Месектет,

Тома Мин: литературный дневник

На западе,


там, где за линию горизонта
заходит вечернее солнце,


открывается Ро-Сетау - путь в загробный мир.


Когда золотая
дневная


ладья Солнца Манеджет прибывает
к причалу запада,


великие богини
берут на руки солнечный диск


и перекладывают его на ладью Месектет, сделанную
из черного дерева,


которая отправляется
в свое ночное плавание


по водам
мира иного.


беспредельная
богиня неба,
рождает звезд, покрывающих ее тело,


простертое над землей, воплощающей ее супруга – бога земли Геба.


«Это через рот Нут богини
величество


этого бога (т.е. Ра) проходит в Дуат, - гласят астрономические тексты. - Затем продвигается он вперед, проходя по небу. С ним звезды эти входят и с ним проходят вперед, спеша к местам своим...


Это в первый час вечера величество этого бога (Ра) входит (в Дуат). Он становится торжествующим, он становится великолепным в руках отца своего, Осириса. Чист он там. Величество этого бога воссело в жизни в Дуате на втором часу начала ночи. Величество этого бога приказывает Западным (т.е. обитающим в Дуате) и он исполняет задуманное в Дуате. Величество этого бога продвигается к земле, вновь и вновь приходя в существование в Верхнем Египте. Сила его велика, подобно (тому, как было) в первый момент его появления... По границам вод небесных, по рукам Нут проходит величество этого бога.
Он входит в нее ночью, в час середины ночи и он идет вперед во тьме;
На заре,


повинуясь вечному циклическому движению вселенной,
звезды, проглоченные небом,
вновь сменит омоложенное солнце,
поднимающееся из небытия на востоке.


Однако перед этим оно должно пройти
все этапы своего ночного пути.
Ночное солнце несет в себе возрождение
и новую жизнь умершим,


открывая своими лучами
самые отдаленные и темные дали -
области потусторонней реальности.
Там, в пространстве
предвечного океана


Нунатаинственные обитают
духи бау,


жители потусторонних сфер с человеческими телами
и головами


животных, рептилий и птиц,


погруженные в сон никому не ведомые существа, простираются неведомые даже многим богам миры, несут свою бессмертную стражу
у врат царства


Осириса духи огня и воздуха, земли и воды.


Бау обитающие на западе,
в виде шакалов появлялись на горизонте,
и, приветствуя заходящее солнце,


сопровождали его в потустороннем странствии; восточные бау воспевали омоложенного солнечного бога и встречали его восход на земле в облике павианов.


Многочисленные заупокойные тексты
описывают запредельные области вселенной;


самые древние из них –
Тексты пирамид,


записанные в Древнем царстве, самые поздние – магические папирусы греко-римского времени. Однако
наиболее детально
описывают иные пространства
тайные тексты Амдуат, Литаний Ра, Книги врат, Книги пещер, Книги земли и Книги небес, покрывающие стены гробниц фараонов Нового царства в Фивах и дополняющая их Книга мертвых.


О назначении этих текстов, предназначенных лишь для избранных, говорится в них самих:
«Чтобы знать подземных бау, чтобы знать сокровенных бау, чтобы знать врата и пути, по которым странствует Великий Бог, чтобы знать, что делается…
чтобы знать последовательность


часов
и их богов,
чтобы знать их «просветления» к Ра, чтобы знать, что он им кричит, чтобы знать блаженных и проклятых…».


Основное отличие текстов из царских гробниц от знаменитой Книги мертвых заключается в том, что они гораздо более масштабны
и говорят о структуре иных пространств


