Самое тихое имя в поэзии двадцатого векаЧто мне, красавицы, ваши Строки из стихотворения Ярослава Смелякова 1964 года посвящены поэтессе, у которой было одно из самых тихих имён в поэзии двадцатого века. Ксения Некрасова… Возможно, кто-то впервые слышит её имя. Поэзия Ксении Некрасовой – уникальное явление в русской лирике. Писала она естественно, как дышала. Её верлибры берут начало в фольклорной традиции, они близки наивной живописи: И цветёт рябина Стихи Ксении Некрасовой мудры и прекрасны, а судьба тяжелейшая, как и у большинства поэтов. Война принесла огромное горе поэтессе. С мужем, горным инженером, и грудным сыном Тарасиком они ехали в эвакуацию. Когда начали бомбить, всех ехавших высадили в поле, и осколком прямо у Ксении на рука убило её сынишку. Муж вскоре сошёл с ума. Ксения же после всего пережитого получила травматический энцефалит и уже больше не могла работать. Руки не слушались её. Отсюда её детский почерк, неровные строчки. Ксению Некрасову нередко принимали за сумасшедшую, сторонились её, гнали от себя. Конечно, Ксении помогали, но мало кто думал о её судьбе по-настоящему. Её стихи не хотели печатать, объясняя это тем, что белый стих больше относится к западной декадентской литературе и не понятен простым массам. В конце жизни короткое счастье всё же улыбнулось поэтессе. Она родила мальчика, мечтала о том, как им хорошо будет вместе. Но жить по-прежнему было негде, и Кирюшу пришлось на время отдать в детдом. Желанную комнату дали совсем незадолго до её смерти. Ксения не успела привезти туда сына. Однажды, возвращаясь домой, она почувствовала себя плохо и упала на лестнице – не выдержало сердце. Было ей всего лишь сорок шесть лет. Михаил Пришвин писал в дневнике, что у Ксении Некрасовой, «у Хлебникова и у многих таких души сидят не на месте, как у всех людей, а сорваны и парят в красоте». Тоталитарное общество в русской поэзии Речь пойдет о поэтах XX века. Тема сложная, в заголовок вынесено такое понятие, как "тоталитарное общество", но в этих стихотворениях присутствует также тема свободы, власти, судьбы и выбора человека. 1. "Гамлет" Б.Л. Пастернака (1890 – 1960) Это стихотворение входит в поэтический цикл романа "Доктор Живаго" и приписывается автором своему герою – Юрию Андреевичу Живаго. Подобная "многослойность" присуща и самому тексту: от фигуры театрального актера мы переходим к образу Гамлета, от него – к Христу. Во второй части стихотворения Пастернак намекает на советское тоталитарное общество, где все роли уже прописаны и заранее известны, у тебя нет выбора – остается только жить по навязанному "главным режиссером" плану: Я люблю твой замысел упрямый 2. "Охота на волков" В.С. Высоцкого (1938 –1980) Лирический герой стихотворения (песни) Высоцкого так же жаждет свободы, но скован навязанными свыше правилами ("красными флажками"): Волк не может нарушить традиций. Я из повиновения вышел 3. "Не выходи из комнаты, не совершай ошибку..." И. А. Бродского Написанное в 1970 году стихотворение Бродского наполнено едкой иронией и напоминает "вредные советы", в которых через антитезу показывается вся правда жизни. Так и здесь: автор "советует" читателю не покидать пределы своей комнаты, чтобы не случилось чего-нибудь плохого: Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло. За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья. © Copyright: Анна Дудка, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|