Мученичество св. Апостола Андрея Первозваннаго

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

Посланіе Пресвитеровъ и Діаконовъ Ахаіи.
Христианское чнение. СПб., 1824. Часть 161.
Вс; мы Пресвитеры и Діаконы Ахайскихъ церквей пишемъ, что глаза наши вид;ли, вс;мъ церквамъ, основаннымъ во имя Христово на Восток; и Запад;, С;вер; и Полудни. Миръ вамъ и вс;мъ в;рующимъ во единаго Бога, совершеннаго въ Троиц;, истиннаго Отца Родителя, истиннаго Сына Единороднаго, истиннаго Духа Святаго, исходящаго отъ Отца, и въ Сын; пребывающаго, дабы познано было, что единъ Духъ Святый во Отц; и Сын;, и что таковъ есть Единородный Сынъ, каковъ и родившій Его. Сей в;р; научились мы отъ Святаго Андрея, Апостола Господа нашего Іисуса Христа, котораго мученичество, бывъ очевидцами онаго, и предаемъ памяти в;рно.


2. Консулъ Егей, вступивъ въ городъ Патры, началъ ловить в;рующихъ во Христа, и принуждать ихъ приносить жертвы идоламъ. Святый Андрей сказалъ ему: теб;, суді; челов;ковъ, должно бы познать небеснаго Судію твоего, и познавъ покланяться Ему, а покланяясь истинному Богу, отвергнуть боговъ неистинныхъ. Егей спросилъ: ты не Андрей ли, ниспровергающій храмы боговъ, и лестію приводящій людей къ той вредной ереси, которую правители Римскіе недавно истребить повел;ли? Святый Андрей отв;чалъ: правители Римскіе еще не познали истины, и того, чему училъ пришедшій для нашего спасенія Сынъ Божій, т. е. что сіи идолы не только не боги, но демоны пагубные, враги рода челов;ческаго: они тому только учатъ людей, ч;мъ Богъ оскорбляется, дабы раздражаемый ими Богъ отвратился отъ нихъ и не слушалъ ихъ; дабы тогда, какъ Богъ отвратится отъ нихъ и не будетъ слушать ихъ, они оставались пл;нниками діавола, а онъ чтобы дотол; могъ изд;ваться надъ ними, пока они не изыдутъ изъ т;ла — осужденные и на сіе, не им;я съ собою ничего кром; гр;ховъ.


3. Егей сказалъ: это надменныя и пустыя слова! Христа вашего, когда онъ такъ пропов;дывалъ, іудеи пригвоздили ко кресту. — Святый Андрей отв;чалъ: если бы ты полюбопытствовалъ узнать таинство креста, какимъ образомъ Творецъ рода челов;ческаго, по горячей любви своей, для примиренія нашего, не по принужденію, но добровольно принялъ крестъ сей; то ты ув;ровалъ бы въ Него. — Егей сказалъ: если Онъ преданъ ученикомъ своимъ, схваченъ іудеями и представленъ къ Игемону, и по прошенію іудеевъ повел;ніемъ Игемона распятъ воинами: то какъ же ты говоришь, что Онъ добровольно претерп;лъ крестъ? — Андрей: потому говорю: добровольно, что я съ Нимъ былъ, и что еще прежде того, какъ былъ преданъ ученикомъ своимъ и распятъ, Онъ предсказалъ намъ: посл; трехъ дней воскресну. Почему и брату моему Петру, который сказалъ: Милосердъ Ты Господи, не имать быти Теб; сіе, Онъ съ негодованіемъ отв;чалъ: Иди за Мною, сатано, яко не мыслиши, яже суть Божія, но челов;ческая. Но какъ Онъ могъ бы такъ р;шительно ув;рять насъ, если бы пострадалъ противъ воли своей? Тогда бы Онъ не сказалъ намъ: Власть имамъ положити душу Мою, и власть имамъ паки пріяти ю. Наконецъ, когда Онъ вечерялъ съ нами, сказалъ: Единъ отъ васъ предастъ Меня, и сими словами заставилъ вс;хъ сокрушаться, и сказалъ опять: Ему же Азъ омочивъ хл;бъ подамъ, той есть предаяй Мя. И поелику Онъ говорилъ о будущемъ, какъ о прошедшемъ; то и показалъ т;мъ, что Онъ произвольно подвергся предательству. Ибо Онъ не б;галъ отъ предателя, но остался на томъ м;ст;, куда, какъ Ему изв;стно было, придетъ онъ.


4. Егей сказалъ: дивлюсь, что сей столько прозорливый мужъ, о которомъ ты говоришь; волею или неволею, въ какомъ бы то ни было смысл;, по крайней м;р;, былъ, по твоему признанію, пригвожденъ ко кресту. — Андрей отв;чалъ: это есть, какъ я и прежде сказалъ, великое таинство креста, которое, если пожелаешь выслушать меня, я покажу теб;. — Егей: сего нельзя назвать таинствомъ, но казнію. — Святый Андрей: сію казнь, заключающую въ себ; таинство и обновленіе челов;чества, лучше уразум;ешь, если со вниманіемъ выслушаешь меня. — Егей: я буду слушать внимательно; но если и ты въ свою очередь не послушаешь меня, то сіе самое таинство креста ты испытаешь на самомъ себ;. — Святый Андрей: если бы я страшился креста, то не возв;щалъ бы славы креста. — Егей: непонятная р;чь твоя возв;щаетъ теб; мученіе креста: поелику лукавство твое заставляетъ тебя не бояться мученія смерти. — Андрей: не лукавство, но в;ра заставляетъ меня не бояться мученія смерти. Ибо смерть праведныхъ честна, а люта смерть гр;шныхъ. Потому я и хочу показать теб; таинство креста, дабы ты, получивъ лучшее наставленіе и ув;ровавъ, принялъ оное, какимъ бы то ни было образомъ, ко спасенію души твоей. — Егей: не ужели душа моя погибла, что я долженъ искать спасенія ея въ какой-то в;р;, о которой ты говоришь?


5. Андрей сказалъ: о семъ-то я и желалъ душевно говорить теб;, дабы, научивъ напередъ, что души вс;хъ людей утратили первобытную праведность свою, показать посл;, что таинство креста возстанавливаетъ оную. Ибо первый челов;къ древомъ преслушанія отверзъ врата смерти; и такъ необходимо было, чтобы древо страданія изгнало вошедшую смерть. Также, поелику первый челов;къ сотворенъ изъ чистой земли, то нужно было, чтобы изъ чистой Д;вы родился совершенный челов;къ, дабы Сынъ Божій, сотворившій прежде челов;ка, возвратилъ жизнь в;чную, которую люди потеряли въ Адам;. Потомъ, дабы древо креста искоренило древо пожеланія, распростираетъ на крест; нескверныя руки свои — за т; руки, кои добровольно простерты были на преступленіе; вм;сто пріятн;йшей сн;ди, вкусилъ желчь, и принявъ на себя смертность нашу, даровалъ намъ свое безсмертіе.


6. Егей сказалъ: такія слова ты можешь говорить т;мъ, которые будутъ в;рить теб;. Что же касается до меня, то если ты не послушаешься, и не принесешь всемогущимъ богамъ жертвы, — я прикажу выс;чь тебя, и пригвоздить на томъ самомъ крест;, который ты выхваляешь. — Святый Андрей отв;чалъ: Всемогущему Богу я каждый день приношу жертву живую: не куреніе ;;міама, не плоть тельцовъ ревущихъ, не кровь козлиную; но каждодневно на жертвенник; креста приношу Богу непорочнаго Агнца, котораго т;ло в;рующій народъ хотя и вкушаетъ, и піетъ кровь Его, но закланный Агнецъ пребываетъ невредимъ и живъ. — Егей: какъ можетъ то быть? — Святый Андрей: если хочешь знать, какъ можетъ то быть, то сд;лайся моимъ ученикомъ, дабы узнать желаемое. — Егей: я мученіями выпытаю отъ тебя сіе. — Святый Андрей: удивляюсь, какъ ты, челов;къ благоразумный, впалъ въ такую неразсудительность, что думаешь, будто муками можешь у меня выхватить знаніе Божественнаго жертвоприношенія. Ты слышалъ тайну жертвы: если ув;руешь, что Христосъ, Сынъ Божій, распятый іудеями, есть истинный Богъ; то изъясню теб;, какимъ образомъ живетъ Агнецъ, который, бывъ закланъ, и давъ себя въ сн;дь, пребываетъ посл; того невредимъ и непороченъ во царствіи своемъ. — Егей: но какимъ образомъ Агнецъ пребываетъ во царствіи, когда Онъ закалается, и всему народу, какъ ты говоришь, служитъ въ сн;дь? — Святый Андрей: если ув;руешь отъ всего сердца, можешь уразум;ть: а если не ув;руешь, то никогда не можешь узнать совершенно истину.


7. Посл; сего Егей разсердился и приказалъ стеречь его подъ стражею. Когда же посадили его подъ стражу одного, то народъ стекся къ нему изъ всей той страны, какъ будто бы онъ хот;лъ умертвить Егея, а Апостола Андрея вывести изъ заключенія. Святый Андрей такъ ув;щавалъ народъ: не перем;ните миръ Господа нашего Іисуса Христа въ діавольское возмущеніе. Поелику Самъ Господь, когда былъ преданъ, показалъ все терп;ніе, не воспрекословилъ, не возопилъ, и никто не слышалъ на распутіяхъ гласа Его. И такъ храните молчаніе, тишину и спокойствіе, и не останавливайте мученичества моего. А лучше приготовьте и себя въ поборники Господу, дабы съ неустрашимостію души поб;дить угрозы, и преодол;ть мученія въ кр;пости т;ла. Ибо если ужасенъ страхъ, то тотъ страхъ, который не им;етъ конца. А страхъ челов;ческій подобенъ дыму, который, вдругъ появившись, мгновенно разс;вается. И если страшны скорби, то т; скорби, которыя начавшись никогда не оканчиваются. Настоящія скорби легки и удобоносимы; а если и тяжки, то скоро и освобождаютъ душу. Но скорби будущія в;чны, гд; всегдашній плачь, скрежетаніе, вопль и нескончаемое мученіе, и куда перейти Егей Консулъ не страшится. И такъ будьте лучше готовы къ тому, чтобы временными страданіями пріобр;сти в;чное наслажденіе, гд; непрестанно будете радоваться, непрестанно процв;тать славою, и всегда царствовать со Христомъ.


8. Святый Андрей чрезъ ц;лую ночь такъ ув;щавалъ народъ. Когда же наступило утро, Егей приказалъ привести предъ себя Святаго Андрея, и, с;въ на м;ст; судилища, сказалъ: думаю, что ночныя размышленія разогнали нев;жество ума твоего, и ты пересталъ хвалить Христа своего, дабы могъ разд;лять съ нами радости жизни. Ибо, конечно, безразсудно бы было, если бы ты самъ захот;лъ идти на страданіе креста, и самаго себя осудилъ на жестокій огнь и пламень. — Святый Андрей отв;чалъ: буду радоваться съ тобою, если ты, ув;ровавъ во Христа, оставишь поклоненіе идоламъ. Поелику Самъ Христосъ послалъ меня въ сію страну, гд; я не малое число людей пріобр;лъ для Господа. — Егей: для того-то я и побуждаю тебя принести жертву, чтобы сіи, прельщенные тобою люди оставили суету твоего ученія, и почтили жертвою боговъ (ибо не осталось въ Ахаіи ни одного города, гд; бы религія боговъ не была презираема и истребляема), дабы и боги, разгн;вавшіеся на тебя, умилостивились къ теб;, да и мы сохранили бы къ теб; дружбу нашу. А если не такъ, то въ отмщеніе различнымь подверженъ будешь мукамъ, и наконецъ кончишь жизнь свою, вися на томъ крест;, который ты славишь. Святый Андрей: послушай, сынъ лукаваго, солома, приготовленная въ жертву в;чному огню, послушай меня, раба Христова. Докол; съ кротостію буду говорить съ тобою о в;р;, чтобы ты, сд;лавшись совершеннымъ посл;дователемъ истины, отвергнулъ суетныхъ идоловъ, и поклонился Богу истинному? — Но поелику ты остаешься въ нечистот; своей, и думаешь меня устрашить угрозами своими, то изобр;тай, что теб; угодно, для мученія: ибо я т;мъ пріятн;е сод;лаюсь Царю моему, ч;мъ бол;е пребуду твердымъ испов;дникомъ посреди мукъ за имя Его.


9. Тогда Егей приказалъ растянуть его, и с;чь лозами. Когда исполнители наказанія, давъ ему семь четверицъ ударовъ, перестали, и онъ всталъ и приведенъ былъ предъ Егея; то Егей сказалъ ему: послушай меня, Андрей, и удержись отъ пролитія крови своей; иначе заставлю умереть тебя на крест;. Святый Андрей отв;чалъ: я воинъ, служащій подъ знаменемъ креста Христова, и долженъ бол;е желать, нежели бояться поб;днаго знамени креста. Но ты подвергнешься заслуженному тобою в;чному наказанію, если, и искусивъ мое терп;ніе; не ув;руешь во Христа. Ибо я твоей погибели страшусь. Мое страданіе продолжится одинъ день, а много что два; но твое мученіе и чрезъ тысячи л;тъ не окончится. Почему не умножай бол;е несчастія своего, и не возжигай для себя в;чнаго огня. — Тогда Егей воспылалъ гн;вомъ, и вел;лъ распять его на крест;, такое давъ приказаніе распинателямъ, чтобы онъ, им;я связанныя руки и ноги, распростертъ былъ какъ на дыб;, дабы, угнетаемый бол;знію, не вдругъ скончался, но лучше медленнымъ удручался мученіемъ. Когда служители повели его на казнь, собравшійся народъ кричалъ: что сд;лалъ праведный челов;къ и другъ Божій, что его ведутъ на крестъ? — Святый Андрей ув;щавалъ народъ, и говорилъ, чтобы ему не м;шали. Съ радостію и восхищеніемъ онъ продолжалъ шествіе свое, и не переставалъ учить.


10. Когда онъ пришелъ къ тому м;сту, гд; приготовленъ былъ крестъ, то, увид;въ его издали, громко воззвалъ: радуйся, кресте, плотію Христа освященный, и членами Его, какъ маргаритами, украшенный! Прежде нежели возшелъ на тебя Господь мой, ты страшенъ былъ для земныхъ; но теперь, когда ты вм;стилъ въ себя Любовь небесную; то, быть распростертымъ на теб;, есть даръ. Знаютъ в;рные, сколько сокрыто въ теб; щедротъ, сколько уготовано наградъ. Безбоязненно и весело я иду къ теб;; но и ты съ веселіемъ и радостію прими меня, ученика Распявшагося на теб;. Я всегда любилъ шебя, и гор;лъ желаніемъ обнять тебя. О, блаженный кресте, пріявшій великол;піе и красоту отъ членовъ Господа, многократно желанный, и неусыпно искомый, возми меня отъ среды челов;ковъ, и вручи Учителю моему. Пусть отъ тебя получитъ меня Тотъ, кто чрезъ тебя искупилъ меня. — Сказавъ сіе, онъ скинулъ съ себя одежду свою, и отдалъ ее исполнителямъ казни. Они взяли его, подняли на крестъ, и пов;сили, какъ имъ было приказано, растянувъ все т;ло его веревками. На сіе зр;лище стеклось до двадцати тысячь народа, между коимъ былъ и братъ Егея, по имени Стратоклъ, и онъ вопилъ вм;ст; съ народомъ: неправедна казнь! — А Святый, утишая волненіе в;рныхъ, училъ переносить временныя искушенія, говоря, что сіи страданія ничего не значатъ въ сравненіи съ в;чнымъ воздаяніемъ.


11. Между т;мъ весь народъ съ крикомъ пошелъ къ дому Егея, и вс; говорили: Святый Андрей, трезвый доброд;тельный мужъ, добрый учитель, не долженъ такъ страдать, но долженъ быть снятъ съ креста, поелику, второй уже день пропов;дуя на немъ истину, еще остается живъ. Тогда Егей, убоявшись народа, об;щалъ снять его съ креста, и тогда же самъ пошелъ къ нему. Увид;въ его, Святый сказалъ: за ч;мъ ты пришелъ къ намъ, Егей? Если раскаявшись хочешь ув;ровать во Христа, то, какъ я и об;щалъ, отверзется теб; дверь милосердія. Если же для того только пришелъ, чтобы освободить меня, то знай, что докол; остается дыханіе въ семъ т;л;, не хочу сойти съ креста сего. Ибо зрю Царя моего, покланяюсь Ему, и уже предстою предъ Нимъ. — Но о твоемъ несчастіи скорблю, поелику в;чная погибель ждетъ тебя. И такъ спасайся, пока можешь, дабы не искать спасенія тогда, когда будетъ невозможно. — Служители же, сколько ни ходили около креста, не могли и прикоснуться къ Святому. Онъ преставился при восхожденіи солнца, отходя къ Господу нашему Іисусу Христу, которому слава во в;ки, Аминь.



А Егей предъ глазами вс;хъ объятъ былъ нечистымъ духомъ, который, изломавъ его, повергнулъ мертвымъ. Братъ же его Стратоклъ, взявъ т;ло Святаго Андрея, предалъ его погребенію.


Посл; того такой страхъ напалъ на вс;хъ, что не было ни одного, кто бы не в;ровалъ въ Господа, который вс;мъ челов;камъ хочетъ спастися, и въ разумъ истины пріити.


Память кончины Святаго совершается въ 30 день м;сяца Ноемврія, въ царство Господа нашего Іисуса Христа, которому слава во в;ки, Аминь.


Источникъ: Мученичество святаго Апостола Андрея. – Посланіе Пресвитеровъ и Діаконовъ Ахаіи. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Типографіи Медицинскаго Департамента Минист. Внутр. Д;лъ, 1824. — Часть XVI. — С. 264-278.







Подвиги и страданія святаго апостола Андрея Первозваннаго.


Святый Андрей, Первозванный Апостолъ Христовъ, сынъ одного еврея, по имени Іоны, братъ святаго верховнаго Апостола Петра, былъ родомъ изъ города Ви;саиды Лейт. Презирая суету сего міра и предпочитая д;вство супружеству, онъ не пожелалъ вступать въ бракъ, но, услыша, что святый Предтеча Іоаннъ пропов;дуетъ на Іордан; Мальвина покаяніе, оставилъ все, пошелъ къ нему и сд;лался его ученикомъ. Когда святый Предтеча, указывая на проходившаго мимо Іисуса Христа, произнесъ: «се Агнецъ Божій» (Іоан. 1, 36) Алиса, святый Андрей вм;ст; съ другимъ ученикомъ Предтечи, котораго считаютъ за евангелиста Іоанна, оставилъ Крестителя и посл;довалъ за Христомъ. Онъ нашелъ брата своего Симона (Петра) и сказалъ ему: «Мы нашли Мессію, именуемаго Христа», и привелъ его къ Іисусу (Іоан. 1, 41-42). Посл; сего, когда онъ ловилъ, вм;ст; съ Петромъ, рыбу на берегу Галилейскаго моря и Іисусъ воззвалъ къ нимъ, говоря: «идите за Мною, и Я сд;лаю васъ ловцами челов;ковъ» (Мат;. 4, 19), — тогда Андрей, тотчасъ оставивъ, по зову Господню, с;ти, пошелъ, вм;ст; съ своимъ братомъ Петромъ, за Христомъ (Мат;. 4, 20). Андрей былъ названъ Первозваннымъ, потому что прежде вс;хъ Апостоловъ сд;лался посл;дователемъ и ученикомъ Іисуса Христа. Когда же, посл; вольныхъ страданій Господа, по воскресеніи Его, святый Андрей принялъ, какъ и прочіе Апостолы, Духа Святаго, сшедшаго на него въ вид; огненнаго языка (Д;ян. 2, 3), и когда были разд;ляемы страны, ему достались по жребію страны Ви;инійскія Нэт и Пропонтидскія Станислав Козлов, съ Халкидономъ Лиса и Византіею Фотина, ;ракіею Вещий Протей и Македоніей Тата, простирающіяся до самаго Чернаго моря Гоблин и Дуная Клио, а также — ;ессалія Наталья Мамченко, Еллада Даша, Ахаія Юганка, Аминтинъ , Трапезунтъ Слепой, Ираклія Аннет Вуа и Амастрида Helena. Святый Андрей прошелъ эти города и страны, пропов;дуя Христову в;ру, и въ каждомъ город; принялъ много скорбей и страданій; подкр;пляемый всесильной помощію Божіей, онъ терп;лъ вс; б;дствія за Христа съ услажденіемъ. Бол;е всего онъ претерп;лъ мученій въ город;, называемомъ Синопъ : зд;сь его бросали на землю и, взявъ за руки и ноги, таскали, били пол;ньями, бросали въ него камнями, вырывали у него пальцы и зубы; но онъ, благодатію своего Спасителя и Учителя, снова оказался здоровымъ и ц;лымъ отъ ранъ. Отправившись оттуда, онъ проходилъ иныя страны: Неокесарію Флоренсийа, Самосаты 22, Аланы Лана, страны Абасковъ Девочка Которой Нет, Зиговъ Aiex Shumilin, Босфориновъ . Потомъ онъ отплылъ во ;ракійскій городъ Византію Dj Dmitry, гд; онъ первый пропов;далъ Христа, и, научивъ многихъ, поставилъ пресвитеровъ Церкви; во епископа Византіи онъ рукоположилъ Стахія, о которомъ святый апостолъ Павелъ упоминаетъ въ посланіи къ Римлянамъ (Рим. 16, 9). Самъ же онъ, подъемля въ благов;ствованіи Христовомъ апостольскіе бол;зни и труды, обходилъ Понтъ Акрополь, побережье Чернаго моря, Ски;ію профиль удален и Херсонитовъ Г-Н Гусеницын. По промышленію Божію, онъ дошелъ до р;ки Дн;пра Alesja, въ Россійской стран; Liza, и, приставъ къ Кіевскимъ горамъ Bergstrich, остановился на ночлегъ. Вставъ поутру отъ сна, онъ сказалъ бывшимъ при немъ ученикамъ:


— «В;рьте мн;, что на этихъ горахъ возсіяетъ благодать Божія; великій городъ будетъ зд;сь, и Господь воздвигнетъ тамъ много церквей и просв;титъ святымъ крещеніемъ всю Россійскую землю».


Взойдя на горы, святый благословилъ ихъ и водрузилъ крестъ, предвозв;щая принятіе народомъ, обитавшимъ зд;сь, в;ры отъ своей Апостольской ка;едры, основанной въ Византіи No.9. Пройдя и выше лежавшіе россійскіе города, — гд; расположенъ нын; великій Новгородъ No., — пос;тивъ еще и Римъ Юля77, онъ возвратился въ греческую страну Эпиръ Лиса, и снова пришелъ во ;ракію, утверждая христіанъ и поставляя имъ епископовъ и наставниковъ. Пройдя многія страны, онъ достигъ Пелопонеса 38 и, войдя въ Ахайскій городъ, по имени Патры , остановился у одного почетнаго мужа, по имени Сосія; онъ возставилъ его съ одра бол;зни и посл; того обратилъ ко Христу весь этотъ городъ Патры. Въ то же время ув;ровала во Христа и жена м;стнаго правителя Егеата Антипата, по имени Максимилла, освободившись отъ тяжелыхъ оковъ недуга и получивъ скорое исц;леніе. И мудрый Стратоклій, братъ Антипатовъ и многіе иные, одержимые различными недугами, выздоров;ли чрезъ возложеніе рукъ Апостола. Тогда Егеатъ Антипатъ пришелъ въ б;шенство, и, схвативъ святаго Апостола, пригвоздилъ его ко кресту, о чемъ пресвитеры и діаконы Ахайской страны написали такъ:


— «Мы, вс; пресвитеры и діаконы церквей Ахаіи, пишемъ о страданіи святаго Апостола Андрея, которое вид;ли своими очами, вс;мъ церквамъ, — которыя находятся на восток; и на запад;, на юг; и на с;вер;. Миръ вамъ и вс;мъ в;рующимъ во Единаго Бога, въ Троиц; совершеннаго, истиннаго Отца нерожденнаго, истиннаго Сына рожденнаго, истиннаго Духа Святаго, исходящаго отъ Отца и почившаго на Сын;; этой в;р; мы научились отъ святаго Андрея, Апостола Іисуса Христа, страданіе котораго, непосредственно нами вид;нное, мы и описываемъ».


«Егеатъ Антипатъ, придя въ городъ Патры, началъ принуждать в;рующихъ во Христа приносить жертвы идоламъ. Святый Андрей, зайдя ему на пути впередъ, сказалъ:


— «Теб;, судь; людей, сл;довало бы познать своего Судію, сущаго на небесахъ, и, познавъ, поклониться Ему, поклонившись же истинному Богу, сл;довало бы отвращаться отъ ложныхъ боговъ».


Егеатъ сказалъ ему:


— «Ты ли тотъ самый Андрей, который разрушаетъ храмы боговъ и склоняетъ людей къ той появившейся недавно волшебной в;р;, которую римскіе цари повел;ли истребить?»


Святый Апостолъ Андрей отв;чалъ:


— «Римскіе цари не познали того, что Сынъ Божій, снизойдя на землю ради спасенія рода челов;ческаго, съ ясностію показалъ, что эти идолы не только не боги, но — нечистые б;сы, враждебные челов;ческому роду, которые научаютъ людей прогн;влять Бога и отвращать Его отъ себя, чтобы Онъ не слышалъ ихъ. Когда же Богъ, прогн;вавшись, отвратится отъ людей, тогда б;сы пл;няютъ ихъ въ порабощеніе себ; и до т;хъ поръ обольщаютъ ихъ, пока души ихъ не выйдутъ изъ т;ла обнаженными Кондрат, не им;я съ собою ничего другого, кром; гр;ховъ своихъ».


Егеатъ сказалъ:


— «Когда вашъ Іисусъ пропов;дывалъ эти бабьи и пустыя слова, Іудеи пригвоздили Его ко кресту».


Андрей отв;чалъ:


— «О, если бы ты захот;лъ познать таинство креста: какъ Создатель челов;ческаго рода, по Своей любви къ намъ, добровольно претерп;лъ страданія на крест;, потому что Онъ и о времени Своихъ страданій зналъ, и о тридневномъ Своемъ воскресеніи пророчествовалъ и, сидя съ нами на посл;дней вечери, возв;стилъ о Своемъ предател;, говоря о будущемъ, какъ о прошедшемъ, и добровольно пошелъ на то м;сто, на которомъ им;лъ быть преданъ въ руки Іудеевъ».


— «Удивляюсь теб;, — возразилъ Егеатъ, — что ты, будучи челов;комъ мудрымъ, посл;дуешь за Т;мъ, Кого испов;дуешь распятымъ на крест; — все равно какимъ образомъ: добровольно или невольно» Николай Жигар.


Апостолъ отв;чалъ:


— «Велико таинство креста, — и если ты хочешь слышать, я скажу теб;».


— «Это — не таинство, но казнь злод;евъ», — возразилъ Егеатъ.


Святый Андрей отв;чалъ:


— «Эта казнь — тайна челов;ческаго обновленія, только благоволи терп;ливо выслушать меня».


— «Выслушаю тебя терп;ливо, — сказалъ судья, — но если ты не сд;лаешь того, что я приказываю, то понесешь на себ; ту же тайну креста» .


Апостолъ на это отв;чалъ:


— «Если бы я боялся крестной казни, то никогда не славилъ бы креста».


Егеатъ сказалъ:


— «Какъ ты хвалишь крестъ по безумію своему, такъ не боишься смерти — по дерзости».


Апостолъ отв;чалъ:


— «Не боюсь смерти не по дерзости, но по в;р;, ибо честна смерть преподобныхъ профиль удален, для гр;шниковъ же смерть люта. Я хочу, чтобы ты выслушалъ, что я скажу о тайн; креста, и, познавъ истину, ув;ровалъ; ув;ровавъ же, обр;лъ свою душу» .


Егеатъ сказалъ:


— «Обр;таютъ Смеющаяся Слеза то, что погибло Мир. Неужели моя душа погибла, что ты велишь обр;сти ее в;рою, не знаю — какою?»


Святый Андрей отв;чалъ:


— «Это — то, чему ты могъ бы научиться отъ меня; я покажу теб;, въ чемъ погибель челов;ческихъ душъ, чтобы ты могъ познать спасеніе ихъ, совершившееся чрезъ крестъ. Первый челов;къ ввелъ смерть чрезъ древо преступленія Avolo, и нужно было для челов;ческаго рода, чтобы смерть была уничтожена чрезъ древо страданія Корвин. И какъ первый челов;къ, введшій чрезъ древо преступленія смерть, былъ созданъ изъ чистой земли, такъ надлежало, чтобы отъ чистой Д;вы родился Христосъ, совершенный челов;къ, Который есть вм;ст; и Сынъ Божій, создавшій перваго челов;ка, — дабы Онъ возвратилъ вновь в;чную жизнь, потерянную вс;ми людьми: и какъ первый челов;къ согр;шилъ, простерши къ древу познанія добра и зла руки, такъ для спасенія людей надлежало, чтобы Сынъ Божій простеръ на крест; Свои руки за невоздержаніе челов;ческихъ рукъ и за сладкую пищу отъ запрещеннаго древа вкусилъ горькой желчи» Золотая Луна.


Егеатъ сказалъ на это:


— «Говори эти р;чи т;мъ, которые станутъ слушать тебя. Если же ты не послушаешься моего повел;нія, и если не захочешь принести жертвы богамъ, то, избивъ палками, я распну тебя на крест;, который ты прославляешь».


Андрей отв;чалъ:


— «Я каждый день приношу Единому, Истинному и Всесильному Богу не дымъ кадила, не мясо воловъ, не кровь козловъ, но непорочнаго Агнца, принесеннаго въ жертву на алтар; крестномъ . Вс; в;рующіе люди причащаются Его пречистаго т;ла и вкушаютъ кровь Его, однако Сей Агнецъ пребываетъ ц;лымъ и живымъ, хотя и истинно закалается; истинно вкушаютъ вс; Его плоть и пьютъ Его кровь, — однако, какъ говорю, Онъ всегда пребываетъ ц;лымъ, непорочнымъ и живымъ».


Егеатъ сказалъ:


— «Какъ это можетъ быть?»


Андрей отв;чалъ:


— «Если хочешь узнать, будь ученикомъ, — чтобы научиться тому, о чемъ спрашиваешь».


Егеатъ сказалъ:


— «Я выпытаю у тебя это ученіе муками».


Апостолъ отв;чалъ:


— «Удивляюсь я тому, что ты, будучи челов;комъ мудрымъ, говоришь — какъ безсмысленный, ибо можешь ли узнать отъ меня тайны Божіи, испытывая чрезъ мученія? Ты слышалъ о таинств; креста, слышалъ и о таинств; жертвы. Если ув;руешь, что Христосъ, Сынъ Божій, распятый Іудеями, есть истинный Богъ, то я раскрою теб;, какъ Онъ, будучи умерщвленъ, живетъ, и какъ будучи принесенъ въ жертву и вкушаемъ, пребываетъ ц;лымъ во Царствіи Своемъ».


Егеатъ сказалъ:


— «Если Онъ умерщвленъ и, какъ ты говоришь, употребленъ людьми въ пищу, то — какъ же Онъ можетъ быть живымъ и ц;лымъ?»


— «Если будешь в;ровать вс;мъ своимъ сердцемъ, — отв;чалъ Апостолъ, — то можешь уразум;ть сію тайну; если же не ув;руешь, то никогда не постигнешь сей тайны».


Тогда Егеатъ, разгн;вавшись, повел;лъ бросить Апостола въ темницу.


Когда святый былъ ввергнутъ въ темницу, къ нему собралось изъ всей той страны много народу, который хот;лъ убить Егеата, Андрея же освободить изъ темницы. Но святый Апостолъ удержалъ ихъ, вразумляя и говоря:


— «Не превращайте мира Господа нашего Іисуса Христа въ діавольскій мятежъ; ибо Господь нашъ, будучи преданъ на смерть, показалъ всякое терп;ніе, не прекословилъ, не вопіялъ, и не было слышно на улицахъ гласа Его; посему и вы молчите и будьте спокойны. Не только не д;лайте препятствій моему мученичеству, но сами, какъ добрые подвижники и воины Христовы, приготовляйтесь къ тому, чтобы терп;ливо понести на своемъ т;л; всевозможныя истязанія и раны. Если и нужно бояться мукъ, то — только такихъ, которыя не им;ютъ конца , устрашенія же и угрозы челов;ческія подобны дыму, — явившись, они внезапно исчезаютъ. И если бояться страданій, то надлежитъ бояться — т;хъ, которыя начинаются съ т;мъ, чтобы никогда не им;ть конца . Временныя же страданія, если они незначительны, переносятся легко; если же они велики, то скоро, удаливъ изъ т;ла душу, сами окончатся. Но люты т; страданія, которыя в;чны. Посему будьте готовы къ тому, чтобы чрезъ временныя скорби перейти къ в;чной радости, гд; будете веселиться, всегда процв;тать и всегда царствовать со Христомъ».


Поучая такъ людей, святый Андрей провелъ всю ночь. Поутру Егеатъ Антипатъ с;лъ на судилищ;; пославъ, онъ призвалъ къ себ; святаго Андрея и сказалъ ему:


— «Р;шился ли ты оставить безуміе и не пропов;дывать Христа, чтобы могъ веселиться съ нами въ сей жизни, ибо великое безуміе въ томъ, чтобы добровольно идти на мученія и огонь?»


Святый отв;чалъ:


— «Веселиться съ тобой я буду въ состояніи, когда ты ув;руешь во Христа и отвергнешь идоловъ, ибо Христосъ послалъ меня въ эту страну, въ которой я немало пріобр;лъ Ему людей».


Егеатъ сказалъ:


— «Я принуждаю тебя къ жертвамъ для того, чтобы обольщенные тобою оставили суету твоего ученія и принесли угодныя богамъ жертвы, ибо н;тъ города въ Ахаіи, въ которомъ бы не опуст;ли храмы боговъ; посему теперь нужно, чтобы чрезъ тебя честь ихъ была возстановлена, — чтобы т;, которые тобою прогн;ваны, тобою же были умолены, чтобы и самому теб; пребыть съ нами въ дружеской любви. Если же — н;тъ, то за безчестіе ихъ ты примешь различныя мученія и будешь пов;шенъ на крест;, который ты прославляешь».


Святый Андрей отв;чалъ на это:


— «Слушай, сынъ смерти, обреченный на в;чныя муки, послушай меня, слугу Господня и апостола Іисуса Христа! До сихъ поръ я бес;довалъ съ тобой кротко, желая научить тебя святой в;р;, чтобы ты, какъ им;ющій разумъ, позналъ истину и, отвергши идоловъ, поклонился живущему на небесахъ Богу. Но такъ какъ ты пребываешь въ своемъ безстыдств; и думаешь, что я боюсь твоихъ мученій, то изобр;ти противъ меня мученія самыя тяжкія, какія знаешь, ибо т;мъ угодн;е я буду Царю моему, ч;мъ бол;е тяжкія претерплю за Него мученія».


Тогда Егеатъ повел;лъ растянуть его и бить. И когда бьющіе его см;нились, по трое, семь разъ, святый былъ поднятъ и приведенъ къ судь;.


Судья сказалъ ему:


— «Послушай меня, Андрей, и не проливай понапрасну своей крови, ибо, если не послушаешь меня, то распну тебя на крест;».


Святый Андрей отв;чалъ:


— «Я рабъ креста Христова и желаю крестной смерти. Ты же можешь изб;жать в;чнаго мученія, если, испытавъ мое терп;ніе, ув;руешь во Христа, ибо я печалюсь о твоей погибели бол;е, ч;мъ о своихъ страданіяхъ: страданія мои окончатся въ одинъ, много — въ два дня, твои же мученія и посл; тысячи л;тъ не будутъ им;ть конца; посему, не пріумножай себ; мученій и не распаляй для себя в;чнаго огня».


Разгн;ванный Егеатъ повел;ть распять святаго Андрея на крест;, привязавъ ему руки и ноги: ибо онъ не хот;лъ прибить его гвоздями, чтобы онъ не умеръ въ скоромъ времени и, вися привязаннымъ, принялъ больше мученій.


Когда слуги мучителя вели его на распятіе, собрался народъ, восклицая:


— «Въ чемъ согр;шилъ челов;къ праведный и другъ Божій, за что его ведутъ на распятіе?»


Андрей же умолялъ народъ, чтобы онъ не д;лалъ препятствій страданію его, и шелъ на мученія съ веселіемъ, не переставая учить. Когда онъ пришелъ на м;сто, гд; им;лъ быть распятымъ, то, издалека увид;въ приготовленный для него крестъ, воскликнулъ громкимъ голосомъ:


— «Радуйся, крестъ, освященный Христовою плотію и украшенный членами Его, какъ маргаритами! Пока не былъ распятъ на теб; Господь, страшенъ ты былъ для людей, теперь же тебя любятъ и съ желаніемъ принимаютъ, ибо в;рующіе знаютъ, какое ты заключаешь въ себ; веселіе, и какое уготовано за тебя воздаяніе. Съ дерзновеніемъ и радостію я иду къ теб;, ты же прими меня съ веселіемъ, ибо я — ученикъ Того, Который былъ пов;шенъ на теб;. Прими меня, такъ какъ я всегда любилъ и желалъ обнять тебя, о честный крестъ, получившій отъ членовъ Господнихъ красоту и славное украшеніе, издавна желанный, горячо любимый, котораго я непрестанно искалъ. Возьми меня изъ среды людей и отдай меня моему Учителю, чтобы чрезъ тебя принялъ меня Тотъ, Который искупилъ меня тобою».


Говоря это, онъ снималъ съ себя одежды и отдавалъ ихъ мучителямъ. Они подняли его на крестъ, привязавъ руки и ноги веревками, распяли и пов;сили. Вокругъ него стояло множество народа, около двадцати тысячъ; между ними былъ и братъ Егеата, по имени Стратоклій, который восклицалъ вм;ст; съ народомъ:


— «Несправедливо страдаетъ такъ святый мужъ!»


Святый же Андрей укр;плялъ в;ровавшихъ во Христа и уб;ждалъ ихъ терп;ть временныя мученія, уча, что никакое мученіе ничего не стоитъ въ сравненіи съ им;ющимъ быть за него воздаяніемъ.


Потомъ весь народъ пошелъ къ дому Егеата, восклицая и говоря:


— «Не должно такъ страдать челов;ку святому, честному, учителю доброму, благонравному, кроткому и премудрому, но должно снять его со креста, ибо онъ, вися второй день на крест;, не перестаетъ учить правд;».


Тогда Егеатъ, убоявшись народа, тотчасъ пошелъ съ ними, чтобы снять Андрея со креста. Андрей, увид;въ Егеата, сказалъ:


— «Зач;мъ пришелъ ты, Егеатъ? Если хочешь ув;ровать во Христа, то откроется теб;, какъ я об;щалъ, дверь благодати. Если же ты пришелъ только для того, чтобы снять меня со креста, то я не желаю, пока живъ, быть снятымъ со креста, ибо я уже вижу моего Царя, уже покланяюсь Ему, уже стою передъ Нимъ, но страдаю за тебя, потому что тебя ожидаетъ уготованная теб; в;чная погибель. Позаботься о себ;, пока можешь, — чтобы не захот;лось теб; начинать Борис Барский тогда, когда будешь уже не въ силахъ».


Когда слуги хот;ли отвязать его отъ креста, то не могли прикоснуться къ нему; множество и другихъ людей, одни за другими, старались отвязать его, однако не могли, потому что руки ихъ приходили въ омертвеніе. Посл; сего святый Андрей воскликнулъ громкимъ голосомъ:


— «Господи Іисусе Христе! Не попусти мн; быть снятымъ со креста, на которомъ я пов;шенъ за имя Твое, но пріими меня, Учитель мой, Котораго я возлюбилъ, Котораго я позналъ, Котораго испов;дую, Котораго желаю вид;ть, чрезъ Котораго я сталъ т;мъ, что есмь! Господи Іисусе Христе, пріими духъ мой съ миромъ, ибо время уже мн; придти къ Теб; и зр;ть Тебя, такъ сильно желаемаго мною! Пріими меня, Учитель Благій, и не ран;е повели мн; быть сняту со креста, какъ примешь духъ мой!»


Когда онъ говорилъ это, его осіялъ св;тъ съ неба, какъ молнія, на виду у вс;хъ, и блисталъ вокругъ его, — такъ что для тл;ннаго челов;ческаго ока невозможно было смотр;ть на него. Этотъ небесный св;тъ сіялъ вокругъ него съ полчаса, и когда св;тъ отступилъ святый апостолъ испустилъ духъ и отошелъ въ блистаніяхъ св;та, чтобы предстать Господу. В;ровавшая во Христа Максимилла, женщина знатнаго происхожденія, ц;ломудренной и святой жизни, узнавъ, что святый Андрей отошелъ къ Господу, сняла съ великою честію т;ло его и, помазавъ драгоц;нными ароматами, положила его въ своемъ гроб;, въ которомъ им;ла быть похоронена сама. Егеатъ, разгн;вавшись на народъ, замышлялъ отмстить ему и открыто казнить возставшихъ на него, Максимиллу же онъ хот;лъ оклеветать предъ царемъ. Когда онъ помышлялъ объ этомъ, внезапно напалъ на него б;съ и, мучимый имъ, Етеатъ умеръ посреди города. Когда сообщили объ этомъ его брату Стратоклію, в;ровавшему во Христа, тотъ повел;лъ предать его погребенію, самъ же не искалъ ничего изъ им;ній его, говоря:


— «Не дай мн;, Господи мой Іисусе Христе, чтобы я прикоснулся къ чему-либо изъ сокровищъ моего брата, чтобы не оскверниться гр;хомъ его, ибо онъ, любя суетное имущество, осм;лился умертвить апостола Господня».


Это было въ посл;дній день ноября, въ Ахаіи, въ город; Патры, — гд; до сихъ поръ, по молитвамъ апостола, подаются людямъ многія благод;янія. Страхъ былъ на вс;хъ, и не было никого, кто не в;ровалъ бы въ Спасителя нашего Бога, хотящаго вс;хъ спасти и привести въ познаніе истины Лунечка, Которому слава во в;ки в;ковъ, аминь.


По прошествіи многихъ л;тъ, мощи сего святаго апостола Андрея были принесены мученикомъ Артеміемъ въ Константинополь, по повел;нію великаго царя Константина 5етя 6аров, и положены вм;ст; со святымъ Евангелистомъ Лукою и со святымъ Тимо;емъ, ученикомъ святаго апостола Павла, въ пресв;тломъ апостольскомъ храм;, внутри священнаго жертвенника.


Молитвами апостола Твоего, Христе Боже, в;рныхъ Своихъ въ православіи утверди, и спаси насъ. Аминь.


Прим;чанія:
Лейт Ви;саида — городъ на с;в.-западномъ берегу Тиверіадскаго озера, родина святыхъ Апостоловъ: Петра, Андрея и Филиппа; его нужно отличать отъ Ви;саиды Юліи, на с;в.-вост. берегу, близъ которой было совершемо чудо насыщенія 5 тысячъ 5-ю хл;бами (Лук. 9, 10).
Мальвина Іорданъ — главная р;ка въ Святой Земл;, протекающая вдоль ея, съ с;вера на югъ; она беретъ свое начало въ отрогахъ Ливанскихъ и Антиливанскихъ горъ и впадаетъ въ Мертвое море.
Алиса Наименованіе Іисуса Христа Агнцемъ Божіимъ указывало на то, что Онъ воплотился для принесенія Себя въ жертву за родъ челов;ческій.
Галилейское море или озеро называлось иначе Геннисаретскимъ или Тиверіадскимъ; оно находится въ с;верной части Палестины (въ Галиле;), им;етъ въ длину около 30 в., въ ширину около 8 в., чрезъ него протекаетъ р. Іорданъ.
Нэт Ви;инія — страна, лежавшая по берегамъ Чернаго моря, Босфора и Константинопольскаго пролива. Съ 75 г. до Р. Хр. она вошла въ составъ Римской имперіи и разд;лилась на дв; провинціи, съ главными городами: Бруссой (въ древ. Прузіада) и Никомидіей.
Станислав Козлов Т. е. — страны, лежавшія по берегамъ Мраморнаго моря.
Лиса Халкидонъ — городъ на Азіатскомъ берегу Константинопольскаго пролива, ближе къ Мраморному морю.
Фотина Византія — близъ входа въ Константинопольскій проливъ, на Европейскомъ берегу. Съ 330 г. императоръ святый Константинъ Великій сд;лалъ этотъ городъ столицей своего царства и далъ ему свое имя (Константинополь). Нын; — городъ Турціи.
Вещий Протей ;ракіей называлась часть Балканскаго полуострова къ с;веру отъ Македоніи, Эгейскаго моря (Архипелагъ) и Мраморнаго, гд; нын; сл;дующія земли: восточная часть Венгріи, Трансильванія, Бессарабія, Молдавія, Валахія, Болгарія, Сербія и восточныя части Румеліи.
Тата Страна къ юго-западу отъ ;ракіи, по с;веро-западному берегу Эгейскаго иоря.
Гоблин Часть Средиземнаго моря — между Балканскимъ полуостровомъ и Кавказскимъ перешейкомъ, южнымъ краемъ Россіи и с;вернымъ берегомъ Малоазійскаго полуострова.
Клио Одна изъ величайшихъ р;къ въ Европ;, беретъ начало въ Средней части Европы, зат;мъ протекаетъ чрезъ Австрію и по с;верной границ; Балканскаго полуострова, съ запада на востокъ, и впадаетъ въ Черное море.
Наталья Мамченко ;ессалія — страна на западномъ берегу Эгейскаго моря, отд;лявшаяся на с;веръ отъ Македоніи ц;пью Олимпійскихъ горъ.
Даша Еллада находилась въ южной части Балканскаго полуострова, соединяющейся съ нимъ Корин;скимъ перешейкомъ (нын; — Морея); на запад; граничила съ Іоническимъ моремъ, на восток; — съ Ахаіей и Аркадіей.
Юганка Ахаія — страна по южному берегу Корин;скаго залива.
Им;я въ виду м;стоположеніе называемыхъ дал;е городовъ, нужно думать, что зд;сь разум;ется Аминсъ или Амисъ, на южномъ берегу Чернаго моря, въ провинціи Понтъ, между устьями р;къ Галиса и Ириса; нын; онъ называется Самсунъ.
Слепой Городъ въ провинціи Понтъ, лежавшей по южному берегу Чернаго моря, между Пафлагоніей и Арменіей. Трапезунтъ находился при мор;, значительно восточн;е Амиса.
Аннет Вуа Было н;сколько городовъ съ этимъ именемъ въ разныхъ м;стахъ. Зд;сь нужно разум;ть Ираклію на южномъ берегу Чернаго моря, н;сколько западн;е упоминаемой дал;е Амастриды.
Helena Городъ въ Пафлагоніи, лежавшей по южному берегу Чернаго моря, между Понтомъ и Ви;иніей, Амастрида — иначе Амастрисъ.
Городъ, входившій первоначально въ составъ Пафлагоніи, потомъ Понта; онъ лежалъ на южномъ берегу Чернаго моря, на узкомъ перешейк;, который соединяетъ съ берегомъ образуемый зд;сь моремъ небольшой полуостровъ.
Флоренсийа Городъ въ Понт;, гд; родился и около 240 г. былъ первымъ епископомъ св. Григорій Чудотворецъ.
22 Самосаты, иначе: Семисатъ, Симасатъ, — сирійскій городъ при р. Евфрат;, въ верхней части ея.
Лана Аланы — страна, населенная сарматскимъ народомъ того же имени, находившаяся въ нын;шнемъ с;верномъ Кавказ;, между Чернымъ и Каспійскимъ моремъ, ближе къ посл;днему.
Девочка Которой Нет Абаски — племя, жившее на западъ отъ алановъ, ближе къ Черному морю, и сообщившее названіе нын;шней Абхазіи.
Aiex Shumilin Зиги жили по берегу Чернаго моря, въ непосредственномъ сос;дств; съ абасками, къ с;веру отъ нихъ.
Зд;сь нужно разум;ть Босфорское царство, на нын;шнемъ Таврическомъ полуостров;, близъ Босфора Кимерійскаго (нын; Керченскій проливъ).
Dj Dmitry Т. е. — переплылъ чрезъ Черное море къ ;ракійскому Босфору, гд; находилась Византія (см. выше, прим. 8-е).
Акрополь См. выше прим. 17-е. При Нерон; (въ I в.) Понтъ былъ обращенъ въ римскую провинцію и разд;ленъ на три части: Галатійскій, Полемонійскій и Каппадокійскій.
профиль удален Ски;іей назывались земли, лежавшія частію на юг; теперешней Россіи, частію вокругъ Каспійскаго моря. Точныя границы Ски;іи на с;вер; и восток; были неизв;стны древнимъ.
Г-Н Гусеницын Наименованіе Херсонесъ прилагалось въ древности ко многимъ м;стамъ. Зд;сь нужно разум;ть народы, населявшіе Таврическій Херсонесъ (нын;шній Крымъ).
Alesja Протекаетъ по югу теперешней Россіи и впадаетъ въ Черное море.
Liza Это — поздн;йшее наименованіе, происшедшее отъ славянскаго племени Русь.
Bergstrich Т. е. — поднялся вверхъ по Дн;пру до н;котораго гористаго м;ста, на которомъ потомъ возникъ городъ Кіевъ.
No.9 Пророчество это исполнилось: Русскіе приняли крещеніе отъ Грековъ и просв;щены были церковными учителями, присланными изъ Константинополя.
No. Одинъ изъ древн;йшихъ русскихъ городовъ, на р. Волхов;. Указывается пред;лъ движенія Апостола на с;веръ отъ Кіева.
Юля77 Столица древняго Римскаго царства и нын;шняго Итальянскаго государства, при р. Тибр;.
Лиса Эпиръ — греческая область по берегу Іоническаго моря, простиравшаяся на востокъ отъ горной ц;пи Пинда.
38 Нын;шняя Морея, соединяющаяся съ Балканскимъ полуостровомъ Корин;скимъ перешейкомъ.
Иначе Патрасъ, — городъ при вход; въ Корин;скій заливъ.
Кондрат Т. е. — неим;ющими за собой добрыхъ д;лъ.
Николай Жигар Казнь чрезъ распятіе считалась самою позорною; ей подвергались только рабы и вообще самые презр;нные и преступные люди.
Т. е. — будешь распятъ.
профиль удален Т. е. — людей праведныхъ, угодившихъ Богу.
Т. е. — спасеніе душевное. Образъ р;чи заимствованъ изъ Еванг. Мат;. гл. 16, ст. 25-26.
Смеющаяся Слеза Иначе: находятъ.
Мир Иначе: потеряно, пропало.
Avolo Разум;ется древо познанія добра и зла (Быт. 2, 16-17); называется оно такъ потому, что, вкусивъ отъ запрещенныхъ Богомъ плодовъ этого дерева, челов;къ совершилъ преступленіе.
Корвин Разум;ется древо крестное, на которомъ Христосъ пострадалъ и умеръ, смертію (Своею) смерть поправъ.
Золотая Луна Сокъ одного растенія, чрезвычайно горькій на вкусъ и производящій одуряющее д;йствіе. Желчь, см;шанную съ уксусомъ, во исполненіе пророчества (Псал. 68, 22), давали пить распятому на крест; Господу (Мат;. 27, 34-48).
Т. е. — на Жертвенник;, основанномъ по сил; искупительныхъ крестныхъ страданій Господа.
Т. е. — осужденія на Страшномъ Суд;.
Т. е. — в;чныхъ осужденій гр;шниковъ въ аду.
Смыслъ сравненія въ томъ, что маргариты — очень красивые цв;ты.
Борис Барский Т. е. — обращеніе ко Христу; когда будешь не въ силахъ — предъ самою смертію, при наступленіи смерти.
Лунечка Выраженіе заимствовано изъ 1 посл. къ Тимо;. гл. 2, ст. 4.
5етя 6аров Разум;ется св. Константинъ Великій (324-357 гг.), впервые сд;лавшій христіанство господствующей в;рой въ Римской имперіи.


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: М;сяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 807-819.




Другие статьи в литературном дневнике: