Юрий Годованец. Экспертный обзор. Сентябрь-2020

(Примечание редколлегии: обзор делался по анонимному лонг-листу. Полные ссылки восставлены при подготовке обзора к публикации.)

НАСТОЯЩЕЕ НАСТОЯЩЕЕ

Стихи это настоящее! Более того, они настоящее настоящего! И сказать что-то еще о себе могут только они сами! Но если судьба соблаговолила причислить меня сегодня к лику комментаторов, не скрою, что мне было бы интересно отмечать как присутствие настоящего (в стихе), так и такое особое состояние как предвкушение и послевкусие. Еще я постараюсь везде путем простого подчеркивания (по техническим причинам применен капслок - прим. редколлегии БЛК) выделять понравившуюся строчку, которая станет для меня путеводной нитью из текста в текст, помогая ощутить подборку как целостное произведение. И особые бонусы личного свойства - это угадывание принадлежности текста к подборке как целому либо, напротив, его позиции наособицу.



1. БЕККИ СКВИРРЕЛ «Циклон сомнений»
http://stihi.ru/2020/07/22/216 отборочный тур

            Опешить, уронить слова в пространство
            И эхо покалеченное слушать,
            Пока оно стучится в тишине.
            ЗАДУМАТЬСЯ О СМЫСЛЕ ЧУЖЕСТРАНСТВА,
            Выстраивая теги неуклюже
            В рассеянном гигантском полотне.

            Не находить прорехи или края,
            Подозревать – в судьбу играя, кто-то
            Рассыпал всё, что только смог найти,
            И взаперти сидеть, перебирая –
            Диковины, устав от пересчёта,
            Покатятся из дрогнувшей горсти.

            Вскрывать печать, откупоривать небо,
            И от обиды сжавшееся солнце
            Отыскивать и выносить на свет
            И утешать, вплетая правду в небыль:
            Поверит, не поверит — улыбнётся...
            И отлетать, и таять, если нет.

Слышу предвкушение, ибо «задуматься о смысле чужестранства», значит оказаться вне настоящего потока суеты, но именно таким и должен быть «циклон сомнений».


2. БОРИС ГОЛУБЧИК «Оригами»
http://stihi.ru/2020/06/03/4600 отборочный тур

Сложи меня, как оригами.
Журавликом.
Курлы-курлы.
Шероховатыми краями
сойдутся острые углы.

Стихов чернильные зигзаги
растают в небе голубом.
И лист исписанной бумаги
в полёте выгнется крылом.

Сложи меня, как оригами,
из старого черновика.
Я БУДУ ЗАДЕВАТЬ ЛОКТЯМИ
БУМАЖНЫМИ
ЗА ОБЛАКА.


Чую настоящее! Слышу предвкушение. При это и то, и другое связаны с трансформацией действительности, достигающей неба.


3. АНТАНЕЛИС «В шашки на Адриатике»
http://stihi.ru/2020/07/24/2010 отборочный тур

На свете много чудаков, – я говорил за чаем Сашке;
Полураскрытые фисташки, зеленоватые с боков,
На блюдце сыпал для вьюрков. Он подливал напиток в чашки,
За белых думал и молчал. К нам забегали на причал
Морские глупые барашки, чтобы подпрыгнуть в облака.
Волна давала им пинка. АДРИАТИЧЕСКИЕ ШАШКИ.

Смакую послевкусие! Чую настоящее! Игра, у которой есть две стороны, взаимодействие которых и порождает ощущение настоящего.


4. ЯНИНА МАРКОВА «Море»
http://stihi.ru/2020/07/23/5313 отборочный тур

Задержалась тоска в фаворе,
и к спине приросла сутулость.
Тридцать лет не была на море,
но вчера я к нему вернулась.

Я БЕГУ К ПЕРВОЗДАННОЙ МЕССЕ,
ГДЕ РЕЛИГИИ ВСЕ ЕДИНЫ,
и смываю следы депрессий,
как присохшие комья глины.

К небу тянется море ближе.
Солнце утром ещё не слепит.
Я себя шестилетней вижу,
ощущая невольный трепет.

Если лодка мелькнёт в соседстве,
я скольжу по волнам умело.
Из таких мелочей, как в детстве,
я себя собираю целой.

Мой катарсис в стихии водной.
Всё искрится, куда ни брызни.
Это счастье – побыть свободной
от гнетущего страха жизни.

Голос моря протяжно-звонкий
вдохновил на побег из комнат.
Я бросала в волну ребёнком
две монетки.

И море помнит.


Настоящее зашкаливает! Послевкусие живит. И главное, что это ощущение «море помнит».


5. АНАСТАСИЯ СПИВАК «Цветение»
http://stihi.ru/2020/09/18/2926 квота Филиппа Хаустова за дежурство в Курилке

1

Вот
телега, упёршаяся копытом в суглинок,
прядает соломенными ушами;
вот
из мышиного лица выходят воздух и хруст,
А ИЗ СПИНЫ, НАДГОРБИВШИСЬ,
ВОСХОДИТ КОШАЧЬЯ СТАТУЯ;
вот
длинная линия аиста-сына,
удаляющегося по реке,
и короткая, безвидной тенью над берегом,
– аиста-отца;
вот
воспряла и разогнулась,
танцуя,
и осыпались золотые частицы,
и выбросилась мёртвыми рыбёшками из ведра
на склонённую неё
быстрая прорубь;
вот, одесную,
поднимается человек с веткой в руке,
зажимая цветок суфийского слова
в точке светлого рта.

2

Се – сентября
сухой стук;
дерева –
о само себя.

Се – ЛОДКА БОДАЕТ
ПРИПОДНЯТЫЙ ПЕСОК,
поддерживается под живот
матерью купающей.

Се – крошево спелого дня;
стареющий клин коричневый
летит по косой на солнце.

Настоящее, кроме шуток! И чувство особости присутствует! Действительность, созданная средствами искусства, только она и настоящая.


6. ВИТАЛИЙ ОВЧАРЕНКО «Хирургия»
http://stihi.ru/2015/12/13/6504 номинатор журнал "Витражи"

Лечь под нож раздетым и распятым,
Ошарашив близких и родных...
Здесь поэты ходят по палатам
Измерять давленье у больных,

Здесь не гаснет свет ни днем, ни ночью,
Здесь не напасешься сигарет...
Марш-бросок в столовую, где кормчий
Бросил клич ходячим: "На обед!".

Пациентов хмурых – 100 процентов,
Всем на что-то не хватает сил,
Слив бачка – как шум аплодисментов
Тем, кто этот подвиг совершил.

Людям, одуревшим от безделья,
С каждым днем все муторнее ждать,
Развлеченья стали самоцелью:
Сплетни, книги, ужин и кровать.

Словно в мире нет анестезии,
Засыпать под крики по ночам...
ВСЯ РОССИЯ – ЭТО ХИРУРГИЯ,
ТОЛЬКО НЕПОДВЛАСТНАЯ ВРАЧАМ.


Настоящее в наличии! И очень реалистичное, когда здоровы в поэтическом смысле только самые больные.


7. НАТАЛЬЯ КРОФТС «Ни вины, ни войны...»
http://stihi.ru/2019/01/16/2347 номинатор журнал "Витражи"

Ни вины, ни войны, ни выстрелов –
одиночество, мир иной.
Я живу далеко на выселках,
я планету себе здесь выстрою
окрылённую тишиной.

Ни звонков, ни оков, ни зависти.
Телефон обесточен, глух.
Только зайцы на озимь зарятся,
только совы от солнца застятся,
только молится вьюга вслух.

Мир затерянный, мир заснеженный,
запорошенный белизной.
Обезвраженный.
Обезвреженный.
И почти уже
не земной.


Только мир иной и есть настоящее. И настоящее переживание земного неизбежно приводит к неземному пеерживанию.


8. ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ *** («В случайной комнате...»)
http://stihi.ru/2020/06/26/8930 номинатор Stihi.lv

В случайной комнате утрачены ключи
и выключатели мерцающего света
не найдены. Не мне тебя учить
вскрывать замки и наложеньем вето

лечить прямой дороги перелом
и растяженье межвокзальных связок,
но коридорным нулевым углом
пронизывать пространство над столом
и понимать, что воздух тих и вязок.

Не мне тебя жалеть, когда в ночи
ВДРУГ БУКВЫ ПОБЕГУТ ПО ЭКСПОНЕНТЕ,
как только что рассказанные дети,
как врассыпную новые мячи,
упругие до отторженья слухом,
и где-то там, торжественно и глухо,
замкнёт рассказ сухой речитатив.

В слепом отчаянье ударишь кулаком
в горячие слезящиеся окна,
и анфилада неслучайных комнат
потянется за слабым огоньком.

Но мне — любить тебя. И в интеграл
укладывать разбитые костяшки,
и слушать, как из непросохшей стяжки
сочится свет, но лампочки-близняшки
качают в два шнура пустой подвал.


Сочетание физического и метафизического начал самоценно, в равной степени оно приводит к настоящему или уводит от него.



9. АННА АКЧУРИНА «песни за спиной»
http://stihi.ru/2018/09/09/5667 номинатор журнал "Тропы"

                «Подобно тому, как я умираю, и, умирая, живу, —
                так и вы будете умирать и возвращаться к жизни».
                "Надо просто сбросить кожу" (из африканских мифов)

Лодки Ботсваны черны, их долбленые полые створки –
желоб тягучих посланий; как те погребальные дроги,
тихо скользят в тростнике под расплавленной камедью неба,
узкой каленой стрелой рассекая смолу двоемирья,
МЕЖДУ "СЕЙЧАС" И "КОГДА-ТО" ВСКРЫВАЯ ТЯГУЧУЮ ПЛЕВРУ.
Манят вдали голоса – и уже за спиной – а когда переход совершился?
Словно калигвы пустынника – к ночи их тени неспешны.
Кто тут Харон, и куда Окаванго стремится?..
Полые флейты вздыхают, а время внимает безгласно,
молча дары принимая и молча дары отвергая.
Сносит поток шелуху, семена прибирая для жатвы.

Настоящее в чистом виде! Оно и погранично, и фрагментарно, и загадочно, и мультикультурно!




10. ТАМАРА САЛЬНИКОВА «Над водой ходит та же вода…»
http://stihi.ru/2020/07/30/3217 номинатор журнал "Тропы"


Над водой ходит та же вода,
Небо – та же река наизнанку
И зимуют в ней звёзды-подранки,
Приручённые голосом льда.
Страшен он, обращённый в себя,
Словно невозвращённое эхо.
И река покрывается снегом,
И стоит заметённой изба
С ОДИНОКИМ, КАК БОГ ЧЕЛОВЕКОМ.


Настоящее прибывает! Особый бал за выражение духа подборки: переживание одиночества как изначальной данности, которая. Если честно, всем осточертела.



11. ИВАН КЛИНОВОЙ *** («Александр Горгоныч заводит свой танцмобиль...»)
http://stihi.ru/2020/09/14/2308 квота Ольги Гуляевой за дежурство в Курилке

                Игорю Дронову

Александр Горгоныч заводит свой танцмобиль,
У него под капотом чардаш, тустеп, кадриль –
Ждут его заливные луга и деваха сверху.
Он давно уже лыс. Подаёт как брутальный стиль:
Мол, ему сам Брюс Виллис брат, не страшна и перхоть.

Вот он мчит по хайвэю, а рядом идёт гроза,
И глаза у неё – что дисковая фреза,
В волосах там и тут – мегавольтовые прожилки.
Александр и раньше не помнил, где тормоза,
А теперь зажимает педаль, аж скрипит в затылке,

И КАДРИЛЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ ПОПРОСТУ В КРУГОВЕРТЬ,
Подвергая сомнению пункты любых оферт,
Что когда-либо доводилось ему заключать с планидой.
Александр Горгоныч не верит в такую смерть,
И беззлобно смеётся ей в зеркало заднего вида.

И гроза потухает где-то там позади,
Распускает вкрутую завитые бигуди
И бредёт себе кучеряво, простоволосо.
Александр Горгоныч, лужёный, что твой луддит,
Мчит вперёд по хайвэю, и смех летит под колёса.


Былинного размаха замысел! И, по-моему, очень удачный! Трудно определить, вмешает ли настоящее стихотворение всю задуманную эпопею.


12. РАЯ ШКОЛЬНИК 2 «Теряя дар речи»
http://stihi.ru/2020/03/29/5227 номинатор Елена Элентух

Пустоту городов,
 трафик веры и снов
уловлю на ходу
между ванной и спальней.
Подгорит на плите
пересоленный плов,
 а Гефесту потеть
 над своей наковальней


И от стонов Земли
заколеблется пол,
 стол качнется и рухнет
бокал позабытый
накануне,
 слабает стекло рок& ролл,
 каберне зааккордив
на каменных плитах


Ты услышишь, как я,
наступив на кусок
с отпечатком помады,
 теряю дар речи
В КПЗ ПОД НАЗВАНИЕМ
 БЛИЖНИЙ ВОСТОК
и густеющей кровью
пишу место встречи


Конечно, геополитика тоже предмет настоящей поэзии! Но и поэзия предмет настоящей геополитики. Граница между ними истончается с двух сторон…


13. ПРО ЗА «Просто лю...»
http://stihi.ru/2018/10/03/3555 номинатор Елена Элентух

Скажешь: «Здравствуй, сестра».
А в глазах взметнется
                темный огонь: «...желанная».
Отвернусь, улыбаясь
                (и не мил вовсе).

Сколько с тех пор небес сменилось:
                то стыли белесым мрамором,
то мчались вдогонку ветру,
                то с грохотом падали навзничь.

И вот чернеют, скрывая негромкие лица скал.
Льют воды...
Те роятся в воздухе,
                прежде чем, раздвинув теснину,
                причудливо изогнуть стан,
и тут же никнут
                (едва ли принимая покорность).

Меняли очертания лица любимых,
                голоса — окраску.
Да, видно, время приспело…
                К рябиновому вину.
«У меня есть такая...» — словно все ушло.
(Летит золоченый лист. Легко. Беззаботно.)
                Тщетно.
                Все было не со мной. Не наяву.

Любимой, да нежеланной тебе пригрежусь?
                (ПРОСТО ЛЮ...)
И привычные слова потеряют свой смысл.
«Здравствуй, сестра»
                хлебной крошкой положу в рот.


Полифонически есть все! И настоящее витает не между, а само по себе.


14. РУСЛАН РАФИКОВ «Девочка лет семи»
http://stihi.ru/2015/07/25/914 квота ГР за редактирование отборочного тура


Кто спелый, тот смел.
Кто несмел, тот незрелый,
тому еще набираться сил,
пить древесный сок,
чтобы В ДЕНЬ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ХИРОСИМЫ
упасть. На твердую землю с небесных высот
упасть. На ладони мира – плодом отважным,
выкатиться на траву у чьих-то ног.
Солнечный плуг режет небесную пашню,
стягиваются тучи в тугой венок.
Там, высоко, наливаются жизненным ядом
братья – им надо куда-то поспеть.
Девочке лет семи хочется яблок, –
обтирает одно в ладошках и дарует смерть.


Настоящее это всегда зов иного, но иногда оно чисто конкретно стоящее на.



15. МАРИНА ЧИРКОВА «только начинаешь»
http://stihi.ru/2020/07/02/7107 квота ГР за редактирование отборочного тура

только начинаешь понимать того медведя —
В СУГРОБЕ ПРОТАЯНО ДЫХАЛЬЦЕ,
ноги-руки почти согрелись,
как — вот!
кот:
шагами охотника в камуфляже,
по-над головой крадучись, ищет-не ляжет.
пахнет дождём, листьями, больше всего землёй,
корой.
лютое кладбище полёвок, лягушек,
вытащенных из гнезда птенчиков.
беру поперёк пуза, укладываю к подушке,
слушаю.
запахи выдыхаются, приручаются на мурчательное,
мечтательное.
котики глазастые, похожи на младенчиков,
говорят, поэтому их и любят женщины.
верить?
снова белое по тёмному, и уже — медведица,
спи, кошенька-мышенька, няшенка-вишенка-хвостатик,
нам до весны хватит
снегу...
 
утренним апрелем загляну к прабабушкам,
прополю оградку.
держали таких простых-рябеньких
верно, и они. да всё остальное
нет, не другое.

Настоящее номинировано. И она, конечно, на стыке миров, которые проведывают друг друга.



16. ОЛЬГА ВИРЯЗОВА «К окончанию отопительного сезона»
http://stihi.ru/2020/05/20/1065 квота Галины Иззьер за редактирование отборочного тура

Откинута крышка
натянуто небо
ты плюшевый мишка
ты нежная нерпа
Шопеном нирвана проводит по нервам
всю стаю развёрнутых уток и чаек
ты музыка кто там тебе отвечает
и тянет по камню по хлябям и твердям
и пробует зубом то чёрным то белым
и топит и держит

ты тянешься лапой к огромной-огромной
ледовой и чёрной и необычайной
она тебя тоже в ответ изучает
РАСКРЫТЫ КАК ПАРУС НАДКРЫЛЬЯ РОЯЛЯ
ты вольная воля
ты Вера ты Оля

но Арктика плющит и тащит и скрежет
мороза тебя по размеру обрежет
ну кто так играет
ты Катя ты Рая

И крылья и ласты
и чёрные маски
насколько мы крысы
насколько мы ласки

10.05.2020


Захлопнута крышка
надвинуто небо
ты брошенный мишка
ты глупая нерпа
ты пугало жира и жара и шерсти
и вышита кем-то на белом-пребелом
другими стежками крестами навылет
но если молчать то тебя не увидят
ты нужного цвета
ты небо и скалы
но музыка с них невзначайно упала

и мы задрожали
и стали фигурами речи
мы пошевелились
и с нас осыпается греча
рассудка упадка
и зверское тянется к зверю
но он лишь фигура
и вышит Божественной зернью
всё в нём или в нас

всё тебя выдаёт
белой нитью
ты шит но невидим
и выше
ты в белое поле событий
весь вышел

20.05.2020

Раковина настоящего состоит из двух створок - предвкушения и послевкусия, но и заключает в себе особое пространство, которое есть и которого нет. А неологизм «невначайно» я бы поставил эпиграфом к общему сборнику.


17. АЛЕКСАНДР НАЗАРОВ «Он включает на кухне снег»
http://stihi.ru/2020/08/13/335 номинатор Маргарита Шмерлинг


ОН ВКЛЮЧАЕТ НА КУХНЕ СНЕГ,
снег кружится, светел и свят,
а в июньском ночном окне
лапы клёнов темно листвят.
В небе месяц безбожно юн,
непристойнейший из бродяг,
вот откроешь окно в июнь,
вот снежинки его летят,
как черёмуховая бредь
за ночной окоём весны,
так всю жизнь бы в окно смотреть,
как ничейный неблудный сын.
Белый снег на земле, снег,
обалдевший июнь глух,
и снежинки в чужом сне
в тополиный летят пух,
белый в белом, белым-бело
в заповедном июньском сне.
Так, когда на душе тепло,
он включает на кухне снег.


Настоящее прямо включается!
И послевкусия много!



18. REWSKY «В памяти»
http://stihi.ru/2020/05/23/5051 номинатор Маргарита Шмерлинг

В полость памяти загляни-ка –
что на грядках, взошла клубника?
Или пуст кузовок на треть?
Память смотрит глазами волка –
так внимательно, странно, долго,
разрешая в себя смотреть.

Время было взрастало, да сникло.
Из подвала не пахнет клубникой,
не ищи, не взыщи, не жалей.
От потерянной в детстве свинчатки
будет память хранить отпечатки,
да от найденных пары рублей.

Выходи из цементного щебня –
ничего никогда не волшебно,
никуда ничего не вело.
Все приметы – махровая замуть.
Память только поводит глазами,
протянув на ладони «зеро».

Впрочем, многое может проститься.
Из подвальчика вылетит птица,
зыркнет косо, да прямо взлетит.
Проводи её ищущим взглядом…
В МИРЕ ЕСТЬ НЕПОНЯТНЫЙ ПОРЯДОК –
но дороги к нему не найти.

А подвалы – ну что же, обычны.
Мы залезем, повоем, побычим,
поколбасим – и снова назад.
Вылезай, что там толку в скелетах?
Календарно дождливое лето
так лукаво посмотрит в глаза.


Память в принципе послевкусие, но при этом она универсальная творческая способность, всегда готовая обратить внимание на новый предмет тяготения.


19. ПАЛАД «За эскимами»
http://stihi.ru/2018/07/11/5046 номинатор Серёжка Попов

в восторженном детстве о как мы умели
(вот вспомнилось и не уснуть)
ДОБЫТЬ БЕЛИЗНУ ИЗ ГЛАЗУРНОЙ ШИНЕЛИ
обляпавшись самую чуть

агнешка полинка франтишек и густав
аркадий георг натали
успешно осваивать это искусство
часами и днями могли

и в ночь
не в отместку опасливой маме
а в жор ностальгически впав
иду в круглосуточный за эскимами
насытиться впрок что удав

и может кураж доведёт до ангины
а насморк подступит как брут
и к окнам моим тополя-исполины
как в детских кошмарах придут

Шикарное послевкусие! И настоящее – как поглощение!




20. ЕВГЕНИЯ БИЛЬЧЕНКО «Басня о Борьке и Белке»
http://stihi.ru/2020/09/08/8859 номинатор Серёжка Попов




Набитая ватой, с огромным хвостом,
Она среди мишек, мышей и котов
Смотрелась изящно, как дочь короля
И стоила мало: всего два рубля.

В отделе игрушек крутили кино.
В углу продавщица смотрела в окно.
И Борька решил: «Эта Белка, она, –
Единственная для меня создана».

Не куклой плаксивой из псиных хвостов,
А гордой царицей сибирских лесов,
Где кедры на шишках качают зиму,
Она в том момент показалась ему…

И робко, как кроха-кузнечик в степи,
Он пискнул на ухо мамаше: «Купи!».
Та твердо отрезала: «Дай мне покой.
На сало не хватит. И на молоко».

С тех пор, под насмешки гламурных витрин,
Наш Борька в заветный ходил магазин
И жадно глядел на богиню свою,
Молясь, как иконе, лесному зверью.

Но как-то однажды, в октябрьский денек,
Когда он особенно был одинок,
Какой-то мальчишка, нарушив игру,
Сказал, тыча пальчиком в белку: «Беру».

И с Борькой случился психический срыв.
Он стал у прилавка, товар заслонив,
И рявкнул в сердцах: «Убирайся, жулье!
Все это – мое, понимаешь? Мое!»

Тут вовремя Борькина мама пришла
И сына, затрещину дав, увела –
В семью. В коллектив. В городские дела,
Где вместо сосновой – стальная игла.
___

Шли годы… У Белки – ребенок второй.
И только далёко, за рыжей горой,
Как мертвый пюпитр на могиле сюит
Отчаянный Борька стоит и стоит…


Все явлено, и очень трогательно: Предвкущение, Настоящее и Послевкусие.


21. АЙК ЛАЛУНЦ «Женщины варят повидло»
http://stihi.ru/2013/08/19/5489 номинатор Наталья Матвеева 5

Август  меняет палитру.
Яблоки в самой поре.
Женщины варят повидло
В каждом окрестном дворе.

Солнечным запахом сидра
Полон  повидловый  чад.
Женщины варят повидло
Для домочадцев и чад.

Осам и пчёлам завидно –
Вот и  жужжат на цветах.
Женщины варят повидло
В старых больших казанах.

Судеб, событий и титров
НЕПРЕКРАЩАЕМ ПОЛЁТ.               
Женщины варят повидло –
Сладкий предвидится год.

Мчатся года, но как видно
Лета незыблем уклад.
Женщины варят повидло
Тысячелетья подряд.

Мимо проносятся хитро
Сонмы  времён и вождей.
Женщины варят повидло,
Что же  на свете  важней?


Настоящее, которое ведет за собой то, что ему предшествует, и то, что остается. Поэт, священнодействуя, тоже в каком-то смысле варит повидло, то есть то самое библейское настоящее.




22. АЛЁНА РЫЧКОВА-ЗАКАБЛУКОВСКАЯ «Нет, никуда я не уеду»
http://stihi.ru/2020/09/05/8672 номинатор  Наталья Матвеева 5


             Лете Югай

Нет, никуда я не уеду.
Здесь день за два, а год за пять.
По осени мы ходим к деду
Хлопот осенних убавлять.
Сейчас тут ржаво никнут травы,
Иванов чай пушит пушит.
МОЯ СЕМЬЯ ЗДЕСЬ ВСЕЙ ОРАВОЙ
В СУГЛИНКЕ РОЗОВОМ ЛЕЖИТ.
Недавно спрашивала Лета,
Мол, как мы там себя ведем?
Никак. Бесцельно, беспредметно
Поклоны до земли кладем,
Серпом срезая дурнотравье,
Смывая с камня птичий след.
Целуем камень, гладим камень,
Мол, оставайся с миром, дед.
Не причитаем? Причитаем.
На бабьей мове горловой
Немотствуем над самым краем
У полосы береговой.

Стихи, которые правдиво говорят сами за себя. И то, о чем они, иначе не расскажешь. Причитание это когда что-то на самом деле происходит помимо речи.



23. ЭЛЬХАН ШИРИНОВ «Несвязная речь»
http://stihi.ru/2020/06/12/4038 квота Берты Лучевой за редактирование отборочного тура


1
пожалуйста не лезь туда! куда
кудахтает кручинится кудлатый...
скажите мне как можно без труда
стихи писать или махать лопатой?
неповторимая звезда или жена
любовница учительница тётя
но только речь одна моя княжна
важна как ступа у Яги в полёте
учи меня Губанов Леонид
метафоре эпитетам налёту
пусть сердце в рёбрах крепко не сидит
и пусть душа не привыкает к гнёту!
 
2
вырывается муза из рук моих и убегает быстро
посылаю за нею стих – стих догоняет её со свистом
всё б ничего да меня они предали предали предали
 
3
я просто больше... или лучше я
развязанным шнурком валяюсь
бездарный бессловесный тля
бывает по дворам слоняюсь
как пух в июне или как звезда
на склоне дня на мутном небосводе
когда скажи мне слышишь мне когда
сегодня завтра послезавтра вроде
прийти и просто говорить о том
что любо мне что мне так мило
Ширинов двадцать первый том
глава шестая "Шило"

4
ШИПИ ШИПУЧАЯ ТАБЛЕТКА
пока не растворишься вся –
иллюзия моя ты метко
как метка бытия
показываешь монотонность
и преданность своим "жИ; шИ"
быть может это всё условность
но не скажи но не скажи

5
холодным было это утро
я тронулся как лёд
не знаю мудро иль не мудро
пройдёт иль не пройдёт
движенье льда движенье жизни
я сублимирую опять
над неуспешным трупом мысли
как будто он прилег поспать
и должен выглядеть красиво
забальзамирован как вождь
не дебилизм а перспектива
не трожь меня не трожь не трожь


Поэзия это прежде всего полнозвучная звукопись, можно и так сказать, но сначала это нужно пережить по-настоящему в стихотворных муках. Этим-то и связана «Несвязная речь».


24. САША НЕМЕСТНЫЙ «И повторится все»
http://www.stihi.ru/2018/08/14/778 номинатор Юрий Семецкий


Где ночь легка, однако глубока,
И цокотом звенит издалека,
Лечу впотьмах петровским иноходцем,
Но конь троянский в глубине колодца
Все ждёт меня, желанного дружка.

О, улица моя, ты не моя,
Испорчена родная колея.
Лирически во тьме подходят трое,
Чтоб закурить и разделить со мною
КИРПИЧ КРАЕУГОЛЬНЫЙ БЫТИЯ.

Фонарь под глазом создает уют,
Но электричества недодают,
Твердят, как попки: — Выход есть из мрака.
Затем печальной павловской собакой
Глядят в глаза
И стылой правдой врут.

Я снова трезв,
А Родина — пьяна,
Белугой поднимается со дна.
Не мы немы, — ревёт она в испуге.
Уже не плавники, ещё не руки
Разводит в изумлении она.

Плывёт, отдав концы, за край угла,
Там, где земля полынью изошла
И лучший выход — притвориться снулым.
Река не спит,
Она не утонула
В той женщине, которая метла.

Да есть ли, право, совесть у меня?
Нырнуть в канал?
Желания звенят:
Попить, поесть
Шампанского и мидий,
Игриво обновить набор хламидий...

Зимой каналам не до человеков.
Кричишь в тоске: — Аптеку мне, аптеку!
ОтдАл бы за аптеку полконя!


Особое неожиданное достоинство в причастности к смеховой культуре, которая граничит со стихотворной. И такой способ преодоления настоящего в перспективе может перерасти в большую форму.



25. АЛЕКСАНДР СТАРШИХ «Авеню»
http://www.stihi.ru/2014/10/02/5471 номинатор Юрий Семецкий


На деревенской авеню
Кипят нешуточные страсти,
Но всё равно сто раз на дню
Все говорят друг другу: «Здрасте!»

Здесь вековой царит уклад:
Не важно, кто взошёл на царство –
ПРЕВЫШЕ ВЛАСТИ МИР И ЛАД,
И ЭТО ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО.

Здесь свежий воздух со двора
Струится в двери и оконца;
И с любопытством детвора
Встречает новых незнакомцев.

Здесь и на солнце, и в тени,
Как на ладони, виден весь я…
О, Боже правый, сохрани
Живое это равновесье.


Стихосложение потенциально молитвенное дело прежде всего, и это открытие настоящего всегда происходит изнутри.


26. MOON «oставь мне»
http://stihi.ru/2020/01/01/574 номинатор Елена Ительсон

...оставь мне право быть непонятым,
(благословенен жест пространства)
оставь мне право быть дальтоником
в эпоху жуткого убранства,
когда кричу от одиночества
в плену неисчислимых особей,
оставь мне в собственность пророчества
хотя бы этим страшным способом,
...КОГО НЕ УБИВАЕТ РАЗНИЦА –
(КТО Я – ТВОРЕЦ  ИЛИ ИЗДЕЛИЕ)
дай мне веселие без праздника,
не дай мне праздник без веселия,
...филологическе горе
околомлечного пространства,
...я – с колокольным стоном спорю
– оставь мне всё непостоянство...


Уникальное выражение общего пафоса подборки, состоящего в осознании глубинного противоречия, в которое попадает творческая личность.


27. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА «Я чувствую»
http://stihi.ru/2020/05/28/6536 номинатор Елена Ительсон

Я чувствую небо, птицу,
я чуствую ветер, дерево –
МОГУ НАД СОБОЮ ВЗВИТЬСЯ,
могу шелестеть, уверовав,

что я говорю на птичьем,
на лиственном, певчем, ветреном,
что это моё привычное,
что это моё рассветное...
 
Когда же приходит вечер –
перезвонный, зелёный, радостный –
говорю на своём человечьем,
и не чувствую разницы.


Стихотворение фиксирует важную связь между чувствами и сообщениями чувств, а это и есть ощущение настоящего, то подлинное ощущение, которое позволяет выйти выходит за тесную границу самого себя.



28. АНДРЕЙ ПОДУШКИН «Когда покупали ботики нам…»
http://stihi.ru/2018/05/25/7996 номинатор Ольга Озерова

Когда покупали ботики нам,
Штанишки на лямках, банты,
Болел кто болезнью Боткина,
Кто корью, а кто талантом.

Врачи, педагоги, родители,
Свои прилагая руки,
Лечили упорно и бдительно
Детские наши недуги.

И ВЫРОСЛИ МЫ НОРМАЛЬНЫМИ,
БЕЗ ВИДИМОЙ ПАТОЛОГИИ,
БЕЗ ВСЯКОЙ ТАМ АНОМАЛИИ,
КОНЕЧНО, НЕ ВСЕ, НО МНОГИЕ.
               
                1993


Послевкусие, но не все так просто, потому что мысли и чувства из прошлого, но они – будущем.


29. АЛЕКСАНДР ЖУРАВЛЕВ «Студные даты…»
http://stihi.ru/2013/01/09/7065 номинатор Ольга Озерова

А воздух морозный
До гланд, до трахей
Идёт в носоглоточный слалом.
Замерзнув в пальто,
Я ЯНВАРСКИЙ ТРОФЕЙ –
Консерва с тушенкой и салом...

Надев пуховик,
Нарастил свой объём;
Перчатки – и вот оно счастье!
Но холод
Нахальным таким воробьем
Находит и щиплет запястья.

Пылает огнем
Беззащитность щеки,
К Крещению – студные даты...
Понятно теперь,
Почему ямщики
Бывали всегда бородаты.




30. НАТАЛЬЯ КОПЕЛЯН «Apfelkuss»
http://stihi.ru/2020/01/10/6414 номинатор Елена Севрюгина

Стены – кокон, спелёнутый из клубов
Сигаретного дыма –
Неистребимый запах венского штруделя.
Не одолеть его, больная моя любовь.
Адель, я пробовал!
Дома
До дурноты цветущие яблони чудились,
Ластились шёлковой кроной
К щетине моих кистей.
И этот табачный полог с нотами кальвиля
В каждом этюде, во всех уголках укромных
Моей мастерской
Закостенел.
Утвердился. Только о том лукавил я:
Мол, опостылела мне канитель
Неоконченных абрисов, серых эскизов,
Дотлевающих яблочных сигарилл..
О, моя дорогая Адель...
ДВЕСТИ НЕДЕЛЬ ОТТОРЖЕНИЯ ТЕБЯ – ВОТ АСКЕЗА,
КОТОРУЮ Я ПОСТИГ. Я тебя сотворил,
Адель,
И любил, золотая моя, любил...


Создание иного, высшего настоящего, оставаясь в пределах этого, это и есть настоящее творчество любви.



31. АННА АРКАНИНА «Не отвечай»
http://stihi.ru/2020/07/02/4026 номинатор Елена Севрюгина

луна попала в сеть
тугой небесный шарик
как слово загустеть
успело между нами

печной дымок внутри
покатых крыш безлюдье
Я ЗДЕСЬ Я ЕСТЬ СМОТРИ
другой такой не будет

покачиваюсь ах
беседа перестрелка
надежда в позвонках
любовный жар в коленках

ночь выбилась из сил
петляй беги кочевник
напомни говорил
ты о любви зачем мне


Настоящее включает в себя предвкушение, но не сводится к нему, потому что приключение ничего не исключает.




32. АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «в том августе косматом и густом»
http://stihi.ru/2020/09/01/1294 отборочный тур для резидентов

в том августе косматом и густом
холодном как родник
как булка сдобном
нам думалось о всяческом простом
и неудобном

о том которым все из нас больны
и навзничь от него неизлечимы
том самом по естественной причине
не знающем о нас до глубины

и до голубизны нас невзлюбившем
до розовости нежном ко всему
закатному дозревшему тому
что ягоды шиповника и вишни

но только не на наших языках
и нам был страх

как облако над крышей как видение
нам пела и звала нас и вела
как травы рьяна как рукав бела
ПАРНАЯ МЫСЛЬ О СТИХОТВОРЕНИИ

дурная весть о том что до конца
досмотрен сон и зажевало плёнку
и никому ни одному ребёнку
состарившегося его лица

не вспомнить вовсе с самого начала
как не запомнить первого луча

нам падала на плечи алыча
несносная по голове стучала
ранетка

ветки били по щекам
и резались и жглись и было стыдно
быть забродившим к осени повидлом
из прошлогодних ягод и к шагам

примешивалась грусть вязала грушей
невыспевшей по стонущим рукам
в том августе всё представлялось нам
светлей и суше

но так темнело небо как бедро
подгнившего плода так набухало
как взбитое под утро одеяло
раззявившее влажное нутро

и ничего не делалось нежней
оправданней и сколько-нибудь легче
всё было просто – головы и плечи
и булочная за углом а в ней

из молотого зарождалась жизнь
из малого толклось пеклось большое
нам было непременно хорошо и
безбедно друг о друга опершись

и пряная упрямилась трава
и горько пахла
и была права


Так много всего, что даже трудно уловить! Эпитеты придают действительности характер существительного.



33. АГАТА МИЛЛЕР «В отметках на полях»
http://stihi.ru/2017/02/17/10150 отборочный тур для резидентов



Зачем бежать на юг,
прожжённой солнцем кожей
я чувствую всё то же
среди февральских вьюг.

Сменяет жар озноб,
из них озноб вторичен,
дурман дурных привычек
стирает память снов.

И вызывает спазм
сосудов кровеносных
характер мой несносный,
НЕЗАВЕРШЁННЫЙ ПАЗЛ.

В отметках на полях
написанный без цели
непроданный бестселлер,
в котором ты и я,
листать не устаю.

Комфортно в зимнем гетто
от осознанья –
где-то
дрожит от зноя юг.


Послевкусие на грани мастерства! «Незавершённый пазл» хорошее название для всей литературной подборки.


34. ОЛЬГА БЕССНЕЖНАЯ «Черновики»
http://stihi.ru/2020/08/23/9212 отборочный тур для резидентов

я никогда раньше не писала верлибры,
не потому что это сложно –
просто не было повода.
если честно, я не знаю, как написать в рифму
о разделе имущества,
однажды пережив раздел имущества
и странным образом оставшись в живых.
нет такого стихотворного размера,
в котором я могла бы сказать,
чего это стоило,
и дело вовсе не в холодильнике,
выбравшем местом жительства мою бывшую кухню,
а в старом потёртом чемодане,
хранящем черновики –
листки бумаги, исписанные химическим карандашом
разборчивым, в отличие от моего, почерком...
по саду ровным строем вышагивают обнаглевшие голодные скворцы –
ты обязательно поставил бы вертушки,
чтобы спасти плоды,
А МНЕ ДО СЛЁЗ ЖАЛКО ЖЁЛТЫЕ СЛИВЫ, КОТОРЫЕ ТАК И НЕ ПОПРОБУЮ.
я хотела бы спрятать скворцов в чемодан,
пылящийся на стеллаже в кладовой,
но это невозможно – в нём хранятся твои черновики...
ближе к утру ты приснишься,
будешь тереть переносицу и многозначительно повторять «хм...»,
но так и не ответишь, что с ними делать.
с черновиками.

Предвкушение есть? Да! Послевкусие тоже! Значит, и настоящее затаилось между ними! Никто не знает, что такое верлибры! Автор делает открытие, что для верлибра нужен повод, и тогда начинается настоящее.



35. СВЕТЛАНА САЛАХОВА «Приезжай меня обнять»
http://stihi.ru/2020/07/14/7275 отборочный тур для резидентов

Под прицелом у весны приключаются назло мне
Сокрушительные сны в голове-каменоломне,
Гонят время неудач и сбываются по дури.
А с утра хоть вой, хоть плачь в голове-комендатуре.
 
Стонут полки от бумаг: майна – вира, майна – вира!
Одиночка для ума – затяжной коронавирус.
Льётся время неудач в карантинную прореху.
По дороге ходит грач, как средневековый лекарь.
 
Но вовсю цветёт герань в съёмной сталинке столичной!
И ПОКА НЕ СТЁРТА ГРАНЬ МЕЖДУ ЛИЧНЫМ И БЕЗЛИЧНЫМ,
Приезжай меня обнять – плюнь на штрафы и преграды.
Я тебя, как букву ять, возвращаю безвозвратно...
 
Снова снится, что Земля словно в фильме про Илая –
Гнёзд желаю тополям, пуха и пера желаю!
Пусть вне бед и неудач деловитым жизнелюбом
По дороге ходит грач, костяным качая клювом.


Настоящего немало! И послевкусия много! И миром правят рифмы на тонкой грани, прямо обозначенной автором.

36. ЛЮДМИЛА ПОКЛОННАЯ «селенье Шёнхен»
http://stihi.ru/2016/06/06/3877 отборочный тур для резидентов

Румяный ветер надувает щёки,
и расправляют крылья восемь мельниц,
и радостней живёт селенье Шёнхен.

Малютка нахтигаль, пернатый немец,
над речкой Флус о родине – mein Gott! –
соловушкой саратовским поёт,
потом заводит песнь о фрау Розе.

"Ах, Роза, для тебя в селенье Шёнхен
в летящей кирхе блещут окна-розы,
плети свои соломенные шляпы,
жди воскресенья. Глянешь сквозь витраж
на фатерлянд покинутый и Богу
поплачешься, Марии улыбнёшься,
домой вернёшься, сходишь в погребок.

Ах, Роза, минет век – с небес увидишь,
что мэдхен, девочка цветущая /в прабабку/,
ГЕРБАРНОЙ ТЕНЬЮ СГИНУЛА В ТИСКАХ
убийственного голода двадцатых,
и мальчик, кнабе, Розин лепесток,
в Сибирь заброшен будет чёрным ветром.
Мой милый Августин, какие времена!"

Когда-нибудь «ступеньками, без страха,
как в погребок за кружкой мозельвейна»,
пойду и я в чепце из коленкора,
рубахе белой, юбке синей, в бусах-
кораллах, в безрукавке-душегрейке
над школой, почтой, кирхой, речкой Флус,
путём воздушным, вровень с нахтигалем, –
в небесное моё селенье Шёнхен,
где крутятся от солнечного ветра
всё те же крылья, те же восемь мельниц
с немецким тщаньем перемалывают звёзды.
Порхает в небе звёздная мука
и вместе с ней, светясь пшеницей жёлтой,
соломенная шляпка Розы


Послевкусие в рамках ретроспекции. Произведение литературы, которое нас, разведчиков настоящего, забрасывает в прошлое.


37. АГАТА БАХРУШИНА «Было лето»
http://stihi.ru/2020/06/15/6710 отборочный тур для резидентов

Назло условиям погодным
Я до сих пор тебя люблю.
Летят последние вагоны
Туда, где воздух стыл и лют,

Где бороздят лицо морщины
И гнётся гордая спина,
Где молодая чертовщина
Рыдает в тамбуре одна.

Погода шепчет: «Было лето,
Теперь вы нянчите внучат».
А ВРЕМЯ ЕДЕТ БЕЗ БИЛЕТА,
По стыкам рельсовым стуча.


Настоящее рядом! Об этом целая поэма пути, времен года, трансформаций плоти, поэма, записанная конспективно как шпора на экзамене.


38. ВЛАДИМИР ШТЕЛЕ «Один зимний день Фёдора Ивановича»
http://stihi.ru/2020/08/13/2967 отборочный тур для резидентов

Буркнет кошке: «Паразитка»,
А она – под хвост свой нос.
Вышивает белой ниткой
На окне узор мороз.

Три яйца, щепотка соли...
Чай имбирный вскипятит.
«Спутаться с соседкой, что ли...» –
Думает, в окно глядит.

Что там, а? Да ничегошки.
Лёд на стёклах, словно бронь.
Соберёт с клеёнки крошки,
Старая дрожит ладонь.

Всё в снегу – крыльцо, калитка.
Сядет у стола, смолит.
Утром скажет: «Паразитка»
И весь день потом молчит.

Вышита на стёклах ветка,
Шапка снега ветку гнёт.
«МОЖЕТ, СПУТАТЬСЯ С СОСЕДКОЙ?» –
Перед сном мысля мелькнёт.


Не без настоящего и более того! И послевкусие, и предвкушение! И назойливый мотив мнимой возможности вырваться за пределы быта в бытие.


39. АЙНА КЭМ «Развалины»
http://stihi.ru/2020/05/23/7982 отборочный тур для резидентов


Что мы можем сказать... ничего мы не можем сказать.
Это было, наверно, с десяток столетий назад,
И песком занесло приводившие к храму тропинки.
Сквозь песок неизвестно какие пробились цветы.
МЕЖ ЦВЕТАМИ, СМЕШНО РАСКРЫВАЯ ПТЕНЦОВЫЕ РТЫ,
Приспособились ящерки греть оловянные спинки.

Под развалины арок столетья вползали плющом.
Что тут было тогда? Не сказать. Что тут будет ещё?
Вот уж это нетрудно сказать. Ничего тут не будет.
Не осталось историй про то, что тут делалось встарь.
Бесконечно спокоен запятнанный кровью алтарь.
Камни очень немного хранят, и не более – люди.

Значит, это преданье теперь уже только для нас.
Мы фигурки божков, что сидят и едят ананас
В безмятежном забвении, в древних развалинах храма.
Только спинки задумчивых ящерок. Только цветы.
Только шорох бесчисленных лет. Только я. Только ты.
Только вечное солнце лучами кропит панораму.


Послевкусие как прием. И отчетливость знаков настоящего существования вне такого настоящего, которое ненастоящее.




Мой индивидуальный шорт-лист, к сожалению, не может включить все стихотворения этой исключительно сильной подборки, которая могла бы быть издана под одной обложкой. Конечно, меня смущает, что в этот раз сам выбрал только три скупые краски для обозначения сложного избранного, но, признаюсь, это головокружительно, потому что попадаешь в жернова строк…

Если серьезно, то, как я понимаю, настоящий конкурс приурочен к 190-летию Болдинской осени и, хотя это не все 200, но повод достаточно серьезный, чтобы определиться в системе координат времени и пространства русской поэзии, и, кажется, этот получилось.



2. БОРИС ГОЛУБЧИК «Оригами»
http://stihi.ru/2020/06/03/4600 отборочный тур

3. АНТАНЕЛИС «В шашки на Адриатике»
http://stihi.ru/2020/07/24/2010 отборочный тур

4. ЯНИНА МАРКОВА «Море»
http://stihi.ru/2020/07/23/5313 отборочный тур

5. АНАСТАСИЯ СПИВАК «Цветение»
http://stihi.ru/2020/09/18/2926 квота Филиппа Хаустова за дежурство в Курилке

10. ТАМАРА САЛЬНИКОВА «Над водой ходит та же вода…»
http://stihi.ru/2020/07/30/3217 номинатор журнал "Тропы"

13. ПРО ЗА «Просто лю...»
http://stihi.ru/2018/10/03/3555 номинатор Елена Элентух

17. АЛЕКСАНДР НАЗАРОВ «Он включает на кухне снег»
http://stihi.ru/2020/08/13/335 номинатор Маргарита Шмерлинг

20. ЕВГЕНИЯ БИЛЬЧЕНКО «Басня о Борьке и Белке»
http://stihi.ru/2020/09/08/8859 номинатор Серёжка Попов

34. ОЛЬГА БЕССНЕЖНАЯ «Черновики»
http://stihi.ru/2020/08/23/9212 отборочный тур для резидентов

35. СВЕТЛАНА САЛАХОВА «Приезжай меня обнять»
http://stihi.ru/2020/07/14/7275 отборочный тур для резидентов

38. ВЛАДИМИР ШТЕЛЕ «Один зимний день Фёдора Ивановича»
http://stihi.ru/2020/08/13/2967 отборочный тур для резидентов


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.