2 Авг. Жития св. Первомуч. Стефан, Василий БлаженнПреставление святаго и праведнаго Василія Блаженнаго, чудотворца Московскаго. Сей блаженный Василій жилъ въ царствованіе благовернаго царя и великаго князя Іоанна Васильевича и въ правленіе святейшаго Макарія, митрополита Московскаго и всей Россіи. Отца его звали Іаковомъ, а мать — Анною. Ихъ молитвами онъ былъ испрошенъ у Бога и по ихъ в;р; данъ былъ имъ. Съ юныхъ л;тъ онъ воспылалъ любовію къ Богу и сталъ жить по запов;дямъ Его. Оставивъ, зат;мъ, отчій домъ и родныхъ своихъ, блаженный Василій въ надежд; на будущія блага перем;нилъ тл;нное достояніе на духовное, такъ какъ вм;сто отца у него было отс;ченіе бремени гр;ховъ, вм;сто матери — чистота, вм;сто братьевъ — желаніе стремиться къ горнему Іерусалиму, а вм;сто д;тей — сердечныя воздыханія. И чтобы им;ть все это, онъ изнурилъ себя многоразличными суровыми подвигами. Блаженный настолько былъ б;денъ, что не им;лъ для себя даже малой пещеры и не носилъ на т;л; своемъ одежды, а пребывалъ всегда безъ жилища и ходилъ нагимъ и л;томъ и зимою, зимою замерзая отъ холода, а л;томъ страдая отъ зноя. Находясь постоянно среди шума и криковъ, но им;я душу свою свободною отъ страстей, онъ всегда проводилъ Христа ради жизнь юродиваго. Онъ ничего не говорилъ и представлялся какъ бы лишеннымъ дара слова, желая этимъ скрыть отъ людей свои доброд;тели и быть в;домымъ только Богу. Но не можетъ градъ укрытися верху горы стоя (Мат;. 5, 14). Всл;дствіе чистоты жизни блаженнаго и его несокрушимаго терп;нія, слава о немъ дошла до слуха благов;рнаго царя и великаго князя Іоанна Васильевича, всея Россіи самодержца, которому о жизни его разсказалъ преосвященный митрополитъ Макарій. Оба они весьма дивились его терп;нію и прославили Бога за то, что Онъ даровалъ въ ихъ время такого святаго мужа. Такимъ образомъ, неизм;нно подвизаясь въ трудахъ и терп;ніи, перенося голодъ и жажду и ежедневно подвергая себя смертнымъ опасностямъ, блаженный Василій прожилъ жизнь свою. Забол;въ, наконецъ, онъ слега въ постель. Благов;рный царь и великій князь Іоаннъ Васильевичъ, всей Россіи самодержецъ, услышавъ о близкомъ отшествіи святаго къ Богу, пришелъ къ нему вм;ст; со своею благочестивою царицею и великою княгинего Анастасіею и со своими благородными царевичами, Іоанномъ и ;еодоромъ, чтобы пос;тить его и принять отъ него благословеніе. Блаженный, будучи близокъ къ смерти и находясь уже при посл;днемъ издыханіи, пророчески сказалъ царевичу ;еодору: — «Все, что принадлежитъ твоимъ предкамъ, будетъ твоимъ, и ты будешь ихъ насл;дникомъ». Посл; этихъ словъ блаженный предалъ душу свою въ руки Божіи. Отъ т;ла его весь городъ наполнился благоуханіемъ и множество жителей города стеклось на его погребеніе. Открылось умилительное зр;лище. Царь и князья до святаго храма сами несли на плечахъ своихъ т;ло блаженнаго, епископы и священники со вс;мъ причтомъ, прославляя его, п;ли псалмы и церковныя п;сноп;нія, а народъ со слезами восклицалъ, говоря: — «Преблаженный Василіе! Молись усердно Христу Богу нашему за городъ нашъ Москву и за вс; Русскіе города и селенія, за христолюбиваго царя нашего, его благочестивую царицу и за благородныхъ д;тей ихъ, а воинству его будь пособникомъ въ поб;д; и одол;ніи супостатовъ». Участвуя въ погребеніи блаженнаго, царь съ царицею проливали изъ очей своихъ радостныя и скорбныя слезы, — радостныя потому, что въ такой кончин; святаго они вид;ли доказательство его совершенства и причтенія его къ лику святыхъ, а скорбныя — потому, что лишились такого доблестнаго подвижника. И уже тогда многіе отъ прикосновенія къ святымъ мощамъ блаженнаго получали исц;леніе. Преосвященный митрополитъ Макарій съ священнымъ соборомъ, восп;вши надъ т;ломъ святаго псалмы и погребальныя п;сноп;нія, съ почестями похоронили его во 2-й день м;сяца августа 1552 года Мальвина. Всего житія его было 88 л;тъ, изъ которыхъ 72 года онъ провелъ въ юродств;. Господь прославилъ блаженнаго чудесами и посл; смерти его, въ 1588 году. Богу нашему слава нын;, всегда и в;чно. Прим;чанія: Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга дв;надцатая: М;сяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 38-41.
Посл; побіенія отъ іудеевъ святаго архидіакона Стефана камнями (Д;ян. 7, 55-60) честное т;ло его лежало безъ погребенія сутки и день: оно было повержено на съ;деніе псамъ, зв;рямъ и птицамъ; но ничто не коснулось т;ла, ибо Господь охранялъ его. На вторую ночь славный законоучитель Іерусалимскій Гамаліилъ Мальвина, упоминаемый въ книг; «Д;яній апостольскихъ» (Д;ян. 5, 34; 22, 3), начавшій склоняться къ в;р; Христовой и сд;лавшійся тайнымъ другомъ святыхъ апостоловъ, послалъ благогов;йныхъ мужей взять незам;тно т;ло первомученика. Онъ отнесъ его въ свою весь, отъ имени влад;льца называвшуюся «Кафаргамала», то есть весь Гамаліила; она отстояла за двадцать поприщъ Алиса отъ Іерусалима. Зд;сь Гамаліилъ совершилъ честное погребеніе т;ла святаго Стефана, положивъ его въ пещер; въ новомъ своемъ гроб;. Потомъ Никодимъ, «начальникъ Іудейскій», приходившій ночью къ Іисусу Христу (Іоан. 3, 1-2), преставился, плачась надъ гробомъ святаго Стефана; и его похоронилъ тотъ же Гамаліилъ, близъ гроба первомученика. Зат;мъ и Гамаліилъ, принявши святое крещеніе вм;ст; съ сыномъ своимъ Авивомъ и поживъ богоугодно н;которое время въ благочестіи христіанскомъ, скончался; оба они погребены были въ той же пещер;, при Стефановомъ и Никодимовомъ гроб;. По прошествіи многихъ л;тъ, когда погибли мучители, въ продолженіи долгаго времени гнавшіе Церковь Божію, и настали съ обращенія Константина Великаго дни царей христіанскихъ, — дни церковной тишины и повсюду сіяющаго благочестія, — тогда обр;тены были, по Божію откровенію, честныя мощи святаго первомученика Стефана и погребенныхъ съ нимъ богоугодныхъ мужей: Никодима, Гамаліила и Авива. Они были обр;тены пресвитеромъ помянутой веси Лукіаномъ посл; такого вид;нія. Въ третій часъ одной ночи съ четвертка на пятокъ Лукіану явился въ сонномъ вид;ніи н;кій святол;пный старецъ, высокаго роста, украшенный с;диною, съ продолговатою бородою, облеченный въ б;лую одежду, украшенную златовидными изображеніями крестовъ; въ рук; старецъ им;лъ золотой жезлъ. Толкнувъ имъ въ бокъ пресвитера, онъ три раза позвалъ его по имени: — «Лукіанъ! Лукіанъ, Лукіанъ!» Зат;мъ сталъ говорить: — «Иди въ Іерусалимъ и скажи святому архіепискону Іоанну: «Докол; мы будемъ затворены, — почему не открываешь насъ? Ибо во дни твоего святительства намъ подобаетъ быть явленными; открой, не медли, нашъ гробъ, гд; въ пренебреженіи лежатъ наши мощи, то мочимыя дождемъ, то попираемыя ногами нев;рныхъ. Я забочусь не столько о себ;, сколько о лежащихъ со мною святыхъ, достойныхъ великой чести; открой указываемыя теб; мощи, — да отверзетъ Богъ двери Своего милосердія міру, объятому многими б;дами». Пресвитеръ Лукіанъ, исполнившись ужаса, спросилъ явившагося ему мужа: — «Кто ты, господинъ? И кого ты разум;ешь подъ находящимися съ тобою?» — «Я, — отв;чалъ явившійся, — Гамаліилъ, воспитатель и учитель апостола Павла, а со мною почиваетъ господинъ Стефанъ архидіаконъ, побитый камнями іудеями и первосвященниками іерусалимскйми за в;ру Христову: т;ло его, поверженное на съ;деніе псамъ, зв;рямъ и птицамъ, я взялъ ночью, принесъ въ сію весь и положилъ въ моей пещер; въ приготовленномъ для себя гроб;, желая разд;лить съ нимъ одинаковую участь въ воскресеніи и благодати Господней. Въ другомъ же гроб;, въ той же пещер;, положенъ Господинъ Никодимъ, наученный святой в;р; отъ Самого Христа Господа и (по вознесеніи Господнемъ) пріявшій отъ апостоловъ святое крещеніе; іудеи узнавъ объ его в;р; во Христа и крещеніи, исполнились гн;ва и хот;ли его убить, какъ и Стефана; однако они не сд;лали этого изъ уваженія ко мн;, такъ какъ Никодимъ былъ мн; родственникъ; іудеи отняли у него начальство и им;нія его присоединили къ церковнымъ; зат;мъ, проклявъ его, они выгнали его изъ города съ безчестіемъ и укоризнами многими; тогда я взялъ его въ свою весь и кормилъ до кончины; когда же онъ умеръ, я похоронилъ его близъ мощей первомученика Стефана. Тамъ же въ третьемъ гроб;, выкопанномъ въ пещерной ст;н;, я похоронилъ умершаго на двадцатомъ году жизни моего любимаго сына Авива, вм;ст; со мною пріявшаго святое крещеніе отъ апостоловъ Христовыхъ; съ ними я, умирая, зав;щалъ положить и мое т;ло». — «Гд; же мы будемъ искать васъ?» — спросилъ пресвитеръ. — «Ищите насъ, — отв;чалъ Гамаліилъ, — предъ весью на полуденной сторон;, на нив; Делагаври (то есть нив; мужей Божіихъ)». Воспрянувъ отъ сна, пресвитеръ воздалъ хвалу Богу и такъ помолился: — «Господи, Іисусе Христе! Если это явленіе отъ Тебя, а не обольщеніе, то повели повториться ему до трехъ разъ». И сталъ Лукіанъ поститься, вкушая лишь сухой хл;бъ, до сл;дующаго пятка, пребывая въ молитв; и никому не открывая вид;нія. Въ третій часъ ночи на другой пятокъ опять явился Гамаліилъ пресвитеру Лукіану, какъ и въ первый разъ. — «Зач;мъ, — спросилъ онъ, — ты пренебрегъ моимъ повел;ніемъ идти и передать архіепископу Іоанну все, сказанное теб;?» — «Прости меня, господинъ мой, — отв;чалъ пресвитеръ, — я боялся тотчасъ же по первомъ вид;ніи идти и возв;стить, опасаясь какъ бы не оказаться лживымъ; посему я молилъ Господа, — да пошлетъ Онъ тебя ко мн; и второй и третій разъ, чтобы мн; ув;риться въ истин;». Гамаліилъ же, простирая руку, сказалъ: — «Миръ теб;, пресвитеръ, почивай!» И казался онъ какъ бы удаляющимся съ глазъ священника. Зат;мъ, снова обратившись къ нему, сказалъ: — «Лукіанъ! ты думаешь о томъ, какъ обр;сти и узнать мощи каждаго изъ насъ; такъ вотъ смотри и разум;й показываемое теб;». Сказавъ это, онъ принесъ пресвитеру четыре корзины; три изъ нихъ по виду были золотыя, четвертая же серебряная. Одна изъ золотыхъ корзинъ наполнена была красными цв;тами, вторая и третья — б;лыми, и четвертая — серебряная была полна желтаго шафрана благовоннаго. Первую золотую корзину, съ красными цв;тами, Гамаліилъ поставилъ по правую сторону пресвитера на восток;, другую, золотую, съ б;лыми цв;тами поставилъ на с;верной сторон;, а третью и четвертую корзину поставилъ вм;ст; на западной сторон;, противъ первой, находящейся на восточной. — «Что это значитъ господинъ?» — спросилъ пресвитеръ показывавшаго ему корзины Гамаліила. Онъ отв;чалъ: — «Это гробницы наши, въ которыхъ мы почиваемъ: такъ, первая золотая корзина съ красными цв;тами, поставленная къ востоку — гробъ святаго Стефана, обагрившагося за Христа мученическою кровію; другая золотая корзина съ б;лыми цв;тами, стоящая на с;веръ, есть гробъ господина Никодима; третья также съ б;лымъ цв;томъ, золотая корзина, стоящая къ западу — мой гробъ; четвертая же корзина серебряная, полная благовоннаго шафрана и стоящая рядомъ съ моею, — гробъ моего сына Авива, который былъ чистъ отъ гр;ха т;ломъ и душою отъ чрева матери и скончался въ непорочномъ д;вств;». Посл; этихъ словъ Гамаліилъ сталъ невидимъ, стали невидимы и корзины. Посл; этого вид;нія пресвитеръ принесъ благодареніе Богу и усилилъ постъ и молитву до третьяго пятка, ожидая сподобиться явленія въ третій разъ. И снова въ ночь третьяго пятка, тотъ же честный и святол;пный Гамаліилъ, представъ пресвитеру, сказалъ съ угрозою: — «Почему до сихъ поръ ты не озаботился сходить къ архіепископу и открыть ему явленное и сказанное теб;? Неужели ты не видишь, какая засуха и скорбь въ поднебесной? Ты же не радишь. Разв; н;тъ въ пустыняхъ святыхъ мужей, лучшихъ тебя по жизни, достойныхъ сего откровенія? Но мы, минуя ихъ, хотимъ быть явленными чрезъ тебя. Итакъ встань, иди и скажи архіепископу, да откроетъ м;сто, гд; мы почиваемъ, и устроитъ зд;сь храмъ, дабы нашими молитвами Господь сталъ милостивъ къ Своимъ людямъ». Пресвитеръ, вставъ и возблагодаривъ Бога, отправился съ посп;шностію въ Іерусалимъ, гд; и сообщилъ архіепископу Іоанну о бывшемъ ему трикратномъ вид;ніи и повел;ніи. Архіепископъ прослезился отъ радости и сказалъ: — «Благословенъ Господь Богъ Челов;колюбецъ, хотящій явить намъ Свою милость откровеніемъ святыхъ Своихъ: и когда мы сподобимся обр;сти мощи ихъ, то должно мн; мощи первомученика Стефана перенести сюда въ городъ, гд; онъ подвизался противъ Іудеевъ, гд; вид;лъ отверстыя небеса и Христа Бога, стоящаго во Слав; Своей (Д;ян. гл. 7). Ты же, сынъ мой, — обратился онъ къ пресвитеру, — иди на ту ниву и отыщи м;сто, гд; лежатъ святые; прокопавъ до гроба ихъ, возв;сти мн;». Пресвитеръ, возвратившись изъ города въ свою весь, созвалъ благогов;йныхъ мужей и пошелъ съ ними на ниву Делагаври. Среди этой нивы былъ холмъ; думая, что зд;сь почиваютъ мощи святыхъ, онъ хот;лъ копать, но сначала посвятилъ всю ночь молитв; на томъ холм;. Въ эту же ночь святый Гамаліилъ явился одному обитавшему по близости т;хъ м;стъ иноку Нугетію, говоря: — «Иди и скажи Лукіану пресвитеру, чтобы онъ не трудился раскапывать тотъ холмъ, ибо не тамъ лежимъ мы; но пусть ищетъ насъ при дебри, на полуденной сторон;, тамъ мы погребены; на холм; же томъ насъ полагали, когда несли на погребеніе, и зд;сь надъ нами, по древнему обычаю, творили плачъ, во свид;тельство этого плача бывшаго надъ нами и насыпанъ холмъ». Возставши, инокъ отправился по указанію и нашелъ на помянутомъ холм; пресвитера Лукіана со многими мужами; они уже начали раскопку; тогда инокъ пов;далъ Лукіану о томъ, что онъ вид;лъ и слышалъ. Пресвитеръ прославилъ Бога, явившаго и другого свид;теля откровенію. И направились къ дебри, при которой нашли камень съ еврейской надписью «Хеліилъ», то есть рабы Божіи; окопавъ камень и сдвинувъ съ м;ста, они нашли т;сный входъ въ пещеру. Вл;зши въ пещеру со св;чею, увид;ли выкопанныя въ ст;нахъ гробы и въ нихъ мощи святыхъ. Входъ въ пещеру былъ съ полуденной стороны; такъ что по правую сторону къ востоку находился гробъ святаго Стефана, противъ входа, на с;веръ, гробъ святаго Никодима, на западной же сторон; противъ святаго Стефана почивалъ святый Гамаліилъ съ сыномъ, какъ было это прежде указано пресвитеру вид;ніемъ корзинъ. Тотчасъ пресвитеръ сообщилъ объ обр;теніи святыхъ мощей Нэт іерусалимскому архіепископу Іоанну. Архіепископъ, взявъ двухъ прилучившихся епископовъ, Елев;ерія Севастійскаго и Елев;ерія Іерихонскаго, посп;шилъ къ м;сту обр;тенія мощей; расширивъ входъ пещерный, они вошли внутрь. Когда открыли гробъ святаго первомученика, тотчасъ потряслась земля и люди, достойные по жизни, услышали вверху голосъ ангеловъ поющихъ: «Слава въ вышнихъ Богу и на земл; миръ!» (ср. Лук. 2, 14). Благоуханіе же отъ мощей святаго исходило такое, какого никто изъ людей никогда прежде не ощущалъ; это неизреченное благоуханіе разносилось по воздуху за десять поприщъ, и вс; присутствовавшіе думали, что они находятся какъ бы въ раю. Много народа пришло съ архіепископомъ изъ Іерусалима и окрестныхъ селеній; среди пришедшихъ находилось много больныхъ, страдавшихъ различными недугами, — сл;пые, хромые, мучимые внутренними недугами и б;сами, покрытые вередами и язвами: вс; они получили исц;леніе. Число исц;л;вшихъ простиралось до семидесяти трехъ челов;къ. Итакъ, взявши мощи четырехъ угодниковъ Божіихъ, вынесли ихъ на холмъ съ п;ніемъ псалмовъ и другихъ священныхъ гимновъ; люди же прикасались къ нимъ, лобызая ихъ съ благогов;ніемъ. Вскор; архіепископъ на томъ холм; создалъ церковь во имя обр;тенныхъ святыхъ и положилъ въ ней мощи Никодима, Гамаліила и Авива; мощи же святаго архидіакона Стефана онъ торжественно перенесъ въ Іерусалимъ и положилъ въ церкви, находившейся во святомъ Сіон;. Въ эти же времена одинъ благородный мужъ, сенаторъ Александръ, съ женою Іуліаніею прибылъ на поклоненіе святымъ м;стамъ изъ Царьграда въ Іерусалимъ; вид;въ чудеса, совершавшіяся при гроб; святаго первомученика Стефана, Александръ устроилъ въ город; каменную церковь во имя его и усердно просилъ архіерея перенести въ нее мощи святаго Стефана; архіерей, уб;жденный усердною мольбою, исполнилъ просьбу. Спустя н;которое время Александръ забол;лъ въ Іерусалим; смертнымъ недугомъ и зав;щалъ съ клятвою жен; своей: пусть она устроитъ ковчегъ, подобный ковчегу первомученика, и въ томъ положитъ его при мощахъ святаго Стефана. Зав;щавъ это, онъ умеръ. Жена исполнила предсмертную волю мужа: она устроила ковчегъ, подобный ковчегу святаго Стефана, и предала мужа торжественному погребенію рядомъ съ ковчегомъ первомученика. И жила она въ Іерусалим; при помянутой церкви, не желая разлучаться съ умершимъ мужемъ: она в;рила, что онъ живъ для Бога. Такъ какъ жена Александра была еще молода, красива и къ тому же богата, то многіе изъ знатныхъ лицъ склоняли ее на второй бракъ. Но она, какъ ц;ломудренная женщина, никакъ не хот;ла вступать во второй бракъ; она твердо р;шила сохранять в;рность первому мужу, над;ясь разд;лить съ нимъ въ воскресеніе одинаковую участь, уготованную праведникамъ (Мат;. 25, 34). Когда же одинъ изъ знатныхъ начальниковъ сильно докучалъ ей, желая вступить въ бракъ съ нею, то Іуліанія, желая избавиться отъ него, умыслила сл;дующее: взявши т;ло мужа, возвратиться на родину въ Царьградъ, несмотря на то, что уже прошло восемь л;тъ со дня преставленія мужа. Она просила архіепископа, чтобы онъ не запрещалъ ей взять т;ло мужа; архіепископъ не соглашался; тогда Іуліанія сейчасъ же написала къ отцу своему, жившему въ Царьград;, прося его исходатайствовать у царя такое повел;ніе, по которому бы она могла безпрепятственно взять т;ло мужа и придти въ Царьградъ. Въ скоромъ времени отъ царя пришло желаемое разр;шеніе, которое она и показала архіепископу. Увид;въ письмо царя, архіепископъ уже не могъ бол;е противиться и благословилъ быть по прошенію Іуліаніи. Она же, открывши съ благословеніемъ въ земл; то м;сто, гд; стояли оба ковчега, святаго первомученика Стефана и ея мужа Александра, взяла ковчегъ съ мощами святаго вм;сто ковчега мужа; такъ поступила Іуліанія какъ бы обманувшись, на самомъ же д;л; по изволенію Божію и по желанію первомученика. Возложивши ковчегъ на колесницу, запряженную мулами, Іуліанія отправилась въ путь. Былъ же вечеръ, когда она оставила Іерусалимъ; и въ ту же ночь надъ перевозимыми мощами въ воздух; послышался голосъ ангеловъ, поющихъ славословіе Богу, а отъ ковчега исходило великое благоуханіе, какъ отъ м;ра, излитаго въ большомъ количеств;. Слышались и крики б;совъ, издали взывавшихъ: — «Горе намъ! Такъ какъ идетъ Стефанъ и бьетъ насъ». Слуги Іуліаніи, слыша все это, испугались и сказали госпож; своей: — «Что это значитъ, госпожа, что слышатся различные голоса, называющіе имя Стефана? Не веземъ ли мы ковчегъ первомученика Стефана вм;сто ковчега нашего господина Александра?» Она же отв;чала со слезами радости: — «Молчите, д;ти, все д;лается такъ, какъ угодно Богу и Его святому рабу». Достигши приморскаго города Аскалона, они нашли корабль, направлявшійся въ Царьградъ; уплативъ корабельщику сл;дуемую плату, они с;ли въ корабль съ мощами святаго и начали плаваніе. Когда корабль находился среди моря, поднялась страшная буря, такъ что корабль покривился; вс; испугались, видя вздымавшіяся громады волнъ; но вотъ явился мореплавателямъ видимо святый первомученикъ Стефанъ и сказалъ: — «Я съ вами — не бойтесь!» Сказавъ это, онъ сталъ невидимъ, и тотчасъ успокоилось море, и все дальн;йшее плаваніе было благополучно; надъ мощами же святаго ночью явился св;тъ, отъ ковчега исходило сильное благоуханіе, въ воздух; же слышалось п;ніе ангеловъ. Когда пристали къ Халкидону, то р;шили пробыть зд;сь пять дней. Жителямъ города стало изв;стно о мощахъ святаго Стефана, они устремились къ кораблю, принося съ собою и недужныхъ; и вс; больные, находившіеся въ город;, получили исц;леніе, благодаря пришествію первомученика; отгонялись отъ людей и б;сы, которые кричали при этомъ: — «Стефанъ, побіенный камнями отъ жидовъ, придя мучитъ насъ жестоко и гонитъ насъ повсюду, — на земл; и на мор;». Отплывъ отъ Халкидона, корабль благополучно достигъ Царьграда. Благочестивая Іуліанія пошла къ отцу и подробно сообщила ему все о мощахъ святаго архидіакона Стефана. Зат;мъ они отправились вм;ст; съ отцемь къ царю и патріарху и имъ сообщили тоже; и вс; исполнились великой радости. Патріархъ съ клиромъ и вс;мъ народомъ пошелъ на пристань въ ср;теніе мощей первомученика. Вынесши ковчегъ изъ корабля, поставили его на царскую колесницу и повезли съ псалмоп;ніями, хотя внести въ дворецъ царя; такъ приказалъ царь. Сколь много совершалось въ это время чудесъ при святыхъ мощахъ и сказатъ невозможно; словомъ, вс;, какими бы ни были одержимы недугами и бол;знями, получили исц;леніе. Когда торжественное шествіе достигло до «Константиновыхъ бань» Станислав Козлов, то мулы, везшіе царскую колесницу съ мощами остановились; и какъ ни били ихъ слуги, заставляя идти дальше, они никакъ не могли сойти съ м;ста. Тогда одинъ мулъ, пріобр;тя, по Божію вел;нію, даръ слова, сказалъ: — «Зач;мъ понапрасну бьете насъ? На этомъ именно м;ст; святый первомученикъ Стефанъ изволяетъ быть положеннымъ». Услышавъ это, вс; присутствующіе исполнились сильнаго удивленія и ужаса, и прославили Бога. Царь же тотчасъ повел;лъ на этомъ м;ст; приступить къ постройк; церкви каменной; и въ скоромъ времени создана была прекрасная церковь во имя святаго первомученика и архидіакона Стефана; въ ней и положили его честныя мощи во славу и хвалу Господа и Спаса нашего Іисуса Христа, со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго вм;ст; Лиса, да будетъ Ему и отъ насъ гр;шныхъ честь и слава, поклоненіе и благодареніе нын; и присно и во в;ки в;ковъ. Аминь. Прим;чанія: Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга дв;надцатая: М;сяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 29-38. Житія святыхъ, на русскомъ язык; Церковный календарь Перенесеніе мощей св. первомученика и архидіакона Стефана (ок.428). «СЛАВА РОССІИ». 1377. Память русскихъ воиновъ, павшихъ въ битве съ татарами на р. Пьяне. © Copyright: Вера Гиоргадзе, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|