К Моей Борьбе Гитлера

Агата Кристи Ак: литературный дневник

1. Гитлер, "Моя Борьба":


Меня также жизнь в этом мировом городе изрядно потрепала, и на своей шкуре я должен был испытать достаточное количество материальных и моральных ударов судьбы. Еще в одном я убедился здесь: быстрые переходы от работы к безработице и обратно, связанные с этим вечные колебания в твоем маленьком бюджете, разрушают чувство бережливости и вообще лишают вкуса к разумному устройству своей жизни. Человек постепенно приучается в хорошие времена жить припеваючи, в плохие - голодать. Голод приучает человека к тому, что как только в его руки попадают некоторые деньги, он обращается с ними совершенно нерасчетливо и теряет способность к самоограничению. Стоит ему только получить какую-нибудь работенку и заработать немного деньжонок, как он самым легкомысленным образом тотчас же пускает свой заработок в трубу. Это опрокидывает всякую возможность рассчитывать свой маленький бюджет хотя бы только на неделю. Заработанных денег сначала хватает на пять дней из семи, затем только на три дня и, наконец, дело доходит до того, что спускаешь свой недельный заработок в течение одного дня.


А дома часто ждут жена и дети. Иногда и они втягиваются в эту нездоровую жизнь, в особенности, если муж относится к ним по-хорошему и даже по-своему любит их. Тогда они все вместе в течение одного, двух или трех дней спускают весь недельный заработок. Пока есть деньги, они едят и пьют, а затем вторую часть недели вместе голодают. В эту вторую часть недели жена бродит по соседям, чтобы занять несколько грошей, делает небольшие долги у лавочника и всячески изворачивается, чтобы как-нибудь прожить последние дни недели. В обеденный час сидят за столом при полупустых тарелках, а часто голодают совершенно. Ждут новой получки, о ней говорят, строят планы и голодая мечтают уже о том, когда наступит новый счастливый день и недельный заработок опять будет спущен в течение нескольких часов.


Маленькие дети уже в самом раннем своем детстве знакомятся с этой нищетой.


Но особенно плохо кончается дело, если муж отрывается от семьи и если мать семейства ради своих детей начинает борьбу против мужа из-за этого образа жизни. Тогда начинаются споры и раздоры. И чем больше муж отчуждается от жены, тем ближе он знакомится с алкоголем. Каждую субботу он пьян. Из чувства самосохранения, из привязанности к своим детям мать семьи начинает вести бешеную борьбу за те жалкие гроши, которые ей приходится вырывать у мужа большую частью по пути с фабрики в трактир. В воскресенье или в понедельник ночью он, наконец, придет домой пьяный, ожесточенный, спустивший все до гроша. Тогда происходят сцены, от которых упаси нас, боже.


Конец цитаты.

Действительно, правит какая-то сволочь и вот такое делает из страны. Вероятно, правит Мировой Заговор или, почему-то мне кажется, некий конгломерат заговоров этих.


Но что я хотела бы отметить, даже фашистов эта дрянь не гонит так страшно, как так называемых "христиан".


Для фашистов и прочих борцов за социальные реформы существует очень большая опасность: правящие миром силы станут подталкивать фашистов к всё большей и всё менее мотивированной агрессии, чтобы фашисты наконец себя скомпроментировали.


"Христиане" же являются столь страшными врагами правящих сил потому, что их религия основывается на сохранении внутренней свободы. Маразматические же правящие силы хотят править во всех областях и править сознанием тоже; кроме того, пока есть люди, являющиеся сами хозяевами своей головы, всегда есть возможность общественного возмущения против власти.


Без людей, ориентированных на социальные изменения, всё было бы гораздо хуже /вообще была б сказка, если б люди эти научились лучше защищаться от зомбирующих влияний/. А пока фашисты не научились в достаточную меру защищаться от внешних влияний... Да и "христиане" не так уж сильно в этом вопросе фашистов перегнали, но хоть насколько-то... Пока, стало быть, нельзя сию минуту слиться в общую армию, имеет смысл попытаться заключить союз?


Особо также выделила, читая, мысль о том, что в Австрии в корне здоровая немецкая нация, но совершенно убитое управление. Подумала, не являются ли "христиане" такой австрийской территорией по отношению к фашистам - Германии. Но, с другой стороны, нельзя же и бросать все эти остальные проекты, кроме военных, а фашистская "Германия" сегодня ориентирована, кажется, только на военные проблемы. По-моему, ничуть не меньшую пользу представляют собой, например, занятия медициной, культурой.


*
Кстати к вопросу о совести и о действиях, совершаемых исходя из этой "совести":


Гитлер, "Моя Борьба":


Я право не знаю, что хуже: полное невнимание к социальной нужде, которое характерно для большинства счастливцев и для многих из тех, которые достаточно зарабатывают, чтобы безбедно жить; или пренебрежительное и вместе с тем частенько в высшей степени бестактное снисхождение к меньшему брату, характерное для многих из тех господ мужского и женского пола, для которых и сочувствие к "народу" является делом моды. Эти люди грешат гораздо больше, чем они при их полном отсутствии такта даже могут сами себе представить. Неудивительно, что результат такого их общения с "меньшим братом" совершенно ничтожен, а зачастую прямо отрицателен. Когда народ на такое обращение отвечает естественным чувством возмущения, эти добрые господа всегда воспринимают это как доказательство неблагодарности народа.


Что общественная деятельность ничего общего с этим не имеет, что общественная деятельность прежде всего не должна рассчитывать ни на какую благодарность, ибо ее задачей является не распределять милость, а восстанавливать право, - такого рода суждение подобным господам просто невдомек.


Конец цитаты.


2. Гитлер "Моя Борьба":


Еще хуже были тогда жилищные условия. Жилищная нужда венского чернорабочего была просто ужасна. Еще и сейчас дрожь проходит по моей спине, когда я вспоминаю о тех казармах, где массами жили эти несчастные, о тех тяжелых картинах нечистоты, грязи и еще много худшего, какие мне приходилось наблюдать.


Что хорошего можно ждать от того момента, когда из этих казарм в один прекрасный день устремится безудержный поток обозленных рабов, о которых беззаботный город даже не подумает?


Конец цитаты.


Не предположение ли это, что некие мировые силы нарочно спровоцировали такое социальное неравенство кромешное, чтобы потом сделать марксистскую революцию? /Это не камень в огород идейных большевиков, которые ничего похожего в виду не имели, а скакали по степи на лошадях и дрались всю жизнь свою сознательную./



Другие статьи в литературном дневнике: