Насмешка истории или Не для продажи

Йеро С-Пб: литературный дневник

Ещё раз, ещё раз,
Я для вас
Звезда.
Горе моряку, взявшему
Неверный угол своей ладьи
И звезды:
Он разобьётся о камни,
О подводные мели.
Горе и вам, взявшим
Неверный угол сердца ко мне:
Вы разобьётесь о камни,
И камни будут надсмехаться
Над вами,
Как вы надсмехались
Надо мной.


(1922)


Рекорд продаж аукционного книжного рынка России


В четверг, 13 октября, на торгах «Литфонда» был побит рекорд продаж аукционного книжного рынка России. Томик единственного прижизненного издания поэмы Велимира Хлебникова «Ладомир» с автографом автора был продан за 18 млн. рублей.


Напомним, что предыдущий рекорд аукционного дома был установлен год назад. Тогда «Кобзарь» Тараса Шевченко, изданный в 1840 году, при старте в 2,5 млн. рублей был продан за 11 млн. рублей.


«Комсомольская правда», 17 октября 2016 года.


26-й аукцион ООО «Литфонд» «Поэтическое наследие России»: редкие книги, рукописи, автографы XVIII – первой половины XX века. На торгах было представлено 370 лотов, из которых продано 184 лота на общую сумму 37 330 000 рублей. Топ-лотами аукциона стали издания «Ладомир» Хлебникова и «Муравейник, литературные листы, издаваемые неизвестным обществом неучёных людей», проданные за 18 000 000 и 5 000 000 рублей соответственно.


Лот 112


Хлебников, В. Ладомир / худ. В. Ермилов. Харьков, лето 1920. 30 с. 15,5 х 11 см. Во владельческом картонажном переплёте эпохи, в издательской обложке, оформленной Василием Ермиловым. Переплёт отходит от блока, кроме последнего листа — тот скреплён с форзацем 2а. Надрывы и утрата фрагментов переплётного корешка. Следы от клея на корешке обложки, небольшие загрязнения.


На передней части обложки автограф Хлебникова: «Петникову от Велимира Хлебникова 26 VII 20 скоро увидимся Велимир». Единственное прижизненное издание поэмы, выпущенное тиражом 50 экземпляров не для продажи.


Хлебников прожил в Харькове чуть больше года. Конец лета и осень 1919 года Хлебников провёл в психиатрической лечебнице — спасался от призыва в деникинскую армию, которая в июне заняла город. За этот период поэт написал несколько поэм и десятки стихотворений.


В середине мая 1920 года Хлебников встретился с приехавшим в Харьков Луначарским, чтобы предложить несколько строф из поэмы «Ладомир», над которой в то время работал, в качестве нового пролетарского гимна (взамен «Интернационала»). Поэма писалась очень быстро и была закончена за одну ночь. Хлебников говорил: «...мне нужно, чтобы это было напечатано, тогда я, как Антей, прикасаясь к земле, снова набираюсь силы».


Однако, поэма была издана без содействия Луначарского. Книгу помог издать брат художника Василия Ермилова, работавший в литографской мастерской Харьковской железной дороги. Ермилов подделал подпись харьковского комиссара по печати и сам написал красным карандашом «Разрешаю» на просьбе о напечатании поэмы.


Весь тираж был отдан Хлебникову. В продажу экземпляры не поступали, Хлебников их раздаривал своим друзьям.


Конечно, это было совсем не то, на что поэт рассчитывал. Эту публикацию он даже не включил в число своих работ, когда в начале 1922 года заполнял анкету для вступления в Союз поэтов. Ермилов, который чувствовал свою ответственность за данную книгу, весной следующего года в Москве сумел договориться об издании «Ладомира» в Государственном издательстве, однако и эти надежды не оправдались – книга не вышла.


Что касается Петникова, познакомился с ним Хлебников в 1916 году, а потом неоднократно приезжал к нему в Харьков и даже «имел виды» на его жену. Петников стал издателем Хлебникова, вместе они реализовали множество литературных проектов. В дальнейшем именно Петникову был передан титул Председателя земного шара.


По одной из легенд, многие экземпляры из раздариваемых Хлебниковым, были практически сразу «скурены» его друзьями и знакомыми: из-за дефицита бумаги страницы книги приспосабливали для закрутки табака.


Наш экземпляр с автографом Петникову был опубликован в издании: Хлебников В. Творения / сост. и комм. В.П. Григорьева и А.Е. Парниса. М.: Советский писатель, 1986.


По свидетельству Александра Ефимовича Парниса, известны семь экземпляров «Ладомира» 1920 года.


Дезидерата русского авангарда. Издание впервые представлено на аукционных торгах.


Крученых, с. 223 № 22, Яськов, Б. Хлебников. Косарев. Харьков / журн. «Волга», № 11 (1999), Старкина, С. Велимир Хлебников. М., 2007.


Эстимейт: 1 500 000 – 1 600 000 руб.
Цена продажи: 18 000 000 руб.


http://www.litfund.ru/


* * * * *


Во время Гражданской войны Виктор Владимирович Хлебников больше года провёл в Харькове. Лето и осень 1919 «лечился» на Сабуровой даче, в психиатрической больнице. Этот способ «откоса» от армии был успешно опробован ещё в 1916 году. «Как солдат я совершенно ничто... У поэта свой сложный ритм». Велимир избежал призыва, как «ратник второго разряда», и в Добровольческую армию * Сил Юга России. Мог сносно питаться, но главное, писать. Это было плодотворное время: были рождены поэмы «Лесная тоска», «Поэт» и большое количество стихотворений.


* Деникинская армия хозяйничала в городе с 24 июня по 12 декабря 1919 года. В июле командир 1-го армейского корпуса генерал А. Кутепов объявил мобилизацию по Харьковской области. Призыву подлежали: штаб-офицеры до 50-летнего возраста, обер-офицеры, юнкера, подпрапорщики, сверхсрочные, унтер-офицеры, вольноопределяющиеся 1-го и 2-го разрядов до 43 лет, занимавшиеся хлебопашеством до 24 лет, учащиеся и прочие граждане, в том числе преподаватели до 35-летнего возраста. А также все пленные красноармейцы и служившие в РККА бывшие офицеры, не являющиеся коммунистами. За отказ — расстрел. Вот такая «добровольческая»…


В Харьков же, после того как бойцы комдива Юрки Саблина заняли город (белые оставили его без боя), Хлебников вдохновенно создал свою главную, программную вещь — поэму «Ладомир», в которой революция представлена вселенским, эпохальным явлением. По вычислениям Велимира окончится этот период только в 2025 году.


А началась дорога Велимира к Власти над Временем в 1904 году. На 18-летниго Виктора огромное впечатление произвела катастрофа 31 марта — гибель броненосца «Петропавловск». Флагман Тихоокеанского Императорского флота на рейде Порт-Артура попал в минную ловушку адмирала Того Хэйхатиро (в последствии один из воспитателей принца Хирохито — будущего императора Японии, который олицетворял и вёл захватническую политику страны).


В этот день в Жёлтом море утонуло и погибло более 650 русских моряков и офицеров, в т. ч. вице-адмирал Степан Макаров, командующий эскадрой (его тело так и не нашли, ни при спасении, ни в 1911 году, когда потопленное судно исследовали водолазы). Разделил их участь и великий художник Василий Верещагин. Этот эпизод стал залогом поражения в войне и первой русской Революции.


Что примечательно. На борту «Петропавловска» находился Великий князь Кирилл Владимирович (двоюродный брат императора Николая II), но ему в числе немногих удалось спастись. В 1924 году бывший капитан 2-го ранга провозгласил себя Императором Всероссийским Кириллом I, с чем не согласилась семья, в том числе вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, Великие князья Николай и Пётр Николаевичи и другие не менее императорские лица. Сейчас его потомки — две смешные «панды», мама и сын рассекают между Севастополем и Москвой в качестве Императорского Дома и претендуют на престол государства Российского. И уже обласканы Патриархом и Президентом. И проводят на СтихиРу конкурс «Наследие».


Юный поэт дал клятву найти Основной закон Времени, с помощью которого можно будет управлять судьбами людей и стран. Руководствуясь формулами и числами можно избежать войн и напрасных жертв. Этот закон был открыт в 1920 году в Харькове. Своим главным достижением в жизни Хлебников считал именно это.


19 апреля 1920 г. в городском театре имажинисты устроили вечер с посвящением Хлебникова в «Председатели земного шара». А в начале августа Велимиром было найдено «уравнение Смерти»…


После у поэта было ещё много приключений. Работа в Баку вольнонаёмным лектором школьно-библиотечной части Политпросвета Волжско-Каспийской флотилии (зачислен 26 октября 1920 г.). Поход на Тегеран (начат 8 июля 1921 г.) в качестве корреспондента газеты в составе армии Персидской Советской республики под руководством Эхсануллы-хана. Даже в такой обстановке удавалось творить (написано восемь стихотворений). Разгром. Бегство через территории, где рыскали казачки за головами комиссаров (хан уже без неё), и выход в одиночестве через безлюдную пустыню к Каспию. Возращение на пароходе «Опыт» в Баку... В Железноводске на даче своих знакомых Самородовых («15 февраля Боренька дал обмотки и ботинки») Хлебников наконец-то заканчивает трактат «Доски судьбы» о законах времени.


Затем был долгий путь в столицу. В Чечне Велимира чуть не убили, выкинули с поезда («По дороге ограбили и около Хасавьюрта выбросили из вагона»). Видимо, «уравнение» помогло обойти смерть… В Москву Велимир приезжает 28 декабря в одном нижнем белье и чужом тулупчике. Так в нем и ходит, не снимая верхней одежды. У поэта начался последний 1922 год.


От эйфории к разочарованию: от вечеринок с ведущими поэтами в арт-кофе до разрыва старых дружеских связей. Рукописи застряли в издательствах. Здоровье подорвано (нищета, скитания и голод не проходят бесследно). Хлебников горит желанием уехать в Астрахань, к родному очагу. Но 14 мая с художником Пётром Митуричем уже смертельно больной выезжает из Москвы в деревню Санталово, где у его нового товарища есть дом и пища…


«Люди моей задачи часто умирают 37-ми лет, мне уже 37 лет». У Хлебникова лихорадка, отнимаются ноги, везти в больницу никто не соглашается. Только 28 мая он попал в Крестцы к врачу. Сельская медицина бессильна: малярия. В 9 часов утра 28 июня 1922 года в баньке Митуричей Велимир заканчивает земной путь. Когда присматривавшая за парализованным поэтом старушка спросила: «Тяжело тебе помирать?» Хлебников ответил: «Да».


Все уравнения не верны, судьба — рулит? А кто рулит судьбой?


Художник сделал последний портрет Хлебникова, и кое-как отыскал доски на гроб. В ящике с надписью «Первый Председатель Земного Шара» гения авангарда погрузили в землю ближайшего кладбища (в деревне Ручьи Крестецкого уезда Новгородской губернии, на погосте в левом углу). В 1960 году его останки были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.


Всю жизнь Хлебников колдовал со словами и числами. Дошёл до 18 000 000. Эх, хоть бы толику этих денег при жизни! Сколько бы написал, издал, сделал… А с другой стороны: большинство великих художников, мастеров — пера, кисти, звука, перфоманса и воображения творили в бедности, без достойного их признания и коммерческого успеха. Не для продажи. Знаем и обратные примеры, когда за шикарным фасадом раскрученных «гениев» — незатейливое (или, хуже, вычурное) ремесло или банальная пустота набитая ширпотребом.


Но это при жизни, а после смерти у художников начинается головокружительная «карьера». Продажи, аукционы, многомиллионные тиражи, статьи в энциклопедиях, памятники к месту (и не к месту), фильмы и всенародные дни и чтения…


P.S. Кинорежиссёр Елена Саканян пробовала разобраться с открытиями Хлебникова. В фильме «Путешествие с Двойником» (1992) она показала «Паутину Времени», основанную на вычислениях Велимира:


«Вверх от узлового 1917-го идут удары расширения власти: годы 1921, 1923, 1929, 1939, 2007. Вниз — удары ослабления власти: 1929, 1941, 1953, 1962, 1989 и конец власти — 2025 год».


P.P.S. Дожить бы до 25-го…



Велимир Хлебников


Ладомир


И замки мирового торга,
Где бедности сияют цепи,
С лицом злорадства и восторга,
Ты обратишь однажды в пепел.


Кто изнемог в старинных спорах
И чей застенок там на звёздах,
Неси в руке гремучий порох —
Зови дворец взлететь на воздух.



В чугунной скорлупе орлёнок
Летит багровыми крылами.
Кого недавно как телёнок
Лизал как спичечное пламя.


Черти не мелом, а любовью
Того, что будет чертежи.
И рок, слетевший к изголовью,
Наклонит умный колос ржи.



http://lib.ru/POEZIQ/HLEBNIKOW/ladomir.txt



Другие статьи в литературном дневнике: