Преподобные Сергий и Серафим.МОЩИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО: В 2022-м году Православная Церковь празднует значимую юбилейную дату – 6 веков назад были обретены мощи Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. За 6 столетий у честных мощей сложилась своя история. И как жизнь самого преподобного Сергия была наполнена скорбями, трудностями и испытаниями, так и история его мощей имеет свои трагические страницы, которые тем не менее только подтверждают святость подвижника и данную им Богом свыше особую благодатную силу укреплять, просвещать и врачевать душевные и телесные недуги. В святые дни юбилейных торжеств хотелось бы вспомнить наиболее яркие страницы этой истории. Обретение честных мощей
В 1422-м году, через 30 лет после блаженной кончины преподобного Сергия, началось строительство нового каменного Троицкого собора. Перед началом строительства Преподобный явился в видении одному благочестивому христианину и повелел передать игумену Никону Радонежскому и братии следующие слова: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» Не только тело, но и одежда не предались никакому тлению, хотя кругом стояла вода И вот, на том месте, где ныне располагается Троицкий собор, были обретены святые мощи. Не только тело, но и одежда не предались никакому тлению, хотя кругом стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии Звенигородского князя Юрия Димитриевича, 5 июля 1422 года честные останки были изнесены из земли и временно поставлены в Троицкой деревянной церкви. По окончании строительства нового каменного Троицкого собора их перенесли туда. Забытый праздник – переложение мощей Преподобного в новую раку
Сын Царя Иоанна Грозного, Царь Феодор Иоаннович, продолжил благое начинание отца. В годы его правления были изготовлены раки для многих почитаемых русских святых. «Повелением благочестиваго Царя… Феодора Ивановича… и верою его несумненною, и слезами теплыми зачали делати раки серебряные кованыя, многоценныя великим светильникам, столпом Руския земля Петру и Алексею, Ионе и Пафнотию, и Сергию, и Кирилу Белозерскому, и Макарию Колязинскому, и Василию Блаженному. И преложиша мощи их с великим страхом и трепетом»Алиса. В связи с переложением святых мощей основателя обители была составлена особая служба Таким образом, для мощей преподобного Сергия была изготовлена новая серебряная рака. В 1585-м году Митрополит Дионисий освятил Успенский собор и совершил переложение святых мощей Преподобного в Троицком соборе. В надписи на раке говорится о ее создании по повелению Царя Иоанна Васильевича «и сделана рака сия в лето 7093 (1585) июля в 25 день после государства его повелением сына его Царя и Великаго князя Феодора Ивановича, всея Росии самодержца, и его Царицы Великия княгини Ирины, во второе лето царства его»Нэт. В связи с переложением святых мощей основателя обители была составлена особая служба, приуроченная к этому торжественному событию, которая в XVII веке совершалась в Троицком соборе в этот деньСтанислав Козлов. Пожар и ремонт: как мощи преподобного Сергия покидали Троицкий собор Святые мощи преподобного Сергия крайне редко покидали стены Троицкого собора. Известно, что их выносили на Красногорскую площадь во время пожара 1709 года. На этом месте, напротив Святых врат, позднее построили часовню. Об этой часовне писал Е. Е. Голубинский: «Часовня, находящаяся на площади у Московско-Ярославского шоссе, поставлена по тому поводу, что в 1709-м году во время случившегося в лавре пожара были выносимы на занимаемое ею место мощи преподобного Сергия. До 1770 года она была деревянная, а в сем последнем году складена каменная. В 1781-м году был устроен в ней иконостас, который в недавнее время заменен новым»Лиса. Сейчас эту часовню называют Красногорской, по названию площади. В дневниках профессора МДА Александра Дмитриевича Беляева говорится о том, что честные мощи Преподобного в 1905-м году переносили из Троицкого собора в Успенский: «…Ныне пред обедней вынесли мощи преп. Сергия из Троицкого собора, обошли вокруг Успенского с хоругвями и иконами. Евдоким и лаврское духовенство поставили их на приготовленном месте под сенью, между двумя правыми колоннами. Во время перенесения все лавки были заперты. И прежде митр. Иоанникий и Леонтий желали на лето переносить их в Успенский собор, но Победоносцев почему-то противился. Теперь согласился, потому что в Троицком соборе ремонт еще продолжается…»Фотина. Многострадальный ХХ век ХХ век, как известно, ознаменовался жестокими гонениями на Русскую Православную Церковь, и Троице-Сергиева лавра не избежала печальной участи, постигшей многие монастыри и храмы в годы лихолетья. Гонения на Церковь в различных формах начали проявляться с первых дней Советской власти. Осенью 1918 года началась конфискация имущества, принадлежавшего лавре. В местной газете «Трудовая неделя» стали появляться клеветнические и хулительные статьи об обители, о мощах преподобного Сергия Радонежского и возможности их вскрытия. В дни Великого поста 1919 года в Трапезном храме лавры по этому поводу состоялось большое собрание верующих. Архимандрит Кронид (Любимов), последний наместник лавры перед ее закрытием в 1920-м году, произнес речь, в которой призвал верующих защитить от поругания священное место. Вскоре после этого в храмах лавры, в академическом храме и посадских приходских церквях стали собирать подписи под прошением в Совнарком не вскрывать мощи преподобного Сергия. 4 марта 1919 года братия обители во главе с отцом Кронидом обратилась к председателю Совнаркома Ленину с просьбой запретить вскрытие раки с мощами Преподобного. 20 марта Святейший ПатриархТихон также обратился к председателю Совнаркома по поводу кампании по вскрытию мощей. Но, несмотря на ходатайства верующих, решение о вскрытии мощей преподобного Сергия было принято на пленуме местного городского Совета 1 апреля 1919 года и 4 апреля подтверждено Московским губисполкомом. Вскрытие мощей Преподобного
Свидетель событий С. А. Волков вспоминал: «От небольшой часовни, стоявшей на площади возле Красных торговых рядов (теперь в ней охотничий магазин), до самого Троицкого собора в 4 человека тянулась очередь желающих приложиться к мощам и впервые в жизни взглянуть на них... Множество свечей заливали раку ослепительным светом. Среди ветхих обрывков последнего одеяния Сергия лежали серовато-коричневые кости и отчетливо выделялся прекрасно сохранившийся череп почти шоколадного цвета, окруженный пучками рыжеватых, уже тронутых сединой волос. Испытывая невыразимое волнение, я приложился к черепу Преподобного и ощутил слабое, но отчетливо проступавшее благоухание розового масла, которое, по-видимому, перешло на кости с обвивавших их покровов»Вещий Протей. Какими-то дуновениями приносило от раки на несколько саженей расстояния волны неизъяснимо приятного благоухания Священник Павел Флоренский, описывая трагические события, свидетельствовал: «В соборе стоял едкий дым от магниевых вспышек, при которых производилась фотографическая съемка. Но, несмотря на этот сильно пахнущий воздух, порою какими-то дуновениями приносило от раки на несколько саженей расстояния волны неизъяснимо приятного благоухания, которое перебивало все прочие запахи. Это благоухание охватывало величественной радостью, в которой невозможно было провести границу между собственно духовным удовлетворением и чувством приятного. Прикладываясь к мощам, я убедился, что благоухание исходило именно из раки и было тут несравненно сильнее, чем в стороне. С чем сравнить его — затрудняюсь, так оно тонко и своеобразно»Тата. Закрытие лавры 10 ноября 1919 года Сергиевский исполком принял постановление о ликвидации Троице-Сергиевой лавры как монастыря. Ночью 3 ноября 1919 года в лавре неожиданно был произведен обыск, братия была изгнана из стен обители. Беспокоясь о судьбе мощей Преподобного, священник Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев, будучи членами Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, с благословения отца Кронида изъяли честную главу преподобного Сергия, заменив ее на главу одного из князей Трубецких, захороненного в XVII веке в крипте Троицкого собора. Честная глава Преподобного была перенесена в дом графа Олсуфьева. Через какое-то время граф Юрий Александрович, опасаясь ареста, сокрыл ее у себя в саду. 26 марта 1920 года вышло постановление Президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой лавры и передаче мощей лавры в московский музей». Согласно декрету Совета народных комиссаров от 20 апреля 1920 года, в лавре был открыт историко-художественный музей. По решению Сергиевского исполкома 7 мая 1920 года Троицкий собор был заперт и опечатан, несмотря на то что ранее он уже был передан Наркомату просвещения для музейных целей. 10 мая 1920 года Святейший Патриарх Тихон осудил закрытие лаврских храмов и намерение вывезти оттуда мощи, как нарушение декрета «Об отделении Церкви от государства». В результате ходатайств Святейшего было разрешено открыть Троицкий собор только на праздник Святой Троицы. 30 мая 1920 года в лавре было совершено последнее богослужение и в последний раз отзвонили колокола. Монастырь был окончательно закрыт для богомольцев. Но мощи преподобного Сергия все же остались в лавре. «Экскурсовод бесцеремонно стучала указкой по стеклу...» По воспоминаниям лаврского насельника схиархимандрита Михаила (Балаева; 1924–2009), в 1933–1934 годах мощи преподобного Сергия как экспонат музея находились в притворе Трапезного храма в раке со стеклянной крышкой. Тогда их, школьников, привозили из Богородска в лавру на экскурсию. Отец Михаил вспоминал, как экскурсовод бесцеремонно стучала указкой по стеклу. Потом экскурсионная группа прошла дальше, в Трапезный храм, а он, оставшись один, перекрестился и приложился к честным мощам Преподобного. Война и Соликамск После тяжелых испытаний первой половины ХХ века последовала новая беда – Великая Отечественная война. Мощи преподобного Сергия вместе с частью особо ценных музейных экспонатов были направлены в эвакуацию в Соликамск и пребывали там с 25 июля 1941 года по 19 ноября 1944 года. К отправке их подготовили 19 июля 1941 года, упаковав и поместив в серебряную раку, внутри которой они находились под тремя печатями Загорского райотдела НКВД. Вместе с другими экспонатам Загорского музея-заповедника их везли до Соликамска по железной дороге, затем баржами по реке Каме. 22 октября груз был сдан сопровождавшим его директором Загорского музея Иваном Захаровичем Птицыным под ответственное хранение представителю Русского музея Соликамска. Примечательно, что под хранилище был выбран Троицкий собор — известный архитектурный памятник XVII века. Это обширное каменное, но не отапливаемое здание находилось в ведении музея. Летом в соборе было вполне терпимо, но зимой, когда морозы доходили до 45 градусов, больше 40 минут в нем находиться было нельзя даже в валенках. Научные сотрудники музея, несмотря на трудности военного времени, организовали в хранилище строгий порядок, дежурства и обходы. В ноябре 1942 года в Соликамск были командированы сотрудники Загорского музея А. М. Курбатова и Н. М. Прасолова. Здесь они периодически проверяли содержимое ящиков, производя по мере необходимости профилактические мероприятия – проветривание, просушку, обеспыливание и прочее. Благодаря этому в ноябре 1944 года ценности музея, включая честные мощи Преподобного, были возвращены железнодорожным путем обратно лишь с небольшими повреждениями тканей, обусловленными спецификой произведенной эвакуацииГоблин. Тайна главы преподобного Сергия В начале войны тайным хранителем главы преподобного Сергия, изъятой ранее священником Павлом Флоренским и графом Олсуфьевым, стал схиархимандрит Иларион (Удодов), настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери села Виноградово «на Долгом пруде» (близ станции Долгопрудная). Святыню ему передал Павел Голубцов (будущий архиепископ Сергий). «Главу я переносил в хозяйственной закрытой сумке» В 1933-м году, когда арестовали отца Павла Флоренского, Юрий Александрович Олсуфьев с супругой Софьей Владимировной уехали в Новгород. Через какое-то время они вернулись, но не в Сергиев Посад, где им уже было запрещено жить, а в село Мешаловка возле Люберец. Когда представилась подходящая возможность, Софья Владимировна вместе с Павлом Голубцовым пробрались в сад, где была закопана честная глава, и выкопали ее. «Когда выкапывали, было очень жутко, – вспоминал впоследствии владыка Сергий. – Это было ночью. Где-то выла собака, и мы боялись, что она может разбудить соседей. Надо было до рассвета успеть. Главу я переносил в хозяйственной закрытой сумке, чтобы не было подозрений, а сверху прикрыл газетой, как будто в сумке кочан капусты. Когда пришел на станцию, рассветало, и поезда на Москву еще не ходили. Я шел пешком до Абрамцево или Хотьково и там уже сел на поезд. И в поезде шел по вагонам или стоял, чтобы не садиться.»Клио. Какое-то время глава преподобного Сергия хранилась в Мешаловке, а в 1938-м году, после ареста Юрия Александровича, Павел Голубцов перевез ее к отцу Илариону. В самые трудные дни битвы за Москву эта святыня пребывала в алтаре храма, в 8 километрах от линии фронта. Возвращение в обитель
Первое патриаршее служение в Лавре, 1946 О подлинности главы свидетельствовал тот факт, что на ней сохранился след от копия, которым отец Павел Флоренский отделял ее от верхнего позвонка. При возвращении главы Преподобного этот след совпал со следом на позвонке в ракеДаша. Официальная передача мощей преподобного Сергия лавре состоялась накануне Пасхи 1946 года. 20 апреля первый наместник возрождаемой обители архимандрит Гурий (Егоров) принял от директора Загорского музея-заповедника В. К. Ряховского святые мощи в серебряной раке XVI века — той самой, в которую их переложили при Царе Феодоре ИоанновичеЮганка.
«Светлое Христово Воскресение 21 апреля. После 26-летнего онемения в обители преподобного Сергия в Пасхальную ночь зазвонили колокола, сразу, неожиданно. Народ, заполнивший площадь, стоял с зажженными свечами. Крестный ход свободно обошел собор и вышел на паперть. Началась утреня и первое ;Христос Воскресе”»Слепой. «Да будет сия Пасха поистине Пасхой избавления от скорби и непрестающей радостью для всех притекающих к рацее многоцелебных мощей преподобного Сергия», — писал в своем письме наместнику лавры Патриарх Алексий I. Первое патриаршее богослужение в Троице-Сергиевой лавре состоялось на праздник Святой Троицы. В Успенском соборе возле правого клироса была устроена временная сень для раки со святыми мощами преподобного Сергия. Сами же честные мощи в 1948-м году переместили в Троицкий собор — после передачи его лавре. Здесь они пребывают и поныне.
15 июля 2022 г.
Мальвина С 6 января 1561 г. – архимандрит Троице-Сергиева монастыря. В 1564 г. хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского. Скончался в 1567 г. Алиса ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 199. В 1737-м г. Императрица Анна Иоанновна устроила над ракой великолепную серебряную сень на четырех столбах. На ее изготовление ушло 25 пудов серебра. Нэт Леонид (Кавелин), архим. Надписи Троицкой Сергиевой Лавры. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1881. С. 13. Станислав Козлов Макарий (Веретенников), архим. Преподобный Сергий, игумен Радонежский // Альфа и Омега. М., 2009. № 2 (55). С. 156–162. Лиса Голубинский, Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М.: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1909. С. 299. Сейчас эту часовню называют Красногорской, по названию площади. Фотина Беляев А. Д. Дневники за 1905 г. // ОР РГБ. Ф. 26. К. 3. Ед. хр. 4. Л. 65 об. Вещий Протей Последние у Троицы // С. А. Волков. Возле монастырских стен. М., 2000. С. 188–191. Тата Павел Флоренский, свящ. Собрание сочинений. Философия культа. М., 2004. С. 240–241. Гоблин Пономаренко В. П. Эвакуация музеев в Соликамск // Соликамский краеведческий музей . URL: Клио Андроник (Трубачев), игум. Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918–1946 гг. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. С. 215. Наталья Мамченко Внучка сестры Ю. А. Олсуфьева. После смерти матери и эмиграции отца осталась на попечении графа и жила с семьей Олсуфьевых. Даша Подробнее см.: Андроник (Трубачев), игум. Закрытие Троице-Сергиевой лавры... С. 208. Юганка Подробнее см.: Андроник (Трубачев), игум. Закрытие Троице-Сергиевой лавры... С. 297. Протодиакон Сергий Боскин (27.06.1907–19.01.1992) — с 1968 г. служил в Ильинской церкви Сергиева Посада. В 1980-е гг. собирал материалы и записывал воспоминания о Троице-Сергиевой Лавре и ее скитах, о жизни Сергиева Посада в послереволюционные годы. В последние годы жизни (с 1990 по 1992) служил в Гефсиманском скиту. Слепой Боскин С., протодиак. Пасха 1946 года: Открытие Лавры Преподобного Сергия // Троицкое слово: Сб. духовно-нравственного просвещения. . № 4. С. 16–30. .ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ И СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА .Со времен Крещения Руси наш народ устремлял свои взоры на святых и подвижников благочестия, ожидая от них помощи, воодушевления, обретая в них утешение, укрепление и мужество. Среди таких посланников Божиих на Русской земле особо почитаемыми явились преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Своей жизнью и подвигами стяжав благодать Божию, преподобные оказали огромное влияние на духовную жизнь России. Его ощутили на себе не только их ближайшие современники, но и продолжают ощущать многие поколения потомков. Преподобный Серафим явился не просто духовным наследником, последователем преподобного Сергия, но и в каком-то смысле его отражением. Если ученики преподобного Сергия создали множество общежительных мужских монастырей, то с именем преподобного Серафима связан период расцвета на Руси женского монашества. Преподобный Сергий находился под особым покровительством Бога, а преподобный Серафим удостоился особого избранничества Матери Божией. Оба подвижника прошли многолетний подвиг молитвенного уединения в пустынном лесу, оба являются воплощением любви, добра и единения во Христе. Во всей полноте это отразилось в создании преподобными обителей, посвященных Пресвятой Троице, являющей Образ единства в Любви. День Пресвятой Троицы, Пятидесятница – это день рождения Церкви, день всеобщего единения в Боге. И основанные святыми старцами обители Пресвятой Троицы также имеют великую объединяющую силу. Эти монастыри объединили не только иноков – они стали центром всей русской государственности, центром русского Православия, его духовным оплотом. «Сей образ от мощей преподобного Сергия Неразрывная духовная связь преподобного Серафима и преподобного Сергия, несмотря на разделение временем, красной нитью проходит через историю Дивеевской и Троице-Сергиевой обителей. Один из ярких тому примеров – история жизни преподобного Антония (Медведева), который почти полвека был наместником лавры. Отец Антоний почитал старца Серафима как святого еще при жизни. Он сам лично был свидетелем необыкновенных духовных дарований старца Серафима – его прозорливости и исцелений, помощи и утешения. Отец Антоний почитал старца Серафима как святого еще при жизни Принять монашество Андрей Медведев решил под влиянием настоятельницы Арзамасской Алексеевской женской общины игуменьи Олимпиады (Стригалевой), с которой он находился в духовном общении. В 1818-м году Андрей стал послушником в Саровской пустыни. Это была та самая пустынь, в братство которой за 40 лет до этого вступил юный Прохор Мошнин и где он принял постриг с именем Серафим. Уже после того как отец Антоний был назначен строителем Высокогорской пустыни, а преподобный Серафим разрешил свой обет молчания, будущий лаврский наместник по нескольку раз в год посещал Саровскую обитель для беседы со старцем. В январе 1831 года отец Антоний в очередной раз отправился в Саров за советом к преподобному Серафиму. На сей раз его привела к подвижнику особенно важная причина, а именно – неотвязные мысли о скорой кончине. Преподобный Серафим тогда сказал своему собеседнику: «Не так ты думаешь, радость моя, не так. Промысл Божий вверяет тебе обширную лавру». В это время еще был жив наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Афанасий (Федоров), и не было речи о замещении его должности. Но преподобный Серафим за два месяца до его кончины предсказал назначение отца Антония в Троице-Сергиеву обитель.
В дальнейшем через архимандрита Антония святитель Филарет ближе познакомился с жизнью, наставлениями и чудесами Преподобного. В своих письмах он неоднократно обращался к поучениям и примеру старца Серафима. Святитель во всем поддерживал наместника лавры отца Антония, вместе они неоднократно помогали дивеевской общине, поддерживали саровских монахов. В 1842-м году под «прямым влиянием преподобного Серафима через архимандрита Антония»Лейт, неоднократно говорившего Митрополиту Филарету о своем желании безмолвия и удаления от мирской суеты, при лавре был основан Гефсиманский скит. Скитский храм освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы, в память об особом почитании Саровским старцем Божией Матери, а Устав скита был составлен по образцу Саровской пустыни. До конца своих дней Митрополит Филарет и архимандрит Антоний с почтением относились к преподобному Серафиму До конца своих дней Митрополит Филарет и архимандрит Антоний трепетно и с почтением относились к преподобному Серафиму. Известно, что лаврский наместник благоговейно хранил прижизненный портрет старца. Последний же за неделю до своей кончины вручил одному из саровских иноков финифтяныйМальвина образ преподобного Сергия со словами: «Сей образ, присланный мне честным архимандритом Антонием, наместником святой лавры, от мощей преподобного Сергия, наденьте на меня, когда умру, и с ним положите меня в могилу». Лаврские жизнеописатели преподобного Серафима Известно, что преподобный Серафим дал преподобному Антонию (Медведеву) заповедь принимать к себе саровских монахов и не забывать дивеевских сирот. Следуя этому завету, отец Антоний с радостью принимал в братию лавры саровских постриженников. Среди таких постриженников были и первые жизнеописатели преподобного Серафима – архимандрит Сергий (Васильев), игумен Георгий (Иванов) и иеромонах Авель (Ванюков), несший послушание при мощах преподобного Сергия. Отец Сергий (в миру Степан Васильев; 1795–1861), отставной губернский секретарь, в 1818-м году поступил в Саровскую пустынь, где подвизался в иночестве под руководством старцев-подвижников Марка и Серафима. Имея склонность к литературным занятиям, отец Сергий еще в Сарове начал вести записи о жизни и подвигах саровских старцев, особенно двух своих учителей. Живя в лавре, он привел в порядок свои записи и уже в 1837-м году составил жизнеописания обоих старцев. Однако издательская история жизнеописания преподобного Серафима Саровского оказалась очень трудной и длинной, несмотря на поддержку святителя Филарета и преподобного Антония. Рукописи жития преподобного Серафима пришлось пройти через руки нескольких иерархов, прежде чем она появилась в печати. Сначала в 1839-м году в лавре вышло «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка», в которой схимонаху Марку были посвящены первые 10 страниц, остальные 64 страницы занимали «Духовные наставления отца Серафима». Затем, в 1841-м, в Москве за подписью «I. C.» (иеромонах Сергий) было издано «Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника» – первое жизнеописание преподобного Серафима.
Отец Авель также занимался литературным трудом, собирая материалы по истории Саровской обители и сказания о ее старцах и подвижниках. Им была составлена книга «Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся», которая издавалась трижды: первый раз в 1853-м году, третий – в 1865-м. В этом последнем издании находится отсутствующее в первом издании краткое сказание о жизни старца Серафима, Саровского подвижника, с приложением его духовных наставлений и хорошо сделанного изображения. Сказание это, составленное отчасти по книге архимандрита Сергия, содержит дополнения, представляющие особенную ценность, потому что некоторые из них, очевидно, записаны со слов или даже изложены самим наместником лавры, архимандритом Антонием. Еще одним жизнеописателем преподобного Серафима, духовно связанным с лаврой, явился священномученик Серафим (Чичагов). Он принял постриг в Троице-Сергиевой обители и до назначения на должность настоятеля Спасо-Евфимиевого Суздальского монастыря в течение года был в числе лаврской братии. Митрополит Серафим, тогда еще архимандрит, собрал великое множество различных сведений о жизни и чудесах преподобного Серафима Саровского и систематизировал их в хронологическом порядке. Результатом этого труда явилась «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которую он в обход Синода передал Николаю II после личной аудиенции у Государя. После этого вопрос о канонизации Преподобного (которая, как известно, проходила сложно) сдвинулся с мертвой точки. Примечательно, что в трагические дни закрытия лавры в начале ноября 1919 года будущий священномученик находился в Сергиевом Посаде, 6 ноября в храме Черниговского скита лавры им была совершена малая вечерня и молебен перед иконой преподобного Сергия. 30 ноября 1937 года митрополит Серафим был арестован. При аресте у него были изъяты рукопись второго тома «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», книги, музыкальные произведения, иконы, облачения. Один из свидетелей по его делу показал, что митрополит Серафим, будучи верным заветам преподобных Сергия и Серафима, говорил: «И раньше были гонения на христианство, но чем они кончались, торжеством христианства, так будет и с этим гонением – оно тоже кончится, и Православная Церковь снова будет восстановлена, и православная вера восторжествует»Алиса. На следующий день после мученической кончины наместника лавры преподобномученика Кронида (Любимова), 11 декабря 1937 года, священномученик митрополит Серафим (Чичагов) был расстрелян НКВД на Бутовском полигоне. Тайна рождения Серафима Дефендова Во время одной из моих встреч с заслуженным профессором Московской Духовной академии Константином Ефимовичем Скуратом и его супругой Марией Константиновной я узнал о традиции почитания преподобного Серафима задолго до его официального прославления. Семья Константина Ефимовича была близко знакома с Ольгой Серафимовной Дефендовой. Ольга Серафимовна являлась секретарем и личным помощником митрополита Макария (Невского), приняла от него тайный постриг с именем Серафима. С конца 1950-х годов она неотступно пребывала в лавре у его гробницы. По ее просьбе к Святейшему Патриарху Алексию I состоялось обретение святых мощей митрополита Макария и перенесение их в лавру в 1957-м году. Родившийся младенец после Крещения остался жив и здоров и стал великим утешением для родителей Ольга Серафимовна происходила из старинного тамбовского дворянского рода. Ее дедушка и бабушка были людьми благочестивыми, но все родившиеся в их семье мальчики умирали младенцами. Родители, которым это казалось каким-то особым наказанием от Бога, усердно молились, чтобы Господь послал им сына. И вот, однажды во сне дедушка увидел дивного старца, который сообщил, что скоро на свет появится мальчик, и велел назвать его своим именем, и тогда ребенок останется жив. Проснувшись, дедушка понял, что приснившийся старец – не кто иной, как почитаемый в их семье Саровский подвижник Серафим. Но как можно дать младенцу имя непрославленного подвижника? Для разрешения этого вопроса дедушка Ольги Серафимовны отправился в Тамбов к архиерею, и тот благословил назвать сына Серафимом, но до канонизации старца святым покровителем считать серафима из лика небесных сил. Родившийся младенец, отец Ольги Серафимовны, после Крещения остался жив и здоров и стал великим утешением для родителей. С тех пор вся семья Дефендовых еще больше стала любить и почитать Саровского старца. Лаврские старцы Серафимы
Однажды он сказал маме двадцатилетней студентки медицинского института Александры Конковой, будущей игуменьи Сергии, настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря, что та будет монахиней. Впоследствии он стал ее духовным отцом. Сама матушка вспоминала о нем: «…Мой будущий духовник архимандрит Серафим (Шинкарев)… поступил в лавру и больше никогда не выходил за пределы обители… У него был дар рассуждения. Сила его духа была такова, что Господь открывал ему многие тайны. Бывали случаи, что придешь к нему, а батюшка молится, и пока ожидаешь, все твои вопросы разрешаются. Отец Серафим молился о своих духовных чадах, и все ему было открыто»Нэт. Имя преподобного Серафима получил при пострижении в великую схиму выдающийся лаврский подвижник архимандрит Петр (Семеновых), возродивший школу старчества в лавре после ее открытия в 1946-м году, трижды удостоившийся видения Божией Матери. Под его духовным руководством возрастали такие известные старцы, как архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Наум (Байбородин), схиархимандриты Пантелеимон (Агриков) и Иоанн (Маслов), игумен Косма (Алехин), а также многие другие подвижники благочестия ХХ столетия. *** Появление в лавре придела в честь Саровского старца подтверждает неразрывную связь между двумя самыми почитаемыми на Руси святыми Начиная с 1950-х годов, в лавре отмечается престольный праздник в честь преподобного Серафима Саровского: Святейший Патриарх Пимен, будучи наместником лавры, устроил в Сергиевском Трапезном храме два придела – Преподобного Серафима и Святителя Иоасафа Белгородского. Удивителен тот факт, что мощи этих святых хранились в архивах Музея религии и атеизма в Казанском соборе Ленинграда. Чудом там уцелевшие, они были вместе обретены в самом начале 1990-х годов и возвращены Церкви. Таким образом, устроение в лавре двух приделов в одном храме явилось как бы предзнаменованием грядущего обретения мощей святых подвижников. А появление в лавре придела в честь Саровского старца еще раз подтверждает крепкую и неразрывную связь между двумя самыми любимыми и почитаемыми на Руси святыми угодниками Божиими – преподобным Сергием Радонежским и преподобным Серафимом Саровским. Связь эта не прервется вовеки, как вовеки не погаснет теплая любовь к ним в людских сердцах. Преподобные и Богоносные отцы наши Сергие и Серафиме, молите Бога о нас! Иеромонах Пафнутий (Фокин) 15 января 2022 г. © Copyright: Вера Гиоргадзе, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|