5 мнений на стихи Октябрьского конкурса

Вкусы пяти наших редакторов учтены мною, и авторам, попавшим в эти обзоры, добавлены баллы, но одно из моих условий в этих обзорах не было выполнено. Я чисто по человечески понимаю мотивы невыполнения, но как главный редактор понимаю и то, что объективность размещения стихов в шорт-листе при этом снизилась. Но так как наш проект ведётся по демократическим принципам, то я соблюдаю принцип "абсолютной прозрачности" любых событий на проекте и не ознакомить участников проекта с этими обзорами я не имею права.

Главный редактор журнала "Окна"


Итак, обзор Стран-Ника.



Здравствуйте, друзья!
Этот свой обзор хочется предварить некими размышлениями...
Тяжело оценивать и сравнивать разностилевые и разновекторные по поставленным и решаемым задачам тексты. Так, тихие миры Олинки тяжело сравнивать с лихими зарисовками Чена Кима, или зрелый философский взгляд на жизнь Антона Прозорова с юным и восторженным максимализмом Натальи Нечаянной, хотя и то, и другое интересно и талантливо. И только разнонаправленный взгляд большого количества редакторов позволяет свести на страницах «Окон» столь разные авторские мироощущения.
Стихи, попавшие в печать в этом цикле все хороши! Прочитал все и ни один стих не оставил меня равнодушным. Я честно пытался выбрать пять на возможность замены, но в последний момент находил в выбранных стихах интересный ракурс, или интересную мысль, или прорывающуюся сквозь строки энергетику. Поэтому задания гл. редактора, каюсь, не выполнил. Решил: раз тринадцать редакторов посчитали текст достойным публикации, пускай уже так и будет!

В этот раз, выбирая стихотворения для обзора, я опять решил слегка слукавить и сознательно перекосил критерии своего выбора в сторону интересного для меня ракурса, интересного подхода к созданию худ. образа, а не в сторону объективной сделанности и безупречности текста. Да простят меня прекрасные авторы, не попавшие в этот коротенький обзор. Думаю, коллеги обязательно отметят стихи пропущенные мною в своих подборках. Всех читаю с удовольствием, люблю, некоторым по белому завидую и у многих чему-то учусь. Но сегодня хочется обратить внимание читателей именно на эти пять:


Сергей Пагын http://stihi.ru/2008/07/30/1311

В общем-то, в этом стихотворении - весь автор. Художник, не просто смотрящий на мир из интересного ракурса, а человек осмысливающий и постигающий суть его в привычных казалось бы, но ускользающих от неискушенного взгляда материальных и нематериальных проявлениях. Каков он – объективный мир, окружающий нас? Стремительный и непоследовательный для одних, несправедливый и мрачный для других, глупый и злой для третьих... Право слово, я хотел бы, чтобы объективный мир был именно таким, каким его видит Сергей – мудрым и значимым в каждой мелочи, в каждой материальной крупинке своей, в каждой вещи, и непознаваемо загадочным в любом мимолетном мгновении. В этом мире наверняка живет бог, и мы созданы по подобию его!

Дмитрий Мельников http://stihi.ru/2011/05/29/3485

Совершенно иной подход к творчеству - через ум, а не через сердце. Но этот, нарочито формальный и умозрительный подход, позволяет создать холодную, обжигающе-бесчувственную, но по-своему гармоничную и волнующую разум метафизическую модель мира, напоминающую по аналогии миры Рене Магритта и Сальвадора Дали. И это – тоже путь познания, в данном случае, трансцендентной составляющей сущего. И это очень интересный путь!

Игорь Царёв http://www.stihi.ru/2011/05/19/2573

Я бы не удивился, если бы узнал, что Игорь еще и здорово рисует. Потому что такой подход к созданию худ. образа хочется назвать живописным. Мало того, я бы назвал его живописным по-Коровински! Пять лихих (скорее кажущихся лихими, но на самом деле тщательно выверенных) мазка - и пейзаж ожил! Еще пять – и портрет подмигнул нам с холста. Еще парочка – и картина обобщилась и приобрела глубину! И так всё это мастерски сделано, что даже там, где не прописано, всё равно угадывается форма, содержание и подспудная авторская воля, вгоняющая детали в нужный ракурс, тональность и колорит!


Олинка http://www.stihi.ru/2011/06/09/6978

Как назвать это чудо? Анималистическая поэзия? Может быть назвать Stilleben — тихая жизнь? Ни то, ни другое не будет верным определением, потому что стихи Олинки объемнее и глубже. Когда-то преподаватель живописи учил нас искусству созерцания: если внимательно, долго и вдумчиво смотреть на травинку, то можно многое понять об окружающем нас мире. Но как же тяжело научиться этому нехитрому казалось бы искусству. Как тяжело разглядеть в простом и привычном элементы божественного порядка космической сложности... Олинка обладает этим редким даром, и её тихие миры дышат первозданным очарованием, любовью и забытым нами умиротворением.


Елена Касьян http://www.stihi.ru/2008/07/05/282

Совершенно особенный подход к созданию худ. образа – нарочито театральный, театрально-мистический, с прописанными мизансценами, репликами и финальным актом. Но почему вопреки здравому смыслу и жизненному опыту хочется верить в такую любовь, которая и на том свете никуда не исчезнет, и вечную душу вечно греть будет? Всё как в театре! Знаешь, что режиссер тебя обманывает, но с удовольствием разрешаешь ему это делать! Мagic!

Из не попавших в публикацию, но вполне достойных, выделю три:

Евгений Орлов http://www.stihi.ru/2009/01/12/4790

хотелось жареного снега
и льда на крылышках стрекоз
хотелось белого побега
под юбки ветреных берез
и в прорубь рыжую – с разбега!
жара и август! два зрачка
рассохшегося человека
вонзить в торосы-облачка...
хотелось снеговою лапой
укрыть и сердце и погост
и насчитать – несчесть царапин
от падающих в речку звезд!

Живой и тонкий этюд. Если опять говорить близкими мне аналогиями, то этюд на сложных замесах! Это когда каждый мазок кисти включает в себя не одну-две смешанных на палитре краски, а гораздо больше.
Так и у Евгения: в каждой строке – несколько образных сравнений, несколько метафор. Поэтому и в целом текст кажется таким насыщенным, многослойным и ярким.


Константин Невский http://stihi.ru/2011/04/27/2801


Нравятся мне такие стихи. Это субъективное. Нравится, когда не о конкретном, весомом, зримом, а так - намеком, настроением, легкой аллюзией, очень бережно автор направляет наше сознание в нужную сторону и приглашает к сотворчеству и размышлению. Сам худ. образ мимолётен и эфемерен – едва оформленная мысль, еле уловимое настроение... Но изловить мимолётное – это ли не мастерство?


Марьяна Высоцкая http://www.stihi.ru/2011/06/12/683

Ну, вся жизнь в стихотворение вместилась - перед глазами пронеслась. В точно подмеченных мизансценах и репликах автор собирает такой знакомый каждому из нас и в то же время общий портрет. Я её знаю! Ходит по нашей улице эта Глаша, всех жалеет: и людей, и собак, и кошек, кто бы только её пожалел... Стих интересен глубиной проникновения в образ и ярким жанровым психологизмом. Текст не безупречен, что не дало ему возможности попасть в публикацию. Но лично я расцениваю эту «небезупречность» живой, этюдной и работающей на образ.

Вне регламента, вместо стихов из моего невыполненного задания, хочу добавить еще пяток в шорт, с одним общим комментарием: автор каждого из этих стихотворений – большой художник, умеющий смотреть и умеющий увидеть в привычном и частном нечто неожиданное и значимое для всех.

Игорь Гонохов http://www.stihi.ru/2011/06/11/4615
Антон Прозоров http://stihi.ru/2008/10/01/1527
Кукурме http://www.stihi.ru/2009/02/19/2044
Лёша Ефимов http://www.stihi.ru/2009/04/11/994
Собачья Роза http://www.stihi.ru/2011/05/21/6029



В заключение хочу сказать, что любой вид искусства интересен в своем многообразии авторских подходов и мироощущений, но (и это общее явление) критерии качества на каком-то уровне становятся расплывчатыми и неконкретными. Понимаю, почему иногда так разнятся оценки редакторами того, или иного стихотворения. Потому что вслед за неким объективным ранжированием, на определенном уровне начинают работать субъективные внутренние установки. Во второй эшелон, таким образом, попадает много интересных, сильных стихов, проигравших на уровне «а потому что я так думаю» У меня есть предложение: сдвигать каждый раз проходной балл таким образом, чтобы в верстаемом номере журнала оставались вакантными десяток мест. Недостающую семерку стихов можно было бы выбирать редакторским голосованием (в замечаниях – шортиками) из стихотворений второго эшелона, а три места оставить на откуп гл. редактору. Пускай у него будет личная квота: кого хочет, того и напечатает. Тогда и хорошие стихи не пропадут, и процесс станет более всеохватывающим и демократичным. И еще, для того, чтобы большее число интересных и разнообразных стихов попадало в журнал, может быть, стоит ограничить участие одного автора в номере парой-тройкой текстов(?)
И уж совсем в заключение хочу пожелать хорошему и нужному журналу процветания, а всем нам, читающему и пишущему люду, доброго здоровья и обязательного творческого драйва!





Обзор Сергея Пагына



Вообще, редакция, видимо, решила максимально усложнить задачу для обзорщиков, определив лимит – пять стихотворений из первого шорт-листа и три – из второго. По-моему, это уж слишком жестоко. Из такого богатства – всего восемь жемчужин!:) Да еще надо было отыскать пяток худших стихов из первого шорт-листа, которые можно заменить другими! Простите, но это уже совсем издевательство! (шучу, конечно). Тем не менее, «худшие» стихи я выбирать не буду, да простит меня редакция.


Моя первая пятерка, в порядке опубликованного шорт-листа:


Светомузыка
Михаил Свищёв
http://www.stihi.ru/2011/05/05/4285

Ты играй-ворожи —
вальс-бостон, «Сказки Венского леса» ли,
довоенная жизнь,
словно старенький снимок рентгеновский,
попадет под иглу
патефона, что ласковой сволочью,
как ногтем по стеклу,
заскребет по слепым да осколочным.

Там на майский парад
выстилая балконы перинами,
заведут аппарат,
что из Праги везли, из Берлина ли,
и за тысячу верст
в дерматиновой пасти раззявленной
нарисованный пес
обернется на «Голос хозяина».

Там дистрофик-весна
отражается в сереньких лужицах,
и иголка-блесна
засверкает, залает, закружится
по провалам глазниц,
в медсанбате руками заляпанным,
и по тем, что срослись,
и по тем, что под корень оттяпаны.

Там плывут по ручьям
треугольники в школьную клеточку, —
там медали бренчат
и топорщатся желтые ленточки
на пустых рукавах,
словно бирки без имени-отчества.
Там в пластинке слова —
потому что по кругу — не кончатся.

И взорвется мотив,
дребезжа запотевшими кружками,
там мальчишка, забыв
про отцовский ТТ под подушкою,
от обновки слепой,
примеряет сандалики узкие.
Там вчерашняя боль
превращается в легкую музыку.

Там идут на убой,
не меняя рубаху нательную,
чтоб вернуться домой —
патефонной трубой, светотенью ли, —
чтоб нашарить ключи
там, где спрятал…А значит, и к лучшему,
что нельзя залечить.
Можно только по новой прослушивать.

Потому что это одно из лучших, что я читал на стихире. Почему из лучших? Да не знаю)) Замечательное, и все, чего тут еще скажешь?:))



октябрь
Антон Прозоров
http://www.stihi.ru/2008/10/01/1527

Черный сарай на станции погорелой,
в воздухе горечь, кровью земля пропитана,
хмурые дни, охваченные гангреной,
прелые листья пахнут печалью приторной.

Выкурить самокрутку, запечь картошку,
вымазать руки в саже, и вдруг привидится:
нас закопают в красной кирпичной крошке,
где-нибудь тут, под Винницей.

Мне нравится, когда авторы минимумом изобразительных средств достигают максимального эффекта. Антон Прозоров – из таких авторов. Точно, четко и ничего лишнего.



Ты умер, едва проснувшись, чуть свет, внезапно...
Горшков Олег
http://www.stihi.ru/2011/01/19/10485

Ты умер, едва проснувшись, чуть свет, внезапно.
С улицы пахло яблоком, стружкой, снегом.
И кто-то, никем оказавшийся, ставший неким
пробелом, лакуной, вбирая щемящий запах,
лежал посредине зимы, посреди обломков
религий, империй, времен, кораблей и прочих
скрипучих безделиц. И гулкий глагол, обмолвка,
неведомо чья, претворяли и беглый почерк,
и почву зимы, воцарившейся в мире. «Умер» –
гремели столетья, а ты всё лежал, покоясь
на утлой кушетке, чуть свесив коленки в космос
прокуренной комнаты, – гамлет, вернее, гумберт,
профукавший девочку-жизнь. Глубоко и сладко
дышалось тебе спелым яблоком, снегом, стружкой.
Вернее, кому-то, избывшему без остатка
себя самого. И сестрой, сиротой, простушкой
стремглав обернувшись, с ним девочка в такт дышала
и всё ворковала, целуя глаза и губы:
мой гамлет беспамятный, мой бестолковый гумберт,
не помнишь меня? Что ж, попробуем всё сначала –
от яблока, что едва качнулось назад, на запад,
от вязкой зимы, от купели студеной, ранней.
Ты умер сегодня, чуть свет занялся, внезапно.
Ты только рождаешься, ты ещё там, за гранью...

Потому что явственно ощутил этот запах яблок, стружки и снега – на грани…Вообще, в мире поэзии Олега Горшкова много осязаемых шероховатых скрипучих и не скрипучих безделиц, звуков, запахов, больших и малых времен и пространств, все того, что я так люблю. И опять же - при таком многообразии ничего лишнего, все точно и к месту, и работает на основной несущий образ.



Над Стокгольмом туман...
Геннадий Акимов
http://www.stihi.ru/2011/06/08/125

Над Стокгольмом туман, полудождь-полулёд.
Из кондитерской грузная дама бредёт -
ни кудряшек, ни талии тонкой.
У неё строгий взгляд, аппетит, варикоз,
ей никто не подарит букетика роз...
Фрекен Бок, вы ведь были девчонкой!

Вы играли здесь в салочки на щелбаны,
хулиганов гоняли - вы были сильны! -
и взлетали, визжа, на качелях.
Вас любил добродушный соседский щенок
и трепал за сползающий длинный чулок...
Ну зачем же вы так постарели?

Осень мерно стучит ледяным молотком,
убегает в далёкую даль молоко,
протекают пустынные крыши,
нависает туман непросохшим бельём.
Привидения стаей летят за окном,
а моторчик не слышен... Не слышен.

Хорошее стихо, ясное и внятное.  Несколько смутила строка  «Ну зачем же вы так постарели?», которая показалась мне уж слишком риторичной. А в целом – очень тронуло.
Последняя строфа особенно хороша.



Узкоколейка
Пермяков Андрей
http://www.stihi.ru/2010/12/27/2594

Подымаются из-за небольшого болота,
тают и снова тают на зеленоватой реке
тонкая, нечистая нота и другая тонкая, звенящая нота:
тепловозы болтают на тепловозьем своём языке.

Обычная средняя полоса, ничего слишком:
немного сырости, белой травы и холода.
Такие картинки встречаются в детских книжках:
после слов: «Путешественники вышли из города».

А эти всё так же гудят, звенят, звенят и гудят,
точно две сломанных, старообразных рации.
Ловишь рассеянным взглядом глупенький птичий взгляд,
вдруг понимаешь, что не научился прощаться.

Зацепило меня это стихо…Мастерски выстроенный образ и хлесткий финал, оставляющий долгое пронзительное эхо…Очень понравилось.




Еще, не раздумывая, включил бы и это, но был ограничен в своем выборе:

Над травой
Собачья Роза
http://www.stihi.ru/2010/11/10/4995

                "Зло - это миф, придуманный добрыми людьми,
                чтобы объяснить странную привлекательность всех остальных"
                О. Уайльд


Я просто шла домой – невысоко
внизу сверчало поле овсяное,
в бидоне пело птичье молоко
свежайшего вечернего надоя,
по кровлям разбегались огоньки,
потрескивая крыльями, взлетали
над руслом погасающей реки –
и пропадали где-то в чернотале.

Из монастырских кованых ворот,
в потёмках спотыкаясь об ухабы,
тянулся по дороге крестный ход:
всё больше чернецы, калеки, бабы.
Блаженный щёлкал лыковым бичом
и «цоб-цобе» покрикивал идущим,
не то просящим яростно о чём,
не то кого-то жалобно клянущим…

…Они меня не мучили почти.
До срока затворили в дальней келье,
ржаные просолённые ломти
оставив у соломенной постели.
Придя по следу, ветер ставни рвал,
царапал камень, отгрызал побелку,
котовьим басом в трубах завывал
и жалился бузиновой свирелкой.

Зачем, не зная сами, поутру
на перекрёстке разложив кострище,
они пришли смотреть, как я умру,
во все свои голодные глазища –
как задымится свежая смола,
заговорят еловые побеги,
и косточки поверженного зла
по хатам разнесут на обереги.

Юродивый в огонь подбросил плеть
и загорланил: «гори-гори ясно»…
Какая грусть - для вас дотла сгореть
и знать, что вы по-прежнему несчастны,
и уходить, уже не над травой –
над соснами, берёзами, дубами,
в обнимку с ветром, лёгкой и живой,
овсяный колосок зажав зубами.




ВОДА
Антип Ушкин
http://www.stihi.ru/2009/11/10/175

«Что тебе нравится?» «Мне нравится вода,
текущая неведомо куда,
неведомо откуда, для чего…»
«Не продолжай, я понял, H2O».

«Да нет же, нет! Мне нравится вода,
текущая неведомо куда,
неведомо откуда и зачем…»
«Так и скажи: река или ручей».

«Да нет же, нет! Мне нравится вода,
текущая неведомо куда…»
«Я понял, понял: это ты о жи-
зни нашей, правда ведь, скажи?»

«Да нет же, нет! Мне нравится вода,
текущая неведомо куда,
в себе не ощущающая льда,
не знающая, что она вода».




Кому не хватило моря
Гаэтан
http://www.stihi.ru/2010/08/26/6690

Так бывает: в пасмурное утро
выйдя без плаща и без галош,
ты в шагах запутаешься, будто
город на верёвочке ведёшь -
от земли на детскую ладошку,
над подсохшей корочкой травы
бродят черепаховые  кошки
и меланхолические львы.

За тобой с насиженного места
снимутся, теряя паспорта,
подворотни, улицы, подъезды:
вроде есть табличка — да не та.
Видишь дом, знакомый будто с виду,
а вглядишься — всё-таки иной:
кроткая лицом кариатида
оказалась с мавочьей спиной.

Жаль, не всем досталось жить у моря
при раздаче здешних адресов:
словно в коммунальном коридоре
комнату закрыли на засов,
а за дверью — не бывает лучше,
если не смущает вид на дно.
Прочим сухопутным невезучим
небо в утешение дано -

там свои затишья и цунами,
и рельеф прибрежной полосы...
Встали где-то между временами
памяти песочные часы -
просто зарастили перемычку,
застрочили оба рукава
в день, когда чадила шведской спичкой
тихая пустынная Москва.

Город семенит на пыльных лапках,
по тропинкам высохших ручьёв,
на зиму под черепичной шапкой
пряча шоколадных воробьёв.
"Где твой дом и дерево и дети?",
спросит кто-то, живший по уму, -
и стоишь, не зная, что ответить,
на крыльце, невидимом ему.





правила связи
Кукурме
http://www.stihi.ru/2009/02/19/2044

зыбко и хрупко, всё зыбко и хрупко,
пусть даже правила связи легки:
не говори в телефонную трубку,
если гудки.

позже под грудою слов похороним
важное что-нибудь, нам по плечу.
хочешь, я стану тебе посторонним?
я - не хочу.

воспоминания много не стоят,
пища бумаге и карандашу.
память, оставь золотым золотое,
очень прошу.

шарик воздушный, кораблик бумажный,
храм, фотография, рюмка с вином.
мы ещё сбудемся - где-то, однажды,
в жанре ином.

в новом, ещё не освоенном, стиле
нам нашаманит добряк-режиссёр,
что по сюжету друг друга простили
все - и за всё.

мы ещё сбудемся - где-то, когда-то,
не вопреки и не благодаря,
но в свой черёд, как сбывается дата
календаря.





Юзек и Магда
Елена Касьян
http://www.stihi.ru/2008/07/05/282

Юзек просыпается среди ночи, хватает её за руку, тяжело дышит:
«Мне привиделось страшное, я так за тебя испугался…»
Магда спит, как младенец, улыбается во сне, не слышит.
Он целует её в плечо, идёт на кухню, щёлкает зажигалкой.

Потом возвращается, смотрит, а постель совершенно пустая,
- Что за чёрт? – думает Юзек. – Куда она могла деться?..
«Магда умерла, Магды давно уже нет», – вдруг вспоминает,
И так и стоит в дверях, поражённый, с бьющимся сердцем…

Магде жарко, и что-то давит на грудь, она садится в постели.
- Юзек, я открою окно, ладно? - шепчет ему на ушко,
Гладит по голове, касается пальцами нежно, еле-еле,
Идёт на кухню, пьёт воду, возвращается с кружкой.

- Хочешь пить? – а никого уже нет, никто уже не отвечает.
«Он же умер давно!» - Магда на пол садится и воет белугой.
Пятый год их оградки шиповник и плющ увивает.
А они до сих пор всё снятся и снятся друг другу.





А лес глядел глазами грачьих гнезд...
Тамара Хоменко
http://www.stihi.ru/2010/01/05/8960

А лес глядел глазами грачьих гнезд,
Прозрачный, как ребенок после кори,
С ветвями так похожими на корни,
Был нов и неожиданно непрост,
И тонкой кожей чувствовали ветки,
Стряхнув зимы колючее стекло,
Шершавость солнца и текучесть ветра,
И пальцев человеческих тепло,
И вновь они дышали и росли,
Ловя в высоком напряженьи почек,
Залетной стаи угловатый почерк,
И  сдобный дух проснувшейся земли,
Что бунтовал уже под снегом талым.
И вдруг, как в сказке, грациозно, вскок,
Явился полдень молодым маралом
И о стволы чесал свой новый рог,
А в тех стволах, высоких и тугих,
Апрельские накапливало гуды
Сокодвиженья таинство и чудо,
И сбивчив был ручей, как первый стих.



Теперь три стихотворения из второго шорт-листа:



Там
Игорь Гонохов
http://www.stihi.ru/2011/06/11/4615

там у Зинки зарезал младшего старший брат,
а потом на гроб собирал по крохам весь дом.
там акация в парке, в сумерках аромат...
там и Китеж-город, Гоморра там и Содом.

там стоит аптека из красного кирпича,
там дорога, что снилась с детства мне раз пятьсот,
там под осень рубили сечкой тугой кочан,
там ходил я копать червей со своим отцом.

там земля прекрасна, что б на неё ни лилось,
кровь ли, слёзы, помои, ливни, вино, моча,
там когда-то за парком, в роще встречался лось,
там украли у Витьки спиннинг из «Москвича».

а теперь на стенах свастика, дремлют бомжи,
да вьетнамцы щебечут на языке ином.
было время, я здесь грустил, мастерил, блажил,
вон покойный мой дед с другом пошёл в гастроном

и пропал в толпе... я крадусь по земле тайком,
я ищу знакомый кустарник, пенёк, сарай
средь забитых дверей, полыни, ржавых замков,
будто эти вехи укажут дорогу в рай.

нахожу я немного, всюду верба и сныть,
да в старинной берёзе загнутый штырь стальной.
но отречься от боли, вырвать, сбежать, забыть,
как шагнуть из ковчега в бездну, вслед за волной.


По душе мне все это…Кто-то спасается земляничными полянами, а кто-то, чтобы не пропасть в бездне бытия, пытается удержаться за стальной штырь, торчащий из старой берёзы. Нравится мне эта тема, и исполнена она в данном случае замечательно.




детское ps
Рейвен
http://www.stihi.ru/2011/04/02/1774

Так будет в апреле: замрут облака –
русалочьи души в сетях рыбака.
Край бледного неба над талой водой
прошит камышовой иглой.
Живёшь-вырастаешь, как-будто трава,
чьё тонкое тело - почти тетива,
от ветра, что бродит в сухом ивняке,
на древнем поёт языке.
Зажмуришься – солнце сквозь веки течёт.
Ты веришь в тенистых чудовищ, ещё –
ныряя в шалашный густой полусвет –
никто не отыщет здесь, нет. 
Кровь свежих царапин, крапивы ожог –
след слёз незаметно стираешь со щёк.
Но божьей коровкой щекочет ладонь
срез времени. Тише, не тронь.
И сможешь однажды во сне подсмотреть:
цветением яблонь пронизана смерть,
и пряничный запах в запретном саду,               
где (знаешь) тебя подождут.
Так будет в апреле... Легки облака –
русалочьи души в сетях рыбака. 
И то, что нахлынет с весенним теплом
лишь жалость... О всех, ни о ком.

Вот за эту жалость, безымянную и безадресную, я и выбрал его. Почувствовал ее, а значит – стихотворение получилось.




Олеша
Александр Спарбер
http://www.stihi.ru/2010/06/01/4952

Под ветром накренились кроны,
как бригантины на волне –
и несколько шаров зеленых
сорвались вниз – и удивлённо
под ноги выкатились мне.
Один я поднял. Очень странным
древесный оказался дар –
он мог, наверно, быть каштаном,–
таким…. тропическим  каштаном…
Но нет.
Ты кто, зеленый шар?
 
            …Я думал, жизнь – сплошное лето,
             сплошное, вечное кино,
             над  всем я властен в мире этом,
             и пусть успех  гуляет где-то –
             ко мне придёт он всё равно.

             И солнца мяч  – горяч и прыток,
             и ветер мой целует лоб…

             … Срастётся всё – само, без ниток…

             И предвкушения напиток
             я пил глотками и взахлёб.


Нет, не срослось.  Да и не нужно.
И ладно. Сколько ни зови
фортуну голосом натужным  –
не будет ничего – ни дружбы,
ни вдохновенья, ни любви,
ни божества….
Но есть возможность
идя по жизни налегке,
увидеть  шар в пыли дорожной,
зелёный шар – и  осторожно
поднять и подержать в руке.

Пока эта возможность существует, стоит жить. Даже если предвкушение обмануло. Зеленый шар в пыли на дороге – дар, который тебя убережет и утешит. Очень хорошее убедительное стихо!




Включил бы и это, да нельзя:




Приснилась старая квартира
Дмитрий Мельников
http://www.stihi.ru/2011/06/12/7156

Приснилась старая квартира
и пес, который сдох давно,
и дядя Слава с тетей Ирой,
играющие в домино.

Приснился скорпион в подвале,
велосипед, прыжки с моста,
и слоники на одеяле,
и похороны кота.

Из полыхающей зимы
сбежав на ржавом космолете,
в открытый космос выйдем мы
и выпьем, сидя на капоте

за воскресение по сто
и за бессмертье под сардинку:
я, дядя в драповом пальто
и шарик с мурзиком в обнимку,

не глядя в сторону Земли,
где на обратной стороне,
теперь одни, совсем одни
три слоника сопят во сне.





Стоит мне место покинуть...
Игорь Чурдалёв
http://www.stihi.ru/2010/05/11/7918

Стоит мне место покинуть,
сняться, уйти навсегда,
все там пытается сгинуть,
рухнуть, пропасть без следа.
Чьим-то пристрастием тайным
путь мой дотла обожжен.
Скверик наивных свиданий
скрепер срезает ножом.
Там, где честны и картавы
детства живут голоса,
дочиста сносят кварталы,
жгут и корчуют леса.
Пепел уже остывает…

Впрямь ли я жил наяву
здесь, где бетон одевает
смятую нами траву?
Что за неведомый ветер,
словно пригоршню золы,
крохотный след человечий
злобно сдувает с земли?
Свищет вселенская вьюга.
С давешней тропкой – простись…

Друг мой, запомним друг друга.
Больше никак не спастись.




а то, кем я была...
Елена Касьян
http://www.stihi.ru/2010/07/26/430

За то, кем я была, и кем ещё побуду,
пока, как клейкий лист, не развернётся жизнь,
простите все,
кто, может быть, отсюда
посмотрит в черноту мою, и даль, и синь…
В нарядную меня – тростиночку, трёхлетку –
в хрустящее бумажное бессмертие моё,
где я под Новый год стою на табуретке,
и хохочу над тем,
как бабушка поёт...

Когда я отступлю – на шаг, на два – от края,
и встанут предо мной
мой дед, отец и брат,
которых больше нет (а я стою живая),
то, думается мне, сильнее во сто крат
я полюблю вас всех – и тех, кого не знаю,
и тех, кого забыла, забуду навсегда,
и тех, кого сейчас
бесследно забываю,
(ты спросишь «и меня?», и я отвечу «да»)…

Осыплемся мы все, как маковое семя,
из всех своих пустых бесчисленных сердец.
Но алые цветы пока цветут всё время,
пока ещё цветут
и зреют, наконец,
и истекают вглубь – то молоком, то мёдом,
и оплетают вдаль – то светом, то огнём,
и если не мешать, то прорастают сходу
сквозь ель,
сквозь табурет,
сквозь девочку на нём.

Я с вами заодно (не хуже и не лучше),
но мир стоит в дверях, как вечный Новый год,
и выведет нас всех, по одному, за ручку,
туда, где смерти нет,
где бабушка поёт,
где все уже равны и ростом, и любовью,
где не о чем роптать... лишь грустно от того,
что каждому из нас положат к изголовью
прощенья и конфет,
и больше ничего.




Больничное солнце
Стас Чайкин
http://www.stihi.ru/2010/04/28/8189

В прозрачном пакете лежат витамины,
Живые, отчаянно-рыжего цвета,
Бокастые солнца горят - не остынут,
Почти улыбаются мне из пакета.
И ты улыбалась: "Поправишься скоро!"
А после ушла, апельсины оставив...
Темнеет.
Стихает  за окнами город,
Я в мутные сны погружаюсь, как дайвер,
И вновь просыпаюсь, горячкой просолен, -
В поту.
Чьи-то тени в проёме оконном,
И лужицы лунного света по полу,
Бледны и прозрачны, ползут обречённо
На ощупь до двери... А там, в коридоре,
В сиянии лампы они умирают...

Как белые чайки 
над  стонущим морем -
Встревоженных ангелов мечется стая.
Я слышу их крики над крышей больницы,
Но слов не понять - говорят на латыни...
Все тело томится в объятиях ситца,
И звуки плывут миражами в пустыне:
То где-то внизу неотложка завоет,
То всхлипнет по-детски сосед-дальнобойщик,
А время застыло, почти неживое,
Мне хочется света
всё больше и больше...

И вот - когда проклята ночь многократно,
По каплям тоска введена внутривенно -
К нам солнце, шатаясь, заходит в палату,
Держась за седые больничные стены...
Я верю, как в Бога, в оранжевый шарик,
В желание жить вопреки медицине.
И я тебя жду, я тебя приглашаю
К себе.
Приходи,
угощу апельсином!




домой
Екатерина Перченкова
http://www.stihi.ru/2011/06/09/8692

храни меня как можешь, боже мой.
пусть я была вода - а стану камень...
гляди, гляди, как я иду домой,
к ветшающему берегу в тумане,
в распахнутое поле серебра
иду твоим смеющимся посыльным -
домой, домой, в сырые руки трав,
в босую нежность придорожной пыли.
в раю стоят большие корабли
и города, умолкшие под тенью,
но я из очарованной земли
несу тебе терновник и репейник.
домой, домой, где дальше и теплей,
где медлит сердце, вставшее по слову,
где воды расступаются во мгле
и небеса раскрыты - до седьмого;
под солнечный полуденный ожог,
с живых ветвей стекающий на плечи...
...всегда кто ранил - тот и бережет.
и кто покинул - охраняет крепче.





Взгляд Игоря Царёва на Октябрьский конкурс


Я хочу сказать, что после прочтения всего массива я поймал себя на странном ощущении, будто я прочитал хороший крепкий сборник... одного автора.
Умом я понимаю, что писали совершенно разные люди - и про возрасту, и по месту проживания, и даже по полу. Откуда же такая схожесть? Возможно классно поработала группа номинаторов, возможно сито редакторских оценок так сработало... Но послевкусия от прочтение получилось однозначным. Настолько кучно и близко по качеству и тематике лежат стихи, так похожа во всех техника, полет пера... Могу только порадоваться: как же много людей сегодня освоило высокий уровень техники стихослоржения!
Но это же меня и огорчило - есть в этой схожести какая-то червоточина, отсутствие неординарной судьбы, что ли, проступающей за строчками... Хотя, не дай Бог иметь неординарную судьбу. Этого и врагу не пожелаю.
Еще один (опять таки общий!) недостаток - излишнее многословие, недотянутости, мелкие огрехи, проскальзывающие тут и там... Стихи октябрьского контента похожи скорее на талантливые черновики, чем на уже окончательные тексты.
Заяви я сейчас об этом вслух, многие авторы, думаю, могут меня не понять и даже обидеться. Но, уверен, поскольку все тут люди способные и постоянно совершенствующиеся, то через пару другую лет они сами скажут то же самое.
Октябрьский конкурс "Окон" вывалил в верхние строчки рейтинга кучу алмазов. Но, еще не ограненных. Возможно еще и потому эти "камешки" показались мне столь похожими друг на друга. Потому, возможно, и такой разброс мнений в выборе других редакторов (трудно выбирать лучшее из похожего, вкусовщина при этом выходит на первое место).
Мне тоже трудно было выбирать. И я составил свою пятерку даже не по признакам "что чище или ярче сказано", а лишь по принципу - чуть сильнее зацепило (где-то строчка, где-то темка, где-то вовсе одно слово)... Обосновать и объяснить этот выбор невозможно. И, не исключено, перечитай я сейчас весь контент еще раз, выбор был бы другим. Но, так легла фишка на этот раз. Так ощутилось. Тут, кстати, я сейчас подумал, большую роль еще играет порядок стихов. Некоторые вдруг выигрышнее проявляются на фоне нынешних соседей в списке. А рядом с другими могли бы и затеряться.
Но, что получилось, то получилось. Судьба :)

Вот мой список. Без комментариев, как говорится. Ибо это будут только попытки объяснить необъяснимое:

1. Транзит Антон Прозоров
http://www.stihi.ru/2008/10/23/712

2. Осторожно, злая хххххх Светлана Ширанкова
http://www.stihi.ru/2011/06/08/156

3. Я помню имена твоих колец... Гаэтан
http://www.stihi.ru/2006/06/19-1845

4. когда уйду Кукурме
http://www.stihi.ru/2011/04/22/3714

5. Попутное Пермяков Андрей
http://www.stihi.ru/2010/12/27/2530




Мнение Майка Зиновкина:


вот мой выбор:

Лучшие 5:
1. Михаил Свищёв - «04, 12»
http://stihi.ru/2011/04/09/9607
2. Дмитрий Корогодов - «Километры»
http://stihi.ru/2008/02/07/1359
3. Игорь Гонохов - «Там»
http://stihi.ru/2011/06/11/4615
4. Геннадий Акимов - «Над Стокгольмом туман»
http://stihi.ru/2011/06/08/125
5. Собачья Роза - «Над травой»
http://stihi.ru/2010/11/10/4995

Худшие 5:
1. Антип Ушкин - «Вода»
http://stihi.ru/2009/11/10/175
2. Гаэтан - «Я помню имена твоих колец…»
http://stihi.ru/2006/06/19-1845
3. Михаил Свищёв - «Город»
http://stihi.ru/2011/01/27/4073
4. Собачья Роза - «Тигричество и все-все-все»
http://stihi.ru/2011/05/21/6029
5. Дмитрий Артис - «Новейшая история»
http://stihi.ru/2008/06/11/2948

Недооценённые:
1. Дмитрий Шунин - «Четыре месяца до лета»
http://stihi.ru/2008/02/12/160
2. Чёрный Георг - «Универсальный закон сохранения»
http://stihi.ru/2011/02/16/6146
3. Екатерина Перченкова - «x-place»
http://stihi.ru/2011/04/18/6879
4. Борис Панкин - «По образу и подобию своему»
http://stihi.ru/2005/02/23-49
5. Александр Коковихин - «Дрын-дрын-дрын»
http://stihi.ru/2011/05/30/1408
6. Наталья Нечаянная - «Вьётся»
http://stihi.ru/2011/04/15/5035
7. Шарль С Патриков - «Тузикблюз»
http://stihi.ru/2011/05/18/4255
8. Стас Чайкин - «Больничное солнце»
http://stihi.ru/2010/04/28/8189
9. Яна Юшина - «Умирай за меня любить»
http://stihi.ru/2010/05/24/2771
10. Таня Бумага - «д.Фрейду»
http://stihi.ru/2011/01/17/423
11. Марьяна Высоцкая - «Глашино»
http://stihi.ru/2011/06/12/683
12. Лёша Ефимов - «Одиночество»
http://stihi.ru/2009/01/27/2695
13. Сергей Ширчков - «Разбег»
http://stihi.ru/2011/04/22/37
14. Ленка Воробей - «Чем старше, тем труднее от лица…»
http://stihi.ru/2008/07/01/3023
15. Егор Мирный - «Изумрудный город»
http://stihi.ru/2011/04/09/8847
16. Кукурме - «Что-нибудь к чаю»
http://stihi.ru/2011/03/19/765
17. Пермяков Андрей - «И всё-таки что случится в самом конце…»
http://stihi.ru/2010/12/27/2565
18. Крафт - «Сочиняя орбитальные стансы»
http://stihi.ru/2011/03/28/4774
19. Евгений Петропавловский - «Если родился в краю полутрезвых ноликов»
http://stihi.ru/2008/03/25/1249
20. Балубыб - «Свитер»
http://stihi.ru/2002/11/12-51

что хочешь со мной делай - но сократить "недооценённые" не могу... за каждый стиш отвечу! :)











Взгляд Михаила Дынкина



Не буду много говорить, замечу лишь, что стихи (так мне кажется) можно условно разделить на НЕОБХОДИМЫЕ ("Грифельная ода" Мандельштама, "Осенний крик ястреба" Бродского, "Собака Павлова" Анашевича, "Иерониму Босху" Еременко и т.п., то есть стихи, без которых поэзия ощутимо теряет и в которых автор поднимается на недосягаемую высоту, так что начинает казаться, будто это уже не автор, а медиум, воспринимающий и передающий дальше то, что обычный слух уловить не в состоянии), ВОЗМОЖНЫЕ (талантливые, хорошо написанные) и НИКАКИЕ (эти последние я бы разделил на "грамотные" - написанные неплохо, а потому вводящие в заблуждение неопытного или безвкусного читателя, и собственно "никакие" - чудовищные вирши, построенные на штампах). НЕОБХОДИМЫЕ и НИКАКИЕ - это (если говорить об оценках экспертов) почти консенсус, с ВОЗМОЖНЫМИ текстами всё сложнее, поскольку отношение к ним это ещё и вопрос личных предпочтений, мировоззрений, идеологий, ожиданий. В общем, абсолютно беспристрастным я быть не смогу.

Первая пятёрка:

1. Антон Прозоров "Транзит"
http://stihi.ru/2008/10/23/712

Автор экономен в средствах, чуть ли не афористичен, но при этом ему удивительно много удаётся сказать.


2. Олинка "Про молоко"
http://www.stihi.ru/2011/06/09/6978

Стихи-шкатулка, стихи-лубок, стихи-хохлома. Многие из нас заблудились среди снегов и могил... и вдруг этот радостный пантеизм, растворение Бога во всём, так что любой зверёк самоценен и самодостаточен и столь же важен (или не важен), сколь важны (не важны) мы сами. Спасибо.


3. Сергей Пагын "Во времени всё больше вещества"
http://stihi.ru/2010/09/30/6190

Сергей Пагын представлен несколькими стихами, но я бы отметил этот. И недаром, думаю, подборка поэта в сентябрьском номере Знамени называется "Спасительный каштан", есть что-то завораживающее в этом тексте.


4. Игорь Гонохов "Там"
http://stihi.ru/2011/06/11/4615

Замечательная, точная работа. Читать и перечитывать.


5. Собачья Роза (Ирина) "Над травой"
http://stihi.ru/2010/11/10/4995

Какая-то воздушная поступь у этого стиха. Не мог не отметить.



Должен сказать, что выбирать было нелегко, некоторые достойные тексты остались за кадром. Я бы всё же хотел отметить ещё три:

Михаил Свищёв "04.12"
http://stihi.ru/2011/04/09/9607

Да, знаю, помню - на БЛК я в своё время не оценил это стихотворение, но перечитал и понял, что оно мне нравится. С хорошими стихами так и бывает - сегодня один ракурс, завтра другой... и потом, я не робот, могу и изменить мнение.


Майк Зиновкин "Полковник всем пишет"
http://stihi.ru/2011/04/06/8240

За образность. К сожалению, многие стихи автора (при всей своей незаурядности и метафоричности) рассыпаются. Возможно, они просто перегружены метафорами.


Геннадий Акимов "Над Стокгольмом туман..."
http://stihi.ru/2011/06/08/125

Cимпатичное стихотворение. Чистое и грустное. А от последней строчки у меня холодок в животе.



Три недооценённых:


1. Екатерина Перченкова "Так и надо"
http://stihi.ru/2010/09/07/2152

Прекрасный автор (на мой вкус), чьи стихи-триллеры вселяют в читателя тревогу и смятение, но кто сказал, что читателя следует ублажать и обнадёживать?


2. Таня Бумага "Смысл разговора"
http://stihi.ru/2011/04/19/3038

Нравится авторская работа со словом, балансирование на грани, сам "смысл разговора" при этом остаётся загадкой (или нет, я очень хорошо понимаю - о чём разговор, просто моё понимание невербализуемо)


3. Пермяков Андрей "Попутное"
http://stihi.ru/2010/12/27/2530

Кострома Андрея Пермякова чем-то напомнила жутковатые истории, связанные со скачущим всадником на пачке Казбека. Интересно было прочесть.


Насчёт стихов, которые не пришлись. Начал было составлять список, но слишком много чего не пришлось. Получается, если я выберу пять, это будет несправедливо, ведь эти предполагаемые пять ничуть не лучше любых других пяти, а выделять из непонравившегося особенно непонравившееся мне что-то не хочется.


Рецензии
Интересно получилось! Очень! Со всеми хочется в чём-то согласиться, в чём-то поспорить...
Были, как у Игоря, и у меня мысли о некой схожести стихов, "избранных" редакторами... но раньше, не на этом конкурсе. Нынче, мне показалось, участвовали и довольно самобытные тексты. Взять хотя бы стихи, выбранные Ником, пусть он специально самые непохожие выбирал (да и стихи, выбранные Сергеем и самим Игорем, такие разные).

Александр Коковихин   04.09.2011 20:17     Заявить о нарушении
Привет, дружище!
Рад, что заглянул почитать! А то мы тут - как три тополя на Плющихе... :)
Тоже думаю, что стихи попавшие в шорт в этот раз все сильны и
по-своему интересны! Поэтому "судить победителей" исходя из каких-то личныж своих пристрастий не захотел. И это совершенно не из боязни кого-то обидеть. Вопрос принципа и здравого смысла!
Мне обзоры Сергея и Игоря тоже этим нравятся (приглашают поговорить о стихах осмысленно и спокойно) и я с удовольствием с ними соседствую!

Стран-Ник   05.09.2011 00:59   Заявить о нарушении
А я не пишу отзыв патамушта обленилась нафик. Но ребята - молодцы, они не ленились. Это же сколько прочесть нужно! С ума сойти.
Берегите себя, Вы нам исчо нужны.
:-)

Ольга-Верн   05.09.2011 01:21   Заявить о нарушении
Разные,конечно. Но стойкое ощущение, что писано "одной рукой" :))

Игорь Царев   05.09.2011 16:16   Заявить о нарушении
Возможно, такое ощущение создается из-за того, что некоторые авторы представлены несколькими стихами и поэтому, когда читаешь шорт, периодически наталкиваешься на знакомую интонацию... :)
Ещё заметил, что вольно или невольно проект тяготеет к определенной, видимо актуальной на данный момент времени, концепции (этакий развивающийся в кинематографической динамике худ. образ)

Стран-Ник   05.09.2011 21:46   Заявить о нарушении
Согласен... Ещё, мне кажется, общее во многих стихах (но не во всех), "избранных" редакторской группой, что они "умные" (т.е. идущие от ума, "сделанные", "проработанные" от начала до конца, специально в меру наполненные "изюмом" и рассчитанные на понимающую публику). Это совсем неплохо. Это классно. Это, например, Бродский в большинстве текстов. Но иногда хочется чистого вдохновения, порыва, настроения, какой-то вольности, бесшабашности, м.б. глупости даже...

Александр Коковихин   07.09.2011 18:58   Заявить о нарушении
О, уже целая тополинная роща образовывается...:)))
Тут, думаю, мультиоценка, при всех её плюсах, невольно создает некий "формат" (не путать с БЛКовским):) вобрав в себя предпочтения довольно большой группы людей. И с увеличением числа редакторов всё больше усредняет (унифицирует) стихи на выходе.
Возможно об этом Игорь и говорит(?)

Стран-Ник   07.09.2011 22:13   Заявить о нарушении
Ну, это уже попытка объяснения (наверное отчасти все так и обстоит). Я же только о впечатлении говорил :)

Игорь Царев   07.09.2011 23:43   Заявить о нарушении
Ник, для того, чтобы избежать усреднения, я ввёл новое правило.

Победитель в высшей лиге получает право ставить 7 баллов за стих, который этого достоин. Этот стих при любых оценках остальных редакторов проходит в печать.

Таким человек должен быть настоящий поэт с абсолютным слухом на талантливые стихи. Я на 100 процентов уверен, что у Игоря есть такой слух.

Редакция Журнала Окна   09.09.2011 18:51   Заявить о нарушении
Таким человеком...

Извините, мысли обгоняют парадигму написания:-)

Редакция Журнала Окна   09.09.2011 18:53   Заявить о нарушении
Согласен насчёт Игоря на все двести! :))
Но не уверен, что это исправит положение(?)
Тут бы какой механизм придумать...

Стран-Ник   09.09.2011 23:05   Заявить о нарушении
"Победитель в высшей лиге получает право ставить 7 баллов за стих, который этого достоин. Этот стих при любых оценках остальных редакторов проходит в печать".
А не будет ли это означать, что одним директивным мнением будет перечёркнуты оценки и работа других редакторов? И где тогда демократические принципы редакции?

Ольга-Верн   09.09.2011 23:28   Заявить о нарушении
Я ж и говорю: механизм нужен.
Один, самый простой, я предложил в своём обзоре.
Но это ненамного исправит ситуацию. Чуть добавит разнообразия.
Можно еще разделить стихи по рубрикам. Это даст возможность оценивать стихи по поставленным и решаемым задачам
(направлений ведь много)

Стран-Ник   10.09.2011 00:39   Заявить о нарушении
А может и не нужно ничего... Наверное, унификация - неизбежное зло при любой попытке оценить стихи.

Стран-Ник   10.09.2011 00:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.