О Солнце земли Русския-" ЛЕТОПИСНАЯ ИСТОРИЯ О ДВУХ ИКОНАХ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО". И начнем эту историю с текста двух тропарей , посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. А вот другой. "Благочестивого корня пречестной отраслью был ты, блаженный Александр. Явил ведь тебя Христос Русской земле нового чудотворца как некое сокровище преславное и богоприятное. Потому сошедшиеся с верою и любовью в псалмах и песнопениях, радующеся, славят Господа, давшего тебе благодать и исцеление, Его же молим сохранить этот град и державу сродников твоих богоугодно и с сыновьями русскими спастись."
Второй тропарь святому благоверному князю Александру Невскому не имеет в тексте и намека на слово - российский. Святой благоверный князь Александр Невский назван новым чудотворцем, которого послал Русской земле - Христос. И который молится, чтобы сыновья русские спаслись. И первый, и второй тропарь из Церковных служб, посвященных Памяти Второй тропарь, где нет и намека на россиянство святого благоверного князя Александра Невского написан в шестнадцатом веке. Новопрославленным Русским Святым была написана, каждому в отдельности, Церковная Служба.Вот как об этом написано в одной из древнерусских летописей. "Служба св. Александру Невскому — это было большое музыкальное, гимнографического жанра произведение , написанное в середине XVI в. монахом Владимирского Рождественского монастыря Михаилом. В 80-е гг. XVI столетия она дополнялась в том же монастыре архимандритом Ионой Думиным. Так возникла 2-я, пространная редакция Службы, предназначенная для широкого служебного обихода. Источниками текста Службы были тексты из летописей и из житий св. Александра Невского, а также книги Священного Писания; использовались тексты из Псалтыри царя Давида, песнопения о Пресвятой Богородице, о пророке Данииле и о трех отроках, в печи не сожженных, о пророке Моисее и др. Обращает на себя внимание широкое сравнение Пресвятой Богородицы со св. Александром Невским, как бы объединенных в одном ряду церковного почитания с целью прославления Русской земли и града Владимира как Дома Пресвятой Богородицы и св. Александра Невского." Приведу несколько отрывков из этой Службы: "Какими похвальными венцами увенчаем блаженного Александра, царям ли благочестивым державы, или князьям православным в похвалу, дивного в чудесах безплотным сожителя, источника божественных исцелений неисчерпаемого, из-за чудес многих и явлений дарований духовных, благодаря которым Христос дарует земле Русской мир и великую милость! " "Какими похвальными венцами увенчаем блаженного Александра за благочестивое управление, еретических учений обличение, церкви святой украшение, врача премудрого и богоприятного, исцелившего недуги и болезни наши, благодаря которому врагов шатание имеющий великую милость Христос прекратил! Какими смиренными устами прославим Александра Премудрого, солнце пресветлое Всечестной Троицы, молитвенника, печальным утешение и отчаявшимся заступника, похвалу земли Русской, дающей милости поистине, и больным врача безкорыстного, смирения Христова подражателя, подающего нам великую милость! Какими духовными песнями воспоем преславное светило незаходящее, солнце мысленное, правде правило, веселие земли Русской и крепость граду нашему и укрепление, и сиротам напитателя, обидимым заступника, столпа пресветлого, просвещающего нас чудно светлостями и подающими великую милость!" "Приходите, верующие, поклонимся, идите и соберитесь и псаломскими песнями того прославим, радуясь, и облобызаем честно мощи дивного врача нашего, доставляющие опечалившимся постоянно утешение, а отчаявшимся — надежду, похвалу — земле Русской, пособника против врагов благочестивому царю и всем людям заступника и молитвенника о спасении душ наших". "Светильник многосветлый Русской земли, чудесами как второе солнце сияя, всех нас поминай, почитающих память твою, Александр Блаженный." Я, намеренно, привожу отрывки из Службы святому благоверному князю Александру Невскому, написанной в шестнадцатом веке с "переводом" на современный русский язык. Потому что, сейчас в тексте Службы святому благоверному князю Александру Невскому этих слов нет.Больше того, из той Службы, что сейчас служат в православных храмах, неважно, какой юрисдикции, современный верующий православный человек узнает только то, что святой благоверный князь Александр Невский - это российский Иосиф и защитник российские земли. Как могла произойти такая подмена? Причем... Во - первых, подмена историческая.Каждый школьник, в мое время, знал, что Александр Невский был русский князь и защищал Русскую землю от иноземных захватчиков.Что он княжил на Руси. Не знаю чему, сейчас, учат современных школьников в Российской Федерации. Во- вторых. "Солнцем земли Русской" назвал святого благоверного князя Александра Невского, в схиме - инока Алексия, митрополит Кирилл, которому было видение о кончине преподобного.Представляю, как могли бы удивиться русские люди во Владимире «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русския земли». ( продолжение следует). Александр Таненков. https://ripper2013.livejournal.com/1008522.html
© Copyright: Вера Гиоргадзе, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|