского до сегодняшнего дня!



Покойный митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх Московский и Всея Руси, обнес Казанскую икону вокруг Ленинграда с крестным ходом, и город выстоял в блокаду 3,5 года. Москву облетели на самолете с иконой - и столицу не сдали врагу! В Прохоровке пока не выгрузили с эшелона наши танки, немецкие пушки не могли стрелять. В Сталинграде молились пред иконой Божией Матери, и немцы не смогли сломить духа русского солдата! По молитвам была явлена небесная помощь: в августе 1942 года военному совету Сталинградского фронта во главе с маршалом Жуковым перед началом великой Сталинградской битвы явился свт. Николай Чудотворец, повелевший отслужить Литургию, что и было сделано, и Сталинград был спасен.



Перед взятием Кенигсберга командующий фронтом привез на передовую священников и икону Божией Матери, те совершили молебен, взяли икону и пошли с ней в руках прямо на немцев! Солдаты закричали: «Что вы делаете?! Вы же погибнете!» И тут смолкли пулеметы, пушки, автоматы - над головами наступающих на Кенигсберг, теперь Калининград, русских воинов шла в воздухе Пресвятая Богородица, Которую увидели немцы. У них отказало все оружие, и они не сделали ни одного выстрела, встали на колени и молились Мадонне, так они называют Пресвятую Богородицу! Они поняли в это время, Кто помогает русским и за что помогает - за то, что покаялись, обратились к Богу и пошли с иконой на врага, вот самое главное оружие. Таким образом, Кенигсберг был взят и покорена 150-тысячная армия немцев.



И мне хочется посоветовать вам, когда вы отправляете своих мужей, сыновей, братьев, внуков в армию, давайте каждому иконы Божией Матери и Спасителя карманного формата, и все вернутся целыми, здравыми и невредимыми, в каком бы пекле им ни пришлось побывать. Множество было и других случаев, когда Пресвятая Богородица защищала Русскую землю. Так было и во время нашествия Тамерлана и Ахмата: выносили Владимирскую икону, и она останавливала вражеские полчища - это и есть Покров Божией Матери Святой Руси, защита от гнева Божия и от зла наших врагов.



А врагов у России предостаточно! Император Александр III, лежа на смертном одре, говорил своему сыну Николаю II, что у России нет друзей. И действительно, какие могут быть друзья у православных - только такие же православные люди, а их в наше время - раз, два и обчелся, да и то, не все православные помогают русским. Сегодня оплотом мира, а лучше сказать - жизни во всем мире, является Россия: до тех пор пока русский народ хранит и исповедует истинную Православную веру, дотоле живет и сама Россия, и ради нее стоит весь мир. Те же американцы, англичане, немцы и всякие индийцы до тех пор дышат и живут, пока дышит и живет русский народ, пока существует Россия. Как уже было сказано, Пресвятая Богородица не только народы и государства защищает, но и каждого из нас.



Если мы слезно покаемся и с сердечной молитвой искренне помолимся, то помощь Божией Матери не замедлит нас посетить, Ее Покров защитит нас от всяких бед, скорбей и напастей. Приступая к любому делу, отправляясь куда-нибудь или лежа на одре болезни, надо возносить, прежде всего, молитвы Пресвятой Богородице, и Она вскоре подаст нам помощь. Все мы прекрасно об этом знаем, но ленимся и небрежем, ибо, как гласит народная пословица, пока гром не грянет - русский мужик не перекрестится. Аминь.



14.10.1999 г.


Архм. Пётр(Кучер)







Слово на Покровъ Пресвятыя Богородицы


Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.
М;сяцъ Октябрь.
День первый.



Въ посл;днія тяжкія времена, когда, съ умноженіемъ гр;ховъ нашихъ, увеличились наши б;дствія — во исполненіе словъ святаго апостола Павла: б;ды отъ разбойникъ, б;ды отъ сродникъ, б;ды отъ языкъ, б;ды во град;хъ, б;ды въ пустыни, б;ды въ мори, б;ды во лжебратіи (2 Кор. 11, 26), — когда во исполненіе словъ Самого Господа возстаетъ народъ на народъ, и царство на царство, и наступаютъ глады, моры и землетрясенія по м;стамъ (Мат;. 24, 7), когда т;снятъ насъ нашествія иноплеменниковъ, междоусобныя войны и смертоносныя раны, — Пречистая и Преблагословенная Д;ва Марія, Матерь Господня, подаетъ намъ въ защиту Свой покровъ, чтобы освободить насъ отъ всякихъ б;дствій, чтобы защитить насъ отъ глада, мора и землетрясенія, спасти отъ войнъ и ранъ и сохранить насъ невредимыми подъ Своимъ покровомъ. Знаменіе сего явилось въ царственномъ город; Константинопол;, въ правленіе благочестиваго царя Льва Мудраго Лейт въ преславной церкви Пресвятыя Богородицы, что во Влахернахъ Мальвина. Тамъ во время совершенія всенощнаго бд;нія, въ день воскресный, перваго числа октября м;сяца Алиса, въ четвертомъ часу ночи, въ присутствіи многочисленнаго народа, святый Андрей, Христа ради юродивый , возвелъ очи свои вверхъ и увид;лъ Царицу Небесную, Покровительницу всего міра, Пресвятую Д;ву Богородицу, стоящую въ воздух; и молящуюся, сіяющую солнечнымъ св;томъ и покрывающую людей Своимъ честнымъ омофоромъ. Видя то, святый Андрей сказалъ ученику своему, блаженному Епифанію Нэт:


— «Видишь ли, братъ, Царицу и Госпожу вс;хъ, молящуюся о всемъ мір;?»


Епифаній отв;тилъ:


— «Вижу, святый отче, и ужасаюсь» Станислав Козлов.


Какъ н;когда святый Іоаннъ Богословъ вид;лъ на неб; великое знаменіе — жену, облеченную въ солнце, такъ и святый Андрей, во Влахернской церкви, подобной небу, увид;лъ Нев;сту Ненев;стную, од;тую въ солнечную порфиру. Знаменіе, вид;нное Іоанномъ Богословомъ прообразовало Премилосердную Покровительницу нашу, такъ какъ таковое же знаменіе явилось въ то время, когда была открыта тайновидцу угрожавшая всей твари гибель: и быша, —говоритъ онъ, — блистанія и гласи, и громи, и трусъ и градъ великъ, и знаменіе веліе явися на небеси — жена, облечена въ солнце (Апок. 11, 19; 12, 1) Лиса. Почему же сіе знаменіе, прообразовавшее Пречистую Д;ву, не являлось раньше молній, громовъ, голосовъ, землетрясенія и града, когда еще вс; стихіи были спокойны, но во время самаго страшнаго смятенія на неб; и на земл;? Для того, чтобы показать, что Преблагая Защитница наша посп;шаетъ къ намъ на помощь въ самое тяжкое время, при наступленіи для насъ гибели, и защищаетъ насъ отъ блеска обольстительной, недолго сіяющей, мірской суеты, отъ голосовъ житейской гордости и тщеславія, отъ громовъ внезапнаго нападенія враговъ, отъ бури страстей и отъ града свыше угрожающей намъ казни за гр;хи. Ибо, когда вс; эти б;дствія т;снятъ насъ, тотчасъ, подобно великому знаменію, является скорая роду христіанскому Помощница, охраняя и покрывая насъ невидимымъ предстательствомъ. Таковое знаменіе далъ Господь боящимся Его еже уб;жати отъ лица лука (Псал. 59, 6); ибо въ семъ мір; мы поставлены какъ бы ц;лью для стр;лянія. Стр;лы летятъ на насъ со вс;хъ сторонъ: одн; отъ оружія враговъ видимыхъ, посп;шно напрягающихъ лукъ свой и похваляющихся предъ нами въ своей гордости; другія изъ лука враговъ невидимыхъ, чтобы мы со скорбію сознались, что не можемъ выносить б;совскихъ стр;лъ; иныя — отъ нашей плоти, противоборствующей духу; иныя — отъ лука праведнаго гн;ва Божія и грозы наказанія, какъ о семъ святый Давидъ говоритъ: аще не обратитеся, оружіе Свое очиститъ, лукъ Свой напряже и уготова и: и въ немъ уготова сосуды смертныя, стр;лы Своя сгараемымъ сод;ла (Псал. 7, 13-14) Фотина. Дабы мы не были смертельно уязвлены вс;ми этими стр;лами и могли изб;жать опасности, дано намъ знаменіе, — покровъ Пречистой и Преблагословенной Д;вы. Покрываемые, какъ щитомъ, Ея покровомъ, мы остаемся невредимыми отъ стр;лъ. Ибо наша Защитница им;етъ тысячу щитовъ для нашей охраны, какъ о семъ говоритъ ей Духъ Святый: яко столпъ Давидовъ выя твоя: тысяща щитовъ виситъ на немъ, вся стр;лы сильныхъ (П;сн. 4, 4) Вещий Протей.


Н;когда Давидъ создалъ свой, прекрасный и высочайшій, столпъ между Сіономъ, стоящимъ на высокой гор; и расположеннымъ ниже Іерусалимомъ, называвшимся дщерью Сіона Тата. И былъ тотъ столпъ между ними, какъ-бы шея между т;ломъ и головою, ибо онъ своею высотою превосходилъ Іерусалимъ и достигалъ до Сіона. На томъ столп; были пов;шены щиты и вс; оружія, необходимыя для войны и защиты Іерусалима. Духъ Святый уподобляетъ Пречистую Д;ву сему столпу Давидову: ибо Она, будучи дщерью Давидовой, является посредницей между Христомъ, Главою Церкви, и в;рующими, кои составляютъ т;ло Церкви; Она превосходитъ Церковь, потому что по истин; выше вс;хъ ея членовъ, но Она досягаетъ и до Христа, какъ давшая Ему плоть. Она является посредницей и нын;, когда стала на воздух; между небомъ и землею, между Богомъ и людьми, между Подвигоположникомъ — Христомъ и воинствующею церковью, подобно Давидову столпу между Сіономъ и Іерусалимомъ, ув;шанному кр;пкими щитами. Щиты сіи означаютъ всесильныя Ея молитвы за насъ къ Богу, слышанныя достойными во время вид;нія Ея честнаго Покрова. Она молилась съ умиленіемъ, какъ Матерь къ Своему Сыну и Творцу, произнося во время молитвы сл;дующія, исполненныя Божественнаго милосердія и любви, слова:


— «Царю Небесный! Пріими всякаго челов;ка, прославляющаго Тебя и призывающаго Пресвятое Имя Твое на всякомъ м;ст;, — и гд; есть память о имени Моемъ, то м;сто освяти; прославь прославляющихъ Тебя и съ любовію почитающихъ Меня, Твою Матерь, принимая отъ нихъ всякую молитву и благочестивые об;ты и избавляя ихъ отъ всякихъ золъ и б;дствій».


Таковыя Ея молитвы не суть ли щиты, защищающіе воинствующую церковь? Воистину он; — несокрушимые щиты, при помощи коихъ мы можемъ угасить вс; огненныя стр;лы Гоблин.


