Слово на святое боголепное Преображение

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа (1911 г.)


. Месяцъ Августъ.
День шестой.
Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьихъ-миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Книга двенадцатая: Месяц Август. М., 1911


Не у однихъ только святыхъ евангелистовъ находимъ пов;ствованіе о Преображеніи Господнемъ: его даютъ намъ и учители Церкви въ многочисленныхъ словахъ, посвященныхъ этому празднику; зд;сь они выясняютъ и значеніе его, предлагая, такимъ образомъ, обильную духовную трапезу для христіанъ, любящихъ предаваться благочестивымъ размышленіямъ. И намъ, им;ющимъ подъ руками эти поученія и слова отцевъ Церкви, вполн; уяснившія смыслъ Преображенія Христова, ничего не остается иного, какъ только внимать готовому ученію, наслаждатьея полною возвышенныхъ мыслей духовною трапезою; и не будетъ безполезно, если, пользуясь словами учителей Церкви, мы соединимъ вм;ст; находящіяся въ нихъ толкованія, собирая ихъ какъ куски по трапез;, и приложимъ ихъ къ изъясненію того же празднества для желающихъ.


Поятъ Іисусъ Петра и Іакова, и Іоанна, брата его, и возведе ихъ на гору высоку едины, и преобразися предъ ними (Мат;. 17, 1-2)


Почему Христосъ Спаситель, желая предъ вольными страданіями и смертью Своей явить ученикамъ Своимъ, насколько было возможно для нихъ, Свою славу, взялъ на гору ;аворъ не вс;хъ учениковъ? Потому, что среди нихъ находился Іуда, недостойный этого божественнаго вид;нія. Святый ;еофилактъ, архіепископъ Болгарскій, такъ думаетъ объ этомъ: «Владыка Христосъ не взялъ дв;надцати учениковъ на гору, ибо Іуда былъ недостоинъ своими предательскими очами вид;ть славу преображенія Христова». Прекрасно восп;лъ и святый Дамаскинъ: «нечестивыя не узрятъ славы Твоея, Христе Боже».


Но нельзя ли было Іуду, какъ недостойнаго, оставить подъ горою одного, а прочихъ апостоловъ взять на гору? Конечно, для Господа это было вполн; возможно: но долготерп;ливый Владыка нашъ, покрывая гр;хи вс;хъ людей, не захот;лъ обличить недостоинство Іуды, ни подать ему повода къ б;льшему паденію, какъ говоритъ Писаніе: не обличай злыхъ, да не возненавидятъ тебе (Прит. 9, 8). В;дь если бы Господь, взявши вс;хъ апостоловъ, оставилъ бы только одного Іуду, то посл;дній исполнился бы гн;ва и ненависти не только по отношенію къ Іисусу Христу, но и ко вс;мъ апостоламъ; онъ им;лъ бы н;что врод; извиненія для своей предательской злобы ко Христу, могъ бы говорить: я потому предалъ Іисуса, что былъ Имъ презираемъ. Такъ полагаетъ блаженный ;еофилактъ: «если бы Христосъ оставилъ подъ горою одного Іуду, а прочихъ взялъ бы съ собою, то н;которые люди могли бы говорить, что это именно обстоятельство ранило сердце Іуды и заставило его обратиться къ мысли о преданіи своего Владыки».


Но не позавидовалъ ли Іуда тремъ апостоламъ, взятымъ на гору? Не позавидовалъ: онъ зналъ, что они шли на молитву, которая должна была продолжаться всю ночь, какъ пишетъ святый евангелистъ Лука: поемь Петра, и Іоанна, и Іакова, взыде на гору помолитися (Лук. 9, 28); Іуда же былъ л;нивъ и желалъ всю ночь проспать подъ горою; л;нивый и сонливый не радитъ о подвигахъ благочестія.


Почему же Господь взялъ на гору не бол;е, какъ трехъ апостоловъ? Онъ сд;лалъ это съ тою ц;лію, чтобы исполнить писаніе, которое говоритъ во Второзаконіи: при уст;хъ двою свид;телей и при уст;хъ тріехъ свид;телей, да станетъ всякъ глаголъ (Втор. 19, 15). Взявъ съ собою трехъ апостоловъ, Господь Іисусъ Христосъ восхот;лъ взять еще и двухъ пророковъ, чтобы для живыхъ и мертвыхъ были свид;тели того, что Онъ есть Сынъ Божій, посланный для спасенія міра Богомъ Отцемъ и засвид;тельствованный гласомъ свыше. Но для чего же присутствуютъ три апостола, если для свид;тельства достаточно двухъ челов;къ? Моисей призванъ отъ мертвыхъ, чтобы свид;тельствовать о пришествіи Христа въ міръ мертвымъ, заключеннымъ во ад;, Илія, — чтобы сказать Еноху въ раю; три же апостола призваны за т;мъ, чтобы впосл;дствіи пропов;дывали о слав; Христа, вид;нной въ преображеніи, говоря: вид;хомъ славу Его, славу яко Единороднаго отъ Отца, исполнь благодати и истины (Іоан. 1, 14). И паки: не ухищреннымъ бо баснемъ посл;довавше сказахомъ вамъ силу и пришествіе Господа нашего Іисуса Христа, но самовидцы бывше величествія Онаго. Пріемъ бо отъ Бога отца честь и славу, гласу пришедшу къ Нему такову отъ велел;пныя славы: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоизв;лихъ! И сей гласъ мы слышахомъ съ небесе сшедшъ, съ Нимъ суще на гор; свят;й (2 Пет. 1, 16-18).


Для Господа, явившагося въ Своемъ Преображеніи предметомъ благогов;йнаго восторга для ангеловъ и челов;ковъ, было довольно, чтобы изъ живущихъ на земл; только трое вид;ли славу Его и были ея свид;телями: три апостола предъ Его очами были достойн;е вс;хъ народовъ и племенъ. Что одинъ праведникъ им;етъ предъ Богомъ несравненно б;льшее достоинство, ч;мъ множество гр;шниковъ, — это Самъ Господь ясно показалъ въ Ветхомъ Зав;т;: желая устрашить силою Своего могущества египетскаго фараона, Онъ повел;лъ Моисею явиться къ посл;днему и объявить, что пославшій его Богъ есть Богъ трехъ челов;къ: Богъ Авраама, Богъ Исаака и Богъ Іакова. Но могъ ли фараонъ, царь столь многихъ городовъ и столь великаго народа, какъ народъ египетскій, убояться Бога, называвшаго Себя Владыкою только трехъ челов;къ? Не стыдно ли было предъ царемъ такой великой земли заявлять, что пославшій Моисея влад;етъ только тремя челов;ками? Не бол;е ли бы соотв;тствовало д;лу, если бы для смягченія ожесточеннаго сердца фараона Моисей сказалъ, что Пославшій его есть Богъ, царствующій надъ вс;ми странами поднебесной, влад;ющій вс;ми царствами вселенной? Однако Господь не благоволилъ сд;лать такъ, но пожелалъ прославиться предъ фараономъ только какъ Владыка трехъ рабовъ Своихъ. Почему? Несомн;нно потому, что эти трое, угождая Богу и заботясь только о благахъ небесныхъ, въ очахъ Божіихъ были достойн;е вс;хъ царствъ и племенъ. Т;мже, говоритъ апостолъ, не стыдится сими Богъ, Богъ нарицатися ихъ (Евр. 11, 16), какъ бы говоря: чего ты, фараонъ, гордишься величиною твоего царства и множествомъ подчиненныхъ теб; городовъ и народовъ? Я им;ю такихъ трехъ рабовъ, изъ которыхъ ни съ однимъ не можетъ сравниться твое царство, — Я Богъ Авраама, Исаака и Іакова и не стыжусь этого. Тоже говоритъ и святый Златоустъ, разсуждая: «Богъ вселенной не стыдится называться Богомъ трехъ (челов;къ), и справедливо: ибо святые превосходятъ вс;хъ своихъ достоинствомъ, — одинъ творящій волю Божію лучше десятковъ тысячъ беззаконниковъ». Три апостола были взяты на ;аворъ для лицезр;нія славы Божіей, и бол;е не было нужно: ибо ихъ не былъ достоинъ міръ (ср. Евр. 11, 38).


Почему Господь взялъ съ собою не другихъ какихъ-либо апостоловъ, но именно Петра, Іакова и Іоанна? Святый Златоустъ и друтіе отцы Церкви даютъ на этотъ вопросъ достаточный отв;тъ. Мы же, приведя себ; на память три необходимыя для спасенія и съ особенною опред;ленностію отм;чаемыя святымъ Писаніемъ доброд;тели, — в;ру, надежду и любовь, скажемъ: Господь потому взялъ съ собою этихъ трехъ апостоловъ, что въ нихъ уже съ самаго начала обнаружились, проявившись съ особенною ясностію впосл;дствіи, упомянутыя три доброд;тели. Въ Петр; — в;ра: онъ прежде вс;хъ испов;далъ Христа Сыномъ Бога живаго (Мат;. 16, 16), а потомъ Самъ Господь сказалъ ему: Азъ молихся о теб;, да не оскуде;тъ в;ра твоя (Лук. 22, 32); въ Іаков; — надежда: онъ первый изъ дв;надцати апостоловъ долженъ былъ ради надежды израилевой преклонить подъ мечъ свою голову; въ Іоанн; любовь: онъ былъ любим;йшій ученикъ Господа, нареченный сынъ Пречистой Д;вы Маріи (Іоан. 19, 26-27). За это впосл;дствіи святые апостолы Петръ, Іаковъ и Іоаннъ названы были апостоломъ Павломъ столпами (Гал. 2, 9). Святый Златоустъ такъ изъясняетъ это наименованіе въ похвалу апостоловъ: «великіе и дивные (столпы), которыхъ вс; прославляютъ: они первые в;рою; надеждою и любовію, какъ столпами, утвердили первенствующую церковь».


Въ этихъ трехъ апостолахъ, кром; того, находимъ предуказаніе на три чина избранныхъ угодниковъ Божіихъ, наибол;е другихъ достойныхъ того, чтобы вид;ть Христа въ Его небесной слав;: чинъ боголюбцевъ, чинъ мучениковъ и чинъ д;вственниковъ. Во святомъ апостол; Петр; образъ боголюбцевъ: онъ, по свид;тельству святаго Златоуста, особенно сильно любилъ Господа Іисуса Христа, а по сил; любви своей ко Христу зд;сь, въ жизни временной, каждый будетъ возлюбленъ Имъ тамъ, въ жизни в;чной и будетъ наслаждаться лицезр;ніемъ Его, какъ и Самъ Онъ сказалъ: Азъ любящыя Мя люблю (Прит. 8, 17). И паки: любяй Мя, возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ, и Азъ возлюблю его, и явлюся ему Самъ (Іоан. 14, 21). Во святомъ апостол; Іаков; видимъ образъ мучениковъ не только т;хъ, которые должны были проливать за Христа свою кровь, но и т;хъ, которые, безъ пролитія собственной крови, ежедневно ради Христа умираютъ гр;ху, распиная плоть со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Іаковъ значитъ запинатель, борецъ, поб;дитель: этихъ качествъ нельзя пріобр;сти безъ страданія. Всякій борющійся съ искушеніями, исходящими отъ невидимаго врага, одол;вающій и поб;ждающій свои страсти ежедневнымъ умерщвленіемъ, есть, подобно Іакову, мученикъ и сильный борецъ, хотя онъ и не проливаетъ своей крови; по степени перенесенныхъ во время борьбы страданій и усилій, съ какими отражаются и поб;ждаются искушенія, онъ прославится съ поб;дителемъ Христомъ. Во святомъ Іоанн;-д;вственник; предуказывается на чинъ хранящихъ чистоту плоти и духа; для нихъ дается особое об;тованіе вид;ть Бога во слав;: блажени, сказалъ Господь, чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ (Мат;. 5, 8). Господь, беря съ Собою на ;аворъ Петра, Іакова и Іоанна для явленія имъ славы Преображенія, т;мъ самымъ поучаетъ, что хотящій обитать съ Нимъ въ небесномъ царств; и наслаждаться Его лицезр;ніемъ долженъ въ любви подражать Петру, въ мученичеств; Іакову, въ чистот; Іоанну, вообще по м;р; силъ своихъ такой христіанинъ долженъ подражать угодникамъ Божіимъ, которые гор;ли теплою любовію къ Богу, явили себя, не проливая своей крови, ежедневными мучениками чрезъ непрестанное умерщвленіе своей плоти, и — соблюсти себя отъ всякой скверны плоти и духа, очистивъ себя истиннымъ покаяніемъ.


Съ какою ц;лію Господь возводитъ учениковъ Своихъ для молитвы на высокую гору, и не удаляется съ ними въ какое-либо ровное м;сто? Съ тою, чтобы приблизивъ ихъ отъ земныхъ низинъ къ небесной высот;, преподать вс;мъ таинственнымъ образомъ урокъ, что желающій сподобиться откровеній отъ Бога и вид;ть славу Его долженъ оставлять дольнія, земныя пристрастія, долженъ желать и искать благъ горнихъ, небесныхъ. «Онъ возводитъ ихъ, — говорить блаженный ;еофилактъ, — на высокую гору, показывая, что если кто не возвысится надъ земными пристрастіями, тотъ не достоинъ вид;ть подобныя откровенія. Прекрасно поучаетъ святый апостолъ Павелъ, когда говоритъ: вышнихъ ищ;те, ид;же есть Христосъ, г;рняя мудрствуйте, а не земная, гд; животъ вашъ сокровенъ есть со Христомъ въ Боз; (Кол. 3, 1-3). Ходящій въ низин; не можетъ вид;ть далеко, взошедшій же на высокую гору безъ затрудненія окидываетъ взоромъ далекія пространства, и заботящійся лишь о настоящей жизни, какъ можетъ понять сладость будущихъ небесныхъ благъ? Входя же на гору богомыслія, онъ познаетъ и видитъ умомъ, какъ глазами, даже то, что превыше небесъ. Пресмыкающіеся по земл; гады и живущія на ней животныя не могутъ гляд;ть на солнечный лучъ, такъ и умъ челов;ка, погруженнаго въ земную суету, никакъ не можетъ вид;ть славу Христову и озаряться св;томъ Его благодати. Итакъ, вознеси умъ твой, христіанинъ, отъ земли къ небу, отъ настоящаго къ грядущему, отъ пристрастія къ земному къ желанію небеснаго, тогда познаешъ, какъ благъ Богъ Израилевъ, какъ сладостенъ сладчайшій Іисусъ, какъ радостна любовь Его и насладишься Его Божественными откровеніями.


Господь возводитъ учениковъ Своихъ не на низкую, а высокую гору. Зач;мъ? Чтобы научить ихъ богомыслію и вм;ст; съ т;мъ трудолюбію: безъ труда н;тъ возможности взойти на высоту. Высота горы — образъ богомыслія, восшествіе на гору — указаніе на трудъ. Хорошо умъ возносить къ Богу, но не сл;дуетъ и труда оставлять: добрыя д;ла достигаются трудомъ. Умъ видитъ Бога, а трудъ приводитъ къ зр;нію Его; умъ покоряется Христу, слушая запов;ди Его, а трудъ носитъ иго Христово, ходя во сл;дъ Его. Богомысліе наслаждается внутреннимъ зр;ніемъ Христа, трудолюбіе же привлекаетъ на себя взоры Его: виждь, — сказалъ псалмоп;вецъ, — смиреніе мое и трудъ мой (Псал. 24, 18). Быть же видимымъ Христомъ не меньшее благо, ч;мъ вид;ть Его. Об; эти доброд;тели, — богомысліе и трудолюбіе для желающаго достигнуть небесныхъ благъ и радостей такъ же необходимы, какъ птиц; крылья: птица съ однимъ крыломъ не можетъ летать по воздуху, и челов;къ, обладая только одной изъ этихъ доброд;телей, не можетъ вознестись на высоту совершеннаго спасенія; богомысліе безъ трудолюбивой жизни не д;йствительно, и не приноситъ пользы трудолюбіе безъ богомыслія. Съ двумя крылами всякая птица летаетъ свободно; двумя доброд;телями, — богомысліемъ и трудолюбіемъ, каждый восходитъ на мысленный ;аворъ, чтобы в;чно зр;ть славу Божію, — восходитъ въ начал; трудолюбіемъ, ибо оно предтеча богомыслію и богов;д;нію. Святые апостолы подъяли трудъ, восходя на высокую гору, чтобы вид;ть славу Преображенія Господня, и кто же можетъ над;яться безъ труда достигнуть радости лицезр;нія Божія?


Зач;мъ Господь возвелъ на гору только Петра, Іакова и Іоанна, не взявъ идущаго за ними народа или остальныхъ апостоловъ? Чтобы черезъ это научить искать уединенія и безмолвія т;хъ, которые желаютъ упражняться въ богомысліи и наслаждаться умнымъ боговид;ніемъ. Одна только троица апостоловъ была возведена на безмолвное м;сто, — возвышенность горы была какъ пустыня, тамъ не жили люди, — чтобы въ уединеніи и безмолвіи для нея ясн;е открылась слава Господня. При разс;яніи и сутолок; жизни Господь не открывается такъ, какъ въ уединенномъ безмолвіи: пророкъ Илія видитъ Бога умомъ своимъ, когда, стоя предъ царемъ Израильскимъ Ахавомъ, говоритъ, разсуждая съ нимъ: живъ Господь, Ему же предстою (3 Цар. 17, 1), т. е. т;ломъ предстою теб;, а умомъ моему Богу, т;лесными очами вижу тебя, а умными Бога, но несравненно ясн;е зритъ пророкъ Илія Господа своего въ уединеніи и безмолвіи на пустынной гор; Кармилъ (3 Цар. гл. 19): зд;сь онъ удостоивается сладкой бес;ды съ Богомъ и откровеній Его не только внутренне, но и въ видимыхъ образахъ. Правда, можно и среди молвы житейской возводить иногда умъ свой къ Богу, однако не съ такимъ удобствомъ, какъ въ безмолвномъ уединеніи: тамъ такъ много препятствій, а зд;сь тишина и покой! Разв; напрасно говоритъ Самъ Господь: упразднитеся (т. е. освободитесь отъ молвы житейской) и разум;йте, яко Азъ есмь Богъ (Псал. 45, 11) познайте Меня, говоритъ, предаваясь благочестивымъ размышленіямъ, какъ Я благоутробенъ и милосердъ, какъ люблю любящихъ Меня и близокъ вс;мъ ищущимъ Меня; познайте Меня и скоро Меня найдете, если только бросите суету и удалитесь отъ излишнихъ мірскихъ заботъ. Познавъ это, многіе б;жали изъ многомятежнаго міра въ безмолвныя пустыни, скитались въ горахъ и пропастяхъ земныхъ (Евр. 11, 38), чтобы наедин; всец;ло посвятить себя Богу, наслаждаясь благами общенія съ Нимъ: пустыннымъ, восп;ваетъ святый Дамаскинъ, непрестанное божественное желаніе бываетъ, міра сущимъ суетнаго кром;.


Поищемъ таинство и зд;сь, — почему Господь возвелъ апостоловъ на гору не днемъ, а при наступленіи ночи? Потому, что ночь бол;е способствуетъ сосредоточенной молитв;, ч;мъ день: ночью молчитъ вся вселенная и ничего не видать кром; неба, украшеннаго зв;здами и своимъ великол;піемъ невольно влекущаго къ себ; глаза и умъ. Господь возводитъ учениковъ ночью на ;аворъ и съ тою ц;лію, чтобы научить и насъ вс;хъ во время молитвы ни о чемъ земномъ не думать, но устремляетъ свое сердце къ небу. Н;когда царь Давидъ пророчески восп;лъ, указывая какимъ образомъ челов;ку откроется уразум;ніе божественныхъ таинъ. Внимаемъ ему, отыскивая этого учителя: нощь, — говоритъ онъ, — нощи возв;щаетъ разумъ (Псал. 18, 3): ночь д;йствительно и есть такой учитель, который научаетъ разуму Божію людей, сидящихъ въ продолженіе этой кратковременной жизни, какъ во тьм; ночной и с;ни смертной: «если посмотришь на небо (ночью), — говорить святый Кириллъ, — какъ св;чами сіяющее множествомъ безчисленныхъ зв;здъ, и подумаешь, что весь день суетившіеся люди теперь въ ночное время (предаваясь сну) нич;мъ не отличаются отъ мертвыхъ, тогда возгнушаешься гр;хами челов;ческими». Итакъ вотъ наставленіе, преподаваемое ночью: она научаетъ познавать суетность житейскихъ заботъ и д;лъ, прогн;вляющихъ Бога, и уб;ждаетъ изб;гать т;хъ и другихъ. Вс; живущіе на земл; ночью подобны мертвымъ; все, видимое днемъ, ночью бываетъ покрыто тьмою, какъ бы погребено ею. Удивительные чертоги и прекрасныя зданія становятся похожими на гробы; чудные деревья, сады и л;са напоминають пугала; золото, серебро и драгоц;нные камни нич;мъ не отличаются въ ночной тьм; отъ м;ди, жел;за и простыхъ камней; красота и ц;нность ихъ не зам;тна; ничто, находящееся на земл; не можетъ доставить челов;ку ночью наслажденія своею красотою, все покрыто темнотою и видимо одно только небо, украшенное, какъ жемчугомъ, зв;здами и доставляющее наслажденіе смотрящимъ на него. Зд;сь видно божественное нам;реніе: ночь таинственно поучаетъ насъ богоугожденію. Уединился ли ты въ безмолвіи на молитву, соединенную съ трудолюбивымъ подвигомъ, и начинаешь подниматься умомъ твоимъ на гору богомыслія, пусть для твоихъ очей вс; земные предметы будутъ таковы, какими они являются для нихъ ночью; вс; житейскія блага, приносящія лишь временное удовольствіе, пусть презираются тобой, отвращайся отъ нихъ какъ отъ недостойныхъ христіанина, какъ не заключающихъ въ себ; ничего истиннаго и покрытыхъ смертною с;нью. Пусть умъ твой созерцаетъ одни только небесныя блага, тогда теб; откроется св;тъ благодати Божіей и ты исполнишься духовной радости отъ сладости созерцанія откровеній Божіихъ.


Почему Господь для явленія апостоламъ славы своего Преображенія возводитъ ихъ на ;аворъ, а не какую либо другую гору? ;аворъ въ перевод; съ еврейскаго значитъ чертогъ чистоты и св;та; поэтому Господь и возводитъ ихъ на ;аворъ, а не на другое м;сто, чтобы апостолы отъ самаго названія горы получили наставленіе о томъ, что желающій присутствовать при явленіи Божественной славы долженъ прежде всего им;ть сов;сть свою подобной чертогу чистоты, достойному пріятія въ себя св;та благодати Божіей. Вспомнимъ зд;сь и древнее событіе, совершившееся на ;авор;. Когда начальникъ войскъ ханаанскихъ Сисара пришелъ для истребленія Израильтянъ, тогда Варакъ, предводитель посл;днихъ, взошелъ на ;аворъ и собралъ зд;сь израильское войско, отсюда онъ устремился на врага и окончательно поразилъ все ханаанское войско, такъ что погибъ и самъ Сисара (Суд. гл. 4). Это древнее событіе Господь таинственно повторилъ въ своемъ Преображеніи: нам;реваясь одержать окончательную поб;ду надъ адскимъ Сисарою, онъ прежде всего взошелъ на ;аворъ, чтобы, зд;сь, какъ бронею, вооружившись явленіемъ божественной силы, устремиться на діавола и поб;дить его, объ этомъ именно и велась бес;да на ;авор;: глаголаста исходъ Его (Лук. 9, 31). Зд;сь указаніе и христіанину, хотящему преодол;ть невидимаго врага и наводимую имъ гр;ховную силу, — пусть онъ прежде всего взойдетъ на ;аворъ сердечной чистоты, пусть очиститъ истиннымъ покаяніемъ свою сов;сть и преобразится отъ злой жизни въ доброд;тельную, — облечется въ броню правды и приметъ вся оружія Божія (Ефес. 6, 13) тогда безъ особеннаго труда онъ одержитъ поб;ду надъ вражіей силой.


Господь, взойдя на гору съ учениками своими, преобразися предъ ними (Мат;. 17, 1-2). Это слово, — предъ ними написано евангелистами съ ц;лію: для уясненія того, что не для Себя преобразился Христосъ, просв;тивъ лице свое, какъ солнце: св;тъ, сый сіяніе славы Отчей (ср. Евр. 1, 3), не им;ющій въ себ; никакой тьмы, не нуждается въ просв;щеніи. Онъ преобразился ради насъ, чтобы просв;тить нашу тьму и преобразить насъ изъ рабовъ гр;ха въ истинныхъ рабовъ Своихъ и изъ сыновъ гн;ва — въ возлюбленныхъ сыновъ Бога; ц;лію пришествія Христа, которую Онъ и осуществилъ, было обращеніе насъ въ д;тей Божіихъ. Ради этого Онъ воплотился отъ Пресвятой Д;вы и Духа Святаго, ради этого образомъ обр;теся якоже челов;къ (Флп. 2, 7), ради этого Онъ пріялъ образъ раба, и какой только трудъ не понесъ Онъ ради того, чтобы обновить въ насъ, какъ сынахъ, погибшій образъ Отчій! Н;когда Моисей говоритъ Господу: святыня Твоя, Господи, юже уготоваст; руц; Твои (ср. Исх. 15, 17). Зам;тимъ это — уготоваст; руц; Твои: не говоритъ руки челов;ческія по Твоему повел;нію сд;лали, но Ты Самъ трудился руками Своими. Моисей сказилъ это, указывая на безм;рное попеченіе Господа о челов;к;: чего ради челов;ка Господь не сд;лалъ и не д;лаетъ? Ради него Онъ создалъ небо и землю, моря, р;ки все, что въ нихъ и на нихъ; ради него Онъ днемъ и ночью осв;щаетъ св;тилами небо; ради него посылаетъ дождь, росу и сн;гъ; ради него Онъ, какъ землед;лецъ и вертоградарь, насаждаетъ и возращаетъ, чтобы челов;къ ни въ чемъ не терп;лъ недостатка. Разсуждая объ этомъ святый Кириллъ Іерусалимскій говоритъ: «для каждаго Спаситель нашъ является соотв;тственно его душевной настроенности: для требующаго веселія Онъ виноградъ, для желающаго войти, дверь, желающимъ принести свои молитвы (Богу) ходатай и архіерей». Или: «для им;ющихъ гр;хи онъ сод;лывается Агнцемъ, чтобы быть закланнымъ за насъ и вс;мъ все бываетъ, неизм;ненъ пребывая въ тожеств; естества своего». До зд; Кириллъ. Такъ самымъ разнообразнымъ образомъ служитъ намъ Владыка нашъ, говорящій: Сынъ челов;ческій не пріиде, да послужатъ Ему, но послужити (Мат;. 20, 28). И все Онъ д;лаетъ, ища не Своего, а нашего блага, чтобы мы, познавъ Его непрестанныя благод;янія, прониклись благодарностію и преобразились изъ гр;шныхъ въ праведныхъ, изъ міролюбцевъ въ боголюбцевъ. И на ;авор; Онъ преобразился ради насъ же, чтобы мы знали объ уготованной намъ небесной слав;; Онъ преобразитъ т;ло смиренія нашего (Флп. 3, 21), чтобы оно въ общее воскресеніе соотв;тствовало т;лу славы Его въ безконечномъ Его царствіи, уготованномъ отъ сложенія міра (Мат;. 25; 34) для любящихъ Его. Съ ними да сподобитъ и насъ милосердіемъ Своимъ благодати лицезр;нія Своего Богъ и Владыка нашъ, Христосъ челов;колюбецъ, Ему же со Отцемъ и Святымъ Духомъ честь и слава, и нын;, и присно, и во в;ки в;ковъ. Аминь.


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга дв;надцатая: М;сяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 95-106.




Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа


Спаситель в Своих проповедях много говорил о Царствии Небесном как конечной цели и о задании человеческой жизни, что его надо искать, к нему надо стремиться прежде всего и что оно приблизилось. Он рассказывал притчи, чтобы через земные подобия дать какое-то понятие о Царствии Небесном.


Но вот пришло время, и Христос сказал ученикам: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мр. 9:1) - так начинается евангельское повествование о Преображении Господнем. И "по прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних.

И преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей, и Илия, с Ним беседующие". Их уже давно нет на земле, но – вот они здесь, говорят с Господом "об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме" (Лк. 9:31).


И трое учеников Христовых от радости только и могут выговорить: "Господи! Хорошо нам здесь быть!" Они не могут участвовать ни в их славе, ни в их беседе, но все равно хотят, чтобы это никогда не прекращалось. Чтобы никогда не покидать этой дивной горы, Петр предложил: "если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии". Поистине "не зная, что говорил", – добавляет Евангелист.


И вдруг среди этого блаженства "облако светлое осенило их; и се, глас Бога Отца, из облака глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».


Ученики при этом пали на лица свои, и очень испугались. Они еще не прошли до конца пути верности Отцу и послушания Сыну даже до смерти. Поэтому они еще только зрители. Им еще не открылся "свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа". Но свет Царства показан воочию, чтобы запомнили на всю жизнь, и особенно – когда увидят Господа распинаемым. Так Господь укреплял их веру в предстоящих испытаниях.


Апостолу Петру память об этом свете и не дала прийти в совершенное отчаяние после его трехкратного отречения. Он как никто понимал, насколько важно среди искушений хранить в сердце и эту Фаворскую гору, и этот фаворский свет, и он писал христианам: «Я никогда не перестану напоминать вам о сем». И Петр всегда подчеркивал, что он проповедовал «не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцем Его величия».


Так в этот день Иисус Христос показал Свою Славу ученикам – избранным. Как на Синай были допущены избранники народа (остальным было запрещено под угрозой смерти), – так и на Фавор поднялись лишь избранные из избранных ученики Христовы. Поэтому присутствие Моисея при Преображении Христа на горе Фавор имеет глубокий смысл: он первым видел тот же Божественный Свет на горе Синай, где получил заповеди Божии, и на Фаворе ученики вновь увидели этот Свет и услышали дальнейшее изложение воли Отца Небесного, Который в немногих словах засвидетельствовал о Христе, как о Своем возлюбленном Сыне, и повелел новую заповедь: "Его слушайте".

Явившись на Фаворе, Моисей подтвердил тем самым конец Ветхого и начало Нового Завета, склонив перед Христом голову, как некогда на Синае перед Богом. Моисей принес народу заповеди Божии, и ученики Христовы передали всем повеление слушать Сына Божия, сказавшего в Евангелии все, необходимое для спасения.


Встречается также иконографическое толкование, что пророки Моисей и Илия, изображенные на иконе Преображения слева и справа от Христа, означают начало и конец мiра. Моисей ведь написал книгу Бытия – историю сотворения мiра. А Илия был живым восхищен на небо, чтобы явиться в конце времен и обличать антихриста, Илия должен стать пророком последнего времени. Христос находится на иконе между пророками, символизирующими начало и конец мiра. Он Сам по Писанию – альфа и омега этого мiра, начало и конец его.


В праздник Преображения в Церкви установилась традиция освящать фрукты и другие дары земли. В принципе христиане всегда молятся о благословении пищи перед каждым ее вкушением, чтобы она пошла нам во благо, а не во вред, и благодарят Бога за пропитание. Со времен апостольских Церковью установлено в праздник Преображения особое освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу – это освящение связано со святостью Царствия Небесного, воочию явленного людям в этот день на Фаворе.


Так как в это время из садовых овощей приносят в церковь для благословения яблоки, то отсюда и сам праздник Преображения в народе называется яблочным Спасом. До революции в этот день было принято также наделять собранным с огородов и садов урожаем бедняков, и эта традиция возрождается ныне.


Фаворское чудо


Всем православным известно чудо схождения Благодатного огня на Гробе Господнем на Православную Пасху. Однако есть еще одно чудо, которое ежегодно происходит на горе Фавор – в ночь под православный праздник Преображения Господня на небе появляются облака, которые испускают таинственный свет. Облака имеют вид сгущенного тумана, они очень быстро несутся со стороны Назарета, все время вспыхивая, наподобие молнии, но совершенно безшумно.
Святое богол;пное Преображеніе Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа

Иногда эти облака движутся над горой Фавор, а иногда только одно большое облако останавливается над греческим храмом и дает благодатный свет. Этот свет сравнивают с тем благодатным огнем, который появляется чудесным образом на Гробе Господнем в Великую Субботу.

По свидетельству очевидицы Л. Миллер, начало этого чудесного явления в 1998 г. "совпало со временем начала Причащения Тела и Крови Христовой в греческом храме".
Чудо облаков, появляющихся в ночь под Преображение Господне, укрепляет верующих в наше безбожное, страшное время и дает неверующим и инославным еще одно доказательство истинности Православия.




ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
19 Августа (6 Августа по ст.ст.)
Успенскій постъ.


СВЯТОЕ БОГОЛЕПНОЕ ПРЕОБРАЖЕНIЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ІИСУСА ХРИСТА.


Свят. Феоктиста, еп. Черниговскаго (†1123).
Преп. Іова Ущельскаго (†1628). Новосвящмуч.
Сергія (Тихомирова) (†1930).


«СЛАВА РОССІИ».
Календарь русской исторіи.
Сегодня, Пятница, 19 Августа 2022 года (6 Августа 2022 по ст.ст.)


1628. Основанъ острогъ Красный Яръ, положившій начало буд. г. Красноярску.
1647. Состоялась битва Богдана Хмельницкаго съ поляками подъ Пилявцами.
1743. Заключенъ миръ со шведами въ Або.
1763. Учрежденъ воспитательный домъ въ Москве.
1798. Родился баронъ А. А. Дельвигъ, знам. поэтъ, издатель, другъ и однокашникъ А. С. Пушкина.
1812. После 2-хъ дней ожесточенныхъ боевъ Русская армія оставляетъ Смоленскъ.
1812. Второй день сраженія подъ Полоцкомъ. Стычка подъ Витебскомъ.
1813. Сраженіе русскихъ войскъ генерала Ф. Е. Остенъ-Сакена съ французами у Швейдница.
1828. Скончалась схимон. Олимпіада (Стригалева), настоят. Арзамасской Алексеевской общины.
1831. Русская армія, двинувшись къ Варшаве, расположилась въ Надоржине.
1845. Повеленіемъ Императора Николая I въ С.-Петербург; основано Русское географическое общество.
1846. Открытъ Белозерскій каналъ.
1850. Въ ходе военно-геодезич. экспедиціи полковникъ І. И. Ходзько совершилъ восхожденiе на Большой Араратъ.
1880. Упраздненно III отделеніе Собственной Е. И. В. канцеляріи.
1880. Образованъ Департаментъ полиціи Министерства внутр. делъ Россійской Имперіи.
1905. Обнародованъ Манифестъ Императора Николая II объ учрежденіи 1-й Госуд. Думы.
1911. Заключено Потсдамское соглашеніе съ Германіей (по вопросамъ, связан. съ Ираномъ и Багдадской жел. дор.).
1915. Канонерская лодка «Сивучъ» подъ ком. кап. 2-го ранга П. Н. Черкасова приняла неравный бой съ герман. флотомъ.
1918. Разстрелянъ красными карателями свщмуч. Вячеславъ Луканинъ, діаконъ Преображен. собора Невьянска.
1920. Въ Тамбовской губ. вспыхнуло крестьянское возстаніе подъ рук. А. С. Антонова, жестоко подавленное Красной Арміей.



Другие статьи в литературном дневнике: