***Самая совершенная литература и поэзия еще никогда не научили ни один народ в мире благости или мудрости. Это исторический факт. Высокое творчество всегда было элитарным и принадлежало не массам, не толпе, а одиночкам. Шиллер, Гете, Гейне не спасли немецкий народ от обожествления гитлеризма, Достоевский, Толстой и Чехов не научили россиян пониманию того, что сталинизм-преступление. Пламенный художник может быть вместе с народом на баррикадах, как Байрон, но оставаться при этом внутренне в одиночестве. Подлинно свободные творцы предпочитают несвободе изгнание или уходят в пустыню собственной души вместе с пустынником Серапионом. Искусство не принадлежит народу, а тем кто хоть что-то понимает в полетах души в запредельное, метафизическое пространство, кто его делает своим талантом и самоотверженностью. Художник должен быть озабочен творчеством, продавать результаты содеянного им всегда умели и будут уметь другие. Давайте вспомним, что народ в сущности всегда был неблагодарен по отношению к своим национальным гениям, если не мог сразу понять в них только самое простое, узнаваемое, лежащее на поверхности, как это случилось, например, с Пушкиным. При жизни обыватели считали его посредственным писакой, после смерти только настойчивые усилия знатоков поэзии заставили каждого второго русского запомнить строчку "У лукоморья дуб зеленый..". Всенародная слава такое же лукавство, как и утверждение о том, что настоящих высот достигает только тот, кто творит для народа. Писать и сочинять для народа нужно, но при этом не следует забывать о приоритетах собственной души, что гораздо важнее сомнительного успеха у тех, кто не вздрогнув прогнется перед насилием и неправдой, отложив в сторону томик поэм с красивыми виньетками. Утверждение Ганса Фаллады о том, что каждый умирает в одиночку, к поэтам и художникам приложимо как ни к кому другому, если это настоящие творцы, знающие цену идеалам свободы личности. Тех, кто умер за хлеб с маслом, проницательные и "благодарные" потомки, как правило, не чтут и не читают. Впрочем, этот же народ не читает и тех, кто действительно был поцелован богом. Давайте ценить истину: искусство народу не принадлежит, оно существует само по себе, народ лишь изредка интересуется им, когда за него можно что-то выручить...
© Copyright: Олег Раевич, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике: |