***

Алла Тангейзер: литературный дневник

/17:12/ Сегодня на сайтах было, вроде, всё в порядке. По крайней мере, я не видела ничего «левого».
Опять есть причина напомнить, что хорошего я здесь не пишу, чтобы никого не подставить.
Но по большому счёту, последние сутки я запомню навсегда на случай появления у меня вопросов, что такое «люди» и что такое нынешняя «Россия». (Вкупе с воспоминаниями о том, как умирали родители, — этого более чем достаточно.)
Со мной никто ни о чём не разговаривает, — я тоже не стану ничего ни объяснять, ни «доказывать».
Ладно, с этим — всё.
Из недоговорённого вчера (а кажется уже, что неделю назад). По какому конкретно поводу мне «внушали», что я — «бедненькая», я не уточняла. Я тогда как раз хорошо выспалась (на лавке, конечно, но — хорошо и безопасно). Видимо, это — очень старые (ленинградско-петербургские, разумеется) пенки, которые опять пущены в оборот. Или они — просто универсальны в ЭТОМ сегодняшнем мире, который начинался гораздо раньше, и для «России» — в большой мере через Ленинград.
Что касается «Персонажа», то я его видела мельком пару раз, второй из них он, вроде, сам хотел подойти, — но на контакт я не пошла, поскольку уверена теперь, что всё это будет в любом случае — продуманное «Големом» мозго…полоскательство, и ничто другое, сколь бы артистично это ни было представлено.
С этим — тоже всё.


Теперь я всё же приведу небольшую рецензионную переписку к эссе «Варвара Караулова. Что не понятно?..»
http://www.stihi.ru/2015/06/05/6927 и
http://www.proza.ru/2015/06/05/1489 .




Рецензия на «Варвара Караулова. Что не понятно?..» (Алла Тангейзер)


Спасибо Алла ! Вот ,что пишет известный американский экономист Лестер Туроу в своей книге "Будущее капитализма": Успешные общества должны объединяться вокруг некоторого центрального сюжета — захватывающей истории с поддерживающей ее идеологией. Лидеры , неспособные рассказать такую историю, не имеют программы, и у них нет уверенности в том, что они делают. Чтобы держаться вместе, людям нужна утопическая мечта: на ней строятся общие цели, ради которого члены общества могут работать вместе. Такие истории есть у всех религий, она есть и у коммунизма. ГЛАВНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА состоит в том, что он может рассказать такую историю. Но какую историю может рассказать сообществу капитализм, чтобы удержать его вместе, если он явно отрицает необходимость какого-либо сообщества? Капитализм предполагает лишь одну цель — индивидуальный интерес и максимальное личное потребление. Но жадность отдельного человека попросту не является целью, способной удержать общество вместе на какое-нибудь долгое время"... Не от скуки поехала туда Варя, а в поисках СМЫСЛА ЖИЗНИ. Надеюсь, вы не будете возражать, что дочь царского генерала, выросшая в богатой семье — Софья Перовская, тоже в каком-то смысле была той же Варварой Карауловой . Нынешнему российскому обществу, лишенному высших духовных смыслов и идеологии, нечего предложить таким как Варвара Караулова, — ничего , кроме скотской жизни потребителя . Наша религия хорошо показана в фильме "Левиафан", в то время как мусульманские духовные вожди, это аскеты, ведущие аскетический образ жизни. Про западное общество с его толерантностью к геям и говорить противно.
Вот мои мысли по поводу вашего эссе . С уважением . Сергей Данилов.
Сергей Данилов 4 15.06.2015. 04:50


Сергей, спасибо за Вашу замечательную развёрнутую рецензию!
Кстати, моя девичья фамилия — Данилова,
http://www.proza.ru/2011/12/20/1828 (фотки),
и http://www.stihi.ru/2011/05/31/5615 (стихи с маленьким предварительным комментарием). Но это — к слову.
Я совершенно с Вами согласна, что Варя поехала в Ливию не от скуки, а в поисках смысла жизни. Я об этом и говорю, утверждая, что скука - мощнейший эволюционный механизм, который недооценивают и который часто не осознаётся. Но, например, он сигналит как раз об отсутствии смысла жизни, как ОЩУЩЕНИЯ. Человеку может быть и не скучно в житейском смысле, но... как будто, чего-то не хватает. Однажды это становится НЕВЫНОСИМЫМ, и он действует... В общем-то, и Вы утверждаете то же.
А кстати, Вы можете заглянуть в моё эссе «Как бы обойти те же грабли?..» в совмещённой публикации
“«ВАРВАРА КАРАУЛОВА. Что не понятно?..» и
«КАК БЫ ОБОЙТИ ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ?..» —
совмещённая версия для анонса”,
http://www.stihi.ru/2015/06/08/6215 .


Там я пытаюсь говорить о человеческом "инстинкте разрушения гармонии", необходимом для выживания и жизни, поскольку, примитивно говоря, "движение — это жизнь", а гармония — остановка развития, т.е. ... смерть. И т.д.


Алла Тангейзер 15.06.2015 14:31



Сегодня я, конечно, больше уже ничего не успею. Хотя кое-что («постороннее») привести здесь ещё собиралась — как раз, к вопросу о смысле жизни, — и поскольку у меня это времени не займёт, то, пожалуй, и приведу.


Для начала — вот ещё одна моя собственная выдержка из рецензионной переписки:
«««Видите ли, N,
есть такое старомодное слово "душа", незаменимое никакими "синонимами" и не определимое определениями, за которым — БЕЗУСЛОВНО некое подлинное содержание.
(Утверждаю это настойчиво как "матёрый материалист"!)
Так вот, если у человека ДУША — поэта, тогда всё остальное — вопрос везения, ещё каких-то событийных, физиологических и прочих особенностей, — но главное становится таковым, влияет на всё остальное и, по большей части, ОПРЕДЕЛЯЕТ его. То есть, это — ПОЭТ. "Со всеми вытекающими". (Тем более, что случаются "казусы", и рано или поздно поэт оказывается, например, "автором одного стихотворения", но — ВЕЛИКИМ!..) <…> »»»
В одной рецензии я уже цитировала к слову стихотворение Марины Цветаевой цикла «Поэт». Сейчас я приведу два из них, и потом — другое, для меня тоже «программное» (правда, в СВОЁМ смысле, — а то, «мыслители» сейчас додумают невесть чего, — и что у меня БЫЛО, и чего — не ночевало). Итак, сначала — два из цикла «поэт»:


Марина ЦВЕТАЕВА
I.
Поэт - издалека заводит речь.
Поэта - далеко заводит речь.


Планетами, приметами... окольных
Притч рытвинами... Между да и нет
Он, даже размахнувшись с колокольни,
Крюк выморочит... Ибо путь комет —


Поэтов путь. Развеянные звенья
Причинности - вот связь его! Кверх лбом —
Отчаетесь! Поэтовы затменья
Не предугаданы календарём.


Он тот, кто смешивает карты,
Обманывает вес и счёт,
Он тот, кто спрашивает с парты,
Кто Канта наголову бьёт,


Кто в каменном гробу Бастилий
Как дерево в своей красе...
Тот, чьи следы — всегда простыли,
Тот поезд, на который все


Опаздывают...
— ибо путь комет —
Поэтов путь: жжа, а не согревая,
Рвя, а не взращивая — взрыв и взлом, —
Твоя стезя, гривастая кривая,
Не предугадана календарём!



II.
Есть в мире лишние, добавочные,
Не вписанные в окоём.
(Нечислящимся в ваших справочниках,
Им свалочная яма — дом).


Есть в мире полые, затолканные,
Немотствующие — навоз,
Гвоздь — вашему подолу шелковому!
Грязь брезгует из-под колес!


Есть в мире мнимые, невидимые:
(Знак: лепрозариумов крап!)
Есть в мире Иовы, что Иову
Завидовали бы — когда б:


Поэты мы — и в рифму с париями,
Но выступив из берегов,
Мы бога у богинь оспариваем
И девственницу у богов!


И ещё одно её стихотворение, «Какой-нибудь предок мой был — скрипач…». Здесь, конечно — цветаевский эпатаж Серебряного века, и тоже «некоторый протест» против «некоторых реалий». Но на СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ для меня это ложится как нельзя лучше, — и тоже — О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ и о Поэте (об авторе стихотворения, «потомке»). Итак, Марина ЦВЕТАЕВА:


* * *
Какой-нибудь предок мой был — скрипач,
Наездник и вор при этом.
Не потому ли мой нрав бродяч
И волосы пахнут ветром?


Не он ли, смуглый, крадет с арбы
Рукой МОЕЙ — абрикосы,
Виновник страстной моей судьбы,
Курчавый и горбоносый?


Дивясь на пахаря за сохой,
Вертел между губ — шиповник.
Плохой товарищ он был, — лихой
И ласковый был любовник!


Любитель трубки, луны и бус,
И всех молодых соседок…
Еще мне думается, что — трус
Был мой желтоглазый предок,


Что, душу чёрту продав за грош,
Он в полночь не шел кладбищем.
Еще мне думается, что нож
Носил он за голенищем,


Что не однажды из-за угла
Он прыгал — как кошка гибкий…
И почему-то я поняла,
Что он — не играл на скрипке!


И было всё ему нипочем,
Как снег прошлогодний — летом!
Таким мой предок был скрипачом.
Я СТАЛА — ТАКИМ ПОЭТОМ.



Интересно, что мне ЭТА «Россия» закатит сегодня? (Мне пофиг, — я тут совершенно не выживать собралась. И не пристраиваться.)
На сегодня — всё. /18:59/


(Сегодня, от начала даты и до времени ухода включительно:
слов — 1 222,
знаков без пробелов — 7 020,
знаков с пробелами — 8 409.)


.



Другие статьи в литературном дневнике: