2 Авг. Жития св. Первомуч. Стефан, Василий Блаженн

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

Преставление святаго и праведнаго Василія Блаженнаго, чудотворца Московскаго.


Сей блаженный Василій жилъ въ царствованіе благовернаго царя и великаго князя Іоанна Васильевича и въ правленіе святейшаго Макарія, митрополита Московскаго и всей Россіи. Отца его звали Іаковомъ, а мать — Анною. Ихъ молитвами онъ былъ испрошенъ у Бога и по ихъ в;р; данъ былъ имъ. Съ юныхъ л;тъ онъ воспылалъ любовію къ Богу и сталъ жить по запов;дямъ Его. Оставивъ, зат;мъ, отчій домъ и родныхъ своихъ, блаженный Василій въ надежд; на будущія блага перем;нилъ тл;нное достояніе на духовное, такъ какъ вм;сто отца у него было отс;ченіе бремени гр;ховъ, вм;сто матери — чистота, вм;сто братьевъ — желаніе стремиться къ горнему Іерусалиму, а вм;сто д;тей — сердечныя воздыханія. И чтобы им;ть все это, онъ изнурилъ себя многоразличными суровыми подвигами. Блаженный настолько былъ б;денъ, что не им;лъ для себя даже малой пещеры и не носилъ на т;л; своемъ одежды, а пребывалъ всегда безъ жилища и ходилъ нагимъ и л;томъ и зимою, зимою замерзая отъ холода, а л;томъ страдая отъ зноя. Находясь постоянно среди шума и криковъ, но им;я душу свою свободною отъ страстей, онъ всегда проводилъ Христа ради жизнь юродиваго. Онъ ничего не говорилъ и представлялся какъ бы лишеннымъ дара слова, желая этимъ скрыть отъ людей свои доброд;тели и быть в;домымъ только Богу. Но не можетъ градъ укрытися верху горы стоя (Мат;. 5, 14). Всл;дствіе чистоты жизни блаженнаго и его несокрушимаго терп;нія, слава о немъ дошла до слуха благов;рнаго царя и великаго князя Іоанна Васильевича, всея Россіи самодержца, которому о жизни его разсказалъ преосвященный митрополитъ Макарій. Оба они весьма дивились его терп;нію и прославили Бога за то, что Онъ даровалъ въ ихъ время такого святаго мужа.


Такимъ образомъ, неизм;нно подвизаясь въ трудахъ и терп;ніи, перенося голодъ и жажду и ежедневно подвергая себя смертнымъ опасностямъ, блаженный Василій прожилъ жизнь свою. Забол;въ, наконецъ, онъ слега въ постель. Благов;рный царь и великій князь Іоаннъ Васильевичъ, всей Россіи самодержецъ, услышавъ о близкомъ отшествіи святаго къ Богу, пришелъ къ нему вм;ст; со своею благочестивою царицею и великою княгинего Анастасіею и со своими благородными царевичами, Іоанномъ и ;еодоромъ, чтобы пос;тить его и принять отъ него благословеніе. Блаженный, будучи близокъ къ смерти и находясь уже при посл;днемъ издыханіи, пророчески сказалъ царевичу ;еодору:


— «Все, что принадлежитъ твоимъ предкамъ, будетъ твоимъ, и ты будешь ихъ насл;дникомъ».


Посл; этихъ словъ блаженный предалъ душу свою въ руки Божіи. Отъ т;ла его весь городъ наполнился благоуханіемъ и множество жителей города стеклось на его погребеніе. Открылось умилительное зр;лище. Царь и князья до святаго храма сами несли на плечахъ своихъ т;ло блаженнаго, епископы и священники со вс;мъ причтомъ, прославляя его, п;ли псалмы и церковныя п;сноп;нія, а народъ со слезами восклицалъ, говоря:


— «Преблаженный Василіе! Молись усердно Христу Богу нашему за городъ нашъ Москву и за вс; Русскіе города и селенія, за христолюбиваго царя нашего, его благочестивую царицу и за благородныхъ д;тей ихъ, а воинству его будь пособникомъ въ поб;д; и одол;ніи супостатовъ».


Участвуя въ погребеніи блаженнаго, царь съ царицею проливали изъ очей своихъ радостныя и скорбныя слезы, — радостныя потому, что въ такой кончин; святаго они вид;ли доказательство его совершенства и причтенія его къ лику святыхъ, а скорбныя — потому, что лишились такого доблестнаго подвижника. И уже тогда многіе отъ прикосновенія къ святымъ мощамъ блаженнаго получали исц;леніе. Преосвященный митрополитъ Макарій съ священнымъ соборомъ, восп;вши надъ т;ломъ святаго псалмы и погребальныя п;сноп;нія, съ почестями похоронили его во 2-й день м;сяца августа 1552 года Мальвина. Всего житія его было 88 л;тъ, изъ которыхъ 72 года онъ провелъ въ юродств;. Господь прославилъ блаженнаго чудесами и посл; смерти его, въ 1588 году. Богу нашему слава нын;, всегда и в;чно.


Прим;чанія:
Лейт Блаженный Василій родился въ первые годы княженія московскаго великаго князя Іоанна Васильевича III (1462-1505 гг.) въ подмосковномъ тогда сел; Елахов;, гд; нын; находятся Елаховская и Басманная улицы. 16-ти л;тъ отъ роду онъ принялъ на себя подвигъ юродства и подвизался въ немъ 72 года. Изв;стность онъ пріобр;лъ въ царствованіе Іоанна IV Васильевича Грознаго, которому сталъ изв;стенъ чрезъ митрополита Макарія (1543-1564 гг.), весьма чтившаго блаженнаго.
Мальвина Т;ло блаженнаго Василія было похоронено близъ церкви св. Троицы на Рву, гд; въ 1554 году Іоаннъ Грозный приказалъ строить въ память покоренія Казани Покровскій соборъ, изв;стный бол;е подъ именемъ храма св. Василія Блаженнаго. Въ 1588 году мощи блаженнаго Василія стали источать много исц;леній и въ томъ же году по повел;нію царя ;еодора Іоанновича надъ м;стомъ погребенія блаженнаго былъ построенъ храмъ во имя его (нын;шній Васильевскій прид;лъ Покровскаго собора), сооружена серебряная, вызолоченная, украшенная жемчугомъ и драгоц;нными камнями рака и установлено праздновать память его 2 августа. Мощи блаженнаго до настоящаго времени почиваютъ въ этомъ храм; подъ спудомъ.


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга дв;надцатая: М;сяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 38-41.




.Перенесеніе мощей святаго первомученика и архидіакона Стефана.


Посл; побіенія отъ іудеевъ святаго архидіакона Стефана камнями (Д;ян. 7, 55-60) честное т;ло его лежало безъ погребенія сутки и день: оно было повержено на съ;деніе псамъ, зв;рямъ и птицамъ; но ничто не коснулось т;ла, ибо Господь охранялъ его. На вторую ночь славный законоучитель Іерусалимскій Гамаліилъ Мальвина, упоминаемый въ книг; «Д;яній апостольскихъ» (Д;ян. 5, 34; 22, 3), начавшій склоняться къ в;р; Христовой и сд;лавшійся тайнымъ другомъ святыхъ апостоловъ, послалъ благогов;йныхъ мужей взять незам;тно т;ло первомученика. Онъ отнесъ его въ свою весь, отъ имени влад;льца называвшуюся «Кафаргамала», то есть весь Гамаліила; она отстояла за двадцать поприщъ Алиса отъ Іерусалима. Зд;сь Гамаліилъ совершилъ честное погребеніе т;ла святаго Стефана, положивъ его въ пещер; въ новомъ своемъ гроб;. Потомъ Никодимъ, «начальникъ Іудейскій», приходившій ночью къ Іисусу Христу (Іоан. 3, 1-2), преставился, плачась надъ гробомъ святаго Стефана; и его похоронилъ тотъ же Гамаліилъ, близъ гроба первомученика. Зат;мъ и Гамаліилъ, принявши святое крещеніе вм;ст; съ сыномъ своимъ Авивомъ и поживъ богоугодно н;которое время въ благочестіи христіанскомъ, скончался; оба они погребены были въ той же пещер;, при Стефановомъ и Никодимовомъ гроб;.


По прошествіи многихъ л;тъ, когда погибли мучители, въ продолженіи долгаго времени гнавшіе Церковь Божію, и настали съ обращенія Константина Великаго дни царей христіанскихъ, — дни церковной тишины и повсюду сіяющаго благочестія, — тогда обр;тены были, по Божію откровенію, честныя мощи святаго первомученика Стефана и погребенныхъ съ нимъ богоугодныхъ мужей: Никодима, Гамаліила и Авива.


Они были обр;тены пресвитеромъ помянутой веси Лукіаномъ посл; такого вид;нія. Въ третій часъ одной ночи съ четвертка на пятокъ Лукіану явился въ сонномъ вид;ніи н;кій святол;пный старецъ, высокаго роста, украшенный с;диною, съ продолговатою бородою, облеченный въ б;лую одежду, украшенную златовидными изображеніями крестовъ; въ рук; старецъ им;лъ золотой жезлъ. Толкнувъ имъ въ бокъ пресвитера, онъ три раза позвалъ его по имени:


— «Лукіанъ! Лукіанъ, Лукіанъ!»


Зат;мъ сталъ говорить:


— «Иди въ Іерусалимъ и скажи святому архіепискону Іоанну: «Докол; мы будемъ затворены, — почему не открываешь насъ? Ибо во дни твоего святительства намъ подобаетъ быть явленными; открой, не медли, нашъ гробъ, гд; въ пренебреженіи лежатъ наши мощи, то мочимыя дождемъ, то попираемыя ногами нев;рныхъ. Я забочусь не столько о себ;, сколько о лежащихъ со мною святыхъ, достойныхъ великой чести; открой указываемыя теб; мощи, — да отверзетъ Богъ двери Своего милосердія міру, объятому многими б;дами».


Пресвитеръ Лукіанъ, исполнившись ужаса, спросилъ явившагося ему мужа:


— «Кто ты, господинъ? И кого ты разум;ешь подъ находящимися съ тобою?»


— «Я, — отв;чалъ явившійся, — Гамаліилъ, воспитатель и учитель апостола Павла, а со мною почиваетъ господинъ Стефанъ архидіаконъ, побитый камнями іудеями и первосвященниками іерусалимскйми за в;ру Христову: т;ло его, поверженное на съ;деніе псамъ, зв;рямъ и птицамъ, я взялъ ночью, принесъ въ сію весь и положилъ въ моей пещер; въ приготовленномъ для себя гроб;, желая разд;лить съ нимъ одинаковую участь въ воскресеніи и благодати Господней. Въ другомъ же гроб;, въ той же пещер;, положенъ Господинъ Никодимъ, наученный святой в;р; отъ Самого Христа Господа и (по вознесеніи Господнемъ) пріявшій отъ апостоловъ святое крещеніе; іудеи узнавъ объ его в;р; во Христа и крещеніи, исполнились гн;ва и хот;ли его убить, какъ и Стефана; однако они не сд;лали этого изъ уваженія ко мн;, такъ какъ Никодимъ былъ мн; родственникъ; іудеи отняли у него начальство и им;нія его присоединили къ церковнымъ; зат;мъ, проклявъ его, они выгнали его изъ города съ безчестіемъ и укоризнами многими; тогда я взялъ его въ свою весь и кормилъ до кончины; когда же онъ умеръ, я похоронилъ его близъ мощей первомученика Стефана. Тамъ же въ третьемъ гроб;, выкопанномъ въ пещерной ст;н;, я похоронилъ умершаго на двадцатомъ году жизни моего любимаго сына Авива, вм;ст; со мною пріявшаго святое крещеніе отъ апостоловъ Христовыхъ; съ ними я, умирая, зав;щалъ положить и мое т;ло».


— «Гд; же мы будемъ искать васъ?» — спросилъ пресвитеръ.


— «Ищите насъ, — отв;чалъ Гамаліилъ, — предъ весью на полуденной сторон;, на нив; Делагаври (то есть нив; мужей Божіихъ)».


Воспрянувъ отъ сна, пресвитеръ воздалъ хвалу Богу и такъ помолился:


— «Господи, Іисусе Христе! Если это явленіе отъ Тебя, а не обольщеніе, то повели повториться ему до трехъ разъ».


И сталъ Лукіанъ поститься, вкушая лишь сухой хл;бъ, до сл;дующаго пятка, пребывая въ молитв; и никому не открывая вид;нія.


Въ третій часъ ночи на другой пятокъ опять явился Гамаліилъ пресвитеру Лукіану, какъ и въ первый разъ.


— «Зач;мъ, — спросилъ онъ, — ты пренебрегъ моимъ повел;ніемъ идти и передать архіепископу Іоанну все, сказанное теб;?»


