Род. Время появления Этимология часть 3
3. Как уже упоминалось выше, Род часто соседствует с парой рожаниц. Но иногда он упоминается и один. Впрочем и рожаницы так же могли упоминаться обособлено (единственно с кем они соседствую кроме Рода – Макошь), однако их след уходит в более глубокие пласты прошлого. Анализируя северные шаманские бляшки, Рыбаков обращает внимание на образ двух небесных оленей, нередко заменяющийся на образ двух женщин с оленьими рогами, покрытых шерстью. Расшифровку данного образа он находит у нганасан: "«Войдя, шаман увидел на левой (женской) стороне чума двух нагих женщин, подобных оленям: покрытых шерстью, с ветвистыми оленьими рогами на голове. Шаман подошел к огню, но то, что шаман принял за огонь, оказалось светом солнечных лучей. Одна из женщин была беременна. Она родила двух оленят… Вторая женщина тоже родила двух оленят…»". Количество оленят не случайно, один из них положил начало роду диких оленей, другой – роду домашних. Есть похожие представления и у других северных народов, продолжительное время остававшихся в культурном развитии на охотничьей стадии. Что касается народностей, проживавших на территории современной Украины в древности, то переход от охотничьего промысла к земледелию и скотоводству начался здесь приблизительно в VI-IV тыс. до н.э. Я сказал народностей, т.е., это ещё даже не праславяне. Однако пару женщин-олених мы находим и у них и у появившихся позже праславян. Постепенно женский образ превалирует в изображениях, однако и олени не исчезают полностью, то выступая самостоятельно (по двое), то в качестве средства передвижения для отделившихся рожаниц. Так или иначе, последних можно датировать очень древней эпохой. Родом дело обстоит несколько иначе – он мужское божество. Таким образом он не мог появится в эпоху развитого энеолита, т.к. в ту пору ещё преобладал матриархат (трипольцам он не известен). С другой стороны он тесно связан с земледелием, хотя и не является покровителем последнего. Графических изображений Рода не сохранилось или их никогда и не существовало, но опираясь на этимологию, можно сделать кое-какие выводы.
Говоря о исключительности Рода для древних славян, Рыбаков приводит в качестве доказательства производные от его имени слова. Я разделю их на три категории, расширив изначальный перечень:
А) Урожай, Плодородие, Роды, Юродство, Выродок
Б) Рдеть, Рожь, Ржа
В) Природа, Народ, Родина
Г) Родiа, Родник, Борода
Понятно, что процесс деторождения существовал непрерывно во все эпохи независимо от культурного уровня или религиозных верований, т.о., не смотря на древность, скрывающихся за ними понятий, сами слова (группы А) не следует воспринимать таковыми. Не буду исключать, что Род как словоформа стал обобщением существовавших до него однокоренных слов, описывающих схожие процессы рождения/зарождения, однако если предположить, что имело место обратное явление, то датировать слово “урожай”, можно уже Бронзовым веком – временем, когда аграрный матриархат начал соседствовать с пастушечьим патриархатом. Думаю можно обозначить две версии времени появления Рода. Первая, к которой склоняется Рыбаков, – II тыс. до н.э., вторая, к которой склоняюсь лично я – VII в. до н.э.
Первую версию нарушает следующее: во-первых Род не заменил собой матриархальный символ плодородия. Нам известна богиня Макошь имеющаяся все признаки последней. Во-вторых, у Рода отсутствуют ярко-выраженные черты мужского начала (присущие, например Яриле). Таким образом он не являлся парным Макоше (что косвенно подтверждается письменными источниками – Род и Макошь никогда не упоминаются вместе, хотя и в отдельности друг от друга они могут соседствовать с рожаницами).
Группа (Б) спорная. Рыбаков однозначно сближает “Род” и “рдеть”, хотя Фасмер отсылает всю группу (Б) в исходному “руда”. Это может отнести нас в две эпохи – Бронзовый век (предшествующий ему медный я не рассматриваю, т.к. по версии Рыбакова Род не мог появится так рано), или более позднее время – железный. Кстати само слово “Руда”, тяготеет к “кровь” (совпадение ?) и, как следствие, ко всё тому же красному. Ну а кровь, как нельзя лучше описывает понятие родства. Т.о. связанность “рдения” с Родом вероятно. В пользу версии раннего происхождения Рода говорит красный цвет меди. В качестве контр-довода, сошлюсь на самого Рыбакова: ”так как те праславянские культуры, которые хронологически относятся к общеевропейскому бронзовому веку, на самом деле ещё широко применяли камень для своих основных изделий (серпы, ножи, стрелы), а бронза, привозимая со стороны, применялась преимущественно (кроме долот) для украшений”. Другими словами, ковка металла приобрела важное значение только в эру Сварога (железный век праславянства).
Третья категория слов вообще не вписывается в датировку Рода II тыс. до н.э., все они явно более позднего времени появления, маловероятно, что природа в чистом виде (её красота) интересовала древних, да и консолидация общин в нечто большее (Родина, Народ) не могла происходить в столь ранее время. С другой стороны, если отталкиваться от зачатков государственности, т.е. приблизительно VII в. до н.э., то это хорошо согласуется с утверждением: “Первое знакомство праславян с железом относится, быть может, к концу белогрудовской культуры, а широкое применение кованого железного и стального оружия – к чернолесской культуре, к IX – VIII вв. до н. э.”
А вот слова четвёртой группы куда интереснее. Родiа – древнее название молнии. Как мы знаем славянский громовик это Перун, относимый В.В. Ивановым и В.Н. Топоровым к III – II тыс. до н. э. (“Не подлежит сомнению, что в праславянское время культ грозового Перуна был известен, но вкладывалась ли тогда в этот культ идея бога – владыки мира, мы не знаем; вероятнее всего, что нет”). Таким образом, сближая слова Рода и родiю до однокоренных, мы получаем эпоху предшествующую появлению Перуна, но это невозможно. Другим вариантом было бы рассмотрение родiа как более поздней синоним молнии, но на данном этапе это ничего нам не даёт. Родник так же довольно примечательное слово. У славян не было отдельного божества воды, подобного Посейдону, т.к., во-первых, они были достаточно далеко от морей и уж точно от них не зависели, во-вторых – располагали существенными запасами пресной воды, что бы, опять-таки, не быть слишком зависимыми от влаги. Впрочем, ранние земледельцы не сооружали даже примитивных оросительных систем, так что, при избытке речной воды, их урожаи были зависимы от воды дождевой. На трипольской керамике (IV - III тыс. до. н.э.) часто встречаются изображения дождя (иногда в виде струй из сосцов какого-то женского божества). Если “родник”, производное от “Рода”, то нужно искать его следы не ранее указанного времени (т.к. во-первых “Идеология трипольских художниц ещё полностью матриархальна”, во-вторых среди найденных артефактов нет и намёка на Рода). Как видим, данное слово подкрепляют версию Рыбакова о раннем появлении Рода. Здесь я не буду останавливаться альтернативном обосновании их происхождения в более позднее время (вторая версия), но вернуть к этому вопросу в заключительной части статьи.
Остаётся загадочное слово – борода. Рыбаков вообще не приводит его, но я попробую всё-таки разобраться каким образом оно связывает нас с темой обсуждения. Итак, борода, как известно мужской атрибут, более того появляется она уже в половозрелом возрасте, наглядно свидетельствуя о готовности к семейным отношениям. Учитывая деятельность Рода: “"седя на воздусе мечеть на землю груды и в том рожаются дети"”, а так же его пол, мы получаем интересный атрибут данного божества. Стоит оговориться, что бороду носили и другие славянские боги, что не делает её исключительной собственностью Рода, но всё-таки с ним борода сближается более всего, в силу признака детородности.
В завершении замечу, что на более позднее время зарождения культа Рода указывает и его отсутствие у южных соседей (см. п.2). При том, что и Перун (III – II тыс. до н. э.) и Сварог(Сварожич) (II и I тыс. до н. э.) и даже более поздний Дажьбог присутствуют в их пантеоне.
Вывод: Примерное время появления Рода – II в. до н.э., когда аграрный сектор вышел на доминирующие позиции НЕВЕРНОЕ.
Продолжение: Род. Кутный бог (часть 4)
ЖЖ
ОБСУДИТЬ
E-MAIL
Другие статьи в литературном дневнике: