Ченстоховская, она же Русская Победа- и в Новороссии. Перед этим образом Богородицы идёт молитва о спасении нашей разделенной на части Триединой Святой Руси. Первообраз иконы был передан Царице Елене во время обретения ею Животворящего Креста Господня в Иерусалиме, так что икона празднуется в один день с этим событием по церковному календарю 6/19 марта. Непобедимая Победа, Владычица Ченстоховская, древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, будащего спасения Хранительнице, покоянием соделай ны новая грядущему Царю. Тропарь, глас 4. Во славу Святыя Троицы, Пресвятой Богородицы и всех святых. Господи, благослови!
Во всем православном мире известны сотни чудотворных и прославленных икон Богоматери. Нет большей заступницы у христиан, чем Та, которая родила Христа. Доказывать это верующему человеку не требуется – каждый из нас в той или иной степени переживал в своей жизни участие Богоматери, каждый радовался Её праздникам, воспевая на церковной службе «Песнь Богородицы», каждый ликовал вместе с Ней в Благовещенье, и мысленно скорбел с Ней же у Голгофы в Великую Пятницу. Каждый из христиан… Всех святых просим мы – «молите Бога о нас», и только Божью Матерь – Пренепорочную Деву Марию молим мы – «Пресвятая Богородица спаси нас». Тем более актуально вспомнить о той значимости, которую несут иконы Богородицы в наше сложное и лукавое время. Иконы, являющие собой живую взаимосвязь наших прошлых исторических побед и неминуемой победы «правой, вставшей за Государя стороны» в грядущем. Так 23 января 2021 года в день награждения финалистов и победителей конкурса «Русская Победа» в Москве в здании Союза писателей, прозвучала молитва к Богородице перед Её иконой «Русская Победа» («Взбранной воеводе победительная»), являющейся одним из списков почитаемой с древности Ченстоховской иконы. Промыслительно, что произошло это в тот самый момент, когда на улицы города вышли тысячи протестующих людей по призыву провокаторов и актеров, ставленников мировой закулисы. По итогам мероприятия у некоторых людей возникли вопросы по поводу этой дивной иконы, впрочем, далеко ещё не всем известной. Об иконе и том, что связано с её явлением, написанием, почитанием в народе и крестными ходами с ней, наша статья. Постараемся развеять «куриную слепоту» возникшую у неких людей православные святыни отвергающих. В истории России была масса событий связанных с заступничеством Богородицы, явленным через Её иконы, Ею самой данные. Не станем здесь придираться к словам, очевидно что все чудеса миру дает Сам Господь, ибо Он творит земную историю, и судьбы каждого из нас. Но не случайно Ему было угодно сделать заступницей рода человеческого Его Пречистую Матерь. Поэтому не будем спорить о том, как именно действует «механизм» Божьего участия в делах земных, человеческих, о том, что есть чудо. Примем просто как факт то, что в нашей истории многократно были явлены чудеса спасения из неминуемо погибельной ситуации, именно по заступничеству разных икон Богоматери – Владимирской, Донской, Казанской. Да и сегодня, не Её ли заступничеством держится, и до сих пор не погибла Россия? После явления Державной иконы Божьей Матери в Коломенском в марте 1917 года в день, когда Россия лишилась Царя на Престоле, сама Пречистая взяла в свои руки Скипетр и Державу. Она же сама явила и свой обновленный образ «Ченстоховская» (Взбранной Воеводе Победительная). Об этом знают многие православные и потому сугубо молятся Той, которая взяла на себя попечение о державе Российской. Часть 2. История древней святыни. Краткая история первообраза Ченстоховской иконы Богородицы такова: по преданию это одна из семидесяти икон, написанных апостолом Лукой. Долгое время образ находился на Святой земле, а в 326 году, когда святая царица Елена посетила Иерусалим и обрела Крест Христов, она получила в дар от христиан эту икону. Так святыня попала в Константинополь, где в течение пяти веков находилась во дворцовой часовне, пока не была дана в приданное супруге князя Владимира и отправилась с ней в славянские земли. Согласно преданию из Киева икона была перенесена в Галицко-Волынское княжество, местом пребывания святыни стал древнерусский город Белз (ныне – западная Украина). Позже, после завоевания этих земель поляками икона была вывезена польским князем в город Ченстохов на хранение, откуда и получила своё общепринятое наименование. Приведем для наглядности сюжет из православного телеканала «Радость моя» об этой иконе:
Мы уже писали об этом ранее, однако уместно будет вновь напомнить об этом значимом факте. По повелению Императора Александра I эта икона вместе с ключами от Ченстоховской крепости, была помещена в Петербурге в Казанском соборе, где перед иконой зажгли неугасимую лампаду. Государь украсил этот образ богатым серебряным окладом с драгоценными камнями. День празднования в честь иконы был установлен 6/19 марта. Долгие годы факт того что из Польши был вывезен оригинал иконы, а не копия замалчивался, но в начале ХХ века Синодом было доподлинно установлено: «... Образ Божией Матери Ченстоховской облачен в жемчужную ризу высокохудожественной работы, украшенную драгоценными камнями. Особенно обращает на себя внимание жемчужина величиною с лесной орех на одежде Божественного Младенца. Икона увенчана золотою короною и окружена золотым сиянием. Подлинная икона Ченстоховской Божией Матери византийского письма и была принесена из Греции в Галицию, а затем в Ченстохов... О происхождении иконы, находящейся в Казанском Соборе, Секретарь Виленской духовной консистенции по поручению Святейшего Синода делал исторические исследования и признал, что эта икона и есть подлинная Ченстоховская, в Ченстохове же осталась только копия» (Цит. по: http://www.rv.ru/content.php3?id=651). Вплоть до революции 1917 года Ченстоховская икона Божьей Матери хранилась в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе. Каждый год вечером 25 декабря (7 января по новому стилю) перед иконой служился благодарственный молебен за ту древнюю, но важную победу над малым антихристом – Наполеоном. Молились и о даровании побед христолюбивому воинству на полях брани. После революции собор был закрыт и превращен в музей, в запасниках которого оригинал иконы до сих пор и находится (несмотря на возвращение храма православным, музей религии как таковой сохраняется). Подчеркнем здесь важную деталь. Ченстоховская – это не польская и не латинская икона, это древняя православная святыня, долгое время пребывавшая в Польше, куда её вывезли из завоеванных поляками русских земель. Об этом люди, интересующиеся данной темой не по «википедии» конечно же знают. До сих пор многие считали, что вывезли из Польши список иконы, но на самом деле (как было установлено Синодом ещё до революции) вывезен был именно оригинал. Писали об этом подробно и в наше время, ещё в 2003 году - http://www.rv.ru/content.php3?id=651. Однако, даже если бы святыня и хранилась по прежнему в руках иноверцев, разве стала бы она от этого не святой для нас? Проводя аналогии – для православных не стали менее святыми мощи святителя Николая, находящиеся в Итальянском городе Бари или древние христианские святыни, хранящиеся в Иерусалиме. Как известно ключи от храма Гроба Господня уже много веков хранит одна семья арабов-мусульман, что опять же не делает эту величайшую святыню православия хоть сколько-нибудь мусульманской. Но вернемся к истории иконы. Сегодня по Руси встречаются сотни чтимых списков Ченостоховской иконы в самых разных уголках страны от Бреста и Львова до Владивостока. И раз уж дерзают некие, считающие себя православными, отвергать эту святыню, называя её католической, то рассмотрим подробней, тему появления чтимых списков Ченстоховской иконы в кольчуге и шлеме, дабы ни у кого не возникало вопросов о принадлежности данной иконы православию. Для тех, кто не ленив и любопытен к истине, обратимся к недавней истории и современности. Часть 3. Пути иные снова будут на Русской горе. В августе 2004 года в Свято-Введенском Верхнетеченском женском монастыре Курганской епархии произошло явление Пресвятой Богородицы. Во время молитвы схиигумену Серафиму Стрельникову3 (8.11.1963 – 22.08.2005) было явление иконы Богоматери Ченстоховской. На глазах батюшки Она стала переоблачаться в шлем и кольчугу, а в руке держала крест. Пресвятая Богородица повелела игумену написать такую икону, какой Она была явлена, и назвать этот образ Богородицей Русской. По благословению отца Серафима в обители был написан новый образ Ченстоховской иконы Богородицы «Русская» («Стой за Христа до мученического креста»), тропарь и кондак и акафист иконе, и постоянно читалась молитва о спасении России. Введенский женский монастырь - храм преподобного Серафима Саровского Впоследствии икона Богородицы получила название «Стой за Христа до мученического креста», «Взбранной Воеводе Победительная» и «Непобедимая Победа». Связанно это и с тем, что сам первообраз иконы Божией Матери Ченстоховская был передан Царице Елене именно во время обретения ею Животворящего Креста Господня в Иерусалиме, так что икона празднуется в один день с этим событием по церковному календарю 6/19 марта. Параллельно с этим событием произошло чудесное явление в Боголюбовском монастыре. Один паломник сфотографировал Ченстоховскую икону Божией Матери. Однако на фотографии проявился другой образ Богородицы в шлеме и кольчуге, с восьмиконечным крестом в деснице. Лик иконы при этом остался прежним – на нем сохранился шрам, традиционный для иконографии Ченстоховской иконы Божией Матери. Часть фрагментов фотографии как бы еще не сформировались, особенно в местах изображения кольчуги. Поэтому этот образ стали называть образом Богородицы «Ченстоховская в броне» или «Взбранная Воевода». По мере распространения икона стала одной из наиболее чтимых в среде православных патриотов, монархистов, именно перед этим святым образом русские люди молятся о даровании православного Царя. Однако чтут списки этой иконы не только в России, но и на Украине, в Сербии, в Грузии. И связанно это в том числе с написанием иконы Божьей Матери «Русская Победа», о появлении которой стоит рассказать подробней. Часть 4. «Русская Победа». Что известно о появлении списка иконы под названием «Русская Победа»? Его написание было связано с явлением иконы Божьей Матери Ченстоховская в кольчуге и с крестом православным паломникам в Царском скиту близ Дивеево (до революции – скит Серафимо-Понетаевского монастыря) 1 августа 2013 года в доме р.Б. Дмитрия. По описанию очевидцев чуда икона была похожа на те образы, которые стали привычными для большинства почитателей иконы. Однако были и свои характерные отличия (предстоящие в молитве святые, образ Святой Троицы), которые Господь открыл иконописице Наталье из Хотьково у которой заказали написать данную икону. В частности – это преобладающие золотой и красный цвета в традиции старинных русских икон и необычная форма кольчуги, которую носили в древности сербские воины. Кстати, уже после написания иконы её копия чудесным образом оказалась в сербском монастыре на горе Румия (Черногория). Так подтвердилась духовная связь образа с православной Сербией. Икона писалась с большими искушениями, молитвами православных людей. Образ был завершен на праздник Святой Троицы 31 мая 2015 года. Подробный рассказ об иконе содержится в документальном фильме «Русская Победа» размещенном на одноименном канале в интернете
«Русская Победа» в Оптиной пустыни Но что интересней всего, есть благочестивые православные люди, которым Сама Пречистая явила чудеса от своего Ченстоховского образа в наши дни на Западной Украине в городе Львове, в храме святого Георгия Победоносца. Вот живое свидетельство тому прихожанки храма р.Б. Людмилы
«Русская Победа» на боевых позициях в Новороссии Икона вошла в обиход русского православного движения или говоря шире – её принял Русский мiр, с ней ходят большими и малыми крестными ходами, её списки пишут известные мастера иконописи, в т.ч. Московская иконописная мастерская – https://iconamaster.ru/IKONA-BOGORODITY-RUSSKAY-ILI-VZBRANNAY-VOEVODA Молитва к иконе Божьей Матери «Ченстоховская» (Взбранной Воеводе Победительная) вошла в репертуар многих православных ансамблей и творческих коллективов. Её поют в храмах и с ней выступают на праздниках:
Сама молитва к иконе появилась в трехсотлетнюю годовщину Полтавской битвы когда православные люди вспоминали чудесную помощь дарованную Русскому воинству через Каплуновскую икону Божьей Матери. Заканчивая наш обзор, посвященный списку Ченстоховской иконы Божьей Матери под названием «Русская Победа», приведем здесь молитву к иконе столь актуальную и значимую в наши судьбоносные дни: Молитва иконе Божьей Матери «Русская Победа» Тропарь гл.4 Русская Победо, Владычице Ченстоховская! Древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, будущаго спасения Хранительнице, покаянием соделай ны новыя новому Царю. Кондак гл.3 О Всепетая Дево Владычице, образ сей предивный на спасение нам даровавшая, призри на Царство Твое земное и умоли Господа Вседержителя, да подаст нам грехов оставление, Царя православнаго во охранение и Святой Руси Воскресение. Молитва О Матерь Божия, Спасительница Мира и Царица Небесная! Заступница и Покровительница Земли Русской и Православного Воинства! Ты, Царица Победная, — щит Веры и ковчег Спасения, Надежда наша благая и путеводная звезда, твердыня Православия и Держава несокрушимая, Воевода ратная и Всепобеждающее оружие. Силою креста святого и державным Покровом Твоим огради наше Отечество – от огня и меча, иноземных нашествий и войн, междоусобной брани и потрясений, бедствий и смут, великого разорения и погибели. Сплоти, Царица Победная, русский народ вокруг духовных и ратных вождей и возроди Державную мощь, Славу и Величие России. Защити Православную нашу Веру и Церковь – от расколов, ересей и сил тьмы. Вооружи нас крепостью, мужеством и духовным оружием. Сокруши и низложи всех врагов Земли Русской – видимых и невидимых, восстающих на нас и сохрани верных под Покровом Твоим. Укрепи Веру, ратную доблесть и силу духа Православного воинства. Озари надеждой сердца наши, помоги выстоять и защити в дни испытаний и скорби. Укажи нам путь, Одигитрия Русская Победа, – к Вечному Спасению и Славе, Торжеству Православия и Русскому Воскресению. Благослови Православную Рать на победы и подвиги – за Святую Русь, за Дом Пресвятой Богородицы. Стань Воеводою в полках и дружинах наших в день страшной брани с врагами Земли Русской и увенчай Венцом Твоим Победным – правое русское оружие, поднятое за Веру, Царя и Отечество. Аминь. Величание Величаем Тя / Пресвятая Дево Русская Победа / им же образом, яко нерушимой стеной/ защищаеши нас от силы вражия/ и содееваеши победу на супостаты/ https://likorg.ru/post/russkaya-pobeda 6 (19 по н.ст.) марта - Обретение честного креста и гвоздей царицей Еленой во Иерусалиме ОБРЕТЕНИЕ ЧЕСТНОГО КРЕСТА И ГВОЗДЕЙ ЦАРИЦЕЙ ЕЛЕНОЮ ВО ИЕРУСАЛИМЕ Память 6 марта (по ст.ст.) / 19 марта (по нов.ст.) Император Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.
Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Господи, помилуй", благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. В Храме Гроба Господня в Иерусалиме в приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.
Тропарь равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене, глас 8 Кpеста; Твоего; о;бpаз на Небеси; ви;дев/ и, я;коже Па;вел, зва;ние не от челове;к пpие;м,/ в цаpе;х апо;стол Твой, Го;споди,/ Ца;pствующий гpад в pуце; Твое;й положи;,/ его;же спаса;й всегда; в ми;pе моли;твами Богоpо;дицы,// Еди;не Человеколю;бче. Кондак равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене, глас 3 Константи;н днесь с ма;терию Еле;ною/ Крест явля;ют, всечестно;е дре;во,/ всех у;бо иуде;ев посрамле;ние су;ще,/ ору;жие же на проти;вныя ве;рных люде;й:// нас бо ра;ди яви;ся зна;мение ве;лие// и во бране;х гро;зное.
О, преди;внии и всехва;льнии ца;рие, святи;и равноапо;стольнии Константи;не и Еле;но! К вам, те;плым засту;пником, возно;сим на;ши недосто;йныя моли;твы, я;ко ве;лие и;мате дерзнове;ние ко Го;споду. Испроси;те у Него; мир Це;ркви и всему; ми;ру благоде;нствие. Нача;льником му;дрость, па;стырем попече;ние о па;стве, пасо;мым смире;ние, ста;рцем жела;нное упокое;ние, муже;м кре;пость, жена;м благоле;пие, де;вственником чистоту;, де;тем послуша;ние, младе;нцем христиа;нское воспита;ние, больны;м исцеле;ние, вражду;ющим примире;ние, оби;димым терпе;ние, оби;дящим страх Бо;жий. Приходя;щим в храм сей и моля;щимся в нем свято;е благослове;ние и всем вся по коего;ждо проше;нию поле;зная, да хва;лим и пое;м Благоде;теля всех Бо;га в Тро;ице сла;вимаго Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха ны;не, и при;сно, и во ве;ки веко;в. Ами;нь.
О, святи;и равноапо;стольнии Константи;не и Еле;но! Изба;вите прихо;д сей и храм наш от вся;каго наве;та вра;жия и не оста;вите заступле;нием ва;шим нас, немощны;х (имена), умоли;те бла;гость Христа; Бо;га на;шего дарова;ти нам по;мыслов мир, от па;губных страсте;й и вся;кой скве;рны воздержа;ние, благоче;стие же нелицеме;рное. Испроси;те нам, уго;дницы Бо;жии, свы;ше дух кро;тости и смиренному;дрия, дух терпе;ния и покая;ния, да про;чее вре;мя жития; на;шего в ве;ре и сокруше;нии серде;чнем поживе;м, и та;ко в час сконча;ния на;шего благода;рно восхва;лим просла;вльшаго вас Го;спода, Безнача;льнаго Отца;, Единоро;днаго Его; Сы;на и Единосу;щнаго Всеблага;го Ду;ха, Тро;ицу Неразде;льную, во ве;ки веко;в. Ами;нь. Величание равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене Велича;ем вас,/ святи;и благове;рнии и равноапо;стольнии ца;рие Константи;не и Еле;но,/ и чтим святу;ю па;мять ва;шу,/ вы бо святы;м Кресто;м// всю вселе;нную просвети;ли есте;.
Молитва вторая 19 марта - Обретение честного креста и гвоздей царицей Еленой во Иерусалиме ОБРЕТЕНИЕ ЧЕСТНОГО КРЕСТА И ГВОЗДЕЙ ЦАРИЦЕЙ ЕЛЕНОЮ ВО ИЕРУСАЛИМЕ Память 6 марта (по ст.ст.) / 19 марта (по нов.ст.) Император Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.
Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Господи, помилуй", благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году.
В Храме Гроба Господня в Иерусалиме в приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.
РАВНОАПОСТОЛЬНЫМ ЦАРЮ КОНСТАНТИНУ ВЕЛИКОМУ И МАТЕРИ ЕГО, ЦАРИЦЕ ЕЛЕНЕ Тропарь равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене, глас 8 Кpеста; Твоего; о;бpаз на Небеси; ви;дев/ и, я;коже Па;вел, зва;ние не от челове;к пpие;м,/ в цаpе;х апо;стол Твой, Го;споди,/ Ца;pствующий гpад в pуце; Твое;й положи;,/ его;же спаса;й всегда; в ми;pе моли;твами Богоpо;дицы,// Еди;не Человеколю;бче. Кондак равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене, глас 3 Константи;н днесь с ма;терию Еле;ною/ Крест явля;ют, всечестно;е дре;во,/ всех у;бо иуде;ев посрамле;ние су;ще,/ ору;жие же на проти;вныя ве;рных люде;й:// нас бо ра;ди яви;ся зна;мение ве;лие// и во бране;х гро;зное.
О, преди;внии и всехва;льнии ца;рие, святи;и равноапо;стольнии Константи;не и Еле;но! К вам, те;плым засту;пником, возно;сим на;ши недосто;йныя моли;твы, я;ко ве;лие и;мате дерзнове;ние ко Го;споду. Испроси;те у Него; мир Це;ркви и всему; ми;ру благоде;нствие. Нача;льником му;дрость, па;стырем попече;ние о па;стве, пасо;мым смире;ние, ста;рцем жела;нное упокое;ние, муже;м кре;пость, жена;м благоле;пие, де;вственником чистоту;, де;тем послуша;ние, младе;нцем христиа;нское воспита;ние, больны;м исцеле;ние, вражду;ющим примире;ние, оби;димым терпе;ние, оби;дящим страх Бо;жий. Приходя;щим в храм сей и моля;щимся в нем свято;е благослове;ние и всем вся по коего;ждо проше;нию поле;зная, да хва;лим и пое;м Благоде;теля всех Бо;га в Тро;ице сла;вимаго Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха ны;не, и при;сно, и во ве;ки веко;в. Ами;нь.
О, святи;и равноапо;стольнии Константи;не и Еле;но! Изба;вите прихо;д сей и храм наш от вся;каго наве;та вра;жия и не оста;вите заступле;нием ва;шим нас, немощны;х (имена), умоли;те бла;гость Христа; Бо;га на;шего дарова;ти нам по;мыслов мир, от па;губных страсте;й и вся;кой скве;рны воздержа;ние, благоче;стие же нелицеме;рное. Испроси;те нам, уго;дницы Бо;жии, свы;ше дух кро;тости и смиренному;дрия, дух терпе;ния и покая;ния, да про;чее вре;мя жития; на;шего в ве;ре и сокруше;нии серде;чнем поживе;м, и та;ко в час сконча;ния на;шего благода;рно восхва;лим просла;вльшаго вас Го;спода, Безнача;льнаго Отца;, Единоро;днаго Его; Сы;на и Единосу;щнаго Всеблага;го Ду;ха, Тро;ицу Неразде;льную, во ве;ки веко;в. Ами;нь. Величание равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене Велича;ем вас,/ святи;и благове;рнии и равноапо;стольнии ца;рие Константи;не и Еле;но,/ и чтим святу;ю па;мять ва;шу,/ вы бо святы;м Кресто;м// всю вселе;нную просвети;ли есте;. ПОЧЕМУ ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ПРАЗДНУЕТСЯ 27 СЕНТЯБРЯ
И одна из особенностей – в дате этого праздника. «А что тут особенного?» – подумают многие. Все ясно, когда нашли, тогда сразу и воздвигли, и день сохранился в истории. И лишь некоторые любители церковного календаря вспомнят, что весной, 19 (6 по ст. ст.) марта, в календаре стоит странный праздник «Обретение Честнаго Креста и гвоздей святою царицею Еленою в Иерусалиме». Мало того, в третье воскресенье Великого поста в богослужениях тоже вскользь вспоминаются события обретения и воздвижения. Давайте попробуем разобраться. Дело в том, что история не сохранила точной даты событий, произошедших в Иерусалиме при царице Елене. Мало того, современные историки даже год указывают или 325 или 326-й. Откуда же взяты даты нашего календаря? С весенними праздниками становится ясно, если мы посмотрим в историю Византии. В 614 году персы напали на Иерусалим, разграбили город и похитили Крест. Долгие 17 лет Крест был в плену и только в марте 631 году император Ираклий вызволил святыню из пленения. В честь этой победы и нового обретения Животворящего Креста и были установлены весенние праздники. А что же с 27 сентября? Тут мы вновь должны обратиться к церковному календарю и посмотреть на праздник, который церковь празднует накануне – Обновление (Освящение) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. После обретения Креста император Константин приказал на месте, где был найден Крест (а это было как раз возле Голгофы и Живоносного Гроба) построить большой храмовый комплекс – храм Воскресения Христова. Этот храмовый комплекс дошел и до наших дней, хотя и перестраивался множество раз. Мы его знаем как Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Строительство этого храма продолжалось почти 10 лет и было закончено около 335 года. Храм был торжественно освящен. И воспоминание освящение этого храма стало третьим по важности праздником в Иерусалимской Церкви после Пасхи и Богоявления (так в Иерусалиме долгое время называли совместный праздник Рождества и Крещения). Историки до сих пор спорят, почему день освящения храма начали праздновать 26 (13) сентября. Некоторые, предполагают, что храм был освящен в этот день, некоторые возводят эту дату к еврейскому празднику Кущей, который празднуется в эти дни, проводя тем самым параллель между освящением храма Воскресения в Иерусалиме и освящением Первого храма царем Соломоном, которое случилось в дни праздника Кущей. Как бы там не было, но 26 (13) сентября стали праздновать день освящения Храма в Иерусалиме. Так при чем же тут Воздвижение, спросите вы. Дело в том, что праздник обновления праздновали 8 дней. На 2-й день праздника, согласно описанию богослужения, в Иерусалиме народу показывали Крест Господень, об этом говорит и Житие прп. Марии Египетской, которое мы читаем каждый великий пост. Мария пришла в храм, чтобы поклониться древу Креста в праздник Воздвижения, но не могла это сделать по своим грехам. Такое, некое особое празднование на 2-й день праздника очень часто встречается в нашем календаре. Вспомним, что на 2-й день после Рождества мы совершаем собор (т. е. собрание) в честь Божией Матери, на 2-й день после Крещения собор в честь св. Иоанна Предтечи и т.д. Однако, постепенно праздник в честь Креста Господня стал праздноваться пышнее и торжественней дня Освящения храма Гроба Господня и с течением времени праздник Обновления стал считаться всего лишь предпразднественным днем перед праздником Воздвижения. До сих пор богослужение Воздвижения хранит следы того, что этот день изначально всего-лишь часть другого праздника. В одном из песнопений мы слышим: «…днесь Христо;во Воскресе;ние обновля;ется,/ и концы; земли; ра;дуются,/ в кимва;лех дави;дски песнь Тебе; принося;ще и глаго;люще:/ соде;лал еси; спасе;ние посреде; земли;, Бо;же,/ Крест и Воскресе;ние,/ и;хже ра;ди нас спасл еси;, Бла;же и Человеколюбче…» В заключение еще один интересный факт. Вы никогда не задумывались почему праздник Преображения Господня мы празднуем 19 (6) августа? По одному из церковных преданий это событие случилось за 40 дней до Распятия. А теперь отсчитайте 40 дней после праздника преображения – получится именно день Воздвижения Честнаго Креста. Составители нашего календаря ясно видели связь между воспоминанием Распятия и праздником Воздвижения. Именно поэтому за богослужением в этот день мы вновь читаем рассказ о Распятии, и именно поэтому в этот день мы соблюдаем пост – воспоминая великого таинство нашего спасения, которое Бог изволил сделать на Кресте. Александр Адоменас, «Благодать спасти Святую Русь перешла от Державной иконы Богородицы к Ченстоховской» Икона Божией Матери Ченстоховская принадлежит к числу древних икон, составляющих достояние Русской Православной Церкви. Она же хранительница Царского рода. 19-го же марта (6-го по ст. ст.) 1917 года Священный Синод РПЦ постановил перестать молиться за Царя, а молиться за Временное Правительство, назвав его благоверным. В наше время первый раз в 2004 году икона дивным образом была явлена Руси преображённой -Богородица в кольчуге и полководческом шлеме. Сразу появляются новые изводы этого образа в кольчуге : «Русская Непобедимая Победа», «Непобедимая Победа», «Стой за Христа до мученического конца», «Русская Победа» и др. Святой Ипполит, Мефодий Потарский, Андрей Кесарийский поясняют нам, что под именем жены, облеченной в солнце, апостол Иоанн весьма ясно означил Церковь Христову. В муках исповедничества, страданияж и лишениях, молитвенном предстоянии чад ее перед Господом, Православная Церковь Христова вымаливает Царя и получает награду - венец. Богородичная иконография «жены, облеченной в солнце» как мы уже говорили является аллегорией «Богородицы-Церкви, преследуемой драконом » и убегающей в пустыню, где воссияло православное Московское царство, сменившее Римское и Византийское (так писал известный инок Филофей). Под пустыней св. отцы подразумевали Московское царство - будущее единственное место для спасения вселенского православия. Перед нами икона « Русская Победа» новый извод Ченстоховского образа. Образ в кольчуге - аллегория Истинной православной Церкви в кольчуге с Помазанником. Из Апокалипсиса следует, что зло не имеет власти над «Женой, облеченной в Солнце, под ногами которой Луна», т.е. зло не имеет власти над Церковью, которая с Царем. Эта икона становиться сейчас боевой иконой - хоругвью Святой Руси ХХI века. Главный смысл этого образа - это соборность народа с Царем. Другого спасительного пути у России нет!
О том, что это действительно Ченстоховский образ Богородицы, говорит рана на лике, которая осталась от татарской стрелы и иконографический тип иконы. В октябре 2004 года в г. Боголюбово, основанном князем Андреем Боголюбским, художник занимался реставрацией иконостаса, по его просьбе была сфотографирована старинная роспись. Во время проявления пленки Богородица преобразилась, она сменила обычное одеяние на шлем и кольчугу. На фотографии хорошо виден тип иконы: Ченстоховская Одигитрия. Тот же лик, что и на подлинной иконе, так же Богомладенец держит Евангелие, а не свиток, как на Смоленской иконе Божией Матери. Матерь Божия Ченстоховская готова защищать нас от западной экспансии, для этого она облачилась в шлем и кольчугу, чтобы сражаться с антихристовыми полчищами...».
Молитва пред иконою Пресвятыя Богородицы Ченстоховскою или Непобедимая Победо Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя молитвами избранных угодников, святых Кирилла и Мефодиа. Прежде отшедшыя отцы и матери, братию и сестры нашя упокой в селениих святых, на месте злачне, на месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечней жизни преселение, предстани нам, преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину жития нашего безболезненну, непостыдну и Святых таин причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.
Тропарь Ченстоховской иконе Божией Матери (глас 4).
Непобедимая Победо, / Владычице Ченстоховская, / древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, / будущаго спасения Хранительнице, / покаянием соделай ны новыя грядущему Царю. © Copyright: Вера Гиоргадзе, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|