Виктор Коврижных. Экспертный обзор. Июнь-2020

ЕЛЕНА КРИВЧИК «На дне зимы»
http://stihi.ru/2017/11/21/409 номинатор Тургут Элл-Макбак

Зюйд-вест, завей змеёй позёмку,
Завесь метелью дня проём!
Мы убываем в автономку
В консервном домике своём.

Повисла неба паутина
На крыше, снявшись с горних скоб.
Идёт под зиму субмарина.
Торчит труба как перископ.

Внутри судёнышка Карибы.
Бурлит движуха в камельке:
Дрова, как огненные рыбы,
Теснятся в огненной реке,

Текут янтарным рыбьим жаром,
Фонтаном мечут искр икру.
Их чешуя горит муаром.
Им смерть красна не на миру.

...На углях корчатся очистки.
В трубе Зюйд-вест лабает джаз.
И золотится в потной миске
Картофель, русский трюфель масс.

И что нам мир с его набором
Вранья, гламура и угроз? –
Когда за ближним косогором
Мир белой накипью зарос.

Ремейком сказки «жили-были»
Дрейфуем мимо берегов
На дне зимы, в зыбучем иле
Неразгребаемых снегов.

.
Немного экстравагантно.  Аллитерационная дорожка в этом тексте выглядит искусственной. Но есть немало ярких образов. Этим и привлекает. Название из разряда красивых побрякушек для украшательства. И только. Типа, «на берегу неба».  Консервная банка. Это дом такой? Странно, странно…


ЮРИЙ БЕЛИКОВ «Вдоль берега»
http://stihi.ru/2020/06/19/9386 номинатор Ильдар Харисов

                Памяти Вилория Глухова

Учитель! Уже отросли те ветви ивы, которые ты срезал под удилища,
уже обнажила красные десны река…
Снасти готовы, Учитель. Иди и буди леща.
Один ведь бреду по берегу — ни Учителя, ни ученика.
Заветы твои затвержены: тюль на окне,
если на что и пригоден — живца ловить для щурят,
женский чулок, хлебом набитый, вполне
рыбам на прикорм подходит — чулок даже будет рад
чувственным прикосновеньям язей, голавлей,
словно поползновеньям князей, королей.

Рыбы подыхают на берегу реки,
они раздувают жабры, как розы.
На берегу реки не умрут рыбаки —
без берега подыхают, но смысл последней просьбы
пыльного, берестяного, русского мужика,
коего зона не съела, но тихо больница списала, —
по батарее холодной стук — истошней сигнала
нет! — чтобы баба снизу вынырнула, легка,
и не заговорила, видя, как очи меркнут,
а загородила, рыбонька, зеркала.
И когда баба снизу окажется сверху,
небо войдет под ногти: "Вот и вся жизнь прошла!"

Так умереть, Учитель, если воздух шипит из нимба,
если поэта, как рыбу, жизнь завернула в газету.
Лучше не разворачивать! Чего тебе надобно, рыба?!
"Старче, в России рыбой надобно быть поэту,
чтоб укрупнять молчанья синюю чешую:
чья тишина протяжней? И разыграть ничью
с каждой челябой, то бишь ямой речной: молчите!
И на поминках звука молвить: "Прощай, Учитель!"

.
Знаком с творчеством этого автора. Считаю одним из интереснейших и самобытных поэтов в современной литературе. Со своим поэтическим языком, манерой письма.  Несмотря на всё вышесказанное, стихотворение не произвело особого впечатления. Мне показались не совсем удачными фигуры речи вроде «и разыграть ничью», «молчанья синюю чешую».  Для меня это вычурно и не совсем оправданно. Кем был Вилорий Глухов, не так важно. Наверное, был учителем по жизни и по рыбалке. Заслуживает интереса сама идея текста, как бы поставить Учителя в один ряд с великими подвижниками духа и, как полагается в таких случаях, с пафосом и особым пиететом говорить с Учителем.  Обошлось без велеречивости и патетики, это благодаря мастерству и опыту автора. Тем не менее, есть то, что вызывает удивление –
«чулок даже будет рад
чувственным прикосновеньям язей, голавлей,
словно поползновеньям князей, королей».
Какой пиетет женскому чулку! Шутка такая или всерьёз?
Так и не смог разобраться: причём тут бабы и сверху, и снизу?
Наверное, стихотворение сугубо личное и понятно автору и посвящённому.
Несмотря на претензии, стихотворение беру в шорт.


АЛЕКСЕЙ ИСХАКОВ «Тики»
http://stihi.ru/2018/05/10/5930 номинатор Ильдар Харисов

Океан ощущений по капле теряется в хронике.
Направляющий вектор болтается вне математики,
где случайности чаще, где плоскости,  как подоконники
иногда обрываются или похожи на фантики
от чего-то несладкого. Линии бьются в эстетике,
отвечая на мягкие ласки способного ластика.
 Вся конструкция мира висит на серебряном крестике
и не падает,  только шатается,  просто фантастика.

.
Угадываемый автор. Пожалуй, только он способен вносить в поэтическую лексику слова для служебного пользования и научных статей и пособий.
Смутило «линии бьются в эстетике»? Эстетика линий – понимаю. Биться в эстетике?  Странно, странно.
Тем не менее, ставлю зачёт. Ибо мысль авторская интересная и неожиданная.


ЗИНОВИЙ АНТОНОВ «не с тобой»
http://stihi.ru/2016/03/22/11077 квота Александра Фральцова за редактирование отборочного тура

я хотел бы заняться поэзией
но не с тобой
а с тобой лишь любовью
у поэзии будет сегодня пускай выходной
без сюжетов и боли
оторвавшись от пола глагола инета и стен
небеса подпирая
нам с тобою сегодня похоже ни смыслов не нужно
ни тем
ни концепции рая

ты нагая – я наг
помню так звали змея в какой-то из сказок
я помню
занимаясь любовью мы похожи на змей
дует свежий борей
подбирается день к твоему изголовью
и топорщится тень
уползают змеёй непонятные мелкие мысли
не находятся вещи
подушки
расчёски
плащи
и витают сердца в невозможной немыслимой выси
смыслов в том не ищи

всё бессмысленно слышишь
пусть смыслы останутся умным
тем кто знает как правильно думать дышать и молчать
я молчу о тебе
размываясь в рельефе подлунном
точка
подпись
печать
словно мы и не мы
и летает планета спросонок
натыкаясь везде на вселенной тупые углы
утро бреет виски
и сочится небесный опёнок
жёлтым светом из мглы

Автор пишет стихи, а когда не пишет, занимается любовью. Других занятий нет?
Хороши две финальные строчки.


ВИРЕЛЬ АНДЕЛ «Шиповника побеги, и трава...»
http://stihi.ru/2020/04/27/5005 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Шиповника побеги, и трава,
И лепестки неведомых дорожек.
Когда кресты рубили на дрова,
Здесь было так,
века – и будет то же.

И выйдут из невиданных зверей
Вполне цивилизованные люди.
Вот бабочка – о чём расскажешь ей?
Она вспорхнёт
и про тебя забудет.

И ты забудь. Пускай летит она,
Ни буквы, ни звезды не понимая,
Одна за всё на свете прощена,
Прекрасная
и жуткая
такая.

.
Понравилась финальная часть. Остальное – слишком отвлечённо и надуманно. Где, когда кресты рубили на дрова? И почему такое кощунство? Чтобы обозначить вину таким вот образом и сделать вывод? Но, если такое случалось, скорей частные случаи или исключения, но не эпоха, не культ имеющий широкую известность. Для философского обобщения подобные «проявления вины» никоим образом не должны быть основанием. А то это называется лепить слона из мухи.
«Лепестки неведомых дорожек»? Так и не мог представить. Красивость, сложная для читательского восприятия. Побрякушка для украшательства.


ИРИНА КОРОТЕЕВА «Зелёная река»
http://stihi.ru/2016/01/28/3939 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Ты думаешь: «Зеленая река…», –
И вот твоя прозрачная рука
Хватает за хребты крутые волны,
И раколовки ершиками пОлны,
И берега осокою остры.
Закусывая солнечной галетой,
Ты без остатка выпиваешь лето.
А если через луг, наперерез –
ПолнЫ дубы и сосны до небес.

Дубы полнЫ и сосны до небес:
Заступник твой, твоя обитель – лес.
И ты пойдешь сквозь ельник на осины,
Подумаешь: «Как, Господи, красиво!», –
И кто-то с тонкой ветки подтвердит,
Что лучший день: настоянный, осенний.
Октябрь – твой приют, твое спасенье.
И тихо, и покойно на душе,
Что все твое – оплачено уже.

