и крестом Твоим...

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

Слово на день славнаго Воздвиженія честнаго и животворящаго Креста Господня въ Іерусалиме, обретеннаго въ глубине земли равноапостольною царицею Еленой, спустя почти триста летъ по распятіи на немъ Спасителя міра.


Протоіерей Iоаннъ Ильичъ Сергіевъ (Кронштадтскій) († 1908 г.)



Близъ двухъ тысячъ л;тъ тому назадъ, на земл; совершен; было людьми по злоб; и зависти страшное злод;яніе, отъ котораго солнце померкло, земля потряслась, скалы треснули, гробы мертвецовъ раскрылись и мертвые ожили, вышли и вошли въ городъ, явившись многимъ въ Іерусалим;. Это злод;яніе — убіеніе іудеями Спасителя міра, Господа Іисуса Христа Сына Божія, восхот;вшаго добровольно принять на Себя отъ правосудія Божія казнь за гр;хи міра. Это убіеніе было совершен; посредствомъ крестной казни. Она была самая позорная казнь, мучительная, придуманная людьми тогдашняго безбожнаго міра для рабовъ, которые ц;нились ниже всякаго животнаго безсловеснаго.


И такъ крестъ былъ орудіемъ казни Богочелов;ка. И этотъ крестъ, бывшій прежде проклятымъ, сд;лался по распятіи и смерти на немъ Богочелов;ка — для христіанъ древомъ благословеннымъ, потому что чрезъ него уничтожено проклятіе Божіе, бывшее на насъ и дано благословеніе вс;мъ в;рующимъ; чрезъ него — поб;ждена смерть всеродная и дано воскресеніе и паки бытіе (вторичное бытіе) роду челов;ческому.


Это древо креста было сокрыто отъ христіанъ іудеями глубоко въ земл; и для б;льшаго поруганія его — надъ м;стомъ его сокрытія было построено языческое капище, — такъ что м;сто погребенія животворящаго креста пришло въ забвеніе.


Когда христіансвая в;ра восторжествовала надъ язычествомъ и іудействомъ и на престол; цезарей явился равноапостольный, мудрый императоръ Константинъ съ матерью Еленою, — этой цариц; пришла мысль — найти настоящій крестъ, на которомъ пролилъ Свою искупительную кровь и умеръ Господь Іисусъ Христосъ. Посл; долгихъ поисковъ одинъ престар;лый еврей, знавшій по преданію м;сто сокрытія креста, открылъ цариц; м;сто его нахожденія, — и онъ найденъ былъ и торжественно изнесенъ изъ земли и узнанъ былъ какъ крестъ Христовъ по чуду, отъ него бывшему — по воскресенію мертваго, на котораго былъ возложенъ. Зат;мъ по желанію царицы показанъ народу, т. е. былъ воздвигнутъ на вс; четыре стороны руками патріарха іерусалимскаго Макарія. Народъ въ радости и покаяніи плакалъ и многократно повторялъ: Господи помилуй! Вотъ почему мы празднуемъ Воздвиженіе креста Господня и много разъ при этомъ повторяемъ: Господи помилуй!


Такъ какъ Господь претерп;лъ крестъ за гр;хи вс;хъ и каждаго изъ насъ, мы должны вс; усердно каяться въ нихъ, плакать и говорить: Господи помилуй, потому что вс; безъ числа согр;шаемъ.


Но почему мы спасены отъ гр;ха, проклятія и смерти именно крестомъ, а не иначе какъ-нибудь?


Почему нужна была казнь на крест; по плоти Самого Сына Божія? Объ этомъ размыслимъ. Причина, почему требовалась праведными судьбами Божіими крестная казнь Сына Божія по плоти, изъясняется въ одной изъ церковныхъ п;сней на этотъ праздникъ. Эта п;снь читается такъ: «пріидите вси языцы (народы), благословенному древу поклонимся, имже бысть (совершилась, удовлетворена) в;чная правда: праотца бо Адама прельстивый древомъ (чрезъ вкушеніе запрещеннаго плода) діаволъ крестомъ прельщается (убивъ по нев;д;нію не челов;ка простаго, а Богочелов;ка всеправеднаго, неповиннаго гр;ху и смерти), и падаетъ низверженный паденіемъ страннымъ (жалкимъ), мучительно державшій въ своихъ когтяхъ созданнаго по образу Божію челов;ка; кровію Божіею ядъ змія отмывается и плятва праведнаго осужденія челов;ческаго разрушена, когда всеправедный Іисусъ былъ осужденъ на смерть крестную неправеднымъ судомъ іудеевъ; ибо надобно было исц;лить чрезъ страданія Іисуса на древ; креста язву преступленія чрезъ вкушеніе Адама отъ запрещеннаго въ раю древа, и чрезъ неповинныя страданія на крест; безстрастнаго Богочелов;ка разрушить страсти осужденнаго (Адама и всего челов;чества). Слава Христе мудрому Твоему о насъ смотр;нію (промышленію), коимъ Ты спасъ насъ, какъ единый Челов;колюбецъ». (Стихира празд. на Господи воззвахъ).


Эта п;снь церковная, составленная вдохновеннымъ п;снописцемъ, проникнута выспреннимъ и глубокимъ смысломъ. Постараемся съ Божіею помощью, н;сколько выяснить его.


Преслушаніе первозданной четою самой легкой испытательной запов;ди Творца и Благод;теля — исполнить которую, при томъ даны вс; средства, — и легкомысленное послушаніе лукавому противнику Божію — словесному змію и вступленіе въ союзъ съ нимъ — отринуло чолов;ка и челов;чество отъ Бога на безконечное разстояніе и подвергло его игу гр;ха, праведнаго проклятія и смерти в;чной. Челов;къ подвергся неоплатному долгу предъ Творцемъ, поправъ вс; Его благод;янія, явился неблагодарнымъ, гордымъ, злымъ, усвоивъ себ; духъ новаго своего владыки діавола.


Челов;чество оказалось въ ужасномъ пл;ну вс;мъ своимъ тройственнымъ существомъ души — разумомъ, сердцемъ и всей своей волею; имъ овлад;ла всец;ло темная адская власть: ибо какое общеніе св;та съ тьмою, правды съ беззаконіемъ (2 Кор. 6, 15), гордости и непослушанія съ смиреннымъ послушаніемъ? — Падшее челов;чество надлежало искупить по челов;колюбію Божію, отъ ужаснаго пл;на, отъ гр;ха, проклятія и смерти.


Но кто могъ искупить челов;ческій безчисленный родъ, какъ песокъ морской, кром; Самого Бога? Никакая тварь не могла искупить, никакой ходатай, ни какой ангелъ, ибо каждая разумная тварь, хотя и праведная, какъ ангелъ, праведна не сама собою, а благодатію Божіей, и творитъ то, что должна творить. Только одинъ праведный, совершенный Богочелов;къ Христосъ, Сынъ Божій, могъ искупить людей Своей безконечной правдой, но для этого нужно было Ему сд;латься Челов;комъ, соединивъ его неразлучно и несм;сно съ Божествомъ, въ одномъ Лиц;, — нужно было исполнить всю правду по челов;честву и за челов;чество; просв;тить его, научить его покаянію и исполненію воли Божіей, дать имъ благодать на благодать, пострадать за людей, добровольно принявъ казнь за нихъ, умереть, и Своею смертію неповинною лишить силы им;ющаго державу смерти — діавола, поб;дить смерть, которую люди навлекли на себя дерзкимъ непослушаніемъ, и воскреснуть челов;чествомъ Своимъ изъ мертвыхъ, и подать вс;мъ величайшій даръ воскресенія!


Вотъ безм;рная милость Божія къ падшему челов;ческому роду! Вотъ правда Божія, удовлетворенная соотв;тственною ц;ною!


Какъ же довелъ діаволъ до такихъ ужасныхъ страданій крестныхъ и смерти Искупителя нашего Іисуса Христа, когда эти страданія и смерть должны были окончательно поб;дить его самого врага Божія, разрушить адъ и его страшное узилище и стереть самую главу змія? Діаволъ отъ злобы и гордости обезум;лъ и самъ себ; приготовилъ всемогущаго Поб;дителя смерти и ада, и долженъ былъ отпустить вс;хъ пл;ненныхъ, коихъ над;ялся в;чно держать въ своей мучительской власти. Такимъ образомъ древомъ креста разрушенъ гр;хъ, вошедшій въ міръ чрезъ древо преслушанія и заплаченъ долгъ челов;чества правд; Божіей чрезъ неповинныя страданія и смерть Сына Божія. Людямъ — дано величайшее благо — покаяніе и благодать, располагающая челов;ка в;рующаго къ покаянію и даны вс; средства сд;латься новою тварью о Господ;, стать праведникомъ, достигнувъ ликостоянія на неб; вм;ст; съ ангелами.


Пользуйтесь же гр;шники милостію Божіей, крестными заслугами Сына Божія и немедленно спасайтесь чрезъ покаяніе и д;ла милосердія. Се Женихъ грядетъ въ полунощи, и блаженъ рабъ, его же обрящетъ бдяща. Бдите и молитесь, да не внидете въ напасть. Аминь.


Источникъ: Протоіерей Iоаннъ Ильичъ Сергіевъ (Кронштадтскій). Слова и поученія, произнесенныя въ разныхъ м;стахъ служенія въ 1907-8 гг. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1908. — С 31-35.



Другие статьи в литературном дневнике: