Богъ Любы есть. - Апостолъ Иоаннъ Богословъ

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

Житія святыхъ, на русскомъ язык;,
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.
М;сяцъ Сентябрь.
День двадцать шестой.


Житіе святаго апостола и евангелиста Іоанна Богослова.


Святый апостолъ и евангелистъ Іоаннъ Богословъ былъ сынъ Зеведея и Саломіи, дочери Іосифа Обручника Лейт. Онъ призванъ былъ на пропов;дь Евангелія отъ рыбарскихъ с;тей. Когда Господь нашъ Іисусъ Христосъ, ходя при мор; Галилейскомъ, избиралъ Себ; изъ рыбарей апостоловъ и уже призвалъ двухъ братьевъ, Петра и Андрея, то увидалъ тогда и другихъ братьевъ, Іакова Зеведеева и Іоанна, починивающихъ с;ти свои въ лодк; съ отцомъ ихъ Зеведеемъ, и призвалъ ихъ Мальвина. Тотчасъ, оставивши лодку и отца своего, они пошли за Іисусомъ Христомъ.


При самомъ призваніи своемъ, Іоаннъ названъ былъ отъ Господа «Сыномъ громовымъ», потому что богословіе его какъ громъ должно было слышаться во всемъ мір; и наполнить всю землю Алиса. И ходилъ Іоаннъ за благимъ Учителемъ своимъ, поучаясь исходящей отъ устъ Его премудрости; и былъ онъ весьма любимъ Господомъ своимъ Христомъ за совершенное незлобіе свое и д;вственную чистоту. Господь почтилъ его какъ изрядн;йшаго и изъ числа дв;надцати апостоловъ: онъ былъ однимъ изъ т;хъ трехъ ближайшихъ учениковъ Христовыхъ, которымъ много разъ Господь открывалъ Свои Божественныя тайны. Такъ, когда Онъ восхот;лъ воскресить дочь Іаирову, то не позволилъ идти за Собою никому, кром; Петра, Іакова и Іоанна. Когда на ;авор; восхот;лъ показать славу Своего Божества, взялъ Петра, Іакова, а также и Іоанна. Когда молился въ вертоград;, и тамъ былъ не безъ Іоанна, ибо сказалъ ученикамъ: с;дите ту, дондеже шедъ помолюся тамо. И поятъ Петра и оба сына Зеведеова (Мат;. 26, 36-37), т. е. Іакова и Іоанна. Всюду Іоаннъ, какъ возлюбленный ученикъ, неотлученъ былъ отъ Христа. А какъ любилъ его Христосъ, сіе видно изъ того, что Іоаннъ возлежалъ на персяхъ Его. Ибо, когда на Тайной Вечери Господь предсказалъ о Своемъ предател;, и ученики начали переглядываться между собою въ недоум;ніи, о комъ Онъ говоритъ, тогда Іоаннъ возлежалъ на персяхъ любимаго Учителя, какъ самъ онъ пов;ствуетъ о семъ въ своемъ Евангеліи: б; единъ отъ ученикъ Его, возлежа на лон; Іисусов;, егоже любляше Іисусъ. Поману же сему Симонъ Петръ вопросити: кто убо есть, о немже глаголетъ? Нападъ же той на перси Іисусовы глагола ему: Господи, кто есть предаяй Тя? (Іоан. 13, 23-25). Такъ любимъ былъ Іоаннъ Господомъ, что одинъ только онъ могъ безпрепятственно возлежать на персяхъ Господнихъ и дерзновенно спросить Его объ этой тайн;. Но и Іоаннъ проявилъ къ любившему его Учителю взаимную любовь свою, б;льшую иныхъ апостоловъ: ибо во время вольныхъ страданій Христа, вс; они, оставивши Пастыря своего, б;жали, а онъ одинъ неотлучно смотр;лъ на вс; мученія Христовы, сердечно Ему сострадая, плача и рыдая съ Пречистою Д;вою Маріей, Матерію Господа, и даже не отошелъ съ Нею отъ пострадавшаго за насъ Сына Божія до самаго креста и смерти Спасителя. За сіе и былъ онъ усыновленъ отъ Господа при крест; Пречистой Д;в; Маріи: вися на крест; Господь, вид;въ Матерь и ученика стояща, егоже любляше, глагола Матери Своей: Жено, се сынъ Твой! Потомъ же глагола ученику: се Мати твоя! И отъ того часа поятъ Ю ученикъ во своя си (Іоан. 19, 26-27). И относился онъ къ Ней, какъ матери своей, со всякимъ уваженіемъ и служилъ Ей до честнаго и славнаго успенія Ея. Въ день же Ея успенія, когда честное и святое т;ло Божіей Матери несли на погребеніе, святый Іоаннъ шелъ передъ одромъ Ея съ блистающимъ какъ св;тъ царскимъ скипетромъ, который принесъ Пречистой Д;в; архангелъ Гавріилъ, возв;щая Ей о пренесеніи Ея отъ земли на небо.


Посл; успенія Пресвятой Богородицы, святый Іоаннъ отправился вм;ст; съ ученикомъ своимъ Прохоромъ въ Малую Азію, гд; выпалъ ему жребій пропов;дывать Слово Божіе . Идя туда, святый Іоаннъ скорб;лъ, такъ какъ предвид;лъ напасти на мор;, о которыхъ онъ и предсказалъ ученику своему Прохору. Случилось, что когда они с;ли въ Іоппіи на корабль и начали плаваніе, въ одиннадцатый часъ дня настала великая буря, а ночью корабль разбился, и вс; бывшіе на немъ плавали въ волнахъ морскихъ, держась, кто за что ухватился. Въ шестой же часъ дня море выбросило вс;хъ ихъ съ Прохоромъ на берегъ въ пяти поприщахъ отъ Селевкіи Нэт: одинъ только Іоаннъ остался въ мор;. Много и долго плакалъ Прохоръ и пошелъ въ Азію одинъ. На четырнадцатый день пути пришелъ онъ къ одному селенію, при мор; лежащему, и остановился зд;сь для отдыха. И вотъ въ то время, какъ однажды онъ гляд;лъ на море и тосковалъ объ Іоанн;, всп;нившаяся волна морская съ великимъ шумомъ хлынула на берегъ и выбросила Іоанна живымъ. Прохоръ подошелъ посмотр;ть, кого выбросило море, и встр;тивъ Іоанна, поднялъ его съ земли, и, обнявшись, они плакали и за все благодарили Бога. Такъ святый Іоаннъ четырнадцать дней и ночей пробылъ въ мор;, и благодатію Божіею остался живымъ. Вошедши въ селеніе, попросили они воды и хл;ба и, подкр;пившись, отправились въ Ефесъ Станислав Козлов.


Когда же они вошли вм;ст; въ городъ, ихъ встр;тила жена по имени Романа (Ромека), — прославившаяся даже до Рима злобою д;лъ своихъ, — которая держала въ томъ город; общія бани. И вотъ она, нанявши Іоанна и Прохора, приставила ихъ работать въ бан; и мучила. Хитростью своею она привлекла ихъ обоихъ въ услуженіе себ;: Іоанна приставила поддерживать огонь, а Прохора наливать воду, того и другаго на всю ихъ жизнь, и немало оставались они въ толикой б;д;. Былъ же въ бан; той демонъ, который ежегодно умерщвлялъ одного изъ моющихся въ ней — юношу или отроковицу. Когда строилась эта баня и полагалось основаніе, то, по б;совскому навожденію, вкопали тутъ живыми юношу и отроковицу; съ т;хъ поръ и стало совершаться такое убійство. Случилось же въ то время войти въ баню н;коему отроку, по имени Домну, сыну городскаго старшины Діоскорида. Когда Домнъ мылся въ бан;, напалъ на него б;съ и удавилъ его; и былъ о немъ великій плачъ. Стало это изв;стно по всему городу Ефесу; узнавъ объ этомъ, и самъ Діоскоридъ былъ такъ опечаленъ, что отъ скорби умеръ и онъ. Романа же много молилась Артемид; о томъ, чтобы она воскресила Домна, и, молясь, терзала т;ло свое, но ничто не помогало. Въ то время какъ Іоаннъ спрашивалъ Прохора о случившемся, Романа, увид;въ ихъ бес;дующими, схватила Іоанна и начала наносить ему побои, укоряя и возлагая вину смерти Домна на Іоанна. Наконецъ, она сказала:


— «Если ты не воскресишь Домна, я убью тебя».


Помолившись, Іоаннъ воскресилъ отрока. Романа пришла въ ужасъ. Она называла Іоанна Богомъ или Сыномъ Божіимъ, но Іоаннъ пропов;дывалъ силу Христову и училъ в;ровать во Христа. Зат;мъ воскресилъ онъ и Діоскорида, и ув;ровали во Христа Діоскоридъ и Домнъ, и вс; они крестились. И напалъ на вс;хъ людей страхъ, и дивились они случившемуся. Одни говорили про Іоанна и Прохора, что они волхвы, другіе же справедливо возражали, что волхвы мертвыхъ не воскрешаютъ. Іоаннъ изгналъ б;са изъ бани, и пребывали они съ Прохоромъ въ дом; Діоскоридовомъ, утверждая новопросв;щенныхъ въ в;р; и уча ихъ доброд;тельной жизни.


Въ одно время случился въ Ефес; праздникъ Артемид;, и весь народъ въ б;лыхъ одеждахъ праздновалъ, торжествуя и ликуя при храм; Артемидиномъ; противъ же храма стоялъ идолъ той богини. И вотъ Іоаннъ, войдя на высокое м;сто, сталъ близъ идола и громогласно обличалъ сл;поту язычниковъ, что они не знаютъ, кому покланяются и вм;сто Бога почитаютъ б;са. Народъ же исполнился за это ярости и бросалъ въ Іоанна камнями, но ни одинъ изъ камней не попалъ въ него: камни наоборотъ побивали самихъ же бросающихъ ихъ. Іоаннъ, возд;въ руки къ небу, началъ молиться — и тотчасъ настала на земл; жара и зной великій, и попадало изъ множества людей до 200 челов;къ, и вс; они умерли, а прочіе едва пришли въ себя отъ страха и умоляли Іоанна о милости, ибо ужасъ и трепетъ напали на нихъ. Когда же Іоаннъ помолился Богу, вс; умершіе воскресли, и припали вс; къ Іоанну и, ув;ровавъ во Христа, крестились. Тамъ же, на н;которомъ м;ст;, называемомъ Тихи, Іоаннъ исц;лилъ разслабленнаго, лежавшаго 12 л;тъ. Исц;ленный прославилъ Бога.


Посл; того, какъ Іоанномъ совершены были и многія другія знаменія, и слухъ о чудесахъ его распространился повсюду, — б;съ, пребывающій въ капищ; Артемидиномъ, боясь, что и онъ будетъ низложенъ Іоанномъ, принялъ на себя образъ воина, и с;лъ на видномъ м;ст; и горько плакалъ. Проходящіе мимо спрашивали его, откуда онъ и отчего такъ сильно плачетъ.


Онъ же говорилъ:


— «Я изъ Кесаріи Палестинской, начальникъ надъ темницами; повел;но мн; было стеречь двухъ волхвовъ, изъ Іерусалима пришедшихъ, Іоанна и Прохора, коихъ, по причин; множества ихъ злод;яній, осудили на смерть. Утромъ они должны были погибнуть лютою смертью, но волхвованіемъ своимъ ночью уб;жали изъ темничнаго заключенія, а я изъ-за нихъ впалъ въ б;ду, такъ какъ князь хочетъ погубить меня вм;сто нихъ. Я умолилъ князя, чтобы онъ пустилъ меня пресл;довать ихъ, и вотъ я слышу, что т; волхвы находятся зд;сь, но не им;ю никого, кто бы помогъ мн; поймать ихъ».


Говоря это, б;съ показалъ и грамоту, о томъ свид;тельствующую, показалъ и большой свертокъ золота, об;щая дать его т;мъ, кто погубитъ сихъ волхвовъ.


Слышавъ это, н;которые воины сжалились надъ нимъ, возбудили народъ противъ Іоанна и Прохора и, подойдя къ дому Діоскоридову, сказали: «или выдай намъ волхвовъ, или домъ твой зажжемъ». Діоскоридъ скор;е соглашался на то, чтобы домъ его сгор;лъ, ч;мъ выдать имъ апостола съ ученикомъ его Прохоромъ. Но Іоаннъ провидя духомъ, что мятежъ народный приведетъ къ добру, отдалъ себя и Прохора сборищу народному. Ведомые народомъ, дошли они до храма Артемиды. Іоаннъ помолился Богу — и внезапно храмъ идольскій палъ, не повредивъ ни одного челов;ка. И сказалъ апостолъ сидящему тамъ б;су:


— «Теб; говорю, нечестивый б;съ, скажи, сколько л;тъ ты живешь зд;сь, и ты ли возбудилъ противъ насъ народъ сей!»


Б;съ же отв;чалъ:


— «109 л;тъ я пребываю зд;сь, и я возбудилъ народъ сей на васъ».


Іоаннъ же сказалъ ему:


— «Во имя Іисуса Назарянина повел;ваю теб; оставить м;сто сіе». — И тотчасъ б;съ вышелъ.


Ужасъ объялъ вс;хъ людей, и они ув;ровали во Христа. Были сотворены отъ Іоанна и еще б;льшія знаменія, и многое множество народа обратилось къ Господу.


Въ то время Домиціанъ, императоръ Римскій, воздвигъ на христіанъ большое гоненіе, и Іоаннъ былъ оклеветанъ передъ нимъ. Епархъ Асійскій, схвативъ святаго, отослалъ связаннымъ въ Римъ къ кесарю, гд; за испов;даніе Христово Іоаннъ прежде всего претерп;лъ удары, а зат;мъ долженъ былъ выпить чашу, наполненную смертоноснымъ ядомъ. Когда же по слову Христову: аще и что смертное испіютъ, не вредитъ ихъ (Марк. 16, 18), онъ не получилъ отъ нея вреда, тогда былъ ввергнутъ въ котелъ съ кипящимъ масломъ, но и оттуда вышелъ невредимымъ. И вопіялъ народъ: «великъ Богъ христіанскій!» Кесарь же, не дерзая бол;е мучить Іоанна, счелъ его безсмертнымъ и осудилъ на изгнаніе на островъ Патмосъ, какъ и сказалъ Господь во сн; Іоанну:


— «Много подобаетъ теб; пострадать, и будешь изгнанъ на н;который островъ, который весьма въ теб; нуждается».


Взявши Іоанна съ Прохоромъ, воины отвели ихъ на корабль и отплыли. Въ одинъ изъ дней ихъ плаванія, с;ли вельможи царскіе об;дать и, им;я множество яствъ и питій, развеселились. Одинъ изъ нихъ, юноша, играя, упалъ съ корабля въ море и утонулъ. Тогда ихъ веселье и радость обратились въ плачъ и с;тованіе, ибо не могли они помочь упавшему въ глубину морскую. Особенно же сильно рыдалъ отецъ того отрока, находившійся зд;сь же на корабл;: онъ хот;лъ броситься въ море, но былъ удержанъ другими. Зная силу Іоанна творить чудеса, вс; они начали усердно просить его о помощи. Онъ же спросилъ каждаго изъ нихъ, какого кто чтитъ бога; и одинъ сказалъ: Аполлона, другой — Зевеса, третій — Геркулеса, иные — Эскулапа, другіе — Артемиду Ефесскую Лиса.


И сказалъ имъ Іоаннъ:


— «Столько боговъ им;ете вы, и не могутъ они спасти одного утонувшаго челов;ка!»


И оставилъ онъ ихъ въ печали до утра. На утро же сжалился Іоаннъ надъ гибелью юноши и усердно помолился Богу со слезами. Тотчасъ сд;лалось на мор; волненіе, и одна волна, поднявшись до корабля, выбросила юношу живымъ къ ногамъ Іоанновымъ. Видя сіе, вс; удивились и возрадовались о спасенномъ отъ потопленія юнош;. Іоанна же они начали весьма почитать и сняли съ него жел;зныя оковы.


Однажды ночью, въ пять часовъ, случилась на мор; великая буря, и вс; начали кричать, отчаявшись въ жизни своей, такъ какъ уже и корабль сталъ разрушаться. Тогда возопили вс; къ Іоанну, прося, чтобы онъ помогъ имъ и умолилъ своего Бога о спасеніи ихъ отъ погибели. Повел;въ имъ молчать, святый началъ молиться, — и буря тотчасъ прекратилась и настала великая тишина.


Одинъ воинъ былъ одержимъ желудочною бол;знью и уже умиралъ; его апостолъ сд;лалъ здоровымъ.


Оскуд;ла вода на корабл;, и многіе, изнемогши отъ жажды, были близки къ смерти. Іоаннъ сказалъ Прохору:


— «Наполни сосуды водою морскою».


И когда сосуды были наполнены, онъ сказалъ:


— «Во имя Іисуса Христа почерпайте и пейте!»


Почерпнувши, нашли воду сладкою и, напившись, отдохнули.


Видя такія чудеса, спутники Іоанна приняли крещеніе и хот;ли отпустить Іоанна на свободу. Но онъ самъ уговорилъ ихъ отвести его на указанное ему м;сто. Прибывши на островъ Патмосъ, они отдали игемону посланіе. Миронъ же, тесть игемоновъ, взялъ Іоанна и Прохора въ свой домъ. У Мирона былъ старшій сынъ, по имени Аполлонидъ, им;вшій въ себ; прорицающаго б;са, который предсказывалъ будущее; и вс; считали Аполлонида за пророка. Въ то время, какъ Іоаннъ входилъ въ домъ Мироновъ, Аполлонидъ тотчасъ пропалъ безъ в;сти; онъ уб;жалъ въ другой городъ, боясь, чтобы прорицающій б;съ не былъ изгнанъ изъ него Іоанномъ. Когда въ дому Мироновомъ поднялся вопль объ Аполлонид;, пришло отъ него ув;домленіе, изв;щающее, что его изгналъ изъ дому своимъ чарод;йствомъ Іоаннъ, и что онъ не можетъ возвратиться до т;хъ поръ, пока Іоаннъ не будетъ погубленъ.


Прочитавъ письмо, Миронъ пошелъ къ зятю своему игемону возв;стить о случившемся; игемонъ же, схвативъ Іоанна, хот;лъ отдать его на съ;деніе зв;рямъ. Но Іоаннъ умолялъ игемона, чтобы онъ потерп;лъ немного и позволилъ ему послать ученика своего къ Аполлониду, об;щаясь возвратить его въ домъ. Игемонъ не препятствовалъ послать ученика, но самого Іоанна, связавъ двумя веригами, посадилъ въ темницу. И пошелъ Прохоръ къ Аполлониду съ Іоанновымъ посланіемъ, въ которомъ написано было такъ:


— «Я, Іоаннъ, апостолъ Іисуса Христа, Сына Божія, прорицающему духу, живущему въ Аполлонид;, повел;ваю именемъ Отца, и Сына, и Святаго Духа: выйди изъ созданія Божія и никогда не входи въ него, но будь одинъ вн; сего острова въ м;стахъ безводныхъ, а не среди людей».


Когда Прохоръ пришелъ къ Аполлониду съ такимъ посланіемъ, б;съ тотчасъ вышелъ изъ него. Аполлониду вернулся разумъ, и, какъ бы воспрянувъ отъ сна, пошелъ онъ съ Прохоромъ обратно въ свой городъ. Но не тотчасъ вошелъ онъ въ домъ, а сперва устремился въ темницу къ Іоанну и, припадая къ ногамъ его, воздалъ ему благодареніе за то, что онъ освободилъ его отъ нечистаго духа. Узнавши о возвращеніи Аполлонида, родители, братья и сестры его, вс; собрались и радовались, а Іоаннъ былъ освобожденъ отъ узъ. Аполлонидъ пов;далъ о себ; сл;дующее:


— «Уже много л;тъ прошло съ т;хъ поръ, какъ я спалъ на одр; своемъ глубокимъ сномъ. Н;который челов;къ, ставъ по л;вую сторону одра, потрясъ меня и разбудилъ, — и я увидалъ, что онъ черн;е обожженнаго и гнилого пня; глаза у него гор;ли какъ св;чи, и вострепеталъ я отъ страха. Онъ же сказалъ мн;: «открой уста свои»; я открылъ, и вошелъ онъ въ уста мои и, наполнилъ мое чрево; съ этого часа сд;лалось мн; изв;стнымъ доброе и злое, а также и все, случающееся въ дом;. Когда же апостолъ Христовъ вошелъ въ нашъ домъ, тогда сказалъ мн; сидящій во мн;: «б;ги отсюда, Аполлонидъ, чтобы теб; не умереть въ страданіяхъ, ибо челов;къ сей — чарод;й и хочетъ тебя умертвить». И я тотчасъ б;жалъ въ другой городъ. Когда же я хот;лъ возвратиться, онъ не позволялъ мн;, говоря: «если Іоаннъ не умретъ, ты не можешь жить въ своемъ дом;». А когда Прохоръ пришелъ въ тотъ городъ, въ которомъ былъ я, и я увидалъ его, — нечистый духъ тотчасъ вышелъ изъ меня т;мъ же способомъ, которымъ онъ сперва вошелъ въ мое чрево, и почувствовалъ я облегченіе отъ великой тягости, умъ мой пришелъ въ здоровое состояніе, и стало мн; хорошо».


Услышавши сіе, вс; припали къ ногамъ Іоанна. Онъ же, отверзши уста, поучалъ ихъ в;р; въ Господа нашего Іисуса Христа. И ув;ровалъ Миронъ съ женой и д;тьми своими, вс; они крестились, и была въ дом; Мироновомъ радость великая. А посл; и жена игемонова, Хризиппида, дочь Миронова, приняла съ своимъ сыномъ и вс;ми рабами своими святое крещеніе; за нею крестился и мужъ ея, Лаврентій, игемонъ того острова, сложивъ при этомъ съ себя власть свою, чтобы свободн;е служить Богу. И оставался Іоаннъ съ Прохоромъ въ дому Мироновомъ три года, пропов;дуя слово Божіе. Зд;сь сотворилъ онъ силою Іисуса Христа много знаменій и чудесъ: исц;лилъ больныхъ и б;совъ прогналъ, храмъ Аполлоновъ со вс;ми его идолами разрушилъ однимъ словомъ своимъ, и многихъ, обративъ къ в;р; во Христа, крестилъ.


Былъ въ стран; той одинъ волхвъ, по имени Кинопсъ, жившій въ пустын; и много л;тъ знавшійся съ нечистыми духами. По причин; производимыхъ имъ привид;ній, вс; жители острова считали его за бога. Жрецы же Аполлоновы, вознегодовавшіе на Іоанна за разореніе капища Аполлона и за то, что онъ вс;хъ людей сд;лалъ посл;дователями Іисуса Христа, пришли къ Кинопсу и жаловались ему на апостола Христова, умоляя отмстить за безчестіе ихъ боговъ. Кинопсъ однако не захот;лъ идти въ городъ самъ, такъ какъ много л;тъ жилъ въ томъ м;ст; безвыходно. Но граждане еще чаще стали ходить къ нему съ тою же просьбою. Тогда онъ об;щалъ послать въ домъ Мироновъ духа лукаваго, взять душу Іоаннову и предать ее в;чному суду. Утромъ онъ послалъ къ Іоанну одного изъ князей надъ злыми духами, повел;вая принести къ себ; душу его. Придя въ домъ Мироновъ, б;съ сталъ на томъ м;ст;, гд; былъ Іоаннъ. Іоаннъ же, увид;въ б;са, сказалъ ему:


— «Именемъ Христовымъ повел;ваю теб; не сходить съ этого м;ста до т;хъ поръ, пока ты не скажешь мн;, для какой ц;ли ты пришелъ сюда ко мн;».


Будучи связанъ словомъ Іоанновымъ, б;съ сталъ неподвижно и сказалъ Іоанну:


— «Жрецы Аполлона пришли къ Кинопсу и умоляли его, чтобы онъ шелъ въ городъ и навелъ на тебя смерть, но онъ не захот;лъ, говоря: «много л;тъ я живу на этомъ м;ст;, не выходя; стану ли утруждать себя теперь изъ-за челов;ка худого и ничтожнаго? Идите путемъ своимъ, утромъ же я пошлю своего духа, и возьметъ онъ душу его и принесетъ ко мн;, а я предамъ ее в;чному суду».


И сказалъ Іоаннъ б;су:


— «Посылалъ ли онъ тебя когда-либо взять душу челов;ческую и принести ему?»


Б;съ отв;чалъ:


— «Вся сила сатанинская въ немъ, и онъ им;етъ соглашеніе съ нашими князьями, а мы съ нимъ — и Кинопсъ слушаетъ насъ, и мы его».


Тогда Іоаннъ сказалъ:


— «Я, апостолъ Іисуса Христа, повел;ваю теб;, злой духъ, не входить въ жилища челов;ческія и не возвращаться къ Кинопсу, но уйти съ этого острова и мучиться».


И тотчасъ б;съ удалился съ острова. Кинопсъ же, видя, что духъ не возвратился, послалъ другого; но и тотъ также пострадалъ. И еще двоихъ изъ князей темныхъ послалъ онъ: одному вел;лъ войти къ Іоанну, а другому стоять снаружи, чтобы принести ему отв;тъ. Вошедшій къ Іоанну б;съ пострадалъ такъ же, какъ и приходившій ран;е; другой же б;съ, стоявшій снаружи, вид;въ б;ду своего друга, уб;жалъ къ Кинопсу и разсказалъ о случившемся. И исполнился Кинопсъ ярости и, взявъ все множество б;совское, пришелъ въ городъ. Весь городъ обрадовался, видя Кинопса, и вс;, приходя, кланялись ему.


Найдя Іоанна учащимъ народъ, Кинопсъ исполнился сильной ярости и сказалъ народу:


— «Мужи сл;пые, заблуждшіеся отъ истиннаго пути, послушайте меня! Если Іоаннъ праведенъ, и все сказанное имъ истинно, пусть онъ побес;дуетъ со мною и сотворитъ такія же чудеса, какія творю я, и вы увидите, кто изъ насъ больше, Іоаннъ или я. Если онъ окажется сильн;е меня, то буду в;ровать словамъ и д;ламъ его и я».


И сказалъ Кинопсъ одному юнош;:


— «Юноша! живъ ли отецъ твой?»


Онъ же отв;чалъ: «умеръ».


И сказалъ Кинопсъ: «какою смертію?»


Тотъ же отв;чалъ:


— «Онъ былъ пловцомъ и, когда корабль разбился, утонулъ въ мор;».


И сказалъ Кинопсъ Іоанну:


— «Теперь покажи, Іоаннъ, силу твою, чтобы мы пов;рили словамъ твоимъ: представь сыну отца его живымъ».


Іоаннъ отв;чалъ:


— «Не послалъ меня Христосъ мертвыхъ извлекать изъ моря, но людей обольщенныхъ поучать».


И сказалъ Кинопсъ всему народу:


— «Хотя теперь пов;рьте мн;, что Іоаннъ — льстецъ и обманываетъ васъ; возьмите его и держите, пока я не приведу отроку отца его живымъ».


Они взяли Іоанна, а Кинопсъ распростеръ руки и ударилъ ими по вод;. Когда послышался на мор; плескъ, вс; испугались, а Кинопсъ сталъ невидимъ. И вс; закричали:


— «Великъ ты, Кинопсъ!»


И внезапно вышелъ Кинопсъ изъ моря, держа, какъ сказалъ, отца отрока. Вс; удивились. И сказалъ Кинопсъ:


— «Это ли отецъ твой?»


— «Да, господинъ», — отв;чалъ отрокъ.


Тогда народъ припалъ къ ногамъ Кинопса и хот;лъ убить Іоанна. Но Кинопсъ запретилъ имъ, говоря:


— «Когда увидите больше сего, тогда пусть будетъ мученъ онъ».


Зат;мъ, призвавъ другого челов;ка, онъ сказалъ:


— «Им;лъ ли ты сына?»


И отв;тилъ тотъ:


— «Да, господинъ, им;лъ, но н;кто по зависти убилъ его».


И тотчасъ воззвалъ Кинопсъ голосомъ, призывая по именамъ убійцу и убіеннаго, — и оба они предстали. И сказалъ Кинопсъ Іоанну:


— «Удивляешься ли ты, Іоаннъ?»


Святый Іоаннъ отв;тилъ:


— «Н;тъ, я сему не удивляюсь».


Кинопсъ сказалъ:


— «Больше увидишь, и тогда будешь дивиться, и не умрешь, пока я не устрашу тебя знаменіями».


И отв;тилъ Іоаннъ Кинопсу:


— «Знаменія твои скоро разрушатся».


Услышавъ такія слова, народъ бросился на Іоанна и билъ его до т;хъ поръ, пока не счелъ его мертвымъ. И сказалъ Кинопсъ народу:


— «Оставьте его безъ погребенія, пусть птицы растерзаютъ его».


И они отошли отъ того м;ста, радуясь съ Кинопсомъ. Вскор;, однако, услыхали, что Іоаннъ учитъ на м;ст;, гд; побивали камнями преступниковъ. Кинопсъ призвалъ б;са, при помощи коего чарод;йствовалъ, и, придя на то м;сто, сказалъ Іоанну:


— «Я замышляю сд;лать теб; еше б;льшее посрамленіе и стыдъ, для чего и оставилъ тебя въ живыхъ; приди на морской песчаный берегъ — тамъ ты увидишь славу мою и устыдишься».


Сопровождали же его три б;са, которыхъ народъ считалъ за людей, воскрешенныхъ Кинопсомъ изъ мертвыхъ. Сильно всплеснувъ руками своими, погрузился Кинопсъ въ море и сталъ для вс;хъ невидимъ.


— «Великъ ты, Кинопсъ, — возопилъ народъ, — и н;тъ иного, больше тебя!»


Іоаннъ же повел;лъ б;самъ, которые стояли въ образ; челов;ческомъ, не отходить отъ него. И помолился онъ Господу, чтобы не былъ Кинопсъ живымъ и стало такъ; ибо море внезапно возмутилось и закип;ло волнами, и Кинопсъ уже не вышелъ изъ моря, но остался въ глубин; морской, какъ древній окаянный фараонъ. А б;самъ т;мъ, коихъ народъ считалъ за людей, воскресшихъ изъ мертвыхъ, Іоаннъ сказалъ:


— «Во имя Іисуса Христа распятаго и въ третій день воскресшаго, уйдите съ сего острова».


И они тотчасъ исчезли.


Народъ же сид;лъ на песк;, дожидаясь Кинопса три дня и три ночи; отъ голода, жажды и жара солнечнаго многіе изъ нихъ изнемогли и лежали безгласными, а трое изъ ихъ д;тей умерло. Смилостившись надъ народомъ, Іоаннъ помолился о спасеніи его, и много побес;довавъ съ нимъ о в;р;, воскресилъ ихъ д;тей, исц;лилъ больныхъ, — и вс; они единодушно обратились къ Господу, крестились и разошлись по домамъ своимъ, славя Христа. А Іоаннъ вернулся въ домъ Мироновъ и, часто приходя къ народу, поучалъ его в;р; въ Іисуса Христа.


Однажды онъ нашелъ лежащимъ при дорог; больного челов;ка, сильно страдавшаго горячкою, и исц;лилъ его крестнымъ знаменіемъ. Одинъ іудей, по имени Филонъ, который препирался съ апостоломъ отъ писанія, увид;въ это, попросилъ Іоанна въ свой домъ. Была же у него жена въ проказ;; та припала къ апостолу и тотчасъ исц;лилась отъ проказы и ув;ровала во Христа. Тогда ув;ровалъ и самъ Филонъ, и воспринялъ со вс;мъ домомъ своимъ святое крещеніе. Вышелъ, зат;мъ, святый Іоаннъ на торжище, и собрался къ нему народъ послушать отъ устъ его спасительнаго ученія. Пришли и жрецы идольскіе, изъ которыхъ одинъ, искушая святаго, сказалъ:


— «Учитель! им;ю я сына, хромого на об; ноги, умоляю тебя — исц;ли его; если ты исц;лишь его, то и я ув;рую въ того Бога, Коего ты пропов;дуешь».


Святый же сказалъ ему:


— «Зач;мъ ты такъ искушаешь Бога, Который явно покажетъ лукавство твоего сердца?»


Сказавъ это, Іоаннъ послалъ къ сыну его съ такими словами:


— «Во имя Христа Бога моего, встань и приди ко мн;».


И тотъ, тотчасъ вставъ, пришелъ къ святому здоровымъ; а отецъ въ тотъ же часъ за сіе искушеніе охром;лъ на об; ноги и отъ сильной боли съ крикомъ упалъ на землю, умоляя святаго:


— «Помилуй меня, святитель Божій, и исц;ли меня именемъ Христа, Бога твоего, ибо я в;рую, что н;тъ иного Бога, кром; Его».


Тронутый мольбами, святый исц;лилъ жреца и, научивъ в;р;, крестилъ его во имя Іисуса Христа.


Утромъ пришелъ Іоаннъ на м;сто, гд; лежалъ челов;къ, страдавшій водянкою и не встававшій съ постели 17 л;тъ. Апостолъ исц;лилъ его словомъ и просв;тилъ святымъ крещеніемъ. Въ тотъ же день прислалъ за Іоанномъ челов;къ, ставшій игемономъ посл; зятя Миронова, Лаврентія, усердно умоляя святаго придти въ его домъ; ибо жен; игемоновой, бывшей непраздной, насталъ часъ родить, и она весьма страдала, будучи не въ силахъ разр;шиться отъ бремени. Апостолъ скоро пришелъ и едва только ступилъ на порогъ дома, какъ жена тотчасъ родила, и бол;знь облегчилась. Увид;въ это, игемонъ ув;ровалъ во Христа со вс;мъ домомъ своимъ.


Проживъ тамъ три года, Іоаннъ отошелъ въ другой городъ, жители котораго помрачены были тьмою идолопоклонства. Когда онъ вошелъ туда, то увидалъ народъ, празднующій б;самъ, и н;сколько связанныхъ юношей. И спросилъ Іоаннъ одного изъ стоящихъ тамъ:


— «Для чего связаны юноши сіи?»


Челов;къ тотъ отв;тилъ:


— «Мы почитаемъ великаго бога — волка, коему совершаемъ нын; праздникъ; ему-то эти юноши и будутъ заколоты въ жертву».


Іоаннъ попросилъ показать ему ихъ бога, на что челов;къ тотъ сказалъ:


— «Если хочешь вид;ть его, подожди до четвертаго часа дня; тогда ты увидишь жрецовъ идущихъ съ народомъ на то м;сто, гд; является богъ; пойди съ ними, и ты увидишь нашего бога».


Іоаннъ же сказалъ:


— «Вижу, что ты челов;къ добрый, я же пришлецъ; умоляю тебя, сведи меня сейчасъ же на то м;сто самъ: ибо весьма я желаю вид;ть вашего бога; и если ты покажешь мн; его, я дамъ теб; драгоц;нный бисеръ».


Тотъ повелъ Іоанна и, показавъ ему болото, наполненное водою, сказалъ:


— «Отсюда богъ нашъ выходитъ и является народу».


И ждалъ Іоаннъ выхода того бога; и вотъ около четвертаго часа дня явился б;съ, выйдя изъ воды въ вид; огромнаго волка. Остановивъ его именемъ Христовымъ, святый Іоаннъ спросилъ:


— «Сколько л;тъ ты живешь зд;сь?»


— «70 л;тъ», — отв;чалъ діаволъ.


Апостолъ же Христовъ сказалъ:


— «Именемъ Отца и Сына и Святаго Духа повел;ваю теб;: уйди съ сего острова и никогда не приходи сюда».


И діаволъ тотчасъ исчезъ. А челов;къ тотъ, видя случившееся, ужаснулся и припалъ къ ногамъ апостола. Іоаннъ научилъ его в;р; святой и сказалъ ему:


— «Вотъ, ты им;ешь отъ меня тотъ бисеръ, который я об;щалъ дать теб;».


Т;мъ временемъ дошли до того м;ста со связанными отроками жрецы, им;я въ рукахъ своихъ ножи, а съ ними и много народу. Долго ждали они выхода волка, чтобы заколоть на съ;деніе ему отроковъ.


Наконецъ, подошелъ къ нимъ Іоаннъ и сталъ просить, чтобы освободили они неповинныхъ отроковъ:


— «Н;тъ уже, — сказалъ онъ, — бога вашего — волка; это былъ б;съ, и сила Христова поб;дила его и прогнала».


Услышавъ, что волкъ погибъ, они испугались, и, не найдя его, несмотря на долгія поиски, освободили отроковъ и отпустили здоровыми. Святый Іоаннъ началъ пропов;дывать имъ о Христ; и обличать ихъ прельщеніе, и многіе изъ нихъ, ув;ровавши, крестились.


Была въ томъ город; баня. Однажды мылся въ ней сынъ жреца Зевсова, и умерщвленъ былъ діаволомъ, обитавшимъ въ бан;. Услыхавъ объ этомъ, отецъ его съ великимъ плачемъ пришелъ къ Іоанну, прося воскресить сына и об;щая ув;ровать во Христа. Святый пошелъ съ нимъ и именемъ Христовымъ воскресилъ умершаго. И спросилъ онъ юношу, какая была причина его смерти: Тотъ отв;чалъ:


— «Когда я мылся въ бан;, кто-то черный вышелъ изъ воды, схватилъ меня и удавилъ».


Уразум;въ, что въ той бан; живетъ б;съ, святый заклялъ его и спросилъ:


— «Кто ты и зач;мъ ты живешь зд;сь?»


Б;съ отв;тилъ:


— «Я тотъ, котораго ты выгналъ изъ бани въ Ефес;, и живу зд;сь уже шестой годъ, вредя людямъ».


Святый Іоаннъ изгналъ его и изъ сего м;ста. Увид;въ это, жрецъ ув;ровалъ во Христа и крестился съ сыномъ и со вс;мъ домомъ своимъ.


Посл; сего вышелъ Іоаннъ на торговую площадь, гд; собрался къ нему почти весь городъ, чтобы слышать слово Божіе. И вотъ одна женщина пала къ ногамъ его, съ плачемъ умоляя, чтобы онъ исц;лилъ б;сноватаго сына ея, для исц;ленія коего она отдала врачамъ почти все имущество. Апостолъ вел;лъ привести его къ себ; и, какъ только посланные сказали б;сноватому: «тебя зоветъ Іоаннъ», б;съ тотчасъ вышелъ изъ него. Придя къ апостолу, исц;ленный испов;далъ в;ру во Христа и крестился вм;ст; съ матерью своею.


Въ томъ же город; былъ особенно чтимый храмъ идола Бахуса, называемаго у идолопоклонниковъ «отцемъ свободы». Собираясь зд;сь въ праздникъ его съ пищей и питіемъ, мужчины и женщины веселились и, упившись, творили въ честь мерзкаго бога своего великое беззаконіе. Придя сюда во время праздника, Іоаннъ обличалъ ихъ за скверное ихъ празднованіе; жрецы же, которыхъ было зд;сь множество, схвативши его, били и бросили связаннымъ, а сами опять возвратились къ своему мерзкому д;лу. Святый Іоаннъ помолился Богу, да не потерпитъ Онъ такого беззаконія; и тотчасъ идольское капище разрушилось до основанія и побило вс;хъ жрецовъ; прочіе же люди, испугавшись, освободили апостола отъ узъ и умоляли его, чтобы и ихъ не погубилъ онъ.


Въ томъ же город; былъ знаменитый волхвъ, по имени Нукіанъ; узнавъ о паденіи капища и гибели жрецовъ, онъ весьма вознегодовалъ и, придя къ святому Іоанну, сказалъ:


— «Нехорошо ты сд;лалъ, что разрушилъ храмъ Бахуса и погубилъ его жрецовъ; умоляю тебя снова воскресить ихъ, какъ воскресилъ ты сына жреца въ бан;, и тогда я стану в;ровать въ Бога твоего».


Святый Іоаннъ отв;чалъ:


— «Причиной ихъ гибели было ихъ беззаконіе; посему недостойны они жить зд;сь, но пусть мучатся въ геенн;».


— «Если ты не можешь воскресить ихъ, — сказалъ Нукіанъ, — то я именемъ боговъ моихъ воскрешу жрецовъ и возставлю капище, ты же смерти не изб;жишь».


Сказавши это, они разошлись. Іоаннъ пошелъ учить народъ, а Нукіанъ отправился на м;сто павшаго капища и, обойдя его съ волхвованіемъ, сд;лалъ то, что явилось 12 б;совъ въ образ; побитыхъ жрецовъ, которымъ онъ повел;лъ идти за нимъ и убить Іоанна.


Б;сы же сказали:


— «Невозможно намъ не только убить его, но даже явиться на томъ м;ст;, гд; онъ; если ты хочешь, чтобы Іоаннъ умеръ, иди и приведи сюда народъ, чтобы, увид;въ насъ, онъ возъярился на Іоанна и погубилъ его».


Нукіанъ, отойдя, встр;тилъ множество народа, слушающаго ученіе святаго Іоанна, и закричалъ имъ Нукіанъ сильнымъ голосомъ:


— «О, несмысленные! Зач;мъ вы позволяете прельщать себя этому страннику, который, погубивъ ваше капище съ жрецами, погубитъ и васъ, если вы будете слушать его? Идите за мною и вы увидите жрецовъ вашихъ, которыхъ я воскресилъ; еще же и разрушенное капище я возставлю на глазахъ вашихъ, чего Іоаннъ сд;лать не можетъ».


И вс; какъ безумные пошли за нимъ, оставивъ Іоанна. Но апостолъ, идя съ Прохоромъ другою дорогою, раньше ихъ пришелъ на то м;сто, гд; были б;сы въ образ; воскресшихъ жрецовъ. Увид;въ Іоанна, б;сы тотчасъ исчезли. И вотъ пришелъ съ народомъ Нукіанъ; не найдя б;совъ, онъ впалъ въ великую скорбь и снова началъ ходить кругомъ разрушеннаго капища, волхвуя и призывая ихъ, но усп;ха не было. Когда же насталъ вечеръ, народъ въ негодованіи хот;лъ убить Нукіана за то, что онъ обманулъ ихъ. Н;которые сказали:


— «Схватимъ его и поведемъ къ Іоанну и, чт; тотъ повелитъ намъ, т; и сд;лаемъ».


Услыхавъ это, святый Іоаннъ т;мъ же путемъ предупредилъ ихъ и всталъ на прежнемъ м;ст;. Народъ, приведя къ святому Нукіана, сказалъ:


— «Сей обманщикъ и врагъ твой задумалъ погубить тебя; но мы сд;лаемъ съ нимъ т;, чт; укажешь ты».


Святый же сказалъ:


— «Пустите его! Пусть онъ покается».


На утро Іоаннъ опять училъ народъ в;р; во Христа, и многіе изъ нихъ, ув;ровавши, просили Іоанна крестить ихъ. Когда же Іоаннъ привелъ ихъ къ р;к;, Нукіанъ чарод;йствомъ своимъ воду превратилъ въ кровь. Апостолъ молитвою осл;пилъ Нукіана и, сд;лавъ воду снова чистою, крестилъ въ ней вс;хъ ув;ровавшихъ. Поб;жденный этимъ, Нукіанъ пришелъ въ чувство и, искренно каясь, просилъ апостола быть къ нему милостивымъ. Святый, увид;въ его покаяніе и довольно поучивъ, крестилъ его — и тотъ тотчасъ прозр;лъ и ввелъ Іоанна въ свой домъ. Когда Іоаннъ вошелъ въ него, внезапно пали вс; идолы, которые были въ дому Нукіана, и разбились въ прахъ. Вид;въ это чудо, устрашились домашніе его, и, ув;ровавши, крестились.


Была въ томъ город; одна богатая и красивая вдова, по имени Прокліанія. Им;я сына Сосипатра, красиваго лицемъ, она, по б;совскому навожденію, воспламенилась къ нему любовію и всячески стараясь привлечь его къ своему беззаконію. Но сынъ возненавид;лъ мать за такую безумную страсть. Уб;жавъ отъ нея, онъ пришелъ на м;сто, гд; тогда училъ святый Іоаннъ, и съ наслажденіемъ слушалъ поученія апостольскія. Іоаннъ, коему было открыто Духомъ Святымъ все случившееся съ Сосипатромъ, встр;тивъ его наедин;, поучалъ почитать мать, но не слушаться ея въ беззаконномъ д;л;, и никому о томъ не говорить, сокрывъ гр;хъ своей матери. Сосипатръ не хот;лъ возвращаться въ домъ къ матери своей; но Прокліанія, встр;тивъ его, схватила за одежду и съ крикомъ влекла въ домъ. На этотъ крикъ явился игемонъ, недавно прибывшій въ тотъ городъ, и спросилъ, по какой причин; женщина такъ тащитъ юношу. Мать же, скрывши свое беззаконное нам;реніе, наклеветала на сына, будто бы онъ хот;лъ сд;лать надъ нею насиліе, и рвала волосы свои съ плачемъ и крикомъ. Услышавъ это, игемонъ пов;рилъ лжи и присудилъ неповиннаго Сосипатра зашить съ смертоносными гадами въ кожаный м;хъ и бросить въ море. Узнавъ объ этомъ, Іоаннъ явился къ игемону, обличая его за несправедливый судъ, за то, что не разсл;довавъ, какъ должно, обвиненіе, онъ осудилъ на смерть неповиннаго юношу. А Прокліанія клеветала и на Іоанна, что сей обманщикъ научилъ ея сына на такое зло. Услышавъ это, игемонъ повел;лъ утопить и святаго апостола, зашивъ въ одинъ м;хъ съ Сосипатромъ и съ различными гадами. И помолился святый — и вдругъ земля потряслась, а у игемона отсохла та рука, которою онъ подписалъ приговоръ относительно святаго; у Прокліаніи же отсохли об; руки и глаза перекосились. Вид;въ это, судія ужаснулся, и вс; бывшіе тамъ пали ницъ отъ страха. И умолялъ судія Іоанна, чтобы онъ помиловалъ его и исц;лилъ изсохшую руку; святый же, поучивъ его довольно суду справедливому и в;р; во Христа, исц;лилъ его и крестилъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Такъ и неповинный Сосипатръ избавленъ былъ отъ напасти и смерти, и судія позналъ Бога истиннаго. А Прокліанія уб;жала отъ отрока въ свой домъ, неся на себ; Божіе наказаніе. Апостолъ, взявъ Сосипатра, пошелъ въ ея домъ. И не хот;лъ Сосипатръ идти къ матери, но Іоаннъ училъ его незлобію, ув;ряя, что теперь онъ не услышитъ уже отъ матери своей ничего беззаконнаго, ибо она уц;ломудрилась. Такъ д;йствительно и было. Ибо, когда Іоаннъ съ Сосипатромъ вошелъ въ ея домъ, Прокліанія тотчасъ упала къ ногамъ апостола, съ плачемъ сознаваясь и каясь въ гр;хахъ своихъ. Исц;ливъ ее отъ бол;зни и научивъ в;р; и ц;ломудрію, апостолъ крестилъ ее со вс;мъ домомъ ея. Итакъ, ставши ц;ломудренною, Прокліанія проводила дни свои въ великомъ покаяніи.


Въ это время убитъ былъ царь Домиціанъ. Посл; него занялъ Римскій престолъ Нерва, челов;къ весьма добрый; онъ освободилъ вс;хъ, бывшихъ въ заточеніи. Освобожденный съ другими изъ заточенія, Іоаннъ задумалъ возвратиться въ Ефесъ: ибо едва не вс;хъ живущихъ на Патмос; онъ уже обратилъ ко Христу. Христіане же, узнавши о такомъ его нам;реніи, умоляли не оставлять ихъ до конца. А такъ какъ апостолъ не захот;лъ остаться съ ними, но желалъ возвратиться въ Ефесъ, они просили его оставить на память о своемъ ученіи хотя Евангеліе, которое онъ тамъ написалъ. Ибо, запов;давъ однажды вс;мъ постъ, онъ взялъ съ собой ученика своего Прохора, и отойдя отъ города на далекое разстояніе, взошелъ на высокую гору, гд; пробылъ на молитв; три дня. Посл; третьяго же дня загрем;лъ великій громъ, засверкала молнія, и гора поколебалась; Прохоръ отъ страха упалъ на землю. Обратившись къ нему, Іоаннъ поднялъ его, посадилъ по правую руку себя и сказалъ:


— «Пиши то, чт; услышишь изъ устъ моихъ».


И возведя очи къ небу, снова молился, а посл; молитвы сталъ говорить:


— «Въ начал; б; Слово...» и прочее.


Ученикъ же внимательно записалъ все т;, чт; слышалъ изъ устъ его; такъ и было написано святое Евангеліе, которое апостолъ, сойдя съ горы, вел;лъ Прохору снова переписать. И согласился онъ оставить переписанное въ Патмос; для христіанъ, согласно ихъ просьб;, а писанное первоначально удержалъ у себя. На томъ же остров; написалъ святый Іоаннъ и Апокалипсисъ Фотина.


Прежде же удаленія своего съ того острова, обошелъ онъ окрестныя города и селенія, утверждая братство въ в;р;; и случилось ему быть въ одномъ селеніи, въ которомъ жилъ жрецъ Зевса, по имени Евхарисъ, им;вшій сл;пого сына. Жрецъ тотъ давно желалъ вид;ть Іоанна. Услышавъ же, что Іоаннъ прибылъ въ ихъ селеніе, онъ пришелъ къ святому, умоляя его придти въ домъ его и исц;лить сына. Іоаннъ же, видя, что онъ пріобр;тетъ зд;сь Христу души челов;ческія, пошелъ въ домъ жреца и сказалъ сл;пому его сыну:


— «Во имя Господа моего, Іисуса Христа, прозри», — и сл;пой тотчасъ прозр;лъ.


Увид;въ сіе, Евхарисъ ув;ровалъ во Христа и крестился съ сыномъ своимъ. И во вс;хъ городахъ того острова святый Іоаннъ благоустроилъ церкви святыя и поставилъ имъ епископовъ и пресвитеровъ; довольно научивъ жителей, онъ вс;хъ прив;тствовалъ и сталъ возвращаться въ Ефесъ. И провожали его в;рующіе съ плачемъ и рыданіемъ великимъ, не желая лишиться такого солнца своимъ ученіемъ просв;тившаго ихъ страну; но святый, с;въ на корабль и преподавъ вс;мъ миръ, отплылъ въ свой путь. Когда же онъ достигъ Ефеса, в;рующіе встр;тили его съ радостію неизреченною, вопія и глаголя:


— «Благословенъ грядый во имя Господне!»


И принятъ онъ былъ съ честію. Пребывая зд;сь, онъ не переставалъ трудиться, всегда уча народъ и наставляя его на путь спасенія.


Нельзя умолчать о томъ, чт; разсказываетъ о святомъ Іоанн; Климентъ Александрійскій Вещий Протей. Когда въ Азіи апостолъ обходилъ города, то въ одномъ изъ нихъ увид;лъ юношу, расположеннаго душею къ доброму д;лу; святый апостолъ научилъ и крестилъ его. Нам;реваясь же уйти оттуда на пропов;дь Евангелія, онъ при вс;хъ поручилъ сего юношу епископу того города съ т;мъ, чтобы пастырь научилъ его всякому доброму д;лу. Епискоиъ же, взявъ юношу, научилъ его Писанію, но не настолько заботился о немъ, какъ должно было, и не давалъ ему такого воспитанія, какое подобаетъ юношамъ, а напротивъ предоставилъ его своей вол;. Вскор; отрокъ началъ вести дурную жизнь, сталъ упиваться виномъ и красть. Наконецъ, онъ свелъ дружбу съ разбойниками, которые соблазнивши его, увели въ пустыни и горы, поставили его начальникомъ своимъ и учиняли разбой по дорогамъ. Вернувшись черезъ н;которое время, Іоаннъ пришелъ въ тотъ городъ и, услыхавъ про того отрока, что онъ развратился и сталъ разбойникомъ, сказалъ епископу:


— «Возврати мн; то сокровище, которое я передалъ теб; на сохраненіе, какъ въ в;рныя руки; возврати мн; того юношу, котораго я вручилъ теб; при вс;хъ для того, чтобы ты научилъ его страху Божію».


А епископъ съ плачемъ отв;тилъ:


— «Погибъ тотъ юноша, душею — умеръ, а т;ломъ — разбойничаетъ по дорогамъ».


Іоаннъ же сказалъ епископу:


— «Такъ ли подобало теб; хранить душу брата твоего? Дай мн; коня и проводника, чтобы пойти и поискать мн;, кого ты погубилъ».


Когда Іоаннъ пришелъ къ разбойникамъ, то просилъ ихъ отвести его къ начальнику своему, что они и исполнили. Юноша же, увид;въ святаго Іоанна, устыдился и, вставъ, поб;жалъ въ пустыню. Забывъ свою старость, Іоаннъ погнался за нимъ, вопія:


— «Сынъ мой! обратись къ отцу своему и не отчаявайся въ паденіи своемъ; гр;хи твои я приму на себя; остановись же и подожди меня, такъ какъ Господь послалъ меня къ теб;».


Юноша, остановившись, припалъ къ ногамъ святаго съ трепетомъ и стыдомъ великимъ, не см;я взглянуть ему въ лицо. Іоаннъ же съ отеческою любовью обнимая лобызалъ его и привелъ въ городъ, радуясь, что обр;лъ погибшую овцу. И много училъ онъ его, наставляя покаянію, въ которомъ усердно подвизаясь юноша угодилъ Богу, получилъ прощеніе гр;ховъ и съ миромъ преставился.


Былъ въ то время одинъ христіанинъ, впавшій въ такую нищету, что не им;лъ, ч;мъ бы заплатить долги своимъ заимодавцамъ; отъ жестокой скорби задумалъ онъ самъ себя убить, и просилъ одного волхва — іудеянина дать ему смертоноснаго яду. А сей врагъ христіанъ и другъ б;совъ исполниль просьбу и далъ ему смертоноснаго питья. Христіанинъ же, взявъ смертельную отраву, пошелъ въ свой домъ, но дорогой задумался и испугался, не зная чт; ему сд;лать. Наконецъ, ос;нивъ чашу крестнымъ знаменіемъ, выпилъ ее и не почувствовалъ отъ нея ни мал;йшаго вреда, такъ какъ крестное знаменіе отняло у чаши весь ядъ. И много дивился онъ въ себ;, что остался здоровымъ и не чувствовалъ никакого вреда. Но, снова не вынеся пресл;дованій заимодавцевъ, онъ пошелъ къ іудеянину, чтобы тотъ далъ ему сильн;йшаго яду. Удивившись, что челов;къ тотъ все еще живъ, волхвъ далъ ему сильн;йшей отравы. Получивъ ядъ, челов;къ пошелъ въ свой домъ. И долго раздумывая передъ т;мъ какъ выпить, онъ подобно прежнему сотворилъ крестное знаменіе и на этой чаш; и выпилъ, но опять ничуть не пострадалъ. Снова отправился онъ къ іудеянину и явился къ нему здоровымъ. И насм;хался онъ надъ волхвомъ, что тотъ неискусенъ въ своемъ чарод;йств;. Іудеянинъ же, испугавшись, спросилъ его, чт; онъ д;лалъ, когда пилъ? Онъ же сказалъ: «ничего иного, какъ только ос;нялъ чашу крестнымъ знаменіемъ». И узналъ іудеянинъ, что прогоняла смерть сила святаго креста; и, желая узнать истину, далъ того яда псу — и песъ тотчасъ же передъ нимъ издохъ. Увид;въ это, іудеянинъ отправился съ т;мъ христіаниномъ къ апостолу и пов;давъ ему о случившемся съ ними. Святый Іоаннъ научилъ іудеянина в;р; во Христа и крестилъ его, б;дному же тому христіанину вел;лъ принести охапку с;на, которую крестнымъ знаменіемъ и молитвой претворилъ въ золото, чтобы онъ могъ отдать долги свои, остаткомъ же содержать свой домъ. Зат;мъ апостолъ снова вернулся въ Ефесъ, гд;, пребывая въ дом; Домна, обратилъ ко Христу многое множество людей и сотворилъ неисчислимыя чудеса Тата.


Когда апостолу исполнилось бол;е ста л;тъ, вышелъ онъ изъ дома Домна съ семью своими учениками и, дойдя до н;котораго м;ста, вел;лъ имъ тамъ с;сть. Время было уже къ утру, и онъ, отойдя на такое разстояніе, на какое можно бросить камень, началъ молиться. Потомъ, когда ученики его, согласно его вол;, выкопали ему крестообразную могилу, онъ запов;далъ Прохору идти въ Іерусалимъ и оставаться тамъ до кончины своей. Преподавъ еще наставленіе ученикамъ своимъ и поц;ловавъ ихъ, апостолъ сказалъ:


— «Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею». И поц;ловали его ученики и покрыли его до кол;нъ, а когда онъ снова поц;ловалъ ихъ, то покрыли его даже до шеи, положили на лице его покрывало, и поц;ловавъ еще, съ великимъ плачемъ покрыли его совс;мъ. Услышавъ объ этомъ, братія пришли изъ города и роскопали могилу, но ничего не нашли тамъ и весьма много плакали; зат;мъ, помолившись, они возвратились въ городъ. И каждый годъ, въ осьмой день м;сяца мая, появлялось изъ гроба его благовонное м;ро и по молитвамъ святаго апостола подавало исц;ленія болящимъ Гоблин, въ честь Бога, въ Троиц; славимаго во в;ки в;ковъ. Аминь.


Прим;чанія:
Лейт Родиной св. Іоанна Богослова была Ви;саида. Родители его были люди благочестивые, жившіе ожиданіемъ Мессіи. Еще въ отрочеств; они обучили Іоанна закону Моисееву. Изд;тства же святый Іоаннъ былъ помощникомъ отцу своему въ его трудахъ по рыболовству и торговл;. Товарищами и единомышленниками Іоанна были жители той же Ви;саиды, св. братья Петръ и Андрей, впосл;дствіи также св. апостолы. Когда вышелъ на пропов;дь святый Іоаннъ Креститель, вс; сіи благочестивые юноши охотно сд;лались его учениками, хотя не оставляли еще ни своего дома, ни своихъ занятій. Все это они оставили лишь тогда, когда Господь сд;лалъ ихъ Своими учениками.
Мальвина По сказанію блаж. Іеронима, Іоаннъ былъ совс;мъ еще юношей, когда Господь призвалъ его въ число Своихъ учениковъ. Благочестивые родители не препятствовали Іоанну, какъ и брату его Іакову, сд;латься учениками Божественнаго Учителя.
Алиса Названіе «Воанергесъ» (сынъ громовъ), кром; сего, указывало и на н;которыя особенности характера св. апостола. Будучи чистымъ, добрымъ, незлобивымъ и дов;рчивымъ, онъ въ то же время былъ полонъ сильной ревности о слав; Божіей. Онъ полюбилъ Господа со всею силою своего невиннаго сердца. Оттого и Господь бол;е вс;хъ другихъ учениковъ Своихъ любилъ Іоанна. Уже черезъ годъ посл; своего призванія, Іоаннъ избранъ былъ Господомъ изъ множества учениковъ Его въ число 12 апостоловъ.
Въ 50-мъ году по Р. X., т. е. черезъ два года посл; Успенія Богородицы, святый Іоаннъ все еще пребывалъ въ Іерусалим;, такъ какъ изв;стно, что онъ присутствовалъ на происходившемъ въ семъ году собор; апостольскомъ въ Іерусалим;. Только посл; 58 года по Р. X., святый Іоаннъ избралъ себ; м;стомъ для благов;стія страны Мало-Азійскія, гд; до него пропов;дывалъ св. апостолъ Павель.
Нэт Приморскій городъ въ Сиріи.
Станислав Козлов Ефесъ, при Эгейскомъ мор;, былъ важный торговый городъ въ Малой Азіи. Приморское его положеніе, благорастворенный климатъ, хорошо устроенная гавань, знаменитый храмъ Артемиды или Діаны и постоянное стеченіе сюда народа съ разныхъ сторонъ, частію для торговли и частію для поклоненія богин; — д;лали его однимъ изъ самыхъ богатыхъ и знаменит;йшихъ городовъ Малой Азіи. Первыя начала в;ры христіанской положены были въ Ефес; учениками Іоанна Крестителя; уже апостолъ Петръ нашелъ зд;сь христіанъ, но главнымъ образомъ Евангеліе пропов;дано зд;сь апостоломъ Павломъ; потомъ ученикъ его Тимо;ей былъ зд;сь епископомъ; наконецъ Ефесъ былъ м;стопребываніемъ апостола и евангелиста Іоанна, который тутъ и скончался. Плодомъ неусыпныхъ попеченій апостола Іоанна было то, что въ Ефес; сохранялось чистое Евангельское ученіе, такъ что церковь Ефесская, по словамъ святаго Иринея, была истинною свид;тельницею апостольскаго преданія.
Лиса Аполлонъ — богъ древнихъ грековъ и римлянъ, почитался богомъ св;та, въ особенности солнечнаго, также умственнаго просв;щенія, поэзіи и музыки, богомъ-прорицателемъ, врачевателемъ бол;зней и хранителемъ всякаго гражданскаго порядка. — Зевсъ или Юпитеръ почитался у грековъ и римлянъ главнымъ божествомъ, отцомъ боговъ и людей, повелителемъ неба и земли, грома и молніи, в;тровъ и дождей. — Геркулесъ — герой древне-греческихъ преданій, олицетворявшій собою физическую силу челов;ка и впосл;дствіи почитаемый древними греками, какъ одинъ изъ наибол;е излюбленныхъ боговъ. — Эскулапъ — сынъ Аполлона, сказочный врачъ, посл; смерти ставшій, по мн;нію язычниковъ, богомъ врачества; изображался съ посохомъ, обвитымъ зм;ею.
Фотина Преданіе разсказываетъ, что однажды Іоаннъ, вм;ст; съ ученикомъ своимъ Прохоромъ, уединился изъ города въ пустынную пещеру, гд; и провелъ 10 дней вм;ст; съ Прохоромъ, а другіе 10 дней одинъ. Въ сіи посл;дніе 10 дней онъ ничего не ;лъ, а только молился Богу, прося Его открыть, чт; ему надо д;лать. И былъ голосъ къ Іоанну свыше: «Іоаннъ, Іоаннъ!» Іоаннъ отв;чалъ: «Чт; повел;ваешь, Господи?» И говорилъ голосъ свыше: «потерпи еще десять дней, и будетъ теб; откровеніе многаго великаго». Іоаннъ превелъ тамъ еще 10 дней безъ пищи. И совершилось тогда дивное: ангелы отъ Бога сошли къ нему и возв;стили ему много неизреченнаго. И когда Прохоръ возвратился къ нему, онъ послалъ его за чернилами и хартіею и потомъ два дня говорилъ Прохору о бывшихъ ему откровеніяхъ, а тотъ записывалъ ихъ.
Вещий Протей Климентъ Александрійскій — одинъ изъ знаменит;йшихъ христіанскихъ ученыхъ первыхъ в;ковъ христіанства, скончался ок. 217 года.
Тата Посл;дніе годы своей жизни апостолъ Іоаннъ проводилъ въ аскетическихъ подвигахъ: питался лишь хл;бомъ и водой, не стригъ своихъ волосъ и од;вался въ простыя полотняныя одежды. Отъ старости онъ не им;лъ уже силъ пропов;дывать слово Божіе даже и въ окрестностяхъ Ефеса. Теперь онъ только поучалъ епископовъ Церкви и воодушевлялъ ихъ неустанно учить народъ слову Евангельскому, а особенно помнить и пропов;дывать первую и главную Евангельскую запов;дь, запов;дь любви. Когда, разсказываетъ блаженный Іеронимъ, святый апостолъ дошелъ до такой немощи, что ученики его съ трудомъ лишь приносили его въ церковь, и онъ не могъ уже произносить продолжительныхъ поученій, то онъ ограничивалъ свои бес;ды непрестаннымъ повтореніемъ такого наставленія: «Д;тки, любите другъ друга!» А когда однажды ученики спросили его, зач;мъ онъ непрестанно повторяетъ имъ это, Іоаннъ отв;тилъ сл;дующими достойными его словами: «сія есть запов;дь Господня, и если ее соблюдете, то и довольно». На закат; дней своихъ святый апостолъ пользовался особенною любовію всего христіанскаго міра. Онъ былъ въ то время единственнымъ апостоломъ — самовидцемъ Господа, такъ какъ вс; другіе апостолы уже скончались. Весь міръ христіанскій зналъ о томъ, что святый Іоаннъ былъ любим;йшимъ ученикомъ Господа. Посему многіе искали случая вид;ть апостола и считали за честь и счастіе коснуться его ризъ.
Кром; великихъ трудовъ по распространенію христіанской в;ры среди язычниковъ, св. апостолъ Іоаннъ послужилъ Церкви Христовой еще и трудами письменными. Онъ написалъ св. Евангеліе, три посланія и Апокалипсисъ, или книгу откровеній.
Евангеліе написано Іоанномъ уже въ глубокой старости, въ самомъ конц; I в;ка по Р. X. Епископы Ефеса и всей вообще Малой Азіи, опасаясь умножившихся зъ то время лжеученій о Лиц; Господа нашего, Іисуса Христа, и предвидя скорую кончину св. апостола, просили его дать имъ свое Евангеліе (новое, сравнительно съ тремя уже им;вшимися). Это Евангеліе они желали им;ть у себя руководствомъ въ борьб; съ еретиками, отвергавшими Божество Христа. Іоаннъ удовлетворилъ просьбу епископовъ и далъ имъ написанное имъ по внушенію Духа Святаго Евангеліе, отличное отъ Евангелій Мат;ея, Марка и Луки. Въ своемъ Евангеліи св. Іоаннъ говоритъ главнымъ образомъ о томъ, о чемъ н;тъ р;чи у т;хъ евангелистовъ. Онъ дополняетъ ихъ, опуская то, что передано у нихъ, и разсказывая о томъ, что у нихъ опущено. Вс; событія земной жизни Спасителя, о которыхъ упоминаетъ Іоаннъ, переданы у него съ самою обстоятельною точностію. За свое Евангеліе св. Іоаннъ получилъ названіе Богослова, т. е. такого пов;ствователя, который въ своемъ Евангеліи излагаетъ главнымъ образомъ не событія земной жизни Господа, а возвышенныя и глубокомысленныя р;чи о Бог;, Бог;-Слов;, т. е. Сын; Божіемъ, и бес;ды Спасителя о духовномъ возрожденіи въ Дух; Святомъ (глава 3), о живительной влаг; (вода живая), удовлетворяющей духовную жажду людей (глава 4), о жизненномъ хл;б; (хл;бъ животный), питающемъ душу челов;ка (глава 6), о таинственной дорог;, ведущей къ истин;, о двери, чрезъ которую мы входимъ и выходимъ (глава 10), о св;т; и теплот; и т. п. Подъ вс;ми этими именами святый Іоаннъ всегда разум;етъ Самого Господа Іисуса Христа, такъ какъ только Онъ одинъ д;йствительно есть вода живая, хл;бъ духовный, св;тъ, дверь нашего спасенія, истина, правда, Богъ. Онъ — нашъ Спаситель, отъ в;ка сущій съ Богомъ, въ Бог;, и Самъ будучи Богъ. А Богъ — это есть Высочайшая Любовь, такъ возлюбившая міръ, что Она и Сына Своего не пощадила, но послала въ міръ на страданія для искупленія людей и спасенія ихъ отъ гр;ха, проклятія и смерти. За такое возвышенное содержаніе Евангелія Іоанна оно названо Евангеліемъ «духовнымъ», а святый Іоаннъ Богословъ изображается на иконахъ съ орломъ: подобно тому какъ орелъ высоко паритъ на небесахъ, такъ Іоаннъ въ своемъ Евангеліи поднимается до самыхъ высокихъ религіозныхъ истинъ. Р;ки богословія изъ честныхъ твоихъ устъ истекаша, апостоле, — восп;ваетъ св. Церковь въ своихъ п;сноп;ніяхъ св. Іоанну; тамъ же она называетъ его богодвижимою ц;вницею небесныхъ п;ній, тайнописцемъ, богосказанными устами, самовидцемъ неизреченныхъ таинъ, таинникомъ неизреченнаго, на высоту богословія возшедшимъ и т. п.
Такія же мысли раскрываетъ св. Іоаннъ и въ трехъ, своихъ посланіяхъ. Вс; эти посланія написаны имъ въ город; Ефес;. Въ нихъ онъ также опровергаетъ лжеученіе еретиковъ, защищаетъ достоинство Іисуса Христа, какъ Спасителя міра, д;йствительность Его воплощенія и истинность Его ученія, а также уб;ждаетъ в;рующихъ быть христіанами не по имени только, но и на самомъ д;л;. Такъ какъ въ то время появились еретики, которые отвергали явленіе Христа во плоти, то апостолъ Іоаннъ предостерегаетъ в;рующихъ отъ такого лжеученія и говоритъ, что только духъ, иже испов;дуетъ Іисуса Христа во плоти пришедша, отъ Бога есть (1 Іоан. 4, 2). Зат;мъ и въ посланіяхъ своихъ онъ повторяетъ, что Богъ Любы есть, а потому и люди должны любить Бога. Только пребываяй въ любви, въ Боз; пребываетъ, и Богъ въ немъ пребываетъ (1 Іоан. 4, 16). Но что такое любовь къ Богу? — Сія есть любы, да ходимъ по запов;демъ Его (2 Іоан. 1, 6). А запов;ди Господа сводятся къ запов;ди любви (1 Іоан. 4, 7-8). Любить же нужно не словомъ, ниже языкомъ, но д;ломъ и истиною (1 Іоан. 3, 18). Глаголяй, яко познахъ Его (т. е. Бога) и запов;ди Его не соблюдаетъ, ложъ есть, и въ немъ истины н;сть (1 Іоан. 2, 4), какъ н;тъ истины и въ томъ, кто речетъ, яко любитъ Бога, а брата своего ненавидитъ (1 Іоан. 4, 20). Любяй Бога, а брата своего ненавидитъ (1 Іоан. 4, 21).
Апокалипсисъ, или книга откровеній, изображаетъ будущую судьбу Церкви Христовой, борьбу Христа съ антихристомъ и пораженіе антихриста. Будущія судьбы Церкви Христовой изображены зд;сь наибол;е полно, ч;мъ гд; бы то ни было въ другой книг; Священнаго Писанія.
Гоблин Въ память сего чудеснаго событія установлено ежегодное празднованіе св. ап. Іоанну 8-го мая.


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: М;сяцъ Сентябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 567-591.



Другие статьи в литературном дневнике: