***Что такое Лианозовская группа и почему ее участников вдохновляла
начала
Лианозовцы изображали картины мрачного быта рабочих, живших в коммунальных бараках на окраинах Москвы. Стихи о «жителях барака» стали настолько известны, даже называли барачной школой. постоянные конфликты, Стихи лианозовцев создают сильное ощущение пустоты, скрывающейся за повседневностью. разрушили привычный мир, на месте которого возникает новая реальность. болезненный разрыв — герои стихов как будто живут в странном посттравматическом полусне, из которого не могут выбраться. В 1960-е годы переключились с картин барачной жизни на исследование устройства разговорной речи. Многословие и многоголосие для советского человека, столкнувшегося с беспощадной машиной государства, — это способ справиться с травмой. В повседневном советском языке лианозовцы ищут ответ на вопрос, почему окружающий мир жесток и абсурден. Еще через десять лет эту задачу, как и многие открытия лианозовцев, подхватят и разовьют поэты-концептуалисты.
на жутком, и нелепом.жестоком Герои его стихов играют либо комическую, либо трагическую роль: женятся, пьют, дерутся, но делают это словно в полусне, не осознавая Поэты фронтового поколения, к которому принадлежал и Холин (он прошел всю войну и дважды был ранен), часто изображали войну натуралистически: страдающие и умирающие люди в их стихах становились похожи не способные понять, что происходит вокруг. Холин избегает фронтовой темы, но при этом смотрит на жителей послевоенных бараков глазами фронтовика: советская действительность кажется странной и причудливой машиной, принцип действия которой не вполне понятен. Почти все «барачные» стихи Холина написаны классическими; У забора проститутка, Засыпала на постели Шел трамвай. Киоск косился. 1944 Евгений Кропивницкий — старейший лианозовец. Он начал писать стихи еще до революции, но в основном занимался живописью и был близок к группе «Бубновый валет» Кропивницкий начинал с символистских стихов в духе Федора Сологуба, у которого он заимствовал сочетание однообразной меланхолической интонации с легкомысленными стихотворными размерами. Этот контраст характерен для всего творчества Кропивницкого. Стихи Сологуба описывают опустошенный мир, в котором человек не видит смысла и мучается от невозможности его найти. Кропивницкий идет еще дальше, показывая, что реальность — это в целом бессмыслица и искать в ней какое-либо содержание не стоит. В основном его стихи представляют собой последовательность быстро меняющихся гротескных картин. Позднее эту манеру усовершенствует и возьмет на вооружение Игорь Холин. В отличие от других лианозовцев, Кропивницкий часто изображает жителей бараков с теплотой и сочувствием: и их, и самого себя он воспринимает как часть общего человеческого круговорота. Смешны эти сцены или трагикомичны, но за ними стоит мысль о том, что все человечество имеет общую судьбу — вне зависимости от деталей. Льву Кропивницкому Пахнет пирогами. Тихо. Из-за ширмы вышел зять, В солнце половина комнаты. 1958–1962 (?) Поэзия Генриха Сапгира очень разнообразна: каждая книга напоминает игру с новыми правилами. Например, это могли быть сонеты; «Лианозовские» стихи в творчестве Сапгира занимают относительно небольшое место: они были написаны в основном с 1950-х по первую половину 1960-х годов и вошли в сборник «Голоса». В них он пишет о жестоких и странных сторонах коммунального быта. Вместо классического размера Сапгир использует стих, которым в 1920-е годы писал Маяковский и другие авангардисты. Гротескная повседневность превращается у него в абсурд и фантастику: Барачная действительность для Сапгира — материал для литературной игры, в которой жестокость Стихи Сапгира освободить от сковывающих его норм и традиций, чистой речи —, как называл это Велимир Хлебников, к «самовитому слову»; не сможет контролировать никакое государство. советского мира с его героической монументальной эстетикой существует альтернативная реальность или даже множество реальностей, каждая из которых работает по своим собственным законам. Ян Сатуновский Люблю толпиться в катакомбах пышного метро, где можно женщиной роскошной подышать, 1940–50-е годы Ян Сатуновский успел поучаствовать в литературной жизни второй половины 1930-х годов, был близок к младшему поколению конструктивистов, прошел войну. Стихи Сатуновского той поэтической речи, которая могла бы подходить новой эпохе, наступившей после разрушений Второй мировой и холокоста. Эти стихи полны сбоев: поэт словно запинается, сомневаясь, уместны ли подобранные им слова. В отличие от других лианозовцев, Сатуновский всегда пишет от первого лица — в этом смысле он ближе к традиционной лирике. При этом поэт сомневается и в том, кто он на самом деле: представитель ли ушедшей литературной эпохи 1930-х годов, выходец из провинциального Днепропетровска, Простые с виду, эти приемы помогали показать, что в мире все связано, ослышек, неверно прочитанных фраз, курьезных сочетаний звуков и стилистических сломов. Когда с Гуревичем в овраг Большая лаковая грязь Гуревич меньше меня был Дальнейший путь не помню я И сам Гуревич потерял Когда пришли мы наконец и никакой другой поход 1969–1970 Эдуард Лимонов не принадлежал к ядру Лианозовской группы, но был близок к ней в конце 1960-х годов, когда перебрался в Москву в андеграундных кругах.
Для Лимонова старого авангарда не так важны, как для Сапгира или даже Холина, — напротив, он стремится писать так, как будто никакого авангарда и не было. Поэтому его ранние стихи кажутся свежими и наивными, Это стихи не о тяжелой и бессмысленной повседневности, прожигании жизни. В этом стихотворении прогулка двух нетрезвых друзей превращается без сюжета и цели. поэтического языка: веселое разрушение смысла, кажется уже не такой существенной. Лимонов превращает самого себя в героя стихов лианозовского круга. Все старшие лианозовцы иногда писали стихи, в которых сами становились героями мира бараков, но только у Лимонова граница между автором и его персонажем полностью исчезла. © Copyright: Тома Мин, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|