— «Прости меня, господинъ мой, — отв;чалъ пресвитеръ, — я боялся тотчасъ же по первомъ вид;ніи идти и возв;стить, опасаясь какъ бы не оказаться лживымъ; посему я молилъ Господа, — да пошлетъ Онъ тебя ко мн; и второй и третій разъ, чтобы мн; ув;риться въ истин;».


Гамаліилъ же, простирая руку, сказалъ:


— «Миръ теб;, пресвитеръ, почивай!»


И казался онъ какъ бы удаляющимся съ глазъ священника. Зат;мъ, снова обратившись къ нему, сказалъ:


— «Лукіанъ! ты думаешь о томъ, какъ обр;сти и узнать мощи каждаго изъ насъ; такъ вотъ смотри и разум;й показываемое теб;».


Сказавъ это, онъ принесъ пресвитеру четыре корзины; три изъ нихъ по виду были золотыя, четвертая же серебряная. Одна изъ золотыхъ корзинъ наполнена была красными цв;тами, вторая и третья — б;лыми, и четвертая — серебряная была полна желтаго шафрана благовоннаго. Первую золотую корзину, съ красными цв;тами, Гамаліилъ поставилъ по правую сторону пресвитера на восток;, другую, золотую, съ б;лыми цв;тами поставилъ на с;верной сторон;, а третью и четвертую корзину поставилъ вм;ст; на западной сторон;, противъ первой, находящейся на восточной.


— «Что это значитъ господинъ?» — спросилъ пресвитеръ показывавшаго ему корзины Гамаліила.


Онъ отв;чалъ:


— «Это гробницы наши, въ которыхъ мы почиваемъ: такъ, первая золотая корзина съ красными цв;тами, поставленная къ востоку — гробъ святаго Стефана, обагрившагося за Христа мученическою кровію; другая золотая корзина съ б;лыми цв;тами, стоящая на с;веръ, есть гробъ господина Никодима; третья также съ б;лымъ цв;томъ, золотая корзина, стоящая къ западу — мой гробъ; четвертая же корзина серебряная, полная благовоннаго шафрана и стоящая рядомъ съ моею, — гробъ моего сына Авива, который былъ чистъ отъ гр;ха т;ломъ и душою отъ чрева матери и скончался въ непорочномъ д;вств;».


Посл; этихъ словъ Гамаліилъ сталъ невидимъ, стали невидимы и корзины.


Посл; этого вид;нія пресвитеръ принесъ благодареніе Богу и усилилъ постъ и молитву до третьяго пятка, ожидая сподобиться явленія въ третій разъ. И снова въ ночь третьяго пятка, тотъ же честный и святол;пный Гамаліилъ, представъ пресвитеру, сказалъ съ угрозою:


— «Почему до сихъ поръ ты не озаботился сходить къ архіепископу и открыть ему явленное и сказанное теб;? Неужели ты не видишь, какая засуха и скорбь въ поднебесной? Ты же не радишь. Разв; н;тъ въ пустыняхъ святыхъ мужей, лучшихъ тебя по жизни, достойныхъ сего откровенія? Но мы, минуя ихъ, хотимъ быть явленными чрезъ тебя. Итакъ встань, иди и скажи архіепископу, да откроетъ м;сто, гд; мы почиваемъ, и устроитъ зд;сь храмъ, дабы нашими молитвами Господь сталъ милостивъ къ Своимъ людямъ».


Пресвитеръ, вставъ и возблагодаривъ Бога, отправился съ посп;шностію въ Іерусалимъ, гд; и сообщилъ архіепископу Іоанну о бывшемъ ему трикратномъ вид;ніи и повел;ніи. Архіепископъ прослезился отъ радости и сказалъ:


— «Благословенъ Господь Богъ Челов;колюбецъ, хотящій явить намъ Свою милость откровеніемъ святыхъ Своихъ: и когда мы сподобимся обр;сти мощи ихъ, то должно мн; мощи первомученика Стефана перенести сюда въ городъ, гд; онъ подвизался противъ Іудеевъ, гд; вид;лъ отверстыя небеса и Христа Бога, стоящаго во Слав; Своей (Д;ян. гл. 7). Ты же, сынъ мой, — обратился онъ къ пресвитеру, — иди на ту ниву и отыщи м;сто, гд; лежатъ святые; прокопавъ до гроба ихъ, возв;сти мн;».


Пресвитеръ, возвратившись изъ города въ свою весь, созвалъ благогов;йныхъ мужей и пошелъ съ ними на ниву Делагаври. Среди этой нивы былъ холмъ; думая, что зд;сь почиваютъ мощи святыхъ, онъ хот;лъ копать, но сначала посвятилъ всю ночь молитв; на томъ холм;. Въ эту же ночь святый Гамаліилъ явился одному обитавшему по близости т;хъ м;стъ иноку Нугетію, говоря:


— «Иди и скажи Лукіану пресвитеру, чтобы онъ не трудился раскапывать тотъ холмъ, ибо не тамъ лежимъ мы; но пусть ищетъ насъ при дебри, на полуденной сторон;, тамъ мы погребены; на холм; же томъ насъ полагали, когда несли на погребеніе, и зд;сь надъ нами, по древнему обычаю, творили плачъ, во свид;тельство этого плача бывшаго надъ нами и насыпанъ холмъ».


Возставши, инокъ отправился по указанію и нашелъ на помянутомъ холм; пресвитера Лукіана со многими мужами; они уже начали раскопку; тогда инокъ пов;далъ Лукіану о томъ, что онъ вид;лъ и слышалъ. Пресвитеръ прославилъ Бога, явившаго и другого свид;теля откровенію. И направились къ дебри, при которой нашли камень съ еврейской надписью «Хеліилъ», то есть рабы Божіи; окопавъ камень и сдвинувъ съ м;ста, они нашли т;сный входъ въ пещеру. Вл;зши въ пещеру со св;чею, увид;ли выкопанныя въ ст;нахъ гробы и въ нихъ мощи святыхъ. Входъ въ пещеру былъ съ полуденной стороны; такъ что по правую сторону къ востоку находился гробъ святаго Стефана, противъ входа, на с;веръ, гробъ святаго Никодима, на западной же сторон; противъ святаго Стефана почивалъ святый Гамаліилъ съ сыномъ, какъ было это прежде указано пресвитеру вид;ніемъ корзинъ. Тотчасъ пресвитеръ сообщилъ объ обр;теніи святыхъ мощей Нэт іерусалимскому архіепископу Іоанну.


Архіепископъ, взявъ двухъ прилучившихся епископовъ, Елев;ерія Севастійскаго и Елев;ерія Іерихонскаго, посп;шилъ къ м;сту обр;тенія мощей; расширивъ входъ пещерный, они вошли внутрь. Когда открыли гробъ святаго первомученика, тотчасъ потряслась земля и люди, достойные по жизни, услышали вверху голосъ ангеловъ поющихъ: «Слава въ вышнихъ Богу и на земл; миръ!» (ср. Лук. 2, 14). Благоуханіе же отъ мощей святаго исходило такое, какого никто изъ людей никогда прежде не ощущалъ; это неизреченное благоуханіе разносилось по воздуху за десять поприщъ, и вс; присутствовавшіе думали, что они находятся какъ бы въ раю. Много народа пришло съ архіепископомъ изъ Іерусалима и окрестныхъ селеній; среди пришедшихъ находилось много больныхъ, страдавшихъ различными недугами, — сл;пые, хромые, мучимые внутренними недугами и б;сами, покрытые вередами и язвами: вс; они получили исц;леніе. Число исц;л;вшихъ простиралось до семидесяти трехъ челов;къ. Итакъ, взявши мощи четырехъ угодниковъ Божіихъ, вынесли ихъ на холмъ съ п;ніемъ псалмовъ и другихъ священныхъ гимновъ; люди же прикасались къ нимъ, лобызая ихъ съ благогов;ніемъ. Вскор; архіепископъ на томъ холм; создалъ церковь во имя обр;тенныхъ святыхъ и положилъ въ ней мощи Никодима, Гамаліила и Авива; мощи же святаго архидіакона Стефана онъ торжественно перенесъ въ Іерусалимъ и положилъ въ церкви, находившейся во святомъ Сіон;.


Въ эти же времена одинъ благородный мужъ, сенаторъ Александръ, съ женою Іуліаніею прибылъ на поклоненіе святымъ м;стамъ изъ Царьграда въ Іерусалимъ; вид;въ чудеса, совершавшіяся при гроб; святаго первомученика Стефана, Александръ устроилъ въ город; каменную церковь во имя его и усердно просилъ архіерея перенести въ нее мощи святаго Стефана; архіерей, уб;жденный усердною мольбою, исполнилъ просьбу. Спустя н;которое время Александръ забол;лъ въ Іерусалим; смертнымъ недугомъ и зав;щалъ съ клятвою жен; своей: пусть она устроитъ ковчегъ, подобный ковчегу первомученика, и въ томъ положитъ его при мощахъ святаго Стефана. Зав;щавъ это, онъ умеръ. Жена исполнила предсмертную волю мужа: она устроила ковчегъ, подобный ковчегу святаго Стефана, и предала мужа торжественному погребенію рядомъ съ ковчегомъ первомученика. И жила она въ Іерусалим; при помянутой церкви, не желая разлучаться съ умершимъ мужемъ: она в;рила, что онъ живъ для Бога.


Такъ какъ жена Александра была еще молода, красива и къ тому же богата, то многіе изъ знатныхъ лицъ склоняли ее на второй бракъ. Но она, какъ ц;ломудренная женщина, никакъ не хот;ла вступать во второй бракъ; она твердо р;шила сохранять в;рность первому мужу, над;ясь разд;лить съ нимъ въ воскресеніе одинаковую участь, уготованную праведникамъ (Мат;. 25, 34). Когда же одинъ изъ знатныхъ начальниковъ сильно докучалъ ей, желая вступить въ бракъ съ нею, то Іуліанія, желая избавиться отъ него, умыслила сл;дующее: взявши т;ло мужа, возвратиться на родину въ Царьградъ, несмотря на то, что уже прошло восемь л;тъ со дня преставленія мужа. Она просила архіепископа, чтобы онъ не запрещалъ ей взять т;ло мужа; архіепископъ не соглашался; тогда Іуліанія сейчасъ же написала къ отцу своему, жившему въ Царьград;, прося его исходатайствовать у царя такое повел;ніе, по которому бы она могла безпрепятственно взять т;ло мужа и придти въ Царьградъ. Въ скоромъ времени отъ царя пришло желаемое разр;шеніе, которое она и показала архіепископу. Увид;въ письмо царя, архіепископъ уже не могъ бол;е противиться и благословилъ быть по прошенію Іуліаніи. Она же, открывши съ благословеніемъ въ земл; то м;сто, гд; стояли оба ковчега, святаго первомученика Стефана и ея мужа Александра, взяла ковчегъ съ мощами святаго вм;сто ковчега мужа; такъ поступила Іуліанія какъ бы обманувшись, на самомъ же д;л; по изволенію Божію и по желанію первомученика. Возложивши ковчегъ на колесницу, запряженную мулами, Іуліанія отправилась въ путь. Былъ же вечеръ, когда она оставила Іерусалимъ; и въ ту же ночь надъ перевозимыми мощами въ воздух; послышался голосъ ангеловъ, поющихъ славословіе Богу, а отъ ковчега исходило великое благоуханіе, какъ отъ м;ра, излитаго въ большомъ количеств;. Слышались и крики б;совъ, издали взывавшихъ:


— «Горе намъ! Такъ какъ идетъ Стефанъ и бьетъ насъ».


Слуги Іуліаніи, слыша все это, испугались и сказали госпож; своей:


— «Что это значитъ, госпожа, что слышатся различные голоса, называющіе имя Стефана? Не веземъ ли мы ковчегъ первомученика Стефана вм;сто ковчега нашего господина Александра?»


Она же отв;чала со слезами радости:


— «Молчите, д;ти, все д;лается такъ, какъ угодно Богу и Его святому рабу».


Достигши приморскаго города Аскалона, они нашли корабль, направлявшійся въ Царьградъ; уплативъ корабельщику сл;дуемую плату, они с;ли въ корабль съ мощами святаго и начали плаваніе. Когда корабль находился среди моря, поднялась страшная буря, такъ что корабль покривился; вс; испугались, видя вздымавшіяся громады волнъ; но вотъ явился мореплавателямъ видимо святый первомученикъ Стефанъ и сказалъ:


— «Я съ вами — не бойтесь!»


Сказавъ это, онъ сталъ невидимъ, и тотчасъ успокоилось море, и все дальн;йшее плаваніе было благополучно; надъ мощами же святаго ночью явился св;тъ, отъ ковчега исходило сильное благоуханіе, въ воздух; же слышалось п;ніе ангеловъ. Когда пристали къ Халкидону, то р;шили пробыть зд;сь пять дней. Жителямъ города стало изв;стно о мощахъ святаго Стефана, они устремились къ кораблю, принося съ собою и недужныхъ; и вс; больные, находившіеся въ город;, получили исц;леніе, благодаря пришествію первомученика; отгонялись отъ людей и б;сы, которые кричали при этомъ:


— «Стефанъ, побіенный камнями отъ жидовъ, придя мучитъ насъ жестоко и гонитъ насъ повсюду, — на земл; и на мор;».


Отплывъ отъ Халкидона, корабль благополучно достигъ Царьграда. Благочестивая Іуліанія пошла къ отцу и подробно сообщила ему все о мощахъ святаго архидіакона Стефана. Зат;мъ они отправились вм;ст; съ отцемь къ царю и патріарху и имъ сообщили тоже; и вс; исполнились великой радости. Патріархъ съ клиромъ и вс;мъ народомъ пошелъ на пристань въ ср;теніе мощей первомученика. Вынесши ковчегъ изъ корабля, поставили его на царскую колесницу и повезли съ псалмоп;ніями, хотя внести въ дворецъ царя; такъ приказалъ царь. Сколь много совершалось въ это время чудесъ при святыхъ мощахъ и сказатъ невозможно; словомъ, вс;, какими бы ни были одержимы недугами и бол;знями, получили исц;леніе. Когда торжественное шествіе достигло до «Константиновыхъ бань» Станислав Козлов, то мулы, везшіе царскую колесницу съ мощами остановились; и какъ ни били ихъ слуги, заставляя идти дальше, они никакъ не могли сойти съ м;ста. Тогда одинъ мулъ, пріобр;тя, по Божію вел;нію, даръ слова, сказалъ:


— «Зач;мъ понапрасну бьете насъ? На этомъ именно м;ст; святый первомученикъ Стефанъ изволяетъ быть положеннымъ».


Услышавъ это, вс; присутствующіе исполнились сильнаго удивленія и ужаса, и прославили Бога. Царь же тотчасъ повел;лъ на этомъ м;ст; приступить къ постройк; церкви каменной; и въ скоромъ времени создана была прекрасная церковь во имя святаго первомученика и архидіакона Стефана; въ ней и положили его честныя мощи во славу и хвалу Господа и Спаса нашего Іисуса Христа, со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго вм;ст; Лиса, да будетъ Ему и отъ насъ гр;шныхъ честь и слава, поклоненіе и благодареніе нын; и присно и во в;ки в;ковъ. Аминь.


Прим;чанія:
Лейт Память его совершается Церковію еще 27 декабря; подъ этимъ числомъ см. житіе его въ Минеи-Четьи за декабрь.
Мальвина Гамаліилъ — знаменитый законоучитель еврейскій, занимавшій высокое м;сто въ Іерусалимскомъ синедріон;, уважаемый вс;мъ народомъ, такъ что его называли «славою Закона». Преданіе говоритъ, что онъ, вм;ст; съ сыномъ Авивомъ, крещенъ ап. Петромъ и ап. Іоанномъ.
Алиса М;ра разстоянія, равна приблизительно 690 нашимъ саженямъ.
Константинъ Великій, римскій императоръ, сынъ Констанція Хлора, правителя Западной части римской имперіи, и Елены, родился въ 274 г. По смерти отца, войско провозгласило его императоромъ, и онъ, благодаря этому, сд;лался обладателемъ Галліи и Испаніи. Посл; продолжительной борьбы съ начальниками другихъ областей римскаго государства, Лициніемъ и Максентіемъ, Константинъ объявилъ себя въ 324 г. независимымъ правителемъ и объединилъ подъ своею властію всю имперію. Константинъ Великій зам;чателенъ своею д;ятельностью на пользу Церкви Христовой; за эту именно д;ятельность исторія называатъ его Великимъ, а Церковь — равноапостольнымъ. Поворотъ къ христіанству въ законодательной д;ятельности Константина Великаго начинается съ манифеста 313 г. о в;ротерпимости, изданномъ въ Медіолан; за подписью его и Лицинія: въ этомъ манифест;, между прочимъ, разр;шался свободный переходъ въ христіанство всякому желающему. Вскор; появились указы объ освобожденіи клириковъ отъ вс;хъ личныхъ повинностей и церкви отъ податей; законъ 321 г. разр;шалъ д;лать вклады въ христіанскую церковь; въ сл;дующемъ году запрещено было насильственно привлекать христіанъ на языческія празднества. Сд;лавшись единодержавнымъ, Константинъ Великій уничтожилъ указы и постановленія прежнихъ императоровъ, изданныя противъ христіанъ; онъ возвратилъ права, имущество и свободу вс;мъ, лишившимся ихъ въ прежнее время за испов;даніе христіанства. Особымъ указомъ имъ было предписано посвящать Богу воскресный и другіе праздничные дни; во время праздниковъ закрывались зр;лища и суды. Въ Церкви Константинъ Великій старался поддерживать миръ и согласіе; для прекращенія аріанскихъ смутъ имъ былъ созванъ первый Вселенскій соборъ въ Нике; (325 г.). Не желая пребывать въ Рим;, гд; язычество было особенно сильно, Константинъ Великій перенесъ столицу въ Византію; зд;сь онъ уничтожилъ идоловъ и украсилъ городъ христіанскими храмами. Въ 337 г. онъ принялъ крещеніе, посл; котораго вскор; умеръ на 65 г. жизни. Въ V в. Церковь причислала Константина къ лику святыхъ; память его 21-го мая.
Нэт Это обр;теніе мощей совершилось 415 году.
Станислав Козлов Бани эти основаны Константиномъ Великимъ, продолжены его сыномъ Констанціемъ и окончены въ 427 году ;еодосіемъ Младшимъ. Нын; он; называются Тсукуръ-Хамамъ и находятся на 4 холм;.
Лиса Въ 1200 году въ этомъ храм; былъ нашъ русскій паломникъ Антоній; онъ вид;лъ въ немъ лобъ первомученика, избитый камнями и сшитый.


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга дв;надцатая: М;сяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 29-38.



Житія святыхъ, на русскомъ язык;
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.
М;сяцъ Августъ.
День второй.



Церковный календарь
Сегодня, 15 Августа 2022 года (2 Августа 2022 по ст.ст.)
Успенскій постъ


Перенесеніе мощей св. первомученика и архидіакона Стефана (ок.428).
Блаж. Василія, Христа ради юродиваго, Московскаго чудотворца (†1557).
Свщмуч. Стефана, еп. Римскаго и съ нимъ свв. мучениковъ: діакона Немезія, Люциллы, Симфронія, Олимпія, Екзуперіи, Теодола, Бона, Фавста, Мавра, Примитива, Калюмніоза, Іоанна, Екзуперанція, Кирилла, ;еодора, Василія, Кастела, Гонората, Тертуллина (†257). Свщмуч. Фруктуоза, еп. Таррагонскаго, и съ нимъ Евлогія и Авгурія діаконовъ, Испанскихъ (†259). Обретеніе мощей правв. Никодима, Гамаліила и Авива (ок.428).
Блаж. Василія, Христа ради юродиваго, Кубенскаго (†XV).
Иконы Божiей Матери « Ачаирскiя (XXI).


«СЛАВА РОССІИ».
Календарь русской исторіи.
Сегодня, Понедельникъ, 15 Августа 2022 года (2 Августа 2022 по ст.ст.)


1377. Память русскихъ воиновъ, павшихъ въ битве съ татарами на р. Пьяне.
1556. Царь Іоаннъ IV Васильевичъ Грозный присоединилъ Астрахань къ Россійскому государству.
1557. Почилъ св. блаж. Василій, Христа ради юродивый, Моск. чудотворецъ.
1560. Въ сраженіи подъ Эрмесомъ (близъ Валки) русская конница наголову разбила рыцарей Тевтонскаго ордена.
1572. Русское войско одержало победу надъ крымскими татарами въ битве при Молодяхъ.
1612. Земское ополченіе подошло къ Троице-Сергіевой лавре.
1812. Бой съ французами при с. Красномъ.
1842. Въ Полоцкой губерніи полностью выгорелъ г. Цехановецъ.
1877. Русскія войска отразили турецкую вылазку изъ Плевны на Тученицу. Артиллер. бой Журжевскихъ батарей съ креп. Рущукомъ.
1883. Основанъ Демидовскій музей.
1890. Вышло Высоч. повеленіе объ обращеніи въ Финляндіи россійскихъ кредитн. билетовъ и разменной монеты.
1918. Добровольческая Армія взяла Екатеринодаръ.



Другие статьи в литературном дневнике: