***

Тома Мин: литературный дневник

работах
Иеронима Босха.
Отношение к ним менялось с течением времени.
Сначала их считали лишь гротеском,
призванным пощекотать нервы


сейчас же в них находят иной смысл.
Сюрреалист, маг, еретик — кто такой Иероним Босх?


Он писал маслом, и — уже с первых мазков получалась окончательная фактура. Эта техника называется алла прима.
предположительно


Ее он мог унаследовать от семьи — у ван Акенов


было (как минимум!) 5 художников: дедушка Еруна Антонисона — Ян ван Акен, его отец — Антоний, и трое дядей.


Вместе они открыли ремесленную мастерскую, в которой работал и он —
Ерун Антонисон ван Акен, более известный по псевдониму Иероним Босх.


В первом архивном упоминании 1474 года художника называют «Jheronimus» («Хиеронимус»).
А откуда же Босх?
Именно в этом месте пройдет


большая часть жизни -
в родном городе живописца:
сокращённое его наименование — Den Bosch.


появятся многие его картины. Кстати, до нас дошли лишь 20 работ художника. Подписанных и того меньше — 7. А даты написания нет ни на одной. Уже эти довольно технические моменты создают известную трудность для исследователей его творчества. Но они составляют лишь вершину айсберга,
ядро которого — понимание


образов Босха.Понимают их по-разному. Есть исследователи, которые, рассматривая полотно, вспоминают Сальвадора Дали — они считают Босха сюрреалистом
XV века. Находят в нем и отражение средневековых алхимии,


астрологии, черной магии. Видят в образном мире живописца и связь с религиозными ересями того времени. Последнее подтверждает частое наличие на полотнах Босха библейских персонажей.
Сам он, кстати,
состоял в Братстве Богоматери.


Пятнадцать святых Антониев и один святой Иоанн


Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях,
которые он передавал с помощью кисти,


и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!


«Святой Иоанн на Патмосе»


— картина Иеронима Босха,
изображает юного апостола


Иоанна на острове Патмос,
куда его сослал император


Домициан, и где он создал своё Откровение.
Эта книга лежит у него на коленях.


Его кроткий взор
устремлён


к представшему ему видению
На это божественное явление


указывает Иоанну ангел.,
чьи крылья и фигура полупрозрачны


как и окутанная дымкой панорама города
на горизонте.



Здесь Босх, быть может, под влиянием предшественников,
отказался от излюбленного им изображения шабаша бесов,


и даже изображённые слева горящие корабли и маленький монстр справа,
не могут нарушить идиллическую радость
Иоанна
в момент явления Девы Марии «во славе».


навеянные образами Апокалипсиса,


не могут сколько-нибудь серьёзно
Монстр, изображённый Босхом
полностью подпадает под библейское описание
саранчи, данное Иоанном Богословом.


Однако смирённое зло берёт реванш на оборотной, внешней стороне доски, где написанный в технике гризайли поток бесов и монстров,
фосфоресцируя подобно


глубоководной рыбе, льётся по двойному кругу
По внешнему -разворачиваются сцены Страстей,
завершающиеся кульминацией распятия.


Во внутреннем круге повторяется


изображение Голгофы,
символически обозначенно в виде скалы,
на вершине которой свил


своё гнездо пеликан.
Эта птица, по поверью, кормящая птенцов кровью,


бьющей из собственной груди, — традиционный символ жертвы,
принесённой Христом.было Очень уместно


поместить пеликана
на створке панно, посвящённого Иоанну,


который, по словам Данте,
«покоил главу на груди самого Божественного Пеликана».



У позднего Босха можно проследить именно такое настроение в изображении Антония — в противовес его прежним работам. Например, на одноименном триптихе святому угрожают летучая жаба, лиса с хлыстом и водяной с символом греха — рыбой. Тем не менее, традиционные элементы этого персонажа — греческая «тау» и свинья — есть и на этом полотне.


Кроме святого Антония Босх обращался и к образу Иоанна Богослова. Правда его, насколько нам известно, художник написал в единственной версии — это полотно «Святой Иоанн на Патмосе».а Патмос Иоанна сослал император Домициан. На острове он будет записывать свои видения —
так появится знаменитое Откровение


Иоанна Богослова.
На полотне же — взор Иоанна устремлен вверх.


Он смотрит
на «облаченную в Солнце»
Марию с младенцем
и совсем не замечает демона,


крадущего чернильницу. Но воровство хорошо видно орлу (символ Иоанна Евангелиста) на противоположной части картины.



Полиптихи и триптихи


Традиционная для Босха структура — триптих — работа из трех панелей.


Возьмем, например, его «Святых отшельников»: левая створка — (уже знакомый) «Святой Антоний», центральная — «Святой Иероним», правая — «Святой Эгидий».


Антоний
здесь набирает воду.


А совсем рядом в пруду по колено в воде стоит царица ночи —
отшельнику удаётся


избавиться от наваждения благодаря молитве.


Окружающий его пейзаж явно контрастирует с уже увиденным нами солнечным и спокойным — полотно практически черное.:
она наполнена


безобразными демонами. Лишь нижняя часть отличается оттенком, но это не меняет положения дел


Вместе с тем, у Иеронима и Эгидия, несмотря на очевидное преимущество — на этих полотнах день — далеко не все гладко.


Первый: истощен постоянной
аскезой — не погрязнуть


в отчаянии
ему помогает только распятие.


Эгидий же и вовсе — со стрелой в груди. По легенде, он заслонил собой свою вечную спутницу-олениху, когда её пытались убить охотники-вестготы.


Здесь все изображённые, без сомнения, относятся к праведникам.


Но есть у Босха и такая работа,
где праведного и грешного поровну.
иногда называют «Блаженные и проклятые».


Триптих "Блаженные и проклятые" (копия)


Картины именуются в соответствии с библейскими сюжетами — о Земном рае, Восхождении в эмпирей, Падении грешников, Аде. Отсюда и другое имя цикла — «Видения загробного мира». Узнают его (цикл) по «Восхождению в эмпирей». Картина, на которой ангелы-хранители выводят души праведников к вечности, приобрела наибольшую известность.


И ещё одна нерасшифрованная загадка Иеронима Босха. Есть предположение, что на самом деле этот полиптих состоял из пяти створок — центральная была утеряна. Соответственно с этим исследователи считают, что работа называлась «Страшный суд». Но и это только версия, коих о живописце известно множество.


Погадаем на Брейгеле: первая часть экспозиции в выставочном зале
Иероним Босх и Питер Брейгель — художники позднего Северного Возрождения.три зала на две кисти. С другой стороны, хватит ли этого, чтобы понять все смыслы ужасающего Босха и мужицкого Брейгеля? Едва ли. Простой пример: у Брейгеля есть картина, где зашифрованы порядка сотни (а может и больше) пословиц. И это только одно полотно. Всего же Мужицкий оставил 45 картин. Кстати, на 30 из них — природа, деревня и простые люди, — поэтому Питера Брейгеля и называют «крестьянским», «мужицким» художником.О невозможном, упрямом, преимуществе и других находках «Мира вверх тормашками»


Вы когда-нибудь видели географический атлас? Они могут отображать самое разное — от стран со столицами до полезных ископаемых. А приходилось вам рассматривать карту с изображениями людей и их занятий? Именно на неё походят (конечно, не по художественному достоинству, скорее, по идее — хотя и оно, должны оговориться, многим богаче)


«Фламандские пословицы».


На полотне
сотни людей,


животных, птиц, предметов быта — все они (кажется, что даже и неодушевленные!) заняты «делом». «Но почему в кавычках?», — спросите вы.


За объяснением далеко ходить не нужно — посмотрим на картину.


Что то вам первым бросается в глаза: человек, упершийся в стену, или женщина, пеленающая чёрта? А может со странным лицом мужчина, вертящий голубой шар на большом пальце?
В каждом из этих занятий
показано
буквальное значение пословицы — отсюда, собственно, и название. Например, пеленающая чёрта отсылает к «быть способным привязать даже дьявола к подушке» — пословице, означающей преодолевающее все упрямство.


А идущий в стену — это «биться головой об стену»,
то есть пытаться достичь невозможного.


Вертящий голубой шар показывает пословицу: «вертеть мир на большом пальце» — обладать всеми качествами
преимуществами.Сейчас исследователи смогли разгадать около сотни пословиц, но большинство уверены — ещё остались нерасшифрованные. Известную роль сыграло время — некоторые изречения могут быть просто-напросто забыты. Но кто знает, может наши читатели станут теми, кто отгадает новую пословицу?Кстати, у полотна есть ещё одно название — «Мир вверх тормашками», отражающее идеи абсурдности человеческого существования, глупости и слабости человека. Интересно, что почти одновременно с нидерландским художником французский писатель Франсуа Рабле представит пословичный мир в «Пантагрюэле».Шесть картин на «Двенадцать месяцев»


В 1565 году героем полотен
Брейгеля раз за разом становится природа —


появляются «Времена года» («Двенадцать месяцев»). Это цикл из шести картин, изображающих смену сезонов. Шести — потому, что в Северной Европе того времени год делился на шесть сезонов: раннюю весну, весну, раннее лето, лето, осень и зиму. По другой версии, в цикл входили двенадцать полотен.олько под ногами охотников захрустел снег, как вдруг: уже золотятся колосья — пора на «Жатву». Полотна цикла очень живые, движущиеся. При этом, мы даже не видим лиц — только силуэты: один из них несёт вязанку дров, другие — разводят костер, третьи — катаются на коньках по замёрзшему озеру. Занятия людей с полотна «Охотники на снегу» не вызывают сомнения — из-за своей повседневности. Они кажутся настолько реальными, что даже появляется слабая боязнь помешать, — не будем останавливаться надолго.Фрагмент картины "Охотники на снегу" (копия)


Дальше у нас «Жатва» — еще одно из полотен цикла. Оно об августе, жаре и — тяжёлой работе. Собрано только несколько снопов, а впереди — пшеничное море. О тяжести говорит и передний план — там отдыхает группа крестьян. Большинство из них обедает, а один просто лежит — он настолько устал, что даже не хочет есть, или уже пообедал? Здесь, кстати, уже можно разглядеть выражения лиц. Сосредоточенно-холодный взгляд — у режущего хлеб, рассеянный — у человека в шляпе. Им нужно возвращаться к работе. А нам — отправляться к другому полотну.Ноябрь. «Возвращение стада. Осень». Здесь нет ни хлебопашцев, ни крестьянина с вязанкой дров, но тоже движение, тоже работа — погонщикам нужно управиться до ухудшения погоды. Времени у них мало:


тучи на краю полотна уж очень потемнели.
Опять же одни силуэты —


но настроение читается запросто. Нервозность. Жесткость. Спешка. Вообще полотно скорее мрачное — этим оно очень отличается от второго и, тем более, первого.


Интересная деталь картины —
птица,
одиноко наблюдающая за действием с дерева.
Вообще птицы частые гости полотен Брейгеля.


Самая известная, наверно, — серая куропатка
с «Падения Икара».
Согласно легенде, это племянник Делала —
Талос.


Когда Дедал понял, что Талос может затмить его, он решил убить племянника.


Дедал сбросил его с Афинского акрополя.
Во время падения Афина превратила Талоса в куропатку.



Но вернемся к картинам цикла. Сейчас их осталось пять, кроме рассмотренных ещё — июньско—июльский «Сенокос» и мартовский (по-другому мнению, январско—февральский) «Сумрачный день».Раннее-позднее и — вечное?


Крупные лица — это, кажется, не про Брейгеля. Портретов он вообще не писал, хотя избыток в предложениях вряд ли был. Сейчас исследователи считают, что только один «Портрет старой женщины» принадлежит кисти художника. А вот миниатюрные и безликие силуэты сельских низов — это по-брейгелевски. Достаточно вспомнить его «Детские игры» — раннюю работу, на которой сразу даже невозможно заметить всех действующих лиц. Да, кстати, и не сразу тоже — исследователи расходятся при подсчёте героев: одни насчитали чуть больше 230, другие — примерно 250.Обращает на себя внимание и то, что дети Брейгеля очень мало походят настоящих детей. Дело в том, что тогда детство воспринималось только как этап перехода ко взрослой жизни — соответственно идеализации детства и не могло быть. Кстати, это оставляет открытым вопрос о том, есть ли на полотне взрослые. Исследователи говорят или об их отсутствии, или о наличии 2–6 взрослых.


Всмотримся в их лица — отсутствие веселости, какая-то глупая, пугающая сосредоточенность в них.


С этим вполне соотносится понимание картины
как еще одного воплощения темы безумия мира.


Но если здесь еще очевидно отсутствует индивидуальное, то у позднего Брейгеля — медицинская точность в изображении черт лица. Так, по полотну «Притча о слепых» специалисты смогли определить диагноз каждого слепого. Например, у третьего слева — лейкома роговицы.Здесь уже видна заинтересованность частным. Хотя нет и сентиментальности — прежняя драматичность: слепые были лишь частью пейзажа — они часто просили милостыню по деревням и проселочным дорогам. Сама же картина отсылает к евангельской притче о фарисеях: «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».


Но осталась у позднего Брейгеля и любовь, если можно так сказать, к "птицам". Это видно по полотну, написанному за год до смерти.
Главным героем этого сюжета
стала сорока.
Её окружают ранняя осень
и безмятежные горы.


По настроению они очень контрастируют с идейным содержанием полотна:
сорока,
ведь, сидит на виселице.
На эту самую виселицу отправлялись инакомыслящие.


Художнику было примерно сорок лет, когда в Брюссель вошла армия герцога Альбы. Вошла, чтобы приговорить к смерти несколько тысяч нидерландце. Отсюда и сорока — она означает сплетников, на которых, в основном, и держался террор Альбы.


Иероним Босх


Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой.
Прежде считалось, что «чертовщина»


на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей,
щекотать им нервы,
подобно тем гротескным


фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты . В творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл.


Одни считают Боса кем-то вроде
сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы


из глубин подсознания . Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые « эзотерические дисциплины » — алхимию , астрологию , чёрную магию .


Сметь и Скупец.


Его техника называется алла прима . Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты.


Извлечение камней глупости, 1480 Символы в искусстве Босха Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов , которыми изобилуют картины Босха.


Значительное количество символов
Босха являются алхимическими .


Алхимия
фантастическим вариантом химии .
явно граничившим с ересью,
Её адепты


стремились к превращению (« трансмутации »)
неблагородных металлов


в золото и серебро с помощью « философского камня ».
Алхимические стадии
превращения трансмутации


зашифрованы в цветовых переходах;
зубчатые башни , полые внутри деревья , пожары ,
являясь символами Ада,


одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков;
герметичный же


сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола .Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.


Несение креста на Голгофу.


1480-е Босх использует и общепринятую в средневековье символику
бестиария — «нечистых» животных :


на его картинах встречаются верблюд , заяц , свинья , лошадь , аист и множество других.


Жаба , в алхимии обозначающая серу , —
это символ дьявола и смерти,


как и всё сухое —
деревья , скелеты животных .


лестница — путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт; перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости; ключ — (познание или половой орган ), часто по форме не предназначенный для открывания; отрезанная нога , традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками , а у Босха связанная ещё и с ересью и магией; стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперек шляпы,
иногда пронзает тела,
порой даже воткнута в анус полуголой персоны (что также означает намек на «Испорченность»);


сова — в христианских картинах
может быть интерпретирована
не в антично-мифологическом смысле
(как символ мудрости).


Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху.
Поэтому принято считать, что сова служит злу
как ночная птица как хищник


и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного. черные птицы — грех



Другие статьи в литературном дневнике: