Икона Божией Матери Знамение Курско-Коренная(въ память чудеснаго спасенія 8 (21) марта 1898 г. ея отъ революціонеровъ-террористовъ). --- ОДИГИТРІЯ РУССКАГО ЗАРУБЕЖЬЯ.
Такъ, Курская Чудотворная Икона, явившаяся на ободреніе русскому народу на границахъ русской земли, лежавшей въ развалинахъ посл; Батыева нашествія, участвовала въ посл;днемъ поб;доносномъ поход; русскихъ противъ татаръ, окончательно устранившемъ татарскую опасность для Россіи. Въ 1812 году, во время Отечественной войны, куряне соорудили точный богато украшенный списокъ Чудотворной Иконы и послали его Кутузову. Сей списокъ вм;ст; со Смоленскимъ Чудотворнымъ Образомъ былъ въ ставк; Кутузова и ос;нялъ войска во время Бородинскаго сраженія. Есть преданіе, что этотъ списокъ участвовалъ потомъ въ поход; русской арміи въ Европу въ 1813 году и, возможно, былъ въ битв; подъ Лейпцигомъ и въ Париж;, какъ бы предуказавъ путь за рубежъ самой Чудотворной Икон;. Точные списки Курской Иконы Знаменія находились въ царскихъ дворцахъ Москвы и Петербурга. Явилось и н;сколько чудотворныхъ списковъ Курскаго Образа, наприм;ръ въ Серафимо-Понетаевскомъ монастыр; Арзамасскаго у;зда Нижегородской губерніи, въ Знаменской церкви въ Петербург;, въ одномъ изъ селъ Ахтырскаго у;зда Харьковской губерніи и въ другихъ м;стахъ. Такое всероссійское почитаніе Курскаго Чудотворнаго Образа привлекло вниманіе соціалистовъ-революціонеровъ — этихъ предтечей большевизма. Понимая отлично, что устои русской государственности уходятъ своими корнями въ св. Православіе, эти господа вознам;рились, чтобы поколебать сіи устои, пошатнуть в;ру народную. Для этого дерзновенно р;шили уничтожить одну изъ наибол;е почитаемыхъ народныхъ святынь, и уничтожить ее на глазахъ народа. Выборъ ихъ палъ на Курскій Чудотворный Образъ, т;мъ бол;е, что въ провинціи было легче осуществить ихъ злод;йскій умыселъ. Въ заговор;, между прочимъ, принималъ участіе Максимъ Горькій и рядъ видныхъ эсеровъ, очень возможно, и Савинковъ, какъ одинъ изъ самыхъ видныхъ террористовъ. Адская машина очень большай силы была изготовлена въ Финляндіи. Взрывъ было р;шено произвести, для пущаго эффекта, во время праздничнаго богослуженія. Кощунственно была выбрана для сего нед;ля Крестопоклонная. Исполненіе этого гнуснаго д;ла было возложено на выгнаннаго за революціонную д;ятельность курскаго реалиста Уфимцева, котораго Горькій впосл;дствіи, въ своихъ воспоминаніяхъ, называлъ «поэтомъ научной техники». Уфимцевъ, какъ потомъ признался на сл;дствіи, принесъ адскую машину, завернутую въ деревенскій холстъ, во время всенощной, на которой выносили крестъ, и спокойно положилъ на полу у самой Иконы, въ качеств; «приношенія». На это никто не обратилъ вниманія, ибо холстину часто приносили крестьяне и клали, какъ жертву, къ Икон;, гд; эти свертки оставались иногда до вечера воскреснаго дня. Съ Уфимцевымъ участвовалъ въ устроеніи взрыва еще одинъ челов;къ, имени котораго мы не назовемъ. Д;ло въ томъ, что л;тъ пять тому назадъ, когда правитель д;лъ нашей С;нодальной канцеляріи, протоіерей о. Георгій Граббе, былъ во Франкфурт; съ Чудотворнымъ Образомъ, къ нему подошелъ старикъ и, отозвавъ его въ сторону, сказалъ: — Я былъ сообщникомъ Уфимцева въ покушеніи на взрывъ этой иконы. Былъ я мальчишкой, въ Бога не в;рилъ. Вотъ и захот;лось мн; пров;рить: если Богъ есть, то Онъ не допуститъ гибели столь великой Святыни. Посл; взрыва я горячо ув;ровалъ въ Бога и до сихъ поръ горько раскаиваюсь въ своемъ ужасномъ поступк;. Посл; этого старикъ со слезами поклонился Чудотворной Икон; и вышелъ изъ храма. Этотъ разговоръ о. Г. Граббе разр;шилъ мн; опубликовать. Преступники, произведшіе взрывъ, сначала найдены не были. Однако, спустя два года, Уфимцевъ, арестованный по другому революціонному д;лу и приговоренный къ ссылк; въ Сибирь, сидя въ пересыльной тюрьм; въ Харьков; на Холодной Гор;, сталъ похваляться въ сред; заключенныхъ, что это онъ устроилъ взрывъ въ Знаменскомъ монастыр;. Одинъ изъ его товарищей по камер;, оказавшійся в;рующимъ челов;комъ, возмутился такимъ кощунственнымъ бахвальствомъ и донесъ по начальству. На дополнительномъ сл;дствіи Уфимцевъ долженъ былъ признаться въ произведеніи взрыва, по порученію партіи соціалистовъ-революціонеровъ, но товарищей не выдалъ. Такъ какъ Уфимцевъ, во время совершенія своего ужаснаго преступленія, былъ еще несовершеннол;тнимъ, онъ отд;лался всего н;сколькими годами арестантскихъ ротъ. По отбытіи наказанія, онъ вернулся въ Курскъ и открылъ тамъ слесарную мастерскую. Къ стыду курянъ, у него было достаточно кліентуры. Онъ даже былъ въ н;которомъ смысл; знаменитостью, на которую ходили смотр;ть, и открыто слылъ за революціонера. Посл; октябрьской революціи Уфимцевъ сразу примкнулъ къ большевикамъ, у;халъ въ Москву и пользовался покровительствомъ Горькаго. Но и до революціи, наша «передовая» интеллигенція, можно сказать, носила его на рукахъ. Изв;стный писатель Леонидъ Андреевъ использовалъ «эффектный сюжетъ взрыва» для кощунственной пьесы «Савва». Въ ней онъ, подъ именемъ революціонера Саввы, вывелъ Уфимцева. Савва подговариваетъ за деньги одного пьяницу монаха изъ монастыря подложить адскую машину подъ Икону. Тотъ соглашается, но въ посл;днюю минуту пугается и докладываетъ обо всемъ игумену. Игуменъ р;шаетъ использовать это обстоятельство «во славу Божію» и для увеличенія монастырскихъ доходовъ. Онъ приказываетъ монаху положить адскую машину къ с;ни, а самъ вынимаетъ Чудотворную Икону. Посл; взрыва игуменъ тайно подкладываетъ Икону и демонстрируетъ «чудо». Явная несообразность этой гнусной выдумки, достойной большевиковъ, очевидна. Изъ описанія взрыва это станетъ вс;мъ ясно. А такія вещи не только писались до революціи, но и безпрепятственно ставились на сцен;. Правда, пьеса была допущена къ представленію только въ 1906 году, когда, посл; первой революціи, были объявлены всяческія свободы. Можно сказать... «освободились». Пора, однако, перейти къ описанію самого взрыва. Вотъ показаніе одного свид;теля монаха Знаменскаго монастыря, заимствованное нами изъ журнала «Русскій Паломникъ» № 12, отъ 21 марта 1898 года: «Келлія, въ которой я спалъ, находится рядомъ съ настоятельскими покоями... Мы давно уже спали, какъ вдругъ, около часу ночи, раздался страшный взрывъ, отъ котораго лопались стекла на окнахъ и падали вещи со столовъ. Конечно, вс; проснулись. Вскочилъ съ постели и я, но никто ничего не вид;лъ... Все было спокойно и погружено во мракъ ночи... Тишина какая-то злов;щая. Накинувъ на себя попавшуюся подъ руки рясу, я выб;жалъ на дворъ, гд; ночные сторожа били уже тревогу. Отъ нихъ я узналъ, что взрывъ произошелъ въ храм;. Поб;жали за ключаремъ, достали фонари. Вошли въ храмъ... и страшная картина разрушенія представилась нашимъ глазамъ. Окна с;верной стороны и массивныя жел;зныя двери были взломаны, точно въ нихъ ворвались вооруженные грабители... Посл; оказалось, что это посл;дствія взрыва. Когда внутренность храма была осв;щена какъ сл;дуетъ, представилась полная картина разрушенія. С;нь, подъ которой пом;щалась Чудотворная Икона Богоматери, площадка передъ Иконой, все это обратилось въ груду развалинъ. Чугунная вызолоченная с;нь, массивный подсв;чникъ на 150 св;чей — все разлет;лось въ куски... Вся братія сп;шила къ собору. Прибылъ и преосвященный Ювеналій... Каково же было наше ут;шеніе и радость, когда мы увид;ли, что не только Святыня, но и самый кіотъ, въ которомъ она находилась въ с;ни, — невредимы! Настолько невредимы, что нигд; ни одной царапинки. Кругомъ развалины, груды обломковъ, картина полнаго разрушенія, а святая Икона, какъ чудо изъ чудесъ, — невредима. Со слезами умиленія вс; пали ницъ передъ столь явнымъ новымъ чудомъ нашей великой Святыни, и съ умиленными слезами совершили первое посл; разрушенія молебствіе». А вотъ показаніе другого инока, уб;леннаго с;динами, приводимое въ томъ же журнал;: «Въ исход; перваго часа вся братія улеглась спать. Во время глубокаго сна услыхалъ я страшный адскій грохотъ, отъ котораго моя кровать какъ бы закачалась въ воздух;. Въ первый моментъ у меня какъ бы помутилось въ голов;, — слишкомъ ужъ страшно было пробужденіе. Секунда, другая — и заб;гали по корридору. Тогда только я понялъ, что случилось что-то ужасное. Выб;жавъ въ корридоръ, я встр;тилъ иноковъ и, вм;ст; съ ними, посп;шилъ на монастырскій дворъ. Навстр;чу попались ночные сторожа, указавшіе, что въ большомъ храм; произошло что-то ужасное... Поб;жали доложить преосвященному и архимандриту, но они уже сами встали и сп;шили въ церковь. Появленіе среди насъ маститаго владыки, впереди вс;хъ, съ твердой р;шимостью шествовавшаго въ храмъ и ободрявшаго насъ прим;ромъ и словомъ, дало намъ силы и самимъ посл;довать за нимъ въ церковь. Едва только мы переступили церковный порогъ, какъ ужасающій густой смрадъ пахнулъ въ лицо. Внесли фонари, стали зажигать св;чи, но он; гасли отъ массы густого и ;дкаго дыма. Тогда отворили вс; двери и устроили сквознякъ, чтобы хоть сколько-нибудь очистить воздухъ. Когда осв;тили церковь, крики ужаса вырвались изъ груди вс;хъ присутствовавшихъ. Великол;пная с;нь, гд; пом;щался Чудотворный Образъ, была буквально вся разрушена. Десятки драгоц;нныхъ золотыхъ и серебряныхъ лампадъ разбиты и съ неимов;рной силой отброшены на 6-7 саженъ. Ст;нки с;ни и ея колонки сдвинуты съ м;стъ, сдавлены, попорчены и сильно обожжены. Куполъ с;ни сдвинутъ съ м;ста, ступеньки, расположенныя подъ с;нью, далеко отброшены съ неимов;рною силою и лежали въ н;сколькихъ саженяхъ отъ своего м;ста. Л;пныя украшенія осыпались и ободрались. Весь обширный соборъ былъ покрытъ разнородными обломками. Повсем;стно валялись: штукатурка, куски дерева, гвозди, куски л;пныхъ украшеній, св;чи, клочья матеріи... Преосвященный Ювеналій съ братіей, съ трудомъ пробравшись черезъ груду обломковъ, съ душевнымъ трепетомъ вынули изъ кіота совершенно невредимый чудотворный Образъ Знаменія Божіей Матери. Въ кіот; только стекло оказалось разбитымъ, а у св. Иконы лишь задымился, в;рн;е сказать, закоптился пороховымъ дымомъ в;нчикъ... Трудно описать ту радость и то благодареніе Богу и Пресвятой Богородиц;, кои охватили вс;хъ присутствовавшихъ насъ, — продолжаетъ инокъ, — когда мы узр;ли, что надъ Чудотворнымъ Образомъ совершилось новое чудо Божіей благодати. Едва разнеслась в;сть о чудесномъ событіи, какъ вс; жители города, отъ людей знатныхъ и именитыхъ до посл;дняго б;дняка, посп;шили въ монастырь. Въ девятомъ часу утра раздался благов;стъ, и двери храма распахнулись. Многотысячная толпа, какъ одинъ челов;къ, обнажила головы и ос;нила себя крестнымъ знаменіемъ. Народъ устремился въ церковь, гд; въ присутствіи начальствующихъ и должностныхъ лицъ города, было совершено преосвященнымъ епископомъ курскимъ Ювеналіемъ торжественное благодарственное молебствіе передъ Чудотворнымъ Образомъ. Храмъ не могъ вм;стить вс;хъ пришедшихъ вид;ть воочію дивное чудо милости Божіей, и вокругъ собора образовывались новыя и новыя толпы богомольцевъ. Необычайною торжественностью отличалось это первое, посл; только что совершившагося чуда, молебствіе. Трудно описать минуту, когда посл; окончанія ака;иста Цариц; Небесной преосвященный Ювеналій приподнялъ Чудотворный Образъ и ос;нилъ на четыре стороны молящихся, павшихъ ницъ передъ глубокочтимой святыней». Въ дополненіе къ вышеприведеннымъ двумъ свид;тельскимъ показаніямъ, приведемъ еще описаніе этого чудеснаго событія въ м;стныхъ курскихъ газетахъ: «8 марта въ 1 ч. 50 м. ночи, вся братія Курскаго Знаменскаго монастыря была вдругъ разбужена какимъ-то страшнымъ ударомъ, причемъ во вс;хъ келліяхъ дрожали окна, а келейникъ преосвященнаго Ювеналія, епископа Курскаго, былъ даже сброшенъ съ постели. Въ сильномъ испуг; монашествующіе выб;жали во дворъ. Преосвященный Ювеналій съ братіей обратились къ собору, откуда шелъ какой-то удушливый запахъ. Оказалось, когда попытались войти въ соборъ, что онъ весь наполненъ ;дкимъ дымомъ и гарью, отъ которыхъ захватывало дыханіе и гасли св;чи. Немедленно послали за полиціей и прокуроромъ, и страшная в;сть о катастроф; мгновенно разнеслась по всему городу. Передъ взорами быстро собравшихся въ соборъ вс;хъ представителей м;стныхъ властей: губернатора, жандармскаго генерала, прокурора, полицмейстера и другихъ, представилась потрясающая картина. По всему полу были разбросаны доски и разбитыя стекла, выпавшія, какъ потомъ оказалось, даже изъ верхнихъ оконъ купола съ пятнадцатисаженной высоты. С;верная массивная дверь собора была буквально вся разбита и выперта даже наружу. Ст;нная живопись и алебастръ попорчены. Но, бол;е всего, была повреждена та с;верная ниша, гд; постоянно находилась высокочтимая Святыня — Чудотворная Курская, или Коренная, Икона Знаменія Божіей Матери. Эта ниша, въ форм; большого кивота, изукрашеннаго орнаментами и священными медальонами, была буквально вся изломана: внутреннія золоченыя ст;нки ея и колонны были обожжены и выдвинуты наружу, вс; л;пныя украшенія и лампады были далеко отброшены въ стороны, даже дальше архіерейскаго амвона; жел;зная р;шетка, находившаяся передъ с;нью, была сорвана, а массивный подсв;чникъ на 150 св;чей былъ изуродованъ и отброшенъ на н;сколько саженей къ противоположной ст;н;; разбросанные во вс; стороны порожки, ведшіе къ с;ни, повредили ст;нную живопись... Несмотря на вс; эти поврежденія, которыя могли произойти только отъ взрыва какого-то очень сильнаго вещества, самъ драгоц;нный Образъ, шестисотл;тняя русская народная святыня, Чудотворная Икона Знаменія Божіей Матери, и на этотъ разъ явила намъ великое чудо и осталась на обгор;вшихъ поломанныхъ ст;нахъ с;ни ц;лою и невредимою. Она только чуть чуть сдвинулась вл;во въ кивот;, да у ризы в;нецъ оказался закопченъ дымомъ. У ея кивота не было даже разбито стекло (по предыдущему свид;тельскому показанію монаха стекло было разбито, чт; бол;е правдоподобно, иначе какъ бы могъ закоптиться в;нчикъ? — Еп. С.). Была найдена и адская машина, представлявшая собой продолговатый б;лый металлическій ящикъ, какъ можно догадаться по ея остаткамъ, съ часовымъ механизмомъ. По разм;ру своему этотъ ящикъ, съ иностранными клеймами, могъ вм;стить больше фунта динамита, чего было совершенно достаточно, по мн;нію вызваннаго, въ качеств; эксперта, изъ Харькова пиротехника артиллерійскаго управленія Г. П. Иванова, для совершеннаго уничтоженія с;ни, вм;ст; съ Иконой. Сл;дственными властями была сд;лана протокольная опись вс;хъ поврежденій и снято н;сколько фотографій». (Взято изъ книги: «О чудесахъ Божіихъ» изданіе А;онскаго Ильинскаго Скита. 1900 г.). Все вышеизложенное отм;чаетъ ужасную силу взрыва и явно чудесное сохраненіе Иконы, только слегка сдвинувшейся со своего м;ста, какъ бы Царица Небесная отвратила Свой Ликъ отъ страшнаго совершеннаго злод;янія. Чт; бы было, если бы взрывъ произошелъ во время всенощной или воскресной литургіи, когда вм;щавшій до 5000 богомольцевъ соборъ бывалъ полонъ народомъ, особенно т;снившимся къ Чудотворной Икон;. Конечно, пострадала бы не одна сотня душъ. А в;дь часовой механизмъ адской машины этимъ «поэтомъ научной техники» былъ установленъ именно съ такимъ расчетомъ, чтобы взрывъ для пущаго эффекта произошелъ на народ;. Такъ явлено было два великихъ знаменія отъ Чудотворнаго Образа «Знаменія»: и Икона уц;л;ла, и ни одна душа не погибла. В;сть объ этомъ дивномъ знаменіи облет;ла всю Россію и даже проникла заграницу. По вс;мъ русскимъ церквамъ въ сл;дующее воскресенье, 15 марта, были отслужены благодарственные молебны Владычиц;, по случаю чудеснаго спасенія Ея Иконы. Курскъ сталъ наводняться паломниками, а на выносъ Иконы, въ девятую пятницу по Пасх;, стеклось свыше 60.000 богомольцевъ. Фотографіи взрыва им;лись во многихъ домахъ въ Курск;. Была одна таковая и у насъ. Она почему-то вис;ла въ корридор;, какъ разъ напротивъ дверей въ мою д;тскую. Я, еще малышемъ, часто ее разсматривалъ: она поражала мое д;тское воображеніе. Какъ сейчасъ вижу: каркасъ разрушенной с;ни, груду мусора внизу, изогнутую часть массивной жел;зной р;шетки и... Чудотворную Икону, какъ бы парящую въ воздух;, съ отклоненнымъ слегка вл;во Пречистымъ Ликомъ Богоматери. Боже, сколько дивныхъ знаменій Своей силы явилъ Ты русскому народу передъ революціей, а онъ оставался сл;пымъ и глухимъ и не желалъ оставаться въ лон; отчемъ! Праведно пріемлемъ муку нын;. Но и каемся, хотя и не вс;. Не прогн;вайся же на насъ до конца, Господи! Пощади и помилуй немощныхъ чадъ Твоихъ, ради Пречистыя Твоея Матери! Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)
Чудотворныя иконы Божіей Матери. Обр;тена 8 сентября 1295 г. зв;роловомъ на бер. р;ки Тускари въ Курской обл. на земл; при корн; дерева. Имъ сооружена была часовня и поставлена икона, начавшая проявляться чудесами. Въ 1383 г. крымскіе татары, опустошавшіе область, разс;кли икону на дв; части и бросили ихъ въ разныя стороны. Увели они въ пл;нъ свящ. Боголюба, служившаго въ часовн;. Выкупленный послами московскаго вел. князя, Боголюбъ нашелъ расколотыя части иконы, сложилъ ихъ, и он; чудесно срослись. Въ 1597 г. икона привозилась въ Москву по желанію царя ;еодора Іоанновича. По возвращеніи святыни, на м;ст; часовни, иждивеніемъ царя, основанъ былъ монастырь, названный Коренной пустынью. Лжедимитрій взялъ икону съ собой въ Москву, гд; она пребывала до 1615 г. И въ свое отсутствіе, икона, чудеснымъ вид;ніемъ, спасла Курскъ отъ захвата его поляками въ 1612 г. Благодарные жители выстроили въ город; Знаменскій монастырь, въ которомъ она пребывала потомъ ежегодно съ 12 сентября до пятницы 9-й нед;ли по Пасх;. Остальное время она находилась въ Коренной пустыни. 7 марта 1898 г. икона оказалась невредимой, во время попытки злоумышленниковъ взорвать ее въ собор; Знаменскаго монастыря, хотя вокругъ нея было общее разрушеніе. Со временъ царя ;еодора Іоанновича икона вставлена въ кипарисную доску съ изображеніемъ Господа Савао;а наверху, а по бокамъ и внизу — пророковъ съ хартіями. Во время революціи икона была похищена 12 апр;ля 1918 г. и чудесно обр;тена въ колодц; 1 августа. Икона оставила Русскую Землю 29 октября 1920 г., будучи вывезена еп. ;еофаномъ Курскимъ, и находилась въ Югославіи въ м. Язк;, а зат;мъ въ Свято-Троицкой церкви въ Б;лград;. Великую помощь оказывала святыня во время бомбардировокъ Б;лграда въ эпоху второй міровой войны. По оставленіи Архіерейскимъ С;нодомъ Б;лграда, икона пребывала въ русскихъ храмахъ въ различныхъ м;стахъ его пребыванія. Святыня пос;щала многія м;ста русскаго разс;янія. Нын; пребываетъ въ Нью Іорк;, въ с;нодальной церкви Знаменія Божіей Матери. Источникъ: Н. Тальбергъ. Пространный м;сяцесловъ русскихъ святыхъ и краткія св;д;нія о чудотворныхъ иконахъ Божіей Матери. — Jordanville: Т;пографія преп. Іова Почаевскаго, 1951. — С. 99. © Copyright: Вера Гиоргадзе, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|