Род. Кутный бог часть 4

Павел В.Новиков: литературный дневник

4. Продолжая этимологическую тему, хочу остановится на одном из названия Рода, встречаемом на страницах исследований предшественников Рыбакова. Как уже говорилось во введении, Рода они отождествляли с домовым. Возникает вопрос, почему домовой это – кутный бог? Что означает данное слово?
По одной из версий “кут” – угол (закуток), что указывает на место обитания домового. Но чисто с геометрической точки зрения, угол – поворот, образующий излом. Почему это важно? Взгляните на перечень слов ниже:
А) Кудель, кудри, кутить, окутывать, кутерьма
Б) Кудыкина гора, скудный
Слова первой категории, на первый взгляд, не имеют общей смысловой базы, но она всё же есть, это – идея вращения. Из кудели вьют нить, закручивая её вокруг собственной оси (ещё одним объяснением “кут”-угла может служить место размещения кудели). Отмечу здесь же визуальное сходство атрибута Рода – бороды с куделью. Кутить – прожигать, проматывать; кутерьма – круговерть; Окутывать – завёртывать; кудри – вьющиеся волосы. Как видно, “д” и “т” чередуются, что заставляет нас несколько по иному рассматривать и “кудыкину гору”. Как известно данное выражение употреблялось охотниками на вопрос “куда идёшь”, так как спрашивать об этом было нельзя. Однако мне попалась статья, где упоминается кудыкина гора в Подмосковье (правда точные координаты не сообщаются). А что если предположить, что такая гора была местом поклонения Роду, существовала в единственном экземпляре, а потому находилась – далеко, у чёрта на куличиках (“Кутью зовут и дальний угол леса, поля, леска и пр.” – Даль). Впрочем вероятность этого крайне мала. Куда интереснее было бы разобрать топоним “Красный кут”. Осталось ещё одно нерассмотренное слово – скудный. К сожалению оно никак не вяжется с предложенной мной концепцией рассматривать корень “куд/кут” как глагол в значении поворот, вертеть. Возможно я что-то упустит, но не исключено, что происходит оно от другого корня.
Но перейду к главному. Даль даёт чёткое определение слово “Куд” – злой дух, бес, сатана. Определение явно христианское, поэтому не будем забывать, что представители последних любили отождествлять языческих богов с библейскими исчадиями. Поэтому, когда в продолжении статьи, Даль упоминает кудесника, а так же даёт ссылку на исходный материал в статье акудник –> кудесить, я начинаю серьёзно подозревать что за личиной кудесника может скрываться жрец Рода = Ку;да, кутного бога.
Нужно заметить что на Руси существовало множество языческих “профессий” покрытых впоследствии анафемой. Причём их названия прямо или косвенно свидетельствует о специализации их обладателей. Перечислю некоторые из них: волхв, чародей, колдун, вещун (кощун), ведун, знахарь, кудесник, окудник.
Вот что говорит Рыбаков о волхвах, в контексте бога разговора о Волосе/Велесе: “Волос – волосатый, волохатый; отсюда – волхв – тоже волохатый (может быть, одетый в медвежью шкуру? – Б. Р.)”. Т.о. волхв – жрец Волоса.
Идём дальше, “В русском средневековом языке большие широкие сосуды, служившие для заклинательных целей («на здоровье»), именовались «чарами», а волхвы и колдуны, оперировавшие со священной водой, назывались «чародеями» или «чародейками»”. Здесь нет указания на конкретного бога, но на Руси и не было отдельного водного божества, данная стихия была “поделена” между имеющимися богами.
Не бесспорно утверждение, что “колдун” происходит от колядун – просящего на празднике коляды, т.к. в таком толковании теряется мистический ареол (что и не удивительно, ведь никакого бога Коляды не существовало – “В некоторых слyчаях название праздника персонифицировалось вполне явно. Такова, например, зимняя предновогодняя коляда, которая не только под пером историков XVII в. превращалась в «Колядy, бога праздничного»”). Согласно Фасмера, слово действительно сопряжено с понятием “шум” и стало “этнонимом попрошаек”, но при этом упор делается скорее на факирстве – бродяжничестве сопряжённом с заработком по средством показа фокусов. В пользу этого косвенного говорит слово “колдуны;”, чьё значение – намекает на кулинарный фокус – спрятать мясо внутри теста. Впрочем не исключено что колдун и колядун действительно родственные слова.
Кощун, даже в своём современном значении, связан с разговорной речью. Есть версия, что древние кощуны –хранители языческих знаний. Но мне кажется более убедительной сближение данного понятия с Макошью. Последняя – богиня удачи (““къшь” – жребий”), урожая (“втоpой семантический pяд слова «кошь»: коpзина, плетеный возок для снопов <…> кошьница», «кошyля», «кошелка», «кошель» – pазличные, обычно плетеные, емкости для зеpна, хлеба и дpyгих пpодyктов”) и – покровительница знахарства. Однако знахарство, это не только выданье трав, но и заговоры, нашёптывание. Если предположить, что кощуны – люди практикующие заговоры, то всё встаёт на свои места – и неприятие христианами данного явления как бесовской молитвы и вербальный характер кощунства и общий корень с Макошью .
Наконец, кудесник, согласно wiki-словаря, близок к “чудо” – первонач. *кудо, из праслав. формы. Последнее опять-таки можно рассматривать как “поворотное событие”. Заодно становится понятной роль кудесника – магический приворот / отворот. Т.е. это мог быть и не жрец Рода, а просто человек, работающий по смежному со специализацией Рода направлению.


Вывод: Отвергая версию о Роде как о домовом, не следует однако пренебрегать ей полностью, так как она может дать ответы на многие вопросы, относительно первоначально роли Рода.



Продолжение: Род. Громовый знак (часть 5)


ЖЖ
ОБСУДИТЬ
E-MAIL



Другие статьи в литературном дневнике: