Обзор по зимнему лонгу от Тейт Эш

(В обзоре представлены не все стихи лонга)

С этой лентой текстов получилась интересная ситуация. Сразу обозначились 3 группы, куда все представленные стихи без проблем и уложились.
Первая – собственно мой шорт-лист.

Вторая – стихи, которые (при других раскладах) в шорт бы не попали. Если бы в определённый момент не начали менять пространство.

Третья группа – все остальные. Более-менее ровные, но выделяющиеся чем-то одним: ярким образом, интересной идеей, удачной строчкой. 



Начну с шорта.
18. Сергей Пагын. «Эту пчелу нам уже не спасти». http://stihi.ru/2022/10/29/2309

Узнаваемо до такой степени, что авторство можно было не подписывать. Очень пагынское, с идеально предсказуемой схемой: негромкий, воздушный текст, построенный на обыденных деталях – и внезапные 1-2 строки на грани откровения.   
Стихи у Сергея обычно короткие. Читать стихотворение ради одной этой вспышки – много сил не требует. Зато внутреннее «ах!» мне, как читателю, почти наверняка гарантировано.

Я бы поспорила с пунктуацией во второй строфе. Но к Пагыну я иду явно не за пунктуацией.



5. Исхаков Алексей. «Ламеллофон» http://stihi.ru/2022/01/10/4138

Реальность, созданная внутри этого текста, существует по каким-то своим, нездешним законам. Но существует настолько гармонично, что цепляться к мелочам не вижу смысла. И всяческие странности, вроде белых пятен на карте, белеющих «до блеска», или пребывание «в парафиновом сне» дешевых свечей – то вытаскивают из памяти какие-то реальные воспоминания, то вызывают внезапные, довольно странные ассоциации, но продолжают работать на общую атмосферу.
Даже полуслучайные здесь словечки – например, «в изящном» изломе (ну какой изящный-то в этом образном ряду?) оставлю на совести автора.

Из предложенной ленты текстов это имхо явный лидер: если попробовать выделить авторские находки и яркие строчки, придётся копировать сюда почти весь текст.
Для меня этот новый и странный мир сложился полностью. Побродить там было интересно.



На этом шорт можно было бы и закончить, но экспертный лимит конкурса – минимум 5 текстов. Переходим ко второй группе.
27. Александра Инина. «По трещине» http://stihi.ru/2011/10/20/9479

Очередной привет всем, кто считает, что короткий текстик никогда в шорт не войдёт.
Да, если меньше строчек – меньше шансов накосячить. С другой стороны, придется формулировать максимально точно, иначе каждая затычка и соринка будут выпирать бревном.

Здесь всё, на мой взгляд, сделано технически безупречно. И мысль вложена вполне грамотно, без навязывания. И пунктуация отменена очень по делу. И есть над чем подумать.
Стихотворение попало в эту группу только потому, что уж слишком предсказуемой для меня оказалась эта самая, вложенная, мысль.

Но вернуться и перечитать захотелось. И вот почему. 
В первых двух строчках названа трещина, а в следующей – линия сердца. И эта линия сердца на ладони автоматически начинает восприниматься тоже трещиной. Сюжет сразу приобретает второй слой. Такие метаморфозы – имхо редкая удача. 



23. Ольга Домрачева, «горностай» http://stihi.ru/2021/01/01/399

Когда-то мне для обзора этот горностай уже попадался. Нового он за это время ничего не набегал, поэтому повторюсь. Лично для меня весь стиш держится на одном слове. Оно звучное, ёмкое, сразу включает читателя в игру. Да и поведение зверька, мягко говоря, странное, мистическое.

Посмотрим текст. С одной стороны – блестящие находки:
«но живучий, как голод осени, горностай.»
«вишня горела, сейчас же ее скелет за окном телесами снежными обрастает.»
«свежий крадется след» – именно след, а не зверёк!

С другой стороны – все те же царапины тяжелых стыков слов «каК Голод».
Последние строчки второй части пришлось опять перечитывать раза три, пока горностай перестал быть поребриком времени.
Финал триптиха сильно проседает.

В странностях пунктуации даже есть свой шарм. Это как раз в духе Пагына: сразу хочется поправить, но весь стиш и так на воздушностях и неправильностях держится. Плюс/минус еще одна...

Всех этих досадных мелочей достаточно, чтобы горностай остался далеко за пределами шорта. Если бы не одна деталь: в очередной раз сталкиваюсь с этим текстом, уже знаю его сюжет и структуру, но когда доходит до третьей части, и горностай вдруг зависает в воздухе... То ли зверёк в прыжке – горностай охотится на меня, читателя. То ли вестник смерти или сама смерть. В этом месте весь текст собирается в одну точку и начинает менять пространство – не только в себе, но и вне стихов. А вот это имхо дорого стоит.
И даже сужающиеся царапины-линии на ладони, в третьей части, перестают быть явной ошибкой. В старости-то линии и морщины становятся глубже и заметнее. А здесь получается эффект перерождения: старое постепенно исчезает, уступая место обновлённому, возрождённому. 




И очень-очень бонусом –
13. Елена Севрюгина, «Быт переходит в инобытие» http://stihi.ru/2023/01/18/6054

Тот случай, когда совсем не моё. Да, отлично создана атмосфера – бережно, неторопливо. Мелкими, едва заметными, штрихами. Граница между пространствами становится очень зыбкой и растворяется. Но лично для меня вся новая информация закончилась в первой трети. Дальше осталась попытка продержаться только за счёт атмосферности. Откровений не случилось...

И сразу начинают выпирать самоповторы, полуприсутствующая пунктуация, кривые стыки слов (ну куда «отстукивать твой риТМ ТВой шаг» для такой звукописи остального текста? Хотя бы графически разделить:

пока размеренные капли не забыли
отстукивать твой ритм
                  твой шаг...
               
весна
на улице...
как лесенка лесна
как пена пенится и кружево кружится

//допустим, как-то так. монотонность выбранной формы это собьёт, но пойдёт на пользу читаемости).

А вот финал имхо сработал хорошо. Добавил не только настроения, но и очень бережной, доверительной и не пошлой интимности. Хотя, повторюсь, если бы в середине мне попалось что-нибудь новое, внезапно и более точно сформулированное – стихотворению бы это явно пошло на пользу. Умеет же автор формулировать, когда хочет:
«и в мире невозможно заскучать
когда он сам на музыку ложится».


 

------------------------------------------------------
Теперь пробегусь по некоторым находкам, обнаруженным в лонге. Жаль было бы не отметить невероятную первую строфу стихотворения «Жито» Татьяны Комисcаровой
№ 22 http://stihi.ru/2019/06/21/2501 :

Половина июля. Бокасты, недвижны
Облака над рекой, где мы жили давно.
Всё исполнено прочной значительной жизнью,
как в советском кино.

Забавная двусмысленность (где мы жили – в реке? на облаках?) сработала здесь имхо в плюс. Дала такой интересный зачин, что стало интересно: кто же будут герои? Что за история будет рассказана?
Жаль, мои читательские ожидания не оправдались. На первой строфе всё и закончилось. А на согражданах бога прям обидно стало, какой невероятный образ попал в этот, совсем не раскрывающий его, контекст. 



2. Марина Русова  «он путает слоги.»  http://stihi.ru/2022/12/06/8497

«он смотрит в окно, пытаясь увидеть лица,
но слившись в одно лицо, проступает город.
профиль его горбонос из-за крыш и шпилей,
и ни одной души»

Фраза «и ни одной души», говоримая обычно в подобном контексте про отсутствие людей, вдруг получает здесь второе прочтение: когда все лица слились в один город, а он не смог присвоить души влившихся в него людей. И собственной души у него тоже нет.

Второй момент: смотря в окно, часто видится собственное отражение. Даже днём, даже на фоне объектов за окном. И получается двойственность: город сливается в одно лицо – лицо самого смотрящего ЛГ, который тоже получается без души...  Невероятный образ! Прям тянет на сюжет отдельного стихотворения.



3. Игорь Гонохов «Баранкин». http://stihi.ru/2019/02/24/7812

«В уютных ваннах летнего тепла
подсохший мох, как солнечная тундра.
Блаженствуют пернатые тела»

Дальше пара моментов сбили настрой, а финал имхо совсем провалился.



4. Ольга Вирязова «Там паузы забытые в пути...» http://stihi.ru/2021/11/18/865

«Там паузы забытые в пути»

Сколько уже об этом написано, но ведь продолжают появляться интересные варианты и ракурсы.

«и пауза качается как чай
и я мечтаю чтобы не кончалась»



8. Наталья Возжаева «Седьмое)» http://stihi.ru/2022/12/18/5148

Начало прям чудесное.
Середина уже более предсказуема, но всё ещё держит.

А вот с финалом... Понимаю, почему автор делает именно так. И для многих этот приём сработает. Но у меня автоматически включается «не верю!»: когда автор на протяжении всего текста демонстрирует высокого уровня лирику, создаёт удивительнейшую атмосферу, а потом ненавязчиво называет ситуацию – всё описываемое (но по сути и выбранную для этого форму, и стиль изложения) просторечным...
Причем, быстренько сориентировавшись, что предыдущий текст на просторечие никак не тянет, после тончайшей лирики и звукописи ставит строчки:
«А на земле, ну той, что далеко,
Найдётся тот...»


9. Сенька Аргентинецъ «иероглиф кукушка» http://stihi.ru/2022/03/18/3754

«Иероглиф ладони означает кукушку»

Отличная параллель! Ладонь и линии жизни раскрыть через кукушку с извечными вопросами «сколько мне жить осталось?».



12. Лана Юрина «Чёртовы хроники» http://stihi.ru/2022/11/12/6042

«Время гадать на кипящей святой воде»
Строчка, стОящая всего этого стихотворения и переросшая его во много раз. Да и не только его. Прям реально обидно, хоть эпиграфом к поэме забирай...

Уважаемый автор, если вы это прочитаете: я искренне не понимаю, как эта строчка могла оказаться в столь заурядном стихотворении. Это образ такой силы и точности, особенно сейчас, что пару таких строк сформулировать за жизнь – и можно считать, что литературная судьба удалась.



15. Рут Ивас «там, где» http://stihi.ru/2022/12/02/7186

Отмечу внезапное описание луж:
«в этот момент из-под ног летят не брызги, а слёзы»

Прям читательский восторг!



16. Сандра Ово «Амен» http://stihi.ru/2022/07/19/4501

Есть очень красивые моменты, но имхо пока это «сложносюжетная фреска», которая собрана как-то не совсем по разметке. В качестве эксперимента можно попробовать разделить это полотно на отдельные картинки, фактически крохотные верлибры, и дошлифовать отдельно каждый из них. Чтобы получились очень точные и хорошо читаемые по атмосфере кадры, собранные в единый цикл-фильм. Что-то подсократится, что-то перефразируется.
Да, перетекание из картинки в картинку немного пропадёт, но общая картина может сложиться точнее. И воздействовать вспышки-кадры будут гораздо сильнее.



17. Змей Горыныч 3 «Голубянки» http://stihi.ru/2022/12/03/7904

Интересное решение сюжета. Очень хорошо, что автор не свалился в слезодавилку. Но в этой тематике, при выбранной лёгкости, один образ мимо – и всё рушится ((

Если здесь:
«Неудачно покинут кокон»
прям точнейшее попадание, то один момент для меня полёт остановил:

«Только самый короткий шаг...»
А почему, собственно? Следуя мельтешению крылышек бабочек? Или страшно сделать шаг побольше из-за болезни? Но героиня уже думает о высоком, раз отваживается на полёт. В таких решениях уже не до мелочей и мельтешения. Даже в жизненную пропасть бросаются, срываются или прыгают, а не шагают маленькими шажками. Пусть даже в этом случае пропасть уходит не вниз, а вверх, в небо.
Да и шаг, если мы говорим о полёте, не совсем та единица измерения, которая может в финале стать решающей или показательной. Сколько ни читаю – напрочь зависаю на этом моменте, и бабочка не взлетает. Раз такие логические натяжки и варианты, становится очень похоже на подрифмовку.
Да и с пунктуацией в финале я не очень согласна. Нынешний вариант, с многоточиями, похож не на полёт, а на безнадёгу.
А жаль. Стихотворение на редкость светлое и тёплое.



19. Петра Калугина «Застыли башенные краны» http://stihi.ru/2020/06/09/5284

Есть прям чудесные моменты:

«Наивный навык воспарений
Над миром, городом и телом,
В лиловом небе растворений
Воздушным змеем улетелым»

«Здесь, наверху, так много ветра!
И кто-то пишет: «Всё ли в силе?»
И ждет, когда ему на это
Ответят, или…»

Но через первую строфу продиралась с большим трудом. Всё время хочется прочитать:
«застыли башенные краны –
жирафы и немного цапли,
выходЯт окнами на стройку,»

(эффект замены буквы возникает из-за предыдущей запятой).



20. Шинхис «Небесные киты» http://stihi.ru/2016/07/31/4003

«И когда город спит, положив на лапы большую голову,
и по улицам бродит толпа молчаливых снов,»

Чудесная история, киты получились живыми, снежными и звёздными. Но остановили два момента: пришлось перечитывать раз пять, пока весь ритм с задуманной рифмовкой адекватно уложился. Второй момент – во многих местах, где появляется местоимение «он», приходилось возвращаться назад и выяснять, это уже про ЛГ, ещё про город, или о ком вообще речь. В шорт в таком виде не возьму, но ещё одну замечательную строчку обязательно здесь назову:

«И он уносит море с собою – помнить.»


21. Марина Чиркова «дерево и река» http://stihi.ru/2023/01/26/4477

«долго молчи (бесконечный лес),
ключ потеряй навечно
и возвращайся – речью...»



26. Олег Паршев «Часы на башне» http://stihi.ru/2022/12/18/4071

Мило и весело. Понятно, что жанр обязывает, но к концу первой трети начали проступать мелкие шероховатости, а к финалу (лично для меня) всё стало предсказуемо.
Рекомендовать читать – однозначно, но перечитывать имхо не стала бы.



29. Ольга Бесснежная «Глупая птица» http://stihi.ru/2022/12/09/8437

Отличное начало: «Хор сквозняков, надрываясь, поёт фальшиво»
Дальше, к сожалению, автор уходит в сплошные банальности.



24. Танита Раш «Горевать не будем» http://stihi.ru/2023/01/25/7191

«Дёрнем за хвост уходящий мурлык»



30. Эмкей «Оригами» http://stihi.ru/2022/06/16/6520

«двор дышит терпкой парфюмерией оранжевых настурций»

Очень убедительно. С кучей эмоций, переходящих одна в другую и противоречащих друг другу. Как раз тот случай, когда текст крайне корявый, но в паре мест он до такой степени неуклюже честный, что ему начинаешь верить. Вот пускай бонусом в моём итоговом шорте и будет ))


Шорт-лист Тейт Эш:

Сергей Пагын «Эту пчелу нам уже не спасти» http://stihi.ru/2022/10/29/2309
Исхаков Алексей «Ламеллофон» http://stihi.ru/2022/01/10/4138
Александра Инина «По трещине» http://stihi.ru/2011/10/20/9479
Ольга Домрачева «горностай» http://stihi.ru/2021/01/01/399
Елена Севрюгина «Быт переходит в инобытие» http://stihi.ru/2023/01/18/6054
Эмкей «Оригами» http://stihi.ru/2022/06/16/6520


Тейт Эш
Поэт, редактор, фотограф. Родилась в Харькове. Еще будучи лицеисткой, стала стипендиатом Союза писателей по рекомендации Евгения Евтушенко.
Редактор и литературный советник книжной «Эмигрантской серии» (2004-2009 годы).
Обладатель званий «Магистр поэзии» и «Золотое перо Руси». Член главной редакции Большого литературного клуба (БЛК). Несколько лет представляла русскоязычную поэзию на Abu Dhabi Festival.
Лонг-листер «Русского Гулливера» и Григорьевской премии.
Обладатель Приза симпатий журналов «Юность» и «Дружба народов». Лауреат и призер, а впоследствии – судья десятков литературных конкурсов, в том числе – серебряный призер международного поэтического конкурса им. Н.С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай», победитель «Чемпионата Балтии по русской поэзии», многократный лауреат «Кубка мира по русской поэзии».


Рецензии
Знаю, что мои стихи не всегда воспригииаются с первых прочтений. Рада, что Горнастаю всё же удалось открыться. Радуюсь, спасибо, Тейт!

Ольга Домрачева   11.03.2023 09:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.