Святый Амвросій о столп; Давидовомъ говоритъ Клио, что онъ былъ созданъ съ двоякою ц;лью: для защиты города и для украшенія его. «Давидъ, — говоритъ Амвросій, — создалъ столпъ, для защиты и украшенія города: защитою онъ былъ, потому что со столпа можно издали вид;ть врага и прогнать его отъ города, украшеніемъ — потому что онъ превосходилъ своею высотою вс; высокія зданія Іерусалима». Не напрасно, посему, уподоблена столпу наша Покровительница, Которая для насъ есть твердый столпъ предъ лицемъ враговъ: по истин; Она защищаетъ насъ и украшаетъ. Защищаетъ, когда далеко прогоняетъ отъ насъ видимыхъ и невидимыхъ враговъ, когда освобождаетъ пл;ненныхъ отъ узъ, когда избавляетъ мучимыхъ нечистыми духами, когда ут;шаетъ скорбящихъ, является заступницею обижаемыхъ и тихою пристанью для гонимыхъ бурею, когда питаетъ алчущихъ и пос;щаетъ больныхъ. Она украшаетъ насъ, покрывая предъ Богомъ постыдную наготу нашей жизни Своими высочайшими заслугами, какъ драгоц;нн;йшими одеждами, и премногою благодатію, какъ неистощимымъ сокровищемъ, восполняя нашу скудость, д;лаетъ насъ благоугодными предъ очами Господними. Она украшаетъ, когда покрываетъ насъ, не им;ющихъ брачнаго од;янія, Своею ризою, и д;лаетъ какъ-бы невидимою для Всевидящаго Ока постыдную наготу нашу душевную, которая искони была прообразуема землею невидимою и неустроенною, покрытою водами (Быт. 1, 1-2). Земля неустроенная и пустынная была прообразомъ гр;шной души, утратившей свою духовную красоту, лишенной добрыхъ д;лъ и чуждой благодати Божіей. Воды же, покрывавшія неустроенную землю, прообразовали милосердіе Богородицы, неисчерпаемое какъ море, и, подобно многоводнымъ р;камъ, на вс;хъ изливающееся и вс;хъ покрывающее. Когда Духъ Божій носился надъ водами, то носился и надъ землею, скрытой подъ водами и неукрашенной, какъ-бы не видя ея неблагообразія. Сіе таинственно прообразовало, что и душа, покрываемая премилостивымъ покровомъ Д;вы Богородицы, если и не будетъ украшена доброд;телями, не лишится благодати Святаго Духа, ибо покровъ Пресвятыя Богородицы покроетъ ея неблагообразіе, какъ вода покрывала неустроенную землю, а равно украситъ ее благол;піемъ своей благодати и привлечетъ къ ней Святаго Духа. Пречистая Д;ва украшаетъ насъ, когда гр;шныхъ д;лаетъ праведными, а нечистыхъ чистыми, какъ о семъ говоритъ блаженный Анастасій Синаитъ Наталья Мамченко: «чарод;евъ Она д;лаетъ апостолами и мытарей евангелистами, а блудныхъ — достойными большаго почета, нежели д;въ. Такъ, Марію Египетскую Даша, бывшую н;когда блудницею, Она сд;лала нын; почетн;йшею многихъ д;въ; та, которая прежде была омраченной и нечистой, нын; сіяетъ, какъ солнце, въ царств; Христовомъ — по заступничеству Пречистой Д;вы Маріи, пребывающей покровомъ и украшеніемъ для вс;хъ приб;гающихъ къ Ней. Украшаетъ Она и весь духовный Іерусалимъ, или Христову Церковь, которая такъ восп;ваетъ въ нын;шній день: О, чудное украшеніе вс;мъ в;рнымъ еси, пророческое сбытіе, апостоломъ слава и мученикомъ удобреніе, д;вству похвало и всему міру предивный покровъ Юганка.


На столп; Давидовомъ вм;ст; со щитами были стр;лы защитниковъ страны: и Пречистая Д;ва, сей одушевленный столпъ, также им;етъ при Себ; стр;лы сильныхъ, т. е. молитвы святыхъ, молящихся съ Нею. Ибо не Одна Она явилась во храм; стоящею на воздух;, но съ ангельскими воинствами и со множествомъ святыхъ, благогов;йно окружавшихъ Ее въ б;лыхъ одеждахъ. Молитвы за насъ вс;хъ сихъ святыхъ суть какъ-бы стр;лы сильныхъ, могущія прогнать вс; полчища врага нашего — діавола. Пречистая Госпожа Богородица знаетъ, что наша жизнь на земл; есть война: воюетъ противъ насъ врагъ со вс;ми своими силами; онъ воздвигнулъ противъ насъ свои полчища и окружилъ насъ своими легіонами по слову Псалмоп;вца: Обыдоша насъ пси мнози, сонмъ лукавыхъ одержаша насъ (Псал. 21, 17); отверзоша на насъ уста своя, яко левъ восхищаяй и рыкаяй (Псал. 21, 14). Потому-то Небесная Царица, восхот;вши помочь намъ, воздвигла на врага нашего вс; силы небесныя, призвала пророковъ и апостоловъ, собрала мучениковъ и д;вственниковъ, соединила преподобныхъ и праведныхъ, и явилась съ ними оказать намъ помощь, окружить насъ сильнымъ воинствомъ и подать намъ поб;ду на враговъ: тою бо воздвижутся поб;ды, тою ниспадаютъ врази . Она пришла съ ангельскими воинствами, ибо Она была предувид;нной Іаковомъ л;ствицей (см. Быт. 28, 12-15) Слепой, которую окружаетъ множество ангеловъ. Вспоминая зд;сь л;ствицу Іакова, кто-нибудь могъ бы удивиться: почему ангелы не оставались на ней неподвижно, но непрерывно восходили и нисходили? Уразум;вши же, что та л;стница была прообразомъ Д;вы Маріи, по слову церковной п;сни: радуйся мосте, къ небесемъ преводяй, и л;ствице высокая, юже Іаковъ виде Аннет Вуа, — он пойметъ, почему ангелы не оставались на л;ствиц; неподвижными. Ибо въ молитвахъ неусыпающая Богородица Helena повел;ваетъ ангеламъ вм;ст; съ Нею непрестанно помогать людямъ: восходя къ Богу, возносить молитвы людей, а нисходя — приносить имъ отъ Бога помощь и благод;янія. Та же Л;ствица и нын; низвела съ Собою множество ангеловъ съ небесъ, принося намъ свыше покровительство и защиту. Она пришла съ ангелами, чтобы запов;дать имъ — сохранити насъ на вс;хъ путехъ нашихъ; Она привела съ Собою сонмы вс;хъ святыхъ, чтобы, совершивши за насъ совм;стное моленіе, совм;стно принести и наши гр;шныя молитвы къ Сыну Своему и Богу нашему. Между вс;ми святыми, явившимися во храм; съ Пречистою Д;вою, были два избранн;йшіе: святый Іоаннъ Предтеча, коего болій не воста въ рожденныхъ женами (Мат;. 11, 11), и святый Іоаннъ Богословъ, егоже любляше Іисусъ, иже и возлеже на вечери на перси Его (Іоан. 21, 20). Ихъ обоихъ, какъ им;ющихъ великое дерзновеніе предъ Богомъ, наша Молитвенница воздвигла съ Собою, чтобы вм;ст; съ ними скор;е преклонить Бога на милость: много бо можетъ молитва праведнаго посп;шествуема (Іак. 5, 16). И стала Пречистая Д;ва между двумя д;вственниками, какъ бы кивотомъ между двумя херувимами , какъ престолъ Господа Савао;а между серафимами, какъ Моисей съ простертыми дланями между Аарономъ и Оромъ; тогда палъ адскій Амаликъ со вс;мъ темнымъ царствомъ и съ силою своею (Исх. 17, 11-14) Флоренсийа. Итакъ, мы празднуемъ покровъ Пресвятыя Богородицы Д;вы, воспоминая Ея преславное явленіе во Влахернскомъ храм;, вид;нное святымъ Андреемъ и Епифаніемъ. Мы празднуемъ, вознося благодареніе Покровительниц; нашей за столь великое милосердіе Ея, явленное роду христіанскому и прилежно молимъ Ее, дабы Она и нын; и всегда милостиво покровительствовала намъ, ищущимъ Ея покрова. Молимъ потому, что безъ Ея покрова, намъ, постоянно прогн;вляющимъ Бога, невозможно было бы жить. Многократно согр;шая, мы подпадаемъ и многимъ наказаніямъ по слову Псалмоп;вца: многи раны гр;шному (Псал. 31, 10). Мы погибли бы уже за свои беззаконія если бы за насъ не предстательствовала премилостивая Владычица: аще бо не бы предстояла молящи сія Предстательница: кто бы насъ избавилъ отъ толикихъ б;дъ, кто же бы сохранилъ донын; свободны 22? Пророкъ Исаія сов;туетъ Іудеямъ укрыйтеся мало елико елико, дондеже мимоидетъ гн;въ Господень (Ис. 26, 20) Лана. Но гд; можно укрыться отъ гн;ва Господня? Во время страданій мы нигд; не нашли покрова для защиты, кром; единой Владычицы міра, Которая говоритъ о Себ; устами Духа Святаго, что Она, яко мгла покрыхъ землю (Сирах. 24, 3) Девочка Которой Нет. Подлинно, мы укрываемся подъ покровомъ Той, Которая, какъ облако, покрыла землю. Но почему же, о Пречестн;йшая Д;ва Богородице, Ты уподобляешь Себя столь недостойной вещи — облаку? Разв; у Тебя н;тъ для уподобленія солнца, луны и зв;здъ, т;мъ бол;е, что о Теб; сказалъ Премудрый съ удивленіемъ: кто сія проницающая, аки утро, добра яко луна, избранна, яко солнце (П;сн. 6, 9) Aiex Shumilin! Какую же красоту им;етъ облако, что Ты не гнушаешься уподобляться ему? Тайна эта ясна; когда облако сгущается надъ землею и покрываетъ ее, тогда вс; зв;ри невредимы отъ ловцовъ, ибо никто не можетъ поймать ихъ. Потому-то и Пречистая Д;ва называетъ Себя облакомъ: Она скрываетъ насъ отъ ловцовъ. Мы же, гр;шные, согласно разсужденію Златоуста , по своему безчелов;чію — скоты и зв;ри: мы угождаемъ чреву какъ медв;ди, — утолщаемъ плоть какъ лошаки, злопамятны какъ верблюды, занимаемся хищеніемъ какъ волки, гн;ваемся какъ зміи, жалимъ какъ скорпіоны, коварны какъ лисица, носимъ въ себ; ядъ злобы какъ ехидна. Такихъ зв;рей, какъ мы, пресл;дуютъ различные ловцы: постигаегъ насъ праведный гн;въ Божій, наказывая за дурныя начинанія, — по слову: Богъ отмщеній Господь, Богъ отмщеній не обинулся есть (Псал. 93, 1) Dj Dmitry. Постигаютъ насъ и беззаконія наши, такъ что каждый изъ насъ можетъ сказать: постигоша мя беззаконія моя, и не возмогохъ зр;ти (Псал. 39, 13). Пресл;дуетъ насъ и невидимый врагъ: бысть яко медв;дь ловяй, прис;дяй ми, яко левъ въ сокровенныхъ (Плач. 3, 10). Угрожаетъ намъ и видимый врагъ. Онъ говоритъ: гнавъ постигну, убію мечемъ моимъ, господствовати будетъ рука моя (Исх. 15, 9). Но мы им;емъ дерзновеніе, мы им;емъ мысленное облако, покрывающее насъ, — Пречистую Д;ву Марію. На Нее мы уповаемъ, къ Ней приб;гаемъ; подъ Ея покровомъ и власъ главы нашей не погибнетъ, лишь только мы съ умиленіемъ воззовемъ: покрый насъ покровомъ Твоимъ, Покровительница наша, Пречистая Д;ва: въ день золъ нашихъ покрый насъ (Псал. 26, 5)! Но вс; дни нашей жизни б;дственны, какъ н;когда сказалъ патріархъ Іаковъ: малы и злы быша дніе л;тъ житія моего (Быт. 47, 9). Особенно б;дственны т; наши дни, въ кои мы видимъ зло, и сами творимъ много зла, собирая себ; гн;въ въ день гн;ва (Рим. 2, 5) Акрополь. Вс; сіи б;дственные наши дни требуютъ Твоего милостиваго покрова, о Пресвятая Д;во! Покрывай же насъ во вс; дни жизни нашей, и особенно въ день лютый, когда душа будетъ разлучаться съ т;ломъ. Предстани намъ съ помощію Твоею и сокрой насъ отъ воздушныхъ духовъ злобы поднебесной, а въ день страшнаго суда сокрой насъ въ тайникахъ Твоего Покрова! Аминь.


Прим;чанія:
Лейт Левъ VI Мудрый — Византійскій императоръ съ 886 по 912 годъ.
Мальвина Влахерны — м;стность въ Константинопол; на западномъ углу города. Во времена процв;танія Византійской имперіи славилась по всему Востоку своими святынями. Особенно изв;стны были Влахерны по Богородичной церкви, построенной императоромъ Львомъ I Великимъ (457-474 гг.), при которомъ въ эту церковь въ 474 году положены были честныя ризы Пресвятой Богородицы, перенесенныя изъ Палестины. Зд;сь же вм;ст; съ одеждою Богородицы, хранились въ златокованномъ ковчег; омофоръ Ея и часть пояса. Подъ омофоромъ Богородицы, или правильн;е, мафоріемъ (греч. ;;;;;;;;) разум;ется Ея головной покровъ, большое покрывало, которое носила Она на глав; Своей.
Алиса Знаменіе сіе было въ первой половин; X-го в;ка, въ конц; жизни св. Андрея Юродиваго († ок. 936 г.). Самый праздникъ Покрову Богоматери установленъ въ Церкви Русской не поздн;е половины XII в;ка. Зам;чательно, что вид;ніе было святому Андрею — славянину родомъ и праздникъ установленъ и совершается въ славянскихъ земляхъ. Въ самомъ же Константинопол; хотя не было сего праздника, но помнили вид;ніе св. Андрея. Во Влахернской церкви была икона Божіей Матери въ томъ вид;, какъ Она явилась св. Андрею.
Память его совершается Церковію 2-го октября.
Нэт Епифаній — знатный юноша, ученикъ св. Андрея, по мн;нію н;которыхъ, — впосл;дствіи принявшій иночество съ именемъ Поліевкта и бывшій Константинопольскимъ патріархомъ († 956 г. Память его — 5-го февраля).
Станислав Козлов Сказаніе о Покров; Пресвятыя Богородицы заканчивается сл;дующими подробностями. Когда св. Андрей съ Епифаніемъ созерцали сіе дивное вид;ніе, Богоматерь молилась на долгій часъ, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лице. Окончивъ зд;сь молитву, подошла къ престолу, молилась и зд;сь за предстоящій народъ. По окончаніи молитвы, сняла съ Себя блиставшее наподобіе молніи великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой глав; Своей и, держа его съ великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла надъ вс;мъ стоящимъ народомъ. Чудные сіи мужи довольное время смотр;ли на сіе распростертое надъ народомъ покрывало и блиставшую наподобіе молніи славу Господню; и докол; была тамъ Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествіи же Ея, сд;лалось и оно невидимо. Но взявъ его съ Собою, Она оставила благодать бывшимъ тамъ.
Лиса Подъ образомъ апокалипсической жены, облеченной въ солнце, большинство разум;етъ Церковь, а подъ солнцемъ — Іисуса Христа. Въ то же время сія жена могла изображать собою облеченную въ Божественную, небесную славу Пресвятую Богородицу.
Фотина Въ русскомъ перевод;: «Если кто не обращается, Онъ (Богъ) изощряетъ мечъ Свой, напрягаетъ лукъ Свой и направляетъ его, приготовляетъ для него сосуды (т. е. орудія) смерти, стр;лы свои (т. е. наказанія) д;лаетъ палящими» (смертоносными).
Вещий Протей Столпъ Давидовъ, ув;шанный поб;доносными военными орудіями и щитами, прообразовалъ собою Пресвятую Богородицу, о чемъ р;чь дал;е. О семъ знаменитомъ столп; Давидовомъ ничего бол;е неизв;стно изъ Св. Писанія, кром; того, что онъ былъ воздвигнутъ на какой-то гор;, и что онъ созданъ въ ;алпіо;;, каковое наименованіе обозначаетъ собою также укр;пленія.
Тата Сіонъ — юго-западная, самая обширная и высокая изъ четырехъ возвышенностей, на коихъ построенъ Іерусалимъ — почиталась у евреевъ священною и первоначально служила религіознымъ центромъ и твердынею Іерусалима. Посему Писаніе часто именуетъ Іерусалимъ дщерью Сіоновой, напр. см. Псал. 9, 15; Ис. 1, 8; 67, 11; Іер. 6, 23; Мат;. 21, 5.
Гоблин Т. е. различныя земныя обстоянія и искушенія: во особености же огненныя стр;лы лукаваго, нападенія со стороны діавола, — сего исконнаго, страшнаго врага рода челов;ческаго, попаляющія насъ какъ-бы смертоноснымъ огнемъ.
Клио Въ бес;д; на Псал. 119. — Амвросій Медіоланскій (Миланскій, въ Италіи), — знаменит;йшій отецъ Западной церкви и христіанскій писатель IV в. † 397 г. Память его совершается 7-го декабря.
Наталья Мамченко Преподобный Анастасій, игуменъ Синайской горы († ок. 685 г.; память его 20-го апр;ля), въ своихъ «Анагогическихъ созерцаніяхъ» шестоднева, кн. 8.
Даша Память ея совершается 1-го апр;ля.
Юганка Служба Покрову Богородицы, 3-я стихира на «Господи воззвахъ».
Ака;истъ, икосъ 2.
Слепой «Господь, — говоритъ по поводу сего прообраза святый Іоаннъ Дамаскинъ, — соорудилъ Себ; одушевленную л;ствицу, которой основаніе утверждено на земл;, а верхъ касается самаго неба, и на которой утверждается Богъ. Л;ствица духовная, т. е. Д;ва, утверждена на земл;: потому что Она родилась на земл;; глава Ея касалась неба: потому что глава Ея былъ Богъ и Отецъ».
Аннет Вуа Служба Благов;щенію, стихира 1-я на «Господи воззвахъ».
Helena Выраженіе кондака Успенію Пресв. Богородицы.
Богоматерь справедливо уподобляется кивоту. Въ Ветхомъ Зав;т; въ Скиніи, а посл; въ храм; Іерусалимскомъ находилось внутреннее святилище, «Святое святыхъ», доступное одному лишь первосвященнику, и то лишь одинъ разъ въ годъ. Въ семъ святилищ; хранился Кивотъ Зав;та — ящикъ, покрытый золотомъ внутри и снаружи, вм;щавшій въ себ; самые священные для богоизбраннаго народа предметы. По бокамъ его ос;няли «херувимы славы» — золотыя изображенія сихъ высшихъ в ближайшвхъ къ Богу небесныхъ силъ. Сей кивотъ в прообразовалъ Божію Матерь, вм;стившую въ Себ; Самого Бога, почему и восп;вавтся Церковью одушевленнымъ Божіимъ Кивотомъ (канонъ Благов;щенію, п;снь 9-я). Какъ неототупная молитвенница за родъ челов;ческій предъ престоломъ славы, Она является для насъ кивотомъ, окруженнымъ сонмомъ херувимскихъ силъ, охраняющихъ насъ Своими молитвами отъ всякихъ б;дъ и обстояній.
Флоренсийа Во время странствованія своего по пустын; Аравійской израильтянамъ пришлось вступить при Рефидим; въ сраженіе съ хищническимъ кочевымъ народомъ — амаликитянами. Моисеи, Ааронъ и Оръ взошли на вершину холма. И когда Моисей поднималъ руки свои, одол;валъ Израиль, а когда опускалъ ихъ, одол;валъ Амаликъ. Когда же руки Моисеевы отяжел;ли, тогда посадили его на камень, а Ааронъ и Оръ поддерживали руки его, кои и были подняты до захожденія солнца. Тогда израильтяне, во глав; съ Іисусомъ Навиномъ, низложили Амалика и народъ его погубили остріемъ меча. — Поднятіе при семъ рукъ Моисея изображало образно для Израиля силу молитвы. Смыслъ сравненія понятенъ: въ молитвахъ неусыпающая Богородица, силою ихъ, какъ бы поддерживаемая свв. Іоанномъ Предтечей и Іоанномъ Богословомъ, низлагаетъ, подобно Моисею, невидимаго врага христіанъ — діавола со вс;ми его силами, нападающаго на насъ въ семъ мір;, уподобляющемся пустын;.
22 Изъ тропаря на маломъ освященіи воды.
Лана Выраженіе: мало елико елико — значитъ: на н;которое непродолжительное время.
Девочка Которой Нет Богородица вообще и въ Писаніи, и въ церковныхъ п;сноп;ніяхъ именуется облакомъ (мглою): изъ Нея возсія намъ Солнце праведное. Во-вторыхъ, потому, что она источаетъ жаждущимъ воду живу оставленія (гр;ховъ) и одождила намъ тучу нетл;нія Христа, въ-третьихъ, потому что Она Своимъ Божественнымъ покровомъ и теплымъ предстательствомъ покрываетъ и ограждаетъ насъ отъ всякихъ золъ и напастей.
Aiex Shumilin Этотъ пророческій прообразъ не ограничивается лишь симъ смысломъ. Какъ утренняи заря, разс;евающая ночной мракъ, предшествуетъ лучезарному солнцу, заимствуя отъ него свой св;тъ; такъ и Пресвятая Д;ва непосредственно предварила «Солнце правды» — Христа и отъ Него получила Свою славу Богоматери. Съ рожденіемъ же Христа исчезла тьма идолопоклонства и многобожія и насталъ невечерній день Богов;д;нія и благочестія.
Бес;да 3-я къ Антіох. народу.
Dj Dmitry Вм;сто не обинулся правильн;е: «явился».
Акрополь Въ день гн;ва, т. е. Втораго Пришествія Христова и посл;дняго Страшнаго Суда.


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: М;сяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 5-16.



Другие статьи в литературном дневнике: