В Санкт-Петербург вернулся духовник Царской семьи
ПРОРОЧЕСТВА О РОССИИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА. Пророчества св. Феофана сохранились в письмах владыки к писательнице Елене Юрьевне Концевич, в свидетельствах православных монахов, знавших владыку лично, и в текстах лекций американского священника Серафима Роуза. "В России будет восстановлена монархия, самодержавная власть. Господь предызбрал будущего царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место... Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мертвых, и весь мир удивится. Православие в ней возродится и восторжествует. Но того Православия, что прежде было, уже не будет. Самим Богом будет поставлен сильный царь на престоле". По пророчеству архиепископа Феофана это будет человек из царской династии Романовых по материнской линии. Он станет еще одним царем-реформатором, отправит в монастыри отпадших от веры иерархов православной церкви и преобразит Сибирь, вернув ей процветание. О пророчествах Феофана Полтавского многие знают, благодаря его келейнику схимонаху Антонию Чернову, дожившему до падения СССР. Он не только свидетельствовал о пророчестве Святого о православном царе, но и уточнял, что восстановление православия в России вызовет ненависть во всем мире. «Враги поползут на Россию яко прузи (саранча). Тогда на Россию вооружится весь мир». АРХИЕПИСКОП ФЕОФАН (БЫСТРОВ)(+6/19 ФЕВРАЛЯ). Архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в 1873 году (ст.ст.) под Петербургом в многодетной семье сельского священника. По бедности родителей Василий, младший сын в семье, рано покинул родной дом. Он был определен в начальное Духовное училище при Александро-Невской Лавре на казенный счет, по окончании которого учился в Санкт-Петербургских Духовных семинарии и Академии.
Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского
Вы жалуетесь на то, что временами нападает на Вас расслабление духовное, и тогда жизнь благодатная становится для Вас чем-то неудободостигаемым, уделом лишь праведных людей. – Живущие духовною жизнию знают это состояние. Св. Марк Подвижник говорит, что причинами этого ослабления духовной жизни бывают три состояния: неведение, забвение и нерадение . На пути жизни духовной словно удары какие поражают по временам душевные силы, и они отказываются действовать по требованиям духа. Когда поражено бывает чувство, тогда появляется состояние нечувствия; когда поражен бывает ум, тогда он и слепотствует, или забывается; когда поражена бывает воля, тогда человек впадает в состояние разленения и неподвижности на дела, по требованию духа. С чего начинается ослабление духовной жизни, бывает неодинаково, но больше от забвения. От забвения – нечувствие; от того и другого – разленение или нерадение. Но надо иметь в мысли, что все это бывает с людьми, стоящими на добром пути, говорит святитель Феофан Затворник. У живущих по страстям эти три состояния постоянно существуют, но не замечаются ими. Те же, которые живут духовною жизнию, замечают свои изменения на худшее, жалеют о том и молятся; следовательно, они не из числа работающих страстям. Они вышли из того рабства, и попали в эти недобрые состояния случайно. Вина, конечно, в них, но редко кто может сказать, отчего именно они находят. Господь же милостив, и кто, заметив такую худобу в себе, прибегает к Нему с сокрушением, к тому Он являет скоро Свое благоволение и восстанавляет внутреннее его в свойственном ему чине (Еп. Феофан, 118 псалом, с. 79-80). – Из сказанного видно, что вовсе не худо, что Вы замечаете находящее на Вас временами духовное расслабление. Значит, Вы живете духовною жизнию, и только временами нападает на Вас это расслабление. И не нужно доискиваться точно причины этого расслабления, если не подсказывает Вам ее Ваша собственная совесть. Нужно только иметь в себе убеждение, что вина изменения к худшему лежит в Вас, хотя Вам и неизвестна. И нужно только в том сознании и этом чувстве молиться Господу о прощении неизвестной вины и о ниспослании духовной помощи на предстоящее духовное делание. И если будем молиться с верою, получим просимое! Вы спрашиваете: я получила в награду утвержденную Уставом икону Пресвятой Богородицы для ношения; можно ли ее мне носить или не надо? Если Уставом положено носить, носить можно, а в торжественные дни и необходимо. Забыл в прошлом письме написать Вам об уроках, которые Вы прежде имели как дополнительный заработок. Иметь эти уроки вполне можно, если они найдутся для Вас. Призываю на Вас благословение Божие и молюсь о Вас! Арх. Феофан. 1927. X. 15. Варна. О чтении Святых отцов Вы спрашиваете меня: "Еп. Игнатий говорит: "непременно нужно чтение (Святых отцов), соответствующее образу жизни”. Как понимать это место? Нужно ли ограничиваться чтением Святых отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства, или можно читать и других, например, рассуждающих об общежительной жизни в монастырях? – Ответ на это даю такой. Нужно различать чтение просто осведомительное и чтение, при котором читаемое становится руководством для духовной жизни. Читать вообще можно все. Но в руководство для духовной жизни нужно избирать чтение, соответствующее образу жизни нашей. Ближайшими руководителями для христиан, жительствующих в миру, должны являться так называемые вселенские Отцы и учители Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, а из русских св. Тихон Задонский. Но можно извлекать себе руководящие правила жизни и из творений других Святых отцов и учителей Церкви. Только делать это нужно с рассуждением. А именно: все, что говорится у них вообще о духовной жизни, то считать и для себя обязательным. Наставлений же их частного характера мы не должны почитать для себя вполне и всегда обязательными, если они обуславливаются обстоятельствами чисто местного и временного характера. Например, творения преп. Макария Египетского, поскольку они раскрывают сущность духовной жизни христианской "вообще”, могут иметь руководительное значение для всякого христианина. Тогда как, напротив, творения Исаака Сирианина, как имеющие в виду духовную жизнь отшельника, такого значения для всякого христианина не могут иметь. Это же можно отчасти сказать и о творениях св. Симеона Богослова. Следовательно, в данном случае собственно нужно говорить не столько о том, кого нужно читать, сколько о том, как кого нужно читать. Читающий с рассуждением может все читать, а кто не имеет рассуждения, тот должен или читать под руководством кого-либо из имеющих рассуждение, или, в случае отсутствия такового, на первое время ограничиться чтением вселенских Отцов и учителей Церкви. – Закончу свои рассуждения словами святителя московского Филарета: "Для чего и осиял Господь небо церковное толиким множеством прославленных святых, подобно как небо стихийное множеством звезд, – для чего иначе, если не для того, чтобы каждый из нас удобно мог, по своей потребности, принимать от них свет и управление своего пути на небо? Предлежит ли кому подвиг охранения св. Веры от неправославия? – Да ищет таковой себе образцы руководства в жизни и слове таких наставников, как Великие Афанасий и Василий, Григорий Богослов и Златоуст. Избрал ли кто себе путь жизни уединенной и особенно посвященной Богу и молитве? – Да проходит мысленно, по книгам и преданиям, духовные пустынножительства и общежительства, и да назирает, хотя издалека, следы таких великих в своем роде подвижников, каковы Антоний, Макарий, Пахомий, Ефрем и многие из века в век стопам их последовавшие. Поставляет ли кого Провидение Божие в испытание веры лишениями и бедствиями? – Да утверждает себя таковой примером Иова, который и в лишениях, и в страданиях не преставал благословлять Имя Господне. Озабочен ли кто, как бы жить достойно веры в богатстве и обилии? – Да взирает на жизнь Авраама, кроткого и уступчивого, благодетельного, избавителя бедствующих, страннолюбца, странноприявшего Ангелов и Бога. Если кто и глубоко низринулся в дела страстей и пороков; покажут и ему надежду и способ возникновения из пропасти – спасшийся на кресте разбойник, подобный ему Моисей Мурин, Мария Египетская и многие другие после погибели спасенные, после глубокого развращения святые!” (Слово в день преп. Сергия). Арх. Феофан. 1927. XI. 1. София. Порядок мыслей в молитве "В слове еп. Игнатия о молитве, – пишете Вы, – сказано, что ангел открыл некоему иноку порядок мыслей в молитве. Причем начинаться она должна со славословия и благодарения. Затем перейти к исповеданию грехов и, наконец, можно с великим смирением предложить Господу прошения о наших нуждах душевных и телесных”. – Это порядок молитвы Богооткровенный и нужно, по мере возможности, проводить его в жизнь. Не нужно слишком полагаться на свое самочувствие во время молитвы, но самую молитву проверять по Слову Божию и по писаниям Святых отцов. Для того мы, между прочим, говорит св. Василий Великий и Авва Исайя, и изучаем Слово Божие, чтобы по Слову Божию располагать свою жизнь, а, следовательно, и молитву как одно из высочайших проявлений христианской жизни. Если же не будем делать этого, то в наше благочестие незаметно прокрадется "нечто человеческое”. Так возникают на этой почве все благочестивые суеверия. Истинно же благочестивым нужно признавать лишь то, что согласно со Словом Божиим и писаниями Святых отцов, чрез которых глаголал нам Сам Дух Святой. Согласно с этим, каждую молитву нужно начинать с краткого славословия и благодарения и только после этого приступать к исповеданию грехов и прошению. Замечательное слово по этому поводу находим у св. Филофея Синайского. "И в мысленных подвижнических трудах есть свой некоторый Божественный чин и порядок действования. С утра нужно мужественно и неотступно стоять у двери сердца с крепкою памятью о Боге и непрестанною в душе Иисус-Христовою молитвою. – После вкушения пищи должно томить себя памятованием и размышлением о смерти” (О трезвении, пар. 2). Наконец, по поводу испытанной Вами радости во время скорбей, которая потом пресеклась, Вы спрашиваете: что здесь нужно исправить? Скажу словами св. Исаака Сирианина: "Мед обрет, яждь умеренно, да не како пресыщен изблюеши” (Притч. 25, 16). Естество души удобоподвижно, и, легко иногда восторгаясь, вожделевает она восходить высоко, и дознавать, что превыше ее естества, нередко при чтении Писания и воззрении на вещи постигает нечто. Когда же будет попущено, и сравнит она себя с постигнутым ею, тогда оказывается, что она в мере смотрения своего ниже и меньше того, до чего простерлось видение ее, а потому в помышлениях своих облекается в страх и трепет, а в боязни, как бы устыдившись, что отважилась коснуться высших ее духовных предметов, спешит снова возвратиться в ничтожество свое. По причине страха, внушаемого предметами, находит на нее какая-то боязнь, а рассудок помавает уму души обучаться молчанию и не быть бесстыдным, чтобы не погибнуть, и не искать превосходящего ее, не допытываться того, что выше ее” (Сл. 56). Поэтому на вопрос: что нужно здесь исправить? отвечу словами того же Святого отца: "На понятия и движения свои повесь завесу целомудрия и смирения, потому что смиренным дается откровение тайн” (Сл. 56). – Делиться крупицами от скудной трапезы своей с другими, если алчут, можно. Арх. Феофан.
Отче священноначальниче Феофане, моли
Но не только в военной и политической сфере наша Родина явила сонм героев, подвижников и мучеников, оставшихся верными присяге и Отечеству, но и среди духовенства.
В 1905 г архим. Феофан становится инспектором, а через четыре года – ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии. Почти двадцать лет, с 1891 по 1910 год, он проведет в стенах Духовной Академии, подвизаясь одновременно на трех поприщах: научно-академическом, пастырско-священническом и монашеско-аскетическом, за что будет отмечен орденом Святого Владимира третьей и четвертой степеней. Студенты называли его «ходячей энциклопедией», а его трактат «Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное имя Иегова» до сей поры является авторитетнейшим в области богословия. В годы гражданской войны, архиепископ Феофан, активно поддержал Белую армию в Крыму, при генерале Врангеле вошел в состав Временного Высшего Церковного Управления. Принимал участие в I Всезарубежном Соборе Русской Православной Церкви, в Сремских-Карловцах. Вошел в состав Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Но заграничная церковь тоже не устояла против раскола, и архиепископ Феофан решил совсем удалиться от мира, чтобы не иметь общения со страстями этого мира. Он решил последовать примеру своего святого, имя которого ему было дано в пострижении – Феофана Вышенского-Затворника и начать отшельническую жизнь.
Архиепископ Феофан осознавал, что Господь наказал Россию за изменничество, за иудин грех и наказал рассеянием, как когда-то народ Израиля, поэтому, покидая Россию, он не переставал быть поданным России и гражданином никакой другой страны владыка не стал. И Господь попустил так, что ни к какой церковной юрисдикции за границей владыка в конце жизни уже не принадлежал. Но авторитет его в Русской Зарубежной Церкви от этого нисколько не умалился. Вот что писал хорошо его знавший, его ученик архиепископ Аверкий (Таушев):
Владыка был не только «совестью» Помазанника Божия Государя Императора Николая II Александровича, но и «совестью» Русской Православной Церкви. Святителя Феофана наша страна только-только начинает открывать. Такова была воля Божия, что несколько десятилетий имя владыки оставалось неизвестным даже большинству верных. Его архив, считавшийся утерянным, к счастью, остался цел и помог братству Свято-Германовской пустыни в Платине в Северной Калифорнии, где подвизался о. Герман (Подмошенский), подготовить книгу «Духовник Царской семьи», в которой фигура святителя раскрыта в истинном виде – он был ревнителем православия, бескомпромиссным защитником веры святых отцов, подлинным Отцом церкви Христовой. Когда то монахом-отшельником Болгарии Симеоном, с которым владыка был знаком, было предсказано, что владыка уже после своей кончины вернется в Россию и тогда в ней произойдут великие чудеса. Не это ли время приходит? Еще в 90-ые годы митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) вместе с профессором богословия протоиереем Ливерием Вороновым, родственником владыки Феофана, начал заниматься вопросом перезахоронения архиеп. Феофана в Россию. Но преждевременная кончина обоих помешала осуществлению этого дела. В настоящее время группа единомышленников, вместе с ныне живущими родственниками (один из них служит в Казанском Кафедральном соборе С-Петербурга), вновь инициировала это дело. И, на удивление, в котором мы видим Божие провидение, Комитет по предпринимательству и потребительскому рынку Петербурга (ин. «Союз Предпринимателей Петербурга») выделил участок на кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Кладбище только исторически относится к Лавре, а фактически принадлежит городу, поэтому вступает в силу гражданский закон, по которому инициатором перезахоронения может быть только родственник. Второй комитет Администрации Петербурга – по связям с религиозными организациями - поставил условие: собрать согласие всех ныне живущих родственников. Прямых родственников у владыки нет, он - монах. По обету монах отрекается при жизни от кровного родства, предлагая себя всецело в руки Божьи.
Из последних переговоров с этими людьми, сложилось впечатление, что им вообще все равно, где будет похоронен их родственник и что будет с его могилой, главное «быть против». Бесовские силы, конечно, не дремлют и изо всех сил стараются воспрепятствовать, чтобы Св. мощи еще одного угодника Божия освящали Петербург (есть данные, что святитель Феофан Полтавский был канонизирован Русской Зарубежной Церковью). Молитвенник за Россию архиепископ Феофан (Быстров) должен обрести место в России, за возрождение которой он так горячо молился. Тем более, как нам стало известно из достоверных источников, могила владыки в Лимере в настоящий момент только чудом сохраняется нетронутой и в любой момент останки могут быть перенесены в общую могилу. Останки ученого-богослова, великого молитвенника, светильника Русской Православной Церкви, Духовника Царской Семьи! Хочется верить, что в год 100-летия Царской Голгофы, мы не совершим предательства в отношении того, кто был совестью Царя, исповедовал и направлял струны его души, был частью его души. Духовник Царской семьи – это перст избранничества, не все его удостаиваются. Данную публикацию просим считать открытым письмом к нашему Священноначалию и прежде всего, к Святейшему Патриарху Кириллу, которого мы просим возглавить процесс перенесения останков архиепископа Феофана с чужбины на родину. Все материальные затраты на данное мероприятие готов взять на себя один православный христианин. Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви 5 июля 2016 года постановил, что не будет препятствовать желанию родственников вернуть останки владыки Феофана в Россию. Так как по линии родственников это дело зашло в тупик, мы полагаем, что это дело должно быть не узко-родственным и семейным, а общенациональным и общецерковным. Общественная организация «Лествица», родственники владыки, единомышленники 2018год. rusfront.ru/14934-nastupilo-vremya-vozvrascheniya-duhovnika-carskoy-semi-arhiepiskopa-feofana-bystrova.html © Copyright: Вера Гиоргадзе, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|