Оклеветанный Императоръ. Хлебъ небесный

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

(Сказаніе 1-е, 2-е, 3-е, о будущемъ Россіи).


Въ 1952 году, 11 марта, 151 летие со дня мученической кончины злодейски убіеннаго Императора Павла Петровича.


«Р;ка временъ въ своемъ теченьи,
Уноситъ вс; д;ла людей
И топитъ въ пропасти забвенья
Народы, царства и царей...»


Эти стихи Державина не совс;мъ точно можно приложить къ убіенному Императору Павлу Петровичу. Мало им;ется монарховъ, такъ безпощадно оклеветанныхъ, какъ несчастный Императоръ Павелъ I-ый. Въ прошлое онъ ушелъ незабвеннымъ, но оклеветаннымъ.


Въ наши дни, когда мало им;ется людей, им;ющихъ независимость сужденія и трезвость мысли, полезно сд;лать безпристрастный очеркъ личности и д;ятельности безвременно погибшаго монарха.


Императоръ Павелъ Петровичъ взошелъ на престолъ 42 л;тъ. Говорятъ, что былъ онъ изломаннымъ, нервнымъ и больнымъ челов;комъ. Справедливо, что была присуща ему н;которая нервность, совершенно естественная при т;хъ условіяхъ пресл;дованія со стороны матери, въ которыхъ ему приходидось жить. Далеко, однако, это до настоящей душевной бол;зни, обладателемъ которой охотно д;лаютъ его н;которые историки.


Разногласія между матерью и сыномъ не ограничивались т;мъ, что Павелъ считалъ ее виновницей смерти отца, но также не одобрялъ онъ ея образа жизни, д;ятельности и окруженія. Пропасть между ними была значительна и им;ла подъ собой идеологическія основанія.


Императоръ Павелъ I-ый сознавалъ опасность, грозящую Европ; отъ революціонной Франціи. Въ этомъ отношеніи проявлялъ онъ большую дальновидность и ясность ума, всец;ло опровергающія легенду о его сумасшествіи. Спасти Россію, и даже Европу, отъ проникновенія революціонной заразы, стать спасителемъ троновъ и оскверненныхъ алтарей, поставилъ себ; Павелъ Первый задачей. Для него борьба съ французской революціей была д;ломъ религіознымъ. Онъ хот;лъ вести борьбу за в;ру христіанскую и установленное Богомъ монархическое начало.


Императоръ Павелъ I-ый, по выраженію одного современника, «былъ рыцаремъ временъ прошедшихъ. Онъ научилъ насъ и народъ, что различіе сословій — ничтожно». Обладая нравственной и духовной чистотой, онъ былъ доброд;теленъ, ненавид;лъ распущенную жизнь и глубоко былъ привязанъ къ своей прелестной супруг;.


Для своего времени онъ былъ прекрасно образованъ, зная въ совершенств; четыре языка, им;лъ познанія въ математик; и исторіи и обладалъ литературной начитанностью. Княгиня Ливенъ въ своихъ запискахъ говоритъ, что былъ онъ над;ленъ граціей, «обладалъ прекрасными манерами и былъ очень в;жливъ съ женщинами; все это запечатл;вало его особу изяществомъ и легко обличало въ немъ дворянина и великаго князя».


Вс;мъ изв;стно, что Императоръ Павелъ Петровичъ былъ поклонникомъ Фридриха Великаго и его военной системы. Однако былъ онъ свободенъ отъ духовнаго вліянія этого монарха-безбожника. Самъ Павелъ Петровичъ былъ глубоко религіознымъ челов;комъ и православнымъ до глубины души. Неправду онъ не терп;лъ и безпощадно пресл;довалъ также лихоимство и взяточничество. По натур; же былъ великодушенъ и зачастую отм;нялъ наложенныя взысканія, если они ему казались жестокими.


Императоръ Павелъ Петровичъ короновался въ Москв;, 5 апр;ля 1797 года, въ день Св;тлаго Христова Воскресенія. Въ этотъ день были опубликованы акты чрезвычайной важности. Первый былъ законъ о престолонасл;діи, который Императоръ лично огласилъ въ Собор;, а за нимъ сл;довали установленія о Императорской фамиліи и о Россійскихъ орденахъ.


Въ тотъ же день былъ обнародованъ знаменитый указъ, дававшій милости крестьянскому сословію и запрещавшій барщину по воскресеньямъ. И въ дальн;йшемъ крестьяне не были забыты Императоромъ и имъ были уменьшены натуральныя повинности, бывшія до сей поры тяжелыми.


Впервые въ исторіи Россійской Имперіи, въ царствованіе Императора Павла Петровича крестьянское сословіе было приведено къ присяг;. Было создано особое крестьянское управленіе; для казенныхъ крестьянъ были установлены над;лы; и вс;мъ крестьянамъ было дано право аппеляціи на р;шенія судебныхъ м;стъ.


Наконецъ, было издано распоряженіе, запрещающее продажу съ публичнаго торга дворовыхъ людей и крестьянъ безъ земли, а губернаторамъ было предписано наблюдать за т;мъ, чтобы пом;щики не злоупотребляли своей властью.


Но заботы Императора Павла Петровича не ограничились однимъ крестьянскимъ сословіемъ. Положеніе духовенства было улучшено. Были отпущены спеціальныя суммы на духовное образованіе и были учреждены въ Санктъ-Петербург; и Казани духовныя академіи.


Особенно важныя м;ры были приняты въ отношеніи в;ротерпимости. Раскольники получили право им;ть своихъ священниковъ и церкви. Эти права старообрядцевъ посл; смерти Императора Павла Петровича были отъ нихъ отняты, и лишь въ царствованіе Императора Николая II они ихъ снова получили.


Императоръ Павелъ Петровичъ, будучи въ полномъ смысл; этого слова православнымъ государемъ, считалъ, что «верховная власть вв;ряется Императору для единаго блага подданныхъ». Отъ своей бабки Императрицы Елисаветы воспринялъ Павелъ любовь ко всему русскому и русскому народу.


Благоверный Царь Павел I ПетровичНасл;дство, принятое Императоромъ Павломъ отъ своей матери, было тяжелымъ. Государственное хозяйство было въ запущенномъ состояніи. Наличный составъ арміи не соотв;тствовалъ спискамъ. Рекруты зачастую попадали не въ армію, а въ крепостные военныхъ, большихъ и малыхъ начальниковъ. Офицеры излишествовали, носили дорогія шубы, украшенія и даже муфты. Дисциплина отсутствовала. Гражданская администрація не отставала отъ военной въ хищеніяхъ и злоупотребленіяхъ.


Необходимы были строгія м;ры и он; были приняты новымъ Императоромъ. Для арміи были выработаны уставы, которыхъ раньше вообще не было, и была введена дисциплина. Посл; распущенности екатерининскихъ временъ, дисциплина эта многимъ показалась суровой, но по сути д;ла таковой не была. Армія стала заниматься технической и строевой подготовкой.


Такъ какъ офицерскій составъ состоялъ исключительно изъ дворянъ, то м;ры къ поднятію военной дисциплины были истолкованы, какъ ударъ по привиллегіямъ дворянства. Это вызвало б;гство дворянскихъ д;тей изъ арміи и стремленіе устроиться на гражданской служб;. Противъ уклоненія дворянства отъ военной службы были приняты суровыя м;ры.


За короткое время русская армія, при Император; Павл; Петрович;, достигла высокаго военнаго развитія и стала той, которая, подъ командой федьдмаршала Суворова, покрыла русское оружіе легендарной славой.


Въ области гражданскаго управленія были произведены преобразованія, подобныя т;мъ, которыя были сд;ланы въ области военной. Гражданское управленіе было преобразовано, количество губерній сокращено, составъ чиновниковъ улучшенъ и учреждены спеціальныя школы для молодыхъ дворянъ, съ ц;лью обученія ихъ наукамъ, «способствующимъ искусству въ штатскихъ должностяхъ и приличному достоинству дворянина».


Безъ преувеличенія можно сказать, что правленіе Императора Павла Петровича было толчкомъ Россіи на ц;лыхъ пятьдесятъ л;тъ впередъ и вс; м;ропріятія, начатыя имъ, продолжались въ посл;довавшія царствованія Александра I-го и Николая II-го.


Очень часто, въ дешевыхъ книжкахъ объ Император; Павл; Петрович;, подвергаются высм;иванію м;ропріятія его противъ ношенія фраковъ и круглыхъ шляпъ. Однако ничего неразумнаго и непосл;довательнаго не было въ отрицательномъ отношеніи къ этимъ символамъ «гражданской вольности» и «вольнодумства», проникшимъ въ то время къ намъ съ Запада, въ результат; французской революціи.


Вн;шняя политика Императора Павла Петровича была глубоко посл;довательной и проводима имъ въ согласіи съ супругой Императрицей Маріей ;еодоровной. Императоръ Павелъ не стремился къ захватамъ, но его ц;лью была борьба съ идеями французской революціи и поддержаніе легитимнаго принципа въ Европ;.


Н;тъ нужды говорить, что для Австріи, Англіи, съ которыми Императоръ Павелъ вступилъ въ союзъ, были чужды его высокіе принципы. Сами эти державы ничего другого не искали въ войн;, какъ наживы и обогащенія. Распадъ коалиціи, въ этихъ условіяхъ, былъ неизб;женъ.


Императоръ поставилъ Суворова во глав; русскаго корпуса и пожаловалъ его орденомъ Іоанна Іерусалимскаго. «Боже, спаси Царя», — воскликнулъ Суворовъ, падая на колени. «Да спасетъ тебя Богъ для спасенія царей» — отв;тилъ Императоръ Павелъ Петровичъ.


Въ такихъ выраженіяхъ писалъ Императоръ Павелъ Петровичъ Суворову въ В;ну: «Мы молимъ Господа Бога нашего, да благословитъ ополченіе Наше, даруя поб;ды надъ врагами в;ры христіанской и власти, отъ Всевышняго поставленной, и да пребудутъ воины россійскіе, словомъ, д;ломъ и помышленіемъ, истинными сынами отечества и Намъ в;рноподданными».


Невозможно въ такихъ краткихъ словахъ бол;е точно и опред;ленно выразить понятіе православнаго воинства, самодержавной власти и долга передъ отечествомъ, какъ это сд;лалъ благочестив;йшій Императоръ Павелъ Петровичъ.


За великія д;ла в;рноподданнаго не было милостей, которыми бы Императоръ Павелъ не осыпалъ Своего полководца. Суворовъ получилъ титулъ князя Италійскаго, чинъ генералиссимуса, право на императорскія почести и памятникъ при жизни.


Изв;стно, что полезная д;ятельность этого императора-реформатора и миротворца была насильственно прес;чена въ результат; заговора, въ которомъ принимали участіе члены тайныхъ обществъ, при помощи Англіи.


11-го марта 1801 года совершилось злод;яніе, по гнусности и отвратительности, которое превосходитъ лишь то, что было совершено 4-го іюля 1918 года въ Ипатьевскомъ дом; въ Екатеринбург;.


Иллюминаты торжествовали поб;ду и на другой день посл; убійства круглыя шляпы и фраки появились на улицахъ Санктъ-Петербурга. Народъ, говоря словами Пушкина, безмолствовалъ. Августъ Коцебу разсказываетъ, что когда офицеры говорили солдатамъ: «радуйтесь, братцы, тиранъ умеръ» — то они отв;чали: «для насъ онъ былъ не тиранъ, а отецъ».


Прошло сто пятьдесятъ л;тъ и сейчасъ отрадно вид;ть, что на св;тъ Божій начинаетъ проглядывать правда объ оклеветанномъ Император;. Спадаютъ лживые покровы и вырисовывается величественный обликъ Императора, мудраго въ правленіи, одушевленнаго самыми лучшими нам;реніями, и который самъ о себ; сказалъ: «я желаю быть лучше ненавидимымъ за правое д;ло, ч;мъ быть любимымъ за д;ло неправое».


В. Мержеевскій.
Источникъ: Старый Кириб;й. Павловскій гобеленъ. — Изданіе Общества Святаго Владиміра въ Санъ Пауло. — S;o Paulo: Типографія и издательство «Лучъ» В. В. Сап;лкина, 1955. — С. 1-8.



«ХЛ;БЪ НЕБЕСНЫЙ».
Духовно-нравственный православный иллюстрированный журналъ,
издаваемый при Казанско-Богородицкомъ мужскомъ Монастыр; въ г. Харбин;.
№5. — 1-31 Мая 1932 года.


В;ЩІЙ ИНОКЪ.
(Историческое сказаніе).


I.



Въ зал; былъ разлитъ мягкій св;тъ. Въ лучахъ догоравшаго заката, казалось, оживали библейскіе мотивы на расшитыхъ золотомъ и серебромъ гобеленахъ. Великол;пный паркетъ Гваренги блест;лъ своими изящными линіями. Вокругъ царили тишина и торжественность.


Пристальный взоръ Императора Павла Петровича встр;тился съ кроткими глазами стоявшаго предъ Нимъ монаха Авеля. Въ нихъ, какъ въ зеркал;, отражались любовь, миръ и отрада.


Императору сразу полюбился этотъ, весь ов;янный смиреніемъ, постомъ и молитною, загадочный инокъ. О прозорливости его уже давно шла широкая молва. Къ его келліи въ Александро-Невской Лавр; шелъ и простолюдинъ, и знатный вельможа, и никто не уходилъ отъ него безъ ут;шенія и пророческаго сов;та. В;домо было Императору Павлу Петровичу и то, какъ Авель точно предрекъ день кончины Его Август;йшей Родительницы, нын; въ Боз; почивающей Государыни Императрицы Екатерины Алекс;евны. И вчерашняго дня, когда р;чь зашла о в;щемъ Авел;, Его Величество повел;ть соизволилъ — завтра же нарочито доставить его въ Гатчинскій Дворецъ, въ коемъ им;лъ пребываніе Дворъ.


Ласково улыбнувшись, Императоръ Павелъ Петровичъ милостиво обратился къ иноку Авелю съ вопросомъ, какъ давно онъ принялъ постригъ и въ какихъ монастыряхъ былъ.


— Честной Отецъ! — промолвилъ Императоръ: о теб; говорятъ, да Я и Самъ вижу, что на теб; явно почіетъ благодать Божія. Что скажешь ты о Моемъ царствованіи и судьб; Моей? Что зришь ты прозорливыми очами о Род; Моемъ во мгл; в;ковъ и о Держав; Россійской? Назови поименно преемниковъ Моихъ на Престол; Россійскомъ, предреки и Ихъ судьбу.


— Эхъ, Батюшка-Царь! — покачалъ головой Авель. — Почто Себ; печаль предречь меня принуждаешь? Коротко будетъ царствованіе Твое, и вижу я, гр;шный, лютый конецъ Твой. На Софронія Іерусалимскаго отъ нев;рныхъ слугъ мученическую кончину пріемлешь, въ опочивальн; Своей удушенъ будешь злод;ями, коихъ гр;ешь Ты на царственной груди Своей. Въ Страстную Субботу погребутъ Тебя... Они же, злод;и сіи, стремясь оправдать свой великій гр;хъ цареубйства, возгласятъ Тебя безумнымъ, будутъ поносить добрую память Твою... Но народъ русскій правдивой душой своей пойметъ и оц;нитъ Тебя и къ гробниц; Твоей понесетъ скорби свои, прося Твоего заступничества и умягченія сердецъ неправедныхъ и жестокихъ. Число л;тъ Твоихъ подобно счету буквъ изреченія на фронтон; Твоего замка, въ коемъ воистину об;тованіе и о Царственномъ Дом; Твоемъ: «Дому сему подобаетъ твердыня Господня въ долготу дней»...


— О семъ ты правъ, — изрекъ Императоръ Павелъ Петровичъ. — Девизъ сей получилъ Я въ особомъ откровеніи, совм;стно съ повел;ніемъ воздвигнуть Соборъ во имя Святаго Архистратига Михаила, гд; нын; воздвигнутъ Михайловскій Замокъ. Вождю Небесныхъ Воинствъ посвятилъ Я и замокъ, и Церковь...


— Зрю въ немъ преждевременную гробницу Твою, Благов;рный Государь. И резиденціей потомковъ Твоихъ, какъ мыслишь, онъ не будетъ. О судьб; же Державы Россійской было въ молитв; откровеніе мн; о трехъ лютыхъ игахъ: татарскомъ, польскомъ и грядущемъ еще — жидовскомъ...


— Что? Святая Русь подъ игомъ жидовскимъ? Не быть сему во в;ки! — гн;вно нахмурился Императоръ Павелъ Петровичъ. — Пустое болтаешь, черноризецъ...


— А гд; татары, Ваше Императорское Величество? Гд; поляки? И съ игомъ жидовскимъ то же будетъ. О томъ не печалься, Батюшка-Царь: христоубійцы понесутъ свое...


— Что ждетъ Преемника Моего, Цесаревича Александра?


— Французъ Москву при Немъ спалитъ, а Онъ Парижъ у него заберетъ и Благословеннымъ наречется. Но тяжекъ покажется Ему в;нецъ царскій, и подвигъ царскаго служенія зам;нитъ Онъ подвигомъ поста и молитвы, и праведнымъ будетъ въ очахъ Божіихъ...


— А кто насл;дуетъ Императору Александру?


— Сынъ Твой Николай...


— Какъ? У Александра не будетъ сына? Тогда Цесаревичъ Константинъ...


— Константинъ царствовать не восхочетъ, памятуя судьбу Твою... Начало же царствованія сына Твоего Николая бунтомъ вольтерьянскимъ зачнется, и сіе будетъ с;мя злотворное, с;мя пагубное для Россіи, кабы не благодать Божія, Россію покрывающая. Черезъ сто л;тъ посл; того оскуд;етъ Домъ Пресвятыя Богородицы, въ мерзость запуст;нія Держава Россійская обратится...


— Посл; сына Моего Николая на престол; россійскомъ кто будетъ?


— Внукъ Твой, Александръ Вторый, Царемъ-Освободителемъ преднареченный, Твой замыселъ исполнитъ — крестьянъ освободитъ, а потомъ турокъ побьетъ и славянамъ тоже свободу дастъ отъ ига нев;рнаго. Не простятъ жиды Ему великихъ д;яній, охоту на Него начнутъ, убьютъ среди дня яснаго, въ столиц; в;рноподданной, отщепенскими руками. Какъ и Ты, подвигъ Служенія Своего запечатл;етъ Онъ кровью царственною...


— Тогда-то и начнется тобою реченное иго жидовское?


— Н;тъ еще. Царю-Освободителю насл;дуетъ Царь-Миротворецъ, сынъ Его, а Твой правнукъ, Александръ Третій. Славно будетъ царствованіе Его. Осадитъ крамолу окаянную, миръ и порядокъ наведетъ Онъ.


— Кому передастъ Онъ Насл;діе Царское?


— Николаю Второму — Святому Царю, Іову Многострадальному подобному. На в;нецъ терновый см;нитъ Онъ корону царскую, преданъ будетъ народомъ Своимъ, какъ н;когда Сынъ Божій. Война будетъ, великая война, міровая... По воздуху люди, какъ птицы, летать будутъ, подъ водою, какъ рыбы, плавать, с;рою зловонной другъ друга истреблять начнутъ. Изм;на будетъ расти и умножаться. Наканун; поб;ды рухнетъ Тронъ Царскій. Кровъ и слезы напоятъ сырую землю. Мужикъ съ топоромъ возьметъ въ безуміи власть, и наступитъ воистину казнь египетская...


Горько зарыдалъ в;щій Авель и сквозь слезы тихо продолжалъ: «А потомъ будетъ жидъ скорпіономъ бичевать Землю Русскую, грабить Святыни ея, закрывать Церкви Божіи, казнить лучшихъ людей русскихъ. Сіе есть попущеніе Божіе, гн;въ Господень за отреченіе Россіи отъ Святого Царя. О Немъ свид;тельствуетъ Писаніе. Псалмы девятнадцатый, двадцатый и девяностый открыли мн; всю судьбу Его...


— «Нын; познахъ, яко спасе Господь Помазанника Своего: услышитъ Его съ небесе святаго Своего: въ силахъ спасеніе десницы Его» (Псал. 19, 7).


— «Велія слава Его спасеніемъ Твоимъ, славу и велел;піе возложиши на Него» (Псал. 20, 6).


— «Съ Нимъ Я въ скорби; изму Его и прославлю Его, долготою дней исполню Его и явлю Ему спасеніе Мое» (Псал. 90, 15-16).


Живый въ помощи Вышняго, возсядетъ Онъ на Престол; Славы. А братъ Его царственный — сей есть тотъ, о которомъ открыто Пророку Даніилу: «...И возстанетъ тогда Михаилъ, Князь Великій, на защиту народа Своего» (Дан. 12, 1).


Свершатся надежды русскія. На Софіи, въ Царьград;, возсіяетъ Крестъ Православный, дымомъ ;иміама и молитвъ наполнится Святая Русь и процв;тетъ, аки кринъ небесный...»


Въ глазахъ Авеля В;щаго гор;лъ пророческій огонь незд;шней силы. Вотъ упалъ на него одинъ изъ закатныхъ лучей солнца, и въ диск; св;та пророчество его вставало въ непреложной истин;. Императоръ Павелъ Петровичъ глубоко задумался. Неподвижно стоялъ Авель. Между Монархомъ и инокомъ протянулись молчаливыя незримыя нити.


Императоръ Павелъ Петровичъ поднялъ голову, и въ глазахъ Его устремленныхъ вдаль, какъ бы черезъ зав;су грядущаго, отразились глубокія царскія переживанія.


— Ты говоришь, что иго жидовское нависнетъ надъ Моей Россіей л;тъ черезъ сто. Прад;дъ Мой, Петръ Великій, о судьб; Моей рекъ то же, что и ты. Почитаю и Я за благо о всемъ, что нын; прорекъ Мн; о потомк; Моемъ, Никола; Второмъ, предварить Его, дабы предъ Нимъ открылась Книга Судебъ. Да в;даетъ праправнукъ свой крестный путь, славу страстей и долготерп;нія своего...


Запечатл;й же, преподобный отецъ, реченное тобою, изложи все письменно, Я же вложу предсказаніе твое въ нарочитый ларецъ, положу Мою печать, и до праправнука Моего писаніе твое будетъ нерушимо храниться зд;сь, въ кабинет; Гатчинскаго Дворца Моего. Иди, Авель, и молись неустанно въ келліи своей о Мн;, Род; Моемъ и счасть; Нашей Державы...


И, вложивъ представленное писаніе Авелево въ конвертъ, на ономъ собственноручно начертать соизволилъ:


— «Вскрыть Потомку Нашему въ стол;тній день Моей кончины».



II.
11-го марта 1901 года, въ стол;тнюю годовщину мученической кончины державнаго прапрад;да Своего, блаженной памяти Императора Павла Петровича, посл; заупокойной литургіи въ Петропавловскомъ Собор;, у Его гробницы, Государь Императоръ Николай Александровичъ, въ сопровожденіи министра Императорскаго Двора генералъ-адъютанта барона Фредерикса Лейт и другихъ лицъ Свиты, изволилъ прибыть въ Гатчинскій Дворецъ для исполненія воли Своего въ Боз; почивающаго предка.


Умилительна была панихида. Петропавловскій Соборъ былъ полонъ молящихся. Не только сверкало зд;сь шитье мундировъ, присутствовали не только сановныя лица. Тутъ были во множеств; и мужицкія сермяги, и простые платки, а гробница Императора Павла Петровича была вся въ св;чахъ и живыхъ цв;тахъ. Эти св;чи, эти цв;ты были отъ в;рующихъ въ чудесную помощь и предстательство почившаго Царя за потомковъ Своихъ и весь народъ русскій. Воочію сбылось предсказаніе в;щаго Авеля, что народъ будетъ особо чтить память Царя-Мученика и притекать будетъ къ гробниц; Его, прося заступничества, прося о смягченіи сердецъ неправедныхъ и жестокихъ.


Государь Императоръ вскрылъ ларецъ и н;сколько ранъ прочиталъ сказаніе Авеля В;щаго о судьб; Своей и Россіи. Онъ уже зналъ Свою терновую судьбу, зналъ, что не даромъ родился въ день Іова Многострадальнаго. Зналъ, какъ много придется Ему вынести на Своихъ державныхъ плечахъ, зналъ про близъ грядущія кровавыя войны, смуту и великія потрясенія Государства Россійскаго. Его сердце чуяло и тотъ проклятый черный годъ, когда Онъ будетъ обманутъ, преданъ и оставленъ вс;ми...


Но вставала въ державной памяти Его другая, отрадная картина. Въ убогой монашеской келліи предъ Богосв;тлымъ Старцемъ Саровскимъ сидитъ двоюродный державный прад;дъ Его, Александръ Благословенный. Передъ образами ярко горятъ лампады и безчисленныя св;чи. Среди образовъ выд;ляется Икона Божіей Матери Умиленія. Благодать Божія почиваетъ на келліи. Какъ никогда, легко и отрадно на душ; Благословенному Царю. Тихо, какъ л;сной ручеекъ, льется пророческая р;чь Святого Старца о грядущихъ судьбахъ Россійскихъ...


— «Будетъ Царь, Который меня прославитъ, посл; чего будетъ великая смута на Руси, много крови потечетъ за то, что возстанутъ противъ этого Царя и Его Самодержавія; вс; возставшіе погибнутъ, а Я Царя возвеличу»...


Еще не былъ прославленъ пока Преподобный Серафимъ Саровскій, но Синодомъ уже велись подготовительныя къ тому работы, и горячее желаніе Благочестив;йшаго Государя было близко къ осуществленію...


Настало покушеніе 6-го января 1905 года. Близко просвист;ла картечь, какъ топоромъ, срубило древко церковной хоругви надъ Царскою головой. Но кр;пкою рукой усп;ваетъ протодіаконъ подхватить падающую хоругвь и могучимъ голосомъ зап;лъ онъ: «Спаси, Господи, люди Твоя...»


Чудо Божіе хранило Государя для Россіи. Оглянулся Государь, ни одинъ мускулъ не дрогнулъ въ Его лиц;, только въ лучистыхъ глазахъ отразилась безконечная грусть. Быть можетъ, вспомнились Ему тогда предсказанія Богосв;тлаго Серафима и Авеля В;щаго объ ожидающемъ Его крестномъ пути.


О томъ же крестномъ пути Ему говоритъ въ своей келліи и великій подвижникъ нашихъ дней, Старецъ Варнава Ге;симанскій, предрекая небывалую еще славу Царскаго Имени Его...


«Въ устахъ ихъ н;тъ лукавства; они непорочны предъ Престоломъ Божіимъ...» (Откр. 14, 5).


То, что не было видно куриному оку людскому, было прозр;ваемо Его царскими очами. И зналъ Онъ, проходя по заламъ Зимняго Дворца при объявленіи войны Германіи, что начинается крестный путь Его съ Семьей, что кровавый міровой паукъ расправляетъ уже на б;дную Россію свои кровавые щупальцы. Возбужденные, вс; кидаются къ Нему и Государын;, обступая Ихъ кольцомъ, ц;луя руки Имъ Обоимъ и подолъ платья Императрицы, у которой по бл;дному, какъ мраморъ, лицу катятся крупные жемчуга. Площадь Зимняго Дворца, запруженная народомъ такъ, что нельзя дышать, оглашается единодушнымъ, могучимъ «Боже, Царя храни». Какъ одинъ челов;къ, вс; на кол;няхъ. Такъ н;когда встр;чали Христа Спасителя при Вход; въ Іерусалимъ, съ пальмовыми в;твями сыны Израиля, постилая свои одежды и восклицая: «Осанна Сыну Давидову!», чтобы черезъ н;сколько дней яростно кричать Понтінскому Пилату: «Распни, распни Его!»


Это Его, Самодержца Всероссійскаго, торжественный Входъ въ Іерусалимъ, преддверіе Его царственной Голго;ы.


Тихо на площади. Знаетъ Царь, чт; ждетъ Его и Россію, но в;ритъ Онъ, что Россія поб;дно пройдетъ б;ды. Чудятся Ему въ ярко сіяющемъ л;тнемъ солнц; лучи Его грядущей нетл;нной славы, поб;да надъ темными силами и освобожденіе народа русскаго отъ ига жидовскаго. Страшный врагъ у воротъ Россіи, еще бол;е страшный, ч;мъ врагъ вн;шній. Къ небу поднимаются ясныя очи царскія и, широкимъ крестомъ ос;нивъ Себя, на удивленіе вс;мъ, твердо произноситъ Пресв;тлый Свою Державную клятву:


— Не положу Моего оружія до т;хъ поръ, пока хоть одинъ врагъ останется на Земл; Русской...


Кириб;евичъ.
г. Парижъ, 1931 г.


Прим;чаніе:
Лейт Вскор; пожалованнаго графскимъ титуломъ.


Источникъ: «Хл;бъ Небесный». Духовно-нравственный православный иллюстрированный журналъ. — Изданіе Казанско-Богородицкаго мужского монастыря. — №5. – 1-31 Мая 1932 года. — Харбинъ: Собственная Монастырская Типографія, 1932. — С. 28-31.



Сегодня, Четвергъ, 24 Марта 2022 года (11 Марта 2022 по ст.ст.)
Седмица 3-я Великаго поста (поуч. изъ 'Златоуста'; служба). Гласъ 6-й
Свят. Софронія, патр. Іерусалимскаго (†ок.644) (житіе; кр. житіе; творенія; служба; пропов;дь). Свят. Ев;имія, архіеп. Новгородскаго чудотворца (†1458) (житіе; служба; пропов;дь). Свят. Софронія, еп. Врачанскаго, Болгарскаго (†1813) (служба). Свщмуч. Піонія, пресв. Смирнскаго и съ нимъ: Асклипіада, Македоніи, Лина, Сабина (†250) (житіе). Перенесеніе мощей муч. Епимаха (житіе; служба). Преп. Георгія Синаита (†VI). Преп. Іоанна Мосха (†662) (Лугъ Духовный). Свщмуч. Евлогія, архіеп. Толледскаго и Кордовскаго, Португальскаго (†859). Преп. Софронія, затворника Печерскаго, въ Дальнихъ пещерахъ почивающаго (†XIII). Преп. ;еодоры Артскія (†XIII). Преп. Алексія Голос;евскаго, Кіевскаго (†1917).


«СЛАВА РОССІИ».
Календарь русской исторіи.
Сегодня, Четвергъ, 24 Марта 2022 года (11 Марта 2022 по ст.ст.)
1801. Въ ночь на 12 марта въ Михайловскомъ замк; убитъ заговорщиками Императоръ Павелъ I
1809. Русскія войска заняли шведскій городъ Торнео.
1853. Пожаръ уничтожилъ зданіе Большого театра въ Москв;.
1854. Вооруженные пароходы «Ординарецъ» и «Прутъ» переправили русскія войска черезъ Дунай.
1862. Въ С.-Петербург; состоялся концертъ Г. Я Ломакина въ пользу открытія новой «Безплатной Музыкальной Школы».
1876. Русскій изобр;татель П. Н. Яблочковъ взялъ 1-й въ мір; патентъ на электрическую лампу.
1908. День регистраціи устава и программы Русскаго Народнаго Союза имени Михаила Архангела.
1917. Почилъ преп. Алексій Голос;евскій, Кіевскій.
1922. Учреждена новая епископская ка;едра въ Харбин;, которую возглавилъ митр. Ме;одій.
1927. Почила Вел. Кн. Елизавета Маврикіевна внучка Имп. Николая I Павловича.
1946. Въ Португаліи убитъ А. А. Алехинъ, русскій эмигрантъ, чемпіонъ міра по шахматамъ.




Другие статьи в литературном дневнике: