Личина Личности"Поговорив с человеком о художественном творчестве, можно сразу понять, в каком возрасте прекратилось его развитие. Эти люди, как правило, называют эту остановку убеждениями или верой. Человеку начинает казаться, что он все уже познал, все изучил... Я же считаю, что процесс эволюции может остановить только смерть…"
Так что же ограничивает Личность? 1. Традиции, воспитание и прочее. Все эти обстоятельства, названные wiki социальным контекстом, закладывают модели поведения на подсознательном уровне, но вместе с тем помогают адаптироваться с социуме. В умелых руках — это инструмент выживания, в неувелых — ритуал, подчас бессмысленный. Вспомните за что распяли Христа, сожгли Джордано Бруно… за «надругательство над традициями», хотя приговор и звучал в каждом случае индивидуально. Думаете сегодня учёные мужи стали более толерантными? Ни сколько. Идеи Энштейна не принял НИКТО из современных ему физиков-с-репутацией. Только когда вымерли все эти динозавры, а подросший молодняк стал непререкаемым в глазах тянущихся к научным знаниям обывателям, теория относительности была взята в оборот как опытнодоказанная (хотя таковой она не являлась). А уж если брать такую заболоченную почву как История, то здесь и вовсе — всё держится на авторитете предшественников и никакие Фоменко & Носовский не сумеют его (болото) осушить, т.е. рука руку моет, а спор с армией производителей компиляционных диссертаций о достоверности первоисточников (положенных в основу их трудов) — спор уже не научный — слишком зашкалят амбиции (как только поплывут первоисточники, так сразу же всплывёт несостоятельности написанного в их научных работах). Вот вам и пример губительного влияние традиций на формирование Личности. 2. Ложные установки. Достаточно перечитать перечень смертных грехов и поискать их ростки в собственном поведении — жадность, лень… а прибавьте, не упоминаемые там, азарт, упрямство, да много ещё чего. Психологи аналитического склада ума (т.е. склонные к классификации, а не поиску) говорят что в основе всего вышеперечисленного лежит чувство страха. Страх потерять, не успеть, не оправдать чьих-то ожиданий… прописанный в подкорку проявляется в тех или иных ситуациях и определяет наши реакции в их контексте. Т.е. опять-таки подменяет свободу выбора единственным решением. Но и у этого явления есть обратная сторона — страх помогает выжить не зависимо от действия (одни — убегают, другие — нападают). Таким образом ключевым моментом в этом пункте является частота безсознательных действий в нетипичных ситуациях (человек 90% жизни проводит на автопилоте и это нормально, но когда надо принимать решение — Личность просто обязана его выключить). Л.Толстой говорил, что только придумывает характер персонажей, а дальше они начинают жить своей жизнью не зависимо от желаний писателя. Т.е. его герои — предсказуемые. И не случайно среди них – никто не стал нарицательным персонажем – они слишком ограничены как Личности, чтобы быть колоритными. 3. Зомбификация. Все наслышаны о эффекте 25-го кадра. Но это не единственный способ ментальной ломки Личности. Скажем РЦП, занимает резко негативную позицию в вопросе использования аутотренинга — монотонном повторении корректирующих психику фраз. Следом идёт реклама. Вот вспомните рекламу масла Jonssons Baby. Там говорится о его десятикратной эффективности в вопросе влагоудержания в сравнении с прочими кремами. Убедительно? А теперь кто вспомнит точную формулировку? Вот она: «нанесённый на влажную кожу удерживает до 10-ти раз больше влаги чем лосьоны и кремы наносимые на сухую кожу». Развод в чистом виде! А что же мы? От многократности повторения и восприятия «в полуха» мы пропускаем часть информации, становясь зависимыми от громких слоганов и часто мелькающих Брэндов. Другой пример — Mach 3 от Jellette. В своё время все перешли с двухлезвеных (не помню даже как они назвались) кассет на трёхлезвенные (купив для этого новую ручку), т.к. «два лезвия бреет чисто — три ещё чище». Но если кто-то покупал в командировке одноразовые бритвы той же фирмы, то наверное обрати внимание на то, что тупятся они даже меньше top-модели, а бреют совершенно одинаково. Зато цена… По этой причине я даже не собираюсь пробовать то что Jellette рекламирует сейчас. Мало того что 5-ть лезвий — маразм, так ещё и батарейка в МЕХАНИЧЕСКОЙ бритве!!! Если ещё не убедил — вспоминайте эффект от рекламной компании МММ. Рука об руку с рекламой идёт мода. Набивший оскомину, всем без исключений, гламур, если его внимательно рассмотреть под микроскопом, — есть ни что иное как капиталистический ширпореб. (капиталистическим я обозвал его не для того чтобы подчеркнуть свои политические убеждения, а для того чтобы отличать от социалистического — менее красивого, но более ноского). Ситуация: надо одеть туеву хучу народа, для этого шьётся ***ва куча однотипно-разнообразной одёжи, с «модными фишечками». Фишечки эти меняются от сезона к сезону заставляя потребителя покупать новое шматьё после десятка одеваний старого. И если раньше на толкучках, когда я мерил джинсы мне говорили, улыбаясь, «вам очень идёт - берите», отвергая мои замечания относительно отвисшей до колен задницы, плохо пришитых пуговиц и обнаруженной случайно на label-е ремарки «for women», то сейчас излюбленная фраза, телевизионных уже, лохотронщиков: «гламурненько». В общем этот раздел можно продолжать до бесконечности: выпуски новостей, кассовый кинематограф, рейтинги, гороскопы, хит-парады, массовая истерия здорового питания, фитнесс, Чумак / Кашпировский / Гробовой… 4. Наркотики и алкоголь. Основной подвох в том, что одурманивающие наркотики дают ощущение эйфории сопоставимой с той, что Личность испытывает в моменты самореализации: когда достигнута какая-то цель, а к новой, Личность, ещё не приступила. Продолжительное пребывание в нирване приводит к деградации т.е. к необратимому процессу разрушения личности. Человеку проще купить 0,5 и напиться, чем упираться в достижении чего-либо. Тем более что не всегда удаётся решить поставленные задачи. Конечно пить надо много, а не только по праздникам, ведь праздник на то и праздник чтобы беспочвенно чему-то радоваться. Я бы даже сказал по отмашке, т.ч. алкоголь здесь — катализатор того, что должно было проявиться и без него. Сюда же отнесу любую счастливую стабильность. Например, семейную. Давно замечено, что среди гениев прошлого достаточно много людей с нетрадиционной секс-ориентацией. Фрейд пытался объяснить это тем, что энергия Либидо проявляясь столь нетрадиционно в сексуальном плане приводит к формированию нетрадиционного мышления, кое и является основой любых начинаний у людей гениальных. Может и так, а может Зигмут и не совсем прав. Гомосексуалисты прошлого, в виду повсеместной опалы со стороны гетеросексуалов, вынуждены были скрывать свои позывы, иногда даже вступать в брак… короче в сексуальном плане они были неудовлетворённы и Личность начинало искать замену Счастью семейному в счастье творческих побед. Таким образом, после сексуальной революции, кол-во однополых любовников резко возросло, а вот кол-во гениев, среди них наоборот упало. Аналогичная ситуация с «любимой работой». Если в жизни человека ВСЁ замечательно, то у него, как Личности, исчезает стимул к внутреннему росту. Действие аналогично алкоголи, только растягивается на значительно более долгий срок. 5. Отсутствие достижений. Современная жизнь значительно спрессовывает время отдаляя друг от друга экстремумы самореализаций. Возникает дефицит эйфории. Его можно компенсировать всё тем же алкоголем, но если промежуток слишком затянут, но и здесь алкоголь не друг, т.к. он только усугубляет наступившую депрессию. Здесь стоит сказать вот о чём: Личность должна ставить такие цели, достижение которых ей по силам. Скажем ребёнок. Он ведь тоже Личность! А какие у него достижения? Начал ходить, говорить, завязывать шнурки и т.п. Мелочь, по меркам взрослого, да к тому же в ходит в перечень обязательного для любого человека. Но по меркам ребёнка — прорыв. И он этому прорыву радуется, как — достижению поставленной цели. Вот и взрослому — ничто не мешает ставить реальные цели, исключив таким образом, депрессию по случаю отсутствия достижений.Резюмируя п.4 и 5, следует добавить к определению Личности ещё и необходимость саморазвития. Личность как аккумулятор требующий для своего существования постоянной зарядки / разрядки. © Copyright: Павел В.Новиков, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|