5. Смешенные размеры.

Собиратель Гербариев Лунных: литературный дневник

5. Смешенные размеры.


До сих пор рассматривались «чистые» стихотворные размеры, состоящие из двусложных или из трехсложных стоп: отдельно ямбы и хореи, отдельно дактили, амфибрахии и анапесты. Теперь речь пойдет о гибридных, смешенных формах, в которых двусложные


-56-


стопы чередуются с трехсложными либо в строгом, однозначно установленном порядке (логаэды), либо вольно, в относительном беспорядке (дольники), т. е. не отдельно о дактилях и хореях, а о своего рода дактило-хореях или анапесто-ямбах.


Их конструировал Ломоносов. Охарактеризовав ямбы и анапесты, он специально занялся стихом, «из ямбов и анапестов смешенным», и привел пример такого стиха: Во пи/щу себе/ червей/ хватать, где первая стопа ямбическая, вторая — анапест, и далее — опять две ямбических; причем чередоваться они могут «по нужде или произволению», т. е. как в логаэдах или как в дольниках. Охарактеризовав далее хореи и дактили, он знакомит нас со стихом, «из хореев и дактилей смешенным, где по нужде, или по изволению, ту и другую употреблять можно стопу», и опять-таки приводит при мер: Ежель бо/ится,/ кто не/ стал бы/ силен без/мерно 1. Здесь из шести стоп первая и пятая — дактили, остальные — хореи; причем такой порядок может быть принят для всех стихов, «по нужде», и тогда это логаэды, а может и нарушаться — скажем, в следующем стихе дактилическими окажутся другие стопы, и их будет уже не две, а три или четыре из шести, и тогда это дольники.


Естествен вопрос: почему хореи предрасположены к смешению с дактилями, а не с анапестами, а ямбы — с анапестами, а не с дактилями? На это есть причины, учтенные, по-видимому, Ломоносовым. И в дактилической, и в хореической стопах первый слог сильный, ударный. В этом их родственность. И в ямбической, и в анапестической стопах сильным является, напротив, заключительный слог, и в этом родственность ямба и анапеста. Это факт, последствия которого реально ощутимы в истории русского стиха.


Самые яркие и подчеркнуто очевидные явления смешенных размеров наблюдаются в стихотворных текстах, включающих строки разных метров. Это не частные случаи, но и по ним видно, что, допустим, хореи предрасположены к соседству именно с дактилями. Таковы, например, стихи поэта-декабриста А. Одоевского на переход из Читы в Петровский Завод. В них каждое четверостишие, не считая припева, начинается дактилической строкой, за которой следуют три хореические:


Зыблется светом объятая Д
Сосен цепь над рядом юрт. Х
Звезды светлы, как видения, Х
Под навесом юрт. X


Интересен в том же плане эксперимент молодого Добролюбова, написавшего стихотворение, в котором последовательно, через одну, хореические строки чередуются с дактилическими:


______________
1 Ломоносов М. В. Избранные произведения. С. 490—491.


-57-


Весь изнеможенный, утрудившийся X
Зноем палящим и долгим путем, Д
На песок упал он раскалившийся X
В страхе, в отчаяньи робком, немом. Д


Это стихотворение называется «Оптический обман», но его ритм создает эффект не столько оптического, сколько акустического «обмана» — настолько причудливо-необычно здесь сочетание разных метров, хотя, как выясняется, эта необычность умещается в русле определенной традиции — «дактило-хореической». Впрочем, из этого не следует, что хорей, уживающийся с дактилем, нетерпим к анапесту. В системе расшатанных метров, характерных для «Песен запад ных славян» и «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина, вполне естественно соседство хорея с анапестом: Здесь я точно бедная мурашка (X), Занесенная в озеро бурей (Ан).


Зато на первый взгляд (но только на первый!) кажется, что ямб с анапестом не монтируется. Не припоминаются такие метрические композиции, когда ямбические строки чередовались бы с анапестами. Иначе обстоит дело с амфибрахиями, вовсе не предусмотренными Ломоносовым. Тут примеры имеются. Приведем отрывок из революционного гимна Катенина «Отечество наше страдает» (в редакции Ф. Вигеля, впервые опубликовавшего следующий от рывок):


Свобода! Свобода! Амф
Ты царствуй отныне над нами! Амф
Ах! лучше смерть, чем жить рабами, — Я
Вот клятва каждого из нас... Я


Давно обратили на себя внимание амфибрахические вставки в четырехстопные ямбы тютчевского стихотворения "Silentium!":


Молчи, скрывайся и таи Я
И чувства и мечты свои. Я
Пускай в душевной глубине Я
Встают и заходят оне Амф


Безмолвно, как звезды в ночи: Амф
Любуйся ими — и молчи. Я


Но это не дает оснований сомневаться в реальности и продуктивности анапесто-ямбических размеров. Как будет видно далее, стопы анапеста и ямба прекрасно сочетались в пределах дольниковой строки. И вообще, о смешенных размерах правильнее судить не по случаям совмещения в тексте стихов двусложного и трехсложного размеров, а по расположениям двустопных и трехстопных стоп внутри строк. И здесь на первый план выдвигаются дактило-хореические формы как наиболее употребительные и оставившие заметнейший след в поэзии.


-58-


Таковыми являются дольники на дактилической основе — с частичной подменой некоторых дактилических стоп хореическими. Известна, например, трехстопная разновидность такого размера. Пред полагалось, что она возникла еще в XVIII в. у Сумарокова:


Ты нас, любовь, прости,
Нимфы твои прекрасны
Стрелы свои внести
В наши ряды не властны.


С. М. Бонди назвал этот стих дольником — «стихом, вновь "открытым" и введенным в употребление в начале XX века символистами» 1. Правда, позднее П. Н. Берковым, подготовившим «Избранные произведения» Сумарокова (Л., 1957), высказывалось предположение, согласно которому это силлабический стих, с чем не согласился В. Е. Холшевников, охарактеризовав текст сумароковской песни как логаэдический 2.


Четырехстопную разновидность дактило-хореического дольника находим у Державина в стихотворении «Снигирь».


Нет теперь мужа в свете столь славна: Д—Х
Полно петь песню военну, снигирь! Д


Сходные фигуры встречаются у Некрасова в «Псовой охоте»: рядом с четырехстопными дактилями — дактило-хореические стихи типа Здесь он не струсит, здесь не уступит. Пятистопная разновидность встречается у Катенина, в поэме «Инвалид Горев». Этот стих иногда ошибочно принимали за гекзаметр, упустив из виду, что в гекзаметре шесть стоп, а в поэме Катенина — пять:


Князю понравился Горев; открыл он бумажник, Д
Вынул сто рублей: «Возьми-ка, служивый!» Д—Х
Тот не берет. «Ты, друг мой, чинишься напрасно...» Д—Х


И наконец, шестистопная разновидность дактило-хореического дольника — русский гекзаметр. Его образцы сконструировал Ломоносов, но сам он практически не пользовался этим размером. Гекзаметр разработал Тредиаковский. За ним — Радищев, Кюхельбекер, Дельвиг, переводчики гомеровского эпоса Гнедич и Жуковский. Гекзаметр стал самым распространенным из всех дактило-хореических и вообще смешенных размеров. Известны различные типы его вариаций 3. Два из них можно назвать основными: преобладающий дактиль с минимумом хореических стоп и незначительно преобладающий дактиль с максимумом хореических стоп. Второй тип менее


________________
1 Бонды С. М. Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков//!?. К. Тредиаковский. Стихотворения. Л., 1935. С. 57. 2 См.: Холшевников В. Е. Логаэдические размеры в русской поэзии//Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти акад. В. В. Виноградова. Л., 1971. С. 433—434. 3 См.: Бонди С. М. Пушкин и русский гекзаметр//Бонди С. М. О Пушкине. М., 1978. С. 310-371.


-59-


«напевен» и гладок, более экспериментален и, не будучи расчленен в записи на отдельные строки, производит впечашение прозаического текста; во всяком случае стиховой ритм и нем распознать нелегко. Так, не был угадан гекзаметр в автоэпитафии Катенина, ко торую обычно цитируют как прозаическую: «Павел, сын Александров, из роду Катениных. Честно отжил свой век, служил Отечеству верой и правдой, в Кульме бился насмерть, но судьба его пощадила; зла не творил никому и мене добра, чем хотелось». На самом же деле это, конечно, стихи — четыре строки гекзаметра 1:


Павел, сын Александров, из роду Катениных Честно
Отжил свой век, служил Отечеству верой и правдой,
В Кульме бился на смерть, но судьба его пощадила;
Зла не творил никому и мене добра, чем хотелось.


«Испытание гекзаметром» было в свое время для русских поэтов важным показателем их версификационного мастерства. Испытания этого иной раз не выдерживали даже гении. У Лермонтова гекзаметры, вопреки общепринятой норме, перебиваются пятистопными и семистопными стихами. Столь же неверный, искаженный гекзаметр у раннего Некрасова. Причем это именно ошибки, а не попытки сознательно, эксперимента ради, отклониться от нормы. Легче давался гекзаметр поэтам «чистого искусства», охотно обращавшимся к антологической тематике и мотивам античности, хотя и у Майкова, и Щербины, и у Мея, и даже у Фета встречаются такие метрические несообразности, которые не допускались прославленными мастерами гекзаметра в пушкинскую эпоху.


Опытом (не вполне последовательным) семистопного дактилохореического размера является стихотворение Мея «Видение».


В XIX в. логаэды и дольники создавались также на основе амфибрахия: в одной из амфибрахических стоп стиха отсекался последний слог и получалась как бы стопа ямба, так что такой размер можно назвать ямбо-амфибрахическим. Вот его трехстопная разновидность:


На ту знакомую гору Я — Амф
Сто раз я в день прихожу, Я — Амф
Стою, склоняся на посох, Я — Амф
И в дол с вершины гляжу. Я — Амф (Жуковский)


Они меня истерзали Я — Амф
И сделали смерти бледней, Амф
Одни своею любовью, Я — Амф
Другие враждою своей. Амф (Григорьев)


__________________
1 См.: Русская речь. 1986. № 4. С. 146—148.


-60-


У Жуковского — строгий и четкий логаэд. В переводе из Гейне Григорьева — воспроизводящий ритм оригинала дольник, не оставляющий никаких сомнений относительно своей амфибрахической основы, поскольку четные строки приведенного четверостишия являются амфибрахиями в чистом виде.


Четырехстопная разновидность ямбо-амфибрахического дольника представлена в стихотворении Фета «Измучен жизнью, коварством надежды». Вот наиболее доступная стиховедческой диагностике строфа:


Из этих грез в мировом дуновеньи Я — Амф
Как дым несусь я и таю невольно, Я — Амф
И в этом прозреньи, и в этом забвеньи Амф
Легко мне жить и дышать мне не больно. Я — Амф


Пятистопную логаэдическую разновидность находим у Лермонтова, в переводе из Гейне:


Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной.


Спрашивается: если это логаэд и все стихи метрически одинаковы, то откуда уверенность, что его основа — амфибрахическая? Ведь здесь нет ни одного стиха, который читался бы как правильный амфибрахий, как это бывает в дольниках, где «смеси» амфибрахиев с ямбами перемежаются чистыми амфибрахиями. Это так, и в нашем случае неосторожно делать слишком решительный и безоговорочный вывод. Но и отказываться от высказанной гипотезы не нужно. Кстати, в известном остроумном перифразе лермонтовских стихов у Некрасова вместо логаэда применен дольник, причем стихи ямбоамфибрахические сочетаются с чистыми амфибрахиями; возник же этот размер, несомненно, на основе лермонтовского логаэда.


Среди приведенных примеров на ямбо-амфибрахии два — пере воды из Гейне. Это не случайно. Немецкий поэт был большим мастером смешенных размеров, и некоторые наши переводчики чутко реагировали на это, стремясь передать ритм оригинала. В XX в. эта тенденция переросла в настоятельное требование эквиритмии, которое предусматривало, чтобы стихотворный перевод и в самом деле осуществлялся «размером подлинника». Распространились такие русскоязычные имитации дольников Гейне, в которых наряду со строками амфибрахия и ямбо-амфибрахия фигурировали строки чистого ямба, так что было совсем неясно, на амфибрахической или на ямбической — трехсложной или двусложной — основе формируется такой дольник:


Но время, дорогая, Я
Тебе иное сулит: Я — Амф
Зима на щеках воцарится, Амф
А сердце зной опалит. Я — Амф (Перевод Т. Сильман)


-61-


Ямбо-амфибрахический дольник на ямбической основе, т. е. ямбы вперемежку с ямбо-амфибрахиями, когда к ямбической стопе как бы приращивается один безударный слог и она становится амфибрахической, известен русской классической поэзии. Его четырехстопная разновидность имеется у Тютчева:


О, как на склоне наших лет Я
Нежней (мы любим) и суеверней... Я — Амф
Сияй, сияй, прощальный свет Я
Любви (последней), зари вечерней! Я — Амф


(Курсивом выделены амфибрахические «вставки» в ямбический ряд.)


И наконец, анапесто-ямбы. Ломоносов прочил им продуктивное будущее. Традиция, впрочем, оказалась прерванной почти на два столетия. Зато она возобновилась и получила широкое распространение в XX в., причем подавляющего преимущества удостоилась трехстопная разновидность. Ее интонационная гибкость до пускает переключения в разные эмоциональные регистры — вплоть до высочайшего трагического накала, столь близко знакомого трехстопному анапесту, на метрической основе которого возник рассматриваемый размер. Так, у Ахматовой в «Поэме без героя» читаем:


Что ж вы все убегаете вместе, Ан
Словно каждый нашел по невесте. Ан
Оставляя с глазу на глаз Ан — Я
Меня в сумраке с черной рамой, Ан — Я
Из которой глядит тот самый, Ан — Я
Ставший наигорчайшей драмой Ан — Я
И еще не оплаканный час? Ан


В стихе этого размера первая стопа всегда анапестическая, ямбической может быть вторая или третья стопа, либо же все три стопы — анапесты. Возможен и логаэдический вариант анапесто-ямбического трехстопника. Допустим, первые две стопы постоянно анапестические, а третья — ямбическая, как у Цветаевой:


В черном небе слова начертаны,
И ослепли глаза прекрасные,
И не страшно нам ложе смертное,
И не сладко нам ложе страстное.


Поскольку дольники, как отмечалось, преимущественно базируются на основе трехсложных размеров, постольку им свойственны некоторые общие с ними черты. Так, подобно трехсложным размерам, дольники подчас обнаруживают тенденцию к скользящим анакрузам. В приводившемся переводе Григорьева из Гейне преобладают односложные, как в амфибрахии, анакрузы, но последний стих И меня не любила она — чистый анапест, двусложная анакруза. Бывает и так, что рядом оказываются все три типа анакруз, как в стихотворении Брюсова «Грядущие гунны»:


-62-


На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий —
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.


Здесь в первом и четвертом стихе анакруза односложная, как в амфибрахии, во втором — нулевая (дактиль), в третьем — двусложная (анапест).


В трехсложных размерах в XX в. заметно повысилось количество пропусков метрического ударения, если сравнивать с той картиной, которая наблюдалась в прошлом столетии. Соответственно это сказалось и на дольниках, и на логаэдах. Например, цитировавшийся стих Ахматовой Ставший наигорчайшей драмой, имея внеметрическое ударение на первом слоге, обнаруживает пропуск метрического ударения на третьем слоге. Логаэд Цветаевой Дуновение — вдохновения (из цитировавшегося стихотворения «В черном небе слова начертаны») имеет пропуск метрического ударения на шестом слоге. Брюсовская строка из «Вечеровой песни» Разливается сумрак голубоватый — четырехударный дольник, а ударений всего три: одно пропущено.


Скольжение анакруз, пропуски метрических ударений, плюс к этому возможность разностопных стихов — все это сильно расшатывает относительную ритмическую стройность дольника. Дольник и без того несколько вольный размер, но в классических своих вариантах он все же сохранил известную стройность, о чем свидетельствуют хотя бы образцы русского гекзаметра. К другим же видам дольника в прошлом веке прибегали осторожно и не очень охотно; чистые трехсложные размеры предпочитались порой и тогда, когда дольниковая форма органичнее соответствовала бы тексту. При всей хрестоматийности лермонтовского стихотворения «Ангел», при нашей привычке видеть его таким, каким оно написано, в его правильном метре видится несостоявшийся дольник, у которого были все основания состояться, но мастер не захотел этого и не допустил стяжений, заполнив наме чавшиеся «пустоты» односложными, необязательными (обязательными лишь для амфибрахического метра) словами. Воспроизведя две первые строфы стихотворения, выделим слова, отсутствие которых превратило бы амфибрахии в дольники и привело бы к варьированию анакруз:


По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню (он) пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали (той) песне святой.
(Он) пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом (он) пел, и хвала
Его непритворна была.


Стяжения возможны и в последующих двух строфах (в объятьях вместо в объятиях, желаньем вместо желанием) — это поддержало бы


-63-


ритмический строй дольника. Однако, по-видимому, Лермонтов ставил перед собой иную цель. Соблазн нарушить метрическую схему трехсложных размеров у него не возник. А вот противоположный случай (поэма Симонова «Сын артиллериста»), когда состоявшийся дольник являет избыточную вольность, каковой не наблюдалось в предшествующих примерах:


Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла! —
Такая уж поговорка
У майора была.


Здесь и скользящие анакрузы: односложные в нечетных стихах, нулевая во втором, двусложная в четвертом; и пропуск или же ослабленность метрического ударения на предлоге "из" и частице "уж"; и разностопность — по три стопы в первых трех стихах и две в четвертом. Размер не просто смешенный, а как бы расшатанный.


Примеры подобной расшатанности дают основание полагать, что дольник занимает промежуточное положение между силлаботоникой и тоникой. Стопность этого стиха теряет очертания, иногда ее трудно уловить. Но полезно помнить, что расшатанная стопность и вообще отвергнутая стопность — это принципиально разные вещи, поэтому исключать дольники из истории силлабо-тонического стиха (относя тем самым их к тонике) не следует.



Другие статьи в литературном дневнике: