Голые короли со страницы в клименко

Виктория Тамарина: литературный дневник

ГОЛЫЕ КОРОЛИ


Действие стереотипов - очень мощное явление в жизни человеческих сообществ. Чаще всего, те, кто претендует на руководство, так называемыми, массами, использует, в качестве маскировки своих целей, способ закрепления схемы в сознании людей, подчиненных или зависимых от их влияния. Раз, заложив схему, можно долго направлять усилия людей в выбранном направлении. Нельзя сказать, что все люди такие уж дураки и не понимают, что действуют по схеме. Многие, вполне себе, догадываются. Парадокс в том, что, иногда, на определенном этапе, человеку выгоднее сделать вид, что он не догадывается. Часто, дураком притвориться- выгоднее и безопаснее. В знаменитой сказке, про голого короля, подданным было выгодно и безопасно притворяться. Вот только в реальной жизни, мальчика, сказавшего правду, разорвали бы в клочья. И только потом, когда король ослабнет, его противники сделали бы из мученика знамя борьбы. И схема была бы развенчана.
Таких схем в жизни множество: от глобальных, до ничтожных. Вот, из глобальных. Схема о том, что нравственный вектор человеческого существа движется от нуля в древности до больших высот в современности и еще больших в будущем – абсолютно неправомерная схема, никак не связанная с реальностью. Или вот, демократия. Тоже – схема. Тоже многие делают вид, что верят. Возьмем, помельче. «Много имеет тот, кто много работает» – абсолютная схема. Нет, много имеет тот, кто находится ближе к источнику финансовой реки или, хотя бы, поближе к ее берегам. Северные корейцы работают больше и старательнее американцев, но находятся в блокаде десятилетия, а американцы печатают мировой эквивалент хорошей жизни. Еще мельче. «Французы - самые галантные кавалеры, немцы – бесчувственные педанты, русские – несамостоятельны и ленивы». На самом деле, француз запросто навешает даме тумаков, в случае чего. Немцы способны на высокие чувства, а, оказывается, многие великие открытия и изобретения сделаны русскими. И еще множество мелких схем во всех областях жизни. А, уж, сколько их в деятельности, имеющей отношение к искусству! Здесь «голокоролизм» цветет пышным цветом. Стоит кому-то приобрести какой-то навык, как он норовит объявить его новым направлением в искусстве. Здесь ярко проявляется несовершенство речи. Вот слово «художник». Этим словом можно назвать только того, кто может все: и контур, и перспектива, и цвет, и композиция. Это не так много имен. От титанов Возрождения до современного Шилова. А если у тебя на картине корявые фигурки и река течет снизу вверх, но зато очень удачно подобраны цвета, прямо радуют взгляд, то ты - не художник. Просто, надо найти слово. Причем, не направлению, а тебе. Может быть, «колорист», дизайнер, или еще как- то. Певец – это тот, у кого есть голос, и он умеет им пользоваться. А если, ты орешь под музыку или шепчешь, или тараторишь под музыку скороговорки, то ты – не певец. Найди слово себе, а не объявляй направлением свою бездарность. Если ты пытаешься петь иносказательно, применять псевдофилософские обороты, намеки на то, что за этим прячешь что-то важное, дескать, надо додумать, то не называй это новым направлением. Во-первых, все уже сказано до тебя. Во-вторых, все гениальное – просто. Песня – это неразделимый сплав музыки, слов и голоса. Песню может испортить и композитор, и поэт, и певец. Вот для слов новых песен уже нашли определение - «текст». То есть, очень часто слова для песен сочиняют не поэты, а текстовики. И какого же, только, бреда они не несут! Из-за этого, часто, молодые люди слушают непонятные иностранные (обычно англоязычные) песни с зажигательно-карамельной музыкой. Но, знали бы они перевод! Хотя, некоторые и знают, но если уж свои «муси-пуси» съедают... Конечно, некоторые скажут, что раз люди это покупают, значит, людям это надо, значит, есть спрос и т.д. Миф! Очередной миф! Способ существования бездарей – массово навязать людям негодное, приучить их к этому, а затем, это сбывая, обеспечить себе сытое существование. Цензура, зависящая от государства, а не от коммерции, состоящая из культурнейших энциклопедистов – необходимейшее условие развития культуры. Главное – четко обозначить цель развития . Ибо, «свято место – пусто не бывает». Не занимает государство, займут коммерсанты. А истинный талант, вспомните, всегда прорывался к людям, даже если, сначала, цензура его не поняла. И теперь мы им гордимся. Но гордиться надо произведением, а не его автором. Автора же надо уважать и не забывать. Произведение - выше его автора. Бывает, что автор сам удивлен, тем, что ему удалось. Нельзя проецировать достоинства творения на человеческие свойства его творца. Кто-то сказал, что не любит песни Высоцкого, так как Высоцкий – пьяница и наркоман. Абсолютная чушь! Не забывайте – мы не производим чувства, мы их извлекаем. Необязательно, что «извлекатель» также хорош, как им извлеченное. И, вообще, порочной практикой является, превозносить представителей, так называемой, творческой интеллигенции, в особенности актеров. Это – ни на чем не основанное выпячивание одной профессии, перед другими. В любой профессии есть мастера. Просто не у всех одинаков доступ к информационным средствам, поэтому симбиоз информационных деятелей и деятелей от массовой культуры взаимовыгоден. Дают друг другу работу. Поэтому, «добиться успеха», стало значить – чаще мелькать. Я утверждаю: нет никакой разницы между актером и столяром. Абсолютно, никакой! Они равны. Наивно думать, что если тебе в жизни нужен совет, то актер ответит лучше столяра. Это далеко не так. Среди актеров полно недалеких людей. И в той, и в другой профессии есть свои мастеровитые и свои «так себе». И там, и там возникают и шедевры, и безвкусица. А надо понимать, что вред от безвкусицы и навязываемых извне стереотипов не меньше, чем от недоброкачественных продуктов питания. Портит это, в первую очередь, детей. Хотя, и на отцах сказывается.




Другие статьи в литературном дневнике: