К 100-летию Приамурского Земского Собора( 23 июля - 10 августа 1922 г.). " <…> Исторический Собор во Владивостоке , возглавляемый Царским генералом Михаилом Константиновичем Дитерихсом, единодушно провозгласил, что России быть Самодержавным государством во главе с Православным Царем Помазанником Божиим». «Христолюбивому Русскому народному Ополчению на Дальнем Востоке, выступившему на защиту Православной Веры нашей и русского обычая, радоваться. С Востока воссияла нам заря святой надежды, заря лучшая, чем все прежния зори в последнем пятилетии потому что впервые решились наконец вожди русские и воины совершенно открыто неприкровенно заговорить о Христовой вере, заговорить так, как наши праведные предки, выступавшие на спасение родной земли с молитвою и славословием Пресвятой Троице, призывая всех на возстановление прежде всего, Божией правды на земле, а затем уже всего того, что с нею соединено, — Божиих храмов и обителей, православного царства нашего, богоспасаемых градов и весей, справедливых, блогочестивых законов, и на очищение страны нашей от засилия разбойников и безбожников…». Митрополит Антоний (Храповицкий), первый предстоятель РПЦЗ. «Верующая русская душа тяготеет к самодержавной форме правления».
«Никакое правление на земле не сравнится с теократическим правлением, в котором Бог Любви и Добра и Милосердия является Царем Неба и земли. Но теократия для нас, грешных, является идеалом на земле, к которому мы должны стремиться, духовно преображаясь. К идеальному же Царству, в котором Бог будет всяческая во всем, мы должны идти путем монархического правления, на который указал нам в Святой Библии Сам Господь через библейского судью и пророка Самуила», - говорится в послании. «Установленная Богом монархическая система правления является не столько политической, сколько религиозной. Вот почему верующая русская душа тяготеет к самодержавной форме правления. Ведь задача монарха, Помазанника Божьего заключается в созидании царства на земле по образу Царства Небесного. Это нерелигиозному человеку трудно понять. Вот почему, борясь с Самодержавием, революционеры старались убить религиозное чувство в русском народе», - подчеркивается в документе. «Итак, - пишет владыка, - путь к восстановлению монархии в России я вижу в религиозно-духовном преображении русской души. Пусть же Ваше доброе деяние напомнит всем нам, как надо жить, по какому пути надо идти и к чему нам надо стремиться». «Бог да благословит Ваше благочестивое Собрание во имя Христа и спасения России! Вечная память нашему славному генералу Дитерихсу и всем участникам Приамурского Земского Собора! Да воскреснет Русь! И расточатся врази её! И да бежат от лица её все ненавидящи её! Аминь», - заключил митрополит Вениамин.
Дореволюционные двухэтажные дома из камня. Современные полустеклянные гиганты-небоскребы. Смешение архитектурных стилей, смешение лиц и красок. В скверах и на клумбах: багульник, абрикосы, тюльпаны — великолепие цветочных лепестков над синей бухтой, сияющей в горячем южном солнце. Природа благоухает, хоть лица прохожих отражают мало радости в городской суете. Много дел, забот. Да и времена суровые… Странным было бы подходить к кому-то из прохожих и спрашивать: «Не подскажете, где здесь дом, в котором проходил Приамурский Земский Собор?» Нет сомнений, что большая часть жителей и гостей Владивостока сегодня не скажут даже о том, какое это было событие. Всё же мы задали этот вопрос некоторым людям, встретившимся нам на майских улицах Владивостока. Из десяти случайно попавшихся навстречу гостей и жителей города никто вообще не смог ничего ответить. И это не от того, что народ такой безразличный. О знаменитом Приамурском Земском Соборе нет никаких напоминаний на городских улицах. В местных СМИ не говорят даже о том, что в нынешнем году отмечается столетие этого выдающегося события. Сто лет прошло с тех дней, как в июле 1922 года на берегу Тихого океана в тяжелейшей духовной и политической обстановке часть русского народа в лице своих лучших сынов принесла покаяние в революции 1917 года и грехе цареубийства. Прогуливаясь по берегу Тихого океана в цветущем морском Владивостоке, мы уже были уверены, что сегодня никто не ответит на вопрос о важном событии 1922 года. Однако новая встреча нас сильно удивила. — Вы интересуетесь историей Приамурского Земского Собора? — с любопытством отреагировали на наш вопрос молодые люди. Ребята — парень и девушка — студенты Дальневосточного университета на острове Русском. Он — из Волгограда, она — из Перми. Оказалось, что они много чего знают о генерале Дитерихсе, о Соборе, и даже о Приамурском Земском Крае. Андрей и Марина, как они представились, сами стали нам рассказывать интереснейшие факты, связанные с короткой историей Приамурского Земского Края — небольшого Русского государственного образования, созданного в 1922 году на восточных рубежах России, когда власть во всей стране, кроме Приморья и Приамурья, уже принадлежала революционерам. — Удивляемся, что во Владивостоке трудно обнаружить хоть какие-то следы того, что происходило в Приморье в 1922 году. Точнее, есть только советская версия — памятники, названия улиц. Но реальной истории нет. Хотя, наверное, даже простым туристам было бы интересно узнать, что, например, в старых казармах на Русском при генерале Дитерихсе размещалась эвакуированная из Санкт-Петербурга Николаевская академия Генерального штаба, — живо делился с нами своими мыслями Андрей, студент Дальневосточного университета. — Во Владивостоке на полках книжных лавок в 1922 году появилась книга Дитерихса об убийстве Царской Семьи. Тут вообще об этом никто не знает. Хотя о Российском Императоре Николае II здесь помнят, на ж/д вокзале есть табличка, небольшой памятник стоит в городе возле церкви на Океанском проспекте, — рассказывала бойкая Марина, три года назад приехавшая во Владивосток из Перми на учебу в ДВФУ. — Царь еще в юности посещал Владивосток, добрался сюда на морском фрегате через несколько морей. Во Владивостоке были большие торжества, соорудили Арку, в которую вошел молодой Цесаревич… — Ребята, откуда у вас такой интерес к теме и такие познания? У студентов ДВФУ, как нам кажется, сегодня иные увлечения? — В Перми до поступления в Университет я работала журналисткой в одном московском информационном агентстве и так случилось, что стала интересоваться темой освоения российских земель за Уралом, — поведала Марина. — Ну, я уже здесь заинтересовался историей Дальнего Востока, — рассказывал Андрей. — Несколько лет назад попалась на глаза одна газета с иконой Богородицы на первой странице, там кое-что почитал. Потом в интернете стал искать, в библиотеке на Алеутской… Приморье уникальный край. Здесь все говорят, что когда-то тут жили бойхайцы, чжурчжени. А что русские здесь создали еще до революции — мало где услышишь. Вот во время Гражданской войны тут даже существовало небольшое русское государство Приамурский Земский Край — это вообще, как будто, никому неизвестно. Столица государства была в городе Никольск-Уссурийском… — Ну, всё-таки государство это существовало меньше года. И это был небольшой эпизод в истории России, — попытались мы возразить Андрею. — Да, но почему-то о виртуальной «Дальневосточной республике», которая тоже существовала какое-то совсем короткое время и то лишь в головах тех, кто ее придумал, говорят и пишут до сих пор... — Но есть такое утверждение, что Приамурский Земский Край во главе с генералом Дитерихсом держался лишь благодаря японцам, которые оккупировали Приморье. — Глупости это, — категорично заявил Андрей, — рассказы, будто Дитерихс держался «на японских штыках», придуманы еще в СССР. На самом деле, генерал плакал от радости, когда японские войска покинули Русское Приморье. А кто впустил сюда этих японцев и американцев? Большевики устроили революцию, убили Императора Николая Александровича, разрушили Российскую Империю, и на эти земли, конечно же, ринулись враги и захватчики. Дитерихс не имел возможности воевать одновременно и с большевиками, наступавшими от Урала, и с японскими интервентами. Перед генералом стояла задача восстановить Самодержавие в России. — Говорят, что японцы много помогали армии Приамурского Земского Края. — Не было никакой помощи. Японцы делали свое дело, хотели захватить эти земли до Байкала и вели переговоры, как с Дитерихсом, так и с большевиками. В конце концов, японцы договорились с большевиками и оставили территорию. Конечно, они сдерживали сторонников Ленина какое-то время, но не ради Русского государства, а ради своих планов на Дальний Восток, — заключил Андрей. У нас не было времени продолжать спор с этими удивительными студентами. Однако впечатление от общения с ними осталось довольно сильное. Стало даже немного досадно, что молодые люди совсем из других территорий России так углубленно и вдумчиво интересуются историей Приморья и Дальнего Востока. Важно, чтобы в основе этого интереса лежала истинная любовь к своему Отечеству и искреннее желание знать правду. Не ради того, чтобы с кем-то поспорить, кому-то что-то доказать. А ради понимания той страны, в которой родился и живешь. Ради осознания ее духовного призвания, ее главной, вечной идеи. Ради этой идеи ведь и собрался на берегу Тихого океана в июле 1922 года церковно-государственный собор людей, взявших на себя великую ответственность за судьбу России. Что предшествовало этому Собору? О чем нужно знать людям, жаждущим Правды, любящим свою Родину — Россию? В октябре 1917 года в результате государственного переворота, в результате февральской, а затем октябрьской революций в Российской Империи к власти пришли противники Церкви и тысячелетнего Русского Царства. В 1918 году ими был зверски убит Помазанник Божий Российский Император Николай Александрович Романов со своей семьей. Новая власть развязала террор в отношении Церкви и представителей Царской России. Страна погрузилась в кровавую пучину Гражданской войны. Однако среди генералов, возглавлявших сопротивление антихристианским силам, почти никто не проявлял стремления к борьбе за Самодержавие, за Россию с Царем во главе. Ни Деникин, ни Врангель, ни Колчак, ни многие-многие генералы, полководцы, казачьи атаманы даже не пытались обратиться к идее Самодержавия. Лишь царский генерал Михаил Константинович Дитерихс, возглавлявший в 1919 году Комиссию по расследованию убийства Царской Семьи в Екатеринбурге и затем избранный Председателем Приамурского Земского Собора, высоко поднял православное монархическое знамя на берегу Тихого океана. Вот отрывок из статьи, посвященной Приамурскому Земскому Собору и опубликованной в 2019 году в газете «Русь Державная»: «23 июля 1922 года во Владивостоке начал действовать Приамурский Земский собор. На него приехало до 300 представителей выборных из всех слоев населения русского Приамурского края. Собор работал 14 дней до 10 августа 1922 года, приняв важнейшие решения. Интерес общества к нему был очень великий. Газеты писали: «На Приморье выпала тяжелая и ответственная задача — начать возрождение Родины… Сегодня знаменательный день. Открывается Приамурский Земский собор — выразитель дум, чаяний и надежд исконного русского человека-государственника». Открытию Собора предшествовал молебен перед кафедральным Успенским собором Владивостока, на который крестными ходами прибыли верующие и духовенство всех храмов города. От места молебна крестный ход со святынями, во главе которых была покровительница Русского государства Владимирская икона Богородицы, прошествовал к месту заседания Собора. Военные оркестры во время шествия непрерывно исполняли гимн «Коль славен». Внутри помещения Общедоступного театра, где собрался Собор, сцена была красиво украшена большими иконами, монархической и военной символикой. В центре был размещен образ Спасителя. На соборные заседания была принесена и Державная икона Богородицы. Почетным Председателем Приамурского Земского собора был избран Святейший Патриарх Тихон. В зале был установлен его портрет. На Приамурском Земском соборе, который воспринимался как молитвенно-духовное деяние, был утвержден единственно верный путь России — самодержавно-монархический. От соборян была составлена Грамота к русским людям (вне пределов Приамурского Земского края) — призыв присоединиться к ним и разделить истинные и спасительные для России начала и борьбу за спасение Родины». Знаменитый Приамурский Собор, явившийся на восточной окраине Святой Руси, на последнем свободном от антихристианских сил клочке Русской земли, единодушно провозгласил, что России быть Самодержавным государством во главе с Православным Царем Помазанником Божиим. Собор проходил в соответствии с утвердившимися традициями «соборов земли Русской», имел законную юридическую силу, был благословлен Русской Церковью в лице ее известных авторитетных архиереев и священников. Собор выступил за восстановление Самодержавной монархии, единодушно отвергнув лживые западные идеи демократии, революции, республики, конституционной монархии… Приамурский Земский Собор явил осознание частью нашего народа духовной сути трагедии, случившей в 1917–1918 годах, и стал актом глубокого покаяния в предательстве Царя и Самодержавной России. Сегодня о великом событии, произошедшем 100 лет назад во Владивостоке, говорится крайне мало. Однако его духовное, церковно-государственное значение для России и Русской Церкви велико. Православное сообщество, весь русский народ и, в первую очередь, наша молодежь должны знать историческую правду, знать о Приамурском Земском Соборе, иметь широкую возможность знакомиться с его глубокими, спасительными идеями и документами. Это поможет всем нам обрести историческую память и вернуться на свой многовековой путь, вернуться «к России Христа, России Помазанника Божьего», как говорил генерал Дитерихс. Русский народ должен продолжить великое покаяние, которое начали лучшие представители предыдущих поколений на восточной окраине нашего Отечества. Встреча с молодыми людьми, которые сами принялись рассказывать о том, что происходило в Приморье в начале 1920-х годов, вдохновила нас. После равнодушия, с которым мы столкнулись, задавая свой исторический вопрос нескольким случайным прохожим, общение с ребятами вселило большую надежду на то, что на Дальнем Востоке, в Приморье и по всей Руси вспомнят о великих делах наших предков, о генерале Дитерихсе и Приамурском Земском Соборе. Вспомнят и достойно отметят столетие этого великого события в жизни русского народа.
Романов Игорь Анатольевич, Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
Источник: Русь Державная Наши души творит Господь. И души не умирают, живут вечно. Карьера, деньги, здоровье — вряд ли это то, что определяет жизнь души в вечности. Неплохо, наверное, иметь всё перечисленное. Но может ли это быть стратегической целью жизни человека? Мы же знаем, что душа не может удовлетвориться только материальным, она должна питаться духовной пищей. И высшая идея для всякого человека — спасение своей души. Не всегда мы осознаем это, не всегда стремимся к этому спасению. Многое здесь зависит от того, в какой среде мы живем, в каком обществе, и каком государстве. Если государство строится на евангельских началах, как некогда наша Православная Русь, то условия для спасения душ граждан этого государства, очевидно, более благоприятные. Если во главе государства стоит Помазанник Божий, выражающий в своем правлении волю Господа, вся политика этого государства, его внутреннее устройство и его законы будут подчинены Закону Божьему. Сотни лет жила Россия с Помазанником Божиим во главе. И даже дети на Руси учились грамоте со слов, обращенных к Богу, со слов из Священного Писания, с первых годов жизни приучаясь к молитве. До революции Российское государство руководствовалось ясной идеей — быть с Богом, жить со Христом во Христе для Христа. С этой идеей рождались и умирали. С этой идеей шли в бой и побеждали. И сколько святых родила для Бога наша Русь-матушка, веками жившая под скипетром Православного Царя! …Зашел недавно по делам в одну компанию. И подарил сотрудникам открытки, посвященные визиту Цесаревича Николая Александровича Романова во Владивосток в 1891 году во время его Восточного путешествия. И одна из сотрудниц компании, увидев открытку, рассказала такую небольшую историю: «Моя бабушка родилась 1890-х годах. А скончалась в начале 1970-х, когда я еще не появилась на свет. Бабушка успела пожить при Царе. И она рассказывала моей маме: какое чудесное было время, когда в России был Царь!». Да, вовсе не нужно идеализировать прошлое. Но ведь было чудесное время. Было! На Небе Бог, а на земле — царь. И благодать Божия пребывала обильно на земле Русской, на предках наших. Православная идея, православная культура глубоко пропитали душу русского народа. Даже гигантские усилия антихристианской власти, захватившей Россию в 1917 году, не смогли убить в нашем народе православный дух. Многие люди, вышедшие из многовековой Самодержавной России и оказавшиеся под новой безбожной властью, оставались православными в своих душах. В Великую Отечественную войну мы ведь в этом убедились. Многие солдаты даже носили на себе крестик. И немало было тех, кто в бой шел с верой в Бога и с молитвой к Нему. Не получалось у богоборцев-революционеров, создававших «союзы воинствующих безбожников», вытравить из русских людей веру христианскую. Вера у русского народа была в крови, в самой глубине сердца. Сколько мучеников за веру было тогда! В атеистическом Советском Союзе вера и православный дух проявлялись и в подвигах русских воинов, и в напряженной трудовой жизни народа, и в высокой нравственности наших людей. Да и в самом русском слове, звучавшем по радио, в песнях, которые пела вся родня и друзья, собиравшиеся на добрых застольях. И немало было добрых фильмов, в которых отражалась православная русская душа. Как видны терзания русской души, ищущей Бога, в жизни и произведениях Русского человека Василия Макаровича Шукшина! Какое духовное потрясение — его знаменитая «Калина красная»! Там, в этом шедевре русского советского кино было ведь показано истинное покаяние страдающей русской души. И там, в шукшинской «Калине красной», как и в самом нашем дорогом Василии Макаровиче, мы видим живую Русь, не забывшую Бога, ищущую Его, тоскующую о Нем и любящую Его. Как-то обнаружил на сайте «Союза православных журналистов» статью о Василии Макаровиче Шукшине и его фильме «Калина красная». Статья написана в 2017 году. Там говорится и об эпизоде, где герой Шукшина Егор Прокудин рыдает, лежа на сырой земле недалеко от храма. Рыдает в покаянии, признаваясь, что сейчас увидел свою родную мать, которая помнит о нем, заблудшем и как будто бы пропавшим без вести. «На снятой здесь сцене стоит остановиться подробнее. Вот текст, который произносит Егор: И добавляет: В этом плаче Егора Прокудина — плачь всего русского народа по брошенной матери-Церкви, покаяние народа и мольба о прощении. Именно так стоит трактовать эту сцену, а не просто как рассказ Любе о родной матери» («СПЖ»). Уже нет Советского Союза, где наш народ своим сердцем был, может быть, ближе к Богу, чем сегодня. Но эта близость к Богу была, конечно же, не благодаря социалистическому строю и идеям марксизма-ленинизма. В СССР душа русского народа еще не успела забыть то, ради чего Господь создал Россию. Еще жили тогда люди, которые помнили царские времена, помнили Святую Русь и воспитывались в ней. Но антихристианский бульдозер советской власти так разворотил наши души, что сегодняшние поколения, даже заглядывая в ворота храма, порой просто не имеют представления о русской православной жизни. А где взять это представление, если само государство наше так устроено, что Православие и русская культура в нем являются лишь альтернативными элементами всей нашей «многоконфессиональной и мультикультурной» демократической страны? Так в чем же наша идея сегодня? Неужели в повышении уровня благосостояния общества и всеобщей цифровизации? Наша истинная идея в Православии. Православие всегда было самой сутью Руси, даже если мы об этом забывали, даже если пытались бороться с Православием, проводя «коммунизацию» или «демократизацию» земли Русской. Если мы пытаемся менять духовную суть России, отказываемся от нее, то мы отказываемся от нашего Отечества, от его корней. И за что же нам воевать в предстоящей большой войне? За Россию, конечно. Но за какую? За настоящую, за нашу родимую Святую Русь? Или за что-то географическое, административно-территориальное, описанное в цифрах больших экономических стратегий? Желает кто-то или не желает, но у России и нашего народа только один путь — православный. И выход на этот путь вряд ли совместим с какими-то западными формами правления в нашей стране, со всевозможными демократическими и республиканскими традициями. Истинная Россия может быть только Самодержавной Монархией. Не конституционной, а Самодержавной. Во главе с православным Самодержцем, Помазанником Божиим. Как сказал однажды известный архиерей митрополит Вениамин (Пушкарь): «Самодержавный монарх, какой бы ни был, стремится Россию земную строить по образу Небесного Царства». Конечно, Россия должна возродиться как Самодержавная Монархия. Но невозможно это без покаяния. Быть может, грядущие испытания, станут тем духовным потрясением нашего общества, которое заставит нас вспомнить о Боге и о нашей истинной Руси, о той, которую мы потеряли вместе с нашим святым Царем, Помазанником Божиим. Но до каких же пределов нам нужно дойти, какие потрясения испытать, чтобы зарыдать в покаянии, чтобы осознать и произнести в сердце своем шукшинские слова: «Тварь я последняя, тварь, тварь подколодная, не могу так жить, не могу больше, Господи, прости меня, Господи, если можешь…»? Сто лет назад Россия уже дошла до этих пределов. Революция, убийство Помазанника Божьего, Гражданская война, кровь, горе народное… На самом пределе этого горя, у самого края земли Русской, охваченной пламенем кровавой революции, русские люди осознали, в чем корень наступивших бед. Тогда во Владивостоке в июле — августе 1922 года во главе с Царским генералом Дитерихсом собрался покаянный Приамурский Собор. И Собор решил — России быть Самодержавной Монархией. И этого решения никто не отменял. Это решение может лишь подтвердить и закрепить новый Всероссийский церковно-государственный собор, на котором и должно произойти обретение Россией своего Царя Помазанника Божьего. И этому делу должна сегодня способствовать наша Русская Церковь, наша государственная власть и весь народ, если мы желаем одержать Победу в предстоящей войне и возродить Святую Русь. Не стоит надеяться на будущие поколения и перекладывать на них великое дело возрождения Святой Руси. Пора нам, дорогие братья и сестры, родные русские люди, выбираться из болот демократических, капиталистических, либеральных, социалистических… Пора нам с Божией помощью и чистым любящим сердцем возрождать, созидать свое Святое Отечество — Русь Христову, Русь Державную — по образу Царствия Небесного, с Помазанником Божиим во главе. Романов Игорь Анатольевич, «Прислушаться к генералу Дитерихсу и к Приамурскому Земскому Собору» Сегодня среди православных русских людей много тех, кто помнит и стремится достойно отметить Столетие великого события в Русской истории – Приамурского Земского Собора. Собор, возглавляемый Царским генералом Михаилом Константиновичем Дитерихсом, проходил на восточных рубежах России, во Владивостоке в июле-августе 1922 года. Вся Россия к тому времени уже была под властью антихристианских сил, совершивших вероломное и зверское убийство Помазанника Божия, Российского Императора Николая Александровича и его Семьи. Представители Белого движения, сопротивлявшиеся большевикам, в большинстве своем вели борьбу не под знаменем Православной монархии, а под самостийными флагами, с узкими идеями и интересами. Лишь знаменитый генерал Дитерихс, возглавивший Приамурский Земский Собор во Владивостоке, проявил преданность духовным идеалам тысячелетнего Русского Царства и Самодержавной Монархии. В своем докладе на Соборе он заявил: «Русский народ не мыслил и не мыслит себе иной государственности, как основанной на Царе – Помазаннике Божием, на Вере и Земле».
- Дорогой Владыка, поздравляем Вас со столетием Приамурского Земского Собора, который проходил во Владивостоке в июле-августе 1922 года! Столетие Приамурского Собора – это очень важная дата для русского народа, для Православной Церкви и России. Это событие стало ключевой темой нового выпуска нашего журнала «Берег России». Какое же духовное значение, на Ваш взгляд, имел этот Собор во Владивостоке, на окраине Руси? Что в нем было особенного? Почему православные люди, монархисты, истинные патриоты Святой Руси называют это событие великим и выдающимся, говорят о каком-то сакральном значении Приамурского Собора? - Собор состоялся в то время, когда уже вся Россия оказалась под властью большевиков, которые стремились уничтожить Православие и всякое напоминание о Православной Руси и Самодержавии. В 1918 году богоборцами убит Русский Царь Николай Александрович со своей Семьей. И это произошло при безразличном молчании немалой части русского народа, русской аристократии. Многие из близкого окружения Царя, генералы отвернулись от него, предали его. И даже потом, когда революция открыла путь кровавой стихии Гражданской войны, бывшие царские генералы сражались не за восстановление царской власти, не за Самодержавие, а за то, чтобы освободить Россию от большевиков и вернуть свое положение в обществе, имущество, власть. Очень многие генералы показали свое лицо после революции. Хоть они и стремились Россию освободить от большевиков, но сами часто шли не туда, куда нужно. Они уже не приветствовали монархию, на которой держалась Россия, не поднимали монархическое знамя. Белогвардейские полки, возглавляемые Деникиным и Колчаком, почему-то забыли о монархии, о Царе. Катком железным шла по Руси новая безбожная власть. В этих условиях нашелся один генерал – Михаил Константинович Дитерихс, который сказал на все века, что Русский народ хочет видеть Россию с Помазанником Божиим во главе. Генерал Дитерихс возглавил Приамурский Земский Собор. И на этом Соборе было сказано на весь мир, что России быть православной самодержавной монархией во главе с Помазанником Божиим. В этом было глубокое осознание произошедшей в России катастрофы. Собор своим решением восстановил на российском престоле царскую Династию Романовых, которой Русский народ приносил клятву верности еще в 1613 году. И этот шаг Приамурского Собора стал памятью Ивана не помнящего родства и явился началом народного покаяния в цареубийстве. Во Владивостоке, на восточной окраине земли Русской было принесено покаяние в страшном грехе – убийстве Государя. И прозвучало призвание к покаянию всего русского народа. В этом главное сакральное значение Приамурского Собора. - Владыка, Вы были назначены правящим архиереем в Приморье в 1992 году. Это был год 70-летия Приамурского Земского Собора. Когда Вы прибыли во Владивосток, было заметно здесь какое-то внимание к юбилею Приамурского Собора? Говорили об этом во Владивостоке? - Говорили тогда о чем угодно, только не об этом. Пожалуй, можно вспомнить труды писателя и журналиста Андрея Хвалина, который в те годы помогал нашей епархии и писал о монархии, царской власти и о Приамурском Земском Соборе. Он – молодец, вел работу по исследованию документов Приамурского Собора, издал на этих материалах книгу. Но в Приморье широкого внимания к теме не было. Советская власть подавила попытки обратиться к памяти Приамурского Собора. Позднее в Приморье стали больше писать и рассуждать о монархии, появились люди, которые стали выразителями монархической идеи. В Москве в те годы говорил о Земском Соборе и монархии известный скульптор, православный патриот Вячеслав Клыков. Он даже намеревался приехать во Владивосток, чтобы проводить здесь Земский собор. - А что сейчас, Владыка? Как сегодня в Приморье относятся к памяти Приамурского Собора? - В последнее время, погружаясь в суету сует земного бытия и падения духовности, стали забывать о предназначении России, о котором вдохновенно говорил генерал Дитерихс на Приамурском Земском Соборе. Сейчас в СМИ, среди политиков забывают, зачем пришла Русь на берега Тихого океана, и кто так усердно направлял ее сюда. Но в народе живет историческая память. Люди, как бы им порой не навязывали какие-то западные идеи, всё-таки понимают, что Россия шла с христианской идеей и тысячу лет была православным государством во главе с Царем. Россия веками расширялась, росла, становилась могущественной. И она веками была под монархическим правлением. Почему же мы это потеряли, охаяли? Россию после революции новые власти долго не называли Россией. Хотя те, кто захватил власть в 1917 году, питались тем, что было сделано при Государе. До сих пор мы этим пользуемся. Сто лет прошло после того, как Приамурский Земский Собор провозгласил, что России быть Россией Христа, Россией Помазанника Божьего. Что же мы хотим сегодня? Какую форму правления? Что мы еще хотим для России? Отказываясь от нашего тысячелетнего исторического наследия, самодержавного опыта, мы отказываемся от самой России. Но тогда здесь будет территория, будут на ней человеки жить, а России-то не будет. Тогда в 1922 году большевики вытеснили Русь. Но она уходила с надеждой, что вернется сама к себе, русский народ вернется к Святой Руси. Россия вернется к России Христа, России Помазанника Божьего. Верим, что это живет в сердцах сегодняшних людей, хоть и прошло сто лет. И как выразился философ Бердяев, последнее слово России – Бог. - Владыка, куда сегодня идти русскому народу? - Куда дальше нам идти? Прислушаться к генералу Дитерихсу и к Приамурскому Земскому Собору. Нам нужно сделать свой духовный выбор. Хотелось бы сказать словами великого библейского пророка Илии, который, на вершине горы Кармил, обращаясь к Израилю, забывшего истинного Бога, пламенно произнес: «долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18:21). Но, чтобы не идти нам за Ваалом, нужно покаяться, принять в сердце Христа истинного Бога и вернуться на евангельский путь, по которому Россия шла тысячу лет со Христом во Христе для Христа. Беседовал Игорь Анатольевич Романов, директор Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус» Русская народная линия © Copyright: Вера Гиоргадзе, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|