Цокньи Ринпоче. Беззаботное достоинство.

Леонид Невский: литературный дневник

Ещё вопросы? Если У вас нет вопросов, это очень хорошо. Это значит, что вы всё поняли!

Ученик 1: Почему, когда распознаётся сущность ума, мысли исчезают?
Ринпоче: Почему? Хорошо, ваш ответ. (Указывает на другого ученика.)
Ученик 2: Они являются выражением сущности ума.
Ринпоче: Почему мысли исчезают, если они являются выражением сущности ума?
Ученик 2: Это как в аналогии с огнём, бушующим в доме, и дымом, который валит из окна. Если вылить воду в огонь, то дым исчезнет.
Ринпоче: Каким именно образом вы выливаете воду в момент распознавания? Как вы это связываете?
Ученик 2: Посредством распознавания сущности ума.
Ученик 1: А как вы распознаёте сущность ума?
Ученик 2: Снова тот же вопрос: почему мысли исчезают, когда распознаётся сущность ума?
Ученик 1: В момент распознавания сущности ума мысль исчезает.
Ученик 2: Мне кажется, что это неверно. Я думаю, распознавание сущности ума происходит именно благодаря тому, что мысль исчезает, а не наоборот, когда мысль исчезает вследствие распознавания сущности ума. Можно распознать сущность ума, затем мысли вернутся, и тогда вы снова окажетесь в концептуальном уме.
Ринпоче: В том, что вы говорите, тоже есть определённый смысл.
Ученик: В ригпа нет двойственности. Мысль - это двойственность. Когда распознаётся ригпа, мысли уже не с чем спорить или сражаться.
Ринпоче: Это верно. Это то, что подразумевается в выражении: «Все демоны, препятствующие силы и злые духи двойственного восприятия, возрадуйтесь этому торма и разойдитесь по своим местам в недвойственном состоянии мудрости». Когда недвойственная пробуждённость по-настоящему проявляется в полной мере, демоны двойственности сильно пугаются и разбегаются.
Ученик: Распознав природу ума, вы покидаете область мыслей, поэтому мысль должна остановиться.
Ринпоче:Почему она должна остановиться?
Ученик: Потому что в распознавании природы ума нет деятельности, нет и не может быть чего бы то ни было.
Ринпоче: Не могли бы вы повторить ещё раз? Повторите те же слова ещё раз.
Ученик: Распознав природу ума, вы выходите за пределы мыслей и мышления.
Ринпоче: Почему?
Ученик: Потому что в сущности ума нет ничего, нет никакой деятельности. Ничего не происходит. В ней не может быть и мысли.
Ученик 3: Чтобы произошло распознавание ригпа, должно прекратиться двойственное мышление. Тогда, чтобы сделать это, вы должны прервать свою концепцию «я», концепцию того, что «вы существуете». Если вы на время можете прервать эту концепцию, то мышление, по определению, прекратится и вы окажетесь в ригпа.
Вопрос, который я хочу задать: что значит «я»?
Ринпоче:Почему нужно прервать эту концепцию?
Ученик: Чтобы избавиться от мысли. Мышление двойственно. Оно требует наличия «я». Чтобы была мысль, требуется личность, эго. Мысли не существуют без того, кто их думает.
Ринпоче: В ваших словах есть определённая доля истины.
Ученик: Если мысли не за чем следовать, то не может быть и другой мысли.
Ринпоче: Это тоже верно.
Ученик: Я не могу остановить мышление, но я могу видеть пустоту.
Ученик: А если воспользоваться таким примером: ригпа - это океан, а мысли - волны. Когда вы ныряете в воду, то волн нет.
Ринпоче: И в чём смысл?
Ученик: Если вы тонете, вы больше не можете думать!
Ученик: Если у мыслей нет основания или корня, вы не можете больше думать.
Ринпоче: Почему у мыслей нет основания или корня? А как насчёт всеосновы, алайи?
Ученик: Изначально у них нет основания или корня. У ригпа нет корня.

Ринпоче: Хорошо, хорошо. Эта дискуссия показала, что некоторые из вас неплохо разбираются в вопросе. Я хотел бы добавить несколько слов и чуть детальнее объяснить то, что пони мается под словами «мысль», «мышление», «облачение в концепцию», что по-тибетски мы называем намток (rnam rtog). Существуют две разные ситуации. Первая - когда восприятие возникает из ригпа. Вторая ситуация не связана с ригпа, а только с мыслями.

Прежде всего знание чего-то - это необязательно мысль. Восприятие - необязательно мысль. Дзогчен не требует от вас не воспринимать. Вы это понимаете? Это крайне важно понять. Считая, будто восприятие это мысль, мы слышим фразу «освободитесь от мыслей», и понимаем: «не сознавать или не ощущать ничего, не испытывать никаких переживаний». Это абсолютно неверно, совершенно ошибочно. Никто не говорил, что поскольку нет мысли, то нет и сознавания. Сознавание и мышление - это разные вещи. В процессе мышления возможно сознавать. Сознавание также может быть актом мышления. Это возможно. Но есть ещё и сознавание, свободное от мыслей. Вы понимаете это? Один вид сознавания - это сознавание, которое есть акт мышления, и другой - это сознавание, которое не является актом мышления.

Разница между ними зависит от ... - и сейчас мы приходим к другому тибетскому слову - дзинпа ('dzin pa), которое означает «удерживание» или «фиксация». Это то, на чём зиждется, и то, к чему относится, воззрение в дзогчен. Воззрение зависит от наличия фиксации. В состоянии ригпа вы вольны сознавать всё, что угодно, при этом не фиксируясь. Если же вы вовлечены в фиксацию, то это становится мышлением. Это уже мысли. Если сознавание свободно от мышления, свободно от фиксации, вы можете назвать его игрой пробуждённости. Игрой пробуждённости может являться всё, что угодно: благое, дурное или нечто, лежащее посередине. Но мысль это всегда фиксация. Фиксация на чём-то. Однако просто обнажённое сознавание необязательно называется мыслью. Это ясно?

Мысль означает наличие фиксации. Но тем не менее существует также и сознавание, свободное от мыслей, свободное от фиксации. И есть также сознавание во время фиксации. В дзогчен в состоянии медитации, которым является ригпа, есть сознавание, свободное от мыслей, свободное от фиксации. В состоянии постмедитации существует сознавание вместе с фиксацией. Основное отличие заключается в том, есть фиксация или нет, то есть, дзинпа или не дзинпа. Дзинпа может быть очень тонкой, практически неуловимой, но она всегда кончается. Она всегда конечна.

Вопрос, с которого мы начали, был следующим: почему мысли растворяются в момент распознавания ригпа? Вот пример. Две вещи, вот эта крышка и эта палка, не могут одновременно занимать у вас одну мысль. В точности, как две материальные вещи не могут одновременно занимать одно и то же пространство. Точно так же, есть только один ум. А поскольку он один, то с прекращением фиксации уже нет и мысли, занимающей это пространство.

Это один момент. Другой: сущность ума пустотна и нематериальна. В отсутствие мысли, в отсутствие фиксации эта пустотная сущность открыта. Она не занята ничем материальным. Мысль же наделена материальным существованием. Пожалуйста, поймите, что слово «материальный» необязательно подразумевает плотную, материальную вещественность. В буддийской метафизике считается, что материя, или субстанция, может быть преходящей в смысле времени. Мысль - преходящая материя. Преходящая субстанция мысли занимает пространство ума, пока действует фиксация, пока идёт процесс мышления, поэтому игра пробуждённости блокируется и не допускается; она не может по-настоящему проявиться. В отсутствие мысли, в отсутствие фиксации могут свободно проявляться и играть качества, присущие пробуждённости. На самом деле есть что-то удивительное в том, что наша сущность пустотна. Но это весьма обширная тема.

Согласно буддийской метафизике физическое пространство не обладает материальным существованием. Скорее оно понимается как вмещающая открытость. Пространство означает открытость. Оно не является чем-то, что функционирует или действует. Поскольку пространство пусто и материально не существует, мы можем его использовать. Например, похоже, что пространство этой комнаты почти полностью использовано нами для всевозможных вещей. Точно так же и пустота ума - это что-то, что не является материально существующим. Поэтому в нём может много чего происходить.



Другие статьи в литературном дневнике: