***

Тома Мин: литературный дневник

множество речевых и стилистических явлений,
которых раннее не было в русской поэзии


связано прежде всего с полистилистикой,
с метафизическим стилем,
свойственным лирической традиции.



соединение элементов античной и христианской культуры,


опытом,
после которого


прекратилась
классическая


традиция и началось нечто новое
и в речевом, и в психологическом,


и в метафизическом планах.
высвобоил скрытые возможности поэтического сознания


и поднял не ведомые прежде
пласты языка русской поэтической речи


мощный метафизический импульс, соединив ее эмоциональный накал с интеллектуальной изощренностью
барокко,


раз и навсегда изменив стиль русской поэзии
заставив последователей


преодолеть собственное – и стилистическое, и личностное – влияние,
что каждый и делает до сих пор – на свой лад.


... однажды утром, без всякой причины,
я мелодраматически удалился,


ясно сознавая, что больше сюда
н икогда
не вернусь…»


одноклассникам цикл портретов «Из школьной антологии», 1969 («Э. Ларионова. Брюнетка. Дочь / полковника и машинистки…», «Т. Зимина. Прелестное дитя…», «А. Чегодаев. Коротышка. Врун…» и др.), но и отнюдь не ностальгические приметы «толчеи в раздевалке в восточном конце Европы» и «черной доски», которая «так и осталась черной», в цикле «Часть речи» (1976).



В чем состоит след поэтики в поэзии?


О том, что в поэзии
происходит обогащение


современного русского поэтического языка
за счет особой оптической линзы
свойственной метафизической традиции,


говорили давно.
«Виной» тому – не только оригинальная лирика


перевод небесного - на земной, бесконечного - в конечное
метафизический потенциал человека
соединяет опыт постижения земного и небесного
воедино
аналитику разума и чувственный восторг
задолго до того,
как это стало мейнстримом:
Сковорода, Тредиаковский, Кантемир...


у русской поэзии
вполне здоровая духовная наследственность:
они знали, кому принадлежит их ум и сердце.


умении передоверить опыт веры («бесконечное»)
языковой рефлексии («конечное»),


аналитическому речевому инструментарию.
предполагающий усложненность метафорики , сопряжение далековатых
понятий и ассоциаций
и парадоксальные умозаключения,




небольшого формата альбомчик
с репродукциями Джотто.


Настоящее, собственное пространство.
. Конечно, не было водопровода, электричества,газа,
Но были четыре стены, крыша
и дверь, закрыв которую можно было отгородиться
от всего мира,
быть наедине с собой.



вообще обусловлен?


Дело в том, что «в настоящей трагедии гибнет не герой –
гибнет хор» («Нобелевская лекция», 1987) – в образе своего лирического героя воссоздавал именно человека из хора, сознательно и принципиально отказывающегося и от главной роли в истории, и от «биографии»,
которую, по слову А. Ахматовой,


ему так старательно «делали». По мнению Бродского,


чтобы адекватно оценить происходящее (не приписывая себе статус жертвы и избегая излишнего пафоса),


необходимо «отстраниться, взять век в кавычки», «слиться с теменью» и т.д. Об этом он говорит в интервью, апеллируя к опыту юности, об этом же – с большей или меньшей степенью категоричности – читаем и в стихах:



Советы в «Назидании» (1987), куда менее известном и провокативном, чем зацитированное «Не выходи из комнаты…» (1970), буквально – о следующем:


чтобы постичь законы мира, в котором ты оказался, нужно стать частью этого мира, частью его трагедии.
Так происходит и в «Театральном», и в «Представлении» – самых трагических поздних стихотворениях Бродского, вновь возвращающих читателя к его alter ego, лирическому герою,
которого он «списал» с Одиссея – от-части
ввиду сходства биографических обстоятельств,


отчасти благодаря одиссеевой хитроумной философии приспособления и мимикрии («И если кто-нибудь спросит: “Кто ты?” – ответь: “Кто я, / я – никто”, как Улисс некогда Полифему»).


Надо сказать, что на русскую поэзию с ее многолетней традицией поэтического мессианства дистанцирование Бродского произвело отрезвляющее впечатление. По словам В. Куллэ, «весь современный поэтический язык создан отчасти Бродским, а отчасти – поэтами Лианозовской школы»;


не в последнюю очередь на сознательном – и совершаемом с определенным усилием – преодолении интонации Бродского и строился путь поэзии 2000–2010-х годов.




– на деле Бродский эту легковесную развлекательность опровергает. По сути, мы сталкиваемся с той самой гибелью хора, о которой уже шла речь в ранней лирике Бродского – но к 1980-м годам и в его поэзии, и в искусстве вообще появляется инструментарий, позволяющий эту трагедию озвучить и зафиксировать на понятном каждому из ее участников (имя им легион) языке:



, конечно, постмодернистские.Приемы
Но при этом сочувствие к героям


на сцене – даже и к тем, кто карабкается на нее, переговариваясь и переругиваясь на разные голоса, но попытка увидеть их жизнь сквозь призму не то античного рока, не то христианского искупления…


Согласитесь, что постмодерном тут и не пахнет. Кроме того,


в постмодерне голос героя
неотличим от голоса хора.
нов какой момент хор стихает –
начинают звучать настоящие,


дорогие ему голоса:


Впрочем, несмотря на
трагический
отзвук финала можно
продолжить –
время, безусловно,
убивает тех, кто тебе дорог,
в той самой точке,
где замер взгляд авторв:



но то же время боготворит язык:
значит, у поэзии во все времена есть задача и смысл.


Родился в семье железнодорожного служащего, интересовавшегося музыкой и литературой. Его отец писал прозу и печатался в тогдашней периодике, мать сочиняла детские стихи, также публиковавшиеся в периодических изданиях. В 1911 году окончил Императорское Строгановское художественное училище со званием «ученый-рисовальщик».


В 1912—1920 годах жил в Москве,
работал в театрах оформителем и гримером, учился на факультете истории.в университете Шанявского В 1920—1923 годах жил и работал в городах Севера, Урала, Сибири.


С 1923 года жил под Москвой, с 1934 года — в бараке на станции Долгопрудная, последние годы жизни в Москве. Работал учителем рисования, преподавал в народных студиях, кружках.


Умер 19 января 1979 года. Похоронен на Старо-Марковском кладбищеМальвинаАлиса.
Творчество


В 1910-х годах занимался композиторским творчеством, написанные им оперные сцены «Кирибеевич» были положительно оценены Александром Глазуновым. Позже, из-за бытовых условий, не позволявших держать дома фортепиано, занятия музыкой прекратил. Как художник в 1920-х годах был близок к живописцам группы «Бубновый валет», писал крупноформатные полотна (не сохранились). Участвовал в групповых выставках.


Член Союза художников СССР с 1939 года. В 1963 году был исключен из Московского отделения союза художников (МОСХ) по обвинению в формализме и организации «Лианозовской группы».


Стихи писал с 1909 года. Раннее поэтическое творчество отмечено влиянием символизма, но к середине 1930-х годов Кропивницкий выработал собственную поэтику, сочетавшую классическое стихосложение с гротеском и примитивом. Называя себя поэтом окраины, отразил в стихах жизнь городских низов, повседневный быт и сознание обитателей пригородных поселков.


В официальной печати стихи Кропивницкого не публиковались (за исключением нескольких детских стихотворений), но с 1950-х годов распространялись в самиздате. Позже стихи печатались за рубежом, первая книга «Печально улыбнуться…» вышла в 1977 году в Париже.
Влияние


К середине 1950-х годов вокруг Кропивницкого сложилась группа поэтов и художников, одни из которых были его прямыми учениками (поэты Игорь Холин и Генрих Сапгир, художник Оскар Рабин, дети Евгения Кропивницкого — Лев и Валентина), другие испытали влияние его творческих и жизненных принципов. В конце 1960-х подружился с Кропивницким Эдуард Лимонов.


Популярность группы привлекла внимание КГБ, установившего наблюдение за Кропивницким и инициировавшего его исключение из МОСХ. Именно сотрудники КГБ впервые назвали группу «Лианозовской» — в подмосковном тогда Лианозово, у жившего там Оскара Рабина, ученика и зятя Евгения Кропивницкого, по выходным проходили публичные показы картин и чтения стихов. Название устоялось и было позже признано самими участниками группы.


Влияние «лианозовцев», среди которых был и Всеволод Некрасов, сказалось на становлении московского концептуализма, на развитии минималистской поэзии и на других направлениях искусства и литературы.



Другие статьи в литературном дневнике: