Род. Реконструкция часть 6В первой части разговора, я обозначил основные проблемы концепции восприятия Рода как главного божества древних славян, предложенной Рыбаковым. Тем ни менее, используя материал его работы, у меня сложилось собственное понимание роли Рода в языческом мировоззрении. Предлагаемая гипотеза спорна, но всё же хотел бы с ней поделиться. Для начала, давайте попытаемся восстановить последовательность культурных событий, привязанную к хронологической сетке. Т.к. для разных народов временные интервалы эпох могут несколько отличаться, я буду приводить в качестве ориентира даты привязные к Украинским землям (Карпаты, Волынь, Полесье – древний очаг восточных славян). В эпоху Мезолита (IX-VI тыс. до н.э.) основным занятием древних была охота, рыболовство, а так же собирательство. Земледелие этого времени находилось в зачаточной фазе, него принято называть "мотыжным" – сохранять урожай люди ещё не умели. Поэтому ведущим промыслом была именно охота. И если в эпоху Палеолита (до. X тыс. до н.э.) человек охотился на крупных животных, в т.ч. мамонтов, то теперь основной охотничий единицей стал более мелкий зверь. Исчезла необходимость собирать значительные группы охотников, поэтому изменился и характер промысла – группы стали малочисленнее, порой необходимость в них и вовсе отпадает. Именно в это время появляются лук и стрелы – оружие позволявшее искать удачи с быстрым и доселе недостижимым зверем, таким как олени и лоси. Учёным известен культ оленей, зародившийся в эту эпоху и одним из признаков его проявления являются поздние изображения Лосих-Важенок, сохранившийся у северных народов. Он повествует о том, как две полуженщины-полуоленихи рождают пару оленей или лосей, иногда упоминаются лани, которые в свою очередь становятся прародителями всего своего рода – дикого и домашнего соответственно. Последнее важно, т.к. с мезолитом связывают ещё одну очень важную веху в человеческой истории – приручение первых животных, положивших начало скотоводству. В этот период одомашниваются собака, свинья, бык. Ссылаясь на аргументации Рыбакова, буду считать Важенок тождественными рожаницам.
Бронзовый век (III-I тыс. до н.э.) С ним связывают чёткое разделение земледелия и скотоводства – теперь эти занимаются разные группы лиц. Естественно возрастает роль отмена и торговли. Вероятно именно в это время оформляется известный нам образ Волоса-Велеса (ранее связанного с охотничьим культом медведя), как скотьего бога, а по совместительству – покровителю богатства, ведь богатство того времени измерялось именно в наличие скота. Стоит заметить, что “праславянские культуры, которые хронологически относятся к общеевропейскому бронзовому веку, на самом деле ещё широко применяли камень для своих основных изделий (серпы, ножи, стрелы), а бронза, привозимая со стороны, применялась преимущественно (кроме долот) для украшений”. Эта ремарка свидетельствует не только о торговых отношениях, но и показывает общий уровень славянской культуры, находящейся в непосредственной близости от области кочевых племён. Как видим, такое соседство не стало катализатором развития, а наоборот, послужило сдерживающим фактором. Приблизительно в это время формируется первичный пантеон славянства, включавший Макошь, Перуна, Сварога, Дажьбога, Стрибога, Симаргла, Хорса и, вероятно, Волоса. Да, согласен, Земля, как Великая богиня жизни была известна и ранее, но образ Макоши окончательно оформляется именно в этот период, что позволяет наблюдать её по всей географии расселения славян. Относительно Волоса – вопрос спорный. Рыбаков приводит увязку его с культом медведя, весьма древним а главное – охотничьим, что не вяжется в данной эпохой. Однако Волос это ещё и бог скотоводства, а так же богатства, что заставляет думать, что свой устойчивый образ он получил именно в этот период.
Зарождение культа Рода я датирую VIII в до н.э. Какие же предпосылки были у его появления? Стоит однако заметить, что в месте с этим произошли изменение и в мировосприятии славян. Последнее необходимо разъяснить более подробно. Славян кормила Земля, причём в восприятии древних, она как-бы рожала дары. Особенность земельной плодовитости в том, что она не воспроизводит саму себя (как делает всё живое – люди, звери, растения), но без неё семена не превращаются в колосья. Животные, люди – рожаются, взрослеют, умираю, успевая дать потомство, с продуктами земледелия всё точно так же, за исключением фактора земли. Как мы знаем обожествление земли произошло ещё в трипольский период – дебелые матроны не что иное как – образ богини плодородия – Матерь Прародительница, Великая Богиня. В славянском фольклоре мы находим схожий образ – Мать-Сыра-Земля, а в религиозных верованиях – Макошь (нужно оговориться, что роль последней принято ограничивать – женскими работами, но это вероятнее всего следствие вырождения культа. Кроме того, непосредственно боги в фольклоре не упоминаются, т.к. они воспринимались очень серьёзно, поэтому Мать-Сыра-Земля уже не богиня, но изначально это определённо была богиня, которую логичнее всего отождествлять с Макошью). Видимо в это же время, в силу доминирования земледельческой философии, идея дарования жизни проецируется и на Лосих-Важенок, упоминавшийся ранее в рамках охотничьих культов. Но если раньше, Важенки рождали первых оленей от которых пошли все остальные, то теперь они стали родительницами части оленьего молодняка. В русской вышивке широко распространён сюжет изображающий, по краям, двух олений, иногда рожающих, а посредине женщину в позе роженицы. Иногда у неё на голове – рога, иногда руки изображены как рога (или ветви деревьев), иногда она сама рожает, причём оленёнка. Доказательству того что вышитые фигуры это Макошь и рожаницы, Рыбаков посвятил отдельную главу своей книге, и думаю нет смысла её пересказывать (стоит разве что упомянуть критику Л.С.Клейна “парности рожениц” – “очевидно здесь просто сказалась специфика данных композиций как произведений народного искусства – традиция, орнаментальность, необходимость симметрии” – выделено мной). Важнее другое, теперь популяция олений завесила от некого божественного вмешательства. Здесь следует сделать одну оговорку – не все олени появлялись на свет из утроба Важенок, но тем ни менее даже в XIX веке бытовали представления о не вполне естественной природе происхождения некоторых особей: “«В старое время приходили к нашей церкви два оленя и было сказано, что брать для убоя только одного, а другого отпускать на волю. Вот по один год и удумали заколоть обоих оленей. Как только сделали против заповеди, олени и перестали ходить»”. Речь здесь идёт об обычае закалывать оленя по случаю праздника урожая – 8 сентября по старому стилю. После того как олени “перестали приходить на заклание”, крестьяне стали закалывать бычков. Впрочем, обычай этот интересен мне сейчас исключительно по одной причине – с изменением роли Важенок-рожаниц, происходит синхронизация нового земледельческого мировосприятия с охотничьей философией. Олени, лоси, лани были фактически основой охотничьего промысла и теперь их популяция зависла о внешнего фактора. Теперь рассмотрим другую возможную сторону Рода, негативную. По моему мнению сепарация светлых и тёмных начал в образе высших существ явление позднее, связанное с формированием жречества как социальной группы. До этого момента, чёткая граница между хорошим и плохим началом могла быть только у низших духов, которые явно ассоциировались с каким-то процессом или явлением. Род же появился на границе архаичных верований (берегини, упыри и т.п.) и времени формирования раннего языческого пантеона (Стрибог, Дажьбог, Сварог), являясь при этом существом сравнительно высокого порядка (1 – единственное число; 2 – заглавное написание имени; 3 – отсутствие упоминания в сказках (боги в фольклор не попадали); 4 – функции слишком абстрактны). Поэтому, на ряду с Макошью (помимо функций плодородия, – богиня хорошей и плохой судьбы) и Велесом (бог богатства, при этом у балтийский славян ещё и связан с культом мёртвых) он являлся дуалистичной сущностью, сочетавший в себе хорошие и плохи качества. Впрочем, говоря о ранних жреческих богах нельзя думать, что их образы изначально или стремительно отчистились от дуализма. Данный процесс происходил какое-то время. Что ж касается Рода, то его негативная сущность вырисовывается из следующих постулатов: 1 Общая стихия заложными покойниками (т.е. теми, чьи души не попали в языческий рай – ирий) Этого безусловно мало, но это всё-таки кое что. Итак по порядку: 1. На Руси, вплоть до начала XX века покойников было принято делить на две категории – умершие естественной смертью и заложные, умершие раньше положенного срока. Отношение к первым можно охарактеризовать как уважительное. Начиная с VIII в до н.э. (т.е. со времени появления Рода) их либо хоронили лицом на восток или сжигали. И в том и в другом случае обряд был сопряжён с верой в перемещение души в ирий. Заложных не хоронили ни как (по крайней мере в рассматриваемую эпоху) – их не принимала ни земля, ни вода. Они бродили по земле до истечения отпущенного им срока, вредя людям. По окончанию указанного срока они либо находили покой (наверное правильным будет сказать – не беспокоили живых, т.к. о перемещении заложных ирий никаких свидетельств нет) или превращались в злых духов – водяных, леших, русалок, домовых и пр. По большому счёту весь сонм языческой бесовщины – это суть заложные покойники. И если преобразованные сущности могли иметь чёткое место обитания – лес, водоём, баня и т.п., то изначальные заложные, с одной стороны привязывались к месту смерти, с другой могли перемещаться, но исключительно по воздуху. Т.е. они как бы делят данную стихию с Родом. Дополнительно замечу, что вырождаясь Род уподобился домовому. Последний сравнительно безвредный, но всё-таки злой дух, чьё происхождение так же берёт свой начало от заложных покойников. 2. Относительно данного сопоставления, хочется заметить, что большинство языческих богов в процессе христианизации персонифицировались в светлых образах: Так Перун перешёл в Пророка Илью, Макошь в Параскеву Пятницу, Сварог в Кузьму и Демьяна и т.д. Однако Род, почему-то целенаправленно изживался из сознания неофитов, в том числе по средством прямого отождествлением с Осирисом (Слово Св. Григория об идолах). Рыбаков рассматривает “Озириса“ как верховное божество, подобное Саваофу, однако в тексте “Слова” Осирис награждён эпитетом “проклятого”, что ярко свидетельствует о его негативной стороне. А мы знаем, что Осирис ко всему прочему – бог мёртвых, царь загробного мира. В предыдущем абзаце я уже упоминал заложных покойниках, чьё безрадостное существование можно сравнить с адом, хотя очень условно, ведь заложные не обязательно отягощены грехами (самоубийство, родительское проклятие), зачастую единственная причина попадания в данную категорию это обстоятельства смерти (упал с дерева, убило молнией, заболел и умер). Тем ни менее их загробная жизни напенена безысходностью (они нередко просят погребения, в позднее время, некрещённые младенцы взывали о посмертном крещении). Другим фактом сближения Рода с нечистой силой является приводимая ранее этимологическая близость кут/куд. Напомню, что в позднее время Рода снизвели до уровня домового – кутного бога, что же касается толкования Куд, то Даль недвухсмыслено называет его с сатаной. Другим примером, правда очень отдалённым можно считать народное восприятие вихря, приводимое Зелениным: "По общему народному воззрению, вихрь – это особый представитель нечистой силы; брошенный в вихрь нож обычно окрашивается кровью. По-видимому, и этого вихря в некоторых местах относят к числу заложных покойников". Однако ранее я уже делал предположение о том, что Род – отец ветров, возможно что и вихрь – не исключение. 3. На станицах христианских книг встречается сочетание “Родьство огньное”, используемое в качестве синонимома христианского термина “геенна огненная”. “«Родьство огньное» пытались объяснить ошибкой переводчиков, принявших по созвучию греческое geenna (геенна) за genea – род. Однако это маловероятно; как объяснить, что все переводчики в разных городах и в разные века обязательно ошибались, и притом всегда одинаково? Обилие славянских слов с корнем «род» в значении красного и огненного (сравни латинское ardeo – гореть, ardor – жар, зной) позволяет считать слово «родьство» славянским обозначением пекла, а не ошибкой”. На первый взгляд, в версии Рыбакова, всё достаточно логично. Однако есть один нюанс – отсутствие идеи огненного ада у славян. В предложенной трактовке “жар Рода” превращается в преисподнюю, хотя ничего подобного в языческих верованиях не существовало. Это, по сути не меньшая ошибка переводчика, чем прочтение geenna в значении genea. Но есть другое объяснение – перевод мог стать компромиссным, когда “родьство” – указание на языческий загробный мир, а “огньное” – на свойство христианского ада. Этот приём можно наблюдать и сейчас, например автор wiki-статьи о нараке оперирует понятием Холодный Ад. Т.о. буддийские представления о загробной жизни, объясняются через христианскую концепцию, с применением несвойственного ей эпитета (холодный), что однако не вызывает у читателя смешенных чувств, наоборот позволяет проще понять совершенно новую (для христианина) модель, за счёт схожести основ. К сожалению более подробное рассмотрение заложных покойников выходит за рамки данной статьи, но думаю в ближайшее время я выложу о них отдельный материал. Итоги: © Copyright: Павел В.Новиков, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|