Бить или не бить?

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

Советы юриста: Что делать, если разбил бутылку в магазине?
На вопросы читателей Псковской Ленты Новостей отвечают юристы ООО «РУМИТ».


Вопрос: Недавно в одном из псковских супермаркетов я нечаянно разбил бутылку с соком. Администрация супермаркета заставила меня его оплатить. Правомерны ли действия администрации? В Законе «О защите прав потребителей» данный момент не рассматривается.


Ответ: В Законе РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» данный момент действительно не рассматривается. При разрешении данной ситуации следует руководствоваться Гражданским кодексом РФ (далее – ГК Ф), а именно статьей 211 «Риск случайной гибели имущества» и статьей 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда».


В соответствии со статьей 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несёт его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно статье 459 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.


При розничной покупке в магазине между Вами и продавцом письменный договор купли-продажи не заключается. Однако формой договора в данном случае будет являться чек или иной документ, подтверждающий факт оплаты (статья 493 ГК РФ). Таким образом, до момента оплаты Вами товара и получения от продавца чека собственником товара будет считаться магазин, и именно он будет отвечать за риск случайной гибели товара. Но после того как оплаченный товар оказывается в Ваших руках он становится Вашей собственностью.


Однако, необходимо различать случайную гибель и гибель товара, произошедшую по вине покупателя.


Исходя из анализа норм ГК РФ усматривается, что лицо может считаться невиновным, если докажет, что проявило достаточную осмотрительность и заботливость, которые от него требовались в конкретном случае, и приняло все необходимые и возможные от себя меры для предотвращения вреда. В свою очередь, отсутствие вины (кроме определённых в законе случаев) исключает наступление ответственности лица.


Например, покупатель, проходя через узкий, загромождённый проход в магазине, уронил бутылку сока. Камеры видеонаблюдения показали, что покупатель шёл осторожно, медленно, придерживая сумку, старался не задеть близлежащие полки с товаром, однако бутылка всё же упала. Исходя из этой ситуации, покупатель не должен возмещать стоимость товара, так как он невиновен. Покупатель проявил достаточную степень осторожности со своей стороны, а вот продавец, наоборот, способствовал тому, чтобы бутылка была разбита.


Еще один пример, покупатель потянулся за одним товаром, задел другой, и он упал, то определить, была ли это простая неосторожность или случайность, к примеру, если товар плохо стоял и малейшее движение, могло спровоцировать его падение, достаточно трудно. В данном случае, у каждой из сторон будет своя точка зрения в вопросе о вине лица.


Взыскать стоимость разбитого товара магазин может с покупателя либо в добровольном порядке, либо в судебном. Если покупатель считает, что порча товара произошла вследствие его виновных действий, он может возместить ущерб в добровольном порядке. Однако если покупатель не считает себя виноватым, то заставить его возместить ущерб администрация магазина не вправе.


Покупатель, если он не намерен в добровольном порядке возмещать ущерб, тоже должен в корректной форме объяснить администрации магазина свои доводы, принять участие в составлении акта или протокола (если администрация магазина будет их составлять). Это необходимо сделать, потому что если вдруг администрация магазина решит обратиться в суд за возмещением ущерба, то вышеуказанные документы будут являться доказательствами. И если в них будут занесены сведения не в пользу покупателя (только позиция администрации магазина), то доказать свою невиновность в суде будет сложно.


Таким образом, если покупатель не признаёт свою вину и отказывается возмещать ущерб разбитого товара, администрация магазина может взыскать стоимость испорченного товара только в судебном порядке. Тем не менее, как правило, администрации магазинов обращаются в суд за возмещением ущерба, только если данный ущерб был существенным, тем более что в большинстве случаев риск случайной гибели товара уже заложен в саму стоимость товара. Поэтому в большинстве случаев вопрос о возмещении вреда в подобных ситуациях решается в досудебном порядке и зависит в основном от самих покупателей и продавцов.
В такой ситуации надо чётко осознавать одну вещь: ЗАСТАВИТЬ Вас раскошелиться может только суд, а никакие продавцы-охранники-полицейские права такого не имеют.


* * *


Если ущерб причинён случайно, например из-за того что товар был размещён неверно (не говоря уже о вине продавца), то это проблемы продавца. Вы должны будете платить, если продавец сможет доказать (только в суде!), что вы разбили УМЫШЛЕННО. Если у него нет чего-то типа видеозаписи, как вы бегали по магазину, размахивая бейсбольной битой)).


По закону, Вы ничего оплачивать не должны! Супермаркеты включают в стоимость товара несколько рублей (копеек), чтобы компенсировать себе возможные потери. И мы их платим, даже если ничего не разбиваем. Оплатить, например, «Мартини» Вы можете только по собственному желанию!


Обращение в органы, занимающиеся решением подобных споров, владельцам магазинов не принесёт им авторитетность, так как начнутся выездные проверки:


• специальных противопожарных служб;
• представителей Роспотребнадзора;
• иных органов, в зависимости от предназначения реализуемого товара.


Именно по этой причине предприниматели не создают таких условий, чтобы дело доходило до суда, им действительно проще взять расходы по убыткам на себя. В противном случае может пострадать их репутация.


Согласно ст. 211 ГК РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несёт его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Кроме того, согласно ст. 459 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. При розничной покупке в магазине между покупателем и продавцом письменный договор купли-продажи не заключается. Однако формой договора в данном случае согласно ст. 493 ГК РФ будет являться чек (или иной документ, подтверждающий факт оплаты). Таким образом, до момента оплаты товара покупателем и получения от продавца чека собственником товара будет считаться магазин, и именно он будет отвечать за риск случайной гибели товара.


Однако вышерассмотренные правила будут действовать только при случайной гибели товара. Поэтому необходимо различать случайную гибель и гибель товара, произошедшую по вине покупателя. Случайная гибель вещи – та, которая произошла в результате, которого лицо не могло заранее предугадать или предотвратить. Администрация магазина должна размещать товар таким образом, чтобы он случайно не падал и не доставлял неудобства покупателям при его выборе. Отсюда следует, что за случайно разбитую вещь вы платить не должны.


ТВОЁ ПРАВО. Если разбил товар в магазине:
http://www.youtube.com/watch?v=mBNVV852njM



Другие статьи в литературном дневнике: