Свобода и личность со страницы в клименко

Виктория Тамарина: литературный дневник

СВОБОДА И ЛИЧНОСТЬ


Свобода – это одно из священных, для человека, понятий. Это понятие сродни чувству, а в конечном итоге, это и есть чувство, чувство свободы. Но есть и проблема. Заключается она в многогранности понятия. В свою очередь многогранность понятия – верный признак его неокончательности, его изменчивости. Много вариантов формулировки понятия свободы. Они меняются и во времени, и у разных культур, и у разных людей. В основе, конечно, личная физическая свобода, т.е. отсутствие ограничений в перемещении в любом направлении и на любое расстояние. Но, получив это, человек опять хочет свободы, уже в чем-то другом, а затем – в третьем…
Много есть свобод. Свобода жить, где хочу. Свобода объединяться. Свобода разъединяться. Свобода трудиться. Свобода ничего не делать. Свобода выбирать, свобода торговать и много еще. Я думаю, что свобода – есть величина постоянная. Меняются только ее составляющие, но сумма всегда одна. Если, где-то свободы убудет, значит, где-то, прибудет. Если, кто-то станет более свободен, то, кто-то, менее свободен. Действительно, при любом изменении социального строя, всегда декларируется достижение определенных свобод, но, неизбежно, это ведет к ограничению других свобод или ограничению свобод некоторых групп людей. Разве не было ограничением прежней свободы, для дворян и купцов, их положение, после революции, в России? Или ограничение спекулянтов в СССР? Разве доступны малоимущим в России те новые свободы, что стали доступны богатым после реставрации капитализма? К примеру. В СССР нельзя было критиковать правящую верхушку, но на открытых партсобраниях, запросто, рабочие критиковали директора своего предприятия, чему я был свидетелем. В капиталистической России можно критиковать правящую верхушку, но, попробуй критиковать директора… Свобода – величина постоянная. А, если, все видимые свободы у человека отнять, то, неужели, это сделает постоянную свободы равной нулю? Нет! Человек свободен, пока он думает. Нельзя отнять свободу человека, убив его. Но можно отнять свободу, сделав человека животным или овощем, доведя его до состояния восприятия только первичных чувств: голода, опасности и т.п. С начала человеческих времен и до сих пор, процесс отбирания свободы, у другого, является удовольствием многих. Но многие не понимают, что процесс этот обоюдоопасный. Палач, отрезающий голову человеку, чтобы досадить его соплеменникам или его правительству, по своей неразвитости, не понимает, что он не достигает цели, о которой думает. Этот акт убийства никак не отражается на чувственном поле ни большинства людей (не считая близких), ни тем более, правительства. Это всего лишь акт взаимодействия палача и жертвы, ни более того. Это интимное дело палача и жертвы. Когда палач это осознает, он будет страдать. Ведь убив человека, палач не отнимает у него свободу, он отнимает ее у себя. Палач становится менее свободным. Вспомните жизнь штатных палачей в прошлом, их место в чувствах людей. Свобода – понятие ускользающее, трудно придать ему фиксированный характер. Русский народ всегда понимал это. Русских упрекают за, якобы, нежелание освободиться от каких-то ограничений. Вроде бы, русские смиряются с угнетением и отсутствием свобод. А народная мудрость понимает, что попасть из «огня в полымя» - не велика радость. Свобода русских всегда не очень-то прельщала. А состояние, ей соответствующее, они называли – Воля! Трудно перевести это слово на другие языки. Воля лишь частично соответствует свободе – она шире. У европейцев свобода – это независимость. Только, вот беда, нет на свете абсолютной независимости. Независимость, всегда, надо расшифровывать. Если независимость, то от чего или от кого? Независимая пресса? Помилуйте, что вы! Такого чуда в истории еще не было и вряд ли будет. Это миф! Даже говорить об этом неприлично. Скажете, что есть же примеры разоблачительных публикаций? Да, есть. Но это не свобода слова, это борьба противовесов. Одна из сил может взять вас под свое крыло, если ей это выгодно. Независимая страна? Да, нет таких! Супердержавы друг от друга зависят и от своих страхов. Маленькие страны, в принципе, не могут быть независимыми. Они всегда в сфере влияния крупных. Вы независимы от России? Значит, зависимы от США. Вы уже не в Варшавском договоре? Ну, так вы будете в НАТО. В Европе, например, нет независимых стран. У вас демократия и свобода слова, вы можете ездить по миру? Да, бросьте! Вы глубоко ошибаетесь, если думаете, что сами кого-то выбираете и решаете. К сожалению, кастовость вам преодолеть не удалось. И безнаказанно говорить слова, неугодные вашей высшей касте, вам долго не удастся, вас замолчат. И в неугодную, вашей высшей касте, страну вам, настоятельно, порекомендуют не ездить. И еще. Может быть, вы и стали, свободно, путешествовать по миру, зато другим не на что и по своей стране переместиться. Свободным можно быть только внутри себя, не ставя себе пределов понимания, не ограничивая себя чужими выводами, не превращая их в догму, но и не издеваясь над чужими выводами. Только в такой независимости существует свободная личность.




Другие статьи в литературном дневнике: