2. К Моей Борьбе ГитлераГитлер "Моя Борьба": Эти колебания, эта неуверенность в себе, в сущности, вызваны чувством своей собственной вины, собственной ответственности за то, что эти бедствия и трагедии имеют место; эта неуверенность парализует волю и мешает принять какое бы то ни было серьезное твердое решение, а слабость и неуверенность в проведении необходимых мер только затягивают несчастье. Когда наступает эпоха, которая не чувствует себя самой виновной за все это зло, - только тогда люди обретают необходимое внутреннее спокойствие и силу, чтобы жестоко и беспощадно вырвать всю худую траву из поля вон. У тогдашнего же австрийского государства почти совершенно не было никакого социального законодательства; его слабость в борьбе против всех этих процессов вырождения прямо бросалась в глаза. Конец цитаты. То есть вновь начавшаяся эпоха должна совершенно порвать все связи с собственной, бывшей раньше /немецкой!/ историей? Откуда ж будет взяться патриотизму? я пока не дочитала в "Моей Борьбе", откуда, по мнению Гитлера, должен был бы браться патриотизм, а пока - по советским фильмам - приходит в голову только то, что патриотизм этот должен быть учреждён в приказном порядке. Далее, я сама думаю, что кошмарная юность Гитлера имела примерно такой общий жизненный уровень, как в среднем в концлагере. Но по повествованию Гитлера этого не скажешь, потому что он излагает только материальные свои бедствия, ничего не говоря об ужасном состоянии ну хоть человека, стопроцентно чувствующего себя частью государства, которое разваливается. /Кроме того, теперь всегда и над всем, и в советское время было то же, висит некий призрак силы, стоящей у тебя за спиной и читающей через плечо, лезущей тебе в мозги и грозящей сбить тебе автомобилем, если что-то в тебе ей не понравится. Поскольку это ощущение висит над пространством сейчас, следовательно, это не дело рук Гитлера; если это не дело рук Гитлера, можно предположить, что и сам Гитлер рос с этим ощущением. Это, кстати, ровно то самое, что делает невыносимой жизнь в концлагере. Потом, по моим наблюдениям, силам, которые управляют - это правило как-то само собой распространяется не только на эти безличные силы, но также на часть мелких и крупных чиновников и на всех, обличённых какой бы то ни было властью - тем, кто управляет, нужны вот именно во вторую очередь материальные результаты труда тех, кем они пытаются править; а в первую очередь им нужно постоянное состояние истерики тех, кем они пытаются управлять. Может быть, они боятся потерять власть. Может, это состояние общества доставляет им извращённое удовольствие. Может быть, они эксперименты медицинские /психологические/ проводят, всё, мои предположения кончились. - И вот вся эта сказка + материальная нищета и получается примерно концлагерь./ Но что же мы видим во вполне неплохо, доходчиво написанном тексте Гитлера? Цитирую, Гитлер "Моя Борьба": Еще в одном я убедился здесь: быстрые переходы от работы к безработице и обратно, связанные с этим вечные колебания в твоем маленьком бюджете, разрушают чувство бережливости и вообще лишают вкуса к разумному устройству своей жизни. Человек постепенно приучается в хорошие времена жить припеваючи, в плохие - голодать. Голод приучает человека к тому, что как только в его руки попадают некоторые деньги, он обращается с ними совершенно нерасчетливо и теряет способность к самоограничению. Стоит ему только получить какую-нибудь работенку и заработать немного деньжонок, как он самым легкомысленным образом тотчас же пускает свой заработок в трубу. Это опрокидывает всякую возможность рассчитывать свой маленький бюджет хотя бы только на неделю. Заработанных денег сначала хватает на пять дней из семи, затем только на три дня и, наконец, дело доходит до того, что спускаешь свой недельный заработок в течение одного дня. А дома часто ждут жена и дети. Иногда и они втягиваются в эту нездоровую жизнь, в особенности, если муж относится к ним по-хорошему и даже по-своему любит их. Тогда они все вместе в течение одного, двух или трех дней спускают весь недельный заработок. Пока есть деньги, они едят и пьют, а затем вторую часть недели вместе голодают. В эту вторую часть недели жена бродит по соседям, чтобы занять несколько грошей, делает небольшие долги у лавочника и всячески изворачивается, чтобы как-нибудь прожить последние дни недели. В обеденный час сидят за столом при полупустых тарелках, а часто голодают совершенно. Ждут новой получки, о ней говорят, строят планы и голодая мечтают уже о том, когда наступит новый счастливый день и недельный заработок опять будет спущен в течение нескольких часов. Конец цитаты. И вот, Гитлер, так получается, решился вырвать немецкий народ тоже и из такого ужасного существования, половину этого народа загнав в концлагерь? В самом деле, только бездействуют вообще без КПД для некоей "нации", пусть делом займутся. а тут ещё вредящая той же самой "нации" её собственная история, потому что ощущение себя внутри истории предполагает ощущение связи времён, ощущения себя наследником предыдущего исторического периода страны - так вот историю тоже убрать чтобы нации она не мешала. вот этот эффект - то, что "и вот получается" при чтении текста Гитлера, для меня и ассоциируется с цитатой "Добро вам, что я понимаю ваш язык", и почему вы не пользуетесь повсеместно понятным языком, как это принято в любом цивилизованном обществе. * Мне трудно сказать, что в те времена меня больше возмущало: экономические бедствия окружающей меня тогда среды, ее нравственно и морально низкий уровень или степень ее культурного падения. Конец цитаты. А вот я на раз могу объяснить, ... Меня это даже уже больше не возмущает в фашизме, я уже больше не могу, я сижу пишу стихи и читаю стихи и анекдоты. А меня возмущало когда-то то, что ни до какой это власти невидимой никто никогда не доберётся. Потому, что этому кому-то поперёк дороги тут же выскочат фашисты и с громкими воплями МЫ ЗДЕСЬ МИРОВОЕ ЗЛО его там среди дороги прикончат. В итоге СМИ уведомят население, что проклятый эээ проклятое Мировое Зло опять поднимает голову, начнётся очередной крестовый поход против фашизма, и кончатся таким образом в очередной раз все поползновения добраться до той мировой власти проклятой, которая кстати под шумок припишет фашизму все свои наличные подвиги. * Как часто наши буржуа впадают в моральное негодование, когда им из уст какого-либо несчастного бродяги приходится услышать заявление, что ему в конце концов безразлично, немец он или нет, что он везде чувствует себя одинаково хорошо или плохо в зависимости от того, имеет ли он кусок хлеба. По поводу этого недостатка "национальной гордости" в этих случаях много морализируют, не щадя крепких выражений. Но много ли поразмыслили эти национально гордые люди над тем, чем собственно объясняется то обстоятельство, что сами они думают и чувствуют иначе. Конец цитаты. А я лично, на почве ли христианства, постоянно посещаема идеей, что для себя я бы лучше хотела помереть, чем свихнуться. Почему же я должна желать другого для страны? И как, вот читая и слушая см. выше и приводила цитаты, могут граждане желать собственной стране фашизма? А тут они ещё историей начнут заниматься; нет, не просто историей, а ещё вот у них чувства будут обострены, они кроме занятий истории будут НЮХОМ ЧУЯТЬ эту Мировую Власть, которая всегда и везде; и обнаружат, что между фашизмом и патриотизмом совершенно не провести разграничительной черты; почему и откажутся от патриотизма вообще. * В подвальном помещении, состоящем из двух полутемных комнат, живет рабочая семья из семи человек. Из пятерых детей младшему, скажем, три года. Это как раз тот возраст, когда первые впечатления воспринимаются очень остро. У даровитых людей, воспоминания об этих годах живы до самой старости. Теснота помещения создает крайне неблагоприятную обстановку. Споры и ссоры возникают уже из-за одной этой тесноты. Эти люди не просто живут вместе, а они давят друг друга. Конец цитаты. Ну и почему же ПРЕСТУПНО с точки зрения фашизма пытаться разрешить этот кошмар психологической, нравственной, духовной работой с каждым из членов семьи? Думаю /могу ошибаться в побуждениях и концепциях фашизма/ Ну, я, попытавшись примерить фашизм на себя, могу только предположить, что это может быть преступно ни почему другому кроме того, что такая работа с каждым отдельным человеком вообще ассоциируется только с традиционным христианством, насаждающим рабскую психологию и мечтающим сделать так, что когда этот Хозяин Мировой явится уже лично, никто бы не встал против него. /См. хоть выше по цитатам из Гитлера о социальной работе, предполагающей, что это милость к некоему внешнему для благотворителя "народу", таким образом благотворитель этот не то чужеземный захватчик, не то Господь Бог./ * В подвальном помещении, состоящем из двух полутемных комнат, живет рабочая семья из семи человек. Из пятерых детей младшему, скажем, три года. Это как раз тот возраст, когда первые впечатления воспринимаются очень остро. У даровитых людей, воспоминания об этих годах живы до самой старости. Теснота помещения создает крайне неблагоприятную обстановку. Споры и ссоры возникают уже из-за одной этой тесноты. Эти люди не просто живут вместе, а они давят друг друга. Малейший спор, который в более свободной квартире разрешился бы просто тем, что люди разошлись бы в разные концы, при этой обстановке зачастую приводит к бесконечной грызне. Дети еще кое-как переносят эту обстановку; они тоже спорят и дерутся в этой обстановке очень часто, но быстро забывают эти ссоры. Когда же ссорятся и спорят старшие, когда это происходит изо дня в день, когда это принимает самые отвратительные формы, тогда эти тяжкие методы наглядного обучения неизбежно сказываются и на детях. Ну, а когда взаимная грызня между отцом и матерью доходит до того, что отец в пьяном состоянии грубо обращается с матерью или даже бьет ее, тогда люди, не жившие в такой обстановке, не могут даже представить себе, к каким все это приводит последствиям. Уже шестилетний ребенок в этой обстановке узнает вещи, которые и взрослому могут внушить только ужас. Морально отравленный, физически недоразвитый, зачастую вшивый такой молодой гражданин отправляется в школу. Кое-как он научается читать и писать, но это - все. Конец цитаты Как это выше в тексте у Гитлера, здесь наглядно показано, что "безнравственный" /по мнению чуть более обеспеченного класса/ "чернорабочий народ" не любит и не ценит Германии потому, что у него не было случая Германию полюбить и оценить. Я, видимо, скажу сейчас крамолу. Абсолютно безнравственную. Но я в самом деле не понимаю: если человек не любит и не ценит Германию - потому, что у него не было случая её полюбить и оценить - в чём выражается то, что человек этот немец? Ведь вот и упомянутые выше в тексте Гитлера французы в громадном своём количестве и не ценят Германии, и не любят, почему же Гитлеру не кажется, что это безнравственно? И почему Гитлер счёл высокоморальным действием то, чтобы - надеюсь прочитать об этом далее в тексте - привить этому не имевшему случая узнать Германию населению любовь к Германии? Тогда уж, в самом деле, прививал бы любовь ко всему миру, а то зачем же провоцировать войны? Или согласился бы, что сам он не может жить без Германии, и потому не из нравственных соображений, а из соображений собственного выживания пытается он эту Германию воскресить, не считаясь с интересами народа, которому он решил прививать любовь к тому, что он любит сам. * Когда такой паренек достиг 14 лет и кончил школу, то большею частью бывает трудно уже решить, что в нем преобладает: невероятная глупость, ибо ничему серьезному он научиться в школе не мог, или грубость, часто связанная с такой безнравственностью уже в этом возрасте, что волосы становятся дыбом. Конец цитаты. Я сама в себе не имею мученических задатков идейного воспитателя детского сада. Но если вдруг кто из... моих ближних... такие задатки имеет, как он может остановиться на фашизме ли, патриотизме в том варианте, в каком то и другое существует теперь? Фашизм не может изменить тупости отдельных представителей нации, которых я убивала бы не из-за собственного фашизма, а исключительно исходя из самообороны себя - своей семьи - своей веры, допустим фашистской /я текста Гитлера ещё не дочитала, а когда дочитаю, надеюсь составить себе представление о том, что такое фашизм./ Мне кажется, этот идейный воспитатель, несущий всем и вся свет знания и нравственности, либо должен пытаться усовершенствовать фашизм или любое другое политическое движение, либо должен обратиться к поискам среди духовных практик. В частности я и обращена к поиску этих мистических практик, но только не потому, что планирую нести в какое-то вообще неизвестное мне место свет нравственности, а потому, что я больная сама и лично мне нужна помощь со стороны этих мистических практик. А то мы с одним моим ближним фашистом один раз поспорили. Этот фашизм утверждал, что человек, если уж находится на службе, служит людям, а я говорила, что человек служит Богу. /Некоему духовному развитию прежде всего самого себя, прилагает, что ли, старания не отступать от собственного Дао/ Мой ближний этот фашизм прекрасно и тонко мы с ним понимали друг друга в разговоре с полуслова, но выйдя из комнаты, фашист это всё о чём говорилось интонациями забывал. В результате что это ещё значит "служить людям" он больше не мог понять, поскольку служить во выне"христианской" философии означает выполнять действия, которые тебе выполнить приказывают. - Так вот если бы кто стал выполнять все желания, которых хотели бы добиться люди сегодня, завтра бы сделалась атомная война. Да и так называемый "Бог" от такого хорошего служителя не откажется совершенно - "Богу" именно это и интересно, чтобы, чем следовать собственному Дао, служили бы Ему, потому против этого логического утверждения, что Богу служить вообще не надо, "Бог" совершенно не возражает. Так вот блин я не знаю, кому там служил или отказывался служить мой знакомый фашист, но, являясь адептом веры, ориентированной на силу, мог бы он по крайней мере сопротивляться тому, чтобы нас с ним поссорили - исходя из того факта, что ссориться нам с ним не хотелось. А всего-то с чего всё и началось, и тут я не оглянулась, а у меня уже его лозунги под окнами, что я смиренно служу Мировой Закулисе. Блин... Конечно 1.Если его самого это морально поддерживает чтобы не ломаться 2.Если он таки мечтает нести людям ли, нации, или я не знаю кому добро, то что можно иметь против. Но если смотреть на ситуации не с точки зрения его пользы, комфорта и радости, а с точки зрения всего этого же самого для его учеников, то "Если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму", написано в Евангелиях, и кто мог бы это оспорить? Желающие могут, в конце концов, провести следственный эксперимент. * Я в сторонке выпивал свою бутылку молока и съедал свой кусок хлеба. Осторожно изучая свое окружение, я раздумывал над своей несчастной судьбой. Тем не менее того, что я слышал, было более чем достаточно. Частенько мне казалось, что эти господа нарочно собираются поближе ко мне, чтобы заставить меня высказать то или другое мнение. То, что я слышал кругом, могло меня только раздражить до последней степени. Они отвергали и проклинали все: нацию как изобретение капиталистических "классов" - как часто приходилось мне слышать это слово; отечество как орудие буржуазии для эксплуатации рабочих; авторитет законов как средство угнетения пролетариата; школу как учреждение, воспитывающее рабов, а также и рабовладельцев; религию как средство обмана обреченного на эксплуатацию народа; мораль как символ глупого, овечьего терпения и т. д. Словом в их устах не оставалось ничего чистого и святого; все, буквально все они вываливали в ужасной грязи. Конец цитаты. Всё это мне знакомо. Я вообще считаю, что "гражданин" /граждан нет теперь в том, что было - и было ли когда-нибудь - нашей страной/ не готов к полноценной жизни, если не получил достаточно жёсткого образования тоже и на улице /правда, гораздо лучше, если не только на улице; впрочем и "только улица" не предопределяет, что в человеке будет забит живой ум/ Какое такое к бесу воспитание в свете Величественных Идей или чего там ещё может подготовить человека к тому, чтобы он решительно встал за то, чтобы его мозги принадлежали лично ему? Ему станут угрожать выгнать его с работы, этим всё и закончится. Если же каждому придётся угрожать физическим уничтожением, поднимется народное восстание. Которого из-за опасения потеряить работу подняться не может. Потому, что, если в человеке есть угроза поднять восстание, его могут выгнать с работы. А если человек связан с организацией, которая не позволит выгнать его с работы, то человеку придётся во всём соглашаться с этой организацией, так же, как раньше он был бы во всём согласен с работодателем. * Пролетариат не любить не за что /разве только за жёсткую его ассоциацию с "классами"/. * * * * * * Да, а о "классах" прекрасно рассказывала мой учитель истории Вельстра Филипповна - и даже проклятые "классы" куда-то терялись в её повествовании, а всё это вполне себе увлекательно и дельно бывало высказано. /Мне тогда не очень нравилось: я была убеждена, что эти мёртвые политические, теоретически, слишком схематизированные концепции никогда ни страну, ни человека ни одного не возродят и не воспитают, а мне больше нравились поэтические образы./ Надо признать и то, что ни до, ни после Вельстры Филипповны я разумного изложения "классовой теории" не слышала. * * Мерида Коричневый город. Веер В позлащенном лучами загорается рядом допивает свой кофе, и выходит. Пустая сброд: дурные манеры, А теперь -- врассыпную. * * Наше буржуазное общество спокойно смотрит на то, как в театре и в кино, в грязной литературе и в сенсационных газетах изо дня в день отравляют народ. Конец цитаты. Я, может быть, предубеждена, но по-моему, наши фашисты спокойно смотрят на это же. От фашистского представления о так называемых "здоровых СМИ" и "здоровом образе жизни", как мне это фашистское представление, м.б. ошибочно, рисуется, у меня просто волосы начинают от ужаса шевелиться на голове. Мне это представляется примерно как какой-то партийный... авторитет... при Брежневе, кажется... Созерцал выставку современного изобразительного искусства. Пока его спутники, с трудом подбирая слова и понятия, уныло пытались спорить о том, мешает ли такое искусство линии партии или не мешает, наш персонаж повторял только одно: "Ну голых женщин же нет". -Отдельно надо опять подчеркнуть, что, раз цензурный этот комитет, вряд ли совсем тупой непроходимо, они там образование номенклатурное весьма обширное получали - не мог при всём своём партийном образовании иметь мнения о современном ему искусстве - значит, образование, которое они получили, не могло им дать представления о современной им реальности и о том, чем живёт народ и какие у этого народа в голове присутствуют мысли. Ведь одни картины эти рисовали, а другие ходили эти картины смотреть, значит, у рисовавших и смотревших были некие общие темы, которыми те и другими интересовались. /Только модой на "современность" просмотра выставок объяснить нельзя, поскольку мода эта сложилась всё-таки вокруг интереса некоего количества людей к предложенным те6мам. Почему-то модно было именно смотреть картины, а не, не знаю, совершенно бросить социальную общественную жизнь и деятельность и дружно отправиться под страхом расстрела наблюдать закат над Невой, потому что теперь это очень модно./ Так вот, а какие-то... Я примерно в том же положении по отношению к фашизму, что и упомянутый мой анекдотический персонаж из брежневской эпохи... Может, это были совсем не фашисты, но какие-то люди периодически начинают говорить о каком-то таком "здоровом худ. искусстве", совершенно не понимая и не чувствуя оттенков реальности, которые и призваны передавать произведения искусства. /Вот я сегодня общалась с людьми, не то фашистами, не то симпатизирующими фашизму, так это вполне нормальные люди и прекрасно всё понимают, в отличие от тех каких-то ужасных людей, высказывания которых вдруг периодически долетают... не то из листовок, не то с демонстраций, не то из СМИ тех же самых.../ Искусство, которое стало бы исключительно транслировать патриотизм и любовь к физической культуре - это не искусство, а это такая специальная бомба замедленного действия, по-моему, опаснее того, что происходит в СМИ сейчас. И если вот наша компания, как мы сегодня беседовали, десять лет проживёт при таком искусстве, да ещё будет пытаться вести какую-то социальную жизнь, в каких-то организациях участвовать, она свихнётся абсолютно вместе с теми остатками, что ещё остались от нашей несчастной страны. И начнутся там в аппарате и на местах - в эти все учреждения пойдут социально неравнодушные люди, политический авангард - начнёт происходить всё большая фантасмагория, доносы... сигналы... станут принимать всё более фантастический характер, и прежде остальной страны станет абсолютно недееспособен этот самый аппарат и учреждения на местах, совершенно полёгший - этот авангард - в полном составе на очередной линии фронта. Как щас помню меня возмутила в школе передача о том, что такое происходит на ТВ, выступает Жванецкий, это же тупость какая. Если ничего более тупого, чем выступления Жванецкого, оратор в тогдашнем телевещании найти не мог, то мой ему привет с того света. Или, позже. Вдруг я обнаружила, что совершенно невозможно смотреть прежде любимые мною и патриотические выступления и концерты по поводу 9го Мая. собираются люди, как раньше, выстраиваются, скажем, в военный хор, и поют ровно те же самые песни, какие пели год и пять и десять лет назад. Но если десять лет назад сразу становилось понятно, что это собралась воевавшая, вставшая за собственную жизнь, собственную государственную целостность, светлые идеи страна, если можно было себе мпредставить десять лет назад, что это промежуточный концерт между боями и что все исполнители готовы за собственную страну и, скажем, за светлые идеи, на которых росла номенклатура, пожертвовать жизнью, то начиная с некоего времени всё переменилось. Теперь это хоровое пение стало сборищем попугаев, которые нацепили на себя слишком ярко блестящие... как их, аксельбанты что ли... и непонятные прежде всего им самим знаки отличия что-то полумузыкально завывают потому, что они за это выступление потом получат деньги. Смотреть на всё это стало просто противно. Вот у меня и вопрос не то к фашистам, не то к каким-то другим... совершенно "здоровым" и всячески спортивным людям... Как ихняя "здоровая цензура" будет отслеживать то, о чём я здесь написала? в их системе ценностей... в их, не знаю, бумагах... никаких нет критериев для того, чтобы это отслеживать. Между тем, цензура - это гос. учреждение; а работа гос. учреждения отличается от частных мнений именно тем, что должна быть возможность зафиксировать признаки работы этих учреждений в документации; и применение этих зафиксированных в документации принципов должно быть достаточным условием для того, чтобы работа бывала проведена хорошо. Зато кому-то чем-то переехал дорогу Жванецкий - не тем ли, что он является символом бывшей страны и патриотизма для многих людей старой советской формации? - То есть этот персонаж, который вещал по телевизору, по-моему не мог принадлежать к какому бы то ни было заговору против чего бы то ни было; но что, если теперь уже не антисоветский, а антироссийский заговор использовал оратора в своих целях? Вот лично я и поднимаю всякие разные темы, пытаясь мешать идиотскому этому формированию цензуры. Не потому, что я заговорщик, а потому, что эта цензура угробит страну на ещё один этап. Да ведь и мешаю я каким образом? Не гоняюсь же я за идейными людьми и не обещаю совершенно повыгонять их со строек, если они не бросят свои идейные убеждения. я только поднимаю вопросы, не сама их придумывая, которые под формат "цензуры" не подпадают ни за что и никаким образом.
© Copyright: Агата Кристи Ак, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|