4. Продолжая этимологическую тему, хочу остановится на одном из названия Рода, встречаемом на страницах исследований предшественников Рыбакова. Как уже говорилось во введении, Рода они отождествляли с домовым. Возникает вопрос, почему домовой это – кутный бог? Что означает данное слово?
По одной из версий “кут” – угол (закуток), что указывает на место обитания домового. Но чисто с геометрической точки зрения, угол – поворот, образующий излом. Почему это важно? Взгляните на перечень слов ниже:
А) Кудель, кудри, кутить, окутывать, кутерьма
Б) Кудыкина гора, скудный
Слова первой категории, на первый взгляд, не имеют общей смысловой базы, но она всё же есть, это – идея вращения. Из кудели вьют нить, закручивая её вокруг собственной оси (ещё одним объяснением “кут”-угла может служить место размещения кудели). Отмечу здесь же визуальное сходство атрибута Рода – бороды с куделью. Кутить – прожигать, проматывать; кутерьма – круговерть; Окутывать – завёртывать; кудри – вьющиеся волосы. Как видно, “д” и “т” чередуются, что заставляет нас несколько по иному рассматривать и “кудыкину гору”. Как известно данное выражение употреблялось охотниками на вопрос “куда идёшь”, так как спрашивать об этом было нельзя. Однако мне попалась статья, где упоминается кудыкина гора в Подмосковье (правда точные координаты не сообщаются). А что если предположить, что такая гора была местом поклонения Роду, существовала в единственном экземпляре, а потому находилась – далеко, у чёрта на куличиках (“Кутью зовут и дальний угол леса, поля, леска и пр.” – Даль). Впрочем вероятность этого крайне мала. Куда интереснее было бы разобрать топоним “Красный кут”. Осталось ещё одно нерассмотренное слово – скудный. К сожалению оно никак не вяжется с предложенной мной концепцией рассматривать корень “куд/кут” как глагол в значении поворот, вертеть. Возможно я что-то упустит, но не исключено, что происходит оно от другого корня.
Но перейду к главному. Даль даёт чёткое определение слово “Куд” – злой дух, бес, сатана. Определение явно христианское, поэтому не будем забывать, что представители последних любили отождествлять языческих богов с библейскими исчадиями. Поэтому, когда в продолжении статьи, Даль упоминает кудесника, а так же даёт ссылку на исходный материал в статье акудник –> кудесить, я начинаю серьёзно подозревать что за личиной кудесника может скрываться жрец Рода = Ку;да, кутного бога.
Нужно заметить что на Руси существовало множество языческих “профессий” покрытых впоследствии анафемой. Причём их названия прямо или косвенно свидетельствует о специализации их обладателей. Перечислю некоторые из них: волхв, чародей, колдун, вещун (кощун), ведун, знахарь, кудесник, окудник.
Вот что говорит Рыбаков о волхвах, в контексте бога разговора о Волосе/Велесе: “Волос – волосатый, волохатый; отсюда – волхв – тоже волохатый (может быть, одетый в медвежью шкуру? – Б. Р.)”. Т.о. волхв – жрец Волоса.
Идём дальше, “В русском средневековом языке большие широкие сосуды, служившие для заклинательных целей («на здоровье»), именовались «чарами», а волхвы и колдуны, оперировавшие со священной водой, назывались «чародеями» или «чародейками»”. Здесь нет указания на конкретного бога, но на Руси и не было отдельного водного божества, данная стихия была “поделена” между имеющимися богами.
Не бесспорно утверждение, что “колдун” происходит от колядун – просящего на празднике коляды, т.к. в таком толковании теряется мистический ареол (что и не удивительно, ведь никакого бога Коляды не существовало – “В некоторых слyчаях название праздника персонифицировалось вполне явно. Такова, например, зимняя предновогодняя коляда, которая не только под пером историков XVII в. превращалась в «Колядy, бога праздничного»”). Согласно Фасмера, слово действительно сопряжено с понятием “шум” и стало “этнонимом попрошаек”, но при этом упор делается скорее на факирстве – бродяжничестве сопряжённом с заработком по средством показа фокусов. В пользу этого косвенного говорит слово “колдуны;”, чьё значение – намекает на кулинарный фокус – спрятать мясо внутри теста. Впрочем не исключено что колдун и колядун действительно родственные слова.
Кощун, даже в своём современном значении, связан с разговорной речью. Есть версия, что древние кощуны –хранители языческих знаний. Но мне кажется более убедительной сближение данного понятия с Макошью. Последняя – богиня удачи (““къшь” – жребий”), урожая (“втоpой семантический pяд слова «кошь»: коpзина, плетеный возок для снопов <…> кошьница», «кошyля», «кошелка», «кошель» – pазличные, обычно плетеные, емкости для зеpна, хлеба и дpyгих пpодyктов”) и – покровительница знахарства. Однако знахарство, это не только выданье трав, но и заговоры, нашёптывание. Если предположить, что кощуны – люди практикующие заговоры, то всё встаёт на свои места – и неприятие христианами данного явления как бесовской молитвы и вербальный характер кощунства и общий корень с Макошью .
Наконец, кудесник, согласно wiki-словаря, близок к “чудо” – первонач. *кудо, из праслав. формы. Последнее опять-таки можно рассматривать как “поворотное событие”. Заодно становится понятной роль кудесника – магический приворот / отворот. Т.е. это мог быть и не жрец Рода, а просто человек, работающий по смежному со специализацией Рода направлению.
Вывод: Отвергая версию о Роде как о домовом, не следует однако пренебрегать ей полностью, так как она может дать ответы на многие вопросы, относительно первоначально роли Рода.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.