и крестом Твоим...Слово на день славнаго Воздвиженія честнаго и животворящаго Креста Господня въ Іерусалиме, обретеннаго въ глубине земли равноапостольною царицею Еленой, спустя почти триста летъ по распятіи на немъ Спасителя міра. Протоіерей Iоаннъ Ильичъ Сергіевъ (Кронштадтскій) († 1908 г.)
И такъ крестъ былъ орудіемъ казни Богочелов;ка. И этотъ крестъ, бывшій прежде проклятымъ, сд;лался по распятіи и смерти на немъ Богочелов;ка — для христіанъ древомъ благословеннымъ, потому что чрезъ него уничтожено проклятіе Божіе, бывшее на насъ и дано благословеніе вс;мъ в;рующимъ; чрезъ него — поб;ждена смерть всеродная и дано воскресеніе и паки бытіе (вторичное бытіе) роду челов;ческому. Это древо креста было сокрыто отъ христіанъ іудеями глубоко въ земл; и для б;льшаго поруганія его — надъ м;стомъ его сокрытія было построено языческое капище, — такъ что м;сто погребенія животворящаго креста пришло въ забвеніе. Когда христіансвая в;ра восторжествовала надъ язычествомъ и іудействомъ и на престол; цезарей явился равноапостольный, мудрый императоръ Константинъ съ матерью Еленою, — этой цариц; пришла мысль — найти настоящій крестъ, на которомъ пролилъ Свою искупительную кровь и умеръ Господь Іисусъ Христосъ. Посл; долгихъ поисковъ одинъ престар;лый еврей, знавшій по преданію м;сто сокрытія креста, открылъ цариц; м;сто его нахожденія, — и онъ найденъ былъ и торжественно изнесенъ изъ земли и узнанъ былъ какъ крестъ Христовъ по чуду, отъ него бывшему — по воскресенію мертваго, на котораго былъ возложенъ. Зат;мъ по желанію царицы показанъ народу, т. е. былъ воздвигнутъ на вс; четыре стороны руками патріарха іерусалимскаго Макарія. Народъ въ радости и покаяніи плакалъ и многократно повторялъ: Господи помилуй! Вотъ почему мы празднуемъ Воздвиженіе креста Господня и много разъ при этомъ повторяемъ: Господи помилуй! Такъ какъ Господь претерп;лъ крестъ за гр;хи вс;хъ и каждаго изъ насъ, мы должны вс; усердно каяться въ нихъ, плакать и говорить: Господи помилуй, потому что вс; безъ числа согр;шаемъ. Но почему мы спасены отъ гр;ха, проклятія и смерти именно крестомъ, а не иначе какъ-нибудь? Почему нужна была казнь на крест; по плоти Самого Сына Божія? Объ этомъ размыслимъ. Причина, почему требовалась праведными судьбами Божіими крестная казнь Сына Божія по плоти, изъясняется въ одной изъ церковныхъ п;сней на этотъ праздникъ. Эта п;снь читается такъ: «пріидите вси языцы (народы), благословенному древу поклонимся, имже бысть (совершилась, удовлетворена) в;чная правда: праотца бо Адама прельстивый древомъ (чрезъ вкушеніе запрещеннаго плода) діаволъ крестомъ прельщается (убивъ по нев;д;нію не челов;ка простаго, а Богочелов;ка всеправеднаго, неповиннаго гр;ху и смерти), и падаетъ низверженный паденіемъ страннымъ (жалкимъ), мучительно державшій въ своихъ когтяхъ созданнаго по образу Божію челов;ка; кровію Божіею ядъ змія отмывается и плятва праведнаго осужденія челов;ческаго разрушена, когда всеправедный Іисусъ былъ осужденъ на смерть крестную неправеднымъ судомъ іудеевъ; ибо надобно было исц;лить чрезъ страданія Іисуса на древ; креста язву преступленія чрезъ вкушеніе Адама отъ запрещеннаго въ раю древа, и чрезъ неповинныя страданія на крест; безстрастнаго Богочелов;ка разрушить страсти осужденнаго (Адама и всего челов;чества). Слава Христе мудрому Твоему о насъ смотр;нію (промышленію), коимъ Ты спасъ насъ, какъ единый Челов;колюбецъ». (Стихира празд. на Господи воззвахъ). Эта п;снь церковная, составленная вдохновеннымъ п;снописцемъ, проникнута выспреннимъ и глубокимъ смысломъ. Постараемся съ Божіею помощью, н;сколько выяснить его. Преслушаніе первозданной четою самой легкой испытательной запов;ди Творца и Благод;теля — исполнить которую, при томъ даны вс; средства, — и легкомысленное послушаніе лукавому противнику Божію — словесному змію и вступленіе въ союзъ съ нимъ — отринуло чолов;ка и челов;чество отъ Бога на безконечное разстояніе и подвергло его игу гр;ха, праведнаго проклятія и смерти в;чной. Челов;къ подвергся неоплатному долгу предъ Творцемъ, поправъ вс; Его благод;янія, явился неблагодарнымъ, гордымъ, злымъ, усвоивъ себ; духъ новаго своего владыки діавола. Челов;чество оказалось въ ужасномъ пл;ну вс;мъ своимъ тройственнымъ существомъ души — разумомъ, сердцемъ и всей своей волею; имъ овлад;ла всец;ло темная адская власть: ибо какое общеніе св;та съ тьмою, правды съ беззаконіемъ (2 Кор. 6, 15), гордости и непослушанія съ смиреннымъ послушаніемъ? — Падшее челов;чество надлежало искупить по челов;колюбію Божію, отъ ужаснаго пл;на, отъ гр;ха, проклятія и смерти. Но кто могъ искупить челов;ческій безчисленный родъ, какъ песокъ морской, кром; Самого Бога? Никакая тварь не могла искупить, никакой ходатай, ни какой ангелъ, ибо каждая разумная тварь, хотя и праведная, какъ ангелъ, праведна не сама собою, а благодатію Божіей, и творитъ то, что должна творить. Только одинъ праведный, совершенный Богочелов;къ Христосъ, Сынъ Божій, могъ искупить людей Своей безконечной правдой, но для этого нужно было Ему сд;латься Челов;комъ, соединивъ его неразлучно и несм;сно съ Божествомъ, въ одномъ Лиц;, — нужно было исполнить всю правду по челов;честву и за челов;чество; просв;тить его, научить его покаянію и исполненію воли Божіей, дать имъ благодать на благодать, пострадать за людей, добровольно принявъ казнь за нихъ, умереть, и Своею смертію неповинною лишить силы им;ющаго державу смерти — діавола, поб;дить смерть, которую люди навлекли на себя дерзкимъ непослушаніемъ, и воскреснуть челов;чествомъ Своимъ изъ мертвыхъ, и подать вс;мъ величайшій даръ воскресенія! Вотъ безм;рная милость Божія къ падшему челов;ческому роду! Вотъ правда Божія, удовлетворенная соотв;тственною ц;ною! Какъ же довелъ діаволъ до такихъ ужасныхъ страданій крестныхъ и смерти Искупителя нашего Іисуса Христа, когда эти страданія и смерть должны были окончательно поб;дить его самого врага Божія, разрушить адъ и его страшное узилище и стереть самую главу змія? Діаволъ отъ злобы и гордости обезум;лъ и самъ себ; приготовилъ всемогущаго Поб;дителя смерти и ада, и долженъ былъ отпустить вс;хъ пл;ненныхъ, коихъ над;ялся в;чно держать въ своей мучительской власти. Такимъ образомъ древомъ креста разрушенъ гр;хъ, вошедшій въ міръ чрезъ древо преслушанія и заплаченъ долгъ челов;чества правд; Божіей чрезъ неповинныя страданія и смерть Сына Божія. Людямъ — дано величайшее благо — покаяніе и благодать, располагающая челов;ка в;рующаго къ покаянію и даны вс; средства сд;латься новою тварью о Господ;, стать праведникомъ, достигнувъ ликостоянія на неб; вм;ст; съ ангелами. Пользуйтесь же гр;шники милостію Божіей, крестными заслугами Сына Божія и немедленно спасайтесь чрезъ покаяніе и д;ла милосердія. Се Женихъ грядетъ въ полунощи, и блаженъ рабъ, его же обрящетъ бдяща. Бдите и молитесь, да не внидете въ напасть. Аминь. Источникъ: Протоіерей Iоаннъ Ильичъ Сергіевъ (Кронштадтскій). Слова и поученія, произнесенныя въ разныхъ м;стахъ служенія въ 1907-8 гг. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1908. — С 31-35. © Copyright: Вера Гиоргадзе, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|