В день Смоленской иконы Божией Матери - Собор Тамбовских святых —
Христианин, монах, священник, наместник монастыря, архиерей, строитель монастырей и кафедрального собора, который он не успел увидеть… Итог жизни этого человека подводят слова из рукописи: «Вся паства от высокородного до худородного, от богатого до бедного, от господина до раба долго, долго скорбела и плакала о святителе Питириме, как об отце родном».
Купец, не похожий на других купцов, и монах, которого не понимали другие монахи. Человек, живший пасхальной радостью в условиях, которые современному человеку показались бы невыносимыми — и, наверное, единственный святой, при упоминании имени которого почти все православные христиане непроизвольно улыбаются.
Бойкий юноша, совершенно не представлявший себя в монастыре — и известный на всю Русь Оптинский старец. Человек, умевший быть жизнерадостным даже во многолетней болезни и облекавший глубокие духовные наставления в форму легко запоминающихся поговорок. «Как жить?» — «Надо жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».
Ученый монах, повидавший мир, успевший побыть и ректором Духовной академии, и архиереем… В конце жизни он предпочел бурной деятельности и широким горизонтам затвор в малоизвестной обители. Именно там была написала бОльшая часть трудов, раскрывающих горизонты духовной жизни поколениям христиан последующих веков.
«Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога», — решил он четырехлетним малышом. Вырос и нашел — в глубине своего сердца. На иконе преподобный Силуан изображен плачущим; в руках он держит свиток со словами: «Молю Тя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли!»
Адмирал, герой, одержавший ряд блистательных побед над врагами Отечества, мудрый политик — и человек, «мало знакомый с требованиями светской жизни» и дворцовыми интригами. Даже на покое продолжал сражаться за Родину: в годы Отечественной войны 1812 года, несмотря на преклонный возраст и болезни, был избран большинством голосов начальником внутреннего тамбовского ополчения.
Тезка и предок адмирала Феодора Ушакова. Дворянин, военная карьера которого только начиналась, после внезапной смерти одного из товарищей решивший принять монашество. Настоятель Санаксарского монастыря и соловецкий узник. Ученики святителя Тихона Задонского говорили, что никому другому из многочисленных посетителей он не был так рад, как о. Феодору, заехавшему в Задонский монастырь по пути в ссылку.
Единственный иерарх в истории Русской Церкви, последовательно занимавшим все крупнейшие российские кафедры — Московскую, Санкт-Петербургскую и Киевскую. Первый архиерей-новомученик, с убийства которого началась волна кровавых гонений на Церковь. Митрополита Владимира расстреляли, когда он еще не успел опустить рук, благословлявших палачей.
Автор службы всем святым, в земле Русской просиявшим, сам прославленный в лике святых. В его некрологе, опубликованном в «Журнале Московской Патриархии», в частности, говорилось: «Его многочисленные друзья могли многие часы проводить с ним в беседах, знакомясь с его открытиями в области литургики и агиографии или слушая глубокие изъяснения богослужебных текстов. Каждый уходил от него духовно обогащенным и умиротворенным».
Профессор медицины и епископ Русской Православной Церкви. Лауреат Сталинской премии — и исповедник, проведший в сталинских же лагерях 11 лет. Человек, умевший по-настоящему служить Богу и людям, а при необходимости — найти чеканную формулировку, разбивающую все аргументы оппонента. — Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете? Отец Валентин ответил: Следующий вопрос: — Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. 28 июля (10 августа по н.ст.) Русская Православная Церковь празднует память
Греческий император Константин IХ Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября). В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная. Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск. Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, - 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно. Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"
586 до Р. Х. — Вавилонским царём Навуходоносором был разрушен и сожжён © Copyright: Вера Гиоргадзе, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|