Русский Сталинград Ивана Грозного -450 лет битве при Молодях 30 июля 1572 года. Почему оказалась забытой фактически спасшая Россию и русских Молодинская победа, случившаяся в далёком 1572 году? Не потому ли, что и в истории продолжает господствовать клевета в отношении Ивана Грозного, в правление которого эта победа случилась?! Даже прозвище "Грозный" на Западе абсолютно безграмотно переводят как "the Terrible", т.е. "Иван Ужасный". Хотя наименование это на Руси (которое, кстати, при жизни имел и дед Ивана Васильевича князь Иван III, освободивший Русь от ордынского ига) означало непобедимость и грозу для врагов. В 1571 году крымский хан Давлет Гирей совершил весьма удачный набег на Москву. Предатели ("пятая колонна" была на Руси уже тогда) помогли орде обойти приграничные войска и обрушиться сразу на Москву, которую царь Иоанн Васильевич, с войском воевавший в Ливонии, просто не мог защитить. Московский воевода не придумал ничего лучшего, как запереться с гарнизоном в городе, и тогда не умевшие штурмовать города татары просто сожгли зажигательными стрелами деревянную часть Москвы с многими тысячами жителей, и около 100 тысяч угнали в Крым. Иван Грозный, не имея возможности воевать на два фронта, готов был мириться на любых условиях, даже соглашался отдать недавно завоёванную Астрахань. Но у Давлет Гирея взыграли амбиции - он захотел Русь целиком, как во времена Батыя. Тем более что за спиной его стояла мировая супердержава XVI века - Османская империя. В итоге покорять Русь отправилось всё мужское население Крыма, ногайская орда и присланные султаном 7000 янычар ("спецназ" своего времени) с 200 орудиями. С войском шли турецкие чиновники принимать в управление захваченные русские города. Противостояли им все, кого удалось собрать русским - дворяне, стрельцы, немецкие наёмники, опричники - всего около 27 тысяч человек (против более чем 100 тысяч) во главе с "земским" воеводой Михаилом Воротынским и "опричным" Дмитрием Хворостининым. Крымцы опять это в основном пешее войско обошли и, сметая русские заслоны, двинули на Москву. Но тут отчаянный Хворостинин (впоследствии названный одним из лучших воевод своего времени) 29 июля с передовым полком на переправе атаковал и практически уничтожил вдвое больший татарский арьергард. За русскими бросилась в погоню вся 12-тысячная ногайская орда, и Хворостинин, отступая, вывел её прямёхонько на окопавшееся за "гуляй-городом" (передвижные деревянные щиты на колёсах) войско Воротынского. Потери ногайцев от ружейного и артиллерийского огня (огнестрельным оружием был вооружён каждый третий русский!) были столь чудовищны, что Давлет Гирей повернул от Москвы, стремясь сначала разбить оказавшееся у него в тылу русское войско. Неудачные штурмы следовали один за другим, пока 2 августа хан не велел всем татарам спешиться и атаковать "гуляй-город" вместе с янычарами, чтобы задавить русских числом, несмотря на любые потери. Враг не знал, что ещё ночью Воротынский вывел большую часть войска из лагеря, и, пока Хворостинин отбивался в "гуляй-городе", ударил с тыла. Атакованный с двух сторон хан подумал, что из Ливонии вернулся царь с войском. Разгром был полный - погибли все семь тысяч янычар, большинство крымских мурз, а также сын, внук и зять самого Давлет Гирея. Из 100-тысячного войска в Крым добралась десятая часть, и в последующие 20 лет, пока не подросло новое поколение, больших набегов на Русь из Крыма не было вообще. Русь была спасена. Как считает историк Дмитрий Володихин, аналогии с Великой Отечественной войной очень уместны: "Очень сложный вопрос: что случилось бы, если бы сражение при Молодях Россия проиграла? Некоторые историки считают, что исчезла бы сама российская государственность. Это возможно, потому что крымский хан Девлет-Гирей, который вёл войска на Москву, мог просто принять решение о расчленении России на ряд государств, часть которых будет ему подвластна, а некоторые области просто войдут в состав Крымского ханства. То есть вопрос в тяжести поражения. А у него могли быть катастрофические последствия. Поэтому, я думаю, небезосновательно сравнивать сражение при Молодях с отражением наступления немецко-фашистских захватчиков осенью 1941 года. 1572 год - это тот же самый 1941-й, только в других исторических декорациях. То есть последствия поражения при Молодях всё равно означали бы катастрофу. И то, что катастрофа не состоялась, - это великое достижение наших предков, которые отстояли свободу и целостность России в XVI веке с оружием в руках". Первому русскому царю с точки зрения исторической памяти не позавидуешь: его люто ненавидел и Запад, и Восток. А потому лживых страшных баек о нём в истории (в том числе - с лёгкой руки Карамзина, выполнявшего политический заказ) предостаточно. Потому и замалчивалась битва при Молодях, что спасителем России "Ивана Ужасного" объявлять очень не хотелось. Историк и писатель Валерий Шамбаров, автор многих книг о эпохе Грозного, прокомментировал это для "Первого русского" так: "Это выдающееся историческое событие замалчивалось, как и все несомненные достижения эпохи Грозного. Между тем битва имела огромное геополитическое значение. Тем не менее столь эпохальное событие целенаправленно замалчивалось, причём ещё задолго до наступления советской эпохи. Историк и публицист Роман Газенко убеждён, что всё дело в переписывании истории в угоду политической конъюнктуре: Молодинскую битву замалчивали из-за негативного образа Ивана Грозного, когда-то созданного западной пропагандой и подхваченного с одобрения властей Карамзиным, писавшим "Историю государства Российского". Даже на известном памятнике "1000-летия России" первому нашему царю - основателю евразийской имперской русской государственности - не нашлось места! А ведь Грозный, кроме того, ещё и основатель русского парламентаризма (Земские соборы), местного самоуправления (земства), первой регулярной армии (стрельцы) и т.д. Увы, историческое беспамятство - одна из причин того, что в России смена власти то и дело происходила через перевороты и убийства царей. Но дискредитация прошлого лишает нас исторической опоры для будущего. Дело тут, вероятно, в том, что до сих пор практически отсутствует программа стратегического имперского развития России, где планируют не на годы, а на десятилетия и века вперёд. Порой это переписывание истории доходит до абсурда. Достаточно сказать, что на современной 500-рублёвой купюре, посвящённой якобы Архангельску ("окно в Европу", прорубленное, кстати, задолго до Петра тем же Иваном Грозным) изображён почему-то памятник Петру и парусник, являющийся учебно-тренировочным судном… ВМС Аргентины! Публицист Егор Холмогоров считает, что недооценённость битвы при Молодях связана с искажением личности Ивана Грозного историками: "Это связано с достаточно "ходульной" схемой интерпретации царствования Ивана Грозного, которая сформировалась в историографии в XIX веке под влиянием концепции Николая Михайловича Карамзина о двух половинах его правления - светлой и тёмной. До опричнины - это светлая, победоносная часть, а после неё - тёмная, страшная, наполненная исключительно казнью, жестокостью, бедой. В результате крымско-татарское нашествие 1571 года укладывалось в эту схему, а победоносная битва при Молодях - уже нет. Соответственно, её историки проскакивали как бы на полном ходу, даже как-то не задумываясь зачастую о связи между этими двумя событиями. В результате судьбоносный характер этого сражения, поражение в котором могло привести к окончательному уничтожению Москвы, не осознавался". Увы, Россию не случайно называют "страной с непредсказуемым прошлым" - уж больно любят у нас всячески принижать (а то и вымарывать из истории) достижения целых эпох, когда правил "не тот" правитель. Однако имперская Россия — вечна, и все её достижения всех эпох при всех правителях — это её достижения, отказываться от которых — грех великий. А вот в Чеховском районе Подмосковья о проходившей в этих местах Молодинской битве помнили всегда. И уже ряд лет (исключением стали два "ковидных" года) проводили в этот день соответствующий историко-культурный фестиваль - с массовыми битвами реконструкторов, соревнованиями, народными забавами, ярмарками ремёсел и прочими затеями в "русском стиле". Слава Богу, осознание исторической преемственности, похоже, наконец-то к России приходит. И именно поэтому празднование 450-летия великой Молодинской победы будет в этом году проводиться максимально широко и масштабно.
Св. прав. Саломіи мироносицы (†I). «СЛАВА РОССІИ». 1147. Почилъ преп. Антоній Римлянинъ, Новгородскій чудотворецъ. Д. И. Протопоповъ. Память преп. Антонія Римлянина. Преп. Антоній родился и воспитался въ Рим; въ то время, когда Западная церковь отд;лилась отъ Восточной церкви. Родители Антонія въ тайн; хранили православіе и обряды Восточной церкви. Отрокомъ преп. Антоній былъ отданъ для обученія грамот; и выучился читать и понимать св. Писаніе не только по-римски, но и по-гречески. Приходя въ возрастъ, онъ научился отъ добрыхъ родителей благочестію, а внимая преданіямъ св. отцовъ, утвердившихъ православную в;ру на семи Вселенскихъ соборахъ, онъ утвердился въ истинномъ православіи. Когда скончались родители преп. Антонія, юноша сталъ раздавать оставшееся им;ніе нищимъ и, желая оставить міръ и служить Богу, хот;лъ уйти изъ Рима, такъ какъ вид;лъ въ Рим; въ то время одни раздоры и несогласія. Сп;ша уйти изъ Рима, св. Антоній, положивъ въ бочку золото и серебро, церковные сосуды и другія драгоц;нныя вещи изъ родительскаго им;нія, сковавъ ее жел;зными обручами, пустилъ въ море, поручая ее промыслу Божію, а самъ ушелъ въ пустыню. Найдя пустынножительныхъ иноковъ, а съ ними и пресвитера, преп. Антоній упросилъ ихъ принять его къ себ; на жительство и постричь въ иноки. Иноки съ трудомъ приняли св. юношу, такъ какъ ему было только восемнадцать л;тъ. Поселясь въ пустын;, св. Антоній постригся въ иноки и прожилъ тамъ во всякомъ послушаніи и постническихъ подвигахъ двадцать л;тъ. Но когда гоненіе на хранителей истиннаго православія достигло и до пустыни, и иноки разб;жались въ разныя м;ста, тогда и св. Антоній оставилъ свое м;сто и ушелъ въ пустыню. Найдя у моря камень, онъ сталъ жить на немъ, не им;я никакого крова и дни и ночи проводя въ теплой молитв;. Пищею ему служилъ тотъ небольшой запасъ, который онъ принесъ изъ своей пустынной обители, и то, что онъ находилъ въ приморской пустын;, но и этой пищи онъ вкушалъ очень мало, постясь по ц;лымъ нед;лямъ. Такъ онъ прожилъ на камн; годъ и два м;сяца. Но вотъ однажды поднялся сильный в;теръ, море заволновалось и волны доходили до камня, на которомъ былъ преп. Антоній; вдругъ одна волна подняла камень съ преподобнымъ и понесла его на камн; по морю. Волны несли камень силою Божіею, а праведникъ молился Господу: предавшись вол; Божіей, онъ не думалъ объ опасности. Такъ чудесно проплылъ онъ на камн; изъ Италіи по океану и морямъ, по р;к; Нев;, по Ладожскому озеру и по р;к; Волхову — до самаго Новгорода Великаго. Ночью камень присталъ къ берегу; Антонію слышится дальній утренній благов;стъ, — онъ приходитъ въ страхъ, думая, что снова находится въ сос;дств; ненавистнаго ему Рима. Но, когда настало утро, къ нему подошли люди нев;домой страны и удивлялись, увидя камень, котораго прежде тамъ не было, и на немъ стоящаго иностраннаго челов;ка. Они спрашивали св. Антонія: откуда онъ? Но онъ не отв;чалъ имъ, не зная нев;домаго ему славянскаго языка, и только кланялся имъ. Онъ три дня пробылъ на камн; въ молитв;, никуда не сходя съ него. Посл; трехъ дней, онъ сошелъ съ камня и пошелъ въ городъ, желая найти такого челов;ка, съ которымъ бы могъ говорить и узнать: гд; онъ находится, и что за люди живутъ въ этой стран;? По промыслу Божію, онъ встр;тилъ челов;ка, въ которомъ по его одежд; узналъ грека. Св. Антоній заговорилъ съ нимъ по-гречески и узналъ, что онъ ум;етъ говорить не только по-гречески, но и по-римски, и по-русски, такъ какъ онъ былъ купецъ, бывавшій во многихъ странахъ и знавшій разные языки. Св. Антоній спросилъ его: какой это городъ, какой народъ и какая ихъ в;ра? Купецъ сказалъ преподобпому, что этотъ городъ называется Великимъ Новгородомъ, народъ въ немъ живетъ русскій, а в;ра ихъ христіанская православная, въ город; есть соборная церковь во имя Софіи, гд; святительствуетъ еп. Никита, а городомъ влад;етъ князь Мстиславъ Владиміровичъ, сынъ Мономаха. Преп. Антоній возрадовался и благодарилъ Бога за то, что принесъ его къ православнымъ христіанамъ. За т;мъ онъ снова спросилъ купца: «еще скажи мн;, другъ, какое разстояніе отъ Рима до этого города?» — «Нуженъ далекій путь по суш; и морю, который едва проходятъ въ полгода!» отв;чалъ купецъ преподобному. Преподобный удивился всемогущей сил; Божіей, такъ какъ ему трехдневнымъ казалось его таинственное плаваніе по морскимъ пучинамъ. Поблагодаривъ купца, преп. Антоній пошелъ помолиться въ храмъ св. Софіи и вид;ть святителя; увид;въ благол;піе церковное, преп. Антоній обрадовался въ душ; своей; обойдя и прочія церкви, онъ возвратился на свой камень, не показавшись святителю, такъ какъ еще не зналъ русскаго языка. Онъ молился Господу дать ему познаніе этого языка; къ св. Антонію стали приходить жившіе вблизи берега жители и приносить ему пищу; отъ нихъ онъ сталъ учиться понимать русскую р;чь и вскор;, при помощи Божіей, понялъ ее. Жители спрашивали праведника о его отечеств; и род;, но онъ не открылся имъ и только называлъ себя гр;шникомъ. Спустя немного времени, святитель Никита, узнавъ о праведник;, послалъ за нимъ и спросилъ его: откуда онъ и какъ прибылъ? Св. Антоній только кланялся святителю и говорилъ: «Владыка святый, прости меня, гр;шнаго и страннаго челов;ка!» Онъ не хот;лъ славы челов;ческой. Но святитель заклиналъ св. Антонія разсказать все о себ;. Тогда праведникъ сталъ подробно разсказывать о своемъ рожденіи и воспитаніи въ Рим;, о гоненіи на православныхъ, о б;гств; своемъ въ пустыню и о чудесномъ прибытіи къ Новгороду на камн;. Говоря это, св. Антоній со слезами палъ къ ногамъ святителя и просилъ не открывать о немъ никому его тайны. Они упали другъ предъ другомъ на землю и со слезами просили другъ у друга благословенія. Святитель благословилъ праведника и много бес;довалъ съ нимъ; онъ желалъ, чтобы св. Антоній пребывалъ вм;ст; съ нимъ. Но праведникъ отв;чалъ: «не принуждай меня, ради Бога, но оставь меня жить на томъ м;ст;, гд; повел;лъ мн; Господь!» Святитель согласился на это и вскор; построилъ преподобному малую деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, такъ какъ наканун; этого праздника Господь привелъ праведника въ ихъ городъ; святитель устроилъ при церкви келлію, которая служила бы пристанищемъ инокамъ. Спустя годъ, рыбаки ловили рыбу въ р;к; Волхов; близъ камня св. Антонія, всю ночь они трудились, но ничего не поймали; усталые и грустные посл; напрасныхъ трудовъ, они, вытащивъ с;ти, сид;ли на берегу. Въ это время къ нимъ подошелъ св. Антоній и, нанимая ихъ ловить рыбу, сказалъ имъ: «бросьте свои с;ти и что поймаете, то пойдетъ въ домъ Пречистой Богородицы!» — «Мы всю ночь трудились и ничего не поймали», отв;чали рыбаки. Они не хот;ли ловить, но потомъ, взявъ плату, бросили въ р;ку с;ти; когда они вытащили изъ р;ки с;ти, то нашли вм;ст; съ множествомъ рыбы и бочку, обитую жел;зными обручами. Св. Антоній узналъ свою бочку, которую онъ бросилъ въ море въ Рим;, и сказалъ рыбакамъ: «друзья! видите милость Божію, какъ Онъ промышляетъ о рабахъ Своихъ! Возьмите себ; рыбу, а бочку далъ мн; Господь, и все, что въ ней, пусть пойдетъ на созданіе моего монастыря». Но рыбаки отв;чали: «мы напялись теб; ловить рыбу, а не бочки; рыба будетъ твоя, а бочка наша, такъ какъ мы сами бросили ее въ море на сохраненіе». — «Я съ вами не стану долго спорить, сказалъ преподобный, но пойдемъ къ судьямъ». Онъ пошелъ съ ними въ городъ; рыбаки взяли съ собою и бочку; предъ судьями рыбаки стали спорить о бочк;, но преподобный сказалъ судьямъ: «господа, спросите ихъ, если бочка ихъ, — пусть скажутъ, что въ ней положено». Но рыбаки не знали, что сказать. Тогда преп. Антоній сказалъ: «эта бочка моя; я своими гр;шными руками бросилъ ее въ море въ Рим;; въ ней лежатъ церковные золотые и серебряные сосуды, потиры и блюда и многія другія священныя вещи; еще тамъ находится много золота и серебра изъ им;нія моихъ родителей. Я бросилъ бочку въ море на волю Божію, по случаю смятенія и гоненія на православныхъ». Судьи вел;ли разбить бочку, и въ ней оказалось все, что перечислилъ Антоній. Дивясь чуду, они повед;ли ему взять свое. Преподобный показалъ сокровища святителю и на золото и серебро устроилъ каменную церковь и не большой монастырь. Собравъ братію, онъ купилъ землю вокругъ монастыря и рыбную ловлю на пропитаніе иноковъ. По кончин; еп. Никиты, святителемъ новгородскимъ былъ Іоаннъ, а посл; него св. Нифонтъ, который съ любовію и уваженіемъ относился къ преп. Антонію. Уже четырнадцать л;тъ подвизался Антоній въ распространявшейся обители, когда иноки стали умолять его, чтобы онъ, принявъ санъ священства и званіе игумена, сд;лался ихъ начальникомъ и руководителемъ. Не смотря на свое смиреніе, преподобный не могъ отказать усердной просьб; иноковъ, и св. еп. Нифонтъ съ радостію рукоположилъ его въ пресвитера; еще 16 л;тъ игуменствовалъ блаженный пришлецъ римскій въ созданной имъ обители. Предчувствуя свою кончину, преп. Антоній призвалъ одного изъ иноковъ своей обители — Андрея и открылъ ему чудную пов;сть своей жизни; за т;мъ, поучивъ и ут;шивъ плачущихъ иноковъ и назначивъ посл; себя игуменомъ Андрея, онъ скончался 80 л;тъ, въ 1147 году. Мощи его обр;тены въ 1597 году нетл;нными и положены въ окованную серебромъ раку; съ того времени учрежденъ въ память его крестный ходъ изъ Софійскаго собора въ первую пятницу посл; Петрова дня. При рак; находится в;твь осоки, съ которою Антоній приплылъ изъ Рима, держа оную въ рук;; такъ онъ изображается и на иконахъ. Мощи преп. Антонія почиваютъ въ соборной монастырской церкви Рождества Богородицы, въ прид;л;, сооруженномъ во имя преподобнаго. Латинскія надписи на н;которыхъ изъ вещей преп. Антонія, досел; ц;лыхъ, подтверждаютъ собою сказаніе о прибытіи преп. Антонія съ Запада. Въ обители Антонія сохраняются шесть иконъ, изъ которыхъ на трехъ изображенъ Господь Вседержитель, на другихъ трехъ — распятый Спаситель съ латинскими надписями. Опытомъ того, какъ преп. Антоній заботился о духовномъ просв;щеніи своихъ учениковъ, служатъ труды ученика его Кирика, который при жизни Антонія въ 1136 году написалъ статью о счисленіи л;тъ и потомъ предлагалъ вопросы епископамъ новгородскимъ о разныхъ предметахъ благочинія и богослуженія. Въ особенности же въ этомъ отношеніи зам;чателенъ «Зав;тъ молодымъ монахамъ», Антонія, сохранившійся въ одной рукописи Антоніева монастыря. Вотъ что пишетъ преп. Антоній инокамъ: „Умъ всегда держи на неб;. Не привыкай ходить изъ келліи въ келлію, — выходи только на молитву въ церковь, или на служеніе братіи. Все д;лай съ благословеніемъ старца. Не живи для себя, живи для Бога, заботясь о в;чности. Келлія твоя да будетъ гробомъ, прежде обычнаго гроба. Не им;й собственности, не живи для міра, отъ чего ты отказался. Когда увидишь игумена, поклонись до земли, проси благословенія. Встр;тившись съ братомъ, поклонись и говори молитву: молитвами св. отецъ нашихъ, Господи Іисусе Христе, Боже нашъ, помилуй насъ. Посл; вечерни не говори ни съ к;мъ. Придетъ братъ со стороны изъ другаго монастыря, встр;чая его, говори молитву: Господи Іисусе Христе, Боже нашъ, помилуй насъ, аминь. Войдя съ нимъ въ келлію, говори туже молитву; потомъ, ут;шившись духовно, угости его. Никогда не см;йся до оскаленія зубъ и не смотри дерзско. Одежда твоя — простая свита, суконная, обтягивающая т;ло; поясъ — кожаный. Походка ни борзая, ни л;нивая; идя, им;й руки согбенныя на груди. Съ мірскими не разговаривай, особенно съ молодыми и д;тьми, не сиди и не стой съ ними; не берись и учить д;тей грамот;. Б;ги оттуда, гд; игры, кощунство и см;хъ. Не обнимайся руками съ братомъ и не касайся его; не дозволяй и къ теб; касаться или смотр;ть теб; въ лице, — уклонись и отойди. Остерегайся шутокъ и забавъ. Чернецъ потому и называется инокомъ, что онъ одинъ внимаетъ Богу день и ночь. Берегитесь, не сидите молодые одинъ съ другимъ въ праздности. Каждый остерегайся нечистой любви, б;гай ее пуще яда. Сонъ принимай при нужд; великой; передъ сномъ долго молись, читай книги, занимайся рукод;ліемъ. Ложась, будь опоясаннымъ по свит;, съ клобукомъ на голов;, съ согбенными на груди руками. Не ложись съ другимъ на постел; и не садись съ другими на лошади, берегись нечистой связи, не погуби себя. И вставая, и ложась, и сидя за трапезою, и ходя, и сидя — всегда говори молитву: молитвами святыхъ отецъ нашихъ, Господи Іисусе Христе, Боже нашъ, помилуй насъ, аминь. Если монахъ молится только во время молитвы общей — это — не молитвенникъ. Онъ долженъ молиться каждый часъ; коротка эта молитва, но приноситъ великую пользу молящемуся съ в;рою...». (Четьи-Минеи. Прологъ. Русс. св. Филарета, архіеп. Черн. Жит. свв. Муравьева. Описан. новгородскаго Антоніева монастыря 1810 г.) Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и м;стно чтимыхъ въ Россіи. — М;сяцъ Августъ. — Изданіе книгопродавца Д. И. Пр;снова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 33-40. Д. И. Протопоповъ. Память Св. Раждена перса.
Но не желая прямо погубить грузинскаго вельможу, Фирузъ употребляетъ ласки и притворство. Онъ об;щаетъ Раждену богатство и почести, чтобы только онъ отрекся отъ Христа и поклонился солнцу и огню. Но испов;дникъ, слыша отъ царя подобныя льстивыя р;чи и об;щанія, усм;хнулся и съ твердостью сказалъ царю: «да будетъ теб; изв;стно, царь, что я не отрекусь отъ Іисуса Христа и не поклонюсь твоимъ богамъ. Об;щанныя мн; сокровища и слава мн; не нужны, и я изъ-за нихъ не оставлю моего Бога и не пром;няю в;чную, об;щанную намъ Христомъ, жизнь на жизнь временную. Поэтому, сколько ни об;щай и ни сов;туй мн;, ты не вынудишь у меня отреченія отъ Христа, Бога моего; предлагаемыя тобою сокровища и честь я отвергаю и не послушаю тебя бол;е, ч;мъ Господа моего». Этими словами Ражденъ привелъ Фируза въ страшную ярость и негодованіе, — онъ приказалъ палачамъ пытать святаго. Палачи безжалостно начали исполнять приказаніе своего царя и били мученика по лицу до т;хъ поръ, пока не вывалились вс; зубы и не сокрушились вс; кости лица его. За т;мъ они начали влачить мученика нагаго по земл;, нанося ему удары палками и влачили до т;хъ поръ, пока все т;ло страдальца не было обезображено, и онъ не пришелъ въ совершенное изнеможеніе. Тогда Раждена заковали въ оковы, над;ли на его шею тяжелыя ц;пи и въ такомъ положеніи бросили его въ темницу, гд; безчелов;чно морили его голодомъ и жаждою. Въ это время н;которые изъ грузинскихъ вельможъ, изъ угожденія царю оставившіе христіанство, явились къ Фирузу и сказали ему, что для совращенія Раждена лучше будетъ на время отпустить его на волю повидаться съ своими родными и тогда онъ, повидавшись съ ними, сжалится надъ ними и изъ жалости къ нимъ отвергнется Христа и возвратится къ персидской религіи. Въ темницу къ Раждену приходили н;которые персидскіе вельможи, высказывали ему свое сочувствіе и сов;тывали для своего благополучія и для счастія своего семейства оставить Христа; въ такомъ случа; они об;щали ему отъ имени царя большія почести и награды. Но мученикъ съ негодованіемъ отвергъ ихъ заманчивыя предложенія. Тогда Фирузъ, по сов;ту грузинскихъ вельможъ, отправилъ Раждена въ Мцхетъ, гд; въ то время проживало его семейство, взявъ напередъ съ Раждена слово опять вернуться въ персидскій станъ. Когда мученикъ прибылъ въ Мцхетъ — къ своему семейству, то семейство просило его пощадить себя и своихъ близкихъ и не оставлять ихъ сиротами ради испов;данія Христа. Но мужественный испов;дникъ, хотя и было ему тяжело отказать въ просьб; своему семейству, остался непоколебимъ въ своихъ уб;жденіяхъ. «Никто не отвратитъ меня, — сказалъ Ражденъ своему семейству, — отъ любви къ Господу моему Іисусу Христу». Для него не было теперь никакого удовольствія остаться въ кругу родныхъ; онъ желалъ теперь только скор;йшей смерти за Христа и потому не внималъ воплямъ своей жены и своего семейства и не слушалъ ихъ суетныхъ прошеній. По прошествіи того времени, на которое былъ отпущенъ Ражденъ, онъ, оставаясь в;рнымъ своему слову, снова возвратился въ персидскій лагерь. Раздраженные твердостію испов;дника, персы связали его веревками и представили царю. Царь снова предлагалъ ему вс; блага міра, представлялъ ему всю тяжесть и жестокость мученій, ожидающихъ непокорныхъ христіанъ; но на вс; требованія царя мученикъ не отв;чалъ и хранилъ глубокое молчаніе, оставаясь непреклоннымъ въ своихъ уб;жденіяхъ. Не добившись отъ него ничего, царь счелъ за лучшее отослать мученика къ какому-либо сатрапу (губернатору), думая, что тотъ какъ-нибудь можетъ отвратить его отъ Христа. Съ этою ц;лію Раждена отправили къ правителю верхней Карталиніи съ приказаніемъ — приложить все стараніе къ отвращенію Раждена отъ христіанства; въ случа; же не усп;ха повел;валъ предать его жестокимъ мученіямъ и за т;мъ распять его на крест;. Получивъ приказаніе царя и желая угодить ему, правитель р;шился отвратить Раждена отъ Христа. Онъ д;лалъ мученику различныя предложенія, но этотъ посл;дній на вс; предложенія правителя р;шителыю отв;чалъ: «ни что въ мір; не отвратитъ меня отъ любви къ Господу моему, Іисусу Христу, и я не разлучусь съ Нимъ, хотя бы и пришлось мн; ради Его въ одинъ день претерп;ть тысячу страданій». Видя твердость и непоколебимость мученика, правитель отъ лести перешелъ къ жестокости и приказалъ палачамъ бить его по лицу, потомъ посл; жестокихъ истязаній изув;ченнаго Раждена связали и бросили въ темницу, гд; святый мученикъ удостоился вид;нія Господа, Іисуса Христа, за Котораго страдалъ, терп;лъ жестокія мученія и отъ Котораго теперь получилъ исц;леніе отъ своихъ ранъ. На другой день, когда персы увид;ли въ мученик; такую перем;ну, сильно удивились и не знали, чему приписать такое явленіе. Посл;довали новыя уб;жденія отречься отъ христіанства, — новыя об;щанія, но страдалецъ не прельщался ихъ об;щаніями и хранилъ глубокое молчаніе. Не добившись, такимъ образомъ, ничего, раздраженные персы р;шились положить конецъ св. Раждену — распять его на крест;, какъ приказалъ царь. Приготовили крестъ и привели къ нему мученика. Увид;въ предъ собою крестъ, мученикъ исполнился радости и, перекрестившись, воскликнулъ: «радуйся животворящее древо, которымъ умерщвленъ былъ древній змій и къ которому были пригвождены и мои гр;хи, и я чрезъ тебя взойду ко Господу моему.., и подобно Ему буду пригвожденъ на теб;». Посл; этого, святаго мученика разд;ли и пригвоздили ко кресту среди четырехъ преступниковъ, которые зд;сь же были распяты съ нимъ. Желая увеличить страданія мученика, мучители выпросили у правителя стр;лковъ, которые вонзили въ т;ло страдальца множество ядовитыхъ стр;лъ, и св. мученикъ вис;лъ на крест;, весь пронзенный стр;лами. Смерть св. муч. Раждена посл;довала въ 454 году. Персы, опасаясь, чтобы т;ло мученика не было украдено христіанами, и не погребено по ихъ обычаю, приставили ко кресту стражу; чрезъ н;сколько же дней приказано было снять святое т;ло мученика и бросить его на съ;деніе зв;рямъ и на расхищеніе птицамъ. Но въ первую же ночь сд;лалась страшная буря, сопровождаемая сильнымъ вихремъ; неизъяснимый ужасъ напалъ на воиновъ, которые, позабывъ воинскую дисциплину, оставили свой постъ, и въ страх; разб;жались по своимъ палаткамъ. Христіане, наблюдавшіе издали за т;ломъ мученика и желавшіе какъ-нибудь овлад;ть имъ, воспользовались робостію воиновъ, пришли ко кресту, сіявшему небеснымъ св;томъ, торопливо сняли т;ло со креста и погребли вблизи того м;ста, гд; онъ былъ распятъ. Между т;мъ благочестивый царь Иверскій Вахтангъ Гургусланъ, глубоко скорбя о смерти Раждена и сожал;я о великой потер;, которую испытало его государство въ смерти храбраго Раждена, старался вс;ми м;рами найти т;ло мученика; но, къ великому прискорбію царя, старанія его долго не ув;нчивались усп;хомъ, такъ какъ м;сто погребенія мученика оставалось долго неизв;стнымъ. Наконецъ самъ мученикъ открылъ царю, гд; лежали его св. мощи. Св. Ражденъ явился одному священнику, бывшему при его погребеніи, и приказалъ ему открыть царю то м;сто, гд; покоится его т;ло. Повинуясь святому, священникъ исполнилъ его волю. Обрадованный этою в;стію, царь немедленно пришелъ къ могил; мученика, съ честію вынулъ изъ земли его святыя мощи и съ великимъ торжествомъ, въ сопровожденіи католикоса и другихъ многихъ епископовъ, вельможъ и множества народа, перенесъ ихъ въ городъ Никози Мальвина, и съ честію положилъ ихъ въ Никозскомъ епископскомъ храм;, гд; эти мощи почиваютъ и до сего дня. Вахтангъ Гургусланъ Великій, вскор; по перенесеніи мощей св. мученика въ городъ Никози, выстроилъ церковь въ честь святаго въ Кахетинскомъ город; Уджарм; и другую церковь въ Самгоро. Празднество въ честь св. Раждена установлено при Вахтанг; Гургуслан; католикосомъ Самуиломъ 1-мъ и положено праздновать день его кончины 3-го августа. (Груз. свв. Сабинина. ч. 8-я.) Прим;чаніе: Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и м;стно чтимыхъ въ Россіи. — М;сяцъ Августъ. — Изданіе книгопродавца Д. И. Пр;снова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 42-50.
© Copyright: Вера Гиоргадзе, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|