Твое давно оплачено уже.
Метет зима холодное драже,
Ты дышишь над коричневою чашкой,
День нынешний как будто бы вчерашний.
А вьюговей январский за окном
С березами танцует по проселкам,
Все норовит прижаться к пышным елкам,
И, заметавшись между старых груш,
Намается да и уснет к утру.

…Намаявшись, уснешь и ты к утру.
Как ни крути, а новый день – к добру:
Жердёлы* закипают белым цветом,
И голуби опять бубнят об этом.
Ещё про то, что майский день хорош,
Чтобы уйти и чтоб вернуться снова
Осокою, январским ветром, словом
Прозрачным, как зеленая вода.
И ты согласно улыбнешься: «Да…».

*Жердёла – плодовое дерево, разновидность абрикоса. Возможно различное написание и произношение слова в зависимости от особенностей местного диалекта

.
Не впечатлило. Скучное письмо, хоть автор пытался нашпиговать текст образами и эпитетами не из тривиального ряда.


ЕЛЕНА ГУРФИНКЕЛЬ «Вальс на две четверти»
http://stihi.ru/2018/11/23/2974 номинатор Денис Ткаченко

Если захочешь, вальс можно танцевать на две четверти. Чертов дактиль хорош, если нет бокала в руке. Неловкая траектория сама обретётся, начертится как-нибудь, где-нибудь, сама нарисуется в уголке.

Безусловно, тут же найдутся советчики и доброхоты, такие наверняка еще засоряли Эдем лебедой. Знатоки темпоритмов шипят, восклицают, стыдят легко и охотно: мол, вальс так не танцуют, хватит страдать ерундой.

Что потом? Возвращаться в холодный эфир, где бокалы звенят переливами, где каждый доброжелатель громогласен и близорук? В это пространство, где ты не похож на счастливого, а я – на беспечную, какими и кажемся всем вокруг?

Да, в эти круги бесконечные, где нет места ни вальсу, ни прикосновению, где предчувствия никудышны, и на них не стоит пенять. Где окажется пустяком то, что вчера казалось благословением. Где мы очень нужны друг другу, но пока что это не в силах понять.

Оставайся. Еще не окончен куплет, круг не замкнут, и мир не торопится к тонике, но воздух уже легче света, хотя и тяжеловат. Здесь надежде моей колыхаться на ниточке тоненькой... Не уходи, останься, пожалуйста, просто … дотанцевать.

.
Можно писать и об этом, когда автору нечего более сказать. Можно и так писать форматом А-4. Хотя бы  таким образом обозначить оригинальность.


МИХАИЛ СЕРЕБРИНСКИЙ «Про китайских болванчиков»
http://stihi.ru/2020/02/09/1024 номинатор Денис Ткаченко

                Кто слышит тебя из богов?
                Еврипид

Серой зимой на локальном базарчике
Возле моста у реки
Мы покупали китайских болванчиков,
Что привезли в Горбунки.

Мимо ходили, бранились и падали
люди в потрёпанных ку-
Ртёнках. На снег. Приходившие парами
С нами тянулись к ларьку.

Помнится, Бог нас держал вместе за руки,
Мы собирались прожить
Вместе лет пять. И игрушки базарные
Мерным движеньем пружин

Благословляли, кивали головками.
И я (дурак, что сказать!)
Верил им. Далее все недомолвки мы
Шли разрешать на базар.

Молча смотрели в глазёнки раскосые
Кукол фаянсовых, в них
Кротость была, что со всеми вопросами
Нас примиряла. Двоих

Взяли. Не вышло. В рубашке узорчатой
Я снова здесь, у ларьков.
Нет ни тебя, нет ни снегоуборочной
Техники. Но со столов

Смотрят всё те же игрушки китайские,
Будто бы так и должно
Происходить. Будто зимнее таинство
Свято и сохранено.

Тихо. И с фирменною недомолвкою
Вроде: "всё будет, дружок"
Сверху сидит и кивает головкою
Некий китайский божок.

.
В целом неплохо. Воспоминание из детства всегда подкупает, если оно правдиво и отражает эпоху.
Решительно не понравился кусок текста:
«Мимо ходили, бранились и падали
люди в потрёпанных ку-
Ртёнках. На снег. Приходившие парами
С нами тянулись к ларьку».
Проблемы с рифмовкой, что ли? Ку-ртёнках. Экое пижонство в духе Кенжеева.
Нахожу тривиальным и отчасти пафосным приём проявленный в финальной строфе: болванчик, игрушки или ещё какая мелочь памятная с детства становится символом достойным горних высот. Такое уже бывало неоднократно.


ХЕЛЕНА ФИСОИ «Ночереет»
http://stihi.ru/2019/12/05/9889 квота Юлии Миланес за редактирование отборочного тура

Совсем ночереет... Промозгло, сиротно.
Крадёшься впотьмах, как бездомный, изгой.
И кажется, выскочит из подворотни
Судьба или случай, ударит ногой,
Пырнёт перочинно. Горячая жижа
Пугающей змейкой намочит рукав.
И ты удивишься: не выжил, не выжил...
И некому дружески бросить: «пока».

Лишь тьма наползает на душу, оскалясь,
Вылизывать  страхи, ловить слабый вздох.
Казалось, ты был расторопен, смекалист,
И вдруг, как последний бродяга, издох.

Беззвучен, бессилен… Твоих абиссиний
Не пройдены тропы... Бесславен итог.
Но тьма утихает, становится синей…
И ты понимаешь, что просто продрог.

Высокое небо берёт тебя в ясли,
На нём проступает созвездий арба...
И всё не напрасно, разумно и ясно.
И сердце гремит, как тугой барабан.

.
Читал так и эдак, но так и не понял – о чём? Что за мотивация? Такое чувство, что автору особо сказать нечего и он просто рефлексирует по всякому поводу, пытаясь придать тексту некий философский подтекст. Отсюда и набор несколько вычурных и не совсем в плане зримости внятных образов и эпитетов.


МАРИЯ ФРОЛОВСКАЯ «Жанна»
http://stihi.ru/2020/02/10/7387 номинатор Ольга Верн

Жанна хотела сына.
Сорок лет и три года хотела сына.
Так больно хотела, так сильно,
молилась: Господи, помоги!
Тучи вверху бежали.
Волны внизу бежали.
И не было сына, не было сына Жанне.
Тысячи сыновей – и всё другим, а не ей.

Шли сыновья к другим.
Шли по воде круги.
Вода становилась льдом.
Снега заносили дом.

Раз, в декабре, постучался какой-то дед.
Съел её хлеб, узнал о её беде,
И сказал, что когда-то от праведников слыхал:
на Рождение солнца земля тиха и вода тиха.
И земля смыкается с небесами.
И вода смыкается с небесами,
и гуляют души лесами,
иди себе и спасай их.
Бери к себе синекожую, замёрзшую такую душу –
придёшь, в уголок положишь, у очага просушишь.
И будет тебе сын –
ничего, что немного синь,
что прозрачен чуть-чуть и ломок,
а всё же почти ребёнок.

Темень в лесу – хоть глаза выколи,
хоть наугад рукавицей шарь.
Жанна идёт себе, душу кликает,
и выходит к Жанне душа.

Она на салазки сажает сына,
идёт, дыхание его слушая,
и внезапно думает обессиленно:
А что расскажу я родне и мужу?

И живота не было,
и маяты – не было,
а родила – белого,
жутко, смертельно белого.

А сын за спиной продувает дудочку,
начинает играть на дудочке,
А Жанна думает: "Я всё же дурочка,
Боже, какая дурочка!
Я с ним намучаюсь, так намучаюсь,
ведь с первого взгляда видать –
две ручонки тоненькие, как лучики,
а глазищи его – слюда,
а в глазах нелюдское, не наше что-то
бьётся, не то, что у всех:
огоньки, бегущие по болоту,
небеса зачёркивающий снег.

Что он такое, с чем я вообще связалась?
Разве он сын мне, разве я ему мать?"
За спиною дудочка молкнет и исчезает,
санки с горки подталкивает зима.
Эх, как помчались, весело полетели
санки пустые, корой намерзает лёд...

Жанна глядит, распахнутая, как метель,
и падает на колени. И не встаёт.

.
Прежде всего, редкостное для деревни женское имя – Жанна. Сама история поучительная и не лишена глубокого смысла, но только эта нарочитая стилизация под народность со всеми лубочными страстями и фигурами речи изрядно поднадоела. Но это мне. За других не говорю, поскольку многим нравится «родники исконно русской речи из глубин народной жизни».


ЛОМАКИН АЛЕКСАНДР «Мосты»
http://stihi.ru/2020/01/25/817 номинатор Ольга Верн

Есть мосты над маленькими реками,
откуда, если встать посередине, видны и водоросли, и норы с рыбами,
и битого стекла горящие горошины.
Там застревает время между стрелками,
и цезари в раздумии стоят за ивами,
и жребии лежат — ни тронуты, ни брошены.

Нужно сесть на таком мосту,
обувь сняв, ногами встревожить ил.
И сидеть, пока хоть одну звезду
бег реки в себя не впустил.

Будто не было ничего:
ни царей, ни войн, ни телеги, ни колеса.
И ты первым пришёл сюда,
где никто ещё не живёт,
будто в землю опущена горсть овса,
словно ждёшь пока она прорастёт.

.
Ожидал большого от текста. Заявка на что-то серьёзное, глубокое, судя по лексике. Однако стоило ли раздувать щёки? Третья строфа, на мой взгляд, тут лишняя. Да ещё и пафосная.  Прорастёт горсть овса(?). Может, всё-таки овёс прорастёт?


МАЙК ЗИНОВКИН «Собака Павлова»
http://stihi.ru/2016/11/11/6679 номинатор Термитник Поэзии

Когда качается мир, как палуба,
Когда все сказки – с плохим концом,
Ко мне приходит собака Павлова
И начинает лизать лицо.
Меня любого: больного, синего –
Она вытаскивает со дна.
Она умеет не рефлексировать,
Она училась всему сама.

А я на внешние раздражители
Вновь реагирую, как слабак.
Собака Павлова, положительно,
Намного лучше других собак:
Когда совсем пропадаю пропадом,
Она снимает меня с креста.
Хотя не делится горьким опытом,
Поскольку опытами сыта.

И я молчу, но она всё чувствует,
Клубком сворачиваясь у ног.
И водка кажется кислым уксусом,
И сигарета идёт не впрок.
И засыпаю к утру, закадрово,
Себя отчаявшись приручить.
И снится мне, как собака Павлова
Бежит куда-то в сырой ночи.

.
Мастеровито написано.


СЕРГЕЙ ДЬЯКОФ «Если бисер стиховный...»
http://stihi.ru/2019/02/27/5220 номинатор Термитник Поэзии

Если бисер стиховный не вяжется с пряжами жизни,
Если носит почтарь всё повестки в казённых конвертах,
И не радует Новгород больше, Великий и Нижний,
То хотя бы весна. И хотя бы искусство бессмертно.

На торговой шумят: пусть приедет заморский решала!
И громчее других – из-за спин – скоморох и стригольник.
Ловкий каменщик ставит под арку стенную, кружало.
Молоток, мастерок у него и ещё наугольник.

Ярославна всё плачет. Опять у войны – половодье.
И ледок на Чудском – то растает, то схватится коркой.
Для варягов и греков мы тащим тяжелые ло'дьи
То из Горького в Нижний, то снова из Нижнего в Горький.

Не припомнишь дословно – так выдумай же достоверно,
Нацарапай глаголицей на берестё'нке сердечной
Что-то очень простое – о том что пространство безмерно,
Что искусство бессмертно, а жизнь – неспроста быстротечна.

.
Хорошо. Ничего заурядного и проходного. Весьма выразительно прописано. Беру в шорт.


СОЛОДОВНИКОВА ОЛЬГА «сто Симб назад»
http://stihi.ru/2020/02/05/8698 квота Алены Шипицыной за редактирование отборочного тура

а в подворотне божья гопота,
раскуренной от нимба сигаретой
дымит по кругу. с грацией кота,
облезшего от носа до хвоста,
по стеклам и окуркам лучик света
сворачивает в сквер, где половик
в узорах круговых из пестрых тряпок,
линяет, брошенный небрежно на  турник,
на лавочке губу жует старик,
глазами бледными старается не плакать
о том, что жизнь – из двух сердец брелок,
о том, что солнце – рыжегривым Симбой
свой человечий прайд не на восток –
уводит шаг за шагом в эпилог.
и вместо спичек пользуется  нимбом
в каком-то белом божья гопота.
и от греха подальше прячет крылья,
но девочка бездомного кота
за ухом чешет... вспоминаю – да,
сто Симб назад была знакома с ним я.

.
Интересное стихотворение. Не знал, что герой мультика «Король –Лев» стал средством летоисчисления. Преувеличение автора? – Бог весть. Но свежо и оригинально. Подумавши, решил включить в шорт.


CАША НЕМЕСТНЫЙ «Самое большое»
http://stihi.ru/2020/06/08/6773 квота ГР за редактирование отборочного тура

Отплывает в сосны
мрака каракатица.
Первыми лучатами утро льёт елей.
Древним двухколесным
к синеглазке катится
самое большое счастье на Земле.

Это я, таинственный.
Здравствуйте, приехали!
Ты стоишь всежданная — открывай кессон!
Погоняешь солнышко
прутиком ореховым,
хоть девчонкам велено не играть в серсо.

Дальше едет фабула —
Что же по сценарию?
Что мы вместе делали целый божий день?
Ласточками гладили
облаков фонарики,
ветерок подглядывал, но недоглядел.

От смущенья трепетно
вздрогнут занавески.
Выпью с губ черешневых сок на посошок.
Слышно — окуньки со дна
шепчут речке дерзкое,
речка ухмыляется сквозь усы осок.

Вспыхнешь осязательно —
ночь тобою светится,
мир стоит пригорочком, шевелит трубой.
Сяду весь мечтательный
на велосипедицу,
ржавыми колёсами покачу домой.

Бьётся сердца стукалка —
кто скрипит в багажнике?
Лешие да пешие спутывают путь.
Нарядившись куколкой
тьма летает бражником,
в паутинку звёздочек норовит нырнуть.

Будет роща пятиться,
будет сон комариться,
новый день чирикаться, ожидая нас.
Пожелай, красавица,
небесам — расслабиться,
подмигни архангелам незабудкой глаз.

.
Полудетское-полувзрослое. Но с настроением. Много находок в плане конвертации существительных в глаголы. Тут, пожалуй, и А. Остудин, мастер игры слов, каламбуров и созвучий, снял бы шляпу. Зачётное стихотворение.


ЕЛЕНА УВАРОВА «В больничной клетке»
http://stihi.ru/2020/06/08/6046 квота Любови Колесник за редактирование отборочного тура

В больничной клетке ветер дул из окон,
покуда пеленая солнце в кокон,
январский полдень плыл, не торопясь.
Хромая санитарка из Тамбова
ломала тишину ядрёным словом,
и тряпкой по углам гоняла грязь.
Я думала: «Прорвёмся – выпал повод.
Вот только б не вошёл в палаты холод,
и врач не нашаманил нам беды.
Вот только б не просили больше денег.
А жить начнём, Алёшка, в понедельник,
когда уйдём из пасмурной среды».

Здесь веяло то плесенью, то скукой.
Я шла из гардероба, мыла руки.
Вот мёд, вот сыр, с ним запах костромской.
И выстрелом казался голос рядом:
«Не нужно, мама, стены мерить взглядом.
Не нужно здесь сидеть. Иди домой».
И было горько, было больно снова.

Мне снилась санитарка из Тамбова.
Она смотрела гневно в пустоту.
Я ей кричала вслед: «Пойми, сестрица,
пройдёт и это. Жизнь нам только снится».
...И просыпалась с криками, в поту.

.
Показалось немного странным в силу недосказанности. Непонятно: почему герою стало горько и больно, когда сказали идти домой? Не совсем корректно, на мой взгляд, выглядит: «и врач не нашаманил нам беды». По определению врач не может нести беды и пророчить её. Если это не озвучивание диагноза. И почему в больничной клетке, а не в палате? Опять же приходится гадать.


АБУ ДАБИ «О ежедневном»
http://stihi.ru/2019/05/15/3126 номинатор Наталья Матвеева

Не пой о вечном, пой о ежедневном,
о неодушевлённом, преходящем,
про стол и стулья, жмущиеся к стенам,
кровати фантастическую тварь,
сокрытую в глухой квартирной чаще.
Сегодня то же самое, что встарь:

отодвигает ветер занавеску
 и часто-часто дышит. Прямо с неба,
где ласточки рисуют арабески,
как смуглый и нахмуренный араб,
спускается дождливый старый демон
 и начинает с пробного царап.

Царап-царап, царап-царап  – игра такая.
не надо петь, не надо петь об этом.
Пусть ветер занавеску закрывает,
пусть ветер закрывает за-на-вес,
пусть, к демону, закроет всю планету
 и всё, что раньше хоть какой-то вес

имело. Пой же, пой о ежедневном,
что, к счастью, хоть каким-то сожаленьям
не подлежит. Про жмущиеся к стенам
столы и стулья.
Пой о ежедневном.

.
Не ведомо мне: стоило ли писать об этом? Пой о ежедневном. Посыл правильный, зачем только доказывать аксиому?


ЮРИЙ ГЛУХОВ-СЕНТЯБРЬ «Дед»
http://stihi.ru/2019/12/29/6854 номинатор Наталья Матвеева

Сомнения грызли: не бери, нельзя,
Такую худую и заполошную...
Но пожалел продавца и взял.
Обмыли портвейном, как положено.
 
Шёл и думал: живём одни.
Скучен день до вечера. Как не спятили?
Курица скрасит пустые дни,
Будет развлечение и занятие.
Запоём весёлое цыпа-цып,
Рассыпая зёрна среди окурков.
 
Тут проезжающий мотоцикл
Выплеснул пол-лужи на мою куртку.
 
Никогда не слышал куриный смех,
Довелось на старости. А дальше крыша
Потекла, потом нас засыпал снег,
Бабка простудилась, завелись мыши...
 
Продавца проезжего ищи-свищи.
Знал, поди, пройдоха, что подсовывал.
Скрасить бы той курицей пустые щи,
Да только жалко её, бестолковую.
Мёрзнет. Из тулупа скроили жилет,
Курица в жилете почти красавица.

Въелась же привычка любить и жалеть.
Хуже, чем курево. Не избавиться.

.
Жизненно. Что тут поделаешь – так оно и есть. Замечаний по содержанию и технике нет. Не вижу причин не брать в шорт.


АРКАДИЙ ГОНТОВСКИЙ «На излёте»
http://stihi.ru/2020/05/31/2253 номинатор литературный портал «Улица Неспящих Фонарей»

День обезличен, вечер пуст.
За окнами фонарь устало,
Как зачарованную грусть,
Свет выдыхает, вполнакала.

Мы с ним давным-давно дружны,
Свидетели другой эпохи.
Вот так оглянешься – на вздохе,
И сердце ищет тишины,

Чтоб – в ней исплакавшись – пролиться
Нещадной грустью на листы,
И сжечь страницу за страницей,
Сгорая в них до немоты,

И падать в уходящем свете
Сквозь слёзы, сумерки и гарь
Туда, где сгорбленный фонарь
Один – за целый свет в ответе.

.
Хороша первая строфа. Остальное хоть и лишено свежести и оригинальности, тем не менее не вызывает отторжения. Насторожило «сгорая в них до немоты»? Ассоциация довольно смутная и в общем ряду образной семантики выглядит несколько одиозно. И, конечно, расхожая аллюзия на блоковскую улицу с фонарём. У нас почему-то если пишут о фонаре, то непременно с  аллюзией, аналогией с Блоком.


АЛЕКСАНДР КАЛУЖСКИЙ «Незадолго до станции стало смеркаться...»
http://stihi.ru/2020/06/03/3760 номинатор литературный портал «Улица Неспящих Фонарей»

Незадолго до станции стало смеркаться,
так что место прибытия, скрывшись в потёмках,
показалось лишь запахом жёлтых акаций
да полоскою неба в чернильных подтёках.

Горизонт полыхнул напоследок обрезом
золотым и захлопнулся в чьей-то ладони.
По дороге, пропахшей углём и железом,
трое суток я трясся в плацкартном вагоне.

И три года пред тем рисовал эту местность,
перед сном и во сне, не скупясь на детали...
чтобы, спрыгнув с подножки, шагнуть в неизвестность
да глазами скользить по глазам, что встречали

не меня. Поезд вздрогнул. Внутри засаднило.
Гасли окна, как сцены, что видел во сне я.
Благо, по небу были разлиты чернила,
Но туда я прибуду гораздо позднее.

.
На мой взгляд, поэзия  чувства как раз и состоит в том, чтоб передать неуловимое, состоящее из ощущений и предчувствий. Автору почти удалось донести до финала взятую ноту, и интонация нисколько не сфальшивила – искренняя, несмотря на некую тривиальность в последней строке: такое уже было озвучено и не один раз. В целом зачёт.


ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ «Сон в Купальскую ночь»
http://stihi.ru/2015/07/06/7727 номинатор Юрий Семецкий

А на Купалу ночь – бессонная,
да и уснёшь – лихое грезится.
Глядишь – а у креста поклонного
концы загнулись полумесяцем,
глядишь – а в омуте русалочьем
то пузыри, то шёпот вкрадчивый,
то взгляды цепкие, не знаешь – чьи,
хоть головы не поворачивай.

И вроде помнишь каждой клеточкой,
что спишь – и это всё мерещится,
но сон качнёт волшебной веточкой –
и вот уже душа трепещет вся.
Над ней кружится ночь Купальская,
чертя орбиту птичьим выкриком,
и настороженными пальцами
пускает лунный свет на выкройку
для балахона ритуального
с декором звёздным по закраинам,
а ты по склону сна в реальное
взобраться пробуешь отчаянно.

А позади, в замшелой сырости,
своим сиянием подсвеченный,
цветок, успевший за ночь вырасти,
остался снова незамеченным.

.
Конечно, всё по следам поверий и преданий, всё в строгих рамках этого жанра, от лексики, образного ряда до интонации. Литературщина, в общем-то. Но мало ли её и сегодня, и в прошлом? Хорошо написано, да и финальные строки вытаскивают этот текст из числа подражательства и прочей тривиальности. Зачёт.


РУСУДАН АЛМАЗОВА «По коту!»
http://www.stihi.ru/2018/08/28/6916 номинатор Юрий Семецкий

А потом так – бац!
И тебе полста.
То спина болит, то скрипит бедро.
И тебе важней покормить кота,
чем махать мечом, насаждать добро.
Шлем и щит развешаны по местам.
Палачи, диктаторы – подождут,
потому что истина – где-то там,
а голодный кисонька – вот он, тут.
Ты не то чтоб выдохся...
Подустал,
от рассвета до ночи на посту.
Но домой приходишь, берёшь кота...

Вот раздать бы каждому по коту!

.
Мысль правильная, но увы, слишком наивно.
 

БЕЛАВИН ИГОРЬ ПЕСНИ «Домовой в редакции»
http://stihi.ru/2016/02/03/126 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."

Нет, я не пью один, ни боже мой,
а лаптем только щи хлебаю,
я, хоть и нечисть, – свой, журнальный домовой,
и даже по-французски баю.
И все же по секрету вам скажу:
такое здесь порой творится… Ведь мы –
культурный фронт; на пользу тиражу
природное коварство ведьмы.
А ведьм у нас в журнале пруд пруди,
от ушлых редактрис до практиканток.
Чем я им насолил? «Уйди-уйди!» –
несется отовсюду. Как-то
попал я на «летучку». Битый час
там обсуждали не портфель журнальный,
не «злобу дня» и «золотой запас»,
а «Дамский клуб» и сядет ли Навальный.
Из магистральных линий в тех кругах
в ходу лишь пересуды да окурки.
Издатель сам купается в долгах
и лечится от «дури» в «дурке».
Короче, дела нет им до меня,
перебиваюсь с лирики на воду;
а спонсоры, те косят под скромняг:
мол, санкции, век не видать свободу!
Ну что за жизнь? Терпеть невмочь…
Но тут в редакцию журнала
пришла Рождественская Ночь,
каких давненько не бывало.
Сижу во тьме, как грешники – в котле,
лишь чуть блестит прибор латунный;
глядь, на узорчатом стекле
образовался серпик лунный.
Я знаю всех наперечет
чертей от Штатов до Китая,
тут явно гоголевский чёрт
сидит, копытцами болтая.
За ним ввалилась вся братва:
Фагот, Коровьев с Бегемотом,
Чума, Петушья голова,
и Шрэк со всем его болотом.
Плясали.
Я читал им вирши.
А через день упали биржи.
Не сразу до меня дошло,
что наши люди сняли маски
и пляшут, всем чертям назло,
как Духи Зла в старинной сказке;
журнал «для галки»,
а «культура» –
на шабаш ведьм карикатура.
С тех пор приличий не блюду,
все двери закрываю с треском,
и к ночи непременно жду
от Бармалея эсэмэску.
Он хоть и сказочный злодей,
но к домовым ментально ближе.
Здесь, в общем, все «как у людей».
И звезды те же, что в Париже.

.
Можно и так писать и об этом. Право автора. Если это и уместно, то для «капустников» и курилок в перерывах. Но надо хотя бы юмор пооригинальней.


МАРИАННА БОРОВКОВА «За хлебом»
http://stihi.ru/2020/03/20/2102 номинатор Маргарита Шмерлинг

Я на зелёный  свет  шагаю.
Мой  прежний мир сошёл  с ума,
И раскололась, умирая,
Невозвратимая зима.
Полгода снег – обычай местный:
Как хочешь, так и выживай.
Едва оттает край небесный,
Звезда восстанет  и воскреснет,
На птичьи наплевав  права.

Моя история простая:
Проснулся – значит, повезло!
Плывёт  и лужи  рассекает
Увёртливый  каяк с  веслом,
А сверху смотрит глаз павлиний,
А снизу машет  адмирал,
Гордясь то благородством линий,
То безупречностью  лекал,
И говорят со мной беззвучным
Своим звериным  языком,
И мы отныне неразлучны –
Кто полагается на случай,
Тому беспечно и  легко:

Бойцы невидимого фронта –
Монарх, огнёвка, махаон.
Тянуть  и  мне протеста ноту,
До неба повышая тон,
Не разбираясь, был ли, не был,
(и был ли, не был – всё равно)
В который раз иду за хлебом,
Но каждый раз беру вино…
Качается каяк немножко,
И я в распахнутом  плаще
Одолеваю  понарошку
И штиль, и шторм,
И вообще.

.
Идёт за хлебом, покупает вино. Какая странная логика поступка. Наверно, климат так действует на обитателя неведомого места. Вялая скучная рефлексия на всякие пустячки без серьёзной мотивации.


ЛАНА ЮРИНА «Я ей не дочь»
http://stihi.ru/2020/05/01/4507 номинатор Маргарита Шмерлинг

Она не помнит прошлых декабрей,
и январей, случается, не помнит.
Заваривает в чайничке кипрей
и, взяв с собой, идёт
(почти в исподнем, накинув лишь халат)
в сырой рассвет,
стучаться – есть кто дома из соседей?

Мне часто не хватает сигарет
на наши с ней неспешные беседы.

А впрочем, я всё знаю наизусть –
про жизнь и смерть, про детство в Кутаиси.
И каждый раз, поддакнув ей, сержусь,
что почтальон давно не носит писем
(болтают, вроде правнучка в Москве,
но – что возьмёшь, мол, с этой молодёжи?..)

Вчера сказала – скоро справит век.
О боже…

Такие посиделки ни о чём,
забудет имя – называет дочей,
рукой костлявой держит за плечо.
Устанет говорить – кивает молча,
и пьёт остывший, с горечью, кипрей,
прислушиваясь к звукам старых комнат…

Она не помнит прошлых декабрей.
Страшней, что декабри её не помнят.

.
Чего здесь не хватило, так профессионального подхода к теме. Казалось бы, достойная внимания фактура, судьба человека. Подумай внимательно, как решить её. Очень рыхлая аморфная композиция. Обилие необязательных слов, деталей, которые тут служат для заполнения строки. Нет внутреннего драматизма, динамики. А ведь скрытую экспрессию можно было обозначить в конце первой строфы и дальше пронести её до финала, обрамляя точными, семантически выдержанными деталями - а не этой вялотекущей информацией, скучной и невыразительной. Жаль по-настоящему сильных финальных строк.


НИКОЛАЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ 2 «Дoрога. Нa oбочине цвeток»
http://stihi.ru/2020/06/12/7150 отборочный тур

     Tous les matins du monde sont sans retour   
      Все утра мира никогда не возвращаются   
      
         
Дорога         
На обочине цветок      
               
Тут девушка однажды проезжала    
в платочке за баранкой самосвала    
и ей не думалось, насколько путь далёк 
ей всех на свете утр было мало    
               
И только за спиной бетонный блок    
открытый ливням и колдобинам маршрута 
он людям даст убежище уюта      
покой, тепло и радости кусок    
            
Другое время и другой цветок   
Другое всё            
               
И дух на небесах         
творящий бескорыстно день и утро      
со словом ‘хорошо’ в неслышимых устах 
найдёт когда-то своевременным и мудрым    
упрятать этот мир обратно в свой рукав   
            
И только в его памяти гурьбой   
отобразятся вещи и начала    
и тень того цветка за колеёй      
и тень всех утр, которых было мало 
               
и хрупкой девушки в кабине самосвала 
чья молодость на деле означала      
смысл мира         
            
неприметный и простой   

.
Есть тут то, что обычно называют излишеством и необязательностью. В частности, вторая строфа. Можно без ущерба выбросить её.


КАТЯ СКАРАБЕЙ «санаторно-курортное»
http://stihi.ru/2019/12/06/7959 отборочный тур

в отделении
челюстно-лицевой хирургии
мамочки громко плачут с другими.
а с тобою, моя Алиса,
мама не плачет и не боится.
мама думает:
простыни темно-синие —
кровь хорошо отстирывать
и держит за руку крепко —
тянет к берегу, пойдем, детка.
надо выплынуть, детка, на бережок.
надо выплюнуть... темно-синее  хорошо...
главное, чтобы не синели губы.
следить за губами и как дышит —
и анестезиолог вышел.
и я следила,
за руку ловила.
а потом койка — на двоих одна.
это не сетка, детка, это гамак.
и мы зависли
между жизнью и жизнью
дня на два.
сок, вода.
сок, вода.
суп столовский,
шаурма.
а потом ничего — кровь сдавала
и сказала мне, что узнала
из чего делают ртутные градусники.
и я поняла:
это вояж, детка, мы на паруснике.

.
Не понятно: для какой цели написано? Какой тут смысл особенный, что непременно надо написать?


КАТЯ СУ «там розмарин»
http://stihi.ru/2020/02/04/4196 отборочный тур

ложись на эту снежную постель
там пух и прах там госпожа метель
лица не видит и не видно зги
и птицы в белом тонут от тоски
ложись и слушай что земля магнит
башмачник громко каблучком стучит
стучит в висках февральская лазурь
возьми скорей мольберт и нарисуй
как дождь сменяет полночь на апрель
и рдеет брюшком розовым форель
рукою твердой вжата в лёд витрин
как символ всех пропавших субмарин
они лежат на черных островах
в остовах острых веточки зажав
там розмарин душица и анис

не верь не верь не верь мне но ложись

.
Похоже на вариацию какой-то пьесы. Не впечатлило. Извините, автор.


АЛИССА РОСС «Безмятежное»
http://stihi.ru/2020/05/01/5724 отборочный тур

Ты помнишь, как это? –
Сидеть на солнечном краю мостков,
сырых от влаги,
покосившихся от времени,
так ненадёжно-шатких,
но притягательных, как край земли,
где мир и свеж, и нов,
где есть лишь слово «будет»,
и нет слова «жалко»...
Ты опускаешь ноги в неподвижный пруд
и смотришь, не дыша,
боясь пошевелиться,
как в зеркале воды невидимые руки ткут
полотна облаков,
а в камышах
хозяйничает и ворчит невидимая птица…
И новый день грядёт –
он утром, как всегда,
тобою был одолжен у бездонной выси –
чтобы опять ловить в лиловой глубине пруда
загадочного лягушонка смысла…
Чтобы искать того, кто полон тишиной –
как ты,
и кто не тяготится
молчанием,
когда от ноты
сыгранной
одной
оно порой как вечность длится…
Чтобы найти того, кто проявиться
пока не смог в твоём обыденном укладе –
как лодочник, вон тот, вдали,
безликий из-за марева над гладью…

Смотри: мир замер под ладонью птичьей вышины.
Вокруг всё то, что ты когда-то спрятал в пагубном забвенье:
происхождение сердечной тишины
из безмятежного природы пробужденья…

.
Признаюсь, не сторонник сплава верлибра и силлабо-тоники, но сейчас, как эксперт, не имею права игнорировать этот жанр. Не сказал бы, что всё тут совершенно, но композиция выстроена правильно со всем набором троп и метафор. Хотя первая строка выглядит забавно: на солнечном краю мостков. Это каких размеров мостки у вас, автор? Стихотворение понравилось. Сильна концовка. А главное – финальная мысль обеспечена предыдущими строками. Зачётное.


АННА АРКАНИНА «Когда-нибудь»
http://stihi.ru/2020/05/27/9043 отборочный тур для резидентов

Когда-нибудь закончатся стихи,
в обычный день – где мокнут лопухи,
в котором дверь веранды нараспашку,
и в щель глядит пытливая ромашка,
а сверху над ромашкой шмель пыхтит.

Как будто лес срубили на дрова – 
такая тишь повсюду – трын-трава.
Слова уйдут без права возвратиться.
Что им ромашки, лопухи и птицы,
что им шмеля дурная голова?

Я лягу в тень, я тенью стану, что ж – 
не наступи нечаянно, не трожь.
В том дне во сне заблудятся черешни,
и ничего уже не станет прежним.
Вот разве дождь.

.
Отчего же дождь не будет прежним? Что в нём такое эксклюзивное, присущее только ему, в отличие от других проявлений природы?
Когда-нибудь закончатся стихи… Да уж… Как часто авторы, не понимая, что ли, что всякое упоминание о стихах, поэзии в стихах стало чуть ли не моветоном. За это нещадно «били» ещё в мою бытность в литературной студии. Когда по-настоящему закончатся стихи, то пойдут и такие заурядные и проходные, которые пишутся из желания написать что-нибудь. Благо навыками версификации автор владеет изрядно.


ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА «Лодка»
http://stihi.ru/2019/11/04/9987 отборочный тур для резидентов

увези меня на лодке
поджидают два весла
фантазийные колготки
я надену для тепла
 
а ускачешь вдаль, как зайчик
как кузнечик, кенгуру
это значит это значит
ты умрёшь и я умру
 
ну, когда-нибудь, не сразу
и от старостей своих
как дитя чужую фразу
бог подхватит нас двоих
 
и велит сидеть не вякать
в бороде его святой
будут утки грустно крякать
возле лодочки пустой
 
и в гробу хрустальном лёжа
у семи богатырей
буду ждать: а может всё же
прилетишь из-за морей
 
поцелуешь в губы алы
я почую: ел форшмак
мой любимый приставала
доставала и дурак
 
и посадишь в чёрный бумер
отвоюешь у кручин
только ты ведь тоже умер
сдох скопытился почил
 
только всё тщета и глупость
фееричная фигня
добрый бог наводит лупу
слеповато на меня
 
что, лежишь, моя красотка
умерла так умерла
у причала мокнет лодка
дремлет старая ветла

.
Удивительная лёгкость строки. Весьма динамично, живо, с юмором.  Подкупающая непосредственность, присущая травести. Правда, меня смутила кенгуру. Как она тут допрыгала из далёких в плане семантики весей? Жеманство, кокетство тут имеется, но в меру. Для автора в подобном амплуа вполне допустимо.


ОЛЬГА ГУЛЯЕВА «Слёзы миллениала»
http://stihi.ru/2020/06/04/3243 отборочный тур для резидентов

День начинается с буквы "ю".
Дом. Улица. Фонарь. Кофейня.
Подходишь к кофейне к этой, а там поют
Ангелы Венички Ерофеева.

В аксельбантах на босу ногу, в блистательной красоте,
Будто бы дембеля из армии
Идут из кофеен и из аптек
Дикие эти ангелы.

Ангелы вопрошают, почти шепча,
Наполняя пространство смыслом:
Да твоя ли это сейчас печаль –
"На вынос", или "навынос".

Высказаться хочется про Агдам
Ангелам этим в лица.
Длится пространство, и минеральная в нём вода
Длится.

На долю секунды в блистательной красоте
С нимбом – администратор Анна.
Стоишь, оплачиваешь коктейль
"Слёзы миллениала".

На долю секунды, далее всё о'кей.
С ангелами заканчивая,
Идёшь ты, а в правой твоей руке
Бумажный такой стаканчик

.
Наверное, это близко и понятно современному завсегдатаю кофеен и таверн. Склонность проводить некие аналоги с известными парижскими кафешантанами почти в крови у креативного сословия.
Прошу прощения у автора – не впечатлило.


ПЕТРА КАЛУГИНА «За окном»
http://stihi.ru/2020/06/09/5259 отборочный тур для резидентов

Там, за окном,
вода усердно и прилежно
работает дождем.
Там там, тум тум
Как будто что-то мастерит,
толково, справно.
Под этот звук
округлый, дробный стук —
лентяйкой быть так славно,
лежать и вспоминать,
кто, как, когда
писал стихи про дождь.
Вот Белла Ахмадулина, к примеру.
А Павлову теперь возьмёмте, Веру:
«Стихи из оной дождик бубнит,
Как маленький стоя на стуле...»
Погладить дождь по длинной скуле
с обратной стороны стекла.
Дунн дунн кла кла
О чем ты, милый? Мы с тобою
знакомы так давно —
подумать страшно!
Недальний родственник мой, Ашдва
О
в чалме из туч, в халате —
замызганном пейзаже городском,
всё ходит по цепи кругом,
по гулкой жести, по капотам —
по клавишам авто.
Ну кто
ещё? Цветаева, Иванов...
«Дождя осенняя туманность,
Природы женское тепло.
А я живу — такая странность»
Пла пла, кло кло
...И дальше, глубже в чад столетий,
И подглядеть сквозь жалюзи,
Как, закемаривший в карете,
Выходит Пушкин из такси.
Завис
на комарином си
фантом пещерного уюта,
сменило радио волну,
Всё было так же, так же, ну
почти...
И слух мой протирал очки —
Неандерталец абсолюта.

.
Понравилось:
«Там, за окном,
вода усердно и прилежно
работает дождем».
В духе Андрея Платонова.
Казалось бы, развивай мысль до финального обобщения. Увы, какое-то вялотекущее с элементами оживляжа излияние слов, монотонное, будто имитация дождя. Ссылки на классиков. Зачем? Это очень важно и принесло тексту сакральный смысл? «Слух протирал очки» (?). Наверно, я отстал от современных требований к нормам и правилам поэтического языка, поэтому недоумеваю…


САДОВНИК АСЕЧКИН «Безмен»
http://stihi.ru/2019/05/04/5256 отборочный тур для резидентов

Анатолий Иваныч по кличке Безмен
нам, салагам, купил сигареты.
Всё в груди у нас требовало перемен.
Расцветало обычное лето.

Мы курили. Упарывались алкаши
в том же парке портвейном поодаль,
а чуть позже друг друга они от души
убивали на лоне природы.

Кукурузник по небу чертил: "Всё путём."
Соловьёв надрывали куплеты.
Мы сейчас вот докурим и кротко уйдём,
чтоб просвета искать как ответа.

Было ль, не было это всё – детство и рай
наш советский, простой, человечий?
Дядя Толя, воскресни и не умирай –
я слегка тебя увековечу.

.
Наивно. Слишком пафосно, чтоб за купленные сигареты увековечивать. Даже если слегка.
 

ЖИЛЬ ДЕ БРЮН «сельская новь»
http://www.stihi.ru/2018/11/24/1703 отборочный тур для резидентов

Полковник, крепкий дуб без проседи
на непростреленном виске,
ворчит на баб: «платьёв не носите,
и не милуетесь ни с кем».
Корова Маша после выпаса
колышет вымя тяжело.
И жизнь – как песенка без вымысла,
и то же нищее село.
Но фоторепортёру Брехову
все кадры нынче хороши:
табличка [Еськово] (но некому),
афишка фильма «Будем жить!».
И тракторист кровей портвейновых
в плену коварной хванчкары
сипит, как радио трофейное,
и спит под игры детворы.
А детворе – раздолье вольное:
бежать, от радости крича,
не отделять эпохи войнами,
и взрослых бед не замечать.

.
Пастораль с аляповатыми тропами. На непростреленном виске полковника – это нечто выдающееся из ряда «нарочно не придумаешь». Сипеть – присуще только трофейному радио? Всю жизнь живу в селе, но хванчкара довольно-таки редкий гость в сельских магазинах. Даже сейчас. И, наконец, то, что раздражает – этакое бесцеремонное описание деревенской действительности. Обязательно пьяные трактористы, карикатурные жители, будто не было никаких тружеников. «Еськово» с добавленной надписью «Но некому» - оно, может быть, есть на самом деле, но вовсе не обязательно уничижительно отзываться и фокусировать внимание для хохмы.


РЕЧНАЯ НИМФА «Поэтессы мёртвые и живые»
http://stihi.ru/2018/06/05/949 отборочный тур для резидентов

Стихи когда-нибудь закончатся, мы станем темноты темней –
путей потерянных обходчицы, две музы каменных теней.
Бледнеет, гаснет искра Божия, и время к вечности бежит.
Вот твой стакан, моя хорошая – я налила тебе, держи.
Давай за город нераскаянный, за мир безверья и нужды
глотнём вина страны Испании, где не бывала прежде ты.
Давай за счастье без повинностей, за мой Париж, за твой Урал.
Пусть все любови без взаимности, пусть верность только до утра.
Мы – мотыльки, и лампы включены, и свечи смерти зажжены.
Скрипят хароновы уключины, а голос просит тишины.
Летим на вечеринки Любины – задорны, молоды, легки.
Стихами молимся и любим мы, но прозой пишем дневники.
В стихах растём и расцветаем мы, и в них же вянем, как цветы.
Пусть мы и близко не цветаевы, но дышим в рифму я и ты.
Не оставляй на донце, Сонечка, печаль и радость допивай.
Ты обними меня тихонечко, как Стрелку нежная Нева.
Ты поцелуй меня рассветную, пока мужья с другими спят.
Я зареклась, но снова верую: любовь не грех, и всё не зря.
Июньским Питером отравлены, мостами вместе сведены,
такие мёртвые недавно мы опять для счастья рождены.
Не будет ни фанфар, ни почестей – приюты вечности тихи.
Мы догорим, допишем, кончимся. 
Но будут новые стихи.

.
Повеяло Серебряным веком. Уже говорил, что не нравится, когда пишут о стихах. Но тут махнул рукой, поскольку оправданно. К тому же речь совсем о другом. Другое заслуживает мессы. Возможно, включил бы в шорт, но регламент.


АЛЕКСЕЙ ЛЕНИВЕЦ «Что-то о пехотинцах»
http://stihi.ru/2020/06/11/6694 отборочный тур для резидентов

Думаешь, это гребни давних пожаров
и ничего не может быть однозначным,
но это просто осень давит на жалость,
чешется в гландах,
так вот – сидим и плачем;

вьёт паутины – в дни,
молчанье – в верёвки;
льёт золотую горечь в кокиль гранёный.
Будто от неизбежности – полукровки,
так вот – сидим и плачем,
о чём – не помним.

Спиленный сук под нами – лавкой уютной.
Это не край пока – лишь туман окольный.
Перед отлётом
шумно крякают утки –
вот и весь звук
с моей и твоей колоколен.

И за каким-то лешим
или за лесом
прячутся над репейником эвересты,
прячут от нас идиллию эдельвейсы.
Страх высоты – мешает
потом
воскреснуть.

Думаешь, так и надо,
ведь надо – малость:
с кем-то согреться, кем-то себе хвалиться.
Так вот – сидим и плачем,
а ветер маслит
лбы поцелуями
нам
и
пехотинцам.

.
Что-то о пехотинцах… И почему-то плачут. Поди, пьяные. Так и не разобрался, в чём причина. Извините, автор, не проникся.


Шорт-лист:

1. ЮРИЙ БЕЛИКОВ «Вдоль берега»
http://stihi.ru/2020/06/19/9386 номинатор Ильдар Харисов
2. АЛЕКСЕЙ ИСХАКОВ "Тики"
http://stihi.ru/2018/05/10/5930 номинатор Ильдар Харисов
3. СЕРГЕЙ ДЬЯКОФ «Если бисер стиховный...»
http://stihi.ru/2019/02/27/5220 номинатор Термитник Поэзии
4. СОЛОДОВНИКОВА ОЛЬГА «сто Симб назад»
http://stihi.ru/2020/02/05/8698 квота Алены Шипицыной за редактирование отборочного тура
5. CАША НЕМЕСТНЫЙ «Самое большое»
http://stihi.ru/2020/06/08/6773 квота ГР за редактирование отборочного тура
6. ЮРИЙ ГЛУХОВ-СЕНТЯБРЬ «Дед»
http://stihi.ru/2019/12/29/6854 номинатор Наталья Матвеева
7. АЛЕКСАНДР КАЛУЖСКИЙ «Незадолго до станции стало смеркаться...»
http://stihi.ru/2020/06/03/3760 номинатор литературный портал «Улица Неспящих Фонарей»
8. ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ «Сон в Купальскую ночь»
http://stihi.ru/2015/07/06/7727 номинатор Юрий Семецкий
9. АЛИССА РОСС «Безмятежное»
http://stihi.ru/2020/05/01/5724 отборочный тур
10. ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА «Лодка»
http://stihi.ru/2019/11/04/9987 отборочный тур для резидентов


Рецензии
Написать Обзор, уделив толику внимания каждому из 37 стихотворений – большой труд, я это понимаю и ценю. Спасибо, Виктор.
Читала с интересом, во многом не соглашаясь, но местами и ликуя в точках схождения. Некоторые оценки и замечания, кмк, очень точны!
Дочитав до слов «Не вижу причин не брать в шорт», я поняла, что вот это и есть коренные слова – лейтмотив всего Обзора. «Не вижу причин не брать» – вместо «Вижу причины взять и сейчас о них расскажу».
Ну что ж, это право эксперта – выбрать такую форму подачи, выступить в амплуа придирчивого ворчуна, выискивающего недостатки. А как ещё отсеять стихи, которые тебе не близки, не интересны, не понятны?
Но для меня в Обзоре оказалось слишком много туманностей: «Странно, странно. Какая странная логика поступка. Не понятно: для какой цели написано? Не ведомо мне: стоило ли писать об этом?» – это всё о разных стихах, выборочно. Вот и мне тоже много чего не понятно...
Совершенно прозрачные образы/картинки Экспертом почему-то не считываются:
«Где, когда кресты рубили на дрова? И почему такое кощунство?»
«И почему в больничной клетке, а не в палате?»
«...на солнечном краю мостков. Это каких размеров мостки у вас, автор?» – да нормальных размеров мостки, это у него солнце большое :).
А то вдруг:
«И, конечно, расхожая аллюзия на блоковскую улицу с фонарём.» – сказано про «Туда, где сгорбленный фонарь / Один – за целый свет в ответе.» Только я вижу тут просто фонарь? – фонарь как таковой, не аллюзионный?
И не понравился мне завуалированный призыв к соцреализму: «...бесцеремонное описание деревенской действительности. Обязательно пьяные трактористы, карикатурные жители, будто не было никаких тружеников». И не понравилось уничижение «креативного сословия», у которого что-то там явно нехорошее «почти в крови».
А вот Обзор в целом скорее понравился – он цельный :). Просто я придирчивый и ворчливый читатель.

Елена Кривчик   20.07.2020 22:29     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елена.
Нет, конечно, никакой аллюзии на блоковский фонарь там нет, а если даже автор стремился её сделать, то не получилось. А если эксперт её всё-таки разглядел, то скрыл от любопытных глаз свои размышления.
Обычный там фонарь, Вы правы, мк.
Блоковский фонарь не стыдная болезнь же, его обычно не прячут, а предъявляют:

"Умрёшь ― и всё начнётся заново,
фонарь, аптека, честь по чести
ночь человека безымянного,
который вечно неуместен ―
и в просьбах жалких, и во гробе, но ―
за одиноким чаепитием,
в апреле ― он совсем особенно
беспомощен и беззащитен."
(Б.Кенжеев)

А так-то фонарей в русской лирике -- две недели перечислять станем и не исчерпаем, правда "сгорбленных" не помню. "Сгорбленность" -- это же обычное визуальное фонарей, какая-то чересчурность определения удивляет, но не так, чтобы долго-долго думать) так что там, где кто-то видит Блока, другой пожимает плечами))))

Юлия Малыгина   21.07.2020 08:49   Заявить о нарушении
Мысленно проинспектировав свои закрома, нашла там аж три фонаря , два блоковских и один отдельно стоящий. Кошмар какой…
Но Вы меня утешили: «Блоковский фонарь не стыдная болезнь» – :)

Елена Кривчик   21.07.2020 10:14   Заявить о нарушении
А позвольте вам слегка возразить. ))
Сам по себе фонарь ничей, точнее – он принадлежит местному органу самоуправления. В лирике, обычно, почти всё «от фонаря». Чтобы построить прямую между ним и блоковским фонарём, нужна ещё одна точка. И эта точка здесь есть – «…зачарованную грусть», пародирующая «очарованную даль». Фирменный блоковский знак, как торчащие колени из-под маленького чёрного платья от Живанши. Потом можно сколько угодно говорить, что оно от Коко Шанель или ещё от кого-нибудь, но если колени торчат, значит – от Живанши.
Там, ещё, в «и сердце ищет тишины» спародировано, уж не знаю – специально или случайно – «А он, мятежный, просит бури…», а, заодно, и «Сердце тебе не хочется покоя», точно отражающее конфликт возрастных предпочтений ЛГ.
Ну, а дальше – Пастернак.

Виктор Фишкин   21.07.2020 12:57   Заявить о нарушении
Виктор, ну может быть и так, кто бы знал наверняка)
Но, позвольте, "очарованная даль" всё же принадлежит Пушкину, как мне кажется.
В прежни дни твой милый лепет
Усмирял сердечный трепет,
Усыплял мою печаль,
Ты ласкалась, ты манила,
И от мира уводила
В очарованную даль.
(Рифма, звучная подруга ...)

Юлия Малыгина   21.07.2020 13:25   Заявить о нарушении
Да, Юля, конечно. Пушкин – «очей очарованье». У Пушкина и фонарь можно найти. Просто у Блока «фонарь» самый фонаристый и «очарованная даль» самая «очарованная». Поэтому они сразу пытаются объединиться. )

Виктор Фишкин   21.07.2020 13:51   Заявить о нарушении
Дело, я думаю, в разнице подходов (впрочем, как и всегда)
Я далека от мысли, что так можно.
Но позиция теперь ясна, спасибо, Виктор.

Юлия Малыгина   21.07.2020 13:58   Заявить о нарушении
Продолжу мысль, что "фонарь" у Пушкина искать не только можно, но и нужно и даже брать шире -- в принципе соотносить с романтическим девятнадцатым, со "сладкой грустью", которая если не у Апухтина, то у Вяземского обнаружится, с желанием всматриваться в века, в прошлое, обращаться к "старине", если не к "преданьям старины глубокой", то в принципе к прошлому как к проживанию другого типа времени, не как хронотопа.
Сам словарь, строение фраз говорят отнюдь не с Блоком, кмк и единственное, что мне бросается в глаза как не соответствующее -- сам фонарь, который явно городской, а не тот, с которым можно пойти на дуэль, чтобы освещать себе путь)))

Юлия Малыгина   21.07.2020 14:33   Заявить о нарушении
Если – вообще, то покопаться конечно интересно, хотя у меня таких мыслей и ощущений не возникло. С девятнадцатым веком скорее всего связан возраст ЛГ. )
А так – это обычная «тихая», рассеянная грусть. От Блока в этом стихотворении, кроме того, о чём я писал выше, нет больше ничего. По сравнению с этим текстом, Блок был «конь-огонь». Две последние строфы сплошь пестрят Пастернаком. А «сквозь», вместо пастернаковского «чрез», неожиданно приводит к Маяковскому «сквозь револьверный лай». Когда начинаются размышления о конечности собственного существования, то «проживание во времени», точнее – ощущение причастности ко всему, существовавшему до тебя, – естественное подсознательное желание быть частью обобщённой человеческой жизни. В этом тексте ЛГ дотянулся до начала двадцатого века с налётом девятнадцатого. В этом смысле я с вами согласен. Поэтому и написал «реминисценция всей минорной поэзии сразу».

Виктор Фишкин   21.07.2020 16:37   Заявить о нарушении
Всё-таки Маяковский -- это "бросить с парохода современности", это без вглядывания в прошлое, которым занимались предшественники из века золотого и на исходе его)
Исхожу исключительно из того, что написано в тексте обсуждаемого стихотворения)

Юлия Малыгина   21.07.2020 16:54   Заявить о нарушении
Виктор, да, вижу -- в возведении этого текста к сентиментализму есть правота, безусловно.
И кроется эта правота в зачарованной грусти, согласитесь, сейчас в речевой практике "грусть", "тоска", "печаль", имеют еле различимые оттенки. Исследователи по-разному миксуют слова, Урысон, например, ставит "печаль" в нейтральное положение проводящего "мостика" между "тоской и унынием".
Тем не менее, "грусть" как нечто сладкое, нечто не такое плохое, как некое томление и приятное переживание вводится в лит-ру сентименталистами, у которых романтическое переживание наследуется далее.
От Блока же в этом стихотворении вот что:
"И повторится всё, как встарь" (Блок)
"Сквозь слёзы, сумерки и гарь"
То есть -- намёк на форму, но только намёк, не помню у Блока этого заикающегося "и".
То есть если говорить о языковой картине мира и прочих неинтересных вещах, то никак блоковского фонаря не получается у меня(((
Виктор, а что пастернаковское Вы услышали?

Юлия Малыгина   21.07.2020 17:34   Заявить о нарушении
Проверила сейчас всю грусть Блока (забавно звучит, конечно). Нашлось немало документов, но везде номинирована грусть иная, не сентиментальная и всего один раз встретилась грусть нежная, от которой очень далеко до "зачарованной", то есть Блок номинирует "грусть" безэпитетно чаще, чем с неким прилагательным, ну например так:

Тоску и грусть, страданья, самый ад,
Всё в красоту она преобразила.

[А. А. Блок. «Я шел во тьме к заботам и веселью...» (1898.08.02)]

То есть красота это нечто не входящее в грусть, не присущее ей, и это противоположное сентиментализму утверждение.
А вот Жуковский, у которого состояние субъекта описано как и с грустью, и с радостью одновременно.

И с живою
Радостью боле, чем с грустью, она предстоявшим сказала: «
Это мой бывший жених, о котором так долго, так долго
Плакала я и с которым Господь еще перед смертью
Дал мне увидеться. За день до свадьбы пошел он работать
В землю, но там и остался».

[В. А. Жуковский. Неожиданное свидание (1831)]

Ну а потом, конечно, "печаль моя светла" у Пушкина, с которой Блок говорит вот так:

Счастливая пора, дни юности мятежной!
Умчалась ты, и тихо я грущу;
На новый океан, сердитый и безбрежный,
Усталую ладью души моей спущу…
Ты мило мне, прошедшее родное,
Твоя печаль светла, а грусть твоя бледна…
Печаль и грусть в далекое былое
Ушли, душа усталая одна…
Не знаю, сколько бед сулит мне жизнь иная,
Не знаю, как широк сердитый океан…
Меня гнетет усталость роковая,
Глядится жизнь сквозь пасмурный туман…
И далее туман всё необъятней,
Чем дальше рвусь, тем гуще мрак кругом…
О, наша жизнь, зачем ты непонятна!..
О, наша жизнь, ты вечно будешь сном!..

[А. А. Блок. «Счастливая пора, дни юности мятежной!..» (1899.04.01)]
"Он впрямь был с гордым лордом схож
Лица надменным выраженьем
И чем-то, что хочу назвать
Тяжелым пламенем печали."

Горькие думы ― лохмотья печалей ―
Нагло просили на чай, на ночлег,
И пропадали средь уличных далей,
За вереницей зловонных телег.

[А. А. Блок. Перстень-страданье (1905.10.30)]

При этом "печаль" у Блока всё-таки иногда проскакивает в связке с приятным проживанием, но это всё относится к дням проходящим современно написанию, а не к обращению к эпохам прошлого.
Но если пойдём к условному Вяземскому, то там эту печаль по прошлому мы найдём, а если не у Вяземского, так у Апухтина, ну да это я уже писала)

Юлия Малыгина   21.07.2020 18:10   Заявить о нарушении
Юля! Мне бы ваш энтузиазм, я бы точно что-нибудь перевернул. Если вы сейчас начнёте «копать», пытаясь подтвердить свою мысль, то вы точно дойдёте до древних. Может быть даже, неожиданно, – китайцев. Очень сложно классифицировать слова, отражающие оттенки одного и того же, достаточно размытого при обобщении, состояния, да ещё и во временном промежутке, с учётом, что их значение изменялось. Вы самый неутомимый исследователь «на моём на жизненном пути». ))
Намёка на форму уже достаточно. Бог с ним, с этим фонарём. Пусть качается самостоятельно.
Пастернак. Там сплошной «Февраль. Достать чернил и плакать». Просто ощущения и мысли двадцатидвухлетнего сменились на ощущения и мысли пожилого человека. Переполняющие эмоции сменились на тихую грусть. В данном случае, не только форма (смена рифмовки ничего не меняет), но и содержание идентично, просто «плюс» сменился на «минус».

Виктор Фишкин   21.07.2020 18:59   Заявить о нарушении
Виктор! Так я уже всё "раскопала" и подтвердила)))
Попыток никаких нет, я вообще очень редко пытаюсь -- беру и делаю)
Скорее я развернула аргументацию к прежде высказанному утверждению, не более.
И то, что другое мнение основанное на другом подходе, может существовать -- да, вполне готова как современный человек, живущий в мире после "Критических теорий" (нет, это не про литкритику, но это Вы и без меня знаете)))

Юлия Малыгина   21.07.2020 19:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.