и вселенских процессах, в то время как Книга мертвых содержит лишь конкретные практические советы, необходимые умершему человеку во время его пребывания в загробном мире. Основной совет, который дает душе Книга мертвых – следовать за ладьей солнечного божества в ее плавании, пересекающем Дуат с запада на восток, стать свидетелем превращения ночного солнца из «старика» в «младенца», и, обретя жизнь вечную, узреть все сокровенные области загробного мира, ставшие видимыми благодаря свету, именуемому знание.
Самые древние из текстов царских гробниц в Фивах – Амдуат и Книга врат единогласно утверждают, что Дуат разделен на двенадцать областей, которые солнечная ладья проходит за соответствующие им двенадцать ночных часов. Каждая из областей изолирована от других, разделена на три части, имеет ворота, которые охраняют змеи и самые невероятные демонические существа, носящие такие имена, как «Кровопийца, приходящий из бойни» или «Повернутый назад ликом, приходящий из бездны».
Само загробное пространство также имеет три уровня. Первый из них, самый близкий к земле, который Солнце проходит в первый час ночи, представляет собой некую промежуточную область между нашим и иными мирами. Именно здесь находятся первые врата загробного царства. В тексте Амдуат даются точные описания и даже размеры мест, через которые следует ладья в первые три часа ночи. За первым уровнем, следует второй, собственно Дуат, который пересекают по центру воды Нуна. По берегам этого потока божества, духи и праведные умершие сопровождают Солнце и, восхваляя его, тянут за канаты божественную ладью к неведомым темным глубинам.
В своей ладье Ра представлен в виде бараноголового божества; в древнеегипетском языке слова «баран» и «душа» звучат одинаково - ба, и здесь, по-видимому, мы имеем дело с дополнительным подтекстом изображения: бараноголовый бог спускается в загробное царство как душа ба бога, стремящаяся воссоединиться со своим телом. Согласно Амдуат, в ладье вместе с Ра находятся различные божества, Хатхор – «Владычица Ладьи» и Хор – «Рулевой». В более поздних версиях Книги врат мы встречаем только двух богов - Сиа – «Разум» и Хека – «Магическую силу», сопровождающих бога солнца в его плавании у истоков бытия. Здесь же присутствует и неизменная Маат – вселенская гармония и справедливость. Время, которое пересекает ладья, изображения представляют по-разному: бесконечный змей, двенадцать звезд или двенадцать прекрасных женщин - все это символы часов ночи, сопровождающих Ладью миллионов лет.
Особенно важную роль в нахождении истинных путей в сумрачном загробном царстве играет бог Упуат – «Открыватель Путей», стоящий на солнечной ладье первым. Иногда даже такие могущественные божества, как владыка магии и письма Тот надевают на ноги особые магические сандалии, снабженные изображениями голов волка, священного животного Упуата, для того чтобы неизменно преодолеть все препятствия на своем пути, узнать все тропы мира иного. Одна сандалия открывает перед обладателем все дороги юга, а вторая, соответственно, все дороги севера.
Великий змей Апоп, символ хаоса, разрушения и зла, представляет главную опасность для солнечной ладьи в Дуате. Длина тела его – 450 локтей, а оглушительное шипение способно наводить ужас даже на богов. Один из его эпитетов – «сотрясающий землю» свидетельствует о том, что именно в Апопе египтяне видели источник землетрясений. Солнечному божеству и его свите приходится биться с Апопом на воде, а после того, как он выпивает воды Нуна, и на суше. Только при помощи магии и при поддержке всех богов свиты Ра, Ладья миллионов лет продолжает свой путь, а поверженный змей хаоса, разрезанный на части, опускается в глубины преисподней.
Наиважнейшим событием всего ночного путешествия солнечного божества становится его встреча с Осирисом, владыкой загробного мира, так как если Ра – это ба предвечного божества, то Осирис – его тело. Воссоединяясь в единое божество, именуемое в 17 главе Книги мертвых «божественной двойной душой», Осирис и Ра воссоздают вселенную, «говоря ртом единым» , еженощно повторяя изначальный акт творения и спасая мир от разрушения. На стене гробницы царицы Нефертари в Долине цариц сохранилось уникальное изображение божества с мумифицированным телом Осириса и головой солнечного овна. «Ра этот, упокоившийся в Осирисе и Осирис, упокоившийся в Ра» - комментирует расположенная рядом надпись. Литании Ра, или Книга восхваления Ра на Западе, называет это великое божество «Единым». Его изображение также сохранилось на виньетке одного мифологического папируса эпохи XXI династии, на которой вытянутые руки богини Нут держат солнечный диск, движущийся по небесному пространству, символически обозначенному звездами, над миром, показанным с помощью песка пустыни. В центре диска, обрамленного иероглифами «пламя», стоит фигура божества, как и в гробнице Нефертари поддерживаемая руками Исиды и Нефтиды; надпись рядом уточняет: «Бог Великий, владыка небес». В воссоединении Ра и Осириса воплотилось один из столпов египетского мировоззрения, утверждающий, что противоположности – небо и земля, день и ночь, свет и мрак, и, наконец, жизнь и смерть, – взаимодополняющие части единого целого, разделенного в процессе творения.
Если Предвечное божество разделялось на составляющие – ба и тело, то и они, в свою очередь, распадались на множество более мелких элементов, совокупность которых лежала в основе вселенной. Рельефы северной крипты храма Опет в Карнаке изображают десять бау солнечного Амона-Ра. Каждая из этих душ персонифицирует одну из божественных энергий бога, одухотворяющих мир: солнце (правый глаз), луну (левый глаз), воздушное пространство (Шу), воды предвечные (Нун), огонь (Тефнут), человечество (жизненная сила ка царя), все земные четвероногие существа, все крылатые существа, все твари подводные (бог-крокодил из Шедет), силы подземные (бог-змей Нехебкау). Могущество души бога наполняло своей животворящей силой его тело; это совершенно очевидно, если учитывать расположенное на стене этой же крипты изображение итифаллической птицы с головой Амона, которая парит над пробуждающимся в окружении Исиды и Нефтиды Осирисом. Надпись рядом гласит: «Амон, почитаемая ба Осириса».
На своем долгом пути Солнце проходит через третью, самую далекую область иного мира – Хетемит. Здесь, в Месте уничтожения все погружено в бесконечный и неизменный мрак; только символические «руки» этого пространства свидетельствуют о том, что оно распростерло свое могущество вплоть до видимых частей Дуата. В Хетемит предаются бесконечной казни злобные и разрушительные силы, враги богов и мира. Их головы отрублены, их сердца отделены от их тел, их тела сожжены, их души ба уничтожены, их тени разрушены, а их имена преданы небытию. Иллюстрации к Книге врат показывают гигантского змея, изрыгающего пламя, который душит их, предварительно связанных; ужасные духи с ножами в руках разрезают их на части и бросают их в огненные озера, где они вечно горят в неугасимом пламени. В Книге пещер демонические существа «с ликом ужасным, которые не боятся ни богов ни богинь» , вооруженные огненными ножами или змеями, опять же изрыгающими пламя, разжигают угли под котлами, в которых плавают пр;клятые сущности или их разрозненные части. Это пространство, куда не проникает ни единый луч света, ни божественное «дыхание жизни», является тем состоянием, в которое погрузится мир в конце времен, символом которого в иероглифике является черный диск – «небытие».
О конце времен говорится и в знаменитой 175-й главе Книги мертвых, содержащей диалог между солнечным богом-демиургом Атумом и Осирисом, в котором Атум говорит, что он может уничтожить все, что им создано, то есть всю вселенную:
«Я разрушу все, что я создал. Мир снова превратится в Нун и Хех, как было вначале».
Однако, в египетском мировоззрении
разрушение и разложение -
это непременное условие для возникновения


новой жизни:
из расчлененного тела убитого
Осириса


появляется младенец Хор, провозглашающий
преемственность той тайны,


которая называется жизнью. В истории об Осирисе, убитом Сетхом, смерть выступает в своем самом ужасном облике; победив ее и возродившись, Осирис тем самым доказал бесконечность существования
и дал надежду каждому смертному на повторяющееся в циклах вечное бытие.


Именно здесь, в загробном мире, полном мрака и ужасов, еженощно предотвращается старение вселенной,
предотвращается ее разрушение:


в последнем часу ночи
солнечное божество,


а вместе с ним и все другие благие божества, духи и праведные умершие
проходят сквозь тело гигантского змея;


войдя в его плоть стариками,
они выходят из его пасти


детьми. Этот змей, которого Амдуат называет Тот, кто окружает вселенную,
есть не что иное, как символ времени.


В Книге врат этот момент относится к третьему часу ночи,
когда солнечная ладья плывет через тело змееподобного


существа, имеющего две бычьи головы
в начале и конце тела,


символически воплощающего собой загробное царство, во время путешествия,


через которое обновляется солнечное божество. На иллюстрациях к некоторым другим текстам этот путь к возрождению изображается в виде двухголового бога земли Акера, стража первых ворот Дуата, на спине которого помещена ладья Солнца.
В заключение этого долгого странствия по иным мирам, согласно последней иллюстрации к Книге врат, бог Нун поднимает Солнечную ладью на вытянутых руках, вознося ее над предвечными водами вселенной и передавая в руки богини неба Нут; за фигурой богини, чуть дальше, изображен Осирис, своим свернутым в круг телом символизирующий Дуат, куда отправится солнечное божество по окончанию еще одного дня.
В ежедневном круговращении солнечного божества, египетская теологическая мысль видела возможность возрождения света в сумерках, также как и победу жизни над смертью, полную тайн и скрытого смысла. Восход утреннего Солнца, вновь переступившего грань времен, завершал его ночное странствие и сопровождался радостным криком всех живых созданий, приветствующих животворящие лучи божества, опять не позволившего хаосу взять верх над вселенной.



Время – человек - вселенная


Нетленность памятников, которые нам оставила древнеегипетская цивилизация, вызывает у путешественника совершенно особое ощущение времени; порой


кажется, что именно здесь, в Египте время
совершенно неприемлемое


по отношению к вечности движущихся песков пустыни,
течения вод Нила


и бесконечности темного звездного неба.
время
лишь иллюзорное понятие,
рожденное человеческим сознанием,
разрывающего свою жизнь между
минутной и секундной стрелками часов.


Определение времени
в древности
было исключительно храмовой привилегией.


Дневное время устанавливалось по солнечным часам, гномонам, состоявшим из двух деревянных брусков, соединенных вместе.
На одном бруске, располагавшемся на плоскости в направлении с востока на запад, имелись деления;
другой был поставлен своей широкой стороной перпендикулярно к первому
в направлении с севера


на юг. Тень, отбрасываемая вторым бруском, попадала на деления первого и таким образом фиксировала дневное время. Время это, как и ночное, было разделено на 12 частей от восхода до захода солнца.
Большой популярностью в храмах пользовались водяные часы, названные греками клепсидрой. Они использовались для определения ночного времени. Известен изобретатель усовершенствованных водяных часов Аменмес, носивший титул «хранитель печати» при фараоне Аменхотепе I (XVI в. до н.э.).


В Египетском музее в Каире
хранится клепсидра


из храма
Амона в Карнаке,


Это алебастровый инкрустированный лазуритом конусовидный сосуд
с небольшим отверстием внизу,
расположенным рядом
с небольшой фигуркой павиана -


священного животного бога Тота.


Клепсидра наполнялась с наступлением ночи,
к утру вода вытекала полностью.


На внутренней стороне часов вырезаны двенадцать колонок текста
и метки


для двенадцати “часов” ночи. При нанесении меток учитывалось сезонное изменение продолжительности ночи. Внешняя сторона часов разделена на три регистра. Аменхотеп III изображен поклоняющимся Ра, Тоту, Птаху и богам двенадцати месяцев года.


Определенная категория жрецов, носившая название унуит, производное от унут - час, должна была следить за часами; эти жрецы должны были сменять друг друга каждый час и, таким образом, непрерывно осуществлять свою божественную службу.
Протяженность человеческой жизни, или как ее называли сами египтяне ахау, разделялась на две неизмеримые и несравнимые части: жизнь земная и жизнь вечная. Жизнь земная, состоящая из часов, дней, месяцев и лет была в Египте недолгой. Средняя продолжительность жизни древнего обитателя долины Нила – тридцать лет, срок жизни одного поколения; рубеж,


переход через который
означал для египтянина начало качественно нового


этапа существования, рубеж, который фараон отмечал празднованием юбилейной церемонии Сед. Исторические хроники, тем не менее, гласят, что очень многие цари и простые египтяне не только успешно миновали рубеж тридцатилетия, но и доживали до весьма преклонных лет.
К примеру, Рамсес Великий скончался на семьдесят шестом году своего правления, пережив 12 собственных сыновей,


а завершающий VI династию Пепи II, согласно античным авторам, правил страной около ста лет, что, впрочем, нельзя утверждать с полной уверенностью.


Некоторые египетские чиновники на склоне лет продолжали исполнять повеления своего царя; так, некий капитан корабля Нечерухотеп утверждал в своей гробничной надписи, что руководил экспедицией за алебастром в Хатнуб в возрасте семидесяти трех лет. Бакенхонсу, верховный жрец Амона-Ра при Рамсесе II, совершил головокружительную карьеру и продолжал здравствовать в свои 85 лет. Проживший 86 лет, другой жрец Амона, Небнечеру, хвалился, что был все эти годы здоров и неутомим, благочестиво советуя желающему прожить столько же: «если хочешь жизнь длинную, подобную моей, моли о том богов». Мудрец Аменхотеп сын Хапу, после смерти обожествленный, в надписи на своей статуе утверждал, что достиг восьмидесяти лет в милости фараона Аменхотепа III и желал себе жизненный срок в сто десять лет.
Этой цифре египтяне придавали особое значение, считая ее идеальным сроком человеческой жизни на земле. В Текстах саркофагов говорится, что каждому человеку ведом идеальный срок существования в сто десять лет,


из которых десять
избавлены от ошибок, преступлений


и грехов
и являются даром богов


тому, кто, будучи раньше глупцом, смог стать мудрым и просветленным. Ахау не заканчивается с кончиной человека, жизнь продолжается и после смерти, в мире ином.


Солнечное божество на своем пути через загробный мир проводит какое-то время в каждой из областей запредельного пространства, прежде чем двинуться дальше. Пробужденные сиянием и словами бога усопшие празднуют вместе с ним прибытие света и жизни, для того чтобы по истечении этого часа вновь погрузиться в сон забвения, ожидая в нем нового циклического возвращения бога следующей ночью. На виньетках к Книге врат двенадцать богов, символизирующие часы ночи, поддерживают на руках тело огромного змея; имя этого змея – «время жизни», бесценный дар, который получают просветленные души и которого лишены души грешные. Египтяне изображали время и в виде бесконечной звездной веревки в руках богов, разделенной на часы и исходящей изо рта бога вечности, рождающего и поглощающего дни, месяцы, годы и века.
«Время жизни Унаса – это нехех, предел его – джет», - гласит 274 изречение Текстов пирамид. Пребывание в мире ином, по сравнению с которым земная жизнь была лишь кратким сном, выражалось с помощью двух этих уже знакомых нам понятий, ключевых в египетском понимании феномена времени и структуры вселенной. Каждый умерший уподобляется Осирису, а следовательно, как и он, «владыка нехех и повелитель джет», получит желаемый срок существования – «миллионы лет». В 17 главе Книги мертвых в форме вопросов и ответов в этой главе умершему объясняется его место среди других душ, предназначение и суть пребывания в загробном мире. Все сущее истолковывается здесь как совокупность нехех и джет, обозначающих «всеохватный, абсолютный горизонт целостности».
Осирис является богом-повелителем времени джет. Он даже прямо именуется в текстах джет, а иногда – сеф, «вчерашний день», осуществленное действие – в противоположность «завтрашнему дню», нехех, действию повторяющемуся, категории, характеризующей Ра. Эти понятия никогда не представляли собой какой-либо альтернативы; они входили в число противоположностей, дополняющих друг друга. Более того, ни джет ни нехех не могут быть реализованы в отрыве друг от друга; только вместе создают они реальность, которую человек называет временем, и в которой сочетаются изменчивость и завершенность. Кроме того, эти понятия имеют и еще один скрытый смысл: на первом погребальном ковчеге Тутанхамона, нехех персонифицирован в виде мужчины, а джет – в виде женщины.
Объединение нехех и джет египетская традиция представляет как взаимосвязь ба и тела. Время от времени эти элементы соединяются, точно также как и птица ба с телом умершего, обеспечивая тем самым существование личности как единого целого. Эта модель становится для египтян универсальной и распространяется на всю вселенную.


Каждую ночь Ра
погружается в Дуат


и воссоединяется с Осирисом,
образовывая Великое


единое божество, воссоздающее вселенную и продолжающее бесконечность жизни.


«Это – великое таинство, - гласят строки магического папируса Солт 825, - это Ра и Осирис. Кто раскроет это – умрет насильственной смертью».


Семь наставлений мертвым: вызов Юнга христианству


Действительно, в юнговском представлении о человеческой психике Бог может существовать, но не обязан существовать;


дух может существовать,
но это не обязательно так.


Однако, с помощью религиозной чувствительности и прозрений
Юнг смог наладить мост между


современным и древним мышлением;
его идеи
могут быть использованы так и мистиками.


Фрейдистский ответ на нужды человека религиозного —
конфронтация, с упором


на то, что религиозные убеждения есть невроз. Человеческая природа управляется животной сексуальностью, с которой борются эго и суперэго, и это есть поле битвы, на котором появляются феномены подавления и вины. Во фрейдистской картине не остается места для духовности, сопровождаемой святостью. В действительности деспотические религиозные структуры, которые учат святости, служат только для того, чтобы вызывать ненужное чувство вины и чувство собственной греховности. Сопоставим это с Юнгом. Здесь мы видим психологическую картину, в которой религия понимается как прото-психология, с Юнгом как современным пророком, выражающим нуменозное на языке двадцатого столетия. В этой юнгианской перспективе возможна конструктивная критика старого новым (в отличие от чистого противостояния), которая может привести к революции в религиозном мышлении. Но вот юнгианский парадокс: «новое» для Юнга есть обновление древней духовности и использование ее как опору для свежего критического взгляда.


Он верил, что продолжает линию древних гностиков и алхимиков, чтобы вернуть христианству «потерянные» элементы. Незадолго до его смерти в одном телевизионном интервью Джон Фримен спросил, верит он в Бога или нет. Юнг ответил, что он знает, что Бог существует. Это «знание» есть гнозис древнего еретического течения в раннем христианстве, тайное знание о человеке и его спасении. Этот центральный элемент в юнговском видении важности собственной миссии и его психологических теориях должен быть полностью осознан, прежде чем мы сможем оценить его вклад в теологическую антропологию. Юнг понимал «новое» не как разрыв со «старым», но видел в нем ту же жизненную силу — самость в сердце коллективного бессознательного — которая все время по-новому понимается и выражается. Нужно постоянно сверяться с прошлым, чтобы верно ориентировать себя: Юнг верил, что его работа есть завершение работы его отца-священника, который был для Юнга воплощением неполноты христианского учения, в частности в отношении психологических аспектов Троицы и природы зла. Оценивая христианское учение в психологических терминах, и сравнивая эту оценку с юнговскими представлениями, можно обнаружить присущие ему внутренние противоречия. Религия ценна тем, что она предлагает смысл для человека, и гностические учения делали акцент именно на внутреннем мире человека, в противовес церковной позиции ортодоксии. Святость достигается соединением духа с непознаваемым богом, а не соединением людей или набором законов.


Во время своей «творческой болезни»,
в середине жизни,
во время кризиса,


во время которого были выработаны основные положения юнговской психологии, Юнг пережил психический опыт


в своем доме в Боллингене:


Дом наводнили призраки, они бродили толпами.
Их было так много,


что я едва мог дышать
и без конца спрашивал себя:


«Бог мой, что же это такое?»
Призраки отвечали мне: «Мы вернулись из Иерусалима,


там мы не нашли того, что искали». Эти слова я сделал началом «Septem Sermones…»


«Семь наставлений мертвым» безусловно одна из важнейших работ Юнга, а также — парадоксальным образом — самая короткая и наименее цитируемая. Написанная вдохновенно, с прекрасным чувством слова,
она в своей терминологии


сродни писаниям многих великих мистиков.
Возможно, в этом причина ее сокрытия


на годы; попытка Юнга и его последователей скрыть то,
что он был в том,


что он скорее был мистиком (чем «добропорядочным» психологом).


Она была написана
на третий год кризиса,


всего за три вечера:
внутренние образы Юнга получают внешнее выражение


и связность:
в ней лежит начало


изучения Юнгом гностицизма (ведущего к алхимии)
и интереса к мистическому


искусству рисования мандал.
его влекло стремление понять


универсальные образы, отраженные в мандалах.


в результате своего знаменитого «сна о доме»
(в котором он открывал все более глубокие


исторические пласты, заканчивающиеся в доисторической пещере),
и он «закончил чтение в полном смятении».


Когда «Семь наставлений мертвым»
были впервые опубликованы
в 1925 году, это был частный, ограниченный тираж, подготовленный Джоном Уоткинсом, владельцом до сих пор известного книжного магазина в Лондоне, и только после смерти Юнга
они стали доступны


широкому кругу читателей.


И их связь с гностицизмом,
ставшая очевидной


из-за псевдонима


автора,Василида «из Алесандрии,
города,
где Восток


встречается с Западом»,
но мы не знаем,


появилась эта подпись в рукописи или в публикации.
Однако,
как сказано


в анонимной записи с обратной стороны обложки,
«язык и форма
работы


собой представляют зашифрованный гностический текст великолепного качества». И


в этом катарсическом опыте полностью выразилось то, что он ранее изучал; и с психологической точки зрения, с какой Юнг подходил к древним авторам – его личное крещение.
Он пишет в своей автобиографии:


Происходившие во мне внутренние изменения
постепенно


начали как-то проявлять себя, оформляться: возникла внутренняя потребность сформулировать и выразить то, что могло быть сказано Филемоном. Так появились в 1916 году «Septem Sermones ad Mortuos» с их необычным языком.


Было бы интересно здесь объяснить образ Филемона, духовного «гуру» Юнга, мудрого ангелоподобного человека, продукт его внутренних мечтаний, порожденных кризисом среднего возраста.


Филемон и его супруга Бавкида, на самом деле взятые из греческой мифологии, предложили Зевсу и Гермесу убежище,


не зная, что они боги. В награду Зевс сделал их стражами своего храма после их смерти:


Филемон стал дубом, и его жена – липой.


Юнг обращается к этой легенде, в ее римской форме, в «Психологии и алхимии», иллюстрируя этим неосмотрительность
в стремлении к состоянию сверхчеловека
(в духе Ницше), приводящую к инфляции эго:


В своем слепом стремлении
к сверхчеловеческим


силам Фауст забыл об убийстве Филемона и Бавкиды.
Кто эти простые старые люди?


Когда мир стал безбожным,
и никто больше
кроме Филемон и Бавкида
не оказал гостеприимства


божественным странникам Юпитеру и Меркурию,


приняли этих сверхчеловеческих гостей.


И когда Бавкида собиралась зарезать последнего гуся для них, произошли метаморфозы:
боги открыли себя, и простой домишко преобразился в храм, и престарелые супруги стали бессмертными служителями святилища.


Когда Юнг построил в Боллингене Башню, он написал над входом слова: “Philemonis Sacrum – Fausti Poenitentia” (Святилище Филемона – Фаусту раскаяние).


Юнг был знаком с «Фаустом» Гете
еще со школьных времен,


и это была одна из книг, которая своим гностическим звучанием
сильно повлияла


на его мышление. Мы можем только гадать о психологических силах,
которые для Юнга персонифицировались


в фигуре Филемона, но тот факт, что они связаны с образом Ильи-пророка и преобразовались в «Василида из Александрии»,


говорит об универсальной трехчастной мистической схеме,
тройном восхождении шамана по оси мира к Всевышнему.


В действительности, начальный спуск в подземный мир – описанный Юнгом как Некия, путешествие Одиссея в Царство Аида,


«что в бессознательном предстает как мифическая земля мертвых, земля предков» — есть источник, из которого шаман, чтобы удерживать демонов, которые обитают в мире людей.


Третья стадия развития, персонифицированная в Василиде, есть точка в которой психика через состояние раздвоенности достигает единства («где Восток соприкасается с Западом»):


это есть гностический бог Абраксас. «Вот Бог, о коем вам неизвестно, ибо люди его позабыли. Мы именуем его присущим ему именем АБРАКСАС. Он еще более неопределим, чем Бог и Дьявол». Иерусалим есть центр неполноты ортодоксального христианства, символ исключенности демонического и хтонического начала. «Они», как это называли гностики для выражения полноты личности, визуально отражаются в мандалах. Исторический Василид был гностиком начала второго века нашей эры — утверждавшим, что его учение происходит из толкований ап. Петра и при участии самого Петра – действительно сумевшим соединить восточную и западную мудрость. Александрия была настоящей ярмаркой идей, не только египетских, греческих и ближневосточных, но также и азиатских, что позволяло создать такое все включающее учение. Кроме обычных гностических идей о Боге за Демиургом, сейчас в целом понятых, Василид также высказывал мысль о том, что Абраксас (или Абраксус, или Абрасакс) был правителем первого из 365 небес, каждое своего цвета, содержащихся в первоисточнике вселенной. (Числовое значение слова «Абраксас», записанного греческими буквами, также равно 365.) Кроме того, в первоисточнике в потенциальной форме содержалось все, и самое главное – три аспекта Сыновства, каждое материальнее предыдущего: первое Сыновство отделило себя от первоисточника и соединилось с богом Абраксасом; второе, в силу своей менее тонкой природы, требовало крылатой поддержки Святого Духа, но в конечном счете последовавало за первым Сыновством к единению с Богом, и третье, будучи плотным, дало рождение Творцу, а тот в свою очередь – небесным (Огдоад) и материальным вселенным. Третье Сыновство, запертое в людях в виде «божественной искры», искало окончательного соединения с первыми двумя, и это стало возможным благодаря гнозису, принесенному Иисусом Христом, сыном Творца. Это телеологическое стремление оканчивается не в просто в исходном состоянии небытия, но приводит к новому типу единства в свободном творении – состоянию Великого Неведения – в котором желание заключается в том, чтобы просто пребывать в созданной природе. Иезуит Пьер Тейяр де Шарден, современник Юнга, разработал мистическую теологию, основанную на похожем принципе. Это есть гностическая Плерома, полнота Бога в Себе и Его присутствие в творении во всех эонах («в которой субстанциональное единство и множественность творения сплавлены в единое целое»). Юнг также использовал этот термин в «Семи наставлениях…»:


Бог не мертв, он жив так же, как и исстари. Бог, он – Творение, нечто определенное, а посему отличен от Плеромы. Бог – свойство Плеромы, ибо все, что сказал я о Плероме, действительно и для Него.


Юнговская Самость может быть понята как единство, которое в то же время есть множественность, центр, который также и все остальное. Де Шарден (синхронистично, надо заметить) использовал похожую формулировку, говоря о ноосфере, коллективном разуме и памяти человечества. Однако, он ограничился теологическим обзором, не подходя с точки зрения психологии личности, и писал о Божественной Среде, в которой все человечество через эволюцию духа, ноогенезис, будет объединено в Царство. И в это же самое время историк Арнольд Тойнби разрабатывал свою идею об архетипах и универсальной судьбе человечества.


Чтобы понять то внутреннее смятение, которое привело к появлению «Семи наставлений мертвым», нет ничего лучше, чем обратиться к словам самого Юнга:


А началось все с непонятной мне самому неразберихи: я не имел представления, что все это значит и что я должен делать. Возникло ощущение, что атмосфера вокруг меня сгущается, ее заполняли какие-то диковинные призрачные существа. Так оно и было: в моем доме стали появляться привидения. В одну из ночей моя старшая дочь увидела пересекавшую комнату бледную фигуру, вторая дочь пожаловалась, что дважды за ночь у нее пропадало одеяло…


«Они», мертвые, как был убежден Юнг, не являются всеведающими, какими их обычно считают, на самом деле души мертвых ищут просветления, знания у живых, воплощенных. Нужно освободиться от прошлого, чтобы освободить свое настоящее. Хотя «мертвые» обычно считаются архетипическими формами, Юнг признавал линейное онтогенетическое приращение в бессознательном – включая его собственное (чувство выполнения семейной миссии – Воспоминания, сновидения, размышления – и изображения, украшавшие фамильные шкафы в Боллингене), которое он предлагал как объяснение одержимостью духами предков (Collected Works, vol 9, part 1, par 224). В предисловии к книге отца Виктора Уайта «Бог и бессознательное» Юнг достаточно убежденно выразил свою точку зрения на изменчивость бессознательного:


Я стараюсь убедить моих учеников не воспринимать пациентов так, будто они все одинаковы – люди принадлежат разным историческим слоям. Есть люди, которые психологически таковы, будто их время – 5000 г. до н.э.


Тот факт, что есть разные исторические слои, должен быть внимательно рассмотрен психологом, и в тоже время представляет возможность дальнейшего развития.


В отличие от упрощенческих представлений о филогенетической Самости и онтогенетическом эго, Юнг утверждал баланс универсального/специфического в наследственном бессознательном, и может быть неясно, насколько личностным может быть это специфическое – например, его предположение о наследственном метемпсихозе у прямых потомков. В действительно его попытки описания расовых слоев бессознательного привели к тому, что его теориями заинтересовались нацисты, а также к соответствующим нападкам клеветников.


«Семь наставлений мертвым», будучи озвученным само-анализом и само-терапией, есть не только излечение Юнга лично, но они еще и описывают состояние человечества в целом: борьбу за психологическую целостность. «Миссия» удовлетворения мертвых исполняется Юнгом в конце «Семи наставлений»: «На том приумолкли мертвые и развеялись подбно дыму над костром пастуха, что в ночи сторожил». Юнг вернулся с победой из земли мертвых: не только он внутренне переродился, но прекратилось и внешнее «преследование».


Наставление I говорит об отношениях между плеромой и творением, и о principium individuationis (принципе индивидуации). Плерома сама по себе не противостоит творению, развивающемуся эго, но также включает в себя все вещи:


Не должно вам забывать, что Плерома не имеет свойств. Мы их созидаем помышлением. Стало быть, когда вы устремляетесь к различению, к тожественности или к иным свойствам, то устремляетесь к помыслам, что проистекают навстречу вам из Плеромы, именно к помыслам о несуществующих свойствах Плеромы.


Творение должно защищаться как от воссоединения с плеромой, так и полного отделения в одностороннему «различению»:


Оттого-то естественное устремление Творения направлено к отличимости противу изначальной опасной тождественности. Имя тому устремлению PRINZIPIUM INDIVIDUATIONIS. Тот принцип есть сущность Творения.


Не ваше помышление, но ваша сущность – отличимость. Посему не должно вам устремляться к различению, как вы о том помышляете, но к вашей сущности.


В Насталении II мертвые спрашивают «Бог мертв?», на что «Василид» твердо отвечает: «Бог не мертв». Это есть проблема современного человека – самоотчуждение, потеря центра, а вместе с ним и смысла, и на нее Юнг ответил в конце своей долгой жизни: «Я знаю, что Бог существует». Однако, Бог есть гностический Бог:


Бог и Дьявол отличимы через полноту и пустоту, созидание и разрушение. Общее для обоих сущее. Сущее их связывает. Потому сущее возвышается над обоими, и оно есть Бог над Богом, ибо оно соединяет Полноту и Пустоту в их сущем.


Вот Бог, о коем вам неизвестно, ибо люди его позабыли. Мы именуем его присущим ему именем АБРАКСАС. Он еще более неопределим, чем Бог и Дьявол.


Дабы отличить от него Бога, мы именуем Бога ГЕЛИОС либо Солнце.


Настойчивое требование Юнга к христианству включить демоническое в божественную тетраду, расширяя Троицу, описано здесь, вместе с реакцией ортодоксии. У мертвых «произошло великое смущение», «ибо были они христиане». Эта «неполнота» обостряла отношения между Юнгом и теологами в течение всей его жизни, и обе стороны подняли важные вопросы. Для христиан – какова в точности природа Троицы и зла, а для юнгианцев – всегда ли неполон архетип Троицы? Возможно, три и четыре есть описания различных состояний и стадий развития, и взаимно дополняют друг друга – как другая пара противположностей? Виктор Уайт предпринял такую объединяющую попытку, написав, что Бог и Человек есть 3 и 4, соответственно .


Наставление III начинается


со страстных вопросов мертвых
о верховном боге, Абраксасе.



Развернутый ответ содержит все те эпитеты, которые Юнг прилагал к Меркурию, алхимическому обозначению коллективного бессознательного.


«Абраксас есть Солнце и наравне заглатывающее вековечное жерло Пустоты, все умаляющей и расчленяющей, жерло Дьявола», «Абраксас творит истину и ложь, добро и зло, свет и тьму», «Он есть монстр преисподней», «Он же Гермафродит низшего начала», «Он есть светлейший свет дня и глубочайшая ночь безумства».


Теперь, когда близится рассвет, Мертвые мучаются своим несовершенством и неустойчивостью – «Тут мертвые завопили, зашумели, ибо они были несовершенны», — и требуют в Наставлении IV :


«Расскажи нам о богах и демонах!» И хотя есть много богов и демонов — столько же, сколько звезд на небе ,– как объясняет Василид, в действительности они представляют собой тетраду:


Главных богов числом четыре, ибо четыре является числом измерений мира.


Один есть начало, Бог-Солнце.


Другой есть Эрос, ибо он связывает двоих и распространяется в сиянии.


Третий – древо жизни, ибо полнит пространство телами.


Четвертый – Дьявол, ибо он отмыкает все замкнутое


Здесь лежит основание юнговской тетрады, которая применима к его четверичной типологии,
удвоенной



использованием интроверсии и экстраверсии, перекликающейся с Василидовским Огдоадом. Эти боги и дьяволы есть архетипы, которых, судя по тому, как впоследствии говорил Юнг, может быть так же много, как человеческих ситуаций, во всяком случае, не меньше.


Мертвым дан совет жить в согласии со ВСЕМИ богами, «но горе вам, сменившим ту несовместуню множественность на единственного Бога»,


как и человек должен жить в согласии с потоком архетипических сил. Кроме обычного преостережения одностороннего христианства, это также может быть адресовано Фрейду, который, согласно Юнгу, основал все свои теории на одном архетипе, а именно Эдиповом комплексе.


Забавно, что, возможно, именно гностики предложили теологическое обоснование христианской Троицы, и Юнг мог использовать это, чтобы продемонстировать важность гностицизма в происхождении того, что впоследствии стало ортодоксальным христианством. Очевидно, развитие идей Василида видно в учении его более юного современника Валентина (египтянина, обучавшегося в Александрии), кто, как предполагают некоторые, и среди них отец Леонардо Бофф, был тем, кто впервые излагал тринитарное учение. Сначала был малопонятный Отец, единый со Своей Мыслью (Ennoia), и откуда-то явилась третья ипостась, Плерома, источник материальной вселенной. Здесь мы имеем предвестие неоплатонической Триады. Плотин вел трансцендентный Первопринцип из Единого Блага, и из этого Единого происходит Высший Ум, Нус. Наконец, из Ума исходит третья из трех испостасей – Мировая Душа, которая есть посредник между «интеллигибельным» миром Ума и феноменальным миром чувств. У Оригена и в позднем христианском учении эта Триада соответсвует Отцу, Сыну и Святому Духу. Триада Плотина содержит такое же тройное разделение, как и у Василида, которое также видно в некоторых ранних версиях христианской ортодоксии. Конечно, расположение Сына и Духа в нисходящем порядке – в субординации – было главной причиной нападок на учение Оригена. Но все равно, отзвук платонического/гностического непознаваемого Бога жил в мистической традиции Восточной Церкви, в учении Псевдо-Дионисия.


Многозначительные соответствия высшей Троицы
тройственной


природе человека
и человечества в целом –


как это было в гностицизме и неоплатонизме, которые существовали в том же географическом и интеллектуальном пространстве, что и ортодоксальное христианство


– не только породили тройственную духовную лестницу христианского мистицизма, ведущую свое происхождение из цитаделей гностицизма в Египте и Сирии,


но также и важный апологетический материал для св. Августина,


а именно – внутренняя троичность человека есть отпечаток божественной троичности. Учение св. Августина
о преодпределении также необъяснимо


похоже на смягченную версию взглядов Валентина и Мани.


Епископ Теофил Антиохийский был первым,
кто применил к богу термин


«Троица», около 170 г. Однако, его трое – Бог, Его Слово (Логос) и его Мудрость (София) – не выглядят оригинально на фоне уже существоваших тогда представлений, о которых Теофил скорее всего знал. По словам Валентина, от Третьей Ипостаси, бывшей частью Плеромы, произошел материальный мир. Возражая этим взглядам, Ориген сформулировал свою собственную тринитарную теологию, которая через Григория Чудотворца достигла каппадокийских Отцов. Григорий Нисский, синхронистично, постулировал такую же психологическую троичность, что и Августин.


В Наставлении V мертвые вновь требуют интструкций, но теперь с замогильным высокомерием некогда великих, это есть знак, что некогда упорствующий анализанд готов поддаться: «Мертвые глумливо орали: поучай нас, дурень, о Церкви и святых общении.» Есть два главных побуждения, объясняет «Василид», которые поддерживают все, что делают боги: духовность и сексуальность, женская «MATER COELISTIS» и мужской «PHALLOS». Дух мужчины направляем небесной матерью, тогда как дух женщины направляем сексуальностью земли – так происходят анима/анимус. Из-за могущественной природы этих двух сил, сообщность между ними необходима, но в равновесии с индивидуальностью:


Слаб человек, а потому ему необходимо нужна сообщность. Когда сообщность не пребывает под знаком Матери, она пребывает под знаком Фаллоса.


Отсюда происходит юнговское оправдание церкви, Матери, как необходимой защитницы развивающейся человеческой души. Учитывая гностицизм, отсюда есть логическое следствие: индивидуум развивает его или ее личную духовность, но под защитой церкви, сообщества верующих. Юнг не призывал к разложению Матери Церкви, но к ее преобразованию, которое придаст первостепенное значение индивидуации и уберет душный авторитет клерикальной иерархии и ее пустых догм. Некоторые могут заметить, что символ «знака фаллоса» может также указывать на сексуальную психологию Фрейда.


Тема двух демонов, сексуальности и духовности,
продолжается в Наставлении VI, но теперь как предупреждение развивающимся душам об опасности в их работе.


Сексуальность как змея, которая «по природе
своей женственна», есть «падший» аспект анимы,


тогда как духовность есть «белая птица»,


небесный помощник Матери, анимус. Змея, будучи Анимой, «когда она ускользает от наших рук,
то указует путь,
которого человеку своим разумом не найти».


Более того, послание было последовательной интериоризацией божественных сил, которая достигает своей кульминации в последнем наставлении, в котором Абраксас определяется как звезда внутри.


Это и есть тот единственный Бог этого одного человека, это есть его мир, его Плерома, его божественность.


В мире том принадлежит человек Абраксасу, каковой его, человека, мир порождает либо поглощает.


Звезда эта есть Бог и предел человеку.



Ничто не стоит меж человеком и его единственным Богом…


«Василид» направил умерших христиан из их состояния смятения к реализации бога внутри, Самости: предзнаменуя юнговский «ливерпульский» сон, который также был кульминацией его самопознании.


Наставления указывают как на юнговское христианское (личное и наследственное) прошлое, так и на существующая церковь. Только через воскрешение древних идей, переложенных на новый язык, возможно создание новой герменевтики. Для Юнга в психологии задача исцеления происходила от церковной миссии излечения душ, задача, которая, к сожалению, считалась второстепенной, если не игнорировалась вовсе. Тот факт, что он использовал теологическую систему гностицизма в качестве основы своей психологической системы, говорит в пользу того, что он желал не просто создать некую почву для диалога между божественными докторами и современным психологами, но и внушить им нечто вроде perichoresis (абсолютное субстанциальное единство и равенство Лиц Святой Троицы, а в межчеловеческих отношениях это тринитарная агапэ, т. е. любовь к третьему, в данном случае страдающей человеческой душе – прим. пер). Возможно, это можно выразить с помощью неологизма психотеология.


оживленное христианство, расширенное
до уровня, включающего космическую религию,


как это представляли себе Мирча Элиаде, Тейяр де Шарден, и Арнольд Тойнби.
Теперь все они среди мертвых:


будем же надеяться, что они, подобно удачливым душам из Семи Наставлений,
смогут увидеть воплощение


своей идеи


среди живых.


Телеология человеческих архетипических побуждение постоянно обновляет его духовную жизнь, которая снова стала развитием главной религиозной функции вечного обновления космоса.


миф современного человека


заключается в том, что человек есть посланец вселенского сознания:


он делает бессознательную вселенную сознательной,
делает ее реальной.


Телеологическая функция соответствует прикладному облику божественного в истории, и дает человеку чувство красоты и святости.


Вызов догматическому христианству заключается в том, чтобы принять архетипы как универсальные, а не специфические для какой-то одной религии.


В Семи Наставлениям Мертвым, как гностик Василид, в чей облик Юнг заключил внутреннее основание своей «миссии»,


Юнг поднялся по трехступенчатой лестнице духовности,
чтобы обрести понимание и союз с Богом,


вернее, imago dei, Образ Божий
используя библейских


и мифологических персонажей,
как мистик достигает


состояния милости и святости.
Он показал, как древний опыт может быть использован в психологическом анализе, а не только в славословиях.


И это есть основание его опыта, которое показывает реальный вызов устоявшимся религиозным представлениям. Нет конца интеллектуальным выпадам по отношению к обычной теологии со стороны современных мыслителей, но Юнг бьет в самое сердце религии – в мистический опыт. Но этот опыт жизнеустремлен: назначение нуменозного опыта в том, чтобы вызвать проявление в материальном мире. Святость будет описана с помощью типов характера человека, так же, как и культура, к которой он или она принадлежит. Поэтому Юнг никогда не занимался чем-то вроде «прозелитизма» или «обращений»: метанойя есть саморазвивающийся механизм. Поскольку каждый имеет в себе человеческую природу, он также имеет и потенциальную святость, поэтому благодать пребывает со всеми. Юнг, под давлением, все еще объявлял себя (свободным) христианином, но послание о Космическом Христе, которое он принес, было не законченным, однажды и навсегда утвержденным богоявлением вроде Распятия.


В отличие от фрейдистской психологии, которая не находит никакой ценности в религиозных идеях. Юнг был направлен своим личным даймоном для того, чтобы подгонять и подталкивать христианство к обновлению мышления и использованию слов, подходящих современному миру. Вызов, который он бросил хранителям старых религиозных представлений о человеке и Боге, был в том, чтобы наполнить старую теологию новыми ценностями, основанными на эмпирических исследованиях бессознательного. Иронично, что эта трансформация затем поставила теологов такое положение, что они сами бросили вызов современному секулярному миру с его духовно пустой философией. Так что теологический «смысл» не может лежать во временном: архетипы,
могут быть испытаны,
только если их корни лежат


за пределами мира становления. Это реальность сакрального, от которой все религиозные системы ведут свои представления о святости. Если христианство изменит свое мышление по направлению к психологии, значение теологии может быть истолковано в универсальном ключе, а не ограничено рамками культурных проявлений. «Названный или не названный», читаем мы одну из надписей в доме Юнга, говорящую о присутствии Бога.



Другие статьи в литературном дневнике: