***

Тома Мин: литературный дневник

В «Пастухе» Блейк продолжает превозносить это нежное призвание,
которое не требует от пастуха почти ничего, кроме умения слушать «невинный зов» и «нежный ответ» ягнят и овец.




Следующее стихотворение, одно из самых известных
стихотворений Блейка.«Ягнёнок», –
Оно также является одним из самых явно религиозных.


Здесь Блейк характеризует Всемогущего Бога
как нежное и кроткое существо,


как Его самые мягкие творения, в частности, ягненок.



0


«Песни невинности и опыта» –
это двухтомная иллюстрированная книга стихов,


опубликованная в 1789 и 1794 годах английским поэтом
и художником Уильямом Блейком.


Для Блейка невинность и опыт –
это «два противоположных


состояния души», которые значительно отличаются от преобладающей христианской идеи о том, что дети рождаются в «первородном грехе», но позже могут достичь «спасения» через церковь.


Детство – это не грех, считает Блейк, а некая защищённая невинность, не похожая на рай из мильтоновского «Потерянного рая». Однако, в отличие от Мильтона, не гордость или глупость заставляют человека потерять рай невинности. Скорее, невинность теряется, когда человек сталкивается с социальной, этической и политической коррупцией таких институтов, как церковь, правительство и правящий класс.


Через опыт, по мнению Блейка,
невинность заменяется страхом и торможением.


Эти два тома широко считаются одними из лучших и наиболее влиятельных произведений Блейка, положивших начало эпохе романтизма в европейском искусстве. «Песни невинности» содержат девятнадцать стихотворений, включая вступление, в котором Блейк изображает себя в роли пастуха, пишущего слова к счастливым песням, которые он играет на своей трубе, на благо ребёнка, встреченного им на облаке.


В «Пастухе» Блейк продолжает превозносить это нежное призвание, которое не требует от пастуха почти ничего, кроме умения слушать «невинный зов»


и «нежный ответ» ягнят и овец.


«Эхо зелени» более меланхолично, чем некоторые другие стихотворения «Невинности», потому что оно рассказано с точки зрения пожилого человека, наблюдающего за игрой детей.


Следующее стихотворение, «Ягнёнок», – одно из самых известных стихотворений Блейка. Оно также является одним из самых явно религиозных. Здесь Блейк характеризует Всемогущего Бога как нежное и кроткое существо, такое же приятное, как Его самые мягкие творения, в частности, ягненок.


В стихотворении «Маленький чёрный мальчик»
ребёнок африканского происхождения сравнивает свою кожу с кожей белого мальчика. Хотя их души одинаково белы, чернокожий мальчик считает,
что цвет его кожи –
результат чрезмерного воздействияСолнце.
одного из самых очевидных знаков Божьей


любви:


В стихотворении «Цветок» говорящий радуется
виде цветка и одновременно осознает, что природа, в строго материальном смысле, безлична.


В «Трубочисте» у главного трубочиста
мрачная жизнь,


но он с нетерпением ждёт того дня, когда его освободит ангел и доставит к священной реке, которая смоет сажу с его тела.


В «Потерянном мальчике» и «Найденном мальчике»


маленький мальчик брошен своим отцом,
и только потом Бог
отдаёт его в объятия матери.


В «Смеющейся песне» и «Колыбельной песне» говорящие находят одинаковое удовольствие как в звуках птиц, дам и веселья, так и в нежном голосе матери.


В стихотворении «Божеств
енный образ»
автор повторяет характеристику Бога
как нежного ягнёнка.


Однако в следующем стихотворении,
«Святой четверг»,


говорящий описывает странную воинственную манеру,
в которой бедные дети
маршируют в церковь,


чтобы поблагодарить своих мирских благодетелей.


В «Ночи» Блейк снова описывает разницу между безличной и высшей формой природыой, в высшей где лев и ягнёнок


лежат рядом друг с другом а в безличной
хищник бездумно нападает на жертву, природы,


После «Весны», которая объединяет образы из многих предыдущих стихотворений в одно радостное торжество, следует


«Песня медсестры»,


в которой воспитательница
не может подавить игривый дух своих маленьких


подопечных.


В стихотворении «Радость младенца»
мать спрашивает своего двухдневного


ребёнка, какое имя он хотел бы получить.


Младенец отвечает «Радость»,
потому что это все, что он знает.


В «Мечте» автор мечтает о воссоединении матери-муравьихи со своими детьми благодаря
предположительно духовному вмешательству светлячка и жука.


«Последнее стихотворение «Невинности», «О чужой печали», является своего рода мостом к стихотворениям «Опыта», изображая радостного человека, который не может не чувствовать печаль других.


Говорящий в двадцати шести стихотворениях, найденных в томе «Опыт», значительно отличается от простого пастуха, который повествует о стихотворениях «Невинности».


Здесь Блейк снова принимает образ певца,
но на этот раз это пожилой, более опытный «Бард»,


который намерен вывести испорченных людей из материальной сферы
и вернуть их в сферу духа и воображения.


Многие стихи «Опыта» читаются как неформальные ответы
на различные стихи «Невинности». Например, «Тигр» –


это прямой ответ на «Ягнёнка»,


в котором говорящий пытается понять, что тот же Бог, который создал нежного ягнёнка, создал и грозного тигра.


В конце концов, однако, автор кажется гораздо более потрясённым «ярким горением» тигра, чем ягнёнка. И даже если один и тот же Бог создал обоих,
язык говорит о том, что если ягнёнок


был просто «сделан», то тигр был выкован, драматически,
среди ужасного насилия


молотов и раскалённого металла.


Ещё одно поразительное сопоставление происходит в «Печали младенца», ответе на «Радость младенца» предыдущего тома. Несмотря на радость, которую младенец может испытывать на руках у матери, эта радость исчезает и сменяется печалью в тот момент, когда ребёнка берет на руки кто-то другой,


например, отец. В этом стихотворении «опыт» начинает разъедать «невинность» уже через несколько мгновений после рождения.


В «Песнях невинности и опыта» отражён
артистизм Уильяма Блейка в расцвете его сил, как поэта, так и художника.





Другие статьи в литературном дневнике: