В знаменитой книге "Восстание масс" испанский социолог Хосе Ортега-и-Гассет определил обывательскую массу, погруженную в субкультуру, не оплодотворенную высоким философским смыслом, как среду, сознающую себя посредственностью, не желающую и не умеющую думать революционно (в познавательном смысле), самостоятельно и обновленно. Массовизованная, мировоззренчески усредненная (а по сути, лишенная всякого мировоззрения-идеи материального обогащения, преуспеяния и комфорта, не в счет!) обывательская среда репродуцирует, воспроизводит себя как стандартизованную в своих оценках и поведении, узаконенную и оправданную уже одним фактом своего появления на свет.
Восстание масс, о котором Ортега-и-Гассет пишет с плохо скрытым презрением и ужасом, захватило мир и отразилось в мутном болоте так называемой массовой культуры. Собственно, это даже не культура, а псевдокультурный, низкопробный суррогат со своими идеологами, торгашами и потребителями. Культ посредственности и нравственной вседозволенности являются визитной карточкой и законом этого рептильного движения в человеческом облике. Никого не должен удивлять тот факт, что худшие образцы падения духа родились и расплодились на благословенном Западе, потерявшем свою духовную ориентацию и религиозную сдержанность уже в эпоху крестовых походов.
Пару лет тому назад я зашел в Дом художника у Крымского моста и ужаснулся: мне показалось, что я нахожусь на блошином рынке где-нибудь в Бостоне или Нью-Джерси. Два этажа галереи были заполнены потрясающей, обывательской, беспомощной пошлятиной "художников", чью приверженность заветам тупого, бессмысленного модернизма, приплывшего к нам из-за океана, мог не заметить только слепой. Торжество круговой посредственности было налицо: ни один из "художников", не умеющих держать в руках кисть, не отличался от общего, конвейерного понимания того, что делают остальные эпигоны. Какое-то животное желание быть похожим в нищенском уродстве на других во что-бы то ни стало, потрясло меня до глубины души. Собственно художников там не было, это были либо самодовольные чертежники с раскрашенными чертежами, либо разляпистые мазилы, хаотично вывалившие на холст все, что случайно оказалось у них на палитре. Но, боже мой, какие названия были присвоены жалким, эпигонским "шедеврам": познание, вечность, вселенная, полет, мудрость и так далее! Никто из этих претенциозных мазил не понимал, что пытаться решать с помощью абстрактной мазни "вечные вопросы", значит совершенно не понимать задач и возможностей искусства, о чем предупреждал еще приснопамятный Плеханов. Продукту массового поп-искусства присущи все черты унылой массовизации и высокомерного бездумья, агрессивно утвердившего себя на телеэкране, в поэзии и литературе. Аминь. Дышать нормальному человеку в этой клоаке совершенно невозможно. Остается надеяться, что прибой безглазой, агрессивно унылой массовизации, затопивший мещанский, американизированный Запад, а теперь и Россию, не сможет перемахнуть через плотину здравого смысла, на котором стояло и держится не только великое реалистическое искусство человечества. Сон сознания рождает чудовища, но мы не можем все время находиться в состоянии сомнамбулического сна. Когда-нибудь необходимость выжить заставит нас проснуться.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.