Математика - тоже искусство. О. Шпенглер"Феномен других культур говорит на другом языке. Для других людей существуют другие истины." Может, поэтому мы не понимаем друг друга? У каждого своя правда? У каждой культуры своя душа, говорит Шпенглер. Душа античной культуры -апполоническая душа. Прасимволом которой является изваяние обнаженного тела.Так вот, два тома "Заката Европы" я просто "проглотила". Я читала и таяла от удовольствия. Логика выводов, параллели сравнения, круги и спирали культур и цивилизаций, меня все это приводило в восторг. Конечно, я не все понимала, и не все поняла. Некоторые мысли Шпенглера перечитывала по несколько раз, но когда до меня доходил смысл, я радовалась,как ребенок, и восторгалась гениальностью философа. И вот, результат восторга и удовольствия, которое я получила от прочтения книги , вылился во вдохновение. И я нарисовала картинки на некоторые мысли О. Шпенглера. Читаем у Шпенглера: "общечеловеческой морали не существует. Невозможным оказывается обращение человека в чуждую его сущности МОРАЛЬ. Внутри своего исторического круга мораль всегда истинна. Вне его - всегда ложна.Ну, это мысль нам очень понятна. С этим мы сталкиваемся ежедневно, с этим мы живем. И никаких иллюзий не питаем. Рисуем мысли. Это блестящий, гениальный труд по оценке русских философов Н.А. Бердяева и С.Л. Франка. Европейские мыслители считали творение Шпенглера пессиместическим с его фаталистическим выводом о неизбежном падении Запада, которое следует из идеи судьбы. С ним спорили и спорят до сих пор философы и историки."Числа суть творческие, а не творимые сущности. "Все космическое потомков великой взаимозависимостью судьбы, такта и времени. в которое мы постоянно смотрим. Разум вызывает к жизни идеи, рассудок находит истины. стория и природа противостоят в нас друг другу как вечно Мы строим города, обживаем пространство, из года в год, из века в век. Но время не остановить. Человек рождается, и впереди у него время и пространство. ищет линию горизонта, но время кончается.В начале пути-маленький нательный крестик, в конце пути -большой деревянный крест. Сверкающий красочный вазон, это социализм в мечтах. Но как из такой невероятно красочной мечты вырастают совершенно безлики, серые, неприятные ростки? "Социализм.Это облик будущего или признак упадка? Одинаково верно..Мы все социалисты, знаем ли мы это, и хотим ли этого или нет.".Культура плачет, а цивилизация своей жесткой кистью рисует свои ценности, свои мерила. Переоценка всех ценностей-таков сокровеннейший характер всякой цивилизации. Культура и цивилизация это живое тело душевности и ее мумия. Цивилизация вместо культуры, внешний механизм вместо внутреннего организма, интеллект вместо угасшей души. Культура привязана к определенному ландшафту в течение всей жизни. Когда душа Культуры реализует все свои возможности, то она умирает. Каждой Культуре присущи свои языки, науки и искусства. По мнению Шпенглера, "умирая, культура становится цивилизацией. Цивилизация-исход Культуры. Каждая Культура заканчивается цивилизацией. И западная цивилизация -это неизбежная судьба западной культуры. Так, например, римская цивилизация последовала за эллинской культурой. Римская цивилизация отметилась бездушной философией. Искусства той поры воспевали животную страсть, а атеизм стал вытеснять религию. Люди стали ценить материальные блага, и деньги становятся универсальной ценностью и мерилом всего. Римская цивилизация-закат античной культуры." Происходит переоценка ценностей. Сверкающий красочный вазон, это социализм в мечтах. Но как из такой невероятно красочной мечты вырастают совершенно безлики, серые, неприятные ростки? "Социализм.Это облик будущего или признак упадка? Одинаково верно..Мы все социалисты, знаем ли мы это, и хотим ли этого или нет." Человек рождается, и впереди у него время и пространство. Он обживает пространство, обустраивает, ищет линию горизонта, но время кончается.В начале пути-маленький нательный крестик, в конце пути -большой деревянный крест. История и природа противостоят в нас друг другу как вечно становящееся время и вечно ставшее пространство. Мы строим города, обживаем пространство, из года в год, из века в век. Но время не остановить. Разум вызывает к жизни идеи, рассудок находит истины. Идей много всегда. Но как отличить ложную идею от истинной. Какой фильтр подобрать и применить? Кровь предков течет по цепи потомков, объединяя всех великой взаимозависимостью судьбы , такта и времени. Это чувствует каждый. Жизнь и судьба наших предков - это зеркало, в которое мы постоянно смотрим. Точно подметил Шпенглер. Все космическое периодично, все микрокосмическое полярно. Числа суть творческие, а не творимые сущности.Математика - тоже искусство. По-моему это очень красивая и логичная мысль. Это картинка моя любимая. Без чисел никуда. И они стоят у истоков музыки, живописи, архитектуры! Целые, дробные восьмые, четвертные, вторые доли вертятся-крутятся в голове музыканта, создавая невероятные мелодии. В живописи все оттенки цветов создаются из основных цветов путем смешения основных красок в определенном процентном отношении. Особенно, это видно в любой графической программе, например, фотошоп, где каждый оттенок имеет шестизначный код. В архитектуре не обойтись без числа ПИ=3,14, не обойтись вообще без чисел, тут математика, вообще. королева. Закапризничает она: обрушится дом или мост. О. Шпенглер опубликовал свой труд 100 лет назад. Всего один век прошел. Но уже сегодня видим, как проступают черты и наброски того будущего, какое обрисовал нам философ и пророк."Феномен других культур говорит на другом языке. Для других людей существуют другие истины." Может, поэтому мы не понимаем друг друга? У каждого своя правда? У каждой культуры своя душа, говорит Шпенглер. Душа античной культуры -апполоническая душа. Прасимволом которой является изваяние обнаженного тела. Античная культура-это геометрия Евклида, плоское изображение на бумаге, греческие орнаменты, массивные колонны, звуки арфы. Душа западной культуры -фаустовская душа. Прасимвол души -это чистое безграничное пространство «der reine grenzenlose Raum». Это музыка Вагнера, физика Ньютона, готическая архитектура. "Существует столько же моралей, сколько и культур, не больше и не меньше, -пишет Шпенглер,- никто не волен выбирать. Отдельный человек может поступать морально или неморально, делать добро или зло, исходя из прачувственности своей Культуры, но теория его поведения просто задана наперед. У каждой Культуры есть свой масштаб, срок действия которого начинается и кончается вместе с нею. Я не философ и не историк. Я обычный обыватель и читатель. Книгу Шпенглера "Закат Европы" я прочитала по рекомендации, как раз, историка. И в достаточно зрелом возрасте. Почему этого не произошло раньше? Все очень просто. Я любитель точных наук и образование свое получила в политехническом институте. Философия, как предмет, у нас тоже присутствовала, но как технари-сухари мы ее не воспринимали. Это был непрофильный предмет. И преподаватель философии закрывал глаза на то, что на экзаменах мы безбожно списывали. Но это не мешало нам получать отличные оценки в зачетки. Вообщем, философия прошла мимо меня. Хотя, закон философии перехода количества в качество я помню хорошо. Так вот, два тома "Заката Европы" я просто "проглотила". Я читала и таяла от удовольствия. Логика выводов, параллели сравнения, круги и спирали культур и цивилизаций, меня все это приводило в восторг. Конечно, я не все понимала, и не все поняла. Некоторые мысли Шпенглера перечитывала по несколько раз, но когда до меня доходил смысл, я радовалась,как ребенок, и восторгалась гениальностью философа. И вот, результат восторга и удовольствия, которое я получила от прочтения книги , вылился во вдохновение. И я нарисовала картинки на некоторые мысли О. Шпенглера. Читаем у Шпенглера: "общечеловеческой морали не существует. Невозможным оказывается обращение человека в чуждую его сущности МОРАЛЬ. Внутри своего исторического круга мораль всегда истинна. Вне его - всегда ложна.О. Шпенглер Ритмы порождая невероятные смешения основных красок создают все оттенки цветов В архитектуре не обойтись 3,14, как не обойтись вообще без чисел, обрушится дом, обрушится мост... и ритмов © Copyright: Тома Мин, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|