Русский Сталинград Ивана Грозного -

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

450 лет битве при Молодях 30 июля 1572 года.

Есть сражения, от исхода которых зависело напрямую выживание народов и государств. При этом, если об относящихся к этой категории Куликовской или Сталинградской битвах известно всем, то, несомненно, достойная стоять в одном ряду с ними битва при Молодях, 450-летие которой мы отмечаем 30 июля, оказалась незаслуженно забытой.


Почему оказалась забытой фактически спасшая Россию и русских Молодинская победа, случившаяся в далёком 1572 году? Не потому ли, что и в истории продолжает господствовать клевета в отношении Ивана Грозного, в правление которого эта победа случилась?! Даже прозвище "Грозный" на Западе абсолютно безграмотно переводят как "the Terrible", т.е. "Иван Ужасный". Хотя наименование это на Руси (которое, кстати, при жизни имел и дед Ивана Васильевича князь Иван III, освободивший Русь от ордынского ига) означало непобедимость и грозу для врагов.


В 1571 году крымский хан Давлет Гирей совершил весьма удачный набег на Москву. Предатели ("пятая колонна" была на Руси уже тогда) помогли орде обойти приграничные войска и обрушиться сразу на Москву, которую царь Иоанн Васильевич, с войском воевавший в Ливонии, просто не мог защитить. Московский воевода не придумал ничего лучшего, как запереться с гарнизоном в городе, и тогда не умевшие штурмовать города татары просто сожгли зажигательными стрелами деревянную часть Москвы с многими тысячами жителей, и около 100 тысяч угнали в Крым.


Иван Грозный, не имея возможности воевать на два фронта, готов был мириться на любых условиях, даже соглашался отдать недавно завоёванную Астрахань. Но у Давлет Гирея взыграли амбиции - он захотел Русь целиком, как во времена Батыя. Тем более что за спиной его стояла мировая супердержава XVI века - Османская империя. В итоге покорять Русь отправилось всё мужское население Крыма, ногайская орда и присланные султаном 7000 янычар ("спецназ" своего времени) с 200 орудиями. С войском шли турецкие чиновники принимать в управление захваченные русские города. Противостояли им все, кого удалось собрать русским - дворяне, стрельцы, немецкие наёмники, опричники - всего около 27 тысяч человек (против более чем 100 тысяч) во главе с "земским" воеводой Михаилом Воротынским и "опричным" Дмитрием Хворостининым.


Крымцы опять это в основном пешее войско обошли и, сметая русские заслоны, двинули на Москву. Но тут отчаянный Хворостинин (впоследствии названный одним из лучших воевод своего времени) 29 июля с передовым полком на переправе атаковал и практически уничтожил вдвое больший татарский арьергард. За русскими бросилась в погоню вся 12-тысячная ногайская орда, и Хворостинин, отступая, вывел её прямёхонько на окопавшееся за "гуляй-городом" (передвижные деревянные щиты на колёсах) войско Воротынского. Потери ногайцев от ружейного и артиллерийского огня (огнестрельным оружием был вооружён каждый третий русский!) были столь чудовищны, что Давлет Гирей повернул от Москвы, стремясь сначала разбить оказавшееся у него в тылу русское войско.


Неудачные штурмы следовали один за другим, пока 2 августа хан не велел всем татарам спешиться и атаковать "гуляй-город" вместе с янычарами, чтобы задавить русских числом, несмотря на любые потери. Враг не знал, что ещё ночью Воротынский вывел большую часть войска из лагеря, и, пока Хворостинин отбивался в "гуляй-городе", ударил с тыла. Атакованный с двух сторон хан подумал, что из Ливонии вернулся царь с войском. Разгром был полный - погибли все семь тысяч янычар, большинство крымских мурз, а также сын, внук и зять самого Давлет Гирея. Из 100-тысячного войска в Крым добралась десятая часть, и в последующие 20 лет, пока не подросло новое поколение, больших набегов на Русь из Крыма не было вообще. Русь была спасена.


Как считает историк Дмитрий Володихин, аналогии с Великой Отечественной войной очень уместны: "Очень сложный вопрос: что случилось бы, если бы сражение при Молодях Россия проиграла? Некоторые историки считают, что исчезла бы сама российская государственность. Это возможно, потому что крымский хан Девлет-Гирей, который вёл войска на Москву, мог просто принять решение о расчленении России на ряд государств, часть которых будет ему подвластна, а некоторые области просто войдут в состав Крымского ханства. То есть вопрос в тяжести поражения. А у него могли быть катастрофические последствия. Поэтому, я думаю, небезосновательно сравнивать сражение при Молодях с отражением наступления немецко-фашистских захватчиков осенью 1941 года. 1572 год - это тот же самый 1941-й, только в других исторических декорациях. То есть последствия поражения при Молодях всё равно означали бы катастрофу. И то, что катастрофа не состоялась, - это великое достижение наших предков, которые отстояли свободу и целостность России в XVI веке с оружием в руках".


Первому русскому царю с точки зрения исторической памяти не позавидуешь: его люто ненавидел и Запад, и Восток. А потому лживых страшных баек о нём в истории (в том числе - с лёгкой руки Карамзина, выполнявшего политический заказ) предостаточно. Потому и замалчивалась битва при Молодях, что спасителем России "Ивана Ужасного" объявлять очень не хотелось. Историк и писатель Валерий Шамбаров, автор многих книг о эпохе Грозного, прокомментировал это для "Первого русского" так:


"Это выдающееся историческое событие замалчивалось, как и все несомненные достижения эпохи Грозного. Между тем битва имела огромное геополитическое значение.
Султан Сулейман Великолепный - один из выдающихся правителей Османской империи - разумно отказался о экспансии на север, обратив взор на Европу. А вот его сын Селим, прозванный Пьяницей (вероятно, находясь под влиянием своих европейских советников) с 1569 года развернул экспансию на север, используя в качестве тарана Крымское ханство. Молодинская битва остановила эту турецкую экспансию примерно на столетие.
Более того, возможно, остановила и новое турецкое нашествие на Европу. Потому как, захватив ресурсы Руси и созданный Иваном Грозным передовой для своего времени "военно-промышленный комплекс" по производству огнестрельного оружия (русские пушки в "допетровскую" эпоху даже экспортировались в Европу, включая "передовую" Голландию), турки с крымцами могли (и хотели) двинуться на запад. Но - не получилось."


Тем не менее столь эпохальное событие целенаправленно замалчивалось, причём ещё задолго до наступления советской эпохи. Историк и публицист Роман Газенко убеждён, что всё дело в переписывании истории в угоду политической конъюнктуре:


Молодинскую битву замалчивали из-за негативного образа Ивана Грозного, когда-то созданного западной пропагандой и подхваченного с одобрения властей Карамзиным, писавшим "Историю государства Российского". Даже на известном памятнике "1000-летия России" первому нашему царю - основателю евразийской имперской русской государственности - не нашлось места! А ведь Грозный, кроме того, ещё и основатель русского парламентаризма (Земские соборы), местного самоуправления (земства), первой регулярной армии (стрельцы) и т.д. Увы, историческое беспамятство - одна из причин того, что в России смена власти то и дело происходила через перевороты и убийства царей. Но дискредитация прошлого лишает нас исторической опоры для будущего. Дело тут, вероятно, в том, что до сих пор практически отсутствует программа стратегического имперского развития России, где планируют не на годы, а на десятилетия и века вперёд.


Порой это переписывание истории доходит до абсурда. Достаточно сказать, что на современной 500-рублёвой купюре, посвящённой якобы Архангельску ("окно в Европу", прорубленное, кстати, задолго до Петра тем же Иваном Грозным) изображён почему-то памятник Петру и парусник, являющийся учебно-тренировочным судном… ВМС Аргентины!


Публицист Егор Холмогоров считает, что недооценённость битвы при Молодях связана с искажением личности Ивана Грозного историками: "Это связано с достаточно "ходульной" схемой интерпретации царствования Ивана Грозного, которая сформировалась в историографии в XIX веке под влиянием концепции Николая Михайловича Карамзина о двух половинах его правления - светлой и тёмной. До опричнины - это светлая, победоносная часть, а после неё - тёмная, страшная, наполненная исключительно казнью, жестокостью, бедой. В результате крымско-татарское нашествие 1571 года укладывалось в эту схему, а победоносная битва при Молодях - уже нет. Соответственно, её историки проскакивали как бы на полном ходу, даже как-то не задумываясь зачастую о связи между этими двумя событиями. В результате судьбоносный характер этого сражения, поражение в котором могло привести к окончательному уничтожению Москвы, не осознавался".


Увы, Россию не случайно называют "страной с непредсказуемым прошлым" - уж больно любят у нас всячески принижать (а то и вымарывать из истории) достижения целых эпох, когда правил "не тот" правитель. Однако имперская Россия — вечна, и все её достижения всех эпох при всех правителях — это её достижения, отказываться от которых — грех великий.


А вот в Чеховском районе Подмосковья о проходившей в этих местах Молодинской битве помнили всегда. И уже ряд лет (исключением стали два "ковидных" года) проводили в этот день соответствующий историко-культурный фестиваль - с массовыми битвами реконструкторов, соревнованиями, народными забавами, ярмарками ремёсел и прочими затеями в "русском стиле". Слава Богу, осознание исторической преемственности, похоже, наконец-то к России приходит. И именно поэтому празднование 450-летия великой Молодинской победы будет в этом году проводиться максимально широко и масштабно.




Сегодня, Вторникъ, 16 Августа 2022 года (3 Августа 2022 по ст.ст.)
Успенскій постъ


Св. прав. Саломіи мироносицы (†I).
Препп. Исаакія, Далмата и Фавста (†IV-V).
Преп. Антонія Римлянина, Новгородскаго чудотворца (†1147).
Преп. Іоанна исп., игум. Паталареи.
Муч. Раждена перса, Грузинскаго (†457).
Преп. Космы отшельника, Антіохійскаго (†VI).


«СЛАВА РОССІИ».
Календарь русской исторіи.
Сегодня, Вторникъ, 16 Августа 2022 года (3 Августа 2022 по ст.ст.)


1147. Почилъ преп. Антоній Римлянинъ, Новгородскій чудотворецъ.
1541. После неудачной осады, крымское войско Саипъ-Гирея бежало отъ Пронска.
1572. Крымская армія Девлетъ-Гирея, разбитая у деревни Молоди, поспешно отступила на югъ.
1678. Въ ходе ожесточ. боевъ съ турками русская армія заняла Стрельниковую гору.
1680. Скончался И. Д. Серко, кошевой атаманъ Запорожской Сечи.
1698. Въ г. Рава-Русская Царь Петръ I и польскій Король Августъ II заключили соглашеніе о совм. воен. действіяхъ противъ Швеціи.
1775. Манифестомъ Имп. Екатерины II упразднена Запорожская Сечь.
1790. Подписанъ Верельскій мирный договоръ, завершившій Русско-шведскую войну.
1812. Авангардъ корпуса графа П. Х. Витгенштейна атаковалъ французовъ у Смолянова и заставилъ ихъ отступить.
1850. Родился гр. Ф. Э. Келлеръ, ген.-лейт., герой Русско-япон. войны, нач. Вост. отряда Манчжурской арміи.
1877. Перестрелки съ турками у д. Шипка и въ Хаинкіойскомъ ущелье.
1897. Въ Москве открытъ памятникъ изв. хирургу Н. И. Пирогову.
1910. Скончался С. В. Ивановъ, русскій живописецъ.




Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,южно-славянскихъ, грузинскихъ и м;стно чтимыхъ въ Россіи.
М;сяцъ Августъ.День третій.


Память преп. Антонія Римлянина.


Преп. Антоній родился и воспитался въ Рим; въ то время, когда Западная церковь отд;лилась отъ Восточной церкви. Родители Антонія въ тайн; хранили православіе и обряды Восточной церкви. Отрокомъ преп. Антоній былъ отданъ для обученія грамот; и выучился читать и понимать св. Писаніе не только по-римски, но и по-гречески. Приходя въ возрастъ, онъ научился отъ добрыхъ родителей благочестію, а внимая преданіямъ св. отцовъ, утвердившихъ православную в;ру на семи Вселенскихъ соборахъ, онъ утвердился въ истинномъ православіи. Когда скончались родители преп. Антонія, юноша сталъ раздавать оставшееся им;ніе нищимъ и, желая оставить міръ и служить Богу, хот;лъ уйти изъ Рима, такъ какъ вид;лъ въ Рим; въ то время одни раздоры и несогласія. Сп;ша уйти изъ Рима, св. Антоній, положивъ въ бочку золото и серебро, церковные сосуды и другія драгоц;нныя вещи изъ родительскаго им;нія, сковавъ ее жел;зными обручами, пустилъ въ море, поручая ее промыслу Божію, а самъ ушелъ въ пустыню. Найдя пустынножительныхъ иноковъ, а съ ними и пресвитера, преп. Антоній упросилъ ихъ принять его къ себ; на жительство и постричь въ иноки. Иноки съ трудомъ приняли св. юношу, такъ какъ ему было только восемнадцать л;тъ. Поселясь въ пустын;, св. Антоній постригся въ иноки и прожилъ тамъ во всякомъ послушаніи и постническихъ подвигахъ двадцать л;тъ. Но когда гоненіе на хранителей истиннаго православія достигло и до пустыни, и иноки разб;жались въ разныя м;ста, тогда и св. Антоній оставилъ свое м;сто и ушелъ въ пустыню. Найдя у моря камень, онъ сталъ жить на немъ, не им;я никакого крова и дни и ночи проводя въ теплой молитв;. Пищею ему служилъ тотъ небольшой запасъ, который онъ принесъ изъ своей пустынной обители, и то, что онъ находилъ въ приморской пустын;, но и этой пищи онъ вкушалъ очень мало, постясь по ц;лымъ нед;лямъ. Такъ онъ прожилъ на камн; годъ и два м;сяца. Но вотъ однажды поднялся сильный в;теръ, море заволновалось и волны доходили до камня, на которомъ былъ преп. Антоній; вдругъ одна волна подняла камень съ преподобнымъ и понесла его на камн; по морю. Волны несли камень силою Божіею, а праведникъ молился Господу: предавшись вол; Божіей, онъ не думалъ объ опасности. Такъ чудесно проплылъ онъ на камн; изъ Италіи по океану и морямъ, по р;к; Нев;, по Ладожскому озеру и по р;к; Волхову — до самаго Новгорода Великаго. Ночью камень присталъ къ берегу; Антонію слышится дальній утренній благов;стъ, — онъ приходитъ въ страхъ, думая, что снова находится въ сос;дств; ненавистнаго ему Рима. Но, когда настало утро, къ нему подошли люди нев;домой страны и удивлялись, увидя камень, котораго прежде тамъ не было, и на немъ стоящаго иностраннаго челов;ка. Они спрашивали св. Антонія: откуда онъ? Но онъ не отв;чалъ имъ, не зная нев;домаго ему славянскаго языка, и только кланялся имъ. Онъ три дня пробылъ на камн; въ молитв;, никуда не сходя съ него. Посл; трехъ дней, онъ сошелъ съ камня и пошелъ въ городъ, желая найти такого челов;ка, съ которымъ бы могъ говорить и узнать: гд; онъ находится, и что за люди живутъ въ этой стран;? По промыслу Божію, онъ встр;тилъ челов;ка, въ которомъ по его одежд; узналъ грека. Св. Антоній заговорилъ съ нимъ по-гречески и узналъ, что онъ ум;етъ говорить не только по-гречески, но и по-римски, и по-русски, такъ какъ онъ былъ купецъ, бывавшій во многихъ странахъ и знавшій разные языки. Св. Антоній спросилъ его: какой это городъ, какой народъ и какая ихъ в;ра? Купецъ сказалъ преподобпому, что этотъ городъ называется Великимъ Новгородомъ, народъ въ немъ живетъ русскій, а в;ра ихъ христіанская православная, въ город; есть соборная церковь во имя Софіи, гд; святительствуетъ еп. Никита, а городомъ влад;етъ князь Мстиславъ Владиміровичъ, сынъ Мономаха. Преп. Антоній возрадовался и благодарилъ Бога за то, что принесъ его къ православнымъ христіанамъ. За т;мъ онъ снова спросилъ купца: «еще скажи мн;, другъ, какое разстояніе отъ Рима до этого города?» — «Нуженъ далекій путь по суш; и морю, который едва проходятъ въ полгода!» отв;чалъ купецъ преподобному. Преподобный удивился всемогущей сил; Божіей, такъ какъ ему трехдневнымъ казалось его таинственное плаваніе по морскимъ пучинамъ.


Поблагодаривъ купца, преп. Антоній пошелъ помолиться въ храмъ св. Софіи и вид;ть святителя; увид;въ благол;піе церковное, преп. Антоній обрадовался въ душ; своей; обойдя и прочія церкви, онъ возвратился на свой камень, не показавшись святителю, такъ какъ еще не зналъ русскаго языка. Онъ молился Господу дать ему познаніе этого языка; къ св. Антонію стали приходить жившіе вблизи берега жители и приносить ему пищу; отъ нихъ онъ сталъ учиться понимать русскую р;чь и вскор;, при помощи Божіей, понялъ ее. Жители спрашивали праведника о его отечеств; и род;, но онъ не открылся имъ и только называлъ себя гр;шникомъ. Спустя немного времени, святитель Никита, узнавъ о праведник;, послалъ за нимъ и спросилъ его: откуда онъ и какъ прибылъ? Св. Антоній только кланялся святителю и говорилъ: «Владыка святый, прости меня, гр;шнаго и страннаго челов;ка!» Онъ не хот;лъ славы челов;ческой. Но святитель заклиналъ св. Антонія разсказать все о себ;. Тогда праведникъ сталъ подробно разсказывать о своемъ рожденіи и воспитаніи въ Рим;, о гоненіи на православныхъ, о б;гств; своемъ въ пустыню и о чудесномъ прибытіи къ Новгороду на камн;. Говоря это, св. Антоній со слезами палъ къ ногамъ святителя и просилъ не открывать о немъ никому его тайны. Они упали другъ предъ другомъ на землю и со слезами просили другъ у друга благословенія. Святитель благословилъ праведника и много бес;довалъ съ нимъ; онъ желалъ, чтобы св. Антоній пребывалъ вм;ст; съ нимъ. Но праведникъ отв;чалъ: «не принуждай меня, ради Бога, но оставь меня жить на томъ м;ст;, гд; повел;лъ мн; Господь!» Святитель согласился на это и вскор; построилъ преподобному малую деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, такъ какъ наканун; этого праздника Господь привелъ праведника въ ихъ городъ; святитель устроилъ при церкви келлію, которая служила бы пристанищемъ инокамъ.


Спустя годъ, рыбаки ловили рыбу въ р;к; Волхов; близъ камня св. Антонія, всю ночь они трудились, но ничего не поймали; усталые и грустные посл; напрасныхъ трудовъ, они, вытащивъ с;ти, сид;ли на берегу. Въ это время къ нимъ подошелъ св. Антоній и, нанимая ихъ ловить рыбу, сказалъ имъ: «бросьте свои с;ти и что поймаете, то пойдетъ въ домъ Пречистой Богородицы!» — «Мы всю ночь трудились и ничего не поймали», отв;чали рыбаки. Они не хот;ли ловить, но потомъ, взявъ плату, бросили въ р;ку с;ти; когда они вытащили изъ р;ки с;ти, то нашли вм;ст; съ множествомъ рыбы и бочку, обитую жел;зными обручами. Св. Антоній узналъ свою бочку, которую онъ бросилъ въ море въ Рим;, и сказалъ рыбакамъ: «друзья! видите милость Божію, какъ Онъ промышляетъ о рабахъ Своихъ! Возьмите себ; рыбу, а бочку далъ мн; Господь, и все, что въ ней, пусть пойдетъ на созданіе моего монастыря». Но рыбаки отв;чали: «мы напялись теб; ловить рыбу, а не бочки; рыба будетъ твоя, а бочка наша, такъ какъ мы сами бросили ее въ море на сохраненіе». — «Я съ вами не стану долго спорить, сказалъ преподобный, но пойдемъ къ судьямъ». Онъ пошелъ съ ними въ городъ; рыбаки взяли съ собою и бочку; предъ судьями рыбаки стали спорить о бочк;, но преподобный сказалъ судьямъ: «господа, спросите ихъ, если бочка ихъ, — пусть скажутъ, что въ ней положено». Но рыбаки не знали, что сказать. Тогда преп. Антоній сказалъ: «эта бочка моя; я своими гр;шными руками бросилъ ее въ море въ Рим;; въ ней лежатъ церковные золотые и серебряные сосуды, потиры и блюда и многія другія священныя вещи; еще тамъ находится много золота и серебра изъ им;нія моихъ родителей. Я бросилъ бочку въ море на волю Божію, по случаю смятенія и гоненія на православныхъ». Судьи вел;ли разбить бочку, и въ ней оказалось все, что перечислилъ Антоній. Дивясь чуду, они повед;ли ему взять свое. Преподобный показалъ сокровища святителю и на золото и серебро устроилъ каменную церковь и не большой монастырь. Собравъ братію, онъ купилъ землю вокругъ монастыря и рыбную ловлю на пропитаніе иноковъ.


По кончин; еп. Никиты, святителемъ новгородскимъ былъ Іоаннъ, а посл; него св. Нифонтъ, который съ любовію и уваженіемъ относился къ преп. Антонію. Уже четырнадцать л;тъ подвизался Антоній въ распространявшейся обители, когда иноки стали умолять его, чтобы онъ, принявъ санъ священства и званіе игумена, сд;лался ихъ начальникомъ и руководителемъ. Не смотря на свое смиреніе, преподобный не могъ отказать усердной просьб; иноковъ, и св. еп. Нифонтъ съ радостію рукоположилъ его въ пресвитера; еще 16 л;тъ игуменствовалъ блаженный пришлецъ римскій въ созданной имъ обители. Предчувствуя свою кончину, преп. Антоній призвалъ одного изъ иноковъ своей обители — Андрея и открылъ ему чудную пов;сть своей жизни; за т;мъ, поучивъ и ут;шивъ плачущихъ иноковъ и назначивъ посл; себя игуменомъ Андрея, онъ скончался 80 л;тъ, въ 1147 году. Мощи его обр;тены въ 1597 году нетл;нными и положены въ окованную серебромъ раку; съ того времени учрежденъ въ память его крестный ходъ изъ Софійскаго собора въ первую пятницу посл; Петрова дня. При рак; находится в;твь осоки, съ которою Антоній приплылъ изъ Рима, держа оную въ рук;; такъ онъ изображается и на иконахъ. Мощи преп. Антонія почиваютъ въ соборной монастырской церкви Рождества Богородицы, въ прид;л;, сооруженномъ во имя преподобнаго. Латинскія надписи на н;которыхъ изъ вещей преп. Антонія, досел; ц;лыхъ, подтверждаютъ собою сказаніе о прибытіи преп. Антонія съ Запада. Въ обители Антонія сохраняются шесть иконъ, изъ которыхъ на трехъ изображенъ Господь Вседержитель, на другихъ трехъ — распятый Спаситель съ латинскими надписями. Опытомъ того, какъ преп. Антоній заботился о духовномъ просв;щеніи своихъ учениковъ, служатъ труды ученика его Кирика, который при жизни Антонія въ 1136 году написалъ статью о счисленіи л;тъ и потомъ предлагалъ вопросы епископамъ новгородскимъ о разныхъ предметахъ благочинія и богослуженія. Въ особенности же въ этомъ отношеніи зам;чателенъ «Зав;тъ молодымъ монахамъ», Антонія, сохранившійся въ одной рукописи Антоніева монастыря. Вотъ что пишетъ преп. Антоній инокамъ: „Умъ всегда держи на неб;. Не привыкай ходить изъ келліи въ келлію, — выходи только на молитву въ церковь, или на служеніе братіи. Все д;лай съ благословеніемъ старца. Не живи для себя, живи для Бога, заботясь о в;чности. Келлія твоя да будетъ гробомъ, прежде обычнаго гроба. Не им;й собственности, не живи для міра, отъ чего ты отказался. Когда увидишь игумена, поклонись до земли, проси благословенія. Встр;тившись съ братомъ, поклонись и говори молитву: молитвами св. отецъ нашихъ, Господи Іисусе Христе, Боже нашъ, помилуй насъ. Посл; вечерни не говори ни съ к;мъ. Придетъ братъ со стороны изъ другаго монастыря, встр;чая его, говори молитву: Господи Іисусе Христе, Боже нашъ, помилуй насъ, аминь. Войдя съ нимъ въ келлію, говори туже молитву; потомъ, ут;шившись духовно, угости его. Никогда не см;йся до оскаленія зубъ и не смотри дерзско. Одежда твоя — простая свита, суконная, обтягивающая т;ло; поясъ — кожаный. Походка ни борзая, ни л;нивая; идя, им;й руки согбенныя на груди. Съ мірскими не разговаривай, особенно съ молодыми и д;тьми, не сиди и не стой съ ними; не берись и учить д;тей грамот;. Б;ги оттуда, гд; игры, кощунство и см;хъ. Не обнимайся руками съ братомъ и не касайся его; не дозволяй и къ теб; касаться или смотр;ть теб; въ лице, — уклонись и отойди. Остерегайся шутокъ и забавъ. Чернецъ потому и называется инокомъ, что онъ одинъ внимаетъ Богу день и ночь. Берегитесь, не сидите молодые одинъ съ другимъ въ праздности. Каждый остерегайся нечистой любви, б;гай ее пуще яда. Сонъ принимай при нужд; великой; передъ сномъ долго молись, читай книги, занимайся рукод;ліемъ. Ложась, будь опоясаннымъ по свит;, съ клобукомъ на голов;, съ согбенными на груди руками. Не ложись съ другимъ на постел; и не садись съ другими на лошади, берегись нечистой связи, не погуби себя. И вставая, и ложась, и сидя за трапезою, и ходя, и сидя — всегда говори молитву: молитвами святыхъ отецъ нашихъ, Господи Іисусе Христе, Боже нашъ, помилуй насъ, аминь. Если монахъ молится только во время молитвы общей — это — не молитвенникъ. Онъ долженъ молиться каждый часъ; коротка эта молитва, но приноситъ великую пользу молящемуся съ в;рою...». (Четьи-Минеи. Прологъ. Русс. св. Филарета, архіеп. Черн. Жит. свв. Муравьева. Описан. новгородскаго Антоніева монастыря 1810 г.)


Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и м;стно чтимыхъ въ Россіи. — М;сяцъ Августъ. — Изданіе книгопродавца Д. И. Пр;снова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 33-40.





Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,южно-славянскихъ, грузинскихъ и м;стно чтимыхъ въ Россіи.
М;сяцъ Августъ. День третій.


Память Св. Раждена перса.



Св. мученикъ Ражденъ Лейт былъ родомъ персъ, происходилъ изъ богатой и знатной фамиліи, получилъ хорошее образованіе и былъ наставникомъ одной персидской принцессы Балендухты, первой жены благочестиваго грузинскаго царя Вахтанга Гургаслана Великаго (446-499), а потомъ и д;тей его. Вм;ст; съ своею принцессою Ражденъ отправился въ Грузію къ царскому двору и поселился въ царскомъ дворц;. Изъ уваженія къ его высокому происхожденію, царь осыпалъ его разными почестями и милостями, далъ въ его собственность н;сколько городовъ и селъ и сд;лалъ его своимъ сов;тникомъ. А за простоту и добродушіе Раждена его вскор; полюбили и вс; придворные и народъ. Бес;дуя весьма часто съ архіепископомъ Михаиломъ, пос;щая христіанскіе храмы, слушая съ удовольствіемъ спасительныя евангельскія поученія, Ражденъ заинтересовался этимъ; въ душ; его возбудилась невыразимая любовь и влеченіе ко Христу, Спасителю всего міра. Пораженный высокими христіанскими истинами, Ражденъ старался теперь постичь премудрость Божію, а для этого ц;лые дни проводилъ въ бес;дахъ съ пастырями церкви, съ особеннымъ паслажденіемъ слушалъ ихъ поученія и наставленія, съ интересомъ внималъ ихъ разсказамъ о подвигахъ и страданіяхъ христіанскихъ мучениковъ и, увлекаемый ихъ подвигами, самъ желалъ быть мученикомъ за в;ру. Вскор; Ражденъ принялъ святое крещеніе и удостоился быть мученикомъ за Христа, чего такъ искренно желалъ. Происшедшая война въ это время между греками и персами отразилась и на единов;рной Греціи — Грузіи. Новый царь персидскій — Фирузъ для бол;е в;рнаго усп;ха противъ грековъ потребовалъ отъ царя Вахтанга — Гургаслана разорвать союзъ его съ греками. Но Вахтангъ отвергъ такое предложеніе. Тогда Фирузъ р;шился сначала покорить Грузію, соединить ея войска съ своими и тогда двинуться на грековъ. Вахтангъ мужествеыно сталъ ожидать врага: онъ укр;пилъ города и кр;пости, снабдивъ ихъ сильнымъ гарнизономъ, а самъ остался въ укр;пленной столиц; Мцхет;. Война началась, и война самая жестокая. Въ завоеваніи Грузіи Фирузъ руководствовался не одними только политическими ц;лями. Поб;дивъ Грузію, онъ думалъ уничтожить въ ней христіанство, не за долго предъ т;мъ насажденное св. равноапостольною Ниной. Фирузъ съ огромнымъ войскомъ вторгся въ пред;лы Грузинскаго царства, предалъ страшному опустошенію н;которыя важныя провинціи, вошелъ въ среднюю Карталинію и сталъ лагеремъ подъ самою столицею. Столица была отр;зана отъ всякихъ сообщеній: вс; дороги и проходы къ ней были заняты персами; Фирузъ думалъ, что заставитъ Вахтанга сдаться. Войско персидское не ограничилось только осадою столицы, отряды его посылались въ ближайшія м;стности и безпощадно истребляли все; женщины предаваемы были безстыдному поруганію, мужчины — страшнымъ пыткамъ и мученіямъ. Не смотря на это, христіане оставались твердыми въ своей в;р;; не падая духомъ и над;ясь на помощь Божію, они давали страшный отпоръ персамъ. Въ это время новокрещенный Ражденъ, ревнуя о в;р; Христовой бол;е самихъ грузинъ, далъ весьма скоро почувствовать себя персамъ. Онъ принялъ начальство надъ войскомъ въ столиц; и въ близъ лежащихъ кр;постяхъ и четыре м;сяца велъ упорную войну съ врагами. Вскор; посл; этого пред;лы Грузинскаго царства были очищены отъ враговъ, но за то жертвою спасенія Грузіи сд;лался вождь грузинскаго войска, доблестный Ражденъ. Персы вс;ми силами старались захватить живымъ Раждена, врага ихъ религіи и мужественнаго защитника христіанъ. Случай скоро представился: однажды Ражденъ сд;лалъ вылазку изъ кр;пости Армаза и не счелъ нужнымъ пригласить царя; во время схватки н;которые изъ его недоброжелателей в;роломно предали его въ руки персовъ. Ражденъ былъ связанъ и представленъ Фирузу, какъ важный пл;нникъ; царь спросилъ Раждена о его происхожденіи, о причин; отступленія отъ прежней в;ры и народности. Ражденъ отв;чалъ на это: «д;йствительно, царь, я н;когда оставилъ свое отечество и его боговъ; но теперь я служу единому истинному и живому Богу, Который сотворилъ небо и землю и все сущее, Который Одинъ им;етъ безсмертіе и пребываетъ въ св;т; неприступномъ, Котораго никто никогда не видалъ и не увидитъ». Такія слова возбудили негодованіе въ Фируз;, и онъ р;шился погубить Раждена.


Но не желая прямо погубить грузинскаго вельможу, Фирузъ употребляетъ ласки и притворство. Онъ об;щаетъ Раждену богатство и почести, чтобы только онъ отрекся отъ Христа и поклонился солнцу и огню. Но испов;дникъ, слыша отъ царя подобныя льстивыя р;чи и об;щанія, усм;хнулся и съ твердостью сказалъ царю: «да будетъ теб; изв;стно, царь, что я не отрекусь отъ Іисуса Христа и не поклонюсь твоимъ богамъ. Об;щанныя мн; сокровища и слава мн; не нужны, и я изъ-за нихъ не оставлю моего Бога и не пром;няю в;чную, об;щанную намъ Христомъ, жизнь на жизнь временную. Поэтому, сколько ни об;щай и ни сов;туй мн;, ты не вынудишь у меня отреченія отъ Христа, Бога моего; предлагаемыя тобою сокровища и честь я отвергаю и не послушаю тебя бол;е, ч;мъ Господа моего». Этими словами Ражденъ привелъ Фируза въ страшную ярость и негодованіе, — онъ приказалъ палачамъ пытать святаго. Палачи безжалостно начали исполнять приказаніе своего царя и били мученика по лицу до т;хъ поръ, пока не вывалились вс; зубы и не сокрушились вс; кости лица его. За т;мъ они начали влачить мученика нагаго по земл;, нанося ему удары палками и влачили до т;хъ поръ, пока все т;ло страдальца не было обезображено, и онъ не пришелъ въ совершенное изнеможеніе. Тогда Раждена заковали въ оковы, над;ли на его шею тяжелыя ц;пи и въ такомъ положеніи бросили его въ темницу, гд; безчелов;чно морили его голодомъ и жаждою. Въ это время н;которые изъ грузинскихъ вельможъ, изъ угожденія царю оставившіе христіанство, явились къ Фирузу и сказали ему, что для совращенія Раждена лучше будетъ на время отпустить его на волю повидаться съ своими родными и тогда онъ, повидавшись съ ними, сжалится надъ ними и изъ жалости къ нимъ отвергнется Христа и возвратится къ персидской религіи. Въ темницу къ Раждену приходили н;которые персидскіе вельможи, высказывали ему свое сочувствіе и сов;тывали для своего благополучія и для счастія своего семейства оставить Христа; въ такомъ случа; они об;щали ему отъ имени царя большія почести и награды. Но мученикъ съ негодованіемъ отвергъ ихъ заманчивыя предложенія. Тогда Фирузъ, по сов;ту грузинскихъ вельможъ, отправилъ Раждена въ Мцхетъ, гд; въ то время проживало его семейство, взявъ напередъ съ Раждена слово опять вернуться въ персидскій станъ. Когда мученикъ прибылъ въ Мцхетъ — къ своему семейству, то семейство просило его пощадить себя и своихъ близкихъ и не оставлять ихъ сиротами ради испов;данія Христа. Но мужественный испов;дникъ, хотя и было ему тяжело отказать въ просьб; своему семейству, остался непоколебимъ въ своихъ уб;жденіяхъ. «Никто не отвратитъ меня, — сказалъ Ражденъ своему семейству, — отъ любви къ Господу моему Іисусу Христу». Для него не было теперь никакого удовольствія остаться въ кругу родныхъ; онъ желалъ теперь только скор;йшей смерти за Христа и потому не внималъ воплямъ своей жены и своего семейства и не слушалъ ихъ суетныхъ прошеній.


По прошествіи того времени, на которое былъ отпущенъ Ражденъ, онъ, оставаясь в;рнымъ своему слову, снова возвратился въ персидскій лагерь. Раздраженные твердостію испов;дника, персы связали его веревками и представили царю. Царь снова предлагалъ ему вс; блага міра, представлялъ ему всю тяжесть и жестокость мученій, ожидающихъ непокорныхъ христіанъ; но на вс; требованія царя мученикъ не отв;чалъ и хранилъ глубокое молчаніе, оставаясь непреклоннымъ въ своихъ уб;жденіяхъ. Не добившись отъ него ничего, царь счелъ за лучшее отослать мученика къ какому-либо сатрапу (губернатору), думая, что тотъ какъ-нибудь можетъ отвратить его отъ Христа. Съ этою ц;лію Раждена отправили къ правителю верхней Карталиніи съ приказаніемъ — приложить все стараніе къ отвращенію Раждена отъ христіанства; въ случа; же не усп;ха повел;валъ предать его жестокимъ мученіямъ и за т;мъ распять его на крест;. Получивъ приказаніе царя и желая угодить ему, правитель р;шился отвратить Раждена отъ Христа. Онъ д;лалъ мученику различныя предложенія, но этотъ посл;дній на вс; предложенія правителя р;шителыю отв;чалъ: «ни что въ мір; не отвратитъ меня отъ любви къ Господу моему, Іисусу Христу, и я не разлучусь съ Нимъ, хотя бы и пришлось мн; ради Его въ одинъ день претерп;ть тысячу страданій». Видя твердость и непоколебимость мученика, правитель отъ лести перешелъ къ жестокости и приказалъ палачамъ бить его по лицу, потомъ посл; жестокихъ истязаній изув;ченнаго Раждена связали и бросили въ темницу, гд; святый мученикъ удостоился вид;нія Господа, Іисуса Христа, за Котораго страдалъ, терп;лъ жестокія мученія и отъ Котораго теперь получилъ исц;леніе отъ своихъ ранъ. На другой день, когда персы увид;ли въ мученик; такую перем;ну, сильно удивились и не знали, чему приписать такое явленіе. Посл;довали новыя уб;жденія отречься отъ христіанства, — новыя об;щанія, но страдалецъ не прельщался ихъ об;щаніями и хранилъ глубокое молчаніе. Не добившись, такимъ образомъ, ничего, раздраженные персы р;шились положить конецъ св. Раждену — распять его на крест;, какъ приказалъ царь. Приготовили крестъ и привели къ нему мученика. Увид;въ предъ собою крестъ, мученикъ исполнился радости и, перекрестившись, воскликнулъ: «радуйся животворящее древо, которымъ умерщвленъ былъ древній змій и къ которому были пригвождены и мои гр;хи, и я чрезъ тебя взойду ко Господу моему.., и подобно Ему буду пригвожденъ на теб;». Посл; этого, святаго мученика разд;ли и пригвоздили ко кресту среди четырехъ преступниковъ, которые зд;сь же были распяты съ нимъ. Желая увеличить страданія мученика, мучители выпросили у правителя стр;лковъ, которые вонзили въ т;ло страдальца множество ядовитыхъ стр;лъ, и св. мученикъ вис;лъ на крест;, весь пронзенный стр;лами. Смерть св. муч. Раждена посл;довала въ 454 году.


Персы, опасаясь, чтобы т;ло мученика не было украдено христіанами, и не погребено по ихъ обычаю, приставили ко кресту стражу; чрезъ н;сколько же дней приказано было снять святое т;ло мученика и бросить его на съ;деніе зв;рямъ и на расхищеніе птицамъ. Но въ первую же ночь сд;лалась страшная буря, сопровождаемая сильнымъ вихремъ; неизъяснимый ужасъ напалъ на воиновъ, которые, позабывъ воинскую дисциплину, оставили свой постъ, и въ страх; разб;жались по своимъ палаткамъ. Христіане, наблюдавшіе издали за т;ломъ мученика и желавшіе какъ-нибудь овлад;ть имъ, воспользовались робостію воиновъ, пришли ко кресту, сіявшему небеснымъ св;томъ, торопливо сняли т;ло со креста и погребли вблизи того м;ста, гд; онъ былъ распятъ. Между т;мъ благочестивый царь Иверскій Вахтангъ Гургусланъ, глубоко скорбя о смерти Раждена и сожал;я о великой потер;, которую испытало его государство въ смерти храбраго Раждена, старался вс;ми м;рами найти т;ло мученика; но, къ великому прискорбію царя, старанія его долго не ув;нчивались усп;хомъ, такъ какъ м;сто погребенія мученика оставалось долго неизв;стнымъ. Наконецъ самъ мученикъ открылъ царю, гд; лежали его св. мощи. Св. Ражденъ явился одному священнику, бывшему при его погребеніи, и приказалъ ему открыть царю то м;сто, гд; покоится его т;ло. Повинуясь святому, священникъ исполнилъ его волю. Обрадованный этою в;стію, царь немедленно пришелъ къ могил; мученика, съ честію вынулъ изъ земли его святыя мощи и съ великимъ торжествомъ, въ сопровожденіи католикоса и другихъ многихъ епископовъ, вельможъ и множества народа, перенесъ ихъ въ городъ Никози Мальвина, и съ честію положилъ ихъ въ Никозскомъ епископскомъ храм;, гд; эти мощи почиваютъ и до сего дня.


Вахтангъ Гургусланъ Великій, вскор; по перенесеніи мощей св. мученика въ городъ Никози, выстроилъ церковь въ честь святаго въ Кахетинскомъ город; Уджарм; и другую церковь въ Самгоро. Празднество въ честь св. Раждена установлено при Вахтанг; Гургуслан; католикосомъ Самуиломъ 1-мъ и положено праздновать день его кончины 3-го августа. (Груз. свв. Сабинина. ч. 8-я.)


Прим;чаніе:
Лейт Имя «Ражденъ» есть арабское и значитъ «св;тило в;ры», отъ арабскаго слова «сраждинъ».
Мальвина Никози находится въ Верхней Карталиніи, при р;к; Большой Ліахв;. Онъ им;лъ своего епископа отъ временъ Вахтанга до 1810 года. Въ составъ Никозійской епархіи входили м;стности отъ р. Ксани до Имеретинской границы, населенныя Осетинцами, Сванетцами и Глаллами, — коренными грузинцами, жившими на границ; Грузіи и Имеретіи.


Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и м;стно чтимыхъ въ Россіи. — М;сяцъ Августъ. — Изданіе книгопродавца Д. И. Пр;снова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 42-50.




Другие статьи в литературном дневнике: