Турнир поэтов, четвертьфинал 4

Участвуют Михаил Тенников и Сергей Каратов, критик – Елена Пестерева, ведет программу Евгений Сулес

Подробная информация о программе «Турнир поэтов» – на сайте turnirpoetov.ru

Для голосов экспертов применяется новое правило: если эксперт не опубликовал развернутый комментарий с обоснованием своей позиции, то его голос учитывается как зрительский.

94.4 балла
105.6 баллов
Родился в Ленинграде, живет в Санкт-Петербурге. Имеет два высших образования: окончил философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета и факультет ракетно-космической техники Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д. Ф. Устинова. Работает конструктором. Публиковался в литературных журналах «Я», «Мурманский берег», «Перископ», «Плавучий мост», «Формаслов», «45-я параллель» и другие. Автор книги стихов. Автор представлен членом Художественного совета Юрием Семецким.
Родился в Миассе, живет в Москве. Окончил Литературный институт имени Горького, литературный работник. Публикуется в российских и зарубежных изданиях, в том числе в газетах «Литературная Россия» и «Культура», журналах «Новый мир», «Октябрь», «Юность», «Смена», «Дети Ра», «Зинзивер», «Полярная звезда», «Эолова арфа», «Байкал», «Студенческий меридиан», во многих литературных альманахах. Поэт, прозаик, критик, переводчик и публицист. Автор 14-ти книг стихов. Автор рассказов и новелл, романа и книги мемуаров. Лауреат национальной литературной премии «Поэт года», лауреат национальной литературной премии «Писатель года». Участник международных поэтических фестивалей в Италии, Румынии, Туркменистане, Киргизии, Дагестане, России. Автор представлен членом Художественного совета Зиновием Антоновым.
Экспертных голосов: 8 – это 44.4% от суммы 18
Зрительских голосов: 94 – это 50% от суммы 188
Михаил Тенников получает 44.4% + 50% = 94.4 балла
Экспертных голосов: 10 – это 55.6% от суммы 18
Зрительских голосов: 94 – это 50% от суммы 188
Сергей Каратов получает 55.6% + 50% = 105.6 баллов
Каждый из участников этого тура убедителен в своей поэтике. Я получил удовольствие от чтения обоих подборок. Голосую за Михаила, поскольку в его подборке меня особенно привлекла "езда в незнаемое", за которую так ратовал классик XX века.
 Желаю успеха и благополучия и Михаилу, и Сергею!

Ильдар Харисов (30.11.2022 в 20:51) – Экспертный совет
Никакого противопоставления одного автора другому. Никакого деления на левых и правых, красных и белых, коричневых и зелёных. У меня есть только мой внутренний голос, который либо откликается, либо молчит.
 Сергей Каратов — прекрасный автор.  Он идеально овладел поэтическим ремеслом. Такая поэзия нужна многим: основательная, грамотная, мудрая, спокойная. Это - база, это фундамент. Сергей очень приятный человек и вызывает большое уважение и желание отдать ему свой голос. Мой разум за стихи Сергея Каратова.
… если бы я голосовал разумом, конечно...
Однако, для меня восприятие «поэтического» несколько шире. И редко проходит именно через логику и прочие точные физические настройки. Эмоционально (в этой конкретной паре) я на стороне Михаила.
Буду искренне рад успеху любого автора. И (тут уже логически) понимаю, что победа Сергея сделает продолжение Турнира острее.

Игорь Бирюков (30.11.2022 в 12:37) – Экспертный совет
Чем ближе к финишу Турнир, тем труднее голосовать. Проблема не в том, чтобы сделать выбор. Проблема - отдать свой голос одному из авторов, понимая, что, возможно, он (голос) станет решающим, и другой хороший автор не попадёт в следующий тур.
 Я поддерживаю автора, которого рекомендовал. Мне нравятся стихи Михаила, я уверен, что в случае победы на Турнире, он достойно будет выглядеть в ряду прочих победителей. Полагаю, что такого обоснования достаточно.
А поэзия Сергея Каратова замечательная, вполне допускаю, что он даже более заслуживает победы, чем Михаил. Но я сделал другой выбор.

Юрий Семецкий (30.11.2022 в 01:05) – Экспертный совет
Я много лет знаю Сергея Каратова и трепетно отношусь к нему и его стихам, но если его поэзия вызывает во мне чувство умиротворяющей лёгкости (так часто нужной и полезной, кстати), то стихи Михаила Тенникова неизменно - бурю сложнейших эмоций и беспомощного, но чистейшего восторга. Читать и как будто заново рождаться – не этой ли магии мы ждём от любых произведений искусства и поэзии в том числе? То, что его стихи могут кому-то показаться сложными для понимания - не проблема Михаила, а проблема читателя, недостаточно подготовленного и противящегося восприятию в общем-то известных материй, но подаваемых на ином уровне. Где ваши духовные усилия, друзья? Призывы к Михаилу писать проще и понятнее вызывают недоумение. Он может и проще, и понятнее, но это всегда опрокидывает, всегда выстреливает навылет. Ну почитайте у него хотя бы «Иное прочтение Бима», а ещё лучше - «Невский пятачок». Здесь и классика, и хрестоматийность, и русская поэтическая традиция налицо, при глубоком интересе к мировому культурному наследию, замечу. И если в оценках этого поединка повелось говорить о музыке и композиторах, то я вспомнила бы Могучую кучку, а в ней – Мусоргского, Римского-Корсакова и Бородина, а также тесно общавшихся с ними Илью Репина и Ивана С. Тургенева. Тенников точно вписывается в этот ряд.
 Голосую ни в коем случае не против поэзии Сергея (и надеюсь, что он не утратит своего благорасположения ко мне за это), но за поэзию Михаила Тенникова.
Какое разнообразие поэтических стилистик преподнёс нам Турнир этого года! Не все вышли в четвертьфинал, но запомнились многие. Спасибо всем причастным.

Надежда Бесфамильная (27.11.2022 в 21:27) – Экспертный совет
 Когда-то музыка  Шум­ана и Листа    казалась  ниспровержением канонов  в сравнении с  Моцартом  и Гайдном.
А те, в свою очере­дь, были непозвол­ительно сложными в сравнении с Глюком и Вивальди.
И, боже, какой возм­утительный "сумбур вместо музыки" предст­авил слушателям 20 век в лице Прокофьева и Шостаковича! Так и писали на страницах газет и партийных постановлений.
Клеймили и высмеива­ли.
Жизнь и развитие ис­кусства - в живописи , музыке, литературе - все время пытали­сь остановить, удерж­ать , законсервирова­ть, но это каждый раз оказывалось невозм­ожным.

Мы забываем, что Тур­нир поэтов - не  раздача ярлыков с признанием совершенства и утве­рждением единого обр­азца, коему надобно следовать.
Ничей вкус и пристр­астия не хуже против­оположных . И хорошо написанные стихи, в рамках ли классичес­кой простоты или в эстетике новых литера­турных течений, оста­нутся хорошими стиха­ми и сегодня , и потом.
Плохим стихам не по­могут ни простота и "доходчивость", ни заумные навороты.

Потому гармония и ис­кренность стихов Сер­гея Каратова вызывает столь теплые чувст­ва у читателей.
Потому и стихи Миха­ила Тенникова, в кот­орых  нет случай­ных слов , так сильно притягивают тех, кто чувствует магию их подлинности .
Сойдемся на том, что у этих авторов раз­ные аудитории.

Но я представить себе не могу, что ценит­ели музыки Баха, Вив­альди, Глюка и Моцар­та откажут себе  в радости слушать произведения Вагнера, Шостаковича, Скряб­ина, Шёнберга, Оннег­ера - и наоборот.
Что они НЕ ЗНАЮТ эт­ой музыки!
А в литературе такая ограниченность вку­са сплошь и рядом. И ею козыряют в поэти­ческих баталиях.

Нет разграничений ст­оль непроходимых, чт­обы , принимая одну манеру и стиль, ярос­тно отрицать, клейми­ть и порочить то, что нам не близко. Не лучше ли признать, что, освоив что-то одно,  просто не имеем ясного представлен­ия о том, что лежит за пределами обжитого нами эстетического пространства.
И начать хоть изред­ка совершать туда вы­лазки.
К слову, это как раз является одной из целей Турнира поэтов.

Лариса Морозова-Цырлина (27.11.2022 в 03:52) – Экспертный совет
Творчество каждого из соперников по-своему интересно. Стихи Михаила Тенникова выбираю за созвучие времени, за «неистовый мир», который «бесчеловечен, нем и неподсуден». И узнаваем.

Евгений Овсянников (30.11.2022 в 18:23) – Экспертный клуб
С глубоким уважением к Сергею отдаю свой голос за Михаила.
 Уже много лет знакома с его творчеством, но не перестаю удивляться, даже перечитывая старые, знакомые стихотворения...
Несколько лет назад я делала для Михаила сборник его стихов, потому что ему было некогда, а мне хотелось иметь эти стихи в печатном виде. До сих пор иногда тянет перечитать.
Должна признать, Турнир этого года невероятно уровневый в том плане, что голосовать крайне сложно.

Алёна Овсянникова (29.11.2022 в 10:40) – Экспертный клуб
Профессионал в поэзии – на мой взгляд, оксморон. Поэзия не профессия. Да, необходимая техника должна быть, но она достигается (разумеется, при наличии определенных способностей)  не слишком долгой выучкой в каком-нибудь литинституте, а потом – кропотливой практической работой. Четырнадцать книжек стихов – с ума сойти! И сколько из них на слуху у широких народных масс?
 Мы любим и ценим Микеланджело, Рембрандта, Пушкина, Айвазовского и прочих великих творцов не за то, что они профессионалы (т.е. умело и сноровисто держали кайло, кисть, перо или что там еще), а за то, что создавали шедевры.
Меня Сергей Каратов, при всем уважении к его литературному стажу, не заинтересовал. А  Михаил Тенников как творец (пусть и неровный, что вполне ожидаемо для ищущего автора) вызывает любопытство и желание заглянуть в будущее: а что он еще эдакое выдумает?

Владислав Сергеев (27.11.2022 в 18:52) – Экспертный клуб
Юлия Долгановских (30.11.2022 в 18:27)
На мой взгляд, очевидно, что Михаил –– поэт. Поэт по складу мировосприятия, по способу взаимодействия с реальностью, по силе слова и образа. И в его стихах это присутствует –– мировосприятие просвечивает через ткань слова.
 
Помимо сказанного выше –– это поэт моего ближнего круга чтения, я рада каждому его новому тексту, они достраивают и моё мироздание, принося туда красоту и точность образа, живую силу слова, помогая моему миру выстоять. 

Ирина Чуднова (30.11.2022 в 18:05)
Большой оригинал.

Сергей Крюков -1 (30.11.2022 в 15:28)
У Каратова как-то всё ровненько и гладенько. А прочитаешь, и выветрится из памяти через 5 минут.
 Стихи должны жечь напалмом.
Иначе это не поэзия, а пустое рифмоплетство.
Сотрясание воздуха.
И ещё, я не очень люблю авторов, которые бахвалятся своими регалиями.

Потому, голос однозначно Вам, Михаил.
Ваши стихи как-то ближе к тому, что зовётся поэзией.

Марго Сергеева (30.11.2022 в 14:37)
Мне очень понравились стихи обоих авторов. Но я голосую за поэзию Михаила, потому что это стихи, которые надо раскрывать для себя, думать о прочитанном. Это чудная поэзия!

Благова Любовь (30.11.2022 в 12:45)
тексты Михаила более ёмкие, более сильные, образные в конце-концов.

Пётр Кравчина (30.11.2022 в 12:29)
Твоя Гербера (30.11.2022 в 12:11)
Галина Гринько 3 (29.11.2022 в 22:02)
Алексей Попович 63 (29.11.2022 в 19:29)
голосую за стихотворения Михаила, и если бы меня спросили - почему?, я бы образно ответила заголовком киноноальманаха - У каждого своё кино... 
 каждое из стихо-двухминуток - ненавязчивый авторский рассказ, всегда влечение, всегда тонкое ощущение...очень впечатлило - "Из Гебала с любовью".

Вайлит (29.11.2022 в 18:31)
Баль Сергей (29.11.2022 в 18:08)
Татьяна Шадуя (29.11.2022 в 13:16)
У Михаила более глубокие по смыслу и сложные по написанию стихи.
 Есть над чем задуматься. Возвращаешься, перечитываешь, осознаёшь.
У Сергея более простые, лёгкие к восприятию стихи. Запомнился Иволга.

Мне понравились больше стихи Михаила. Они интереснее.

Старков Алёша (29.11.2022 в 13:26)
не смотрела но читала
 интереснее, да)
хотя и бродского много, но это плюс

Берта Лучева (29.11.2022 в 11:36)
Интереснее, да.

Александр Веселов (29.11.2022 в 01:51)
Михаил Тенников - поэт от Бога!

Вадим Шарипов (29.11.2022 в 00:06)
Валерий Вовк (28.11.2022 в 22:43)
Стихи Михаила мне напомнили фильмы Андрея Тарковского, поэтому я голосую за него.

Татьяна Вийом Сыч (28.11.2022 в 22:32)
Выбирать из кролика и ежа невозможно. Такой примерно выбор. Вопрос только в том, кто больше соберет голосов не по качеству, а по симпатии. Ну что же, это издержки всех турниров, и здесь не надо расстраиваться проигравшему. Самое лучшее то, что человек или показал себя, или напомнил о себе в очередной раз. Спасибо и Сергею, и Михаилу. Голосую за будущее с надеждой, что оно будет. А прошлое уже состоялось.

Сергей Хомутов Рыбинск (28.11.2022 в 14:40)
впечатления положительные... мои...

Алексей Борычев Избранное (30.11.2022 в 01:25)
великие стихи :))

Борычев Алексей Философия (28.11.2022 в 14:26)
Стихи Сергея Каратова хороши, но они традиционны. Я не могу сказать - вот он - мир Сергея Каратова.
 Михаил Тенников создает в стихах свой мир. Голосую на его стороне.

Альберт Горошко (28.11.2022 в 12:20)
Юлия Сайкина (28.11.2022 в 10:52)
Поэзия Михаила мне ближе и понятнее, несмотря на небольшие недочеты, они рисуют яркие образы, создают особый мир восприятия...У Сергея чисто, ясно, как говорится; на блюдечке с голубой каёмочкой...

Валентина Беркут (27.11.2022 в 20:24)
Михаила знаю по конкурсам поэмбука. Живая близкая мне поэзия!!! Хочу пожелать ему удачи!

Светлана 99 (27.11.2022 в 18:56)
Мне понятно, хоть и не близко желание достаточно большой части общества остановить время, словно это поезд с бесконечной вереницей вагонов, везущий человечество строго из пункта А в пункт Б, а не огромное разнообразие путей, из которых каждый выбирает свой - вперёд, вправо, влево и даже назад. Поезд можно остановить - отдав команду машинисту, разобрав рельсы, лишив локомотив источника энергии. Но попытка остановить, законсервировать время сродни отказу признать тот факт, что даже мы сегодняшние не равны себе вчерашним, научившись что-то принимать, а с чем-то категорически не соглашаться.
 Язык не может не отражать время, как и искусство, переживающее свои революции взглядов и форм. Стала ли хуже музыка Моцарта оттого, что нам теперь знакомы такие явления, как джаз и рок? Нет, её продолжают слушать в том числе и поклонники джаза и рока, которые, в свою очередь, стали классическими направлениями музыки.
Перестали ли фильмы Сергея Эйзенштейна быть образцами искусства, спустя десятилетия после их появления на свет? Нет. Но возможности киноязыка многократно выросли, подарив нам фильмы Алексея Германа, Стэнли Кубрика, Бернардо Бертолуччи.
От оперных певцов сейчас требуется не просто статично исполнять свою партию, но и играть, делая свою роль более объёмной. И это один из самых консервативных видов искусства.
Попытка остановить развитие языка сродни запрету мальчику становиться юношей, а потом и мужчиной. Он всё равно вас не послушает. И если время вокруг меняется, то и язык будет отражать изменения этого времени. Потому что он такой же живой, как и мы с вами.
Скажем, лист на дереве не просто зелёный. Он имеет форму, растёт на ветке дерева, которое относится к определённому классу ботанических растений, общается с ветром, откликается на дождь, улыбается солнечному свету. Это всё стороны жизни обычного зелёного листа, знаний о котором тем больше, чем больше сторон жизни вокруг себя видит человек.
Поэтому мой голос Михаилу Тенникову - за многомерность, полифонию звуков и красок, за его бесстрашие заглянуть за горизонт привычного и обыкновенного.

Колокол (27.11.2022 в 16:15)
Михаил Тенников современен,интересен.

Манихина Наталья (27.11.2022 в 14:29)
В стихи Михаила нужно вчитываться, ловить образы и достраивать для себя. Это хорошо. 

Алексей Головко (27.11.2022 в 12:34)
Алекс Трудлер (27.11.2022 в 10:44)
Валя Кальм (27.11.2022 в 04:26)
Нравится его поэзия.

Василий Рем (27.11.2022 в 01:28)
...Ну. вот и долгожданный переезд.... как говорил уважаемый мною Бродский- вот и долгожданный четьвертьфинал.
 И такой контраверсийный- поэты абсолютно разные, каждый со свои стилем, отношением к слову и поэзии в целом.
Никогда не приветствовал в комменариях говорить негативно о сопернике поэта. за кого голосуешь. Да и редакция -то просит сказать-"почему выбрали именно этого Автора" . А не - чем один Автор хуже другого.
Короче, пока не проголосовали мои незыблемые авторитеты Игорь Бирюков и Юрий Михайлович, спешу поддержать понравившегося мне, именно в четвертьфинале, поэта! И хочется верить в бессмертие поэзии, и что читатели и слушатели не дадут ей погрузиться в архаичность. Хорошие стихи. если по -простому говорить. интересные. вот тут уж- не простые, сложные, даже приходится перечитывать, хотя бессмертный Александр Сергеевич и призывал к простоте. но -21 век на дворе. однако. Ну. и будет справедливо, если скажу пару слов о ведущем и критике- и тот и другой на своём месте, владеют профессионально  и поэтами, и аудиторией, им хорошо вдвоём на этом раунде ,и вместе с ними хорошо и нам, слушателям и соперникам. За всех рад!

Александр Пешков 3 (26.11.2022 в 23:04)
Масловская Алина (26.11.2022 в 20:27)
Саша Неместный (26.11.2022 в 16:01)
"Спасибо" нынешней школьной программе, не способной подготовить слушателей к восприятию новых образов, отличных от образов поэтов шестидесятников.
 Да, простота восприятия (у Сергея) это хорошо. Стих принимается любой публикой, не зависимо от степени образованности, но стихи Михаила заставляют мозг думать, выстраивать образы, дорисовать часть событий и подстраивать строки под себя.
Это ценно. Мой голос Михаилу.

Фадей Максимов (26.11.2022 в 10:05)
Виктория Беркович (26.11.2022 в 09:26)
   Приступая к чтению подборок соперников, не мог не отметить знаменательный факт, что ровно 30 лет назад, в 1992 году, Сергею Каратову было столько же лет сколько сейчас Михаилу Тенникову, а самому Михаилу Тенникову тогда было всего 16. Исходя из этого неоспоримого факта, покорно|попкорно настроился было на традиционный для России конфликт поколений, как известно, нашедший своё наиболее полное выражение в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» в лице отца и сына Кирсановых; но внимательно прочтя подборки, к своему изумлению, убедился в полном отсутствии конфликта как такового.  Каким образом, пройдя период жёсткой ломки сознания 90-х, оба соперника умудрились сохранить здравый рассудок и гуманистические идеалы в своём творчестве, для меня осталось загадкой.
 
    В одном сетевом журнале прочёл о  Михаиле Тенникове, что он как бы «вяжет» слова петелька за петелькой, да так плотно, что ни добавить, ни убавить, и ещё, что он якобы «проводник» и «медиум», а его чтение обладает гипнотической и чуть ли не целительной силой. На мой взгляд, в этих утверждениях есть-таки доля истины: стихи Михаила Тенникова, представленные как в первой, так и во второй подборках, действительно, чем-то напоминают ткань, а точнее — куски ткани, как будто вырезанные из огромного полотна, на которых даже заметны следы разреза — многоточия в начале и в конце стихотворений, очевидно, говорящие о том, что автор изначально тяготел к более крупным формам, возможно, даже к поэмам.  Что же касается «проводника» и «медиума», то здесь возникает законный вопрос: «От кого именно автор что-то проводит, не от Наполеона же?» Думаю, «медиум» и «проводник» в значении медиума тут явно отпадают, не говоря уже о гипнотической силе чтения. И остаётся только «проводник» в значении сталкера Тарковского, который и сам толком не понимал от кого, кому и что именно он проводит. Но, в сущности, так и должно быть в настоящей поэзии.

    А Сергей Каратов приятно удивил меня авторством слов к довольно известной песне «Не оставляйте женщину одну», которую в своё время исполняли Игорь Корнелюк, Нани Брегвадзе и даже Анне Вески.

Александръ Рябчиковъ (26.11.2022 в 07:31)
Вильям Скотт (26.11.2022 в 00:31)
Наталья Летошко (25.11.2022 в 23:49)
Владимир Торговкин (25.11.2022 в 22:32)
Елена Лесная 2 (25.11.2022 в 19:36)
Сложная и прекрасная поэзия. Читать и перечитывать, и чувствовать, и думать. И радоваться, конечно, что есть такое на свете.

Ольга Яхно (25.11.2022 в 17:38)
Светлана Тимашева (25.11.2022 в 14:39)
Выбор для меня довольно однозначный. У Михаила вижу поэзию с чётким уникальным своим голосом. «Каннельярви» вообще ранее представлял на Поэмбуке в рубрике «Авторская кухня». Если иногда мне и кажется, что Михаил периодически (ни в коем случае не всегда) может злоупотреблять стихами-ребусами, это его авторский путь, его авторское право. Меня это не отталкивает, поскольку даже в таких «ребусах» я слышу своё уникальное наполнение, свой авторский голос, свою уникальную работу с ритмикой и фонетикой, свои глубокие и точные образные ряды. Тяжёлый, как бы спотыкающийся от обилия мыслей стих. Звуки, ворочающиеся, как чудовища. И — несомненная поэзия.
 
Про поэзию Сергея не могу сказать ничего плохого, однако она представляется мне скорее голосом времени и поколения, нежели голосом личным. С одной стороны, я сам — традиционалист, но всё же являюсь сторонником подхода, что за традиционной формой хочется видеть то, что не сказано ещё никем, и так, как никем ещё не сказано, некую глубину, многомерность, которая и делает стихи полновесной поэзией. Здесь происхождение традиции очень заметно, это мейнстримовая поэзия шестидесятников. Лично мне эта традиция кажется максимально неблизкой, и потому я голосую за Михаила.

Илья Рейм (25.11.2022 в 14:16)
Для начала полюбопытствовал, о чём пишут в комментариях. Хотелось узнать усреднённое мнение.
 
Получилось, что Сергей Каратов представляет популярную поэзию, как таковую, простую и понятную, а Михаил Тенников - экспериментальную и малость "заумную".
Что сказать, симпатии мои вышли из нейтрального положения, поскольку любопытство превалирует над привычным.

Далее отправился читать подборки.
______________
Сергей Каратов
Сходу ощутил веяние ушедшего времени. Признаки, которые не могу переносить в современных стихах. А именно, архаичные (уже) формы "-нья", "-нье". Хотел сделать скидку на возраст, но... Мой отец был значительно старше, но не создавал впечатление человека двадцатых годов (тех двадцатых).
Дальше отметил, что "всё складно", "за жизнь", практически в стабильном ритме без всплесков. Упоминание "ноутбука" в тексте даже сильно удивило. Как-будто увидел на фотографии Чехова со смартфоном.
Всё-таки, поэзия Каратова (в предлагаемой подборке) отдаёт временами стыка восемнадцатого века с девятнадцатым, "теми" временами. Наверное, можно сказать - Серебряным веком.
Хорошо, но за душу не берёт. Из тех времён вспоминаются и другие имена, более яркие.
_______________
Михаил Тенников
Читать "с разбега" не получилось. Пришлось "притормозить",  вглядываться и подстраиваться под иной ритм. С определённым любопытством человека, открывшего коробку с тысячей пазлов - "Соберу ли?"
"Отточия" давались не сходу. Смысл невелик, больше ощущений и чувств. Этакие рассуждения "о смыслах". Читать пришлось не раз.
Дальше возникло интересное ощущение. Мне опять почудилось дыхание Серебряного века. Не знаю, в чем это выражается. Возможно в какой-то ритмике.
Стихи больше не смысловые, а изобразительные. Как написанные рваными словами крупными, наплывающими друг на друга, мазками картины.
Не буду говорить, что я поклонник такого самовыражения, но "поковырялся" в текстах с интересом. Не без своеобразного удовольствия и любопытства.

В результате ознакомления с подборками ничьим поклонником я не стал, но чаша весов между авторами продолжила сдвигаться в сторону Тенникова. Ведь любопытство и интерес, это больше равнодушия.

Создалось впечатление, что стихи одного участника можно привычно декламировать, другого - рассказывать и после спорить обсуждая.
 
Декламация
______________
Сергей Каратов
Неплохая декламация, несколько улучшающая восприятие текстов. Ровная, хоть и однообразная, превратившая подборку в единый текст.
_______________
Михаил Тенников
Для меня декламация ухудшила восприятие текста. При чтении он для меня был интереснее. Также присутствует ровность и однообразность, как и у соперника. Разве что, с излишним "подвыванием" или "гипнотизмом" по словам критика.

По декламированию для меня откровений не случилось. Скорее всего потому, что я просто не любитель декламаций.
____
Итог
В принципе очевиден. Выбор сделан в сторону интереса и любопытства.
Впрочем, как и множеством голосующих читателей. Все выбирают то, что ближе: привычность и понимание или любопытство и интерес.

Яворовский Юрий (25.11.2022 в 12:32)
Катя Су (25.11.2022 в 12:26)
Винил (25.11.2022 в 11:46)
Борычев Алексей (25.11.2022 в 11:43)
Выбираю Михаила Тенникова за стихийный прорыв

Таня Иванчай (25.11.2022 в 11:20)
Произведения обоих авторов понравились, но у Михаила Тенникова ближе.

Дмитрий Дмитриевич Колесников (25.11.2022 в 11:09)
Надежда Либкова (25.11.2022 в 10:09)
Лина Маго (25.11.2022 в 09:42)
Геннадий Антонов (25.11.2022 в 09:18)
Комментарий И. Кабачковой исчерпывающий. Не прибавить, не убавить. За новые интересные работы Михаила!

Татьяна Суржанская (25.11.2022 в 08:48)
Востриков Сергей (25.11.2022 в 08:17)
Замечательный, интереснейший автор.

Дана Верис (25.11.2022 в 08:12)
Нравятся стихи, актуально и стильно

Карина Броск (25.11.2022 в 08:08)
Вкусно) Мое почтение!

Ольга Галат-Коротаева (25.11.2022 в 06:28)
Инесса Полянская (25.11.2022 в 06:27)
Удачи!

Чёрная Оля (25.11.2022 в 05:40)
Голосую за Тенникова, не потому,что "ах", а потому что его мелодика стиха полифоничней.
 А ритм Каратова и смыслы предсказуемы до банальности.
Пусть даже есть в Сергее мастерство и мастеровитость крепкого ремесленника- подёнщика поэтического слова, но четкая барабанная дробь его стиха не будет чувств, убаюкивает.
А вот у Тенникова синкопы, слом и в этом живость.
Так абсолютная симметрия  скучна, хоть и красива.
Но оба автора плавают в своём мелкотемье. как каратовская,  флегматичная золотая рыбка.
Нет ни в том ни другом, того  поэтического огня,художественного темперамента, что я всё мечтаю встретить на турнире и  всё не нахожу.
Максималистка я неисправимая.
Ну разве явится второй Высоцкий и глупо ждать  пришествие его.

Елена Новичевская (24.11.2022 в 23:51)
Необычайно сложный выбор… У каждого автора — своя манера, свой стиль, свой почерк… Подкупает поэтический слог Сергея Каратова: каллиграфия чистой воды, без единой помарки как смысловой, так и технической. Чувствуется классическая школа.
 Но и поэзия Михаила Тенникова не оставила меня равнодушной. Более того, в стихах Михаила такая мощь, такое интеллектуальное начало! (Ни в какое сравнение с участницей предыдущего состязания, где поток бессознательного начисто сносит изначально заложенный автором смысл, уводя в непролазные дебри.) 
А ещё я в восторге от составной рифмы, которой Михаил владеет просто архиискусно, мастерски! Далеко не каждому поэту она так легко даётся. Декламация — ещё один конёк Михаила. Его голос обладает каким-то гипнотическим, завораживающим эффектом. Это сродни вербальной магии.))  Посему мой голос (простите за тавтологию) — здесь. 

Люция Звёздная (25.11.2022 в 06:30)
Приятно голосовать за здравомыслящего, благоразумного автора (в череде фриков)

Владимир Казак (24.11.2022 в 22:55)
Просто мне ближе мировосприятие Михаила.  Оба автора хороши, каждый по-своему.
 Желаю успеха им обоим.

Сергей Кудаев (24.11.2022 в 22:24)
Конечно, Тенников. А если победит Каратов, то это будет победа поэтической архаики, на которую намекала критик, так  и не решившись произнести эти слова вслух.

Марк Шехтман (24.11.2022 в 21:19)
За Михаила. Он близок к гениальности :)

Лена Скачко (24.11.2022 в 19:23)
Виктор Битнер (24.11.2022 в 19:08)
Внимательно почитал стихи из подборок представленных авторов. Не думаю, что я буду возвращаться к ним снова и снова. Да, местами мастеровито.  Местами ни о чём. Этакие шансоньетки:
 «Может, ты пошла на зов гитары
И весёлый хохот у костра?
Может быть, души коснулись чары
Парня из соседнего двора?»

Голосую за Михаила. Да драйв, за неизбитость текстов.

Александр Ковальчук Камчатка (30.11.2022 в 17:58)
Загадка:
 Реминисценция со списком или воин шестидесятой пар

Ми Тенников


...негаданно подходила,
но – ждал, не просил, не ныл;
с глазами – желейней ила.
И тенью, что тот же – ил.
Садилась, собою лампу
меж письмами – заградив,
и соударенье ампул
случалось в её груди.
(как – соударенье досок
паркетных – с пустым стеклом,
где стрелки сшибала доза
в латунный металлолом)

Она обнажала груди
при свете, (а то – тайком),
и думал я – будь что будет,
захлёбываясь молоком;
настолько близка, что рядом –
к стене прилипал слухач.

...соски увлажнялись ядом,
а в горле – собачий плач.
Она открывала лоно,
и я забывал, входя
в незрелое тело – звоны
из церквы – стремил мудя.

...по что её вкус – черничен,
что брызги с барсучьих троп –
не ведал. И семя, в клинче –
вливалось знобе в нутро.
Диванные пятна тухли
от жеста её руки,
а в мёртвые буквы – угли
слетались, как мотыльки...

...так – не покурив, не выпив,
ни даже – чего нюхнув,
она умалялась выпью –
на север. Т.е. – в Чухну.

...знать, вот где черника – спермой,
да поезд – туды-сюды;
она понесёт. И первой –
пометит мои следы.
...на утро – в обрящий город
швыряла зноба жнивьё;

лишь – нематеринский холод
от имени шёл её...

(Вера)

Юлия Ковале (24.11.2022 в 15:06)
Марина Изергиль (24.11.2022 в 15:03)
Ульяна Валерьевна (24.11.2022 в 13:22)
Вадим Муратов 2 (24.11.2022 в 12:19)
 Конечно, за тебя, Миша! Пусть не обижается Сергей, но я за новое,  другое , не просто за мастерство, ясность, умение сказать просто о простом. -  Извините, но так могут очень многие. Да, в разной степени. Я с удовольствием могу отнести Сергея к советским лирикам-реалистам-шестидесятникам с неким налётом бардовской эстетики, чуть замешанной на всё той же традиции серебряного века. К плеяде. Это плохо? Это прекрасно. И это поэзия. Но я такой поэзии читала с детства очень много. Это хорошо, но хочется в новом веке новой литературы. Хочется разбивать каноны и проветривать душные прекрасные гербарии. Я думаю, Сергей нас поймёт, тем более, мы не призываем " сбросить с корабля современности", а всего лишь  идём своим путём. При всём при этом мне было б лично очень интересно пообщаться с Сергеем как  со свидетелем ушедшей эпохи и в какой-то мере её выразителем. Конечно, ему есть . что нам сказать -  он весь другой. Из того времени. В его стихах есть этот аромат.
   И  всё же я за Михаила.  И в самой маленькой степени-  за эти прекрасные, но простые стихи, которые для самого автора являются уже некой далекой забытой стертой ступенью. Я за автора Тенникова, который  да, очень хорош и в этих текстах, но сам их давно преодолел как некий внутренний рубеж и пошел дальше. Я понимаю, что выставлена подборка максимально лайтовая, максимально приспособленная к вкусам местных читателей( и эта необходимость видится очень грустной, не люблю , когда творческую волю ломают через колено), но и здесь вдумчивый читатель обнаружит и свой неповторимый чистый голос, и глубокую ясную мысль, и тонкое бережное владение словом, умение раздвинуть границы языка, и , конечно, безупречную виртуозную поэтическую технику, которую так ценят многие и которая над авторами такого уровня уже просто не довлеет. Ты для меня - очень интересный современный поэт, Миша...
Могу только пожелать , чтоб читатель и местный, и любой другой твой поскорее дорос до твоих главных текстов...  Очень остро понимаю старика Шекспира в такие моменты...

За современную поэзию!

Кабачкова Ирина Николаевна (24.11.2022 в 12:13)
Для меня Михаил вне конкуренции. Открыла этого автора давно, несколько лет назад,  в его стихах везде -- в каждой строке поэзия живёт!

Гера Шторм (24.11.2022 в 10:48)
Стихи Михаила впечатляют. При их прочтении можно попасть в атмосферу особенной жизни.Чувствуется правдивость и неподкупность его стихов. Каждая строка легка и одновременно весома. Желаю дальнейших успехов.

Светлана Барашко (24.11.2022 в 10:07)
21 век встретился с серединой 20-го…

Геннадий Казакевич (26.11.2022 в 03:48)
З

Елена Наильевна (29.11.2022 в 07:57)
Можно всё оправдать и всё раскритиковать. Дачные стихи и философские имеют свою аудиторию.Простите, но чуть не уснула, когда Елена елейно что- то говорила о поэзии Сергея, при этом озвучиваю мысль, что другому автору сделала бы замечание, но критикуют - поэзию, а не личность автора.Стих  Михаила не сложней стихов Ирины Кабачковой.

Татьяна Стецула (24.11.2022 в 09:28)
Думаю, оба автора сами достаточно ясно обозначили свой поэтический метод: "лето, мастерская" и "греческая змея".
 Мне ближе  философия вечного движения и перерождения.
Поэтому - Михаил Тенников.

Ольжетта Влади (25.11.2022 в 09:17)
Елена Шипина (24.11.2022 в 05:53)
Каннельярви :) И обманчивая простота текста, изящность без вычурности, ясность и глубина.

Ника Батхен (24.11.2022 в 00:54)
Вот начну с этого -"дьявол кроется в мелочах ".
 .
Сразу скажу об обоих авторах, что-то пишут, как-то пишут, о чем-то пишут, и вопрос-это поэзия? Я говорю о, не умения писать стихи ,а о желание эти стихи читать и слышать.
Да никак, что-то оба прочитали, и всё тут же забылось и , если бы не критик( хотя сказал бы наоборот-хвалитель). Да еще найти то, что там в помине нет, это надо уметь. Вот теперь к началу о дьяволе.
Мне понравились слова и выражение лица Михаила, когда ему сообщили о его греческом следе в его творчестве. Нет там никакого следа, это все желание Елены, аргументировать свое присутствие в его стихах.
То же самое и с Сергеем о веянье 70х ..в его творчестве, это наверное глядя в экран, интересно  было бы , если бы всё это прочитал Михаил, нашла бы Елена это веянье.
.
Вот проголосую за Михаила, по причине его меньших заслуг в стихосложение.
Да и за покраснение, это стоит чтобы за него проголосовать.
.

Ну и, битва конечно.
.

Над Колизеем странная погода
И вроде не зима, но не тепло
И разная одежда у народа
А мне, так понял, опять на повезло
НЕ битва то, а так себе броженье
Перемещаются какие-то тела
И то не схватка сказал бы, упражненье
Шекспира вспомнил, жизнь вроде игра
Оставлю их, пусть стукают мечами
Иль что там , может это и перо
Вон небо затянуло облаками
Ну да, ноябрь, какое там число?
По окончанью им скажет император
Тут пальцем вниз, ну, а кому и вверх
А так как я совсем не литератор
То и судить других мне просто грех
Да и трибуны как-то опустели
Погода то, иль был другой мотив
И уходя, я слышал как свистели
На позитив иль то был негатив
...

Да победит пусть тот, кто победит.  Я ж выдал свой голосования кредит.

Александр Шелякин (24.11.2022 в 00:29)
Ирину Кабачкову не удалось свалить, хотя под занавес очень старались.
 Теперь попробуют отыграться на Тенникове, - уж больно могуч.
Надеюсь, господа, что любовь к поэзии окажется сильнее любви к
Членам Союза писателей СССР.)

Борис Керен (24.11.2022 в 00:02)
Стихи Михаила проще слушаются, больше увлекают

Илья Кривоносов (23.11.2022 в 22:44)
первый

Соэль Карцев (23.11.2022 в 22:37)
 Стихи Сергея Каратова нередко решают большие общечеловеческие вопросы с помощью простых и обыденных даже деталей. Именно эта черта вызывает мою большую признательность его творчества.

Дмитрий Ревский (30.11.2022 в 20:13) – Экспертный совет
Радостно видеть Сергея Каратова в четвертьфинале! Приятно слышать настоящую, серьёзную, честную поэзию. Каратов - лирик, которому безоговорочно веришь. Я безусловно считаю и Михаила сильным самобытным поэтом. Но свой голос я отдаю Сергею!

Юлия Зазимко (30.11.2022 в 20:07) – Экспертный совет
Когда-то Евгений Евтушенко писал о своей "эстрадности" : "я научился вмазывать, врезать, но разучился тихо прикасаться", а вот для "тихой" лирики Сергея Каратова характерен отказ от публицистического пафоса. Это не значит, что он избегает злободневных тем, просто он предпочитает использовать скупые и скромные выразительные средства. Приверженность русской поэтической традиции - это не приговор, если в результате невероятной плотности стиха рождаются такие достойные хрестоматии шедевры как "Ива, иволга и Волга", наглядно показывающие, что возможности русского классического стиха отнюдь не исчерпаны. Очень хотелось бы дать возможность Сергею Каратову продемонстрировать творческие достижения в полуфинале Турнира (как минимум!)...

Георгий Бойко (30.11.2022 в 12:48) – Экспертный совет
Так просто и так доходчиво передавать смыслы, оставаясь при этом в полной гармонии с формой могут только настоящие мастера. Сергей Каратов бесспорно один из них. Если к сказанному добавить еще и мудрость видавшего виды и прошедшего  не простой жизненный путь человека, которой дышат почти все его стихи, то для понимающих сразу станет понятно, почему я выдвинул и проголосовал за этого автора.

Зиновий Антонов (28.11.2022 в 23:32) – Экспертный совет
 Спокойный голос, песенные интонации, обращение к хорошо знакомому и глубоко пережитому - все это близко в стихах Сергея Каратова. Михаил экспериментирует, пробует силы, буду присматриваться к нему. Желаю обоим новых книг.

Алла Шарапова (28.11.2022 в 14:55) – Экспертный совет
Голосую за сильную пару в целом, а в ней мой выбор в пользу Сергея Каратова. Голосую за "Иву, иволгу и Волгу", за гармонию смысла и формы, ритма и звука. За то светлое ностальгическое чувство, которое всколыхнули стихи Сергея Каратова, да, вызывая в памяти целый поэтический пласт. Но ведь «традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу», как сказал Густав Малер. Огонь Сергея Каратова не обжигает, но согревает. А ещё он освещает даль. Этого так остро не хватает сейчас, вечных каких-то вещей, на которые может опереться сердце. Я понимаю тех, кому нужны от поэзии лёгкий шок, удивление, ощущение движения вперёд. Это прекрасное впечатление, его тоже ждёшь! Но сегодня моё сердце на стороне стихов, которые ты будешь листать на ночь, которые приходят к тебе на память в течение дня. Эта непростая простота рождается многолетним трудом души и жизненными раздумьями, а осуществляется многоступенчатым литературным трудом.
 Я желаю успеха обоим поэтам. А поэзии - быть, хорошей и разной.

Лето, зной, все двери настежь,
Скромной занятый резьбой,
Никому ты свет не застишь,
Ни над чьей не встал судьбой. (Сергей Каратов)
.

Ольга Флярковская (28.11.2022 в 22:42) – Экспертный совет
Когда речь идёт об авторах Турнира, очень хочется быть чертовски убедительной.
 Я собралась говорить о противопоставлении многословной сложности и прозрачной ясности, интеллектуальной изощренности и кажущейся лёгкости восприятия смыслов, и, наконец, о совершенно неправомочном противопоставлении  "нового"  и хорошего. Но - голосую за "натяжение пространства".

Алла Арцис (28.11.2022 в 00:01) – Экспертный совет
Очень захотелось сказать слова поддержки Сергею. Потрясающее поэтическое долголетие! И ни слова зря, ни слова мимо. Считаю, что это пример упорства и нерастраченного впустую поэтического таланта. Михаил, конечно, сильный соперник. Но мое сердце за поэтику Сергея. Верю я ему, верю. Спасибо!

Анна Арканина (27.11.2022 в 21:58) – Экспертный совет
Сергей Каратов - человек необидчивый прежде всего постольку, поскольку проникновенный. Его тихий голос, даже точнее - голос тихой поэзии как таковой слышнее не на расстоянии крика, какими бы изощрениями и новомодностями натужный глас вопиющего не обладал. Он явственно слышен как шепот ручья в лесу, как изощренное пение лесной птахи. И тем самым он отчетливее врезается в память. Нужно ли добавлять, что Сергей абсолютный профессионал в поэтическом мастерстве? Думаю, не нужно. Свое место в поэзии он бескомпромиссно занял. И поэтому мой голос, естественно, за Сергея Каратова.

Сергей Касьянов (27.11.2022 в 13:05) – Экспертный совет
Все разговоры о необходимости "новых форм" - в пользу бедных. Не говоря уже о том, что ничего нового в этих формах при ближайшем рассмотрении нету. Помнится, в начале 80-х "новыми формами" блистали яркие поэтические звезды. Но со временем выяснилось, что все их формальные откровения вполне себе вторичны; и дифирамбы как-то сами собой сошли на нет.
 Не хочу (и не могу) сказать ничего плохого про стихи Михаила Тенникова. Но мне не в сравнение ближе и дороже ясные, классические стихи Сергея Каратова. Поэтому свой голос отдаю за Сергея. Удачи!

Андрей Галамага (27.11.2022 в 13:46) – Экспертный клуб
Михаил - прекрасный поэт, а Сергей Каратов - великий Поэт!

Юрий Максудов (30.11.2022 в 20:39)
Я бы сравнил поэтов как композиторов - Свиридов и Шнитке... Сергей Каратов это Свиридов.

Андрей Крючков 1 (30.11.2022 в 20:19)
Макс Зимов (30.11.2022 в 20:18)
 Есть тема- есть стихи - есть и читатель,
  а скучающим: "Выпейте воды..."

Владимир Шлюзов (30.11.2022 в 20:15)
Очень нравится творчество Сергея Каратова.

Раиса Манухина (30.11.2022 в 19:58)
Прекрасные стихи! Ну что ещё сказать...

А.Бердников (30.11.2022 в 18:41)
Зрелый, мудрый, тонкий, пронзительный автор! Я за него.

Петр Прибылов (30.11.2022 в 18:31)
Воистину русская поэзия.

Свант Сергей (30.11.2022 в 12:37)
Марина Апфельбаум (30.11.2022 в 11:07)
Лора Катаева (30.11.2022 в 09:53)
Лёля Строптивая (29.11.2022 в 22:43)
Первое, что замечу- у Елены Пестеревой - классная птичка) Ну, оооочень стильная!) Она просто магнетизировала мое внимание ( перед глазами постоянно всплывал портрет Довлатова с птичкой). А  блистательные Пестеревские афоризмы - ироничные, молниеносные, в аристократическом блеске философа с эротическим уклоном, подчас  впечатляют больше господ приглашенных поэтов ))   Сегодня в золотом фонде от Пестеревой: "Находился и пребывал, и просил его не беспокоить" ( к теме: поэт и одиночество)
 
Второе: Евгению респект за небольшую, но ярко сыгранную эпизодическую роль в идущем сейчас на Первом канале - сериале "Шифр", и пожелание режиссерам пристальней рассмотреть его типаж )) Наш Сулес - это же Чеховский герой! И спасибо за вопросы-приглашения к обсуждению, на которые всегда хочется поразмышлять самой...иногда уже и после передачи))

Улыбнуло то, как оба поэта оправдывались поспешностью выбора стихов для подборок. Так ли это важно и существенно - спешно вы собирались или в закромах есть злато-серебро строк народу неведомое? Елена Пестерева
чудесный критик, которая комплиментарными разборами, призывающими  взглянуть на автора с подвыверта - найдет на смотринах и нужное слово и оборот фантазийный, даже если феромонов не учует ваш собственный нос. А потом вы "женитесь" не по любви и будете несчастны всю жизнь.
Нет...я по-любви хочу. И выбираю Каратова. Причин не придумывая. просто прослушав, посмотрев и почитав.  Он - Лучше... и тут простота так истребована глубинной философией бытия, что кроме восторга ничего вызвать не может. (Мнение мое сугубо личное - ничье  иное не оспариваю)
Для меня в этом противостоянии красноречивы две строки:
"Ива...иволга и Волга" - у Каратова
и "Золу оракул с землей мешал" у Тенникова. Победу отдаю Каратову.
По представленной подборке.
Первое Стихотворение: Как точно охарактеризовала Елена: "обороты и речь, по которым соскучилась". Странно, что  не нашла ответа: хорошо это или плохо - Елене оказалось трудно ответить (это прозвучало в начале программы).   Мне - легко: Это хорошо!
Пусть нет уже ни гитар, ни костров, ни парней из соседних дворов - и всей этой архаики, но мы же не отказываем себе в удовольствии почитать Пушкина или Лермонтова, отдаленных от нас на  200 лет )). Уверена: и Сергею Каратову место на книжных полках найдется.
"РЫБКА" конечно же шедевр. И то , как Елена, находясь в состоянии почти транса объясняла  его - стоило режиссерской камеры. Это было так чувственно и так артистично! В конце концов Турнир - это  развлекаловка) И те, кто у экрана - время просто так тратить не будут. Программа - достаточно длинная.  Хочется и слов, и глаз, и чувств и аплодов. 

МИХАИЛ ...
  Называть его поэзию способом написания не стала бы. Конечно это стиль. Но еще не обретший подпорок Дали. И дело не в рифмах - Мечется мыслью...  как закуривший человек, не находящий места, где сигарету затушить. Ощущение, что не знает, где и как произведение закончить. Хотя утверждает, что возвращается к стихам и постоянно совершенствует и дорабатывает, и что иной стих рождается месяц и два. Но.... в результате: катрен был свеж - стал маринован.

ПЕРВОЕ стихотворение:
Заданный словами и оборотами былинный ритм не раз нарушен.  А такую вольность категорически не допускает былинная напевность. Привязка времен мне показалась интересной. жаль-жаль...

ВТОРОЕ: понравилось и вполне могло бы  заворожить, если бы не злополучная фистула.  наверное Михаил понимал, что будут "спотыки", но оставил слово - омограф по праву творца и проиграл.  тоже жаль.

Дальше - больше: Прощелыга кузнечик и безбожная трава, образ гнилого старушечьего зуба  - убили поэтику в стихе. И невольно напрашивается мысль, что пока Михаил американских друзей-поэтов переводил - ни одну БАБУШКУ через дорогу не перевел.  Елене понравилось. Мне - нет. циничное слово "старушечий" . все во мне протестует против него. А  вот на дубли "чаев" и "змеев" - Зигмунд бы руки потирал - и в сонник заглядывать не надо. Ибо слова, которые мы произносим,  дедушка Фрейд называл оговорками

"Когда меж мной и будущим ничья" - очень хорошая строка. Но автор додавливает ее философичность спортивной терминологией: " минувшее - лидирует с отрывом" и закатывает в асфальт. 
Стихотворение " Проза и старость":
Отличная строка: "под лопнувшей как кожа тишиной" - нечто усугубленное, нереальное, густое, пастозное, но как это красиво!... и как  легко воспринимается воображением!  вот такие подвыверты мысли очень люблю, как говорят дети: просто обожаю)
"Из Гебала.."  Михаил не в первый раз знакомит читателя с мифологией в своих поэтических текстах. Экскурсами это никак не является, разумеется, но побродить в лабиринтах души вполне получается. Мне понравилось.

Спасибо всем за эфир!

Елена Талленика (29.11.2022 в 22:56)
У Сергея Каратова на первый взгляд простые, но мудрые стихи, очищающие душу.
 В этих стихах мудрость и карсота, которые сейчас встречаются всё реже.

Галина Скударёва (29.11.2022 в 17:39)
Елена Антипычева (29.11.2022 в 15:30)
Большое спасибо за прекрасные стихи! Здоровья поэту и еще много хороших произведений! Прекрасная поэзия!

Роза Галиахметова (30.11.2022 в 15:25)
Классика бессмертна!

Александр Савостьянов (29.11.2022 в 10:57)
Тут кое-кто списал в утиль поэтический язык 60-х... А мне он нравится, равно как и язык 40-х и 20-х ...

Граф О Quot Ман (29.11.2022 в 05:44)
Пусть побеждает сильнейший.
 Но мне давно  нравятся стихи Сергея Каратова.

Ещё одно - о гражданской позиции.
  Вроде бы с самого начала было негласное условие ,что здесь поэты будут избегать тем, которые вызовут политические споры. Действительно, для этого есть другие площадки.
А теперь тех, кто честно соблюдает это условие, упрекают в отсутствии гражданской позиции. 

Цеклум Лора (29.11.2022 в 00:43)
Замечательные стихи, живые и настоящие. Хочется их запомнить и рассказать. И язык, которым они написаны вовсе не исчез и не устарел. И в каждом стихотворении - мысль, и она понятна. И это главное.

Егоров Михаил Сергеевич (29.11.2022 в 00:20)
Думаю, что Чара, заметившая, что "здесь идёт турнир БЛК - Россия", совершенно права. И действительно, я-то сначала считала, что только двое из редакции БЛК перебрались в этот Турнир в качестве экспертов - Александр Спарбер и Ильдар Харисов. А оказывается, что и Владислав Сергеев здесь же в экспертах. Здравствуйте, Владислав! А у вас на странице БЛК до сих пор висит ваше душещипательное сообщение, что вы не можете наслаждаться поэзией пока идут военные действия. А сами смотрите Турнир, как выясняется, да ещё и голосуете. Как же так? И кто интересно этот костяк редакции БЛК сюда в эксперты назначил? Пусть бы шли восвояси: на БЛК давно уже обсуждается политика вместо поэзии под руководством Спарбера и Сергеева. Только Ильдар на странице Клуба не появляется, вот он пусть здесь и остаётся представителем БЛК.
 
О стихах Сергея я написала своё мнение в первом туре. Добавить хочу следующее, вернее спросить. Сергей, а почему Борякин Ола публикует здесь на Турнире в рецензиях вашу гражданскую поэзию? Ваша позиция многим авторам импонирует, поэтому они и голосуют за вас. Но вы сами почему свои гражданские стихи здесь не прочитали? Неужели боитесь, что вас из-за этого не поддержат в голосовании? Если вы, Сергей, всё-таки пройдёте в полуфинал, не смотря на сопротивление другой стороны, то покажите всем, что вы – настоящий поэт и умеете, и не боитесь писать о том, что сейчас волнует всех людей в России.

Елена Чалиева (28.11.2022 в 23:50)
Понравились оба автора. Но у Сергея Каратова
 стихи ближе.

Игорь Бортков (28.11.2022 в 22:54)
Нина Заморина (28.11.2022 в 19:51)
Мне одной так кажется или нет? Что здесь идёт турнир БЛК - Россия? С левой стороны либеральное крыло авторов и их зарубежных коллег и справа авторы, любящие Россию и воспевающие её.
 Подборка Ми Тенникова:
начинаю читать стихи из подборки и на 3 и 4 строках сразу спотыкач, с первых слов в строках. Пересиливаю себя и иду дальше. Хорошее жонглирование словом, красивыми словами и оборотами. Но мало трогает потому что идёт погоня за красивостью, как это всегда бывает у конкурсистов.
Потом по рекомендации одной из экспертов прочла о новом биме и Невский пятачок. Это очень хорошие стихи. Согласна.
Но ничего не нашла у автора о настоящем историческом моменте, переживаемом Россией.
Нет стихов, нет и автора, есть человек, пишущий рифмованные строки, которые никто не читает, кроме профессиальных конкурсистов. Что и наблюдаем по откликам в левой колонке.
Подборка Сергея Каратова:
С первых срок появилось необ'яснимое тепло в сердце, когда сталкиваешься с чем-то родным и дорогим. Удивительная русская поэзия, пронесенная в веках от Пушкина и Есенина.
Тут некто с левой стороны называет Каратова просто  профессионалом без всякой новизны. С пренебрежением.
Нет, уважаемые, это Поэт, который уже вошёл в русскую литературу и вам его не догнать никогда с вашими красивостями и конкурсами.
Кроме того, это русский Поэт, любящий Россию и переживающий за неё. Помимо того, что это певец русской природы, он ещё Поэт-гражданин.
За С.Ф. Каратова и его Поэзию.

Чаромская (28.11.2022 в 18:24)
В речи обоих авторов слышны особенные интонации, - в них хочется побыть, успокоиться, почувствовать некую опору, плотную, живую связь прошлого и современного. Понравились оба поэта. Изысканная работа, тонкая. Но душа моя с Сергеем.

Диана Рыжакова (28.11.2022 в 16:30)
Ольга Якимова 2 (28.11.2022 в 15:11)
Проголосовал за Вас, Сергей!
 Ваша манера письма мне ближе. Именно поэтому пытаюсь и сам что-то создавать в подобном стиле.
А ведь у Вас сегодня не просто дуэль с замечательным поэтом Михаилом Тенниковым, а дуэль мировоззренческая. И одним из Ваших оппонентов является "мегамозг", сайт "Поэмбук".  Не зря же половина проголосовавших за Тенникова оттуда. И кто-кого, покажет время.

ДЛИННАЯ СТРОКА

Длинная строка – караван в пустыне,
Длинная строка – болеро Равеля.
Не сильна она рифмами простыми,
Тащится она как обоз в метели.

Но её плести – тонкое искусство,
Длинная строка мастеру подвластна,
Будто болеро разжигает чувства.
Длинная строка девушкам опасна.

Принято читать баритоном тусклым, –
И тогда она может убаюкать.
Греческая стать, с фразами по-русски.
Длинная строка – каверзная штука.

Хоть с конца её не слыхать начала
Длинная строка хмелем лезет в душу,
Смысл уже забыт, хоть недозвучала.
Длинную строку неповадно слушать.

Андронов (28.11.2022 в 14:50)
Арина Грачёва (28.11.2022 в 14:00)
Отзываются в душе стихи.

Стремнова Валерия (27.11.2022 в 23:25)
Хочу поддержать традиционную поэзию, которая никогда не будет несовременной.

Ирина Полюшко (27.11.2022 в 21:26)
Сегодня впервые услышала от Елены Пестеревой, что есть язык 60-ых годов и есть современный, 21 века. Я давно поняла про себя, что, воспитанная на поэзии 19 века и века Серебряного, метареализм не пойму, даже если стихи напечатаны в "Новом мире". Голосовать мне только за Сергея Каратова, который пишет на родном мне языке. Правда, в его стихах мне не хватает метафор и немудреных иносказаний.

Каверина Нина Ивановна (27.11.2022 в 18:42)
Настоящее!

Лёля Лето (27.11.2022 в 14:51)
Сергея Каратова знаю и люблю давно. Его поэзию отличает высочайший уровень мастерства, верность традициям русской словесности, искренность и открытость лиру и людям.

Инна Заславская (27.11.2022 в 14:39)
Голосую за глоток чистоты, за приятное мгновение, за широту и доброту души, за то что так сладко расслабляет!
 Не ради этого ли мы, сбегали с горки к зеркалу реки, прислушивались к звукам мира и ощущали дуновения ветерка, и многое другое, что на всю жизнь закрепилось тёплыми воспоминаниями!
Сергей сумел показать пример бережного, диликатного отношения к читателю:
не грузи своими проблемами другого,
поделись с людьми своими переживаниями,
но здравыми, а не мешаниной и галиматьей, с которой самому нужно месяцами разбираться.

Спасибо интеллигенту за пример и дай Бог каждому привести свой разум к взаимопониманию с самим собой!

P.S. и никакие междусобойчики не изменят наш здравый мир...
С уважением к истинным натурфилософам жизни, Анджой.

Анджой (27.11.2022 в 14:37)
Валентина Янко (27.11.2022 в 13:32)
Стихописания Тенникова и подобное тенниковскому, хорошо тем, что его (ей), можно варьировать, как угодно, куда угодно, сколько угодно.  Ну, например:
 
"Если встанешь у дороги голой попою -
"Жигулёнок" врежет бешеной синкопою"

Ощущаете экспрессию? Вот, то-то и оно! А ещё такая... стихописания хороша тем, что куда бы, как бы, и сколько бы её не варьировать - смыслы при этом не пострадают, ибо - нету.)

Дмитрий Московский (27.11.2022 в 13:00)
Как и предполагали критик и ведущий я металась между такими разными авторами обладающими несомненно талантом и мне нравятся стихи обоих, но смутило присутствие исчезнувших после голосования Александра Васильевича Рябчикова и Оли Чёрной,  на странице Михаила. ( Они же исчезали на странице голосования Ирины Кабачковой) Голосовать на такой странице расхотелось. Полностью соглашусь с критиком Еленой в плане поэзии обоих, с уважением и самыми добрыми пожеланиями двоим, голосую за Сергея Каратова ещё и за то, что он автор такой замечательной песни "Не оставляйте женщину одну".

Антонина Белоусова (27.11.2022 в 06:16)
Доброго времени суток, уважаемые стихиряне.
 .
Да простит меня плеяда стихировских экспертов из баньки БЛК, где только одна шайка с пузырями пены либеральной поэзии. Можно сколько угодно мять смыслы эпатажным символизмом, вереща вдохновением прищемлённым дверью народа. Дверь, а верней, врата народа, это не белые воротнички Стихиры – клубные поэтические площадки, а люди, которых встречаем на остановках общественного транспорта.
-
Говорить, что поэзия существует ради поэзии, это не понимать сути любого искусства, т.к. без хранителя ценностей культуры – народа, любое искусство мертво и поэзия не исключение. Значит, единственный и абсолютный критерий любой поэзии, это шагает, иль нет поэзия в ногу со своим народом.
Высокопарно?! – Нет.
Поэзия, это полноводная река, а поэты малюсенькие и большие острова иль валуны в потоке. Бежит поэзия стремительной рекой и как бы, не хотелось видеть в реке безбрежное море-океан, у поэзии два берега: левый и правый.
-
Нынче левый берег залит до горизонта, будто его и нет, а правый цветёт и пахнет заморской красотой и кошмарит европейскими стандартами, которые вертеть можно как хочешь, искать свою выгоду.  Крутит умы либерализм эгоизмом, как корова хвостом, а после оставляет очередную лепёшку; выправлен в параллельные прямые мозг – пестрит любыми ценностями живота и задницы, а народ – левый берег, стал болотом, о котором белые воротнички, скривив рот, говорят: грязь.
-
Конечно, поэзия С. Ф. Каратова, это не удар молнии, поднявший речную воду шквалом, так, что оголилось дно, но стихи С. Ф. Каратова, это ласкающий ветерок с правого берега, достигающий топи левого, что для Стихиры уникальное явление.
--
С уважением к творчеству обоих авторов, но философия одного, это мирок избранных, куда все белые воротнички желают попасть и дружно хвалят одежды голого короля, а поэзия другого автора: наряд, видимый каждому, её можно пощупать сопереживанием, полюбить иль отвергнуть, поэзия живая и реальная, как воздух, которым дышит каждый человек. Поэтому у поэзии, тяготеющей к народу, доступной всем, как с левого, так и с правого берега, нет даже единого шанса выжить средь белых воротничков и экспертов современной поэзии.
--
С теплом улыбки и уважением, Александр.

Омарт Криевс (27.11.2022 в 01:07)
Знаю творчество этого поэта и даже шапочно знаком. Очень ценю юмор и иронию в его произведениях. Подобные турниры нужны для многотысячной братии российских стихотворцев. Пусть кому-то повезет засветиться на публике, особенно тем, кто ждет похвалу от себе подобных! А вообще, если бы политики читали поэтов, то избежали бы многих глупостей. Поэты наделены способностью видеть будущее на подсознательном уровне. Это не их заслуга, это заслуга Творца, наделившего их подобными возможностями. Турниру поэтов - долголетия!

Николай Гугляр (27.11.2022 в 01:01)
Получила удовольствие, за что обоим поэтам и организаторам спасибо. Но надо выбрать одного. У Сергея стихи более понятные, в них путь к читателю короче. У Михаила стихи даже трудно сказать какие после одного прослушивания.Они торжественные, звучные, живописные. Но сам Михаил отстранен от них.  А Сергей четко присутствует в своих стихах и это вызывает симпатию.

Светлана Хмельницкая (26.11.2022 в 17:11)
Ближе к классической поэзия. Особенно про паучка понравилось стихотворение. И вообще, всё гениальное - просто.

Марина Вишнякова (26.11.2022 в 13:40)
Безбожная трава. Трава из ада.
 У церкви, как ни странно наросла.
Два мужика поддатые шли рядом.
Увидели! Весёлого осла.

- Ты, что жуёшь? – спросил один скотину.
Скотина та икала невпопад.
- Эй, дай сюда травы мне половину.
И стал её задумчиво жевать.

  Другой дружок траву свернул в бумажку.
Такое что – то как – то закурил.
Схватил затем осла за хвост бедняжку.
Потом тянул его изо всех сил.
 
Тот первый на осла залезть пытался
С разбегу и с размаху как-то так.
А тот осёл как будто улыбался
Ну что с него возьмёшь. Просто дурак.
   
Лежат теперь в больнице оба друга.
Ты Миша им похмелье принеси.
Теперь осёл артист и жизнь не скука.
Его снимает завтра бибиси.

Евгений Деденко (29.11.2022 в 04:52)
Голосую за одно крепко сбитое стихотворение "В  плаванье", а так нашёл много небрежностей. У Михаила всё ещё печальнее. Начал за здравие, окончил где-то в придонной мути. Хорошо бы было остановиться на балясинах и старушечьих зубах. Плюс ударения как точка с запятой портят вкус прочтения. Лучше уж ударные гласные выделять капслоком...
  Многоточия в начале и в конце лично для меня - не определяющий, но частый признак ЖП. Дескать:"Мне есть ещё  многое что сказать!" — а сказано и так уж с избытком. Я за "Блоковский размер" без намёков на недоговорённости .
 Впечатление такое, что оба автора упиваются своей мастеровитостью и несколько оторвались от земли. Но здесь картинка всё-таки ближе к реальности, хотя и не без сермяжно-фолоклорной нарочитой лубочности.

Владимир Алексеев Псков (26.11.2022 в 09:59)
Пришлось изменить традиции при голосовании. Как-то печально Сергей Федорович высказался про преемственность поколений, а об этом и не думал никто из тех, кто должен был думать и обеспечивать.  Зато принялись прививать не вечное и недоброе, навеянное с Запада. Какая уж тут преемственность - деградация, с моей точки зрения. Да и некогда было писать "простым смертным", чтоб обеспечивать эту преемственность: в 90е - выживали кто как мог, в 0вые - бабло зарабатывали, чтоб жирком обрасти... А теперь очевидно поздно, время ушло:
 Неясность образов и смыслов
Несёт слияние миров.
И какофония повисла,
В строках теперешних творцов.
...……
Михаилу - спасибо за вдохновение к написанию пародии.

Константин Жолудев (26.11.2022 в 09:25)
За истинную Поэзию!

Айк Лалунц (26.11.2022 в 08:02)
Михаил Белоногов (25.11.2022 в 22:56)
Стихи - это музыка слов. Читаю стихи и слышу музыку.

Михаил Дубков (25.11.2022 в 21:53)
Владимир Курков (25.11.2022 в 21:31)
Для меня,наверное,его стихи проще.А у Михаила много лишних слов./когда я вижу что то лишнее-мне хочется вычеркивать/

Ирина Давыдова 5 (25.11.2022 в 20:29)
 Оба автора достойны победы, но, к сожалению, выбирать нужно одного.

Василий Мельников 3 (25.11.2022 в 17:58)
Очень понравились проникновенные стихи Сергея и с какой теплотой он читал их! Настоящая поэзия!
 Я голосую не против чудесной поэзии Михаила, а за более близкого мне душевного и замечательного поэта Сергея, – его стихи сразу проникают в сердце и вызывают у меня живой отклик!

Наталия Медведева (25.11.2022 в 17:53)
Олег Москалик (25.11.2022 в 14:50)
Владимир Бордюгов (25.11.2022 в 13:58)
за псевдозубатого.... но не против жидкобородого....

Александр Сретенский (25.11.2022 в 13:37)
Бунка-Сан (25.11.2022 в 12:16)
Его стихи мне понравились больше,вот и всё

Светлана Беляева 2 (25.11.2022 в 11:15)
Алексей Аброськин (25.11.2022 в 09:52)
АННА АХМАТОВА, прошлый век:
 Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

СЕРГЕЙ КАРАТОВ, нынешний век:
Не отдавали бы цари
Родных земель в чужие руки;
Мы не испытывали б муки,
Что там сплотятся упыри.
Иные сеятели там
Взрастили семена раздора:
Чужими стали степи, горы,
К чужим приладившись цветам.
Да и на наших берегах,
Признаться, нынче не до смеха -
Врагами стали "дождь" и "эхо"
И те, что рядом, - не в бегах...
Враг жаждет нашей слабины,
Чтоб мы латали стены, кровлю,
Чтоб мы опять платили кровью
За возвращение страны.
Москва - Великие Луки
13 августа 2022 г
Русское слово, русская поэзия и русские темы у Сергея Фёдоровича Каратова.

Не ходите в пивные пабы, у нас есть русский квас. Не смотрите порно фильмы, у нас есть канал " Культура".
Не переводите английских  поэтов на русский язык, переводите русских поэтов на все языки мира.

Голосуй честно!
ГОЛОСОВАНИЕ С ЗАКРЫТЫХ СТРАНИЦ:
Александр Васильевич Рябчиков, Чёрная Оля, Вадим Муратов 2, Вильям Скотт
ГОЛОСОВАНИЕ С ДВУХ СТРАНИЦ
Алексей Борычев Избранное - Борычев Алексей Философия

ГОЛОСОВАНИЕ С ФЕЙКОВЫХ СТРАНИЦ:
Александр Пешков 3
Цеклум Лора

"Цеклум Лора" - это фейковая страница эксперта, которому мало своего тяжёлого голоса, она ещё добавляет лёгкий. О какой честности тут идёт речь? И что это за негласное условие, с кем кто договаривался? Голосование с фейковых страниц вы тоже "честно" поощряете? У Сергея Каратова "Подборка"- это любовная лирика, любовную ведь писать можно!

Борякин Ола (30.11.2022 в 20:38)
Михаил Солодухин (25.11.2022 в 07:30)
Тамара Дудченко (25.11.2022 в 06:08)
За поэзию. Перевод античности на современный русский не впечатлил.

Наталия Мышляева (25.11.2022 в 05:20)
И передачу смотреть не надо... не надо с "любящей эротику в стихах"!
 До сих пор, содрогаясь, помню, как судила-разбирала Игоря Царёва
некая критикесса Женя Коробкова, — поэт, журналист, переводчик и пр.
М. Тенников — симпатичен, образован, интересен местами;
да, техничен, но... на время, на короткой дистанции.
Можно поиметь какие-то успехи, "победы", регалии сейчас и завтра,
но они немного будут значить в перспективе,
какими бы эффектными ни казались.
По прочтении стихов Сергея Каратова остаётся послед —
ненавязчивый и добрый, тёплый и душевный.
Мне кажется это важным, при кажущейся (как бы!) простоте творений:
полюбившие дрын, не примут ласкового поглаживания, не смогут,
также как танцующие тверк или сальсу, не смогут закружиться в вальсе.
Без школы, традиций и понимания основ, без душевности
любое "новаторство" — бенгальский огонь, праздник для себя и соседей.

Александр Лазарев 2 (25.11.2022 в 02:37)
Вадим Каров (24.11.2022 в 23:13)
Тина Мале (24.11.2022 в 23:11)
Василий Романенков (24.11.2022 в 21:58)
Татьяна Аржакова (24.11.2022 в 21:39)
Георгия (24.11.2022 в 21:32)
За истинную русскую поэзию вне времени.

Ли Сеина (24.11.2022 в 21:30)
Это мой выбор...

Борис Прахов (24.11.2022 в 20:53)
Для меня выбор очевиден. Я - сторонник поэзии, которая понятна и академику, и уборщице, а не только узкому кругу "избранных". К тому же, стихи Сергея Каратова, действительно - вне времени, чего не скажешь о новомодных течениях.

Сергей Вит Берсенев (24.11.2022 в 20:45)
Красиво на слух.Коротко и красиво.Хотелось бы побольше уверенности в диалогах с ведущими.
 Я очень долго ждал выпуска с Сергеем.
Юрий.

Юрий Подопригора (24.11.2022 в 20:35)
Оба автора хороши — каждый в своём «мире». Но  больше легли на настроение стихи Сергея Каратова. Сколько удивительных находок при кажущейся внешней простоте. «Ива, иволга и Волга мне покоя не дают» — гениально: и по смыслу, и по звуку. Наверное, мелодика поэтической речи этого автора меня и покорила. Хотя  стихи Михаила Тенникова люблю и читаю давно, сегодня мой голос — его сопернику.

Людмила Макеенко (24.11.2022 в 19:41)
Всегда выбирал стихи простые и ясные по форме и глубокие по содержанию.  А нарочитая манерность современного замудренного авангарда,только прикрывает то, что автору нечего сказать читателю.

Николай Кладов (24.11.2022 в 19:33)
Никакой особой глубины у Сергея Каратова не обнаружил. И оригинальности, своего почерка. Просто всё у него, приятно, светло и понятно; опыт же литературного деятеля позволяет не допускать ляпов.
 Не ляпает, конечно, и Михаил Тенников. И красиво пишет. И как будто гипнотизирует. Однако смысла большинства его стихов, увы, не уловил (а ведь выставлено было, считается вроде, наиболее удобоваримое); и к длинным произведениям как-то не очень. Терпения, что ли, не хватает, концентрации, вдумчивости, усидчивости. Эрудиции опять же.
Кроме того, непостижимого (для себя) наелся в предыдущем четвертьфинале у Ирины Кабачковой. Побывал, так сказать, за пределами своей ограниченности, поразнюхал, да и довольно.

Дмитрий Сергеевич Данилов (24.11.2022 в 19:24)
Нисколько не желая умалить значение творчества М.Тенникова, голосую, тем не менее, за Сергея Каратова.
 Каратов - человек не только большого поэтического дара, но также и большого жизненного багажа за плечами. Ему есть о чём сказать слушателям и читателям: он пишет не только о своих внутренних ощущениях окружающего мира, но, в тонкой и ненавязчивой манере, Каратов своими стихами определяет духовно-нравственные алгоритмы нашей жизни вообще, и особенно актуальных тем современности.
"Жизнь я зря, наверно, прожил:
Что ни сделай всё не то -
У поэта быть не может
Персонального авто."
Простой пример о пагубности для творчества поэта стремлений к стяжательству и пустозвонной славе, которая умрёт на следующий день после её носителя, если кроме конъюнктурщины там более нет ничего. А стихи Сергея Каратова будут перечитываться людьми ещё очень долгие годы, и всегда будут актуальны любым временам.
Так называемые "стихи ХХI века" - штампованная галиматья, с претензией на наследие Хлебникова -  всегда, вероятно,  будут веселить тинейджеров, а взрослый человек поступит с таким "творчеством", как профессор Преображенский. Каратов же, останется всерьёз и надолго, просто потому что у него везде присутствует ПИСАТЕЛЬСКОЕ начало непосредственно в содержании стиха.
И, как бы не сложилось для него движение по данному турниру, хочу пожелать ему ещё многих творческих лет.
Успехов, Сергей!

Константин Карасёв (24.11.2022 в 16:20)
Скажу,как Карабас-Барабас,это просто праздник какой-то!!! ;)
 Душа нежиться в тёплых лучиках стихов! ;)
Я на турнире поэтов впервые так счастлив от прекраснейшей! Тёплой,нежной Поэзии!
Благодарю Сергея от души за полученное удовольствие.

Эдуард Мижаков (24.11.2022 в 16:12)
Людмила Кретова (24.11.2022 в 14:47)
Яна Батищева (24.11.2022 в 18:42)
Полина Тау (24.11.2022 в 13:30)
Виктор Сюрдо (24.11.2022 в 12:55)
Благодарю участников турнира, также Елену и Евгения за полученное удовольствие! Из уст Михаила можно принять яд. Была очарована. Трудно выбирать. Но для меня этот выбор очевиден - Сергей Каратов. Его поэзия - филигранна, совершенна. Ощущается колоссальный профессиональный и жизненный опыт, правильный вектор.

Елена Юрьевна Тарасова (24.11.2022 в 12:34)
Стихи Сергея интереснее.

Мила Алевзис (24.11.2022 в 01:57)
Дельфи Нео (24.11.2022 в 00:46)
Сергей Джураев (24.11.2022 в 00:36)
Чтобы писать такие понятные стихи, нужно учиться этому.
 Это то самое мастерство.
Стихи Сергея Каратова при этом глубокие.

Елена Ительсон (24.11.2022 в 06:55)
Простые, живые, осязаемые стихи.

Владимир Караевский (23.11.2022 в 23:26)

Подпишитесь на канал Литклуб.TV на видеохостинге Youtube, чтобы получать свежие анонсы программ: www.youtube.com/LitclubTV

Турнирная таблица       Все выпуски программы       Сайт программы «Турнир поэтов»       Принять участие