слово русалка

Тома Мин: литературный дневник

означает . В настоящее время принято считать, что оно восходит к названию античного праздника роз rosalia, посвященного душам умерших. Однако сам образ русалки, безусловно, исконно славянский и сложился в глубокой древности.
Слово русалка не собственно народное и не единственное название этого персонажа, в некоторых местностях оно вовсе не известно. В северорусских деревнях русалок называют шутовками (от шут — «черт»), чертовками, водянихами, на Украине — лоскотовками, лоскотухами (от украинского глагола лос-котать — «щекотать») или мавками". Белорусы часто называют русалок водяницами, куполками и казытками (они «казычут», т.е. щекочут людей). Русалками становятся женщины, умершие неестественной смертью, чаще всего - утонувшие или умершие до брака девушки, а также проклятые, мертворожденные или умершие некрещеными дети. Русалкой может стать и мужчина, если он умер во время Русальной недели (обычно так называли неделю, следующую за праздником Троицы, реже — предшеству¬ющую ему). Как же выглядят русалки? В русской литературе XIX века не без влияния Н.В. Гоголя сложился образ молодой и прекрасной девушки в белом, с длинными распущенными волосами. Так описывают русалок многие поверья, особенно в тех местностях, где считают, что русалками становятся умершие молодые девушки. В Полесье, например, в русалок верят до сих пор и считают, что русалки — это молодые красавицы с длинными волосами, на которых они носят сплетенные из трав и цветов венки. Волосы у них русые или зеленые, словно речная осока. В поверьях и былинках русалки выглядят как обычные люди, никаких рыбьих хвостов у них нет. Полуженщины-полурыбы, о которых слагают легенды в Западной Европе, у восточных славян назывались фараонами. У русалок неподвижные или закрытые, как у мертвеца, глаза, холодные руки, бледное лицо, почти прозрачное тело, белые одежды (белый цвет в Древней Руси был цветом траура), распущенные волосы (с распущенными волосами хоронили незамужних девушек). Весь облик их свидетельствует о том, что они принадлежат к иному миру. Однако в народной традиции встречается и совсем иной облик русалки — страшной, безобразной, косматой, заросшей шерстью, горбатой, с большим брюхом и острыми когтями. Ее внешность подчеркивает принадлежность к нечистой силе. Очень часто народная молва наделяет русалок длинными обвислыми грудями, иногда даже железными, которыми они насмерть забивают людей. Иногда русалку представляют вымазанной дегтем или смолой и называют смолянкой. Как и прочая нечистая сила, русалки склонны к оборотничеству — они могут принять вид коровы, теленка, собаки, зайца, а также птиц (особенно сорок, гусей и лебедей) и небольших зверьков (белок, крыс или лягушек). Могут они обернуться и возом с сеном, и тенью, которая «столбом идет». Русалки большую часть года проводят в воде — реках, озерах и даже колодцах. На дне водоемов у них есть жилища. По одним сведениям, это что-то вроде птичьих гнезд, по другим — красивые хрустальные дворцы или же чертоги, построенные из морских раковин и драгоценных камней. Русалок часто можно встретить у воды — они любят сидеть на плотах, прибрежных камнях, расчесывают костяными или железными гребнями волосы, моются и умываются, но, чуть завидев человека, ныряют в воду. Многие видели, как русалки стирают белье, колотят его вальком, точь-в-точь как деревенские бабы, а затем расстилают сушиться возле источников. Любят они сидеть на вертящихся колесах водяных мельниц и с криком и шумом ныряют оттуда в воду. На Троицкой неделе русалки переходят на поля, в леса и поселяются на деревьях, предпочитая дубы и березы. Они плетут венки, качаются на ветвях, водят хороводы. Хороводы — самое любимое развлечение русалок, и там, где они танцевали, видны круги вытоптанной и пожелтелой травы, а то она и вовсе перестает расти. Еще они любят качаться на деревьях. Одни былички говорят, что они просто раскачиваются на гибких ветвях, а другие — что они мастерят качели и заманивают молодых мужчин покачаться с ними, чтобы погубить их. На Русальной неделе русалок можно встретить также на «нечистых» пространствах — на межах, на перекрестках дорог, мостах, в болотах.
Женские персонажи в украинской мифологии


Судя по легендам, украинские русалки порядком отличаются от своих западноевропейских сестриц-ундин и классических античных сирен. В давних верованиях украинцев существуют упоминания о морских людях, точнее – полурыбах-полулюдях, покрытых чешуей, имеющих длинный, весьма гибкий рыбий хвост. Они бывают двух полов и обитают в море, слагают и поют в море красивые песни. Именно от них научились петь свои грустные баллады чумаки. Кроме того, среди мифических существ есть мелюзины – полуженщины-полурыбы. Этнографы считают, что поверья о них распространились по Украине через апокрифические христианские легенды о переходе Моисея через Красное море и немецкие и польские истории о фее Мелюзине. Западноевропейская Мелюзина была чаще полуженщиной-полузмеей. По легендам, она за грехи по субботам становилась змеей и поэтому запрещала собственному мужу видеться с ней в этот день. Французские предания утверждают, что Мелюзина даже родила десять детей, но, когда открылась ее двойная натура, превратилась в крылатую змею и исчезла. В украинских легендах и верованиях мелюзинами-полурыбами становятся девушки, умершие перед венчанием. Мелюзины могут быть довольно коварными. Притупив бдительность людей, мелюзины могут им очень навредить (по некоторым верованиям – даже съесть). А вот женщины-змеи часто встречаются в сказках Центральной Украины. В одной из них вокруг шеи сонного мальчика обвилась змея и превратилась потом в царевну каменного царства. За то, что ребенок не убил ее, она всю жизнь помогала ему и даже подарила рубашку из змеиной кожи. В другой сказке парень спасает змею из горящей скирды. Она превращается в красавицу и становится его женой. Но однажды недалекий муж обзывает ее гадиной, и она навсегда исчезает, а дети их превращаются в соловья и жабу. Однако в природе русалок по легендам нет ничего двойственного, да и описывают их чаще вовсе не чешуйчато-хвостатыми. Хотя о происхождении этих созданий в украинской демонологии (верованиях в духов, вредящих и помогающих людям) есть разные истории.
Водяные нимфы или живые мертвецы?


Человекоподобным существам-духам, обитающим в воде, в отечественной мифологии придается особенное значение. Всякий водяной символ – потенциальная возможность и доброго, и злого. Вода имеет двойственную сущность: может быть и помощницей, и местом обитания темных сил. Исследователи утверждают, что обитательницы водоемов – русалки – в древней славянской мифологии связаны с мифом о Праматери Ладе. Весной, когда природа праздновала воскресение и возврат Адониса – Свентовита, они выходили из воды и водили хороводы по лугам, полям и лесам. Подтверженные влиянию Лады такие существа чаще оказывались неопасными при условии мирного сосуществования человека и природы. Но даже в древней мифологии обнаруживается интересная их особенность: водяные создания очень своенравны и часто наделены сверхстрастностью. Древние тексты, дошедшие до наших дней, говорят о том, что воды, в которой обитают «водяные служители» и «водяные змеи-царицы» – знак эротического горения. Поэтому и русалки были носителями лихорадочно-страстного любовного припадка. В Славянском районе до наших дней бытует легенда о «русальих волосах» – тонких, спутанных в клубки водорослях, будто без корней. Они могут оплести тело пловца, возникая в воде «из ничего». По одним поверьям, «русальи волосы» предсказывают скорую страсть (то есть предупреждают о ней), а по другим – сами вызывают в человеке сумасшедшее любовное томление. Более позднее происхождение имеют представления о злой и нечистой природе русалок. Украинский этнограф XIX века Василий Милорадович считал, что русалки – лишь разновидность «живых мертвецов». В народных поверьях тех, кто умер неестественной смертью, называют часто «заложными мертвецами», что после кончины не находят покоя. Среди них оказывались утопленники и дети, умершие некрещеными. Русалки же как раз и есть души молодых женщин, девушек и детей – либо умерших, либо утонувших во время Зеленых праздников на русалочьей неделе в канун Троицы. По некоторым легендам русалками становятся все умершие некрещеными дети. В нашем регионе есть поверье, что молодая утопленица будет русалкой 7 лет, пока родные не отмолят ее душу. А еще поговаривают, что русалки могут появляться перед людьми, превращаясь в жаб или крыс.
Мавки, малки и нявки


Среди этих существ тоже есть несколько видов. В русалок-детей превращаются мертворожденные, некрещеные и убитые собственными матерями новорожденные. Их также называют потерчатами, мавками или малками. По легендам, мавками могут стать и дети, украденные злыми духами. Часто их представляют красивыми молодыми женщинами и девочками со светлыми волосами (в отличие от зеленовласых русалок-утопленниц), у мавок-мальчиков волосы рыжие и курчавые. Накануне Троицы маленькие мавки летают по селам в виде сорок и аистов и просят себе крещение. По поверьям в таком случае нужно кинуть платок как крижмо и назвать имя, приговаривая: «Крещу тебя». Только после этого душа ребенка обретет покой. Но, если до семи лет с маленькой мавкой этого не случается, она становится злым духом. Нередко отличительная черта мавок и нявок – дыра сзади, сквозь которую видны все внутренности. Кроме мавок-красавиц легенды рассказывают и о страшных русалках, обитающих в водоемах в чаще леса. Отличительная их особенность – огромные груди, которые они закидывают через плечи на спину. Эти существа очень похожи на лесниц – враждебных человеку «лесных женщин». Они умеют копировать голос и облик какой-нибудь девушки и заманивать мужчин в чащу. Существуют и легенды, по которым русалки становятся женами водяников и живут вместе с ними в водоворотах рек и возле мельниц Большинство поверий гласит, что русалки показываются людям в день Святого Духа и в Навский Великдень перед Троицей. Однако на Слобожанщине можно встретить поверья, по которым они появляются в теплое время года в периоды от молодого месяца до полнолуния. Русалки качаются на ветвях деревьев, чешут свои волосы («из осоки»), устраивают гульбища и кричат как кошки. Особенно любят они стоячую воду, мелкие водоемы или реки с медленным течением. Прячась от людей, русалки предпочитают давать о себе знать хлопками в ладоши. Легенды говорят, что тело у них сине-голубое, а глаза очень блестящие. В Славянском районе бытует поверье, что в «русалочьих местах» часто на рассвете можно встретить странные маленькие следы на дне, которые подолгу не размывает вода. Но попытки увидеть русалок и их старшую (или старшего – водяного деда) чреваты последствиями. Русалки – существа почти бестелесные, нередко даже не слишком злобные, но очень шаловливые: они нападают на людей, могут защекотать до смерти и увлечь в воду. На Слобожанщине бытуют рассказы о том, что русалки могут во время случайных встреч с девушками загадывать им загадки и в случае неправильных ответов – забирать несчастных с собой. Чтобы обезопасить себя, нужно носить с собой растения-обереги: полынь, любисток, лук, чеснок. Можно также уберечь себя от русалок, вывернув наизнанку рубашку. Существует довольно опасный способ девичьего гадания на суженого: нужно спросить о нем русалку, но она в шутку может и обмануть. В народе говорят и о том, что в обмен на завитой венок русалки могут наслать жениха. Есть и способы задобрить русалок. На подоконниках по селам и по сей день раскладывают остывать хлеб и булки. старые люди говорят, что паром от хлеба как раз и питаются полевые русалки. А вот другой обычай – развешивать полотно на деревьях на рубашки русалкам – в наше время почти не сохранился. Зато есть примета, которую нынче мало кто связывает с русалками. Скорлупу от яиц нельзя кидать в воду, а то водяные создания рассердятся и будут вредить. Для того же, чтобы обезопасить себя во время купания (особенно в «русалочьи» дни и на молодой месяц) нужно взять с собой полынь и сказать: «На тобi, мавко, полинь, а мене покинь». Если же ходить по «русалочьим местам» и в «русалочьи дни» делать то, что можно отложить до лучшего времени, то может вырасти «мавская кость» – твердый костяной нарост на теле, который очень болит. В наши дни в разных вариациях можно услышать историю о парне, девушка которого умерла и стала русалкой. Он очень тосковал и хотел, чтобы она вернулась, поэтому пошел на молодой месяц в поле и лег возле межи (русалки за нее не забегают). Видит: посреди ночи бегут русалки, и его девушка – с краю. Схватил он ее за руку, а она ему и говорит: «Хоть и поймал, хоть и не пускаешь, все равно вместе не будем». И вырвалась, ведь что скажет русалка в такую минуту, то и будет. Можно верить или не верить в подобные легенды, но русалочьи следы и волосы до сих пор можно встретить в наших водах.



Главная Карта сайта Контакты RSS


войти | регистрация | восстановить пароль
Дом Магии
+7 (495) 517-82-49 8 (925) 517-82-49


info@dommagii.com
пн-пт: с 10.00 до 19.00 сб-вс: c 11.00 до 18.00 вс: выходной
Корзина
Выбранные вами товары попадают сюда


Магазин
Минералы
Индивидуальный заказ
Контакты


Новости
Гадания онлайн
Гороскоп
Календарь



Зеленые русалии-2025: день, когда трава обнажает нервы, а вода шепчет старые секреты
Славянские обереги в нашем магазине!
26 мая 2025 года Зеленые русалии


(Приготовьтесь: 26 мая 2025 года лес вытащит из карманов живые вёсла, макушка неба отрастит молодые листья, а у вас внутри зазвонит древний колокольчик, даже если вы клялись быть циником до конца времён.)
1. Почему именно 26 мая — и чем эта дата отличается от вчера и завтра


Зеленые русалии никогда не спрашивают церковный календарь: они приходят, когда сок в берёзах нарастает до хруста, а крапива превращается в плетку богини Мокоши. В 2025-м этот пик приходится на понедельник — магический «день после» весеннего полнолуния 24 мая и «два шага до» лунного апогея 28 мая. Момент, когда земля вдыхает носом, а выдох ещё не родился. Славяне называли его «застежкой на рубахе лета»: застегнёшь криво — получишь грозы без радуги, застегнёшь ровно — урожай налится, как бубен шамана.
2. Кто такие Русалки-русалии и почему они зелёные, а не лиловые или малиновые


Русалки на Руси — не всегда утопленницы с мокрыми волосами. Весной их дух вселяется в листву: каждая ветвь — это рука, каждая жилка листа — русалочья коса. Зелёный цвет для древнего человека был не оттенком, а мигающей лампочкой «здесь живёт сила». Поэтому неделя после сороковой по Пасхе звалась «Зеленой» — лес объявлял открытие порталов.


Русалка — это не одна дама из болота, а коллективное сознание молодой природы.


«Русалии» — праздник диалога: люди выходят к воде, вода выходит в кровь.


Когда христианство пришло, старую магию не уничтожили, а перекрестили: «Святая Троица» получила венки из берёз, правда священники шептали псалмы, чтобы русалки не утащили хоровод в омут.
3. Шумный ритуал-2025: семь шагов, чтобы приручить русалку и не сойти с ума
Шаг первый — разденьте дом


Снимите тяжёлые шторы, спрячьте ковры. Зеленые русалии не терпят пыли. Каждая пылинка — для них чёрная дырка, в которую утекает сила.
Шаг второй — впустите берёзовый дух


Сорвите четыре молодых веточки (только после того, как попросите дерево и оставите у корня крошку хлеба). Ветки нужно воткнуть в четыре угла комнаты — этим вы рисуете «зелёный круг» и открываете переговорную с миром русалок.
Шаг третий — громкий хлеб


Испеките пресную лепёшку с крапивой. Пока месите тесто, ругайтесь вслух — так вы выбиваете зимнюю лень. Русалки ценят честность и громкое слово.
Шаг четвёртый — водяной обмен


Наберите кувшин колодезной или хотя бы фильтрованной воды, вылейте половину у ближайшего дерева: «Тебе — за мои страхи». Вторую половину выпейте без сладкого: «Мне — за твою стойкость». Обмен завершён — вы поняли, что сок листвы и ваша кровь пульсируют одним ритмом.
Шаг пятый — ожерелье багульника


Свяжите кольцо из сухих стеблей багульника. Наденьте не на шею, а на ручку входной двери, чтобы любой пришедший почувствовал запах дикой тайги и понял: здесь нет места пластиковому нытью.
Шаг шестой — бессловесный хоровод


Выйдите в ближайший парк после заката. Встаньте босиком на траву и вращайтесь медленно по часовой. Когда закружится голова — остановитесь. Это ваши мысли догоняют тело — процесс спайки с энергией русалки.
Шаг седьмой — венок в окно


Заплетите венок из ивы, одуванчиков и первой полевой герани. Поставьте в стеклянный кубок на подоконник до рассвета 27 мая. Если венок поутру сохранил капли росы — год даст неожиданные подсказки. Если высох — готовьтесь сами искать дорогу.
4. Вотум скептика: «Венки и крапива? Да это же деревенский Тик-Ток»


Бурные дебаты о «суеверии» сопровождают русалии веками. Скептики твердят: природа — набор химических реакций, а колдовство — маркетинг травников. Но психофизиологи отмечают: ритуальные движения «влево-вправо» снижают уровень кортизола, а прикосновение к холодной воде активирует блуждающий нерв, улучшая настроение. Значит, ритуал работает, пусть и без зелёных дев на ветках — а может, как раз благодаря им?
5. Кошмары неверующих: почему «зеленая» энергия кусается ночью


Люди, игнорирующие обряд и живущие 26 мая по мёртвому графику, жалуются на сон-лавину: в грезах их ноги вязнут в клейкой траве, из зеркал сочится болотная влага, а по утрам — тело будто после марафона. Объяснение простое: организм хотел «перепрошить биологический календарь», но получил отказ и стал кричать через подсознание.
6. Ювелирный рынок уже в деле: «русалочьи серьги» и «берёзовые браслеты»


К 2025-му тренд на славянский фольклор соскакивает с ярмарок прямо в премиум-магазины. Дизайнеры клепают подвески в форме зелёной молнии — символ весеннего грома. Бусы из нефрита называют «капля росы на челе русалки». Вечером 26 мая продажи обычно вырастают на двадцать процентов: покупатели ищут «быструю вакцинацию» от офисного отчуждения.
7. Тёмный исход: где зелёные русалии становятся опасными


Если рвать ветки без разрешения у дерева — оно «отдаст» русалочную силу в виде ломоты суставов.


Если жечь мусор на природе в зеленую неделю — ждите мокрый июль и гнилой урожай.


Если плеснуть грязной водой в реку — ночью слышатся женские всхлипы, и наутро техника ломается. Совпадение? Климатика? Русалки мстят не за шутки — за неуважение.


8. Личный кейс мастера-ювелира: медь, девичий крик и звон заказов


В 2022-м я выпустил ограниченную серию колец с обжигающе-зелёными шпинелями. Отказался от полировки — оставил текстуру, будто лиственная кора. Старт продаж — 26 мая. Один медиа-блогер вместо гламурной рекламы снял на реке короткий ролик: девушка врубается в воду, надевает кольцо, вода кипит, камера выхватывает её безумный крик радости. За ночь получили восемьсот предзаказов. Мистика? Или коллективное бессознательное, вспаханное русалочьей волной на TikTok?
9. Путеводитель по спору. На какой стороне стоите вы?


Ритуалисты: «Без зелёного венка настоящего лета не будет!»


Рационалисты: «Замените берёзовую ветку на фитнес-трекер, эффект тот же».


Гибриды: «Совмещаем медитацию и венок: вечером берёза, утром утренние страницы».


Чем ярче аргументы, тем выше вероятность, что русалки, скучающие без внимания, выпрыгнут из комментариев и подарят новый мифогенез прямо в браузер.
10. Финальный зов: выйдете ли вы к воде в ночь русалочьего шёпота?


Собираетесь ли вы 26 мая искать тихий пруд, чтобы бросить туда венок и словить на кожу холодный лунный плевок? Или ударите по клавишам: «Бред!»? На самом деле русалии не про веру, а про готовность признать, что жизнь не сводится к штрафам, кофточкам и дедлайнам. Откройте окно в понедельник вечером, вдохните запах молодой листвы. Увидите, как мелькнёт что-то русалочье между ветками. Приветствуйте или прогоняйте — выбор ваш.





Другие статьи в литературном дневнике: