***работах сейчас же в них находят иной смысл. Он писал маслом, и — уже с первых мазков получалась окончательная фактура. Эта техника называется алла прима. Ее он мог унаследовать от семьи — у ван Акенов было (как минимум!) 5 художников: дедушка Еруна Антонисона — Ян ван Акен, его отец — Антоний, и трое дядей. Вместе они открыли ремесленную мастерскую, в которой работал и он — В первом архивном упоминании 1474 года художника называют «Jheronimus» («Хиеронимус»). большая часть жизни - появятся многие его картины. Кстати, до нас дошли лишь 20 работ художника. Подписанных и того меньше — 7. А даты написания нет ни на одной. Уже эти довольно технические моменты создают известную трудность для исследователей его творчества. Но они составляют лишь вершину айсберга, образов Босха.Понимают их по-разному. Есть исследователи, которые, рассматривая полотно, вспоминают Сальвадора Дали — они считают Босха сюрреалистом астрологии, черной магии. Видят в образном мире живописца и связь с религиозными ересями того времени. Последнее подтверждает частое наличие на полотнах Босха библейских персонажей. Пятнадцать святых Антониев и один святой Иоанн Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего! «Святой Иоанн на Патмосе» — картина Иеронима Босха, Иоанна на острове Патмос, Домициан, и где он создал своё Откровение. Его кроткий взор к представшему ему видению указывает Иоанну ангел., как и окутанная дымкой панорама города
и даже изображённые слева горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно Однако смирённое зло берёт реванш на оборотной, внешней стороне доски, где написанный в технике гризайли поток бесов и монстров, глубоководной рыбе, льётся по двойному кругу Во внутреннем круге повторяется изображение Голгофы, своё гнездо пеликан. бьющей из собственной груди, — традиционный символ жертвы, поместить пеликана который, по словам Данте,
Кроме святого Антония Босх обращался и к образу Иоанна Богослова. Правда его, насколько нам известно, художник написал в единственной версии — это полотно «Святой Иоанн на Патмосе».а Патмос Иоанна сослал император Домициан. На острове он будет записывать свои видения — Иоанна Богослова. Он смотрит крадущего чернильницу. Но воровство хорошо видно орлу (символ Иоанна Евангелиста) на противоположной части картины. Полиптихи и триптихи Традиционная для Босха структура — триптих — работа из трех панелей. Возьмем, например, его «Святых отшельников»: левая створка — (уже знакомый) «Святой Антоний», центральная — «Святой Иероним», правая — «Святой Эгидий». Антоний А совсем рядом в пруду по колено в воде стоит царица ночи — избавиться от наваждения благодаря молитве. Окружающий его пейзаж явно контрастирует с уже увиденным нами солнечным и спокойным — полотно практически черное.: безобразными демонами. Лишь нижняя часть отличается оттенком, но это не меняет положения дел Вместе с тем, у Иеронима и Эгидия, несмотря на очевидное преимущество — на этих полотнах день — далеко не все гладко. Первый: истощен постоянной в отчаянии Эгидий же и вовсе — со стрелой в груди. По легенде, он заслонил собой свою вечную спутницу-олениху, когда её пытались убить охотники-вестготы. Здесь все изображённые, без сомнения, относятся к праведникам. Но есть у Босха и такая работа, Триптих "Блаженные и проклятые" (копия) Картины именуются в соответствии с библейскими сюжетами — о Земном рае, Восхождении в эмпирей, Падении грешников, Аде. Отсюда и другое имя цикла — «Видения загробного мира». Узнают его (цикл) по «Восхождению в эмпирей». Картина, на которой ангелы-хранители выводят души праведников к вечности, приобрела наибольшую известность. И ещё одна нерасшифрованная загадка Иеронима Босха. Есть предположение, что на самом деле этот полиптих состоял из пяти створок — центральная была утеряна. Соответственно с этим исследователи считают, что работа называлась «Страшный суд». Но и это только версия, коих о живописце известно множество. Погадаем на Брейгеле: первая часть экспозиции в выставочном зале Вы когда-нибудь видели географический атлас? Они могут отображать самое разное — от стран со столицами до полезных ископаемых. А приходилось вам рассматривать карту с изображениями людей и их занятий? Именно на неё походят (конечно, не по художественному достоинству, скорее, по идее — хотя и оно, должны оговориться, многим богаче) «Фламандские пословицы». На полотне животных, птиц, предметов быта — все они (кажется, что даже и неодушевленные!) заняты «делом». «Но почему в кавычках?», — спросите вы. За объяснением далеко ходить не нужно — посмотрим на картину. Что то вам первым бросается в глаза: человек, упершийся в стену, или женщина, пеленающая чёрта? А может со странным лицом мужчина, вертящий голубой шар на большом пальце? А идущий в стену — это «биться головой об стену», Вертящий голубой шар показывает пословицу: «вертеть мир на большом пальце» — обладать всеми качествами В 1565 году героем полотен появляются «Времена года» («Двенадцать месяцев»). Это цикл из шести картин, изображающих смену сезонов. Шести — потому, что в Северной Европе того времени год делился на шесть сезонов: раннюю весну, весну, раннее лето, лето, осень и зиму. По другой версии, в цикл входили двенадцать полотен.олько под ногами охотников захрустел снег, как вдруг: уже золотятся колосья — пора на «Жатву». Полотна цикла очень живые, движущиеся. При этом, мы даже не видим лиц — только силуэты: один из них несёт вязанку дров, другие — разводят костер, третьи — катаются на коньках по замёрзшему озеру. Занятия людей с полотна «Охотники на снегу» не вызывают сомнения — из-за своей повседневности. Они кажутся настолько реальными, что даже появляется слабая боязнь помешать, — не будем останавливаться надолго.Фрагмент картины "Охотники на снегу" (копия) Дальше у нас «Жатва» — еще одно из полотен цикла. Оно об августе, жаре и — тяжёлой работе. Собрано только несколько снопов, а впереди — пшеничное море. О тяжести говорит и передний план — там отдыхает группа крестьян. Большинство из них обедает, а один просто лежит — он настолько устал, что даже не хочет есть, или уже пообедал? Здесь, кстати, уже можно разглядеть выражения лиц. Сосредоточенно-холодный взгляд — у режущего хлеб, рассеянный — у человека в шляпе. Им нужно возвращаться к работе. А нам — отправляться к другому полотну.Ноябрь. «Возвращение стада. Осень». Здесь нет ни хлебопашцев, ни крестьянина с вязанкой дров, но тоже движение, тоже работа — погонщикам нужно управиться до ухудшения погоды. Времени у них мало: тучи на краю полотна уж очень потемнели. но настроение читается запросто. Нервозность. Жесткость. Спешка. Вообще полотно скорее мрачное — этим оно очень отличается от второго и, тем более, первого. Интересная деталь картины — Самая известная, наверно, — серая куропатка Когда Дедал понял, что Талос может затмить его, он решил убить племянника. Дедал сбросил его с Афинского акрополя.
Крупные лица — это, кажется, не про Брейгеля. Портретов он вообще не писал, хотя избыток в предложениях вряд ли был. Сейчас исследователи считают, что только один «Портрет старой женщины» принадлежит кисти художника. А вот миниатюрные и безликие силуэты сельских низов — это по-брейгелевски. Достаточно вспомнить его «Детские игры» — раннюю работу, на которой сразу даже невозможно заметить всех действующих лиц. Да, кстати, и не сразу тоже — исследователи расходятся при подсчёте героев: одни насчитали чуть больше 230, другие — примерно 250.Обращает на себя внимание и то, что дети Брейгеля очень мало походят настоящих детей. Дело в том, что тогда детство воспринималось только как этап перехода ко взрослой жизни — соответственно идеализации детства и не могло быть. Кстати, это оставляет открытым вопрос о том, есть ли на полотне взрослые. Исследователи говорят или об их отсутствии, или о наличии 2–6 взрослых. Всмотримся в их лица — отсутствие веселости, какая-то глупая, пугающая сосредоточенность в них. С этим вполне соотносится понимание картины Но если здесь еще очевидно отсутствует индивидуальное, то у позднего Брейгеля — медицинская точность в изображении черт лица. Так, по полотну «Притча о слепых» специалисты смогли определить диагноз каждого слепого. Например, у третьего слева — лейкома роговицы.Здесь уже видна заинтересованность частным. Хотя нет и сентиментальности — прежняя драматичность: слепые были лишь частью пейзажа — они часто просили милостыню по деревням и проселочным дорогам. Сама же картина отсылает к евангельской притче о фарисеях: «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Но осталась у позднего Брейгеля и любовь, если можно так сказать, к "птицам". Это видно по полотну, написанному за год до смерти. По настроению они очень контрастируют с идейным содержанием полотна: Художнику было примерно сорок лет, когда в Брюссель вошла армия герцога Альбы. Вошла, чтобы приговорить к смерти несколько тысяч нидерландце. Отсюда и сорока — она означает сплетников, на которых, в основном, и держался террор Альбы. Иероним Босх Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего! на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты . В творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл. Одни считают Боса кем-то вроде из глубин подсознания . Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые « эзотерические дисциплины » — алхимию , астрологию , чёрную магию . Сметь и Скупец. Его техника называется алла прима . Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты. Извлечение камней глупости, 1480 Символы в искусстве Босха Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов , которыми изобилуют картины Босха. Значительное количество символов Алхимия стремились к превращению (« трансмутации ») в золото и серебро с помощью « философского камня ». зашифрованы в цветовых переходах; одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола .Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Несение креста на Голгофу. 1480-е Босх использует и общепринятую в средневековье символику на его картинах встречаются верблюд , заяц , свинья , лошадь , аист и множество других. Жаба , в алхимии обозначающая серу , — как и всё сухое — лестница — путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт; перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости; ключ — (познание или половой орган ), часто по форме не предназначенный для открывания; отрезанная нога , традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками , а у Босха связанная ещё и с ересью и магией; стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперек шляпы, сова — в христианских картинах Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху. и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного. черные птицы — грех © Copyright: Тома Мин, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|