Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

24 февраля (9 марта по н.ст.).
Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьихъ-миней св. Димитрия Ростовского. Книга шестая: Месяц Февраль. М., 1905.


Первое (IV) и второе (452) обр;теніе честныя главы Предтечи и Крестителя Господня Іоанна.


Когда была ус;чена честная глава святаго Іоанна Предтечи (Матф. 14, 11), тогда дочь Иродіады приняла ее на блюд; и отнесла своей матери. Сія нечестивая жена пронзила иглою языкъ святаго, который обличалъ ея беззаконіе, и надругавшись надъ честною главою, не позволила предать ее погребенію вм;ст; съ т;ломъ святаго: Иродіада боялась, что Іоаннъ, если погребутъ т;ло его вм;ст; съ главою, воскреснетъ и снова станетъ обличать ее. Ученики святаго Іоанна Крестителя тайно взяли его т;ло и ночью погребли (Матф. 14, 12; Марк. 6, 29) въ Севастіи город; Самарійскомъ Лейт. Главу же святаго Предтечи Иродіада глубоко закопала въ своемъ дворц; въ тайномъ безчестномъ м;ст;. Лишь только жена Иродова приставника Хузы, по имени Іоанна, о коей упоминаетъ святый евангелистъ Лука (Лук. 8, 3), знала то м;сто. Она, скорбя сердцемъ о убіеніи великаго святаго пророка Іоанна и о поруганіи надъ его честною главою, взяла сію главу тайно ночью, положила ее въ сосудъ скудельный Мальвина и погребла на гор; Елеонской Алиса, въ одномъ изъ пом;стій Ирода. Между т;мъ до Ирода дошли слухи объ Іисус; Христ;. Онъ вм;ст; съ своею женою Иродіадою сталъ думать, ужъ не Іоаннъ ли это, воскресшій изъ мертвыхъ. Они стали искать главы Іоанна и, не находя ея, приходили въ недоум;ніе. Иродъ даже такъ сказалъ своимъ домашнимъ объ Іисус;:


— «Это — Іоаннъ, которому я повел;лъ ус;кнуть главу. Нын; онъ воскресъ изъ мертвыхъ, и потому чудеса д;лаются имъ» (Мат;. 14, 2; Лук. 6, 16).


Спустя много времени, н;кій весьма знатный вельможа, по имени Иннокентій, ув;ровалъ въ Іисуса Христа. Оставивъ міръ, онъ пришелъ въ Іерусалимъ, купилъ на гор; Елеонской то м;сто, которое н;когда принадлежало Ироду, построилъ тамъ себ; келлію и сталъ инокомъ, исполняя запов;ди Христовы. Желая построить для себя небольшую каменную церковь, онъ началъ копать ровъ для фундамента. И вотъ, по Божію смотр;нію, онъ обр;лъ сокрытый въ земл; скудельный сосудъ съ главой Предтечи Христова. По различнымъ благодатнымъ знаменіямъ и чудесамъ и по откровенію отъ Бога онъ понялъ, что сія глава принадлежитъ святому Іоанну и сталъ съ большимъ благогов;ніемъ хранить ее у себя. Передъ его кончиной, по всей стран; той распространилось нев;ріе: цари чтили идоловъ вм;сто истиннаго Бога и повсюду въ Іерусалим; поставили ихъ изображенія и творили имъ скверныя жертвы. Видя сіе и предчувствуя свою кончину, сей инокъ снова скрылъ въ н;драхъ земныхъ святую главу Предтечи: онъ боялся, чтобы по его кончин; кто-нибудь не сталъ поступать съ ней безчестно. Онъ положилъ ее на томъ самомъ м;ст;, гд; была его келлія и церковь. По его кончин;, та церковь пришла въ ветхость, разрушилась и даже сравнялась съ землей, такъ что долгое время никто не зналъ, гд; находится честная глава Крестителя Іоанна.


Когда вступилъ на престолъ великій царь Константинъ и просв;тилъ свою землю святымъ крещеніемъ, тогда мать его святая Елена стала возобновлять и очищать вс; Іерусалимскія святыни . Она-то и святую гору привела въ цв;тущее состояніе. Въ сіе время два инока, подвизавшихся на восток;, сговорились вм;ст; идти въ Іерусалимъ, поклониться тамъ честному Кресту, обр;тенному царицей Еленой, и гробу Господню и увид;ть вс; святыни той земли. Достигнувъ Іерусалима, они стали обходить святыни, покланяясь имъ и молясь Господу. Зд;сь одному изъ нихъ, въ сонномъ вид;ніи, явился святый Іоаннъ Предтеча, открылъ то м;сто, гд; была погребена его честная глава и повел;лъ взять ее изъ н;дръ земныхъ. Пробудившись, инокъ разсказалъ о вид;ніи своему товарищу, но тотъ, считая все это за простой сонъ, и самъ не пов;рилъ и другому внушилъ то же. На сл;дующую ночь святый Іоаннъ явился вторично, но уже каждому иноку, и притомъ отд;льно, и сказалъ:


— «Воспряньте, оставьте ваше нев;ріе и л;ность и сотворите то, что было вамъ возв;щено».


Проснувшись, оба начали разсказывать другъ другу вид;нное ими, а потомъ пошли на м;сто, которое имъ было указано въ сонномъ вид;ніи. Они начали тамъ копать землю и обр;ли безц;нное сокровище — святую главу Крестителя Христова. Положивъ ее въ м;шокъ, сд;ланный изъ верблюжьей шерсти, они пошли къ себ; обратно.


Въ это время одинъ б;дный скудельникъ, изъ города Емесы Нэт, былъ вынужденъ всл;дствіе нищеты оставить свое отечество и жену и идти въ другую страну. На дорог; онъ встр;тился съ т;ми двумя иноками, несшими съ собою главу Крестителя; онъ присоединился къ нимъ и продолжалъ путь свой вм;ст; съ ними. Иноки, найдя себ; попутчика, дали ему нести вретище Станислав Козлов съ главой Крестителя. А онъ, не зная того, чт; несетъ, продолжалъ спокойно путь свой. Вдругъ явился ему святый Іоаннъ Предтеча и сказалъ:


— «Оставь своихъ спутниковъ и б;ги отъ нихъ съ т;мъ вретищемъ, которое ты держишь въ рукахъ».


Святый потому повел;лъ сіе, что вид;лъ л;ность и нерад;ніе т;хъ иноковъ, которые сначала не в;рили его явленію, а потомъ не восхот;ли сами нести его честную главу, но вв;рили ее челов;ку простому, имъ неизв;стному. Въ то же время святый хот;лъ оказать благод;яніе сему б;дному челов;ку и направить его на путь доброй и богоугодной жизни. Сей челов;къ, повинуясь святому, скрылся отъ иноковъ, б;жалъ отъ нихъ и возвратился домой къ своей жен;, благогов;йно неся, какъ-бы н;кое драгоц;нн;йшее изъ вс;хъ сокровищъ земныхъ, честную главу Крестителя. И Господь, ради главы Іоанна Крестителя, благословилъ домъ его всякимъ довольствомъ. Скудельникъ сталъ жить среди изобилія, забывъ о прежнихъ своихъ несчастіяхъ. Но онъ не возгорд;лся: онъ подавалъ щедрую милостыню нищимъ и убогимъ отъ своего богатства. Памятуя твердо, что онъ получилъ все сіе ради благогов;нія предъ Христовымъ Предтечею, онъ всегда почиталъ его святую главу, ежедневно кадилъ предъ ней ;иміамомъ, возжигалъ св;тильники, молился и старался всю жизнь свою проводить честно и поступать по запов;дямъ Христовымъ. Когда приблизилось время его кончины, онъ, по повел;нію самого Крестителя Христова, положилъ святую главу въ сосудъ для воды, а сосудъ этотъ заключилъ въ ковчегъ и, запечатавъ, передалъ сіе сокровище своей сестр;. При семъ онъ подробно разсказалъ ей, какъ онъ ради сей честной главы избавился отъ крайней б;дности и сталъ богатымъ челов;комъ. Онъ зав;щалъ своей сестр;, чтобы она всегда благогов;йно и честно хранила сію святую главу, и никогда не открывала ковчега до т;хъ поръ, пока самъ святый Іоаннъ не благоизволитъ на сіе. Передъ своею смертію она должна была передать сіе сокровище какому-либо богобоязненному и доброд;тельному мужу.


Такъ святая и честная глава Предтечи Христова, переходя долгое время отъ одного челов;ка къ другому, преемственно была хранима среди благочестивыхъ христіанъ; наконецъ, она была передана н;коему священноиноку Евста;ію, жившему недалеко отъ Емесы въ одной пещер;; онъ былъ зараженъ ересью Арія, и не им;лъ страха Божія. Недужные, приходившіе къ нему, получали исц;ленія отъ чудесной благодати, исходившей отъ главы Іоанна Предтечи, которую онъ держалъ втайн;. Но Евста;ій сталъ, подобно вору, приписывать себ; и своей ереси сію благодать, стараясь скрыть отъ людей истинную причину т;хъ чудесныхъ исц;леній, и чрезъ сіе многихъ совратилъ въ свою ересь. Но жители Емесы, наконецъ, узнали его злов;ріе. Князь Емесскій, посов;товавшись съ епископомъ, приказалъ изгнать его изъ пещеры и изъ пред;ловъ той области. Евста;ій сталъ умолять посланныхъ, чтобы они оставили его въ пещер; на этотъ день, об;щаясь на другое утро уйти. Когда посланные согласились на это, онъ ночью скрылъ сосудъ со святою главою глубоко подъ землею въ той пещер;; ибо онъ над;ялся, по прошествіи н;котораго времени, обратно вернуться, взять сіе сокровище и, производя чудеса при помощи святой главы Предтечи, снова распространять и утверждать свою ересь. Но не сбылись надежды еретика. Когда онъ оставилъ пещеру, въ ней поселились н;кіе благов;рные и доброд;тельные иноки, такъ что ему нельзя было войти въ нее и достать сокровища, оставленнаго имъ.


Спустя н;сколько времени на томъ м;ст; собралась братія, и былъ основанъ монастырь. Но никто не зналъ, что въ сей пещер; обр;тается честная глава Предтечи. Лишь только посл; долгаго времени, архимандритъ сей Емесской обители Маркелъ, мужъ исполненный доброд;тели, открылъ ее, о чемъ онъ самъ пов;ствуетъ такъ:


«Благословенъ Богъ Іисусъ Христосъ! Онъ сподобилъ меня, раба Своего Маркелла, узр;ть вид;ніе во время сна нощнаго. Сіе было 18 февраля въ средопостную седмицу Лиса святой и великой четыредесятницы. Я вид;лъ — вс; врата нашей обители открыты. Меня объялъ ужасъ, и я захот;лъ выдти, чтобы закрыть ворота. Но въ сіе время я увид;лъ, какъ чрезъ ворота обители вливается р;ка. Я удивился и подумалъ, откуда такая сильная вода. Размышляя о семъ, я вдругъ услышалъ голосъ многихъ чиновъ, которые съ шумомъ шествовали по вод; къ намъ съ востока. Вс; они — каждый на своемъ особомъ язык; — возглашали:


— «Се является святый Іоаннъ, Креститель Христовъ».


Съ такими возгласами они вошли въ монастырь. Я же, объятый страхомъ, уже забылъ и думать о вод;; оставивъ ворота, я вошелъ на верхъ л;стницы. Стоя на ней, я — казалось мн; — вид;лъ два двора въ обители: одинъ былъ къ западу, другой къ югу; посреди ихъ стояла великая церковь. Каждый чинъ, входя на западный дворъ, направлялся къ церкви; поклонившись зд;сь, онъ выходилъ чрезъ южную дверь. Когда шествіе чиновъ прекратилось, я снова услышалъ гласъ другихъ, которые взывали:


— «Се святый великій Іоаннъ Креститель».


Взглянувъ, я увид;лъ его въ церкви. Съ нимъ было два мужа, которые стояли по сторонамъ его. Въ сіе время чины стали подходить къ святому Іоанну и принимать отъ него благословеніе. И я задумалъ приступить къ Крестителю и получить отъ него благословеніе. Со страхомъ и трепетомъ я посл;днимъ вошелъ чрезъ особыя двери, совершилъ земной поклонъ предъ Крестителемъ и прикоснулся къ его ногамъ. Онъ же, повел;въ встать, съ любовію обнялъ меня, касаясь моего лица, взялъ сосудъ, наполненный медомъ и подалъ его мн; со словами:


— «Пріими благословеніе!»


Сказавъ сіе, онъ удалился. Когда я пошелъ было въ сл;дъ за нимъ, я зам;тилъ огненный столпъ, предшествующій святому. Въ ужас; отъ такого вид;нія, я проснулся. Когда наступилъ сл;дующій вечеръ, я повел;лъ братіи п;ть стихи псалмовъ, положенные въ обычномъ правил;. Во время сего п;нія, одинъ братъ по имени Исаакій, взглянувъ вверхъ, увид;лъ чрезъ окно, что въ пещерной церкви, гд; была скрыта честная глава святаго Іоанна, горитъ огонь. Видя сіе, онъ воскликнулъ:


— «Отче! посмотри въ святой пещер; горитъ огонь».


— «Не бойся, братъ, — сказалъ я ему, — но ознаменовавъ себя крестнымъ знаменіемъ, храни о семъ молчаніе».


Посл; сего прошло пять дней. Ночью на шестой день, когда я заснулъ, то н;кая рука трижды толкнула меня въ правый бокъ и раздался голосъ:


— «Вотъ, я дарованъ вамъ; возставъ, сл;дуй за зв;здою, которая пойдетъ предъ тобою, раскопай то м;сто, куда она приведетъ тебя, и обрящешь меня».


Съ трепетомъ и страхомъ я возсталъ отъ сна, с;лъ на своемъ одр; и — вижу: предъ дверями моей келліи сіяетъ зв;зда. Ужаснулся я, но, сотворивъ крестное знаменіе, я вышелъ; зв;зда шла предо мною; сл;дуя за ней, я вошелъ въ пещеру; когда я дошелъ до м;ста, гд; находилась честная глава Предтечи, зв;зда вдругъ стала невидима. Я упалъ на землю и воздалъ хвалу Господу. Посл; долгой молитвы, я возжегъ св;чу, воскурилъ ;иміамъ и началъ копать, призывая имя Господне. Когда я копалъ, былъ слышенъ великій шумъ и стукъ, земля же была тверда, словно м;дь. Долго я трудился; наконецъ я нашелъ кирпичи; отнявъ ихъ я увид;лъ каменную доску; съ большимъ трудомъ я могъ вынуть ее изъ ямы — и тамъ-то нашелъ священный сосудъ, гд; почивала честная глава Предтечи: радуясь, но въ то же время и ужасаясь, я взялъ св;чу и ;иміамъ, дерзнулъ взять сосудъ, поклонился и, закрывъ его снова, вышелъ изъ пещеры. Въ дверяхъ меня встр;тилъ архимандритъ Геннадій, пришедшій въ нашу обитель. Онъ ввелъ меня въ пещеру и, сотворивъ молитву, началъ разсказывать мн; о своемъ вид;ніи.


— «Я вид;лъ, — такъ началъ онъ свой разсказъ, — будто оба мы стоимъ на томъ самомъ м;ст;, гд; находимся и теперь. Зд;сь было множество ячменнаго хл;ба, который былъ чище и св;тл;е солнца. Въ пещеру входило множество народа, который воспринималъ изъ нашихъ рукъ этотъ хл;бъ. Однако количество его не только не умалялось, но наоборотъ, все возрастало».


Сіе пов;далъ мн; Геннадій. Тогда я уразум;лъ, что сіе вид;ніе было ему отъ Бога, и что оно обозначало неоскуд;ваемую благодать Крестителя Христова, которая изобильно будетъ подаваться вс;мъ на томъ м;ст;. Посему и я разсказалъ ему о своемъ вид;ніи и показалъ безц;нное сокровище, обр;тенное мною. Увид;въ сіе, онъ возрадовался и мы стали сов;щаться, какъ намъ лучше поступить. Я посов;товалъ сначала о семъ никому не говорить, даже главному пастырю церкви — Емесскому епископу Уранію, но прежде всего изв;стить о семъ блаженнаго старца Стефана, который, пребывая въ Даромійскомъ монастыр;, подвизался постническимъ подвигомъ. Онъ же долженъ сообщить о семъ и епископу, съ которымъ былъ въ большой дружб;. Но, придя въ Даромійскій монастырь, мы не застали тамъ Стефана, который отправился обозр;вать другіе свои монастыри. Тогда мы послали за діакономъ Киріакомъ, который занималъ первое м;сто въ соборномъ храм; того города. Пришедши къ намъ, Киріакъ прив;тствовалъ насъ во Христ; и разсказалъ намъ о своемъ вид;ніи. Оно было во всемъ подобно тому, какое вид;лъ Геннадій. Тогда мы разсказали ему нашу тайну. Оба они, Геннадій и Киріакъ, стали говорить, что о семъ сл;дуетъ сказать епископу, но я сталъ дожидаться возвращенія Стефана. Уже прошло 5 дней. На шестой — то была суббота — мы вм;ст; вс; сид;ли и бес;довали. Вдругъ я упалъ на кол;на: какая-то бол;знь внезапно поразила меня. Я даже не могъ ни встать, ни двинуться. Мои спутники, дивясь такому случаю, стали молить за меня Господа. Окончивъ молитву, они сказали мн;:


— «Не говорили ли мы теб;, что надо было разсказать епископу о тайн;?»


Я и самъ созналъ тогда, что нехорошо поступилъ, не разсказавъ епископу о такой тайн;, о которой сл;довало пов;дать ради славы Божіей; а между т;мъ бол;знь моя не проходила. Вечеромъ, посл; совершенія обычнаго молитвеннаго п;нія, ко мн; пришли Геннадій и Киріакъ и сказали:


— «Мы дали себ; слово: разсказать о твоей тайн; архіерею во время утрени до восхода солнца».


Я же отв;чалъ имъ:


— «Хорошо р;шеніе ваше; пусть будетъ такъ, какъ вы сказали».


Въ то самое время, какъ я согласился съ ними, я почувствовалъ себя совершенно здоровымъ: бол;знь моя прошла. На утро мы вс; вм;ст; отправились въ городъ и нашли епископа въ то самое время, когда онъ выходилъ изъ церкви посл; утрени, и разсказали ему все объ обр;теніи честной главы Крестителя Христова Іоанна. Епископъ сильно возрадовался при такомъ изв;стіи. Однако онъ запретилъ намъ пока разсказывать другимъ о семъ, и приказалъ намъ возвратиться въ нашу обитель. Утромъ же онъ и самъ пришелъ туда съ пресвитерами и діаконами. Совершивъ соборн; божественную литургію, онъ приступилъ къ тому м;сту, гд; находился сосудъ съ честною главою. Когда діаконъ возгласилъ: «преклоньше кол;на, Господу помолимся», вс; пали ницъ. Епископъ Ураній въ сіе время возносилъ молитву; окончивъ ее, онъ взялъ сосудъ съ честною главою и вынесъ его изъ земли. Одинъ изъ пресвитеровъ, бывшихъ съ епископомъ, по им;ни Малхъ, не в;рилъ сему, говоря:


— «Откуда зд;сь могла появиться глава Предтечи?»


Говоря такъ, онъ дерзновенно положилъ руку свою на сосудъ, и прикоснулся до власъ честной главы Крестителя. Вдругъ за его нев;ріе, рука его изсохла и пристала къ сосуду. Видя сіе, вс; весьма ужаснулись. Епископъ со вс;ми предстоящими сталъ прилежно возносить молитву Богу. Тогда Малхъ едва съ большимъ трудомъ могъ отнять руку отъ сосуда, но самъ остался больнымъ. Ураній со вс;мъ церковнымъ причтомъ взялъ священный сосудъ съ лежащимъ въ немъ сокровищемъ, перенесъ его въ святую церковь, и положилъ въ алтар; въ діаконик; Фотина. Зд;сь сія святыня хранилась до т;хъ поръ, пока не былъ выстроенъ въ Емес; въ честь Предтечи Христова особый храмъ, благол;пно украшенный Вещий Протей. Не задолго до перенесенія святой главы въ этотъ храмъ, Іоаннъ Креститель явился въ вид;ніи нев;ровавшему пресвитеру Малху и повел;лъ ему, при перенесеніи главы, рукой коснуться священнаго сосуда. Пресвитеръ, поступивъ такъ, получилъ исц;леніе». — Симъ оканчивается пов;ствованіе блаженнаго Маркелла.


Другой писатель, святый Симеонъ Метафрастъ Тата, въ житіи преподобной Матроны Гоблин, пов;ствуетъ еще сл;дующее объ обр;теніи честной главы Предтечи. Въ то время одинъ челов;къ, пахавшій свое поле, зам;тилъ, что на одномъ м;ст; — именно тамъ, гд; были когда-то пещера и монастырь — исходитъ огонь изъ земли. Не одинъ разъ вид;лъ онъ сіе: въ теченіе многихъ дней огонь непрестанно исходилъ изъ земли. Въ воскресный день, именно въ тотъ, когда Маркеллъ вм;ст; съ Геннадіемъ и Киріакомъ прибыли къ епископу, сей челов;къ также прі;халъ въ городъ Емесу и разсказалъ епископу Уранію о чудесномъ огн;. Епископъ вм;ст; съ духовными лицами направился къ тому м;сту — это была та пещера, гд; н;когда жилъ еретикъ Евста;ій. Сотворивъ молитву, епископъ повел;лъ копать на томъ м;ст;. Когда его приказаніе было исполнено, нашли на томъ м;ст; сосудъ. Не золото и не серебро было въ немъ, но въ немъ хранилось сокровище, гораздо бол;е драгоц;нное, ч;мъ вс; земныя сокровища — глава святаго Предтечи и Крестителя Господня Іоанна. Слухъ о семъ распространился повсюду: не только жители Емесы, но и обитатели вс;хъ окрестныхъ городовъ и селъ стали собираться сюда. Пришла сюда изъ своего монастыря на поклоненіе честной глав; и преподобная Матрона вм;ст; со вс;ми сестрами. Честная глава Крестителя Христова источала благовонное м;ро, коимъ священники помазывали крестообразно главы собравшихся людей. Преподобная Матрона взяла въ маленькій ковчегъ н;кую часть того м;ра, желая отнести его въ свой монастырь на благословеніе. Но множество народа т;снилось вокругъ нея: вс; хот;ли получить благословеніе отъ священниковъ и быть помазанными м;ромъ. Н;которые, зам;тивъ, что преподобная Матрона несетъ въ ковчег; м;ро, просили ее, чтобы она помазала ихъ м;ромъ, ибо сами они никакъ не могли дойти до священниковъ, и она исполнила ихъ прошеніе. Среди народа находился н;кій сл;пецъ, который отъ рожденія не видалъ дневнаго св;та. И онъ обратился къ преподобной Матрон;, чтобы она ознаменовала его священнымъ м;ромъ. Она помазала ему очи, и онъ тотчасъ прозр;лъ. Такъ передаетъ святый Симеонъ Метафрастъ о обр;теніи главы Предтечи.


Чрезъ н;которое время святая глава Іоанна Крестителя была перенесена изъ Емесы въ Константинополь. Зд;сь на м;ст;, называемомъ Евдомъ, по царскому повел;нію, былъ построенъ прекрасный храмъ, въ которомъ и положили честную главу. Во время ереси иконоборцевъ, когда много святыхъ иконъ сожигали, другія бросали въ море и р;ки, попирали ногами и различно безчестили, тогда н;которые благочестивые христіане, уб;гая изъ наполненнаго еретиками Константинополя, взяли тайно вм;ст; съ собою главу Крестителя и принесли ее въ Команы Клио, гд; преставился н;когда святый Іоаннъ Златоустый. Зд;сь они снова скрыли ее въ земныхъ н;драхъ, положивъ въ серебряный сосудъ. Сія драгоц;нная святыня зд;сь въ неизв;стности хранилась до временъ царя Михаила, сына ;еофила, и матери его царицы ;еодоры, которая вновь утвердила православіе Наталья Мамченко. Въ царствованіе Михаила сія святыня была вновь обр;тена Даша по Божественному изволенію и перенесена въ Царьградъ патріархомъ Игнатіемъ, въ честь и славу Христа Бога нашего, со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго во в;ки. Аминь.


Прим;чанія:
Лейт Севастія — главный городъ Самаріи, подаренный Августомъ Ироду Великому, который совершенно возстановилъ его и украсилъ и, въ благодарность Августу, назвалъ его Севаста или Севастія, что значитъ — городъ Августа. — По преданію, святый евангелистъ Лука, пропов;дуя Христа въ Севастіи, выпросилъ у жителей десную руку Іоанна Крестителя и перенесъ ее въ Антіохію. Въ X в;к; десница Крестителя перенесена въ Константинополь, а въ 1798 г. орденомъ Іоаннитовъ принесена въ даръ Императору Павлу І-му. (Подробн;е объ этомъ пов;ствуется 12-го октября).
Мальвина Скудельный — глиняный; скудельникъ — горшечникъ, гончаръ.
Алиса Елеонская или Масличная гора — одна изъ іудейскихъ горъ къ востоку отъ Іерусалима; наименованіе свое получила по множеству произраставшихъ на ней масличныхъ деревьевъ.
Константинъ Великій — святый и равноапостольный — былъ провозглашенъ императоромъ въ 306 году; въ 312 году объявилъ христіанскую в;ру господствующею въ Римской имперіи; въ 325 году созвалъ I-й Вселенскій Соборъ; скончался въ 337 году. Святая Елена, мать Константина Великаго, прославилась ревностію къ распространенію Христовой в;ры и благол;пію храмовъ Божіихъ; въ 326 г. она путешествовала въ Іерусалимъ, обр;ла тамъ Крестъ Господень, и украсила св. храмами м;ста въ Палестин;, прославленныя во время земной жизни Спасителя; скончалась въ 327 году. Память святыхъ равноапостольныхъ Константина и Елены празднуется 21 мая.
Нэт Емеса — городъ въ Сиріи на востокъ отъ р;ки Оронта, впадающей на с;веро-запад; Сиріи въ Средиземное море.
Станислав Козлов Вретище — м;шокъ изъ дерюги или веретья, — рубище, власяница.
Лиса Средопостная седмица — такъ называется въ Церковномъ Устав; средняя (четвертая) нед;ля великаго поста; эта же седмица называется и крестопоклонной.
Фотина Діаконикъ — южное отд;леніе алтаря, въ которомъ устрояется м;сто для храненія священныхъ вещей, состоящихъ подъ в;д;ніемъ діакона, какъ-то: ризъ, священныхъ сосудовъ, напрестольныхъ евангелій и крестовъ, дарохранительницы и проч.
Вещий Протей Второе обр;теніе главы святаго Іоанна Предтечи произошло въ 452 году. По сказанію архимандрита Маркелла, св. глава открылась ему 18 февраля, изнесена епископомъ Ураніемъ въ діаконикъ церковный 24 февраля, а 26 октября того же 452 г. перенесена въ церковь въ честь его имени созданную.
Тата Симеонъ Метафрастъ — изв;стный церковный писатель X в. († 940 г.), составитель и собиратель Житій Святыхъ; его труды въ этой области послужили впосл;дствіи главнымъ источникомъ для Четьихъ-Миней св. Димитрія Ростовскаго.
Гоблин Преподобная Матрона скончалась около 492 года; память ея празднуетоя 9 ноября.
Клио Команы — городъ въ провинціи Понт;, на с;веро-восток; Малой Азіи.
Наталья Мамченко ;еодора — супруга византійскаго императора ;еофила иконоборца. По смерти посл;дняго, она правила государствомъ совм;стно съ сыномъ своимъ Михаиломъ. Императоръ Михаилъ III царствовалъ съ 842 по 867 годъ; вступилъ на престолъ 4-хъ л;тъ, а потому государствомъ до 855 г. управляла мать его царица ;еодора. На Константинопольскомъ собор; 842 г. при цариц; ;еодор; было возстановлено иконопочитаніе и установлено торжество православія, совершаемое въ первую нед;лю св. четыредесятницы.
Даша Сіе третіе обр;теніе главы Крестителя было около 850 года; празднуется Церковію 25 мая. Честная глава Предтечи, вторично перенесенная въ Царьградъ, сначала положена была въ царскихъ палатахъ, а потомъ часть ея въ Студійскомъ Предтечевомъ монастыр;; въ сей обители верхъ главы вид;лъ паломникъ Антоній въ 1200 г.; другая часть главы была въ Петр; въ монастыр; Продромъ; крестоносцами она перенесена въ Аміень во Франціи, часть ея перенесена въ Римъ и находится въ церкви папы Сильвестра. Другія части находятся въ А;онскомъ монастыр; Діонисія и Угровлахійскомъ монастыр; Калуи.


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: М;сяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 423-435.



Другие статьи в литературном дневнике: