Сказание о входе во храмъ Пресвятыя Богородицы

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

и Приснодевы Марии.


Жития святыхъ, на русскомъ языке
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.


Когда Пречистой Богоотроковиц;, Преблагословенной Д;в; Маріи Богородиц;, исполнилось три года отъ рожденія, святые праведные родители Ея, Іоакимъ и Анна, р;шились исполнить данный ими об;тъ — отдать на служеніе Богу рожденное ими дитя. Созвали они въ Назаретъ, гд; жили, вс;хъ своихъ родственниковъ изъ царскаго и архіерейскаго рода, — ибо самъ праведный Іоакимъ былъ изъ царскаго рода, супруга же его, святая Анна, была изъ рода архіерейскаго, — а также хоръ непорочныхъ д;въ; приготовили много св;чей и окружили Пречистую Д;ву Марію царскимъ благол;піемъ, какъ все сіе свид;тельствуется святыми Отцами.


Святый Іаковъ, архіепископъ Іерусалимскій, отъ лица Іоакима, говоритъ такъ:


— «Позовите непорочныхъ дочерей еврейскихъ, чтобы он; взяли горящія св;чи».


Отъ лица праведной Анны, святый Германъ, патріархъ Цареградскій говоритъ:


— «Я выполняю предъ Господомъ тотъ об;тъ, какой высказала въ состояніи скорби, и для этого собрала хоръ д;въ со св;чами, созвала священниковъ, пригласила сродниковъ, говоря вс;мъ: радуйтесь вс; со мною, ибо я теперь явилась матерью и родительницею, приводя свою Дочь не къ царю земному, но къ Богу, Царю Небесному».


О царскомъ же украшеніи Богоотроковицы святый ;еофилактъ, архіепископъ Болгарскій, говоритъ:


— «Надлежало, чтобы введеніе Божественн;йшей Отроковицы было достойно Ея, чтобы такой пресв;тлой и многоц;нной Жемчужины не касалась убогая одежда; сл;довало именно царскою одеждою од;ть Ее, для наибольшей славы и украшенія».


Такъ устроивъ все, что надлежало къ честному и славному введенію, они отправились въ путь, ведущій отъ Назарета до Іерусалима въ теченіе трехъ дней.


Достигнувъ города Іерусалима, они торжественно вошли въ храмъ и повели туда одушевленный храмъ Божій, трехл;тнюю отроковицу, Пречистую Д;ву Марію. Впереди Нея шелъ хоръ д;вицъ, съ зажженными св;чами, какъ свид;тельствуетъ святый Тарасій, архіепископъ Константинопольскій, который влагаетъ въ уста святой Анны такія слова:


— «Начните (шествіе), д;вы, носящія св;чи, и предшествуйте мн; и Богоотроковиц;».


Святые же родители, одинъ съ одной стороны, другая съ другой, взявъ за руки данную Богомъ Дочь свою, съ н;жностію и честію вели ее между собою. За ними радостно сл;довало все множество родственниковъ, сос;дей и знакомыхъ, держа въ рукахъ св;чи и окружая Пречистую Д;ву, какъ зв;зды св;тлую луну, на удивленіе всему Іерусалиму. Святый ;еофилактъ описываетъ это такимъ образомъ:


— «Забываетъ Дочь домъ отца и приводится къ Царю, возжелавшему красоты Ея, — приводится не безъ почести и не безъ славы, но съ торжественными проводами. Вотъ выводится Она изъ отеческаго дома со славою, при всеобщемъ рукоплесканіи Ея выхожденію; родителямъ Ея посл;довали родственники, сос;ди и вс;, кто любилъ ихъ; отцы сорадовались отцу, матери сорадовались матери; отроковицы и д;вы, со св;чами въ рукахъ, предшествовали Богоотроковиц;. Весь Іерусалимъ, какъ н;который зв;здный кругъ, сіяющій съ луною, собрался смотр;ть эти небывалые проводы и вид;ть трехл;тнюю Отроковицу, окруженную такою славою и почтенную преднесеніемъ св;чей. И не только граждане земнаго Іерусалима, но и небеснаго — святые ангелы — стеклись вид;ть преславное введеніе Пречистой Д;вы Маріи и, вид;въ, удивлялись, какъ сіе восп;ваетъ Церковь: ангели, вхожденіе Пречистыя зряще, удивишася: како Д;ва вниде во Святая святыхъ Лейт.


Соединившись съ видимымъ хоромъ непорочныхъ д;въ, невидимый хоръ безплотныхъ чиновъ шелъ, совводя Пречистую Д;ву Марію во Святое Святыхъ и, по повел;нію Господню, окружая Ее, какъ избранный сосудъ Божій. Объ этомъ святый Георгій, архіепископъ Никомидійскій, говоритъ такъ:


— «Родители уже вели къ дверямъ храма Д;ву, окруженную ангелами, при совм;стномъ радованіи вс;хъ небесныхъ силъ. Ибо ангелы, хотя и не знали силы тайны, однакоже, по повел;нію Господню, служили при вход; Ея во храмъ. Итакъ, они во-первыхъ, удивлялись, видя, что Она будетъ драгоц;нный сосудъ доброд;телей, что Она носитъ признаки в;чной чистоты и им;етъ такую плоть, которой никогда не прикоснется никакая гр;ховная скверна, а во-вторыхъ, исполняя волю Господню, совершили служеніе, которое имъ было повел;но».


Такъ, съ честію и славою не только людьми, но и ангелами была введена въ храмъ Господень Пренепорочная Отроковица. И достойно: ибо если ветхозав;тный ковчегъ, носившій въ себ; манну, который служилъ только прообразомъ Пресвятой Д;вы, внесенъ былъ въ храмъ съ великою честію, при собраніи всего Израиля, то т;мъ съ большею честію, при собраніи ангеловъ и челов;ковъ, должно было совершаться введеніе во храмъ того самаго одушевленнаго Кивота Мальвина, который им;лъ въ себ; манну — Христа, — преблагословенной Д;вы, продназначенной въ Матерь Богу.


При внесеніи ветхозав;тнаго кивота въ храмъ Господень, впереди его шелъ царь земной, царствовавшій тогда надъ Израилемъ, Богоотецъ Давидъ; а при введеніи въ храмъ Божій сего одушевленнаго Кивота, Пречистой Д;вы, предшествовалъ не земной царь, а Небесный, Которому мы каждый день молимся: Царю Небесный, Ут;шителю, Душе истины. Что сей именно Царь предводительствовалъ этой Дщери царской, объ этомъ святая Церковь въ нын;шнихъ п;сноп;ніяхъ свид;тельствуетъ такъ: во святыхъ святая, Святая и Непорочная Святымъ Духомъ вводится Алиса. При внесеніи ковчега были музыка и п;ніе, ибо Давидъ вел;лъ начальникамъ левитовъ поставить п;вцовъ, чтобы они играли на органахъ , псалтиряхъ Нэт, кимвалахъ Станислав Козлов и гусляхъ Лиса, и восп;вали радостныя п;сни; при введеніи же Пресвятой Д;вы сод;йствовали веселію не земная музыка и п;ніе, но п;ніе ангеловъ, невидимо при семъ присутствовавшихъ. Ибо они, при вход; Ея во Святое святыхъ на служеніе Господу, восп;вали небесными голосами, что и воспоминаетъ нын; Церковь, которая поетъ въ кондак; Фотина: благодать совводящи, Яже въ Дус; Божественномъ, Юже восп;ваютъ Ангели Божіи: Сія есть селеніе небесное. Впрочемъ, введеніе Пречистой Богородицы во храмъ представляется и не безъ челов;ческихъ п;сноп;ній. Ибо праведная Анна (въ слов; святаго Тарасія) говоритъ идущимъ впереди д;вамъ:


— «Воспойте Сію хвалебною п;снію, пойте Ей подъ звуки гуслей, воскликните Ей п;снь духовную, прославьте Ее на десятострунномъ псалтири».


Это же вспоминаетъ Церковь, говоря:


— «Радуются Іоакимъ и Анна духомъ, и д;вственніи лицы Господеви поютъ, псаломски восп;вающе, и чтуще Матерь Его» Вещий Протей.


Отсюда открывается, что хоръ д;вственницъ, предшествовавшихъ тогда Пречистой Д;в;, п;ли н;которыя п;сни изъ псалмовъ Давида.


Согласно съ этимъ, и составитель нын;шняго канона говоритъ означеннымъ д;вамъ:


— «Начинайте, д;вы, и воспойте п;сни, руками держаще св;щи» Тата.


Сами же святые праведные родители Іоакимъ и Анна, по свид;тельству святаго Тарасія, им;ли на устахъ своихъ такую п;снь праотца Давида:


«РСлыши Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и домъ отца Твоего, и возжелаетъ Царь доброты Твоея» (Псал. 44, 11-12).


Навстр;чу этому славному введенію Богоотроковицы, по разсказу ;еофилакта, вышли священники, служившіе во храм;, и съ п;сноп;ніями встр;тили Пресвятую Д;ву, им;вшую быть Матерію Великаго Архіерея, прошедшаго небеса Гоблин. Приведя Ее ко дверямъ храма, святая Анна, (какъ пишетъ святый Тарасій), говорила такъ:


— «Иди, Дщерь моя, къ Тому, Кто мн; даровалъ Тебя; иди, Священный Кивотъ, къ милостивому Владык;; иди, Дверь Жизни, къ милосердому Дателю; иди, Ковчегъ Слова, къ храму Господню; войди въ церковь Господню, Радость и Веселіе міра».


Захаріи же, какъ пророку, архіерею и сроднику своему Клио, она сказала съ Іоакимомъ:


— «Пріими, Захарія, чистую с;нь; пріими, священникъ, непорочный Ковчегъ; пріими, пророкъ, Кадильницу невещественнаго угля; пріими, праведный, Духовное Кадило».


И еще праведная Анна, какъ пов;ствуетъ святый Германъ, сказала первосвященнику:


— «Пріими, пророкъ, Дочь мою, данную Богомъ; пріими и, введши, посади Ее на гор; святыни, въ приготовленномъ Божіемъ жилищ;, ничего не допытываясь, до т;хъ поръ, пока Богъ, призвавшій Ее сюда, не откроетъ окончательно Своей воли о Ней».


Было тамъ, — пишетъ блаженный Іеронимъ, — пятнадцать ступеней на церковномъ вход;, по числу пятнадцати степенныхъ псалмовъ, ибо на каждой изъ этихъ ступеней всходившими для служенія священниками и левитами былъ п;тъ отд;льный псаломъ Наталья Мамченко. Вотъ поставили праведные родители пренепорочную отроковицу на первой ступени. Она тотчасъ весьма скоро пошла сама собою по прочимъ ступенямъ, ник;мъ не ведомая и не поддерживаемая; поднявшись на самую верхнюю ступень, Она стала, укр;пляемая невидимою силою Божіею. Удивились вс;, увид;въ трехл;тнюю отроковицу, поднявшуюся но этимъ ступенямъ такъ скоро, а особенно дивился этому великій первосвященникъ Захарія и, какъ пророкъ, по откровенію Божію, проразум;валъ будущее сей Д;вы, ибо онъ, по словамъ ;еофилакта, былъ объятъ Духомъ. Также и святый Тарасій касательно этого говоритъ, что Захарія, исполнившись Святаго Духа, воскликнулъ:


— «О, чистая Отроковица! О, Д;ва, не знающая соблазна! О, Д;вица прекрасная! О, украшеніе женъ! О, краса дочерей! Ты благословенна между женами! Ты въ высшей степени прославлена чистотою, Ты запечатл;на д;вствомъ, Ты — разр;шеніе клятвы Адама!»


Держа Отроковицу, Захарія, — говоритъ святый Германъ, — съ радостнымъ духомъ ввелъ Ее во Святая святыхъ Даша, говоря Ей такъ:


— «Иди, исполненіе моего пророчества, иди совершеніе Господнихъ об;тованій, иди, запечатл;ніе зав;та Его, иди, обнаруженіе Его сов;та, иди, исполненіе Таинъ Его, иди, зерцало вс;хъ пророковъ, иди, обновленіе обветшавшихъ гр;хами, иди, Св;тъ лежащихъ во тьм;, иди, нов;йшій Божественн;йшій Даръ. Войди теперь въ нижнюю часть храма Господа своего, доступную челов;камъ, а чрезъ немного времени — въ горнюю и неприступную для нихъ».


Отроковица, веселясь и весьма радуясь, шла въ домъ Господень, какъ въ чертогъ, ибо хотя и была мала врзрастомъ, всего только трехъ л;тъ, но была совершенна по благодати Божіей, какъ предъузнанная и предъизбранная Богомъ прежде сложенія міра.


Такъ Пречистая и Преблагословенная Д;ва Марія введена была въ храмъ Господень. При этомъ первосвященникъ Захарія совершилъ необычайное и для вс;хъ удивительное д;ло: онъ ввелъ отроковицу въ самую скинію, называемую Святая святыхъ, которая была за второю зав;сою и гд; былъ Ковчегъ Зав;та, обложенный со вс;хъ сторонъ золотомъ, и Херувимы славы, ос;няющіе очистилище (Евр. 9, 3-5), куда нельзя было входить не только женщинамъ, но даже и священникамъ, а могъ туда входить только первосвященникъ, однажды въ годъ. Тамъ первосвященникъ Захарія отвелъ Пречистой Д;в; м;сто для молитвы. Вс;мъ же прочимъ д;вамъ, живущимъ во храм;, по свид;тельству св. Кирилла Александрійскаго и св. Григорія Нисскаго, отводилось м;сто для молитвы между церковію и алтаремъ Юганка. Ни одной изъ этихъ д;въ никакимъ образомъ нельзя было подходить къ алтарю, ибо это строжайше запрещалось имъ первосвященниками; Пречистой же Д;в;, со времени введенія Ея, не было запрещено ежечасно входить во внутренній алтарь, за вторую зав;су и молиться тамъ. Сд;лано было это первосвященникомъ по таинственному вразумленію Божію, о чемъ святый ;еофилактъ говоритъ такъ:


— «Первосвященникъ, бывъ тогда вн; себя, объятый Духомъ Божіимъ, понялъ, что эта отроковица — вм;стилище Божественной благодати и что Она бол;е его достойна всегда предстоять предъ Лицомъ Божіимъ. Вспомнивъ сказанное въ Закон; о Ковчег;, что ему назначено находиться во Святомъ Святыхъ, онъ тотчасъ понялъ, что это преднаписано было относительно сей Отроковицы, нисколько не усомнившись и не остановившись, дерзнулъ, вопреки Закону, ввести Ее во Святое святыхъ».


Какъ говоритъ блаженный Іеронимъ, праведные родители Іоакимъ и Анна, вручивъ дитя свое вол; Отца Небеснаго, принесли дары Богу, жертвы и всесожженія, и, получивъ благословеніе отъ первосвященника и всего собора священниковъ, возвратились, со вс;ми своими сродниками, домой и устроили тамъ пиръ, веселясь и благодаря Бога. Преблагословенная же Д;ва, съ начала жизни своей въ дом; Господнемъ, отдана была въ пом;щеніе для д;вицъ, ибо храмъ Іерусалимскій, построенный Соломономъ и потомъ разрушенный и выстроенный снова Зоровавелемъ , им;лъ, много жилыхъ пом;щеній, какъ пишетъ Іосифъ, древній іудейскій историкъ Слепой. Вн;, къ ст;намъ храма пристроены были каменныя зданія, числомъ тридцать, отд;льныя одно отъ другаго, просторныя и очень красивыя, на нихъ были другія зданія, на другихъ третьи, такъ что общее число ихъ было девяносто, и они им;ли вс; удобства для жительства въ нихъ. Высота ихъ равнялась высот; храма; они были какъ бы столпы, совн; поддерживающіе его ст;ны. Въ этихъ зданіяхъ находились пом;щенія для разныхъ лицъ; отд;льно жили д;вы, посвященныя на служеніе Богу до времени; отд;льно жили вдовицы, давшія об;тъ Богу хранить чистоту свою до смерти, какъ пророчица Анна, дочь Фануилова; отд;льно обитали мужи, называвшіеся назореями Аннет Вуа, подобно инокамъ жившіе безбрачно. Вс; эти лица служили Господу при храм; и получали пропитаніе отъ доходовъ храма. Остальныя зданія отведены были для пребыванія странниковъ и пришельцевъ, приходившихъ издалека на поклоненіе въ Іерусалимъ.


Трехл;тняя отроковица, Пречистая Д;ва Марія, какъ сказано, была отдана въ пом;щеніе для д;вицъ, причемъ къ Ней приставлены были д;вицы, по л;тамъ бол;е взрослыя и искусныя въ писаніи и рукод;ліи, чтобы Богоотроковица съ младенчества научилась и писанію, и рукод;лію вм;ст;. Святые родители, Іоакимъ и Анна, часто пос;щали Ее; Анна, какъ матерь, особенно часто приходила посмотр;ть на свою Дочь и поучать Ее. По свид;тельству святаго Амвросія и историка Георгія, Д;ва скоро научилась еврейскому ветхозав;тному писанію въ совершенств;, — и не только Писанію, но и рукод;лью хорошо научилась, какъ говоритъ о томъ святый Епифаній:


— «Она отличалась силою ума и любовью къ ученію; не только поучалась въ Священномъ Писаніи, но и упражнялась въ пряденіи шерсти и льна и въ шить; шелкомъ. Благоразуміемъ своимъ Она удивляла вс;хъ; занималась преимущественно такими трудами, которые могли бы быть потребны священникамъ въ служеніи при храм;; рукод;лью этому Она такъ научилась, что имъ могла впосл;дствіи, при Сын; своемъ, добывать себ; пропитаніе; Она своими руками сд;лала Господу Іисусу хитонъ, не сшитый, но весь тканый».


Пречистой Д;в; (говоритъ тотъ же Епифаній), какъ и другимъ д;вицамъ, обычная пища подавалась отъ храма; но ее съ;дали нищіе и странники, ибо Она, какъ восп;ваетъ Церковь, питалась хл;бомъ небеснымъ. Святый Германъ говоритъ о Ней, что Она пребывала обыкновенно во Святомъ Святыхъ, принимая сладкую пищу отъ ангела; а святый Андрей Критскій Helena такъ говоритъ:


— «Во Святомъ святыхъ, какъ въ чертог;, Она принимала необычайную и нетл;нную пищу».


При этомъ преданіе присоединяетъ, что Пречистая Д;ва часто пребывала во внутренней скиніи, бывшей за второю зав;сой и называемой «Святое святыхъ», а не въ обычномъ пом;щеніи для д;въ при храм;, — потому что хотя ей м;сто для жительства было уготовано въ этомъ пом;щеніи, но на молитву не запрещено было ходить во Святое святыхъ. Пришедши въ совершенный возрастъ, Она, съ юныхъ л;тъ научившись священному Писанію и прилежно занимаясь рукод;ліемъ, еще больше упражнялась въ молитв;, и ц;лыя ночи и большую часть дня им;ла обыкновеніе проводить въ молитв;. На молитву входила во Святое святыхъ, для рукод;лья же возвращалась въ свое жилище, ибо, по закону, нельзя было во Святомъ святыхъ что-либо д;лать или что-нибудь внести туда. И большую часть жизни своей Она проводила въ храм;, за второю зав;сою, во внутренней скиніи, на молитв;, а не въ отведенномъ Ей жилищ;, за рукод;ліемъ. Потому-то вс;ми учителями Церкви согласно говорится, что Пречистая Д;ва, до дв;надцатаго года, всю свою жизнь провела во Святомъ святыхъ, такъ какъ оттуда р;дко выходила въ свое пом;щеніе.


Какова же была жизнь Ея въ младшемъ возраст;, это описалъ Іеронимъ такъ:


— «Блаженная Д;ва, еще въ д;тств; и младенчеств; своемъ, когда была при храм; съ прочими, однол;тними Ей д;вицами, жизнь свою проводила по строгому порядку, отъ ранняго утра до третьяго часа дня стояла на молитв;; отъ третьяго до девятаго упражнялась въ рукод;льи или чтеніи книгъ; отъ девятаго часа снова начинала свою молитву, и не прекращала ея до т;хъ поръ, пока не являлся Ей ангелъ, изъ рукъ котораго Она обыкновенно принимала пищу. Такъ все бол;е и бол;е возрастала Она въ любви къ Богу .


Такого рода была жизнь Ея въ д;вств;, когда Она еще жила съ д;вами-сверстницами. Въ то время, какъ день ото дня Она возрастала и укр;плялась духомъ, совершенствовалась Она и въ подвигахъ и укр;плялась въ молитв; и трудолюбіи, восходя отъ силы въ силу, до т;хъ поръ, пока не ос;нила Ее сила Всевышняго. А что являлся Ей ангелъ и приносилъ пищу, это вид;лъ своими глазами первосвященникъ Захарія, о чемъ разсказываетъ святый Григорій Никомидійскій, говоря:


— «Въ то время, какъ Она, день ото дня, росла, съ л;тами возрастали въ Ней и дары Святаго Духа, и Она пребывала въ общеніи съ ангелами. Это и Захарія узналъ; ибо когда онъ, по обычаю священническому, былъ въ алтар;, то увид;лъ, что кто-то необычайнаго вида, бес;дуетъ съ Д;вою и подаетъ Ей пищу. Это былъ явившійся ангелъ; и удивился Захарія, размышляя въ себ;: что это за новое и необычайное явленіе? Видомъ подобенъ ангелу, и говоритъ со святою Д;вицею; безплотный по образу приноситъ пищу, питающую плоть, невещественный по природ; подаетъ Д;в; вещественную корзину. Ангельское явленіе зд;сь бываетъ однимъ только священникамъ, и то не часто; къ женскому же полу, да еще къ такой юной Д;виц;, пришествіе ангела, видимое теперь, совершенно необычайно. Если бы Она была изъ числа замужнихъ, и, одержимая недугомъ неплодства, молилась о дарованіи Ей плода, какъ молилась н;когда Анна, я не удивился бы тому явленію, которое вижу, но Д;вица не проситъ объ этомъ Флоренсийа, ангелъ же всегда, какъ и теперь вижу, является Ей, отчего я прихожу въ еще большее удивленіе, ужасъ и недоум;ніе, что будетъ изъ этого? Что благов;ствовать приходитъ ангелъ? И какого свойства приносимая имъ пища? Изъ какого хранилища она берется? И кто приготовилъ ее? Какая рука сд;лала этотъ хл;бъ? Ибо ангеламъ несвойственно заботиться о требованіяхъ плоти; если и многіе были питаемы ими, однако пищу эту приготовляла челов;ческая рука. Ангелъ, служившій Даніилу, хотя и могъ бы, силою Всевышняго, не чрезъ кого-либо другого, а самъ собою исполнить то, что ему было повел;но, однако послалъ для сего Аввакума съ сосудами, чтобы не устрашили питаемаго необыкновенное вид;ніе ангела и необычная пища (Дан. 14, 34). Зд;сь же къ Отроковиц; приходитъ самъ ангелъ, — д;ло, полное таинственности, относительно котораго я недоум;ваю; Она въ младенчеств; сподобилась такихъ даровъ, что Ей служатъ безплотные. Что это такое? Не на Ней ли сбудутся предсказанія пророковъ? Не Она ли — ц;ль нашего ожиданія? Не отъ Нея ли пріиметъ естество Хотящій придти спасти родъ нашъ? Ибо тайна эта предсказана еще прежде, и Слово ищетъ Ту, которая могла бы послужить тайн;. И ужели не другая предъизбрана послужить этой тайн;, а именно сія Д;вица, на которую смотрю? Какъ счастливъ ты домъ Израилевъ, изъ котораго прозябло такое с;мя! Какъ счастливъ ты, корень Іессеевъ, изъ котораго произошла эта в;твь, им;ющая произвести міру цв;тъ спасенія! Какъ счастливъ и я, наслаждающійся такимъ вид;ніемъ и приготовляющій эту Д;ву въ нев;сту Слову».


Это — слова Георгія Никомидійскаго. Подобно ему говоритъ Іеронимъ:


— «Каждый день пос;щали Ее ангелы, и если бы меня спросилъ кто-нибудь: какъ Пречистая Д;ва проводила тамъ время юности, — я отв;чалъ бы: сіе изв;стно Самому Богу, да Архангелу Гавріилу, неотступному Ея хранителю, съ прочими ангелами, часто приходившими къ Ней и съ любовію бес;довавшимъ съ Нею».


Пребывая такимъ образомъ съ ангелами во Святомъ Святыхъ, Пречистая Д;ва пожелала в;чно жить въ ангельской чистот; и неврежденномъ д;вств;. По свид;тельству святыхъ учителей: Григорія Нисскаго, Іеронима и другихъ, Д;ва сія — первая обручила свое д;вство Богу, ибо въ Ветхомъ Зав;т; необычно было д;вамъ не вступать въ бракъ, такъ какъ супружество было въ большемъ почет;, ч;мъ д;вство 22. Пречистая же Д;ва первая въ мір; предпочла д;вство супружеству и, унев;стившись Богу, служила Ему чистымъ д;вствомъ своимъ день и ночь. Пресвятый Духъ, благоволеніемъ Бога Отца, готовилъ въ Ней вм;стилище Богу-Слову. Да будетъ же Пресвятой, Единосущной и Неразд;льной Троиц; слава и благодареніе; Пречистой же Владычиц; нашей Богородиц;, Приснод;в; Маріи, честь и хвала отъ вс;хъ родовъ во в;ки. Аминь Лана.


Прим;чанія:
Лейт Прип;въ на девятой п;сни канона.
Мальвина Кивотъ, Ковчегъ — деревянный ящикъ, обитый снаружи золотомъ. Въ немъ находились: скрижали зав;та, манна и жезлъ Аароновъ. Онъ былъ прообразомъ Божіей Матери, отчего Святая Д;ва и называется Кивотомъ или Ковчегомъ.
Алиса Стихира праздника на великой вечерн;.
Органъ — духовный инструментъ, в;роятно въ род; свир;ли (музыкальное орудіе пастуховъ).
Нэт Псалтирь — струнный инструментъ, въ род; арфы или лиры. Преимущественно игрою на немъ сопровождалось п;ніе священныхъ п;сней или гимновъ.
Станислав Козлов Кимвалъ — бряцательный инструментъ, состоящій изъ двухъ широкихъ металлическихъ кружковъ, которые, будучи ударяемы одинъ о другой, издавали громкій звукъ.
Лиса Гусли — струнный инструментъ, им;вшій форму трехугольника.
Фотина Кондакомъ называется священная п;снь, вкратц; выражающая сущность праздника.
Вещий Протей Стихира на великой вечерн;.
Тата Канонъ, п;снь 4-я.
Гоблин Подъ Великимъ Архіереемъ, прошедшимъ небеса, разум;ется Іисусъ Христосъ (Евр. 4, 14).
Клио Это, по преданію, тотъ самый Захарія, который былъ отцомъ Іоанна Крестителя. Евангеліе называетъ его священникомъ Авіевой чреды (Лук. 1, 5).
Наталья Мамченко Эти пятнадцать ступеней находились при вход; во святилище, куда никто не могъ входить, кром; священниковъ и первосвященника. Священники, при восхожденіи во святилище, на каждой ступени п;ли по псалму; переступая со ступени на ступень, они п;ли всего 15 псалмовъ; отсюда эти псалмы называются «п;снями степеней» или «степенными». По счету это 119-138 псалмы.
Даша Святое святыхъ — самая важная и священн;йшая часть храма. Въ нее могъ входить одинъ только первосвященникъ, и то разъ въ годъ.
Юганка Т. е. притворомъ священниковъ, въ которомъ приносились жертвы и по сторонамъ котораго были жилыя комнаты для посвященныхъ Богу, — и святилищемъ.
Храмъ Соломоновъ былъ разрушенъ Навуходоносоромъ, царемъ Вавилонскимъ. Новый храмъ былъ построенъ Зоровавелемъ спустя 52 года посл; разрушенія перваго.
Слепой Жилъ въ I в. по Р. Хр.
Аннет Вуа Назореи были лица, давшіе об;тъ Богу не вступать въ бракъ, воздерживаться отъ употребленія вина и всякихъ опьяняющихъ напитковъ и не стричь волосъ. Обыкновенно назорейство продолжалось изв;стное время, было принимаемо добровольно, по разнымъ побужденіямъ; но иногда родители давали об;тъ назорейства за своихъ д;тей: и именно въ томъ случа;, когда они, не им;я д;тей, желали получить ихъ отъ Бога.
Helena Жившій въ VIII в;к;.
Израильтяне считали часы дня отъ восхола солнца такъ, что 3-й часъ соотв;тствовалъ нашему 9-му утра; конецъ 6-го часа — нашему полдню; съ 9-го часа день клонился къ вечеру.
Флоренсийа Т. е. о дарованіи ей плода чрева.
22 Въ то время каждый желалъ им;ть потомство, чтобы память о немъ дольше сохранилась на земл; и чтобы, если не онъ самъ, такъ его потомки могли бы сд;латься участниками благъ въ царствіи ожидаемаго Мессіи-Избавителя.
Лана Въ воспоминаніе введенія Пресвятыя Богородицы во храмъ Іерусалимскій древле учрежденъ Церковію праздникъ, 21 ноября. Указаніе на этотъ праздникъ можно находить въ IV в;к; — въ преданіяхъ христіанъ Палестинскихъ, кои досел; указываютъ на бывшую древле церковь Введенія Богородицы и построеніе этой церкви приписываютъ св. цариц; Елен;. Въ IV в;к; указаніе на этотъ праздникъ находятъ также въ словахъ Григорія Нисскаго. Въ VII в;к;, какъ указано выше, Германъ (слово 1-е, 2-е) и Тарасій (слово), патріархи Константинопольскіе произносили въ этотъ день поученія.


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: М;сяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 585-598.



Другие статьи в литературном дневнике: